Программирование delphi. Использование компьютерных технологий в медицине
Скачать 2.83 Mb.
|
2. Условные операторыЦель: изучение типов переменных, описание переменных и констант, операций с переменными; изучение условных операторов. 2.1. Теоретические сведенияТипы данных. Язык Object Pascal предоставляет ряд типов данных. Все они построены на базе стандартных типов переменных стандарта языка Паскаль: Integer – целый тип, переменные этого типа могут принимать положительные и отрицательные значения в диапазоне от –32768 до 32767; Real – вещественный тип, переменные этого типа могут принимать положительные и отрицательные значения, записываемые как в простой форме: 10.12, 5.6, так и в экспоненциальной: 2.123Е5 (=2.123105), 0.854Е-3 (=8.5410-4). Диапазон чисел этого типа от 2.9Е-39 до 1.7Е38; Char –символьный тип, переменные этого типа служат для записи значений символов, которые должны заключаться в прямые кавычки: ‘A’, ‘ю’, ‘7’ – переменная содержит символы А, ю, 7; Boolean – логический тип, переменные этого типа могут принимать только два значения true(истина) и false(ложь); Перечисляемый тип – указывает возможные значения переменной, например: 1, 5, 45, 56 – переменная такого типа может содержать только одно из указанных чисел. На базе стандартных типов переменных созданы все остальные типы Object Pascal, представленные в табл. 2.1. (ячейки стандартных типов выделены).
имя : тип;где имя – имя объявляемой переменной; тип – один из типов языка Object Pascal. Пример var a,b,c: Real; S : String; В примере введены три переменные типа realи одна переменная string. Однотипные переменные можно перечислять через запятую. Замечание. Имя переменной может содержать только латинские буквы и не зависит от выбранного регистра, т. е. переменные sи S – это одна и та же переменная. Удобно записывать разнотипные переменные на разных строках. При назначении переменной значения используется оператор «присвоить» – «:=». В общем виде присвоение выглядит так: Имя := Выражение; Пример k := 5; – присвоить переменной k значение 5; с := 5 + t; – присвоить переменной с значение 5 + t. В языке Паскаль существует два вида констант: обычные и именованные.Обычная константа – это целое или дробное число, строка символов или отдельный символ, логическое значение. Именованные константы, как и переменные, перед использованием должны быть объявлены в разделе описания констант. Описание именованной константы в общем виде: Константа = значение; где константа – имя объявляемой константы; значение – значение именованной константы. Пример const Ch = ‘S’; // Константа Ch содержит символ S V = 3; // Константа V содержит значение цифры 3. Тип константы определяется ее значением. После объявления константы в инструкциях программы вместо значения константы можно использовать её имя. Операции с переменными.Выражение состоит из операторов и операндов. Операции находятся между операндами. Операндами могут быть константы и/или переменные. Операции определяют действия, выполняемые над операндами. В табл. 2.2 указаны операторы, их действия и тип полученного выражения.
Здесь условие – выражение логического типа; действие1, действие2 – отдельные операторы или операторы, сгруппированные вместе при помощи операторных скобок begin и end. Такой оператор называется составным. Графически операторы условия изображены на рис. 2.1. Замечание. Над потоками должны быть указаны значения условия, при котором выполняются действия (на рисунке это «истина» и «ложь»). Для оператора первого типа, если выражение условие принимает значение true, выполняется действие, стоящее после ключевого слова then. Если же значение условие равно false, то действие не выполняется. Пример If X > Y then X := 5; – значение переменной Х станет равным 5 только в том случае, если выполняется условие X > Y, в противном случае значение Х останется прежним. Для оператора второго типа, если условие принимает значение true, то выполняется действие1, стоящее после оператора true, при значении условия false выполняется действие2, стоящие после оператора else. Пример If X > Y then X := 5 else X := 3; – значение переменной Х станет равным 5 при условии X > Y, при невыполнении условия Х будет равно 3. Замечания:
Пример Переменные X и Y должны получить значения 5 и 23 соответственно при выполнении условия А > 0 и обнуляются (получают значение 0), если A 0. Оператор условия будет выглядеть так: If A > 0 then begin X := 5; Y := 23; end else begin X := 0; Y := 0; end; Операторы, следующие после then или else, в свою очередь также могут быть условными операторами.
If условие1 then If условие2 then действие В этом случае оператор действие определяется однозначно;
If условие1 then If условие2 then действие1 else действие2. Возникает вопрос: какому оператору then соответствует else? (рис. 2.3). Для обеспечения однозначности в языке Паскаль принято соглашение о том, что каждому else соответствует предыдущий свободный then.
If условие1then begin If условие2 then действие1 end else действие2. Видно, что оператор действие1 необходимо заключить в операторные скобки, иначе придем к схеме на рис.2.3. Рекомендации:
Оператор выбора.Если при построении условного оператора известны большинство возможных значений условия, то необходимо использовать оператор выбора. В общем виде структура этого оператора следующая: Case переменная of Значение1 : Действие1; … ЗначениеN: ДействиеN; else ДействиеN1; end; где Переменная – переменная перечисляемого типа (например: integer, char); Значение1, …, ЗначениеN – возможные значения переменной; Действие1, …, ДействиеN – действия, выполняемые при значении переменной, равном одному из значений Значение1, …, ЗначениеN; ДействиеN1 – действие, выполняемое в случае, когда переменная не принимает ни одно из перечисленных значений (Значение1, …, ЗначениеN). Структурная схема оператора выбора показана на рис. 2.5. Также как и при использовании условного оператора, если Действие представляет собой несколько операторов, их нужно поместить в операторные скобки begin и end. Если при отсутствии значения переменной никакое действие не выполняется, схема оператора выбора будет следующей: Case переменная of Значение1 : Действие1; … ЗначениеN: ДействиеN; e nd; Замечание. Оператор Caseвсегда оканчивается оператором end. Очень удобно использовать оператор выбора при анализе нажатия клавиш клавиатуры. Пример Пусть в разделе переменных описана переменная Ch типа сhar. Case Ch of ‘W’ : Y := Y + 1; ‘X’ : Y := Y – 1; end; В примере анализируется переменная Ch. Если Chсодержит символ «W», то переменная Y увеличивается на 1; Если Chсодержит символ «X», то переменная Y уменьшается на 1. |