«Использование интерактивной игры в работе с детьми с ОВЗ». тема. Использование интерактивной игры в работе с детьми с овз
Скачать 23.83 Kb.
|
«Использование интерактивной игры в работе с детьми с ОВЗ» С каждым годом современные интерактивные технологии все плотнее входят в нашу жизнь.В наше время дети уже с самого рождения попадают в очень насыщенную информационную среду, где первыми игрушками становятся пульты от телевизора, мобильные телефоны, а потом уже куклы, машинки и дидактические игры. Уже сейчас двухлетний малыш со смартфоном в руках не вызывает особого удивления, а в скором времени вполне могут появиться специальные «гаджеты» для новорожденных. Как правило, знакомство детей с техникой происходит незаметно для самих родителей: вначале ребенок наблюдает, как мама и папа работают на компьютере или смотрят телевизор, потом пытается сам дотянуться до ярко мигающей кнопочки «Power», стащить со стола пульт дистанционного управления, мышку или постучать по клавиатуре. А уж если малышу в ручки попадет планшет с сенсорным экраном… В настоящее время невозможно представить процесс обучения без применения современных интерактивных технологий, которые все чаще используются при обучении различным учебным дисциплинам. Понятие «интерактивные технологии в школе» наполнилось новым смыслом. Это не просто процесс взаимодействия учителя и ученика – это новая ступень организации учебного процесса, неотъемлемым элементом которого выступают специальные интерактивные доски, приставки, проекторы, и т.д Интерактивные формы обучения завоевывают сегодня все большее признание и используются практически на каждом уроке. Они дают новые возможности налаживать межличностные взаимодействия путем внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала. Между обучающимися, воспитанниками в группе неизбежно возникают определенные межличностные взаимоотношения: и от того, какими они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности. Значение интерактивных форм обучения состоит в обеспечении достижения ряда важнейших образовательных целей: - стимулирование мотивации и интереса в области изучаемых предметов; - повышение уровня активности и самостоятельности обучающихся, воспитанников; - развитие навыков анализа, взаимодействия, коммуникации; - изменение установок (на сотрудничество, эмпатию) и социальных ценностей; - саморазвитие и развитие благодаря диалогическому взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса. В своей педагогической практике на уроках математики наряду с традиционными методами, я использую интерактивные технологии обучения с целью создания условий выбора индивидуальной образовательной траектории с каждым обучающимся. Стремлюсь вдохновлять на удовлетворение их познавательного интереса, поэтому главной своей задачей считаю создание условий для формирования мотивации у обучающихся, развития способностей, повышение эффективности обучения. Включение интерактивных технологий делает процесс обучения результативнее. Главный результат – это горящие глаза обучающихся, их готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний и ощущение самостоятельности. Интерактивные технологии позволяют делать уроки, не похожими друг на друга. Это чувство постоянной новизны способствует интересу к ученью. Процент успеваемости и качества знаний растет вместе с интересом обучающихся к предмету. Проанализировав диагностику психических познавательных процессов детей, я предположила, что активное использование интерактивных технологий при работе с детьми с ОВЗ позволит повысить показатели познавательной активности и развития психических познавательных процессов. Стала использовать интерактивное оборудование и интерактивные игры на занятиях с детьми для повышения познавательной активности. Большую помощь педагогам в развитии детей оказывают интерактивные игры. Интерактивные игры вызывают у детей: - познавательный интерес; - способствуют снятию напряжения, перегрузки и утомления; - могут служить средствами развития речи и двигательных качеств; - развивают мелкую моторику, координацию; - развивают двигательную память; - повышают работоспособность головного мозга; Применение интерактивных игр в процессе коррекционно-развивающей работы является чрезвычайно эффективным, т. к. они позволяют коррегировать психические функции, осуществляя традиционную деятельность по-новому. Термин «интерактивность» происходит от английского слова interaction, которое в переводе означает «взаимодействие». Интерактивность – это способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем – либо, или непосредственно с самим человеком, это - одна из характеристик диалоговых форм познания. Интерактивные и мультимедийные средства призваны вдохновить и призвать детей к их стремлению овладеть новыми знаниями. Компьютер значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. В зависимости от возраста и особенностей ребенка можно подобрать, создать игру, соответствующую потребностям и решаемым образовательным и коррекционно-развивающим задачам. Интерактивные игры учитывают основной вид деятельности ребенка школьного возраста, создают проблемную ситуацию с опорой на его жизненный опыт, позволяют наиболее эффективно учитывать возрастные особенности детей. При создании интерактивных игр применяется принцип моделирования среды, в рамках которой ребенок самостоятельно (или с помощью взрослого) осуществляет образовательную деятельность, тем самым, развивая способность принимать решения, учится доводить начатое до конца. Использование компьютерной игры повышает мотивацию за счет игровой стратегии, за счет получения обратной связи в виде одобрения со стороны компьютера и ведущего взрослого, ребенок видит результат своих действий на экране. Поскольку у дошкольников с ОВЗ внимание, как правило, непроизвольное, имеются трудности концентрации, переключения, то применение интерактивных игр становится особенно целесообразным, так как позволяет представлять информацию, задания в привлекательной форме. Общение с компьютером вызывает у них живой интерес, который лежит в основе формирования познавательной мотивации, произвольности психических процессов. Образовательная деятельность на компьютере имеет большое значение не только для развития высших психических функций, но и для развития зрительно-моторной координации, произвольной моторики пальцев рук. С помощью компьютерных игр совершенствуется пространственная ориентировка, таким образом, обеспечивается совместная деятельность различных анализаторов (слухового, зрительного, моторного). В процессе образовательной деятельности с применением компьютера дети с ОВЗ учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты; дети учатся целеполаганию, планированию и контролю через сочетание различных приемов. Решая заданную в игре проблемную ситуацию, ребенок стремится к достижению положительных результатов, подчиняя свои действия поставленной цели. Использование интерактивных технологий в образовательном процессе дает следующие возможности: - индивидуализация процесса коррекционного обучения по темпу, содержанию и уровню сложности; - повышение качества демонстрационного материала; - высокая скорость обновления материала на экране экономить время на занятии; - экономия времени педагога; - выравнивание возможностей детей; - контроль, коррекция, возможность самопроверки; - эффективное игровое средство обработки многократных повторений заданий; - оперативность управления и возможность компактного хранения больших объёмов информации в текстовой и образной форме; - тесный контакт в цепи: педагог – ребёнок – родитель. Для педагога использование интерактивных игр представляет следующие возможности: избавляют от рутинной работы по подготовке дидактических и наглядных пособий, материалов, карточек, открывают новые возможности использования педагогических приемов в традиционной коррекционной методике, а также позволяют взглянуть на свою работу с новых позиций, переосмыслить методические приемы, обогатить знания и умения, которыми он владеет. 1.2. Создание мультимедийной презентации с помощью редактора Microsoft Power Point» С помощью редактора Microsoft Power Point можно создавать мультимедийные презентации для решения различных целей и задач. Также с помощью данного редактора можно создавать развивающие интерактивные игры. Отличительной особенностью такой игры от обычной презентации является наличие особого алгоритма, который с помощью системы гиперссылок позволяет управлять процессом игры, обеспечивая обратную связь с ребенком. Существует много вариантов интерактивных игр, но способ их проведения достаточно универсален и основывается на следующем алгоритме: 1. Подбор педагогом заданий и упражнений для детей. (возможно проведение подготовительного занятия). 2. Детей знакомят с проблемой, которую предстоит решить, с целью, которой надо достичь. 3. Проблема и цель задания должны быть четко и доступно сформулированы педагогом, чтобы у детей не возникло ощущение непонятности и ненужности того, чем они собираются заниматься. 4. Детей информируют о правилах игры, дают им четкие инструкции. 5. В процессе игры дети взаимодействуют друг с другом для достижения поставленной цели. Если какие-то этапы вызывают затруднение, педагог корректирует действия дошкольников. 6. По окончании игры (после небольшой паузы, призванной снять напряжение) анализируются результаты, подводятся итоги. 7. Анализ состоит из концентрации внимания на эмоциональном аспекте — на чувствах, которые испытали дошкольники, и обсуждения содержательного аспекта (что понравилось, что вызвало затруднение, как развивалась ситуация, какие действия предпринимали участники, каков результат). Интерактивные игры можно широко использовать как на фронтальной, так и во время индивидуальной образовательной деятельности. Противопоказаниями к занятиям с такими играми являются: сенсорная гиперсензитивность, нарушение зрения, частные противопоказания. Современные интерактивные игры разработаны с учетом требований ФГОС и являются обучающими программами Применение интерактивных игр в коррекционно-образовательном процессе в сочетании с традиционными методами активизирует познавательную активность, способствует развитию психических познавательных процессов, значительно повышает эффективность воспитания и обучения детей с ОВЗ. Коррекционные занятия с использованием компьютерных игр проводятся с обязательным соблюдением следующих условий для сбережения здоровья ребёнка, с соблюдением САНПиН: - использование современных моделей компьютера; - работа с компьютером не более 3-х раз в неделю; - проведение гимнастики для глаз; - работа за компьютером не более 5-7 мин. 2. Практическая часть 2.1. Создание интерактивных развивающих игр для детей с ОВЗ с помощью конструктора картинок педагогического портала «Мерсибо» Использование интерактивных игр позволяет включаться трем видам памяти: зрительной, слуховой, моторной, что позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально — аудиальные условно-рефлекторные связи ЦНС. Высокая динамика способствует эффективному усвоению материала, памяти, воображения, творчества у детей. Данные технологии позволяют моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты или спутника и другие неожиданности, и необычные эффекты). Основываясь на личном опыте можно сказать, что применение интерактивных игр в коррекционно-образовательном процессе в сочетании с традиционными методами значительно повышает эффективность воспитания и обучения школьников с ОВЗ. Анализ практической деятельности позволяет сделать вывод, что активное применение интерактивных технологий активизирует познавательную активность и способствует развитию психических познавательных процессов школьников. Методическая разработка. Коррекционно-развивающие и дидактические игры на уроках математики. Трудности в усвоении учебного материала учащимися с нарушением интеллекта нередко приводят к снижению интереса к учению. Особенно трудным и на первых порах нелюбимым предметом становится математика. Это и понятно, так как для овладения математическими знаниями необходимо умение отвлекаться, сравнивать, обобщать, а эти функции у наших детей резко снижены. Поэтому, каждый урок должен на коррекционно-развивающей основе с учетом индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Исходя из этого, я использую на своих уроках различные коррекционные приёмы и дидактические игры на всех этапах урока. В начале урока. Чтобы привлечь внимание детей, настроить их на серьёзную работу. Игра «Точки» Цель: Развивать объём внимания. Описание игры: Заранее подготовить и дать каждому ребёнку пустой квадрат, поделенный на девять одинаковых частей. Учитель показывает учащимся квадрат, в котором определенным образом расставлены точки в течение 1-2-х секунд. Дети должны внимательно посмотреть на образец и постараться точно также расставить точки в своих карточках. Даю всего 6-7 заданий. В течение урока. Игра «Найди нужную фигуру» Цель: Развивать способности к переключению внимания, концентрации внимания, логического мышления. Описание игры: Заполнить пустые клетки в таблице, поставив в них нужную карточку с фигурой. Для этого необходимо установить закономерность, по которой расположены фигуры в данной таблице. У всех детей индивидуальные карточки с разными заданиями. На одном уроке дети выполняют 1-2 задания. В конце урока. Игра «Цепочка» Цель: Развивать распределение внимания, объём внимания и кратковременную память. Описание игры: У каждого ученика карточка, на которой нарисованы пустые кружочки, соединённые стрелками в цепочку. В кружочки нужно вписать числа. Они могут быть любыми, могут даже повторяться. Но строго должно выполняться одно правило: стрелка идёт от меньшего числа к большему. Задания также у всех разные. |