Главная страница
Навигация по странице:

  • Основная часть… ……………………………………………………………

  • Вывод…………………………………………………………………… … ..32 Список литературы……………… .. ……………………………… ……... . 34 Введение

  • Возникновение игры.

  • Основные понятия о национальных подвижных играх

  • Узбекские национальные игры.

  • Использование национальных подвижных игр в традиционных праздник. Использование национальных подвижных игр в традиционных праздниках и различных национальных обычаях Содержание Введение Основная часть


    Скачать 66.15 Kb.
    НазваниеИспользование национальных подвижных игр в традиционных праздниках и различных национальных обычаях Содержание Введение Основная часть
    Дата21.02.2022
    Размер66.15 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИспользование национальных подвижных игр в традиционных праздник.docx
    ТипРеферат
    #369327
    страница1 из 3
      1   2   3

    Использование национальных подвижных игр в традиционных праздниках и различных национальных обычаях
    Содержание:

    Введение……………………………………………………………………2

    Основная часть………………………………………………………………

    1. Возникновение игры………………………………………………………3

    2. Основные понятия о национальных подвижных играх………………..6

    3. Узбекские национальные подвижные игры……………………………..9

    4. Узбекские национальные виды спорта, физические упражнения и игры………………………………………………………………………..…15

    5. Узбекские народные подвижные игры………………………………....25

    6. Традиционные народные игры…………………………………………..28

    Вывод……………………………………………………………………..32

    Список литературы………………..……………………………………....34

    Введение

    Физическое воспитание подрастающего поколения составляет неотъемлемую часть современного воспитания. Оно осуществляется в единстве с нравственным, умственным и эстетическим воспитанием, ведь целью народного образования является подготовка всесторонне развитых строителей демократического общества, физически здоровых, способных успешно трудиться в различных областях.

    Основными задачами физического воспитания в школе являются укрепление здоровья, содействие правильному развитию, обучение учащихся жизненно необходимым двигательным навыкам, воспитание физических, волевых и моральных качеств.

    Подвижные игры – одно из действенных средств разностороннего физического воспитания подрастающего поколения, непременный спутник счастливого детства. Младший и средний школьный возраст – наиболее благоприятное время для включения подвижных игр в процесс воспитания.

    По мере развития школьника содержание подвижных игр становится более богатым, игры приобретают все больше вариантов, усложняющиеся условия взаимодействия играющих начинают постепенно приближаться к требованиям, характерным для спортивных игр.

    В средней школе занятия играми способствуют решению образовательных и оздоровительных задач, подготовке учащихся к сдаче нормативов комплекса Алпомиш и Барчиной. В детско-юношеских спортивных школах подвижные игры являются одним из средств общефизической подготовки, содействуют технической и тактической подготовке юных спортсменов. Много внимания уделяется подвижным играм в период зимнего и летнего отдыха учащихся, в практике работы специальных медицинских и культурно-просветительных учреждений.


    1. Возникновение игры.

    Игры народов мира - самые известные и проверенные временем игры. Игры имеют широкую географию и интересную историю возникновения. Игры народов мира помогают лучше понять, а может и по-иному взглянуть на другие народности. Игры народов мира отражают культуру и самобытность народа. Можно отметить, что у одного народа преобладают подвижные, командные игры, а у другого настольные, логические. Также можно встретить очень похожие игры у разных народов, но с различными названиями.

    Течение исторического пути у каждого народа складываются свои самобытные черты национальной культуры. Помочь детям постичь своеобразие, красоту, гармонию культур разных народов призваны народные подвижные игры. В этом заключается большое познавательное и воспитательное значение национальных игр. Более того, совершенно очевидно, что знакомство с культурными традициями совершенствует эстетический вкус у детей. Национальные игры играют большую роль и в физическом развитии детей. Они воспитывают волю, мужество, стремление к победе. Немаловажным будет замечание о том, что народные подвижные игры явились основой всех последующих игр.

    Естественно – исторической основой возникновения и развития игры является труд.

    В первоначальном виде игры являлись частью синкретического искусства первобытного общества, которое отражало трудовые и бытовые действия человека. Они были неразделимы с пением, танцами, музыкой.

    По мере совершенствования орудий производства, с развитием языка, мышления игры выделяются в самостоятельный вид деятельности, становятся богаче по своему содержанию, в них появляются отвлеченные формы движений, возникают новые, более сложные действия. Но еще часто сопутствуют игре другие виды искусства – пение, музыка, элемент театрального искусства. Они отражены главным образом в народных играх – хороводах, которые сочетаются с пением, танцами и в которых изображается тот или другой вид ручного труда.

    Выделившись в относительно самостоятельный вид деятельности, игры всегда определялись укладом жизни общества, что отражалось не только на их содержании, но и на задачах их использования в целях воспитания детей в соответствии с законами данного общества.

    Период развитого общества роль игры и место еѐ в воспитании подрастающего поколения возрастает, так как она способствует улучшению идеологической работы с подрастающим поколением, является активным средством идеологического воздействия в детском возрасте.

    Учитывая большое значение игр в формировании личности, ученые и педагоги многих стран изучают сущность игры, еѐ происхождение, развитие и значение. Существуют различные теории, объясняющие происхождение и сущность игры.

    Они оценивают игру преимущественно с биологической точки зрения, сопоставляя игру человека и животного, механически перенося природу игры животного на социальный характер игры человека, игнорируя качественные особенности игровой деятельности человека. Они считают, что никакие социальные преобразования не могут изменить природы человека.

    Одной из причин тупика, в который заходят буржуазные теоретики, является то, что они пытаются построить общую теорию игры на анализе преимущественно спонтанных (самопроизвольно возникающих) игр, считая только их «чистым проявлением природы». Стихийный характер игры у них находится на первом плане и заслоняет общественный социальный характер игры. Отсюда и попытки свести сущность игры к таинственному биологическому «инстинкту игры». Естественно, что им трудно провести грань между игрой человека и «игрой» животного: они не видят разницы между биологическими и социальными механизмами воспроизведения окружающего в играх.

    Источником содержания игровой деятельности ребенка являются окружающие его условия жизни. Этим и объясняется меняющийся характер детских игр.

    Играя, ребенок развивается, у него формируются условные рефлексы в тесной взаимосвязи 1-й и 2-й сигнальной систем, при постоянном взаимодействии организма с окружающей средой и при решающем влиянии воспитания, как организованного педагогического процесса.

    Основным содержанием игр в младенческом возрасте (преддошкольного и дошкольного) является жизнь близкого ребенку человека с его деятельностью и отношением к другим. Это так называемые ролевые, творческие игры с воображаемой ситуацией, которые в дальнейшем превращаются в игры с правилами, содержащими воображаемую ситуацию и игровую роль в скрытой форме. Через игру ребенок проникает в сферу социальных взаимоотношений и моделирует их в своей игровой деятельности. Процесс становления и развития личности есть процесс усвоения человеком социального опыта. Воспитание, носящее преднамеренный и целенаправленный характер, приобретает важнейшее значение в процессе развития детей. Решающая роль в освоении общественного опыта принадлежит самому ребенку, его активности, характеру взаимоотношения с внешней средой. Поэтому игра – это свободное проявление творческой активности импровизационного характера.

    Правильное понимание теории происхождения игры и еѐ развития способствует правильной организации педагогического процесса. В связи с этим овладение ясной, четкой материалистической теорией игры является одной из актуальных задач педагогики.

    Теория вооружает педагога пониманием того, что игра имеет в своей основе отражение реального мира, отражение впечатлений, получаемых детьми из окружающей их жизни.

    1. Основные понятия о национальных подвижных играх

    Игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку.

    Игра как элемент культуры развивается со всей культурой общества, удовлетворяя различные потребности людей: в развлечении, в отдыхе, в развитии духовных и физических сил.

    Игра – очень эмоциональная деятельность, поэтому она представляет большую ценность в воспитательной работе с детьми и молодежью. Среди большого разнообразия игр широко распространены у детей и подростков национальные подвижные игры.

    «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» поставлена задача «улучшить работу по всестороннему развитию детей дошкольного возраста, воспитывать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить красоту и богатство родной природы, воспитывать в духе любви к Родине». Воспитание беззаветной любви к Родине является основным, ведущим принципом узбекской педагогики.

    Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках и красках, в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию.

    Веселые подвижные игры – это наше детство.

    Национальные подвижные игры могут быть индивидуальными (одиночными), которые чаще всего организуются самими детьми (игра в мяч, со скакалкой, в «классики», катание обруча и др.). Они могут быть использованы и педагогами – воспитателями, и вожатыми в целях организации досуга, активного отдыха (на переменах, при продленном дне и в других случаях).

    Всем коллективным национальным подвижным играм присущи соревновательный элемент (каждый за себя или каждый за свой коллектив), а также взаимопомощь, взаимовыручка в интересах достижения установленной цели. Характерным для коллективных игр является все время меняющаяся ситуация в игре, требующая от играющих быстроты реакции. Поэтому в процессе игры все время меняются и взаимоотношения: каждый стремится создать для себя или для своего коллектива наиболее выгодное по сравнению с «противником» положение.

    По национальным подвижным играм проводятся соревнования. Их можно проводить по отдельным играм, задания в которых должны соответствовать физическим возможностям учащихся примерно одного возраста, однородных классов. Но педагогически ценнее проводить соревнования по комплексу национальным подвижных игр, в которые включаются различные игры, способствующие воспитанию различных физических качеств и навыков. В соревнованиях по комплексу подвижных игр могут участвовать дети разного возраста, молодежь и взрослые, но задания в играх у них должны быть разными.

    Эта вариативность соревнований по национальным подвижным играм значительно отличает их от соревнований по спортивным играм, где требуются строго регламентированные правила и условия.

    Каждая национальная подвижная игра имеет свои содержание, форму (построение) и методические особенности.

    Содержание национальной подвижной игры составляют: сюжет (образный или условный замысел, план игры), правила и двигательные действия, входящие в игру для достижения цели.

    Форма национальной подвижной игры – организация действий участников, предоставляющая возможность широкого выбора способов достижения поставленной цели. В одних играх участники действуют индивидуально или группами, добиваясь своего личного интереса, в других – коллективно, отстаивая интересы своего коллектива, своей команды. Также различные построения играющих для игры (врассыпную, в круг, в шеренгу).

    Форма игры связана с содержанием и обусловливается им.

    Методические особенности игры зависят от еѐ содержания и формы. Методическим особенностям национальных подвижных игр свойственны: а) образность;

    б) самостоятельность действий в целях достижения цели, ограничиваемая правилами;

    в) творческая инициативность в действиях в соответствии с правилами;

    г) исполнение отдельных ролей в игре, согласно еѐ сюжету, что устанавливает

    определенные взаимоотношения в коллективе участников игры;

    д) внезапность, изменчивость ситуации в игре требующая от играющих быстроты

    реакции, инициативы;

    е) элементы соревнований в игре, требующие полной мобилизации сил и повышающие

    эмоциональность игры;

    ж) сталкивание противоположных интересов в разрешении игровых «конфликтов», что создает высокий эмоциональный тонус.

    Национальные подвижные игры являются не только средством, но и методом физического воспитания. Понятие игрового метода в воспитании отражает методические особенности игры, то есть то, что отличает еѐ в методическом отношении от других методов воспитания (элемент соревнований, сюжетность, образность, разнообразные способы достижения цели, относительная самостоятельная действий).

    Игровой метод используется главным образом для комплексного совершенствования движений в усложненных вариативных условиях.

    Национальные подвижные игры в качестве средства физического воспитания и игрового метода способствуют воспитанию и совершенствованию физических качеств. Кроме того, в национальных подвижных играх совершенствуются и закрепляются естественные движения и отдельные навыки и умения, приобретенные на занятиях гимнастикой, легкой атлетикой и другими видами спорта.

    1. Узбекские национальные игры.

    Узбекские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки на улице пели песни, бегали без устали, танцевали, состязались в ловкости, меткости и т.д. Для всех народных игр характерна любовь узбекского человека к веселью, удальству.

    Особенно популярными и любимыми были такие игры, как «Бизнинг дуппимиз», «Кузичок ва Экичалар», «Куз бойлагич», борьба – Кураш, «Ок теракми, Кук терак», «Лайлак», «Ашички» и др. Игры были распространены во многих регионах Узбекистана, но некоторые из них носили другие названия, хотя смысл был одинаковый.

    Немало было и таких игр, где успех играющих зависел прежде всего от умения точно бросить палку, попасть в цель мячом, противоборства друг с другом. Как названия игр, так и правила были различны в разных вилоятах Узбекистана (например: Кураш – по бухарским и ферганским правилам), но общим для них являлось стремление выиграть, одержать победу.

    Узбекские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству.

    Узбекские народные игры достаточно многообразны по своему содержанию, тематике организации. Одни игры имеют сюжет, правила их тесно связаны с сюжетом. Есть игры, в которых сюжет и действия играющих обусловлены текстом. Привлекательны для детей в узбекских играх различные попевки. Игры делятся по видам движений: игры с бегом, прыжками, метанием; некоторые из них можно проводить как в теплое время, так и в холодное время года, а также игры малой подвижности, пригодные для проведения в ненастную погоду на ограниченной площадке.

    Узбекская игра «Чай-чай!». Все играющие располагаются на площадке (10 Х 12 м), обведенной чертой. Водящий кричит: «Чай-чай!» – и, подняв руку, бежит по площадке. Остальные игроки должны догнать его и коснуться рукой. Игрок, которому удалось коснуться, становится «заводилой». Он тоже, закричав: «Чай-чай!» – подняв руку, бежит по площадке. Игра возобновляется. Тот игрок, которому удается долгое время оставаться не пойманным, считается победителем.

    Правила игры: играющие не должны выходить за пределы площадки; нарушившие правила не принимают участия в игре в течение одного еѐ повторения.

    КАНАТОХОДЦЫ

    Играют 5 и более человек.

    Ход игры: на площадке ребята чертят прямую линию длиной 6 - 10 м. Надо передвигаться по ней, как по канату. Разрешается держать руки в стороны. Проигрывают те ребята, которые сойдут с черты - «слетят с каната». Правила следующие:

    Один из игроков следит за «канатоходцами».

    Тот, кто сошел с «каната», становится наблюдателем.

    ОКСАК-КАРГА

    «Карга» в переводе с узбекского - «ворона», «оксак» - «хромая». Почему же ворона хромая? Потому что тот, кто эту ворону изображает, прыгает на одной ноге. А вторая нога согнута и подвязана, скажем, поясом или платком. (На какую ногу захромала ворона, не важно).

    Затейте игру такую, какую хотите. Если вас всего двое, просто наперегонки попрыгайте. Если хотя бы трое (папа, мама и я) - могут у вас получиться вороньи пятнашки. Много народа собралось - устройте прыжковую эстафету, разбившись на две команды. При этом пояс или платок, которым подвязывают ногу, переходит от одной «вороны» к другой.

    Лянга – это маленький кусочек кожи с мехом, к которому пришита такая же маленькая пластинка свинца. Узбекская игра. Кусочек меха должен быть размером примерно два на два сантиметра, мех – длинный.

    Лянгу нужно пинать, но не разгибая ногу вперѐд, а поворачивая согнутую в колене ногу так, чтобы голень качалась маятником. Лянга при этом должна подлетать и опускалась перед тобой. Свинец тяжелее, мех выполняет функцию стабилизатора (такую же, как оперение у стрелы), поэтому лянга всѐ время падает свинцом вниз. Задача – сделать как можно больше ударов, не давая ей упасть на землю. Число участников не ограничивается. Игра многоступенчатая. Удары разные по сложности: простушки, пары, виси, люры, джанзы, фанзы.

    Простушки – нога после удара опускается на землю, затем поднимается для нового удара. Пара – это два удара. Чтобы набить десять пар, нужно, соответственно, сделать двадцать ударов.

    Ашички - это узбекская азартная игра. Ашичка – это кость из коленного сустава задней ноги барана. По другой версии – надкопытная кость.

    Участники игры ставили свои ашички на кон - выстраивали в ряд внутри очерченного на земле или асфальте круга. Каждая ашика, в зависимости от еѐ состояния и размеров, оценивалась в денежном выражении по следующей шкале: точѐнка – обшарпанный, обточенный от частого трения об асфальт мосол, сочка – мосол в нормальном состоянии, лобана – хороший крупный мосол. Соответственно и цена колебалась от одной до пятидесяти копеек. Все игроки ставили ашичек на одинаковую сумму. Вместо мослов можно было ставить деньги (монеты), положив их на ашички. Задача – выбить ашички или монеты из круга, бросая в них одним из мослов (обычно сочкой) с расстояния четырѐх

    – шести метров. Учитывая немалое расстояние, без тренировки попасть, а тем более выбить что-то довольно трудно.

    Очередность бросающих устанавливалась следующим образом: бросали на землю сочку, и

    в зависимости от того, как упадѐт: плашмя (пука, чика), на бок (алыч) или на торец (таган) устанавливалась очерѐдность. Если при броске промахиваешься или попадаешь в кон, но не выбиваешь ничего из круга, бьѐт следующий. Выбиваешь – имеешь право бросать дальше, пока не выбьешь всѐ или не промахнѐшься. Выбитые тобой мослы и деньги переходят в твою собственность.

    Купкари - традиционная игра узбекских джигитов

    Почти все праздники в Узбекистане сопровождается грандиозными народными гуляньями. Эта традиция уходит своими корнями

    глубокую древность, но до сих пор наш народ с удовольствием и воодушевлением празднует все значимые события вместе. Наши предки воспитывали в себе силу и ловкость, были хорошими наездниками и меткими стрелками. Именно поэтому стало традицией устраивать различные увеселительные мероприятия, состязания, соревнования и выступления мастеров искусств.

    Купкари, так же называют Уак или узгаши, что в переводе означает "Козлодрание" самый распространенный и популярный вид конного спорта не только у узбеков, но и у соседних народов - казахов, киргизов, афганцев, таджиков, каракалпаков. Каждый народ эту игру именует по-своему, но, несмотря, на некоторые различия суть ее одна и та же.

    Невероятно зрелищными являются состязания наездников "Купкари", победителем которых считался джигит, отобравший у своих соперников тушу козла. Он должен был сделать на площади один круг, не упустив добычу, донести ее до финиша. Финиш по - узбекский переводится как марра. Местом ее проведения выбирается просторное поле. На расстоянии в полтора километра располагают два финиша - марра. Для верхнего финиша предназначаются крупные призы, для нижнего - поменьше. Марра представляет из себя площадку диаметром до 20 метров. Обозначается она рассыпанной соломой или выкладывается камнями. В этот круг всаднику и необходимо бросить тушу козла. Чьей рукой трофей будет заброшен на круг, тот и считается победителем. Успех победителю приносили острый ум, потрясающая ловкость, богатырская сила и умение слиться с конем. Чемпион получал щедрые призы, а это могли быть верблюды, ковры, ценные предметы или деньги. До сих пор эта старинная национальная игра чрезвычайно популярна и любима в народе.

    Такое мероприятие, как Купкари, приурочиваются к крупным национальным торжествам - Наврузу или празднику урожая, но могут проводиться по случаю семейных торжеств - свадьбы или рождения наследника.

    Все народы Центральной Азии разводят лошадей не одно тысячелетие. Этим с доисторических времен занимались и предки узбеков. Еще до нашей эры, китайские императоры посылали в Ферганскую долину специальные экспедиции за породистыми лошадьми. Древнейшим районом коневодства был и Зеравшанский оазис с такими известными центрами по разведению лошадей, как Ургут, Самарканд, Каттакурган, где наиболее часто и проводится Купкари или Улак , как принято его называть в народе.

    На благословенной узбекской земле не просто разводили лошадей, но умели отбирать из них самых лучших, знали им цену и гордились ими, как национальным достоянием. Каждый уважающий себя узбек должен иметь коня. Когда после покупки приводили коня

    домой, то брали камень и постукивали им по земле и копыту. Делалось это для того, чтобы копыта лошади были крепкими, как камень, а животное - привязано к хозяину. Существует поверие, что дому, где есть лошади, всегда сопутствует удача и благополучие.

    Кроме Купкари (улак, бузгаши), в Узбекистане существуют рад других национальных игр: чавгон - конный хоккей на траве, кыз-кувди - догони девушку, тенг келув - подхватить на скаку с земли платок, оломон-пойга - скачки на различные дистанции, огдарыш - единоборство всадников, исинди - бой всадников дротиками, султонлар жанги - поединок на саблях, кабахи - поражение цели на скаку стрелой из лука, низаки-нетум - поражение цели копьем, сюр-папах - конный баскетбол, ухин-бурти - игра в мяч с ракеткой. И все эти игры проходят при участии благородных скакунов. Однако для народов Средней Азии самой популярной спортивной игрой, развивающей смелость, ловкость силы, выносливость и храбрость, всегда оставался Улак.

    По истечению времени появились различные виды конной игры - Купкари.: как спортивные соревнования, состязания в честь общегосударственных, областных или районных праздников и в связи с семейными торжествами. Каждый из видов имеет свои особенности. Но наиболее популярна и зрелищна - именно традиционная, свадебная игра в улак. Ее и стараются посмотреть тысячи и тысячи иностранных туристов. Как правило Улак устраивают весной и осенью.

    В туях (свадьбах) за победу в Улаке выставляются такие призы как верблюд, лошадь, бык, баран, козел, ковер, кошма (из натуральной шерсти), нарядные, расшитые покровы для лошадей - это в качестве больших призов. Призы поменьше деньги, ткань (шелк, атлас) и предметы домашнего обихода, детские велосипеды, игрушки. Самыми престижными призами считаются верблюд, лошадь - стригунок (жеребенок) или оседланная лошадь.

    Конная игра Купкари это зрелище которого стоит увидит. Это игра не только демонстрация выносливости, ловкости и силы как наездников так и лошадей, по одновременно является показателем гостеприимства, дружелюбия, честности и добро желательности.

    1.   1   2   3


    написать администратору сайта