Программирование delphi. Использование компьютерных технологий в медицине
Скачать 2.83 Mb.
|
3. Операторы циклаЦель: изучение стандартных функций; метки; изучение операторов цикла; отладка программ. 3.1. Теоретические сведенияСтандартные функции. Для выполнения часто встречающихся вычислений и преобразования данных в Object Pascal существуют стандартные функции.Некоторые стандартные арифметические функции перечислены в табл. 3.1.
Для более сложных расчетов необходимо подключить к программе модуль Math. Для этого в разделе описания модулей (например, после слова implementation) добавить следующую строку: Uses Math; Некоторые функции из этого модуля (арифметические, тригонометрические и для перевода углов из одной системы в другую) представлены в табл. 3.2.
Функции преобразования типов. Функции преобразования служат для преобразования переменной одного типа к другому типу. Наиболее часто такие функции используются при вводе и выводе информации. Например, для вывода значения переменной числового типа в поле ввода необходимо преобразовать значение в строковый тип, так как поле ввода позволяет выводить только строки. В табл. 3.3 перечислены основные функции преобразования типов.
Операторы цикла. При разработке алгоритмов решения большинства задач возникает необходимость повторения ряда шагов. Для организации новых повторов (циклов) можно использовать 3 разновидности операторов цикла: с параметром, с предусловием, с постусловием. Каждую разновидность цикла можно реализовать с помощью условного оператора и безусловного перехода (см. далее).Если число повторений тела цикла заранее известно, то применяется оператор цикла с параметром. Структурная схема представлена на рис. 3.1. Общий вид следующий: For переменная := нач_значение to кон_значениеdo тело или For переменная := нач_значение downto кон_значение do тело где переменная – параметр цикла, в качестве параметра может быть использована любая переменная перечисляемого типа (например, integer); нач_значение и кон_значение – выражения, задающие начальное и конечное значения параметра цикла соответственно; тело – простой или составной оператор. Тип начального и конечного значений цикла должен совпадать с типом параметра цикла. Выполнение оператора цикла начинается с проверки условия переменная <= конзн для цикла to и переменная >= конзн для цикла downto. Если оно не выполняется, то оператор тело не выполняется и управление передается следующему за циклом оператору. Если же условие истинно, то выполняется оператор тело, затем параметру цикла переменная присваивается следующее значение (цикл to) или предыдущее значение (цикл downto). Далее процесс повторяется. Если параметр цикла целого типа, то это означает его увеличение (цикл to) или уменьшение (цикл downto) на единицу при каждом вычислении расположенного в цикле оператора. Замечание.Шаг изменения параметра всегда равен 1 или –1. Примеры (Считается, что раздел переменных имеет следующий вид: var S,I: Integer; Sim : Char; L : Boolean;)
Операция Inc(S,K) означает S := S + K, т. е. увеличение параметра S на значение K. Если К не задан, то считается, что К = 1. (Обратная функция Dec(S,K) – уменьшение переменной S на значение К.) В примере после выполнения цикла переменная S получит значение 3.
Если в цикле необходимо выполнить несколько операторов, то используется составной оператор. Пример S:=0; For I:= 1 to 3 do begin S:= S + Sqr(I); P := S + 1; end; После выполнения цикла переменная S станет равной 14, а переменная P равной 15. Замечания.
Оператор цикла с параметром применим, если известно число повторений, шаг цикла равняется 1 или –1. В противном случае необходимо использовать 2 других типа цикла: с предусловием или постусловием. Оператор цикла с предусловием (рис. 3.2, а) имеет вид: while условие do тело; где условие – выражение условного типа; тело – простой или составной оператор. Выполнение оператора начинается с вычисления значения выражения условие. Если это значение true, то выполняется оператор тело. Затем выполнение оператора цикла повторяется до тех пор, пока значение выражение условие не станет равным false. В этом случае управление передается оператору, стоящему за оператором цикла. Если значение выражения условие при первом входе в цикл равно false, то цикл не выполняется ни разу. Замечание. Один из операторов внутри цикла должен влиять на значение условие, иначе цикл будет повторяться бесконечно – происходит «зацикливание» программы. Пример k := 0; while k <6 do begin Inc(k,2); Y := Sqr(k); end; В примере использована процедура Inc(k,2), которая увеличивает значение переменной k на 2. Общий вид процедуры: Inc(перем [, знач]) – увеличить значение переменной перем на величину знач. При отсутствии величины знач переменная перем будет увеличена на 1. Процедура Dec(перем [, знач]) уменьшает значение переменной перем на величину знач. В процессе выполнения цикла переменная Y будет иметь значения 4, 16, 36. Оператор цикла с постусловием (рис. 3.2, б) похож на оператор цикла с предусловием, но условие проверяется после выполнения операторов, составляющих тело цикла. Общий вид оператора: repeat тело; until условие; где условие – выражение логического типа; тело – оператор или составной оператор; Замечания:
Оператор цикла с постусловием начинается с выполнения операторов внутри цикла. Затем вычисляется выражение условие. Если значение равно true, то осуществляется выход из цикла, а при значении false выполнение тела повторяется. Замечание. Выход из цикла с предусловием осуществляется при достижении ложностиусловия, а из цикла с постусловием – при достижении истинности условия. Пример Возьмем тот же пример, что и в цикле с предусловием: k:=0; repeat Inc(k,2); Y := Sqr(k); until(k>6); Результат будет тот же. Л юбой тип оператора цикла может быть построен с помощью условного оператора. Например, структурная схема цикла с постусловием, построенного с помощью условного оператора, показана на рис. 3.3. При построении такого цикла необходимо переслать информационный поток перед операторами цикла, используя метки и оператор безусловного перехода goto. Как и переменные, метки должны быть объявлены. Метки объявляются в разделе меток (label). При использовании метки необходимо указать её имя с двоеточием. Переход на метку осуществляется командой goto метка. Рассмотрим тот же пример, но с использованием условного оператора. В разделе меток необходимо описать метку. Пусть имя метки beg. Пример label beg; begin {Прочие операторы} k:=0; beg :Inc(k,2); Y := Sqr(k); If k < 6 then goto beg; {Прочие операторы} end; Рекомендация. Использование безусловного оператора gotoзатрудняет чтение текста программы программистом, поэтому его применять не рекомендуется. Отладка программы. При построении сложных программ могут возникать ошибки. Их принято делить на 3 группы:
Наиболее простые из них синтаксические – ошибки набора текста – они исправляются в процессе компиляции программы. Ошибки времени выполнения – ошибки, возникающие при несоответствии типов введенных параметров типам используемых переменных, или ошибки вычислений (например, деление на 0) – отслеживаются также легко уже при первых запусках программы. Будем считать, что программа запускается из оболочки Delphi. После возникновения такой ошибки необходимо нажать «Ok» в окне сообщения об ошибке, а затем завершить выполнение программы – пункт меню «Run/Program reset» или нажать комбинацию клавиш <Ctrl><F2>. При возникновении такой ошибки курсор в программе будет указывать на строку, вызвавшую ошибку. Наиболее сложно обнаружить алгоритмические ошибки. Программа компилируется без ошибок, не дает ошибок при пробных запусках, но при анализе результатов выясняется, что результат неправильный. Необходимо вручную «прокрутить» алгоритм – требуется отладка программы. Для трассировки программы (проверка «логики алгоритма»), т. е. выполнения программы по шагам, необходимо выполнить следующие действия. В пункте меню выбрать пункт «Run/Step over» или «Run/Trace in to» (клавиши <F8> и <F7> соответственно), команда «Run/Trace in to» отличаются более детальной трассировкой. Для прекращения трассировки и продолжения выполнения программы в автоматическом режиме необходимо выбрать пункт «Run/Run» или нажать <F9>. Остановить программу можно с помощью команды «Run/Program reset» или нажать комбинацию клавиш <Ctrl><F2>. Иногда необходимо выполнить трассировку с определенной строки программы. Для этого курсор подводят к интересующей строке и выполняют команду «Run/Run to cursor» или нажимают <F4>. Часто известно возможное место ошибки в алгоритме – тогда используют точку останова. Программист устанавливает на нужной строке курсор и ставит там точку останова с помощью команды «Run/Add Breakpoint» или нажав <F5>. Выбранная строка будет отмечена. Для снятия точки останова необходимо на этой строке снова нажать <F5>. При выполнении программа дойдёт до точки останова, затем программист сможет трассировать программу с помощью <F7> и <F8>. При необходимости можно указать условие остановки на точке останова (эта настройка осуществляется в окне «Breakpoints», пункт меню «Run/Add breakpoints»). При выполнении программы по шагам часто необходимо не только проверять правильность «логики алгоритма», но и знать значения некоторых переменных. Для этого выполняют команду «View/Watch/Add watch» и вводят имя интересующей переменной либо подводят курсор к переменной, значение которой необходимо просмотреть, и нажимают <Ctrl><F5>. При трассировке программы в этом случае в окне «Watch list» можно наблюдать изменение значений интересующих переменных. 6> |