Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.2 Виды наглядности и их роль в повышении интереса к уроку

  • 2 Использование наглядного материала на уроках литературы в 6-х классах общеобразовательной школы 2.1 Методика работы с наглядностями на уроках литературы

  • 2.2 Использование наглядных средств обучения на уроке литературы в 6 классе

  • Ход урока. 1.Организационный момент.

  • 2.Проверка домашнего задания

  • Список использованной литературы

  • Приложение №2 2.Ответить на вопросы к иллюстрациям.

  • курсовая Наглядность. Использование наглядного материала на уроках как средство повышения интереса к литературе


    Скачать 53.42 Kb.
    НазваниеИспользование наглядного материала на уроках как средство повышения интереса к литературе
    Дата24.05.2022
    Размер53.42 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлакурсовая Наглядность.docx
    ТипКурсовая
    #547573


    Курсовая работа
    Тема: Использование наглядного материала на уроках как средство повышения интереса к литературе




    Содержание



    Вве‎де‎ни‎е‎……………………………………………………………………..

    3

    1 Основные направления методической работы по использованию наглядности на уроках летературы..............................................................


    5

    1‎.1Сущность наглядности и ее психолого-дидактическое обоснование

    5

    1.2 Виды наглядности и их роль в повышении интереса к уроку...........

    1‎0

    2 Использование наглядного материала на уроках литературы в 6-х классах общеобразовательной школы..........................................................

    2.1 Методика работы с наглядностями на уроках литературы...............

    2.2 Использование наглядных средств обучения на уроке литературы в 6 классе........................................................................................................


    13

    13
    20

    За‎ключе‎ни‎е‎………………………………………………………………….

    25

    Список использованной литературы……………………………………...

    Приложения...................................................................................................

    26

    28



    Введение
    Актуальность темы заключается в том, что применение наглядных методов на уроках литературы очень плодотворно сказывается на результате процесса обучения и усвоении знаний, является средством повышения интереса к литературе, кроме того, учителя имеют потребность в реализации эффективных методов использования наглядности.

    Переход школы на новые учебные планы и программы, поиск эффективных методов обучения вызвал к жизни новые средства обучения, ибо в настоящее время учителя не могут ограничиваться теми приемами работы, которые рассчитаны на простое, чисто механическое запоминание.

    Почему именно наглядность? Для того чтобы ответить на этот вопрос обратимся к идее Л.С. Выготского о том, что в каждом возрасте развитие опирается на разные функции. «В раннем возрасте ведущей функцией является восприятие, затем - память, мышление. Реально переход от одной функции к другой не проходит по ступеням возрастного развития. Каждый ребенок имеет свои особые доминанты в развитии функций. Так, в условиях школьного обучения, направленного изначально на развитие логического мышления, появляются дети, неготовые на развитие в умственном отношении предложенным путем» [4, с. 211].

    Наглядность обучения становиться одним из факторов, влияющих на характер усвоения учебного материала. Средства наглядности обеспечивают полное формирование какого — либо образа, понятия и тем самым способствуют более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью. Использование средств наглядности в учебном процессе всегда сочетается со словом учителя. А уверенность в истинности полученных сведений, убежденность в знаниях делают их осознанными, прочными. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребенка, содействуют выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям.

    Тема, связанная с использованием наглядности в обучении и его осуществлении на уроках, получает все большее свое распространение в психолого-педагогической литературе в связи с появлением новых видов наглядных пособий и их возможностями в обучении школьников.

    Исходя из вышеизложенного, целью нашего исследования является: определить значение наглядного материала на уроках в повышении интереса к литературе.

    Объектом исследования является: учебно - воспитательный процесс на уроках литературы с использованием наглядности.

    Предметом исследования является: виды и методика использования наглядного материала.

    В соответствии с этим выдвигаем рабочую гипотезу: урок литературы будет более полноценным и интересным школьникам при условии правильно отобранных видов наглядных материалов.

    Чтобы подтвердить рабочую гипотезу, нам нужно решить следующие задачи:

    1. изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научно - методическую литературу по теме;

    2. изучить виды и психолого-дидактическое обоснование наглядных материалов;

    3. показать методику использования наглядного материала на уроках литературы.

    Научная новизна данного исследования заключается в постоянной необходимости внедрения современных технологий в процесс обучения, и использования их в качестве наглядных пособий.

    Научная работа может быть использована в качестве дополнительного материала при подготовке к урокам литературы в средней образовательной школе.

    1‎ Основные направления методической работы по использованию наглядности на уроках летературы
    1.1 Сущность наглядности и ее психолого-дидактическое обоснование
    Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью их изображений. Начиная с ранней стадии сознания и до высшей, понятия и абстрактные положения осмысливаются легче, если они подкрепляются конкретными фактами и образами.

    Применяя наглядность, активизируется исходная ступень познания [27, с. 175]. Поэтому нужно рассмотреть влияние наглядности на познание.

    Наглядность - это свойство, выражающее степень доступности и понятности психических образов объектов познания, для познающего субъекта; один из принципов обучения [6, с. 127]. В процессе создания образа восприятия объекта наряду с ощущением участвуют память и мышление. Образ воспринимаемого объекта является наглядным только тогда, когда человек анализирует и осмысливает объект, соотносит его с уже имеющимися у него знаниями.

    Наглядный образ возникает не сам по себе, а в результате активной познавательной деятельности человека. Образы представления существенно отличаются от образов восприятия. По содержанию они богаче образов восприятия, но у разных людей они различны по отчётливости, яркости, устойчивости, полноте. Степень наглядных образов представления может быть различной в зависимости от индивидуальных особенностей человека, от уровня развития его познавательных способностей, от его знаний, а также от степени наглядных исходных образов восприятия.

    Существуют также образы воображения - образы таких объектов, которые человек никогда непосредственно не воспринимал. Однако они составлены, сконструированы из знакомых и понятных ему элементов образов восприятия и представления. Благодаря образам воображения человек способен вначале представить себе продукт своего труда, и лишь затем приступить к его созданию, представить различные варианты своих действий.

    Чувственное познание даёт человеку первичную информацию об объектах в виде их наглядных представлений. Мышление перерабатывает эти представления, выделяет существенные свойства и отношения между разными объектами и тем самым помогает создавать более обобщённые, более глубокие по содержанию психические образы познаваемых объектов [8, с. 55].

    Значение наглядности в преподавании литературы не ограничивается сферой чувственного созерцания и формирования конкретных представлений. Использование средств наглядности облегчает познание сложных исторических понятий [2, с. 144].

    Наглядность как принцип обучения был впервые сформулирован Я.А. Коменским, а в дальнейшем развит И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским и другими педагогами [25, с. 64]. Учитель может использовать различные средства наглядности: реальные объекты, их изображения, модели изучаемых объектов и явлений. Знание форм сочетания слова и средств наглядности, их вариантов и сравнительной эффективности даёт возможность учителю творчески применять средства наглядности сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и конкретным условиям обучения [27, с. 185].

    Наглядность в обучении способствует тому, что у школьников, благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира, формируются представления, правильно отображающие объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые явления анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами.

    К.Д. Ушинский отмечал, что восприятие материала на слух - дело трудное, требующее от учащихся сосредоточенного внимания и волевых усилий. При неумелом ведении урока учащиеся могут лишь внешне «присутствовать на занятиях», а внутренне - думать о своём или же совсем оставаться без «мысли в голове» [23, с. 62].

    Использование наглядных средств не только для создания у школьников образных представлений, но и для формирования понятий, для понимания отвлеченных связей и зависимостей - одно из важнейших положений дидактики.

    Ощущение и понятие - различные ступени единого процесса познания. Еще Я.А. Коменский выдвинул «золотое правило»: «все, что...можно, предоставлять для восприятия чувствам...» [11, с. 380]. Требование, чтобы знания черпались учениками, прежде всего, из собственных наблюдений, сыграло большую роль в борьбе с догматическим, схоластическим обучением. Однако ограниченность сенсуалистической философии, на которую опирался Коменский, не позволила ему раскрыть принцип наглядности обучения с необходимой полнотой и разносторонностью.

    Принцип наглядности был значительно обогащен в трудах Г. Песталоцци: «Всякое обучение должно основываться на наблюдении и опыте и подниматься к выводам и обобщениям». В результате наблюдений ребенок получает зрительные, слуховые и другие ощущения, которые пробуждают в нем мысли и потребность говорить. Обучение способствует накоплению учеником на основе его чувственного опыта запаса знаний и развивает его умственные способности. Необходимо «интенсивно повышать силы ума, а не только экстенсивно обогащаться представлениями» [27, с. 176].

    Без применения наглядности, в широком смысле этого слова, нельзя добиться правильных представлений об окружающем, развивать мышление и речь.

    Отстаивая необходимость наглядности в обучении, Песталоцци считал, что органы чувств сами по себе доставляют нам беспорядочные сведения об окружающем мире. Обучение должно уничтожить беспорядочность в наблюдениях, разграничить предметы, а однородные и близкие снова соединить, то есть сформировать у учащихся понятия [27, с. 192].

    В педагогической системе К.Д. Ушинского использование наглядности в обучении органически связано с преподаванием родного языка. Ушинский считал, что лучшим средством добиться самостоятельности детей в процессе развития дара слова служит наглядность. Необходимо, чтобы предмет непосредственно воспринимался ребенком и чтобы под руководством учителя «...ощущения дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль, и мысль облекалась в слово» [24, с. 56].

    В современной дидактике понятие наглядности относится к различным видам восприятия (зрительным, слуховым, осязательным и др.). Ни один из видов наглядных пособий не обладает абсолютными преимуществами перед другим. При изучении природы, например, наибольшее значение имеют натуральные объекты и изображения, близкие к натуре, а на уроках грамматики - условные изображения отношений между словами с помощью стрелок, дуг, посредством выделения частей слова разными цветами и т. п. Нередко возникает необходимость использовать различные виды наглядных средств при ознакомлении с одними и теми же вопросами. Например, в курсе литературы целесообразно рассматривать предметы, сохранившиеся от изучаемой эпохи, макеты и картины, изображающие соответствующие явления, исторические карты, смотреть кинофильмы и т. д.

    Очень важно использовать наглядные средства целенаправленно, не загромождать уроки большим количеством наглядных пособий, т. к. это мешает учащимся сосредоточиться и обдумать наиболее существенные вопросы. Такое применение наглядности в обучении не приносит пользы, а скорее вредит и усвоению знаний, и развитию школьников [8, с. 95].

    Когда у учащихся имеются необходимые образные представления, следует использовать их для формирования понятий, для развития отвлеченного мышления. Это правило относится не только к средним и старшим, но и к начальным классам [15, с. 30].

    В практике обучения применение наглядных средств сочетается со словом учителя. Способы сочетания слова и средств наглядности, при всем их многообразии, составляют несколько основных форм. Одна из них характеризуется тем, что при посредстве слова учитель руководит наблюдением, которое ведут учащиеся, а знания о внешнем облике объекта, о его строении, о протекающих процессах школьники получают из наблюдаемых объектов.

    Пример из
    Первая из упомянутых форм сочетания является более эффективной не только для усвоения знаний, но и для развития наблюдательности школьников. Превосходство первой формы сказывается особенно резко тогда, когда должен быть осуществлен тонкий анализ объекта, например, при изучении внутреннего строения листа. Поскольку применение другой формы сочетания требует меньше времени, можно прибегать к ней, когда производится сравнительно «грубый» анализ объектов.

    Знание учителем форм сочетания слова и средств наглядности, их вариантов и сравнительной эффективности дает возможность творчески применять наглядные средства сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и другим конкретным условиям [16, с. 56].
    1.2 Виды наглядности и их роль в повышении интереса к уроку
    Принцип наглядности был значительно обогащен в трудах Г. Песталоцци. Он считал, что органы чувств сами по себе доставляют нам беспорядочные сведения об окружающем мире. Обучение должно уничтожить беспорядочность в наблюдениях, разграничить предметы, а однородные и близкие снова соединить, т. е. сформировать у учащихся понятия.

    Наглядные учебные пособия - плоскостные и объёмные изображения предметов и явлений, создаваемые для целей обучения, производственные и природные объекты в их естественном или препарированном виде. Применение Наглядных учебных пособий способствует формированию у учащихся материалистических представлений и понятий, выработке у них умений и навыков. Наглядные учебные пособия используются в школе на различных этапах учебного процесса: при объяснении учителем нового материала, при закреплении его учащимися, во время повторения изученного материала и при проверке учителем знаний учащихся, а также во внеклассной, кружковой работе.[ 29, с. 67].

    Наглядные учебные пособия очень разнообразны по своему назначению, содержанию, способам изображения, материалам и технологии изготовления, по методам и приёмам использования.

    Главная, основная функция наглядности на уроке чтения - помочь учащимся в постижении литературного произведения и творчества писателя в целом, в овладении теоретико-литературными знаниями.

    На уроках литературы возможны следующие виды наглядности:

    1. Зрительная наглядность имеет большое значение на уроках литературного чтения. Роль зрительной, наглядной опоры могут выполнять репродукции портретов писателей, иллюстрации к произведениям, картины жанрового характера, фотографии мест, связанных с жизнью писателя, скульптурные фигурки героев книг, макеты, собранные гербарии, поделки, кукольно - теневой театр, кинофильмы. На страницах учебников большую роль играют иллюстрации. Они создают красочный колорит, повышает эмоциональность восприятия текста.

    2. Слуховая наглядность. Умение почувствовать и оценить звуковой образ, созданный писателем, - необходимое условие полноценного восприятия произведения. И здесь на помощь учителя может прийти слуховая наглядность. Сюда можно отнести аудиозаписи и музыкальные средства. Например, при изучении лирических стихотворений А.С. Пушкина, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, А.Н. Плещеева, целесообразно слушать пьесу П.И. Чайковского "Времена года". При чтении "Сказки о царе Салтане" А.С. Пушкина можно использовать музыкальное произведение Н.А. Римского - Корсакого "Полет шмеля".

    3. Языковая наглядность, т.е. работа над языком произведения.

    4. Внутренняя наглядность. Предполагает использование сложившихся в сознании образов, ассоциаций, логических связей для создания новых образов.

    Очень важно использовать наглядные средства целенаправленно, не загромождать уроки большим количеством наглядных пособий, ибо это мешает учащимся сосредоточиться и обдумать наиболее существенные вопросы. Такое применение наглядности в обучении не приносит пользы, а скорее вредит и усвоению знаний, и развитию школьников.

    Наглядность - это один из компонентов целостной системы обучения, которая может помочь младшему школьнику качественнее усвоить изучаемый материал на более высоком уровне.

    Решению образовательных задач способствует использование различных наглядных средств не только на этапе ознакомления, но и при закреплении знаний, при формировании умений и навыков.

    Практика обучения показывает, что при систематическом включении наглядных средств увеличивается самостоятельность учащихся, возрастает их активность, формируется положительное отношение к предмету. Данное обстоятельство является очень важным для обеспечения развития в процессе обучения личности. Средства наглядности помогают решить такие задачи, как мобилизация психической активности учащихся; введение новизны в учебный процесс; повышение интереса к уроку; увеличение возможности непроизвольного запоминания материала; расширение объема усваиваемого материала; выделение главного в материале и его систематизация.

    1. Наглядность обучения вытекает из того, что оно выступает для учащихся как средство познания окружающего мира, и поэтому процесс этот происходит более успешно, если основан на непосредственном наблюдении и изучении предметов, явлений или событий.

    2. Познавательный процесс требует включения в овладение знаниями различных органов восприятия. К.Д. Ушинский писал, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством различных органов чувств они воспринимаются. Чем больше органов чувств принимает участие в познании, тем больше в сознании появляется впечатлений, которые потом ложатся в механическую память и в дальнейшем легче вспоминаются [23 с. 251].

    3. Наглядность обучения основана на особенностях мышления детей, которое развивается от конкретного к абстрактному. На ранних этапах ребёнок мыслит больше образами, чем понятиями. С другой стороны, понятия и абстрактные положения осмысливаются учащимися легче, если они подкрепляются конкретными фактами. Однако и на более высоких стадиях развития мышление не может отрываться от конкретных фактов и образов.

    4. Наглядность повышает интерес учащихся к знаниям и делает процесс обучения более лёгким. Многие сложные теоретические положения при умелом использовании наглядности становятся доступными и понятными для учащихся.

    «Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету», - учит К.Д. Ушинский [24 с. 267].

    2 Использование наглядного материала на уроках литературы в 6-х классах общеобразовательной школы
    2.1 Методика работы с наглядностями на уроках литературы
    Программа изучения курса литературы для 6 класса предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно - эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.

    Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения школьников вошли преимущественно художественные тексты.

    Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках).

    Коммуникативно- речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения.

    Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:

    Цель обучения учебному предмету «Русская литература» – способствовать формированию духовных ценностей человека через восприятие и анализ художественных произведений, воспитывать компетентного читателя, способного на основе личностного выбора использовать знания, умения и навыки для познания мира и самого себя.

    Задачи обучения учебному предмету «Русская литература»:

    1) формировать знания, умения и навыки, способствующие успешной социальной адаптации, на основе русской, казахской и мировой литературы и культуры;
    2) способствовать усвоению литературоведческих понятий, позволяющих обучающимся более глубоко понимать авторский замысел произведений художественной литературы;

    3) формировать навыки критического анализа, сравнения, обобщения, умения устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, классифицировать явления, строить логические и критические рассуждения, умозаключения и выводы на основе анализа произведений;

    4) развивать коммуникативные навыки на основе глубокого понимания и анализа художественных произведений различных жанров.

    В 6 классе изучаются следующие произведения: Мифы Древней Греции (о Прометее, Геракле, Икаре, Актеоне); Е.В. Курдаков. «Псы Актеона»; Славянская мифология (миф о Солнце, мифы о представителях низшей мифологии); Тюркская мифология (миф о создании мира); Библейская мифология (о Вавилонской башне, царе Соломоне); Б.Л. Пастернак. «Рождественская звезда»; Н.В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством»; А.Гофман «Щелкунчик и Мышиный король», И.С. Тургенев. «Муму»; Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник»; В.С. Высоцкий. «Песня о друге»; В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой»; А.Н. Островский. «Снегурочка»; И.С. Тургенев «Бежин луг»; М.Ю. Лермонтов. «Русалка».

    Рассмотрев страницы учебников, можно сказать о том, что все сказки и былины сопровождаются яркими, красочными иллюстрациями.

    Уделение большего внимания работе с наглядными материалами позволит ученикам глубже понимать и прочувствовать прочитанное.

    Рассмотрим некоторые из видов средств наглядных пособий, предусмотренных выше изложенной классификацией.

    1 Использование таблиц и схем

    Схемы и таблицы являются средствами выделения главного, они «запирают» информацию в замкнутое пространство. При составлении схем и таблиц ученик совершает логические операции: анализ, синтез, сравнение, умение преобразовать и обобщить исторический материал, привести его в систему и графически изобразить.

    Однако при всем сходстве схемы и таблицы имеют четко выраженные различия.

    Схема - это графическое изображение исторической действительности, где отдельные части, признаки явления изображаются условными знаками: геометрическими фигурами, символами, надписями, а отношения и связи обозначаются их взаимным расположением, связываются линиями и стрелками.

    Таблица - это графическое изображение исторического материала в виде сравнительных, тематических и хронологических граф с целью их заполнения учащимися, синтетический образ изучаемой темы [26, с. 224].

    Традиционно в методике преподавания литературы выделяют следующие виды схем: логические, сущностные, последовательные, диаграммы, графики, технические, локальные. Таблицы же разделяют на тематические, сравнительные, хронологические и синхронистические.

    Логические схемы. Обычно они применяются при изучении причин и последствий событий и явлений, помогают выявить причинно-следственные связи. Они достаточно просты в исполнении учениками, так как основаны на последовательном соединении квадратов, в которых фиксируются причины и следствия, вытекающие одно из другого.

    Структурные схемы отражают обычно структуру, основные части, черты и суть того или иного явления.

    Схемы - диаграммы, которые могут подчеркивать количественные и качественные стороны изучаемых событий и явлений. Они делится на столбиковые и круговые. Для вычерчивания диаграмм и графиков на доске полезным считается использование цветных мелков. Эти средства могут порядке, тем самым проверяется система знаний учащихся.

    2. Работа с картинами

    В методике преподавания литературы выделены основные этапы работы над картиной. Они сводятся к следующему: сначала обязательна подготовка к восприятию картины, обычно она сопровождается сообщением названия и автора, и замечанием о смысле ее демонстрации. Далее следует первичное восприятие картины, которому отвечают вопросы: «Что? Где? Когда?» За ним следует осмысление отдельных деталей картины, их анализ. Далее -обогащенное понимание целостной картины: обобщение на основе установленных связей между отдельными частями и выводы из анализа деталей.

    Сегодня используется, в основном, иллюстративный материал учебника, в частности, исторические картины. В теории школьного учебника и методике преподавания литературы выделены несколько типов иллюстраций по связи их с текстом учебника и по способам работы с ними.

    Дополнительные иллюстрации служат либо наглядным пояснением к тексту, как бы следуя за ним, либо изображение дополняет материал, отсылает к тексту с тем, чтобы разъяснить непонятное в наглядном образе. Таким образом, они дополняют друг друга.

    По своей смысловой нагрузке иллюстрации могут выполнять и равноправную с текстом функцию: тогда они так и называются равноправными. Они восполняют материал, отсутствующий в тексте.

    Иллюстрация может выступать и в качестве самостоятельного источника извлечения знаний. Тогда она называется независимой. Наиболее ценными иллюстрациями, в смысле развития познавательной активности школьников, являются независимые и равноправные иллюстрации [20, с. 187].

    Одним из художников, чьи произведения проходят через курс отечественной литературы, является A.M. Васнецов.

    Не случайно, полотна и акварели А.М.Васнецова всегда составляют неотъемлемую часть иллюстраций учебников по русской литературе: они не только создают зрительный запоминающийся образ городов, но и побуждают школьника ответить на вопрос, почитать дополнительную литературу о жизни соотечественников в прошлом. Сам художник был ученым-исследователем. Он рисовал типологические и описательные картины.

    Такие картины можно использовать в качестве зрительной опоры, например, для фиксации и образного обозначения даты. В этом случае используется картина «Постройка первых стен в 1156 году».

    Другой вариант работы с картинами - материальная иллюстрация: рассмотрение картины «Гончарная мастерская» учитель ведет, придерживаясь последовательности операций, из которых состоит производство гончарных изделий. Вначале он привлекает внимание учащихся к двум людям, которые месят и промывают глину, затем - к группе, работающей на гончарном круге, к мастерам, расписывающим изделия, гончарной печи и к сцене продажи готовой продукции.

    Таким образом, общее правило методики работы с картиной основано на закономерностях восприятия и осмыслении наглядного материала, отнюдь не означает шаблонного разбора картины. Общая формула последовательности разбора картины: от главного к деталям, от целого - к частям и снова - к целому [2. с. 166].

    Картина художника может выступать на уроке в различных ролях: в качестве зрительной опоры, материализованной иллюстрации, эмоционального эффекта, объекта выявления деталей, самостоятельного источника новых знаний, средства моделирования схем. Она также может помочь воссоздать образ эпохи, прояснить реальную картину исторических событий, стать источником «опознания» действующих лиц и творческой интерпретации материала. Все это делает картину достаточно продуктивным средством наглядности.

    3 Компьютерная наглядность и особенности ее использования на уроках литературы

    Характерной особенностью компьютерной наглядности является ее мобильность; учитель при подготовке к каждому уроку может самостоятельно создавать необходимые презентации, выбрав наиболее подходящий для данной темы материал.

    Чаще всего на уроках литературы используются словесно-образная и художественно-изобразительная компьютерная наглядность. Словесно-образная компьютерная наглядность может использоваться на всех этапах изучения творчества писателя: и при изучении биографии, и на этапе анализа произведения, а также на заключительном этапе. Например, при изучении романа «Евгений Онегин» будет целесообразным использовать презентацию, составленную из отрывков писем А.С.Пушкина, в которых поэт делится впечатлением о работе над романом. Для того, чтобы учащиеся смогли более полно уяснить авторский замысел автора, его отношение к героям романа, в презентации необходимо разместить отзывы А.С.Пушкина о некоторых героях романа. В этой же презентации можно использовать и элементы художественно-изобразительной наглядности, включив в нее рисунки на полях рукописей романа.

    При изучении жизни и творчества писателя можно также использовать презентации, составленные из отрывков литературоведческих работ.

    Большая роль на уроках литературы отводится выразительному чтению, именно выразительное чтение предваряет разбор произведения и является ключом к пониманию его содержания.

    «Выразительное чтение есть главная наглядность на уроке литературы», – писала М.А.Рыбникова [4: 147]. При использовании компьютерной наглядности не только речь учителя будет примером выразительного чтения, но и различные аудиофрагменты с авторским чтением произведения и аудиофрагменты чтения произведений мастерами художественного слова.

    Помимо этого, на уроке можно также использовать презентации с аудио- вставками музыкальных произведений, созданных на сюжеты или слова изучаемого в школе текста.

    Возможности компьютерной наглядности позволяют учителю управлять процессом прослушивания, делая паузы для озвучивания комментариев и проведения уточняющей беседы. При создании презентации с различными аудиовставками следует помнить, что большую роль здесь играет качество записи, так как прослушивание некачественной записи утомляет и не дает возможности учащимся в полной мере воспринять художественный текст (то же самое относится к длительности аудиофрагментов). Единственным исключением можно считать авторские записи, выполненные на заре развития технологий, позволяющих записывать звук. Надо понимать, что такого рода записи являются раритетными и их ценность ни в коей мере не зависит от качества звучания. В качестве примера можно привести знакомые всем нам с детства аудиозаписи сказок в исполнении Корнея Чуковского.

    Следующий вид компьютерной наглядности – художественно-изобразительная наглядность. Так, при изучении биографии писателя учитель может использовать виртуальные экскурсии, которые представляют собой презентации с фотографиями предметов, вещей, когда-либо окружавших писателя и в настоящее время находящихся в экспозициях музеев. Также под виртуальной экскурсией подразумевают подборку фотографий мест, связанных с жизнью и творческой деятельностью писателя, поэта, драматурга.

    Несомненна эффективность презентаций сопоставительного характера, в которых используются материалы для сопоставления произведений литературы и живописи.

    Художественно-изобразительные презентации иллюстративного характера на уроке литературы позволяют активизировать внимание учеников. Они так же, как и словесно-образные презентации, используются на различных этапах изучения произведения.

    Использование компьютерной презентации наиболее эффективно при обучении учеников составлению характеристики персонажей произведений. В этом случае можно применять различные виды презентаций: 1) презентация с иллюстрациями одного художника-иллюстратора к одному произведению; 2) подборка работ разных авторов, изображающих одного и того же литературного героя.

    Использование компьютерной наглядности в виде иллюстративных презентаций на заключительных занятиях является одной из форм повторения и систематизации изученного материла.

    На этом этапе можно дать задание учащимся создать свои электронные альбомы иллюстраций к произведениям, сопоставить иллюстрации с текстом произведения, подобрать цитаты из текста к иллюстрациям, сделать сопоставительный анализ иллюстраций разных авторов.

    Таким образом, опыт применения компьютерной наглядности в школе показывает, что на уроках повышается эффективность усвоения материала учащимися, эмоциональный фон урока, формируется устойчивый интерес к литературе, на практике реализуется дифференцированный подход к ученикам с разным уровнем подготовки, создаются условия для коллективной проектной деятельности учащихся.
    2.2 Использование наглядных средств обучения на уроке литературы в 6 классе
    Работая над исследованием, мы разработали Конспект к уроку русской литературы по теме: «Реальное и фантастическое в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» 6 класс

    Оборудование урока: компьютер, видеопроектор, экран.

    Материалы к уроку: Презентация к разным этапам урока

    Словарная работа

    Тестирование

    Методические приемы: беседа с учащимися по вопросам, выразительное чтение, анализ отрывка из повести, контроль знаний учащихся, активизация самостоятельной работы.

    Ход урока.

    1.Организационный момент. (Слайд № 1-2)

    Цель: подготовить класс к восприятию новой темы и к общению; обеспечить условия для проведения урока.

    - Ребята, сегодня мы будем изучать повесть Н.В. Гоголя « Ночь перед Рождеством».

    Запишем тему урока и эпиграф к нему.

    Трудно найти в русской литературе более тесное сплетение фантастического с реальным, чем у Гоголя…

    И.Ф.Анненский

    2.Проверка домашнего задания.

    Цель: проверить знания и понимание текста повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивировать учеников к учебной деятельности.

    1. Словарная работа. (слайд презентации) (Приложение №1)

    Подобрать русские синонимы к украинским словам. (Запись в тетрадь.)

    2. Ответить на вопросы к иллюстрациям. (слайд презентации) (Приложение №2)

    - Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с иллюстрациями художника Кость Лавро, детство которого прошло в одном из «гоголевских» хуторов близ Диканьки.

    И попробуем ответить на вопросы.

    3.Изучение новой темы.

    Цели:

    Образовательные: обеспечить усвоение новых понятий, актуализировать знания. Развивающие: создать условия для развития памяти, внимания и воображения; содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности. Воспитательные: содействовать развитию культуры речи, развитию интереса к изучению повести.

    - Ребята, мы с вами прошлись по страницам повести Гоголя «Ночь перед Рождеством». Вы показали, что внимательно прочитали и ознакомились с героями и событиями, о которых нам рассказывает автор.

    Теперь мы с вами попробуем выделить реальное и фантастическое в повести.

    - Что такое фантастика?

    ( Фантастика – изображение заведомо неправдоподобного, невозможного в реальной жизни.)

    - Что такое реальность?

    (Реальность – действительно существующее, не воображаемое.)

    1. Выразительное чтение описания ночи.

    2. Беседа по вопросам.

    - Какие фантастические черты несет пейзаж? (слайд презентации)

    (Пейзаж одушевлен: « Глянули звезды», «Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру…», «месяц заглядывал в окна», ведьма собирает звёзды в рукав, «черт спрятал в свой карман месяц»)

    - Какие герои в повести являются фантастическими?

    ( Солоха, черт и Пацюк)

    Записать фантастических героев в тетрадь.

    - Какой нам рисуют ведьму в сказках?

    ( Старой, немощной, неопрятной, злой.)

    - Какая Солоха?

    (Солоха ничем, кажется, не отличается от обычной крестьянки, ведет себя как другие люди, она женщина «приятная во всех отношениях», но она ведьма летает на метле и собирает звёзды.)

    - А черт? В сказках – это существо с рогами и хвостом.

    - Как его изображает Гоголь?

    (Он нелепый, смешной, разговаривает и похож на немца, но в тоже время он крадет месяц.)

    - Можно ли Пацюка считать ещё одним представителем « нечистой силы» в этой повети?

    (Да, ведь он знается с чертями и в его доме происходят чудеса.)

    - Как изображает Гоголь фантастических героев? Обратимся к эпиграфу урока.

    (Фантастика и реальность близки друг к другу, тесно связаны.)

    - И вот это переплетение фантастики и реальности, комического и страшного только усиливает впечатления богатства жизни в произведениях Гоголя.

    - Какие герои повести относятся к реальному миру?

    (Вакула, Оксана, Чуб, Голова, дьяк, кум, ткач, кумова жена, дивчины и парубки).

    Правильно ребята, это обычные верующие люди, которые не любят нечисть.

    О них мы будем говорить на следующем уроке.

    Записать реальных героев в тетрадь. (слайд презентации)

    4.Закрепление темы.

    Цель: развивать мышления, воображения школьников, научить применять изученный теоретический материал.

    Задача: проверить, проконтролировать следующие умения и навыки (определять жанр и тему произведения, отличать основные виды тропов.)

    1. Самостоятельная работа учащихся (Приложение №3)

    Тесты №1-14 (слайд презентации) (Ученикам раздаются одинаковые бланки, где они должны проставить только букву ответа.)

    2. Проверка самостоятельной работы (Приложение №4)

    (Самостоятельная проверка работы по тестированию (слайд презентации), подведение итога работы.)

    5.Задание на дом. (слайд презентации)

    Цель: способствовать развитию речевых способностей у учащихся, внимания, мышления, памяти и воображения, побуждение познавательного интереса к повести и дальнейшей работой над ней.

    - Ребята, дома вы должны будете ответить на вопрос:

    Какими чертами характера и поведения обрисованы герои повести «Ночь пред рождеством»?

    Если вы хорошо справитесь с заданием, то на следующем уроке сможете с легкостью решить кроссворды и ребусы.

    Анализ проведенных уроков, наблюдения за деятельностью учащихся, их реакцией и ответами, позволяют нам сделать следующие выводы:

    1. Наглядность на уроке обязательна.

    2. Использование наглядности эффективно.

    3. Иллюстрация нацеливает на прочтение произведения, влияет на эстетическое восприятие школьника, которое включает творческую работу мысли, обогащение ассоциативных представлений и конечно же повышает интерес к уроку.

    Исходя из результатов проведенного исследования, можно с уверенностью отметить, что использование наглядных средств обучения дает гораздо более высокий результат, нежели проведение обычного, «стандартного» урока по аналогичной теме. Использование наглядности, позволяет школьникам воспринимать подаваемую информацию не только в аудиальном, но и а визуальном формате, что в разы увеличивает методическую значимость проведенного урока.

    Необходимость применения компьютерных технологий в качестве наглядности на уроках литературы, обоснована нами как результат технического прогресса, имеющего немалое влияние на образовательный процесс, учитывая стремление Казахстана к европейским стандартам образование. Использование компьютерных карт, учебников, поисковых систем в рамках работы на уроке литературы, усиливает не только необходимый методический аспект, но также создает комфортные условия для обучения литературы.

    Таким образом, изучив классификацию и методику применения наглядных средств обучения, а также использовав такие наглядные пособия как карты, портреты, схемы, мы подтвердили собственную гипотезу о том, что оптимизация использование наглядных пособий достигается при работе с различными типами наглядности, а также в различных их комбинациях, и является важным методическим компонентом преподавания литературы в школе
    Заключение


    Выполненное исследование, а также изучение психолого - педагогической литературы по данному вопросу дают основание сделать вывод о том, что произведение будет полноценнее воспринято при условии правильно отобранных видов наглядности с учетом жанровых особенностей изучаемого произведения.

    Средства наглядности помогают решить такие задачи, как мобилизация психологической активности учащихся; введение новизны, в учебный процесс; повышение интереса к уроку; увеличение возможности непроизвольного запоминания материала; расширение объема усвояемого материала; выделение главного в материале и его систематизация.

    Наглядность используется не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуации. Современная наглядность позволяет организовать эффективную поисковую и исследовательскую работу учащихся.

    Таким образом, наглядность играет особую роль в обучении детей литературе в школе, так как соответствует особенностям их восприятия и усвоения знаний. Наглядные пособия имеют большое развивающее значение, способствуют выработке у детей умений и навыков и повышают интерес к учебе.

    В своей курсовой работе я изучила психолого-педагогическую литературу, определила роль наглядности в процессе обучения, дала научное обоснование наглядности, указала ее роль на уроке, разработала конспекты уроков с применением наглядности.

    Таким образом, изучив классификацию и методику применения наглядных средств обучения, а также использовав такие наглядные пособия как иллюстрации, схемы, презентации, мы подтвердили собственную гипотезу о том, что использование наглядных пособий повышает интерес к уроку, и является важным методическим компонентом преподавания литературы в школе.
    Список использованной литературы:
    1 Биржевая, Т.А. Творческая деятельность на уроках литературного чтения во 2 классе [Текст] / Т.А. Биржевая Н.Ш. - 2011. - №7. - С. 35-36.

    2 Воюшина, М.П. Методические основы литературного развития младших школьников: Пособие для студентов факультетов начального обучения и учителей начальных классов [Текст] / М.П. Воюшина - СПб.: Специальная Литература, 1998. - С. 141 - 143.

    3 Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический образ очерк [Текст] / Л.С. Выготский - М., 1967. - С. 78.

    4 Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический образ очерк [Текст] / Л.С. Выготский - М., 1969. - С. 182.

    5 Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций [Текст] /Л.С. Выготский - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - С. 211.

    6 Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках [Текст] / Б.П. Есипов - М.: 1961. - С. 127.

    7 Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т [Текст] / Я.А. Коменский - М.: Педагогика, 1982. - Т.1. - С. 117.

    8 Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т [Текст] / Я.А. Коменский - М.: Педагогика, 1982. - Т.2. - С. 328.

    9 Кошкина, И.В. Интеграция в начальной школе: Уроки изобразительного искусства [Текст] / И.В. Кошкина Н. Ш. - 2003. - №10. - С. 82-83.

    10 Круговых, Н.В. Через уроки чтения - к воспитанию и развитию [Текст] / Н.В. Круговых Н. Ш. - 2000. - №6. - С. 44-46.

    11 Кудина, Г.Н. О новом учебно-методическом комплекте по литературному чтению [Текст] / Г.Н. Кудина Н. Ш. - 2002. - №3. - С. 3-7.

    12 Кудина, Г.Н. Основные принципы и методы экспериментального курса «Литература как предмет эстетического цикла» [Текст] / Г.Н. Кудина Н. Ш. - 1999. - №7. - С. 49-52.

    13 Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики: Учебник для студентов вузов [Текст] / А.А. Леонтьев - М.: Смысл. 1997. - С. 92.

    14 Леонтьев, А.А. Основы теории речевой деятельности [Текст] / А.А. Леонтьев - М., 1974. - С. 146 - 154.

    15 Леонтьев, А.А. Психология общения [Текст] / А.А. Леонтьев - М., 1993. - С. 117- 125.

    16 Львов, М.Р., Методика преподавания литературного чтения в начальных классах [Текст] / М.Р. Львов - М.: Академия, 2000. - С. 163.

    17. Львов, М.Р., Речь младших школьников [Текст] / М.Р. Львов - М., 2000. - С. 165.

    18. Миронова, Е.А. Развитие читательского интереса у младших школьников [Текст] / Е.А. Миронова Н. Ш. - 2011. - №8. - С. 74-75.

    19 Песталоцци, И.Г. Как Гертруда учит своих детей. [Текст] / И.Г. Песталоцци. - Избр. пед. соч.: в 2х т. - М.: Педагогика, 1981. -С. 212.

    20 Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении [Текст] / П. И. Пидкасистый - М.: Просвещение, 1980. - С. 124.

    24  Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.8 - М.-Л.: АПН РСФСР, 1950. – с. 450.

    25  Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т. 10 - М.-Л.: АПН РСФСР, 1950. – с. 390.

    26  Философский словарь / Ред. Фролов И.Т. - М., 1987. – 322 с.

    27  Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Градарики, 2005. – 424 с.

    Приложение №1
    1.Словарная работа.

    Подобрать русские синонимы к украинским словам.

    Парубок –

    Дивчина –

    Жинка –

    Козак –

    Хата –

    Малевать –

    Волокитство -

    Енерал –

    Черевики –

    Люлька –

    Шинок –

    Монисто –

    Миряне –

    Приложение №2
    2.Ответить на вопросы к иллюстрациям.

    1. Какой народный обычай описан в повести? (Колядовать и славить Христа)

    2. - Что за дьявол! Смотри! смотри, Панас!..

    - Что? – произнес кум и поднял свою голову также вверх.

    - Как что? …! Продолжить вместо троеточия.

    (« Месяца нет!»)

    3. - Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо! Какую радость принесу я тому, кого буду женою! С кем общается Оксана? ( Сама с собой перед зеркалом.)

    4. Кто угодил в мешки в избе Солохи? (Чёрт, голова, дьяк, Чуб.)

    5. Зачем Вакула пошел к Пузатому Пацюку? Какие чудеса увидел он? ( Пацюк знает всех чертей и сделает, что захочет. «…вареник выплеснул из миски, шлепнулся в сметану, перевернулся на другую сторону, подскочил вверх и как раз попал ему в рот».)

    6. Кого несут в мешке кум и ткач? (В мешке дьяк.)

    7. 1. Как можно укротить чёрта? (Совершить крестное знамение.) 2. Как Вакула отблагодарил чёрта? (Отвесил чёрту три удара хворостиной.)

    8. Какие два известных исторических лица появляются перед нами во дворце? ( Екатерина Вторая и князь Потёмкин.)

    9. - Погляди, какие я тебе принёс черевики! -…. Что ответила Оксана? (« - Нет! нет! мне не нужно черевиков!»)

    Приложение №3

    1. Жанр произведения:

    а) сказка;

    б) рассказ;

    в) повесть.

    2. Изображение зимней ночи, с которого начинается произведение, представляет собой:

    а) описание;

    б) повествование;

    в) рассуждение.

    3. в отрывке из произведения: « Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру…» - использована:

    а) аллегория;

    б) олицетворение;

    в) сравнение.

    4. В ночь перед Рождеством черт украл месяц, желая:

    а) пошалить;

    б) отомстить кузнецу;

    в) поиздеваться над селянами.

    5. Кузнец был человек:

    а) нерелигиозный;

    б) вольнолюбивый;

    в) богобоязненный.

    6. В предложении: «Снег загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звёздами» - выделенные слова являются:

    а) логическими определениями;

    б) постоянными эпитетами;

    в) эпитетами.

    7. Рассказывая о Пацюке («…ничего не работал, спал три четверти дня, ел за шестерых косарей, выпивал за одним разом почти по целому ведру…»), автор использовал:

    а) аллегорию;

    б) иронию;

    в) гиперболу.

    8. Наблюдая за трапезой Пацюка, Вакула разинул рот от удивления, и вареник «прыгнул» ему в рот. Вакула оттолкнул вареник, так как:

    а) не любил это кушанье;

    б) постился в канун Рождества;

    в) испугался колдовства.

    9. Вакула отправился в Петербург для того, чтобы:

    а) никогда больше не видеть Оксану;

    б) достать царские черевички;

    в) посмотреть столицу.

    10. В предложении: « Девушки между тем, дружно взявшись за руки, полетели, как вихорь, с санками по скрипучему снегу» - выделенные слова являются:

    а) аллегорией;

    б) гиперболой;

    в) сравнением.

    11. Оксана влюбилась в кузнеца Вакулу, когда:

    а) он привез ей черевички;

    б) получила известие о его смерти;

    в) отец расхвалил добродетели кузнеца.

    12. Гоголь описывает своих героев с:

    а) иронией;

    б) юмором;

    в) сарказмом.

    13. В основе произведения лежит:

    а) реальная жизнь;

    б) фантастическая:

    в) сочетание реальности и фантастики.

    14. Тема произведения:

    а) быт и нравы селян;

    б) проказы селян в рождественскую ночь;

    в) искренность поступков селян.




    написать администратору сайта