Главная страница
Навигация по странице:

  • Узбекские народные игры

  • Использование национальных подвижных игр в традиционных праздник. Использование национальных подвижных игр в традиционных праздниках и различных национальных обычаях Содержание Введение Основная часть


    Скачать 66.15 Kb.
    НазваниеИспользование национальных подвижных игр в традиционных праздниках и различных национальных обычаях Содержание Введение Основная часть
    Дата21.02.2022
    Размер66.15 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИспользование национальных подвижных игр в традиционных праздник.docx
    ТипРеферат
    #369327
    страница2 из 3
    1   2   3

    Узбекские национальные виды спорта, физические упражнения и игры

    Узбекскому народу с древних времен были известны разнообразные виды физич. упражнений и игр: верховая езда, борьба кураш, дорвоз (дарваз), разнообразные игры и др. виды физич. упражнений.

    Национальные узбекские игры служили и служат не только средством развлечения для детей и молодежи, но и важным фактором их физич. развития и укрепления здоровья. Через национальные игры и национальные виды спорта лежит путь к современным классическим, широко культивируемым в нашей стране спортивным играм и отдельным видам спорта.

    Одним из самых распространенных народных видов спортивных состязаний в Узбекистане был конный спорт, особенно аламан-байга (аламан-пойга), байга (пойга) и улак.

    Для отдельных родов узбеков, живших в разных уголках Туркестанского края, были характерны различные виды физич. упражнений. Напр., род узбеков минги славился в состязаниях по улаку, в роду кутчи были отличные охотники с ловчими птицами, когистанцы были хорошими скороходами-батба, род катаган был известен своими замечательными наездниками. Племена, жившие в степных районах, в зимние вечера в своих юртах состязались в игре в шахматы и шашки, а в летние месяцы проводили скачки, соревнов. в стрельбе из лука, устраивали поединки в фехтовании на пиках, проводили подвижные игры, а с появлением огнестрельного оружия состязались в стрельбе из ружей.

    Большой любовью с давних времен у узбекского народа пользовались и пользуются по настоящее время такие виды физич. упражнений, как перетягивание каната, ходьба на ходулях (ёгочоёк) и многие др.

    Наиболее популярны среди узбекского народа следующие национальные виды спорта, физич. упражнения и игры.

    Аламан-байга (аламан-пойга) - народная скачка. Наибольшего развития достигла в средние века. Скачка проводилась, как правило, во время праздников, когда съезжалась из окрестных аулов и кишлаков молодежь. Обычной темой разговоров у собравшихся являлась лошадь, ее достоинства: беговые качества, красота и т. д. Эти разговоры обычно переходили в спор, к-рый и разрешался состязанием. В нем по традиции участвовали не только спорящие, но и все находящиеся на празднике. Седлали коней, выстраивались в одну линию и по сигналу бросались вперед, в степь, до определенного места, в к-ром вся скачущая кавалькада поворачивала обратно. Тот, кто возвращался первым, считался победителем.

    Бывало и так, когда к.-л. джигит, имеющий хорошую лошадь, вызывал своих друзей на испытание ее качеств путем состязаний на быстроту и выносливость в скачках. Участники состязания давали возможность этому джигиту ускакать на своей лошади несколько вперед от общей группы, а затем бросались за ним в погоню. Вызвавший на состязание считался победителем в том случае, если он сумел ускакать от своих преследователей в степь так далеко, что они прекращали преследование, видя бесполезность борьбы.

    На состязаниях были специальные судьи - "даячи". Они следили за правилами ведения скачки и определяли победителей. В Ферганской долине в таких скачках иногда вместе с молодыми джигитами участвовали и девушки.

    Аламан-байга, являющаяся национальным видом спорта узбекского народа, прочно вошла в жизнь народов Узбекистана и проводится по настоящее время. Она включается в программу праздников и спартакиад республики.

    Байга (пойга) - скачка на лошадях на дальнее расстояние. Этот вид скачек носил название "байга". В период до национального государственного размежевания республик Средней Азии во всех исторических источниках встречается именно такое название, бытовавшее среди всех народностей, живших в Туркестанском крае. В современном узбекском языке эту скачку наз. "пойга".

    Конная скачка пойга рассчитана на испытание выносливости коня. Собравшиеся на пойгу по сигналу устремлялись вперед к намеченной цели. Нужно отметить, что родственники участвующего в скачке могли помогать участнику: бить плетью его коня, понукать и даже тащнть за повод. Выигравший скачку обычно получал приз, к-рый считался достоянием всего рода. Пойга устраивалась почти на всех праздниках. О дне большой пойги знали далеко за пределами места ее проведения. Устроителями скачек обычно были волостные управители, богатые баи и беки. Организаторы пойги за неделю до ее начала посылали в различные уголки Средней Азии специальных джигитов, приглашавших желающих на большую пойгу. Иногда пойгу устраивали и менее богатые люди, но им приходилось затрачивать последние свои средства на приглашение именитых гостей, т. к. без них устройство пойги не разрешалось. Пойга устраивалась на ровной местности. Начало состязаний давалось специальным сигналом. Наездниками в пойге чаще всего были подростки.

    Только после Великой Октябрьской социалистической революции пойга, как народный вид состязаний, стала достоянием подлинно широких масс трудящихся. Она расценивается ныне как составная часть советской системы физич. воспитания узбекского народа. Пойга в советский период обычно проводится на всех крупных комплексных соревнов. в виде скачек на дистанцию 50 км.

    Батба - специальный скороход, к-рого посылал хозяин (бек, хан) в различные районы своего владения с указами. При посылке батба назначался срок возвращения. В случае опоздания он бесчеловечно наказывался: его били плетью, отрезали уши, язык или нос. Такие страшные наказания, безусловно, заставляли батба усиленно тренироваться в быстрой ходьбе. Батба могли пройти в трудных горных местах по 70 - 100 верст за сутки. Иногда хозяева устраивали между батба состязания на скорость и выносливость.

    Дорвоз (дарваз) - канатоходец, выступающий на высоко натянутом канате с балансиром. Выступления канатоходцев имели место в далеком прошлом, когда самые ловкие канатоходцы, участвуя в военных походах в далекие страны, прославляли своими выступлениями искусство своего народа. У себя на родине выступления канатоходцев проводились обычно во время весеннего праздника гули-сурх и религиозного праздника рамазан. Выступления канатоходцев собирали большое колич. зрителей. Акробаты-канатоходцы не только выполняли упражнения в равновесии с балансиром, но и сложные многократные прыжки на высоком канате, требующие отличной физич. подготовки и точного расчета.

    Выступления канатоходцев получили особенно большое развитие в Бухаре, где на многочисленных праздниках собиралось большое колич. любителей этого вида {шзпч. упражнений. Эти выступления обычно устраивались отдельными предпринимателями и увязывались: религиозными предрассудками, что было на руку честной родовой знати и духовенству, затуманивающим сознание народных масс.

    Канатоходство как национальный вид физич. упражнений узбекского народа сохранилось до настоящего времени. Выступления канатоходцев проходят теперь в основном в парках культуры и отдыха Узбекистана, 1 также в государственных цирках. Широкую известность в Советском Союзе и за рубежом заслужила группа узбекских канатоходцев под управлением заслуженного артиста республики Ташкентбаева - одного аз старейших мастеров циркового искусства.

    Дупы ташар (подбрасывание тюбетейки) - подвижная игра узбекских детей 7 - 14 лет. Играющие делятся на 2 партии. Вошедшие в одну команду садятся на играющих др. команды, и пары становятся в круг. Седоки бросают друг другу свои тюбетейки. Если кто-нибудь из седоков уронит тюбетейку, то роли партий меняются.

    Кураш - национальная спортивная борьба на поясах в халатах. Является одним из наиболее излюбленных и популярных видов состязаний узбекского народа. Кураш имеет многовековую историю развития. Национальная борьба кураш получила отражение в художественной литературе, в целом ряде сказок, народных сказаний, фольклоре, героическом эпосе. Встречается упоминание о кураше как одном из видов рукопашной борьбы во время военных столкновений.

    Состязания по борьбе были народным обычаем и проводились во всех уголках Средней Азии, обычно в дни новогоднего праздника (науруза), а также во время весенних праздников (саилей). В борьбе участвовали как местные, так и приезжие прославленные борцы (палваны), а также любители из числа зрителей. Во время борьбы противники, держась за пояса, старались свалить друг друга на землю. Разрешалось применять подножки, подбивы и тому подобные приемы. Борьба продолжалась обычно 3 - 6 мин., но были случаи, когда она затягивалась и на более долгое время (время борьбы тогда не было ограничено). Быть победителем в кураше и получить приз (обычно халат) считалось весьма лестным для молодого человека. Тем более что, победив в горячих схватках не одного противника, палван делался гордостью земляков, знаменитостью своего селения.

    До начала XX в. кураш проводился без всяких судей, и нередко схватки заканчивались увечьями плохо подготовленных борцов. Победителя раньше определяли сами зрители. В то время борцы не различались по весовым категориям. Разыгрывалось абсолютное первенство, независимо от веса борца.

    Узбекские борцы участвовали и в чемпионатах профессиональных борцов по французской борьбе, к-рые устраивались в местных цирках. Так, в 1911 в таком чемпионате в Ташкенте выступал известный ташкентский палван Ахмед, к-рый одержал победу над чемпионом Германии Гюбнером.

    Национальная борьба кураш, как истинно народный вид спорта узбекского народа, после Великой Октябрьской социалистической революции прочно вошла в советскую систему физич. воспитания. Соревнов. по курашу включаются во многие комплексные соревнов. спартакиады республики, межреспубликанские соревнов. и особенно колхозные спартакиады. Сейчас курага включен в спортивную классификацию республики. В настоящее время по борьбе кураш выработаны специальные правила (бухарские и ферганские), борцы разделены на 8 весовых категорий.

    Кураш по ферганским правилам - это силовая борьба на поясах, а по бухарским правилам - это вольная борьба на поясах. По ферганским правилам запрещается проводить подножки и подсечки, бросать противника через голову, проводить бросок через бедро, не отрывая противника от земли, отрывать руки от пояса противника, захватывать противника за руки, ноги и за шею и т. д. Ферганские правила борьбы разрешают, оторвав противника от ковра, брать его на бедро и производить бросок на спину или на бок без отрыва рук от пояса и т. д. По бухарским правилам не разрешается бросать противника на голову, проводить прием с противосуставными действиями, применять удушающий захват, подсечки ногами выше коленей противника и т. д.

    Бухарские правила позволяют применять: подсечку ног, захват ноги ногой (зацеп), захват рук за шею, захват халата за ворот, захват пояса спереди, сзади, сбоку, через плечо противника, броски через бедро, боковые броски, передний и задний пояс.

    Как по ферганским, так и по бухарским правилам продолжительность схваток строго ограничена: для спортсменов-разрядников - 10 мин., для юношей 17 - 18 лет и новичков-взрослых - 8 мин., для юношей 15 - 17 лет - 6 мин.

    Оксок карга (хромая ворона) - подвижная игра типа эстафеты. Две команды с равным колич. играющих выстраиваются друг против друга. По очереди каждый из играющих завязывает себе ногу (правую или левую) так, чтобы платок охватывал голень и бедро одной ноги. Затем подается команда "марш", и игроки обеих команд на одной ноге скачут до противоположной команды, а потом, развязав платок на ноге, бегут обратно к своей партии. Затем платок передается др. игроку, и так продолжается до последнего играющего, к-рый бежит к руководителю игры и передает ему платок. Выигрывает команда, первой передавшая платок руководителю игры.

    Ок терак, кук терак (белый тополь, зеленый тополь) - подвижная игра узбекских детей 10 - 12 лет. Играющие делятся на две равные команды и становятся друг против друга, взявшись крепко за руки. В каждой команде есть вожак. Одна команда хором говорит: "Белый тополь, зеленый тополь, кого от нас просите вы?" Др. команда отвечает: "Нам нужен (называют имя играющего противоположной команды)". Вызванный быстро бежит к противоположной команде и старается разорвать цепь др. команды, образованную из рук играющих. Если цепь будет разорвана, то разорвавший ее забирает одного из команды противника к себе в команду, а если это ему не удается, то он остается в команде противника. Затем роли команд меняются. Эта игра очень распространена во всех районах Узбекистана и проводится до настоящего времени.

    Орда - подвижная игра узбекских детей 12 - 15 лет. В светлые лунные ночи игроки собираются в назначенном месте и делятся на две группы. Одна из групп имеет лошадиную кость. Эту кость бросают в сторону, а затем все бегут ее искать. Нашедший кость, крикнув: "Кость у меня!", стремительно бежит к условленному пункту, называемому "орда". Если ему удается добежать до цели раньше, чем его догонят играющие др.. группы, то противники возят на спине юношу, к-рый нашел кость. Эта игра проводится и в настоящее время, но не ночью, а днем.

    Саиш (саис) - старинная военная игра на конях. 2 всадника, вооруженные копьями и защищенные кожаными или войлочными доспехами, старались в поединке на скаку выбить друг друга из седла. Эти состязания были одними из наиболее опасных и нередко заканчивались увечьем всадника, а иногда и смертельными случаями. Такие "рыцарские" поединки проводились в Средней Азии вплоть до Октябрьской революции.

    Улак - один из видов конных состязаний. Начало его развития относится примерно к X - XI вв. Состязания по улаку проводились в виде игры. Перед огромной толпой верховых, часто в несколько сотен человек, бросали тушу козла или теленка, у к-рого предварительно удаляли голову и внутренности. Наездники кидались на брошенного козла, пытаясь поднять его с земли, не слезая с коня. После длительной борьбы наиболее ловкому и смелому наезднику (чавандозу), сидевшему на тренированном коне (улакчи ат), чаще всего при помощи своих товарищей, удавалось вырваться с козлом из толпы и, отбиваясь от преследователей, бросить тушу у финиша. Победитель получал подарки: шелковый халат, деньги, баранов и т. п.

    Это довольно азартное состязание до Октябрьской революции плохо организовывали, и оно часто заканчивалось увечьем людей и коней, а нередко и жертвами. В улаке выявлялись не только достоинства лошади, но и прежде всего умение и волевые качества наездника, к-рый должен был обладать смелостью, силой, отвагой, ловкостью. Эти состязания устраивались чаще богатыми баями, ханами, беками, к-рым были на руку такого рода развлечения народных масс, как средство отвлечения наиболее сильных, волевых и смелых людей от классовой борьбы со своими угнетателями.

    Улак обычно проводился во время праздников, чаще всего на свадьбах или на т. наз. тамаше (развлечении). Иногда улак устраивался целыми кишлаками и махалями вскладчину.

    В XVI в. у мингов (род узбеков, живших в долине реки Зеравшан) в свадебные праздники (кикахтой) неизменно устраивались состязания в улаке. Такой праздник обычно справлялся в доме отца невесты на калым жениха.

    После Великой Октябрьской социалистической революции улак стал истинно народным видом состязаний, доступным для всех желающих. С этой поры улак проводится организованно, на специальных площадях или ипподромах, с соблюдением определенных правил игры, подробно разработанных республиканским советом Союза спортивных обществ и организаций Узбекистана.
    Канатоходцы в Бухаре (Узбекистан)

    Чилик - подвижная игра, аналогичная русской игре "чижик". Очень распространена среди узбекских детей и юношей 7 - 15 лет. На земле роется небольшая ямка, на к-рую кладут палочку ("каруш агач"). Один из играющих палкой делает удар по палочке и, когда та взлетает, еще раз сильно ударяет по ней. После этого ударивший кладет свою палку на выемку в земле, а др. юноша бежит к каруш агачу и бросает его в палку, лежащую на выемке. Если он не попадает, то ему назначается штраф ("опай"). Штраф заключается в том, что каруш агач забрасывается на далекое расстояние и прош трафившийся должен бежать от места падения палочки до выемки, не переводя дыхания, и кричать "а-а-а". Эта игра проводится почти во всех районах Узбекистана.

    Чоуган - конное поло. Эта игра аналогична древней игре гуйбози (см. Таджикские национальные виды спорта, физические упражнения и игры), с той разницей, что применялись для подбива мяча палки наподобие клюшек, с загнутым концом, а в игре гуйбози использовались длинные палки с молотком на конце. Начало развития этой интересной игры относится к периоду арабских завоеваний в Средней Азии (VII - VIII вв.). Игра составляла одно из гл. развлечений воинов. Играющие делились на 2 равные партии. Наездники имели специальные палки ("сульджаны"), к-рыми подбивался мяч. Каждая команда стремилась провести мяч в ворота противника, стоявшие в концах большой площади (майдане).

    Иногда игра чоуган проводилась не на лошадях - тогда она напоминала современный травяной хоккей. Чоуган не сохранился до наших дней и в настоящее время не проводится.

    Шайтан-шайтан (черт-черт) - подвижная игра детей старшего возраста. Каждый из играющих роет в земле ямку (лунку). Одна из лунок делается шире др. и наз. "шайтан" (черт). Затем выбирают, кому стоять над шайтаном. Избранный объявляется вожаком и наблюдает за правилами игры. Потом играющие по очереди катят мяч по лункам. Если мяч закатится в чью- нибудь лунку, то бросавший мяч садится верхом на хозяина лунки и катается на нем. Затем мяч закатывают уже не по очереди, а этим правом пользуется только "конь", к-рый старается закатить мяч в чужую лунку, чтобы избавиться от седока и самому превратиться в него. На вожака не садятся, но когда мяч попадет в шайтан, то вожак быстро вынимает его и пятнает кого-нибудь из играющих, к-рые убегают от него. Запятнанный становится конем, и вожак сажает на него кого пожелает или садится сам.


    1. Узбекские народные игры

    Белый тополь, зеленый тополь (Ок теракми, кук терак)

    Играющие делятся на две равные группы и строятся в две шеренги лицом друг к другу. Игроки, стоящие в каждой шеренге, берутся за руки на расстоянии вытянутых рук. По сигналу стоящие в одной шеренге обращаются к стоящим в другой шеренге:

    Белый тополь, зеленый тополь!

    От нас кто вам нужен?

    Игроки, стоящие в другой шеренге, называют имя одного из участников игры противоположной команды. Игрок, чье имя названо, бежит к противоположной шеренге, чтобы разорвать цепь, образованную игроками. Если ему удастся разорвать цепь, то он возвращается к своей шеренге, уводя с собой кого-то из игроков той команды, где разорвана цепь. Если бежавшему не удается разорвать цепь, то он переходит в другую шеренгу, увеличив тем самым количество участников этой команды.

    Правила игры. Называется имя только одного игрока. Цепь можно разорвать в любом узле только с одной попытки.

    Чай-чай!

    Все играющие располагаются на площадке (10Х12 м), обведенной чертой. Водящий кричит: «Чай-чай!» - и, подняв руку, бежит по площадке. Остальные игроки должны догнать его и коснуться рукой. Коснувшийся игрок становится заводилой. Он тоже, закричав: «Чай-чай!» - и, подняв руку, бежит по площадке. Остальные игроки должны догнать его и коснуться рукой. Коснувшийся игрок становится заводилой. Он тоже, закричав: «Чай-чай!» - и подняв руку, бежит по площадке. Игра возобновляется. Тот игрок, которому удалось долгое время остаться непойманным, считается победителем.

    Правила игры. Играющие не должны выходить за пределы площадки. Нарушившие правила не принимают участия в игре в течение одного ее повторения.

    Пастух и козы (Эчкилар ва чупонлар)

    Играющие делятся на две группы: одна - пастухи, другая - козы. Козы находятся в кругу диаметром 6 м, пастухи - вне круга. По сигналу один из пастухов, подпрыгивая на одной ноге, входит в круг и ловит коз (касается рукой). Через некоторое время по сигналу в круг, также подпрыгивая, входит другой пастух, а первый занимает его место. Игра продолжается, пока пастухи не поймают всех коз, после этого команды меняются ролями.

    Выигравшей считается группа пастухов, поймавшая коз за самое короткое время. Пастухи могут иметь атрибуты национального костюма: бумажные тюбетейки, поясные платки и т. д.

    Правила игры. Козы не должны выходить из круга, пока их не осалили. Пастух имеет право подпрыгивать как на левой, так и на правой ноге.

    Медведи и пчелы (Айиклар ва асаларилар)

    Играющие делятся на две группы: треть из них - медведи, остальные - пчелы. В центре площадки устраивается вышка - это улей. С одной стороны вышки на расстоянии 3 - 5м очерчивается место берлоги, с другой - на расстоянии 5 - 7 м - место луга. Пчелы помещаются на вышке или гимнастической стенке. По сигналу ведущего пчелы опускаются с вышки, летят на луг за медом и жужжат. Медведи влезают на опустевшую вышку-улей и лакомятся медом. По сигналу «Медведи!» все пчелы летят в улей, а медведи слезают с вышки и убегают в берлогу. Не успевших убежать в берлогу пчелы жалят (дотрагиваются рукой). Затем пчелы возвращаются на вышку и игра возобновляется. Ужаленный медведь не выходит за медом, а остается в берлоге.

    Правила игры. Пчелы не ловят медведей, а дотрагиваются до них рукой. Каждое новое действие начинается по сигналу. Спрыгивать с вышки нельзя, надо слезать.

    Многие народные игры сохранились по сей день еще из древних времен, они создались в результате соревнований или праздничных развлечений разных народов Узбекистана соседних стран. В результате развились два вида народных игр: массовые игры во время различных праздников и обычные игры для детей. Эти игры были упорядочены согласно возрасту, полу, количеству участников, а также в зависимости от времени года. Весной и летом, как в городах, так и в деревнях, и дети, и взрослые играют особенно охотно. 

    1. 1   2   3


    написать администратору сайта