Курсовая работа. Использование игровых технологий в воспитательном процессе в современной школе
Скачать 76.64 Kb.
|
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» Факультет технологии, экономики и дизайна Кафедра теории, истории педагогики и образовательной практики Курсовая работа по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» «Использование игровых технологий в воспитательном процессе в современной школе» Выполнила: студентка 2 курса группы ВТ-ЭиТ-2-1 Мандриченко Л. Н. Руководитель доцент Плужникова Е.А. Армавир, 2020 СОДЕРЖАНИЕ Введение ……………………………………………………………………………. 3 Глава 1 ИГРА КАК ФЕНОМЕН В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ПЕДАГОГИКИ .......................................................................................................... 5 1.1.Педагогические основы использования игры в учебно-воспитательном процесс ……………………….……………………………………………………... 5 1.2. Различные подходы к классификации игр ………………………………… 10 1.3. Выводы по главе 1 ………………………………………………………….... 14 Глава 2. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ ………………………………………………………………………........ 16 2.1. Понятие и сущность игровых технологий в учебно-воспитательном процесс …………………………………………………………………………….. 16 2.2. Педагогическая классификация игровых технологий …………………...... 21 2.3. Роль игровых технологий воспитания в современной школе …………...... 25 2.4. Выводы по главе 2 ………………………………………………………….... 29 Заключение …………………………………………………………………........... 31 Список используемой литературы …………………………………………......... 32 Введение Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается животворный поток идей и представлений об окружающем мире. Игра - это искра, которая зажигает огонек любознательности и любопытства. С помощью игры ребенок учится работать и продолжать работу старшего поколения. Игра развивает в ребенке способности и качества, необходимые для той деятельности, которую ему предстоит выполнять в будущем. В игре он реализует себя, демонстрируя свои способности и индивидуальность. В игре можно лучше всего увидеть характер, личные качества и поведение ребенка. Игра создает благоприятный психоэмоциональный фон для работы в классе. Использование игровых технологий благотворно скажется на работе педагога и учащихся. Однако, несмотря на то, что влияние игровых методов на процесс обучения и воспитания хорошо изучено, они используются на уроках довольно редко. В процессе игры ребенок приобретает новые знания, умения и навыки. Поэтому необходимо использовать игру как важный инструмент воспитания и воспитания детей. Игра станет средством воспитания, если она будет включена в весь педагогический процесс. Актуальность: в настоящее время все большее внимание в научной литературе уделяется использованию игры с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, однако далеко не все педагоги способны правильно использовать ее в учебном процессе. Объект исследования: воспитательный процесс с применением педагогический технологий. Предмет исследования: игровые технологии в процессе воспитания в современной школе. Цель исследования: проанализировать использование игровых технологий на уроках в школе. Задачи исследования: - изучить сущность и основные функции игры в процессе воспитания; - рассмотреть классификацию игровых технологий; - проанализировать процесс использования игровых технологий в начальных классах школы. Методы педагогического исследования: - анализ различной литературы и нормативных документов; - обобщение опыта практиков по данной проблеме. Структурно работа состоит из введения, заключения, двух глав и списка использованной литературы. Глава 1 ИГРА КАК ФЕНОМЕН В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ПЕДАГОГИКИ 1.1.Педагогические основы использования игры в учебно-воспитательном процесс Представители различных научных школ и направлений, начиная с античных философов, обращались к изучению и интерпретации феномена игры. Каждый из них видел в нем что-то, что отражало его собственный взгляд на мир и его явления. Так или иначе, все они внесли свой вклад в анализ этого явления, соглашаясь или отвергая выводы своих предшественников. В науке бытует мнение, что "игра" - это не просто обыденное определение, а научное понятие, имеющее универсальные характеристики, свойственные только ему, как социокультурному феномену. Кроме того, это определение и его интерпретация современной наукой настолько противоречивы, что на сегодняшний день философы, педагоги, социологи, культурологи и психологи рассматривают феномен игры со своих позиций, которые, как и сама игра, характеризуются противоречивостью. Еще в древние времена люди использовали эту игру для воспитания подрастающего поколения. Однако современный образовательный процесс рассматривается как очень серьезная, обязательная и кропотливая работа, и в принципе он не должен быть развлекательным. В связи с необходимостью усвоения большого объема информации и расширения диалога культур, возникает необходимость в некоторых педагогических технологиях, которые учат умению воспринимать и запоминать информацию, видеть и решать проблемы, а также развивают творческие способности. Сегодня одной из таких технологий может стать игровая технология, позволяющая развивать навыки самооценки и отбора полученной информации. Игра - это естественный для ребенка способ усвоения информации и достаточно эффективная форма обучения и воспитания. Это важная часть жизненного опыта ребенка. Так, передавая знания через игру, учитель учитывает будущие интересы ученика и организует учебную деятельность, исходя из своих соображений удобства, порядка и целесообразности [12]. Есть две позиции, которые определяют сущность игры. Первая позиция состоит в том, что мотивы игры заключаются в разнообразных переживаниях, которые являются значимыми для игрока сторонами действительности. Игра, как и вся неигровая человеческая деятельность, мотивирована отношением к значимым для индивида целям. В игре выполняются только те действия, цели которых значимы для индивида в соответствии с их внутренним содержанием. Это главная особенность игровой деятельности и в этом ее главная прелесть. Вторая заключается в том, что игровое действие реализует различные мотивы человеческой деятельности, не будучи связанным в реализации вытекающих из них целей теми средствами или способами действия, которыи эти действия осуществляются в неигровом практическом плане. Игра - это деятельность, разрешающая противоречие между быстрым ростом потребностей и запросов ребенка, определяющим мотивацию его деятельности, и ограниченностью его оперативных возможностей. Также игра является способом реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей [1]. Профессионализм педагога проявляется в том, что он должен уметь организовывать деятельность учащихся в процессе обучения и воспитания, развивать их творческие способности, личность через игру. Г. К. Селевко выделяет целый спектр целевых ориентаций [15]: дидактические: расширение кругозора, познавательная активность, формирование определенных умений, развитие трудовых навыков; воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли нравственных, эстетических позиций, воспитание сотрудниества, коллективизма, коммуникабельности, общения; развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, навыков сравнения, сопоставление воображения, фантазии, творчества, эмпатии, развитие мотивации к учебной деятельности; социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям внешней среды; контроль стресса, саморегуляция; коммуникативный тренинг, психотерапия [8]. Общие задачи игровой деятельности, основанные на изученном материале, могут быть следующими: развитие коммуникативных навыков у детей в игре (актуальность которой не требует дополнительных аргументов); развитие воображения как основы творческой деятельности; развитие у детей образной памяти, внимания, речи; формирование нестандартного мышления во время игр; развитие координации и мелкой моторики; организация коллективных и индивидуальных игр в ходе занятий, упражнений и творческих игровых заданий; исходя из целей и задач, определяющих игровую деятельность, следует отметить принципы как нормативные требования к организации детской игры [27]. Рассмотрим теперь принципы организации игровой деятельности, сформулированные П. И. Пидкасистым и Ж. С. Хайдаровым. Авторы изложили довольно обширный перечень принципов игры, которые не требуют негативной критики. Остановимся на самом важном и актуальном для учителей начальных классов: - активность - основной принцип игровой деятельности, выражающий активное проявление физических и интеллектуальных сил, начиная с подготовки к игре, в процессе и в ходе обсуждения ее результатов; - открытость и доступность игры означает свободное участие тех, кто хочет, а любая игра должна быть простой и понятной; - динамичность выражает значение и влияние фактора времени в игре. Продолжительность игры имеет большое значение для возраста детей и их уровня подготовленности; - наглядность игры означает, что все игровые действия должны быть открыты в реальных и нереальных (кино, театр, компьютерные игры) проявлениях той или иной действительности, что значительно повышает познавательный интерес; - занимательность и эмоциональность игры отражают захватывающие и интересные проявления игровой деятельности, значительно усиливают познавательный интерес; - принцип индивидуальности отражает сугубо личностное отношение к игре, где развиваются личностные качества и есть возможность для самовыражения и самоутверждения игрока; - коллективность также отражает совместный характер взаимосвязанной и взаимозависимой игровой деятельности, способствует развитию дружеских отношений, учит думать и действовать сообща; - целеустремленность игрока отражает единство целей игрока и его соперника; личные цели должны совпадать с общими целями команды; - самостоятельность игрока в игре — это один из основных принципов, имеющий функцию управления, выраженную в соотношении между мерой самодеятельности и мерой самостоятельности; - конкуренция и соперничество в игре. Без конкуренции нет никакой игры. Дидактическая ценность этого принципа очевидна, так как он стимулирует активную самостоятельную деятельность, мобилизует физические, интеллектуальные и духовные силы; - результативность отражает осознание результатов игровых действий как продуктивной творческой деятельности игрока и команды; - надежность и повторяемость игры проявляется в том, что почти все они основаны на реальных моделях и ролях. Это позволяет повторить прошлое и «открыть» уверенность в будущем. Именно поэтому игра является мощным прогностическим инструментом; - принцип решения задач в игре выражает логические и психологические закономерности мышления в интеллектуальной и эмоциональной борьбе. Игра является «идеальным генератором» учебных задач, а умение «видеть и делать» задачи там, где их нет для оппонентов, приводит к победе как в игре, так и в жизни; - информация для игры в самом простом виде отражает сильное эмоциональное возбуждение игрока в ожидании успеха или поражения и т.д. Таким образом, целостное, взаимосвязанное применение принципов эффективной организации игровой деятельности может гарантировать высокое дидактическое, воспитательное и развивающее воздействие на игроков [9]. Основной целью игры является развитие личности, ее ориентация на творческое, экспериментальное поведение. Она вводит человека в общение с окружающими людьми и природой, способствует приобретению знаний, развитию активности, воображения, нестандартного мышления. Все функции игры тесно взаимосвязаны. Они определяются главной целью - развлечением и развитием основных качеств и способностей, присущих человеку. К основным функциям игры относятся: - развлекательная - игра создает благоприятную атмосферу во время воспитания, при этом изучаемый материал воспринимается с большим энтузиазмом; - обучающая - игра помогает в развитии общих навыков обучения и воспитания; - общение – в игре дети и взрослые объединяются друг с другом, что позволяет установить эмоциональный контакт и сформировать коммуникативные навыки; - компенсаторный - во время игры создаются условия, удовлетворяющие личностным установкам, которые трудно реализовать в реальности; - релаксационная - игра снимает эмоциональное и физическое напряжение, вызванное нагрузками учебной или трудовой деятельности; - самовыражение - позволяет реализовать свои творческие способности в игровом процессе, максимально раскрыть собственный потенциал [26]. Роль игры одинаково велика в формировании и развитии всех сторон человеческой мысли - интеллектуальной, физической, эстетической, этической, духовной. Игра позволяет соотнести вашу позицию с позицией другого участника и дарит вам радость творчества и победы. Она становится мощным средством самовоспитания и самосовершенствования [10]. 1.2. Различные подходы к классификации игр Для того чтобы игры стали подлинным организатором жизни людей, их активной деятельности, интересов и потребностей, необходимо, чтобы практика воспитания обладала богатством и разнообразием игр. Классификация игр - это система, которая относит игры к различным семействам, родам, видам и категориям на основе набора классифицирующих признаков. Каждый отдельный вид игры имеет множество вариантов. Дети очень изобретательны. Они усложняют и упрощают известные игры, придумывают новые правила и детали. Они не пассивны по отношению к играм. Для них это всегда творческая и изобретательная деятельность. Сложность классификации игр состоит в том, что они, как и любое культурное явление, находятся под сильным влиянием динамики исторического процесса любой новой формации, идеологии различных социальных групп. Обогащение досуговой культуры всегда является предпосылкой развития общества. Одна из первых попыток систематизации детских игр принадлежит Ф. Фребелю. Согласно одному из его вариантов, все игры должны быть разделены на: - физические игры, развивающие силу и ловкость; - игры, связанные с внешними чувствами, которые тренируют слух и зрение; - ментальные игры, требующие мышления и суждения [16]. Ф. Кейра, рассматривая игры с точки зрения их практического применения, выделил шесть групп: 1) подвижные игры, удовлетворяющие острую потребность ребенка в физической активности, целью которых является, развитие и укрепление мышц; 2) игры, которые воспитывают чувства, развивают ловкость и наблюдательность, те, которые придают руке проворство, верность взгляду, учат определять расстояние; 3) игры, развивающие ум, способствующие воспитанию чувств и удовлетворяющие любознательность ребенка, служат формированию наблюдательности и правильных суждений; 4) эмоциональные игры, в которых развиваются чувствительность, альтруистические чувства и чувства общительности; 5) художественные игры - разнообразные живописные, архитектурные, подражательные, пластические, драматические игры, помогающие пробудить эстетические чувства детей; 6) игры, направленные на осуществление воли. К. Бюлер, вслед за К. Грумом, различает два вида игр. Игры первого рода он называет «экспериментирование в игре»; в них ребенок имеет дело с самим собой или со своими товарищами. К ним относятся, например, подвижные игры, в которых ребенок упражняется собственным телом или приводит в движение другие предметы, а также «аффективные игры», такие как прятки, жмурки и т. д. Игры второго рода - это «общественные игры», игры борьбы, любви, подражания; они являются упражнением «зачатков общительности», которые несет с собой каждый ребенок. Ученый подчеркивает эквивалентность обеих групп игр и утверждает, что было бы неразрешимой задачей определить, какие игры более важны для развития ребенка [6]. Классификация игр дает основание уточнить систему подчиненных игр определенного назначения, позволяет ориентироваться в многообразии игровых объектов, осмысленно их использовать. По степени открытости О. С. Газман выделяет также два основных типа игр - игры с готовыми, фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами (правила устанавливаются в ходе игровых действий или вытекают из естественного развития сюжета). Примером первого типа игр является большинство дидактических, развивающих и подвижных игр, к которым также относятся развивающие интеллектуальные игры, веселые игры и аттракционы. Ко второму типу относятся сюжетно-ролевые игры. Правила в них существуют неявно [3]. Они заключаются в нормах поведения воспроизводимых персонажей: врач не ставит себе градусник и т.д. С. А. Шмаков добавляет к общепринятым третий тип – «игры, в которых присутствует свободный игровой элемент, а правила принимаются как условие игры и возникают в ее ходе» [18]. Он также отмечает, что это деление частично условно, так как почти любая игра имеет свободное творческое начало и есть правила или контуры правил. Деление игр на творческие, подвижные и дидактические было традиционным для русской педагогики на протяжении всей второй половины XX века, хотя многие исследователи игры замечали иррациональность этой классификации, так как она ставила в один ряд явления различной природы - самостоятельные игры и созданные взрослыми. Игры отличаются по содержанию и форме. По содержанию различают игры с готовыми правилами: спортивные, подвижные, музыкальные, интеллектуальные, коррекционные, комические и др. игры со скрытыми правилами различаются в той сфере жизни, которую они отражают: военные, семейные игры, профессия и т. д. По форме (способу существования и выражения содержания) можно выделить игры-танцы, соревнования, эстафеты, игровые тренировки и др. Игры также различаются по времени. Время порождает специфические игры, стимулирует их появление, такие игры называются сезонными или природными - зимние, весенние, летние, осенние. По продолжительности игры различают длительные, временные, кратковременные, игры - минуты. В зависимости от места проведения можно выделить настольные игры, игры в помещении, игры на открытом воздухе, игры на открытом воздухе, игры на сцене и т. д. По приоритетной функции цели развития и воспитания ребенка можно выделить игры социализирующие, коммуникативные, диагностические, коррекционные, познавательные, развлекательные и др. По целевому назначению можно выделить следующие классы игр: игры, направленные на развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения и др.; игры, направленные на развитие физических качеств: ловкости, координации движений и др.; игры, способствующие формированию нравственных норм и ценностей,воспитанию эстетических чувств и др. [4]. В настоящее время игры выходят на новый высокий уровень, используются самыми разнообразными способами и эффективно. С этой позиции все детские игры делятся на следующие виды: - физические и психологические игры и тренинги: двигательные (спортивные, подвижные, моторные); экстатические, экспромтные игры и развлечения; раскрепощающие игры и развлечения; терапевтические игры (игровая терапия); - интеллектуально-творческие игры: предметные забавы; сюжетно-интеллектуальные игры; дидактические игры (развивающие, воспитательные, познавательные); строительные, трудовые, технические, конструкторские; электронные, компьютерные игры, игровые автоматы (кнопочные игры); игровые методы воспитания; - социальные игры: творческие сюжетно-ролевые (подражательные, режиссерские, драматизационные игры, игры сновидений); деловые игры (организационно-деятельностные, организационно-коммуникативные, организационно-мыслительные, ролевые, имитационные); - комплексные игры (коллективные творческие, досуговые мероприятия). Игра является доступным для большинства детей видом деятельности, представляет собой способ переработки полученных из внешнего мира впечатлений, знаний. Даже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность играть в игру, а не в какую-либо другую деятельность, быть самостоятельным, общаться со сверстниками по своему усмотрению, выбирать игрушки и пользоваться различными предметами, преодолевать определенные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами [19]. Несмотря на различия, все виды игр с педагогической точки зрения имеют много общего. Их воспитательный потенциал всегда зависит, во-первых, от содержания познавательной и нравственной информации, содержащейся в предмете игры; во-вторых, от того, каким персонажам подражают дети; в-третьих, он обеспечивается самим процессом игры как деятельностью, требующей достижения цели самостоятельного поиска средств, координации действий с партнерами, самоограничения во имя успеха и, конечно же, установления дружеских отношений. Таким образом, игра раскрывает перед учащимися незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на знакомый урок, способствует возникновению у учащихся интереса к предмету, а значит, процесс становится более эффективным. В связи с этим актуальной является разработка игровых технологий для современных школ. Игровые технологии являются неотъемлемой частью образовательных технологий. 1.3. Выводы по главе 1 Игра является одним из методов, или, по определению Г. К. Селевко, технологий, позволяющих повысить активность, самостоятельность и заинтересованность обучающегося в процессе познания, сделать учебную деятельность личностно значимой, а также существенно облегчить процесс приобретения новых знаний и умений. Большое значение имеет игра как средство воспитания детей, в жизни которых она занимает большое место и делает их счастливыми. Игра для ребенка - это не только отдых и развлечение, но и необходимая деятельность: без игры ребенок не может нормально расти и развиваться. Игра в учебном процессе не подлежит строгой регламентации – это самостоятельная деятельность детей. Однако, учитывая ее огромное воспитательное воздействие на ребенка, взрослые направляют детские игры, создают условия для их возникновения и развития. Игра характеризуется саморегуляцией действий, поступков и поведения игроков. Проявления игры у детей регулируются определенными требованиями и правилами. Чтобы обеспечить развивающий потенциал игр, нужны не только разнообразные игрушки, особая творческая аура, создаваемая взрослыми, увлеченными работой с детьми, но и соответствующая предметно-пространственная среда. Игра в учебно-воспитательном процессе призвана решать определенные сиюминутные задачи, но главное - способствовать развитию личности младшего школьника. Игра младшего школьника заранее «обречена» на успех, так как почти все дети не очень хорошо понимают, что значит учиться, и готовы хорошо играть в школе и учениках. |