авторская статья. Использование визуальноритмического ряда в логопедической работе с дошкольниками с зпр
Скачать 1.44 Mb.
|
Медведева Наталья Александровна, учитель-логопед высшей категории, МБДОУ «ДС № 368 г.Челябинска» e-mail: natusavav@mail.ru Использование визуально-ритмического ряда в логопедической работе с дошкольниками с ЗПР Занятия с коррекционными упражнениями визуально-ритмического ряда являются эффективной коррекционной технологией и ее можно рекомендовать к использованию в программу для детей с задержкой психического развития. Cогласно, данным исследований конца 90-х гг. XX века, количество детей с задержкой психического развития постоянно увеличивается. Этому можно дать несколько объяснений: во-первых, объективно растет число факторов, способных стать причиной нарушения развития, во-вторых, усложняющиеся школьные программы оказываются посильными для меньшего количества учеников и, в-третьих, совершенствующиеся методы диагностики позволяют точнее определять уровень развития ребенка. Уточняются и усложняются задачи, стоящие перед специалистами, работающими с этой категорией детей. Основной целью коррекционной работы с детьми с ЗПР является создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сфер, позитивных качеств личности ребенка. Коррекционно-педагогическое воздействие должно быть направлено на преодоление и предубеждение нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе. Вопросы, связанные с развитием визуально-ритмической способности, являются универсальными, рассматриваются специалистами в качестве предпосылки и одновременно условием реализации различных видов деятельности — познавательной, речевой, интеллектуальной, моторной и др. Развитие ритмической способности находится в тесной связи с формированием пространственно-временных представлений и уровнем сформированности восприятия слоговой структуры. Каждое движение обеспечивается определенным уровнем развития зрительно-моторной координации и оптико-пространственных связей, т. е. совокупной деятельностью зрительного, двигательного и кожно-кинестетического анализаторов. Восприятие времени реализуется благодаря совокупной деятельности слухового, зрительного и двигательного анализаторов. Таким образом, межанализаторная деятельность обеспечивает готовность к овладению основными ритмическими структурами. В то же время уровень развития межанализаторной деятельности определяется степенью сформированности слоговой структуры у ребенка. В онтогенезе последовательное развитие межанализаторного взаимодействия, координации и интеграции создает базу для сенсомоторных механизмов речи, определяет успешность формирования сложнейших речевых функций и языковых процессов, составляющих основу звуковой стороны речи, функций письма и чтения и др. Также немало работ посвящено рассмотрению процесса формирования слоговой структуры слова в онтогенезе (З.Е. Агранович, Г.В. Бабина, В.К. Воробьева, А.Н. Гвоздев, Р.Е. Сафонкина, и др.). Такие авторы как Г.В. Гуровец, В.А. Ковшиков, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, А.К. Маркова занимались изучением слоговой структуры слова у детей с моторной алалией. Б.М. Теплов писал о том, что чувство ритма является основой слогосложения. З.Е. Агранович, Г.В. Бабина, Л.С. Ванюкова, Н.В. Курдвановская, Н.Ю. Сафонкина, Н.С. Четверушкина разработали практические аспекты логопедической работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи. А.Р. Лурия предложил нейропсихологическое обоснование формирования слоговой структуры слов. На сегодняшний день наиболее разработанными являются фонетическая ритмика (Т. М. Власова, А. Н. Пфафенродт, 1989), логопедическая ритмика (Г. А. Волкова, 2002). В последние годы (2018-2021гг) специалисты активно внедряют в логопедическую работу приемы нейростимуляции, кинезиологии и межполушарного воздействия. Данная практика указывает на то, что использование упражнений визуально-ритмического ряда – важнейший этап в работе по становлению речи, по формированию слоговой структуры речи у дошкольников, в т.ч. которые имеют задержку психического развития. Прием визуально-ритмического ряда имеет широкий спектр воздействия и подойдет для детей с ЗПР, ЗРР, ПЭП, ММД, ППНС, СМД, СПИРВ, ВСД, СДВГ, аутизмом, алалией, дизартрией, диспраксией, дислексией, дисграфией, дискалькулией. О важности данной проблемы свидетельствует и тот факт, что недостаточная степень коррекции данного вида фонологической патологии в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии. Таким образом, развитие ритмической способности должно являться важной составляющей задачей коррекционно-развивающих логопедических программ у детей с ЗПР. Наша речь основана на ритме. Рассказ состоит из предложений по смыслу. Предложения – это последовательное чередование слов. Слова состоят из слогов, слоги – из звуков. Артикулирование слов – это смена артикуляторных поз, а значит, тоже ритм. Формирование визуально-ритмических рядов очень важно для темпо-ритмической стороны речи. Ритм – это равномерное чередование каких-либо элементов в заданной последовательности. Овладение ребенком ритма является залогом успешного развития. Ритмы важно применять с языковыми единицами: от неречевого звука к речевому звуку; от звука к слогу; от слога к слову; от слова к фразе. В своей практике я использую визуально-ритмические ряды не только при запуске речи, при формировании восприятия слоговой структуры слова у детей с ЗПР, но и при коррекции звукопроизношения. Суть упражнения в выкладывании ритмической последовательности. Разнообразие зависит от целей выкладывания и от того, какой материал выкладывается. В основе данных упражнений заложено сенсомоторное развитие, важное условие обучения ребенка с ЗПР и отвечает нейропедагогическим принципам: Сенсорная интеграция в обучении, обучение многомодальным погружением: говорение, слушание, чтение, наблюдение, оценивание, моделирование, игра. Эмоциональное обучение, как мотиватор мыслительной деятельности. Проблемное обучение, обучение в условиях интеллектуальных задач. Оперирование целым и частным. Учебный материал представляется в режиме постоянного взаимодействия целого и частного, анализа и синтеза, поступающей информации. Доступность. Учебный материал в доступной игровой форме, со частой сменой деятельности. Практическая деятельность должна проходить в определенной последовательности. Первый этап: на развитие движения тела. Учим ребенка переключать движения тела. С детьми раннего возраста можно изучать многие части тела. С целью пространственной ориентировки, делается акцент на направления движения (право - лево, вверх – вниз, вперед - назад) Задание: «Делай как я» Поочередно задеваем рукой: лоб – живот – лоб – живот – т.д. Усложняем очередность: лоб – лоб – живот – лоб – лоб – и т.д. Второй этап: сенсорное направление. Учим ребенка выкладывать предметный ряд в горизонтальном, вертикальном, круговом направлении. Предметы могут быть любыми, зависит от цели упражнения: дифференциация цвета, размера, формы. Упражнения направлены на развитие логического мышления и могут быть диагностическим заданием специалиста. Предметы можно выкладывать на плоскости без сегментного деления, но для детей определенной категории, на первых этапах, рекомендуется панно с делением, ячейками. Задание: «Посмотри и продолжи ряд» Простой ряд: 1 – 2 – 1 – 2 – т.д. Усложненный ряд: 1- 2 – 2 – 1 – 2 – т.д. Третий этап: сенсомоторное направление. Учим ребенка выкладывать ряды с наложением моторной программы, т.е. серии последовательных целенаправленных движений. Упражнения направлены на развитие пальце-кистевого праксиса ребенка, на переключение движений. При подключении в работу обеих рук, развиваем межполушарное взаимодействие. Задание: «Посмотри и продолжи ряд» повторяем второй этап. «Следи за моей рукой и делай как я» Простой ряд: кулак – ладонь – кулак – ладонь – т.д. пальчик - кулак – пальчик – кулак – т.д. Усложненный ряд: кулак – кулак – ладонь – кулак – т.д. Четвертый этап: звукомоторное направление. Учим ребенка выкладывать ряды с наложением речевого или артикуляторного сопровождения. На данном этапе упражнения направлены на формирование четкой артикуляции, осознанную голосоподачу и формирование фонематических процессов. Первый уровень сложности: артикуляция губ, гласные. Задание: «Посмотри и продолжи ряд» повторяем второй этап. «Послушай и делай как я» Простой ряд: А – И – А – И – т.д. Усложненный ряд: А –А- И- А- А – т.д. Второй уровень сложности: звукоподражания, слоги. Простой ряд: би – пи – би – пи – т.д. Усложненный ряд: би –би – пи – би - би – т.д. Третий уровень сложности: слова 1,2,3,4 класса слоговой структуры Простой ряд: ки – са – ки – са – т.д. мак – дым – мак – дым – т.д. Усложненный ряд: ма –ка – ка – ма - ка –ка т.д. дом – дым – дым – дом – т.д. Пятый этап: сенсомоторное направление с речевым сопровождением. Учим ребенка говорить словами, фразой, формируем навык переключения между слогами и словами, словами и фразой. С дошкольниками старшего возраста можно выкладывать слоги, закрепляя дифференцированное чтение. В данных упражнениях рекомендуется подключать перекрестное движение рук на этапе выкладывания ряда. З адание: «Следи за моей рукой и делай как я» правой рукой возьми предмет слева, а левой рукой – справа и положи в ряд. Таким образом, упражнения не только интересные, но и развивающие. Речевые нарушения у детей с задержкой психического развития проявляются на фоне недостаточной сформированности познавательной деятельности и обусловлены особенностями их психофизического развития. Поэтому работа по коррекции речи у дошкольников с задержкой психического развития должна быть тесно связана с развитием их познавательных процессов (восприятия, представления, мышления), коррекции недостатков психофизического развития. Упражнения направлены на развитие зрительного восприятия, памяти, внимания, активизируют речь, а также логическое мышление и чувство ритма. Педагоги могут закрепить лексический материал, дифференцируя понятия «съедобное и несъедобное», «быстрое и медленное», «овощи и фрукты», «дикие животные и домашние животные» и др. Упражнения доступны для домашних занятий с детьми от 2 лет. Каждый родитель сможет самостоятельно, без специалиста, проводить развивающие упражнения с подручными бытовыми предметами. Таким образом, ориентируясь на совместный опыт работы музыкальных руководителей, педагогов-психологов, нейропсихологов, учителей- логопедов и дефектологов можно сделать вывод, что занятия с коррекционными упражнениями визуально-ритмического ряда являются эффективной коррекционной технологией и ее можно рекомендовать к использованию в детских садах, работающих с детьми с ЗПР. Список использованных источников: Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2007 Дедюхина Г. В. Работа над ритмом в логопедической практике: метод, пособие — М.: Айрис-пресс, 2006. Деревянкина Н.А. Эмоциональный мир ребенка с ЗПР.-М.: Книга, 2004 Бабина, Г.В. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи / Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина. – М.: КНИГОЛЮБ, 2008. Лурия, А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия. – М.: Директ-Медиа, 60 2008. Сафонкина, Н.Ю. Формирование предпосылок становления слоговой структуры слова у дошкольников пятого года жизни с нарушениями речевого развития: дис. канд. пед. наук / Н.Ю. Сафонкина. – М.: Изд-во МПГУ, 2003. |