Курсовая работа. Использование игровых технологий в воспитательном процессе в современной школе
Скачать 76.64 Kb.
|
Глава 2. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ 2.1. Понятие и сущность игровых технологий в учебно-воспитательном процесс Принцип активности ребенка в процессе воспитания был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием понимается качество деятельности, характеризующееся высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, работоспособности и соблюдении социальных норм. Сам по себе этот вид деятельности встречается не часто, он является результатом целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, то есть прикладной педагогической технологии. Педагогическая технология - это система методов, приемов, этапов, последовательность которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и личностного развития ученика, а сама деятельность представлена процессуально, т. е. как определенная система действий; разработка и процессуальная реализация компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающих гарантированный результат. Сама технология - это научно и / или практически обоснованная система деятельности, используемая человеком для определенных целей [15]. Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям: по источнику происхождения (на основе педагогического опыта или научной концепции), по целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных качеств, Развитие индивидуальности), по возможности педагогические средства (какие средства воздействия дают наилучшие результаты). К основным педагогическим технологиям относятся: традиционное обучение, интерактивные подходы, развивающее обучение, игровое обучение, проблемное обучение, авторские педагогические технологии, эмоционально-смысловой подход, компьютерные технологии обучения, многоуровневое обучение, проектный метод [24]. Любая технология имеет средства, активизирующие и интенсифицирующие деятельность обучающихся, но в некоторых технологиях эти средства являются основной идеей и основой эффективности результатов. К таким технологиям относятся игровые технологии. Согласно определению Г. К. Селевко, игровая технология - это вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение социального опыта, в ходе которой формируется и совершенствуется самоуправление поведением [15]. Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют формированию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций: правильно организованная игра с учетом характера материала тренирует память, помогает учащимся развивать речевые навыки и умения; стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету. Игровая технология характеризуется тем, что средства, активизирующие деятельность учащихся, являются ее основной идеей и основой эффективности результатов [22]. Понятие «игровые педагогические технологии» включает в себя достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в виде различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным свойством – четко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, который может быть обоснован, четко определен и охарактеризован учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на занятиях с помощью игровых приемов и ситуаций, которые выступают средством поощрения и стимулирования учащихся к учебе. Реализация игровых приемов и ситуаций при ограничении времени проведения занятий происходит по следующим направлениям: дидактическая задача ставится перед учащимися в виде игровых задач; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, что переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактических заданий связано с игровым результатом. Использование игровых технологий в воспитании учащихся обусловлено многими факторами. Прежде всего, это огромный воспитательный потенциал игры. Изучение развития детей показывает, что все психологические процессы развиваются в игре более эффективно, чем в других видах деятельности. Игра синтезирует познавательную, трудовую и творческую деятельность ребенка [11]. В состав игровых технологий входят: Целеполагание - постановка образовательной цели, ее научно-педагогическое обоснование. Планирование - выбор методов, форм и средств достижения цели, определение этапов технологии (планирования). Реализация цели - достижение цели путем организации игр, упражнений и заданий в соответствии с планом. Анализ полученных результатов. Практически все игровые технологии имеют ряд базовых особенностей: наличие свободных развивающих видов деятельности, которые могут быть выбраны ребенком по его желанию для удовлетворения собственных образовательных потребностей. творческий характер, который часто проявляется в импровизированной деятельности, в «поле творчества» учащихся. положительный эмоциональный фон игровой деятельности, который порождается весельем, чувством соперничества и соперничества, открытием чего-то нового и т.д. наличие правил - прямых или косвенных, которые отражают характер игры, ее содержание, логическую последовательность и т.д. [7]. Игровые технологии выполняют в учебно-воспитательном процессе следующие функции: Развлекательная - эта функция является одной из основных функций игры. Игра призвана доставить ребенку удовольствие, вдохновить, пробудить интерес к различным видам деятельности, удовлетворить его потребности в знаниях. Коммуникативная - ориентирована на приобретение и развитие ребенком своих коммуникативных умений, овладение диалектикой общения. Самореализация - игра позволяет ребенку «примерить» на себя различные роли, получить бесценный навык практической деятельности. Игровая терапия - направлена на преодоление ребенком различных трудностей, возникающих в процессе его жизнедеятельности (например, борьба со страхами). Диагностическая - предусматривает выявление отклонений в развитии детей в процессе их игровой деятельности. Коррекционная - направлена на внесение положительных изменений в структуру личностных показателей ребенка. Межнациональная коммуникация - предполагает процесс усвоения учащимися общепринятых в рамках конкретного общества (государства) социально-культурных ценностей. Социализация - процесс включения ребенка в социальные отношения, адаптации его к современному обществу через усвоение общечеловеческих норм [25]. Таким образом, игровые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, они включают в себя обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в виде различных педагогических игр. Я считаю использование игровых технологий на занятиях важным и необходимым, так как при применении игровых технологий формирует у учащихся метапредметные УУД (универсальные учебные действия). А именно: регулятивные - планирование, контроль, саморегуляция; когнитивные - поиск и отбор необходимой информации, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; коммуникативные - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Важность использования игровой технологии в решении задач ФГОС заключается в том, что она позволяет достичь положительного эффекта: как педагогическая технология для освоения понятий, тем и областей знаний; в качестве элемента более широкой технологии; также в качестве способа, приема, метода, средства обучающего диалога при решении социальных и нравственных проблем; как основа межпоколенческого взаимодействия в условиях социальной мобильности и информационной насыщенности. Игра дает возможность не превращать любое дело в суровую необходимость, а придать вашим образовательным целям увлекательный характер. Общие условия использования игры в учебно-воспитательном процессе: необходимость оценки ежедневного использования игры по двойному критерию; по непосредственному эффекту и в соответствии с перспективой развития познавательных интересов; понимание игры как формы организации коллективной, руководимой педагогом учебной деятельности; необходимость обеспечения непосредственного обучающего эффекта игры, то есть познавательной направленности, направленной на овладение приемами учебных действий; создание положительного эмоционального настроя, способствующего возникновению у ребенка состояния творческого поиска и инициативы во время игры. Игровая технология характеризуется тем, что средства, активизирующие деятельность учащихся, являются ее основной идеей и основой выполнения. По определению, игра - это вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение социального опыта, в ходе которой формируется и совершенствуется самоуправление поведением. Таким образом, использование игровых технологий позволяет реализовать системно-деятельностный подход к обучению и воспитанию. Это позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которые учащиеся должны уметь осваивать. Овладение учащимися универсальными учебными действиями в процессе игры создает возможность для самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций, в том числе организации усвоения, то есть умения учиться. Такая возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия представляют собой обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях знаний и мотивацию к обучению и воспитания. Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять и развивать их познавательную активность [21]. 2.2. Педагогическая классификация игровых технологий В педагогической литературе отсутствует единый подход к классификации игровых технологий. Они классифицируются по характеру педагогических задач, характеру деятельности учащихся, организационному характеру и др. [23]. Для представления методологического разнообразия использования игровых технологий в учебном процессе целесообразно выделить их по наиболее характерным признакам, представленным в таблице 1. Таблица 1. Виды игровых технологий.
Игровые технологии, в соответствии с предложенной классификацией, взаимосвязаны. Обычно один игровой проект включает в себя набор игр с различными характеристиками [5]. Игра является настолько уникальным явлением бытия, что ее просто невозможно использовать в различных сферах человеческой деятельности, в том числе и в обучении. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта. Особое место в игровой технологии отводится системе педагогических игр Г. К. Селевко [15]. Таблица 2 Классификация педагогических игр по Селевко Г.К.
Игровые технологии используются в учебном процессе с незапамятных времен. В настоящее время они все чаще используются в начальном образовании. В средней и старшей школе игровые технологии используются редко. Игры могут быть использованы непосредственно в процессе обучения и воспитания. По характеру педагогического процесса выделяют следующие группы игр: обучение, тренировка, контроль и обобщение; познавательная, образовательная, развивающая, социализирующая; репродуктивный, продуктивный, творческий; коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др. Существует обширная типология педагогических игр по характеру игрового метода. Три большие группы: - игры с готовыми «жесткими» правилами; - игры «вольные», правила которых устанавливаются в ходе игровых действий; - игры, сочетающие в себе свободный игровой элемент и правила, которые принимаются как условие игры и возникают в ходе ее протекания [20]. Педагогические игры обладают существенным свойством - четко поставленной целью воспитания и соответствующими ей педагогическими результатами, учебно-познавательной направленностью. Активизировать познавательную деятельность учащихся позволяет игровая форма занятий, которая создается с помощью игровых приемов и ситуаций. Все виды игр могут выступать как самостоятельными, так и взаимодополняющими. Использование каждого вида игр и их различных комбинаций определяется особенностями учебного материала, возрастом учащихся и другими педагогическими факторами [14]. 2.3. Роль игровых технологий воспитания в современной школе Игровая модель педагогической направленности имеет две группы целей – обучающую (дидактическую) и воспитательную. Предметом игры является предмет деятельности участников игры, он зависит от модели осваиваемой сферы жизнедеятельности и представляет собой перечень процессов или явлений, требующих грамотных действий. Важным элементом сценария является способ генерации событий, который определяет динамику и характер игрового процесса. Компоненты модели игры: сценарий, правила, цели, роли и функции игроков. Игровая модель педагогической направленности позволяет моделировать учебный процесс. В игровой модели образовательного процесса педагог создает проблемную ситуацию посредством введения игровой ситуации: проблемная ситуация переживается участниками в ее игровом воплощении, основой деятельности является игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условном игровом плане. Игровая среда также трансформирует позицию педагога, который балансирует между ролью организатора, помощника и партнера в общем действии. Результаты игры предстают в двойном плане - как игра и как учебно-познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как модели ее взаимосвязи с реальностью. Важнейшая роль в этой модели принадлежит итоговому ретроспективному обсуждению, в ходе которого учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, игровые ценности (имитационные) модели и реальность, а также учебно-игровое взаимодействие. Компоненты игровых технологий В. В. Николиной: - мотивационный, - ориентация, цель, - содержание-оперативное, - ценностно-волевой, - предполагаемый. Компоненты игровых технологий определяют логику поэтапного построения педагогом учебного процесса. 1. Ориентация. Преподаватель представляет изучаемую тему, побуждает учащихся знакомиться с основными понятиями, которые в ней используются. Затем дается описание симуляции и правил игры, обзор общего хода игры. 2. Подготовка к мероприятию. Преподаватель излагает сценарий и условия игры, акцентируя внимание на игровых заданиях, правилах, ролях, игровых процедурах, правилах подсчета очков и примерном типе решений во время игры. После распределения ролей между участниками проводится пробный «прогон» игры в сокращенном виде. 3. Проведение игры как таковой. Педагог сам организует игру, фиксируя последствия игровых действий в процессе (следит за подсчетом очков, характером принимаемых решений), объясняет неоднозначности и т. д. Общим структурным элементом игры, независимо от ее вида, является вступительная речь, направленная на активную и творческую деятельность. Во вступительной речи педагог формулирует цель игры, еще раз напоминает правила, создает необходимую эмоциональную и рабочую обстановку. Необходимым элементом игры является наличие эмоционального фона, интереса. Для этого целесообразно создать необходимую игровую среду, окружение (разместить оборудование в пространстве и т.д.). активность участников игры во многом зависит от контакта преподавателя и учащихся. 4. Обсуждение игры. При подведении итогов преподаватель исходит из конечного результата игры, т. е. степени усвоения знаний по теме, формирования умений, проявления личностных качеств, развития своего самостоятельного творческого мышления. Педагог проводит дискуссию, в ходе которой дается описательный обзор-описание «событий» игры и их восприятия участниками, трудностей, возникших в ходе дела, идей, пришедших в голову и т. д., побуждает студентов анализировать игру. Особое внимание часто уделяется сравнению симулятора с соответствующей сферой профессиональной деятельности, установлению взаимосвязи между содержанием игры и содержанием учебного курса или курсов. Одним из результатов обсуждения также может стать обзор игры, сбор предложений по внесению в нее изменений и дополнений. Указывает на то, что получилось удачно в игре, и на что стоит обратить внимание. Игровые технологии представляют собой определенную последовательность действий, операций по отбору, разработке, подготовке различных игр, включению обучающихся в игровые модели, реализации самой игры, подведению итогов [2]. Для достижения высокой производительности игровых технологий необходимо выполнить ряд условий. 1. Первая группа условий связана с формированием мотива деятельности. Каждая деятельность должна иметь внутреннюю мотивацию. Мотивация затем трансформируется в конкретный план, программу. Она включает в себя формирование потребности в приобретении знаний и интереса к способам их получения. Стимулирующими факторами в формировании познавательных потребностей являются: - разнообразие игровых ситуаций; - активность в решении учебных задач в процессе игры; - увлеченность изучением нового материала с использованием игрового метода; - развлечение; - соревновательность. 2. Вторая группа условий обеспечивает формирование системы знаний, основанной на управлении игрой. Задача состоит в том, чтобы научить учащихся самостоятельно приобретать и применять знания, опираться на имеющиеся умения, планировать свою деятельность, осуществлять анализ, синтез, обобщение, самоконтроль, самооценку. В процессе игры учащиеся должны осознанно выбирать способ деятельности по отношению к определенному предмету деятельности, что возможно при условии формирования содержательно-операциональной сферы. 3. Третья группа условий - это включение каждого ученика в процесс самореализации во время игры. Это возможно за счет реализации индивидуального подхода в контексте коллективной и групповой деятельности, обеспечения детей необходимыми материалами, средствами обучения, а также управления деятельностью учащихся во время игры. С этой целью мы должны стремиться вовлекать учащихся в игровое общение, задавать познавательные и проблемные вопросы, формулировать выводы и оценивать полученные результаты. Эффективность использования игровых технологий зависит от реализации всех рассмотренных условий в их диалектическом единстве [22]. Игровые технологии обеспечивают передачу реального производственного (педагогического) процесса в виде конкретных игровых моделей. Говоря об особенностях игры, необходимо отметить особенности их трансформации в игровом обучении: ситуация классно-урочной системы обучения не позволяет игре проявить себя, в так называемом «чистом виде», педагог должен организовать и координировать игровую деятельность детей. Определение игры как воспитаня, безопасного средства обучения навыку, является слишком широким, поскольку оно совпадает с большинством других форм учебной деятельности. В этом определении отсутствует указание на личную вовлеченность участников, фактор неожиданности, способность игроков влиять на развитие событий и другие свойства, присущие игре (возбуждение, интерес). И именно эти факторы определяют привлекательность игры. В современных школах игровая деятельность используется в следующих случаях: - как самодеятельные технологии освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; - как элементы (иногда очень значительные) более широкой технологии; - как урок (занятие) или его часть (введение, объяснение, закрепление, упражнение, контроль); - как технологии внеурочной работы (коллективные творческие дела). Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть образовательного процесса и объединенное общим содержанием сюжета, персонажа. Она включает последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр, обобщающих предметы по определенным признакам; группы игр, в которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. В то же время игровой сюжет развивается параллельно с основным содержанием обучения и воспитания, способствует активизации учебного процесса, овладению рядом учебных элементов [17]. |