Главная страница
Навигация по странице:

  • «Уральские промыслы. Златоустовские гравюры»

  • Развитие промыслов в России

  • 1.

  • 4.

  • 6.


  • Процесс создания Златоустовских панно состоит из нескольких основных операций: 1

  • 4

  • 6

  • Проект для 7 класса Уральские промыслы. Уральские промыслы (1). Исследование качества образования


    Скачать 0.59 Mb.
    НазваниеИсследование качества образования
    АнкорПроект для 7 класса Уральские промыслы
    Дата27.11.2022
    Размер0.59 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаУральские промыслы (1).docx
    ТипИсследование
    #814197

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 44

    ИМЕНИ С.Ф.БАРОНЕНКО»

    Региональное исследование качества образования

    Диагностика уровня индивидуальных достижений (метапредметных планируемых результатов) обучающихся 7-ых классов, осваивающих образовательные программы в соответствии с ФГОС основного общего образования

    (индивидуальный проект)
    .
    «Уральские промыслы. Златоустовские гравюры»

    Предметная область: «История России. География»

    Тип проекта: творческий

    Автор: Долгушина Марина Павловна,

    обучающаяся 7 А класса

    МОУ «СОШ № 44 им. С. Ф. Бароненко»

    Наставник: Деккерт Ирина Павловна,

    учитель географии

    МОУ «СОШ № 44 им. С. Ф. Бароненко»

    Копейск, 2018

    Содержание

    Введение …………………………………………………………………………….стр.3

    1. Развитие промыслов в России……………………………………………………стр.4

    2. Златоустовская гравюра…………………………………………………………..стр.7

    Заключение…………………………………………………………………………..стр.9

    Список литературы………………………………………………………………….стр.10

    Приложение 1

    Приложение 2

    Введение

    Приобщение современного человека к традиционному искусству своего народа значимо для его эстетического и этического воспитания, именно на этой основе вырастает уважение к своей Земле, Родине, происходит возрождение национального самосознания. Это определяется спецификой традиционного прикладного искусства как векового культурного опыта народа, основанного на преемственности поколений, передававших своё восприятие мира, воплощённое в художественных образах народного искусства. Народное искусство поражает двумя особенностями (наряду с другими): всеохватностью и единством. «Всеохватность» — это пронизанность всего, что выходит из рук и уст человека, художественным началом. Единство — это, прежде всего единство стиля, народного вкуса» (Д.С. Лихачёв). Народное декоративно-прикладное искусство — одна из проверенных временем форм выражения эстетического восприятия человеком мира.

    Народные художественные промыслы России — неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культур многонациональной Российской Федерации.

    Определение понятий «промысел», «ремесло» в специальной литературе остается дискуссионным. Условно под ремеслом подразумевается мелкое ручное производство меновых ценностей. Ремесло преобладало до появления крупной машинной индустрии, частично сохранилось наряду с ней до настоящего времени. (3)
    Цель проекта: Расширить знания о родном крае, о традициях и культуре Южного Урала.

    Задачи:

    1. Раскрыть значение понятия «промысел».

    2. Рассмотреть становление и развитие промысла в России.

    3. Изучить историю Златоустовской гравюры.

    4. На основе полученной информации создать буклет.




    1. Развитие промыслов в России

    Промысел - занятие, ремесло, производство как источник для добывания средств существования (часто подсобное при сельском хозяйстве). (2)

    Искусство русского народа чрезвычайно многообразно по своим видам и жанрам, формам и местным особенностям. Из глубины веков, из глубины поколений пришло к нам народное декоративно-прикладное искусство, которое сформировалось в народной среде.

    Мастера-ремесленники изготовляли вручную или с минимальным применением простейших приспособлений посуду и утварь из различных материалов, детские игрушки и предметы конского убора, орудия труда и военное снаряжение, одежду, обувь и украшения. Женщины ткали ковры, вышивали, шили лоскутные одеяла. Ремесленную работу они выполняли параллельно со своими основными занятиями. Путь от домашней промышленности, связанной с переработкой сырья в своем хозяйстве, до возникновения художественных промыслов был весьма долгим.(1)

    Домашняя промышленность характерна для ранней стадии развития человеческого общества, когда в условиях натурального хозяйства люди были поставлены перед необходимостью изготовлять своими руками все необходимое для жизни и быта – одежду, обувь, жилище, транспортные средства, орудия земледелия, скотоводства, охоты и рыболовства. Параллельно с навыками обработки различных природных материалов и происходило их эстетическое осмысление.

    Художественная обработка дерева, народное гончарство, народное художественное ткачество и ковроткачество и другие виды домашней промышленности становятся основой для формирования художественных ремесел. Появляются отдельные мастера-специалисты или целые коллективы, цеха (цех оружейников, гончаров, ткачей), у которых можно приобрести или выменять на что-либо другое необходимые для жизни или трудовой деятельности изделия и предметы.

    На рубеже ХVII-ХVIII веков в России начинают складываться промыслы по производству продукции на продажу, это связанно с формированием централизованного русского государства и развитием рынка, который создал условия для продажи бытовых изделий. Народный промысел, в том числе и художественный,— это такая форма бытования художественного ремесла, когда ремесло служит средством к существованию целой семьи или всей деревни, когда целые районы заняты изготовлением определенного вида изделий, в том числе и художественных, на рынок, на продажу.

    Но развитие промыслов происходило не везде и не одновременно. Все зависело от благоприятных экономических условий (устойчивый спрос, достаточное количество местного сырья и т. п.). Наиболее активно развитие промыслов во всех регионах России началось во второй половине XIX в. В 1888 году о серьезной поддержке ремесла в России задумались на государственном уровне. К тому времени, наряду с фабричным производством, во многих сферах сохранилось производство ремесленников, причем, многие вещи, выходящие из рук мастеров-кустарей, были намного качественнее, чем фабричные аналоги.

    Грандиозным финалом в программе поддержки стала первая всероссийская кустарно-промышленная выставка, прошедшая в 1902 году в Санкт-Петербурге. В ней участвовали мастера из 75 губерний и областей. Параллельно работал съезд деятелей кустарных производств. Выставка пользовалась огромным успехом и широко освещалась в прессе. Сам Александр III выступил на этой выставке и всенародно обещал дальнейшую помощь и всяческое содействие нужным стране мастерам.

    К концу XIX века промыслы пришли в упадок, и только в послереволюционные годы они начинают возрождаться: прежде всего восстанавливается «поэзия фольклорного образа и мастерство, воспитание традициями древнерусского искусства, опытом коллективного народного творчества».

    Искусство народных промыслов – Хохлома, городецкая роспись, лаковая миниатюра Палеха, Мстеры, Холуя, скопинская керамика, северная устюжская чернь, искусство кружевоплетения, холмогорская резная кость и другие начинают новую жизнь. Большую роль в этом сыграли специальные постановления правительства.

    В 1919 году был издан подписанный В.И. Лениным декрет «О мерах содействия кустарной и мелкой промышленности» (так в те времена называли народные промыслы). В 20 – 30-е годы XX века повсеместно в тех областях и районах, где до революции существовали центры промыслового изготовления художественно оформленных бытовых изделий, возникли новые кооперативные промысловые артели.

    Сороковые годы и первая половина 50-х годов проходят под знаком послевоенного возрождения предприятия народного хозяйства. Одновременно велась большая работа по восстановлению заглохших и забытых промыслов.

    К началу 1960-х годов восстанавливаются поставки художественной продукции на экспорт. В дальнейшем издается ряд постановлений, способствующих развитию промыслов. В частности, принимается важное решение о привлечении к работе мастеров-надомников.

    14 августа 1968 года выходит постановление «О мерах по дальнейшему развитию народных художественных промыслов», в котором, в частности, подчеркивается важность воспитательной функции народного искусства, предлагается шире использовать его наследие на уроках труда и изобразительного искусства, а в школах, расположенных в районах распространения народных художественных промыслов, рекомендуется изучать характерные для них приемы художественной обработки материалов.

    Особое значение для народных художественных промыслов имеет Постановление ЦК КПСС 1975 года, в котором специально сказано о необходимости всемерно содействовать творческой активности мастеров и художников и увеличению выпуска высококачественных изделий народных художественных промыслов, указывалось на актуальность широкой популяризации этого искусства.

    Событием для художников и мастеров явилось принятие в январе 1999 года федерального закона «О народных художественных промыслах». Закон впервые определил основы государственной политики поддержки промыслов, включающие разработку соответствующих федеральных целевых программ, предоставление бюджетных кредитов и субсидий, сохранение традиций промыслов и их мастеров.(4)

    Народные промыслы на Урале имеют многовековую историю. Они начали развиваться более трех веков назад, когда в нашем крае стали строиться первые заводские поселения, и население его существенно выросло за счет переселенцев из Центральной России.

    Изначально традиционные уральские ремесла отличались разнообразием направлений, стилей. Их развивали талантливые самобытные мастера. В наше время в уральских городах и деревнях возрождаются традиционные промыслы и ремесла. Деятельность народных мастеров координирует и направляет областной художественно-экспертный совет по народным художественным промыслам.

    Более половины уральских ремесел издавна были связаны с обработкой камня и металла. Искусство уральских камнерезов воспевал в своих сказах Павел Петрович Бажов. Изделия уральцев с давних времен и по сей день украшают лучшие музеи мира и частные собрания.

    Среди народных художественных промыслов, традиционно бытовавших на Среднем Урале, до настоящего времени сохранились и развиваются камнерезно-гранильное и ювелирное производство, художественная ковка и гнутье металла, колокололитейное дело, лаковая роспись по металлу, деревообрабатывающие промыслы, производство изделий из художественной керамики и фарфора.(5)

    1. Златоустовская гравюра

    В 1815 году по Указу государя Императора в Златоусте открылась оружейная фабрика, c целью выпуска холодного оружия для русской армии и флота. На фабрику из далеких немецких Золингена и Клигенталя приглашены мастера-оружейники, а в их числе известный мастер по украшению клинков – Вильгельм Шаф. Самым известным мастером-уральцем стал ученик Шафа Иван Бушуев, превзошедший своего учителя.

    Мастер создал образ крылатого коня, который ныне украшает герб Златоуста, а самому художнику народ дал имя — Иванко-Крылатко. Отличительные черты Златоустовской гравюры — гравировка, «рисовка» (нанесение рисунка резервирующим составом с последующим вытравливанием узора), насечка золотом и серебром, золочение и серебрение с воронением.

    В XIX веке сабельные клинки украшались лишь античными аллегорическими мотивами, сценами охоты, орнаментом в духе рококо, но постепенно мастера вводят в рисунок местные мотивы: полевые колокольчики и ромашки, колосья, зубчатые листья…

    Украшения по цвету и тону становятся богаче. Со 2-й половины XIX в златоустовская гравюра уже используется при изготовлении бытовых вещей (кубков, портсигаров, письменных приборов и т. д.).

    В Великую Отечественную войну Златоуст выпустил почти миллион армейских «черных ножей». Каждый доброволец Уральского добровольческого танкового корпуса получил такой нож в подарок. Все участники Парада Победы (1945 года) были вооружены златоустовским холодным оружием.

    Златоустовские изделия хранятся в государственном Эрмитаже, Оружейной палате, Государственном историческом музее, военно-историческом музее артилерии Санкт-Петербурга, Музее оружия Золингена в Германии, Имперском военном музее в Лондоне и т.д. Их дарят руководителям государств Европы, Азии, Африки и Америки, видным деятелям науки и культуры, военачальникам, политикам.

    200-летний опыт лучших уральских мастеров бережно хранят и приумножают современные производства в Златоусте, создавая изделия высокой художественной ценности. Они украшают гравюрой не только наградное и подарочное холодное оружие, но и самые разные бытовые предметы: шкатулки, столовые приборы, наборы посуды, подсвечники, панно, сувенирные и пасхальные яйца. Материалы, используемые при создании изделия: нержавеющая сталь, золото (999,9), никель, серебро. Применяемые техники — гравирование иглой, травление, подрезка, никелирование, золочение.

    Процесс создания Златоустовских панно состоит из нескольких основных операций:

    1. разработка эскиза изображения на панно;

    2. вырезание листа стали, его подготовка, шлифовка поверхности;

    3. гравирование стальной иглой представляет собой нанесение особо тонкого рисунка штриховкой или контурной линией на покрытую лаком поверхность;

    4. рисование кистью заключается в нанесении рисунка на поверхность битумным лаком;

    5. травление химическим способом поверхностного слоя металла, не защищенного лаком, в результате чего поверхность картины становится матовой; после снятия лака рисунок сохраняет глянец, появляется рельефность поверхности;

    6. резьба штихелем рисунка и фона изделия;

    7. декоративная отделка, как правило, состоит из нескольких этапов:

    первый этап – чернение стали для получения черных оттенков и теней сюжетов изделия; после него, перед никелированием, зарисовывается лаком то, что должно сохраниться в черном цвете,

    второй этап – никелирование, которое заключается в нанесении никелевого покрытия для получения светло-серого матового фона

    третий этап – золочение, которое является основным и, как правило, заключительным этапом; при нем осуществляется нанесение золотого покрытия на поверхность картины;
    в ряде случаев используется следующий этап – серебрение, при котором поверх золотого покрытия наносится серебряное; а также синение.
    синение — синий цвет получается на тщательно отполированных стальных поверхностей при помещении деталей в расплав азотнокислой соли при температуре 280 — 300 градусов Цельсия. Синение стали основано на свойстве окрашиваться при нагреве.
    Заключение

    Становление эстетически развитой личности человека начинается с познания природы, культурных традиций, искусства родного края и является первым шагом в освоении творческого опыта мировой художественной культуры, в приобщении к общечеловеческим ценностям. Одним из средств эстетического становления личности является традиционное народное и декоративно- прикладное искусство родного края.

    В региональном декоративно-прикладном искусстве проявляются лучшие черты народа, общечеловеческие ценности: национальная психология, гуманизм, оптимизм, мудрость, смелость, стремление к красоте, и вместе с тем, отчетливо прослеживается его специфика: история, нравы, обычаи, образ мышления, эстетические вкусы. Все это богатство представлено в максимально выразительной форме регионального декоративно- прикладного искусства.

    Декоративно- прикладное искусство Урала исторически развивалось по своим законам, отличается своеобразием материалов, технологий, образов.

    Созданный в результате проекта буклет «Златоустовская гравюра на стали» помогает закрепить и расширить знания о прикладном искусстве, о родном крае, о традициях и культуре Южного Урала. Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек часть природы. Знакомство с мастерством Златоустовских умельцев позволит ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

    В настоящее время Златоустовская гравюра, как самобытное явление, вновь привлекает к себе внимание. Художественный промысел Златоустовской гравюры на стали переживает своё второе рождение. Работы златоустовских мастеров представлены сегодня во многих каталогах и по достоинству оценены многими ценителями искусства. Художественный промысел возвращает свою былую славу. Златоустовская гравюра на стали была и остается одним из достойнейших брендов не только Златоуста, но и России в целом.

    Таким образом, поставленные задачи проекта выполнены, цель достигнута.

    Список литературы


    1. Народные художественные промыслы. Под. ред. Поповой О.С. – М., 1984. – с.191

    2. Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

    3. Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. М.– 1992. – с.160

    4. Хорев С.А. Промышленный переворот в России / С.А. Хорев — М.: Вече, 1997. — 57с.

    5. Шабалина Н.М. Промыслы и ремесла / Н.М. Шабалина. // Челябинская область: энциклопедия. — 2008.



    Процесс создания Златоустовских панно состоит из нескольких основных операций:

    1 разработка эскиза изображения на панно;
    2 вырезание листа стали, его подготовка, шлифовка поверхности;
    3 гравирование стальной иглой представляет собой нанесение особо тонкого рисунка штриховкой или контурной линией на покрытую лаком поверхность;

    4 рисование кистью заключается в нанесении рисунка на поверхность битумным лаком;

    5 травление химическим способом

    поверхностного слоя металла, не защищенного лаком, в результате чего поверхность картины становится матовой; после снятия лака рисунок сохраняет глянец, появляется рельефность поверхности;
    6 резьба штихелем рисунка и фона изделия;
    7 декоративная отделка, как правило, состоит из нескольких этапов:
    первый этап – чернение стали для получения черных оттенков и теней сюжетов изделия; после него, перед никелированием, зарисовывается лаком то, что должно сохраниться в черном цвете,

    второй этап – никелирование, которое заключается в нанесении никелевого покрытия для получения светло-серого матового фона

    третий этап – золочение, которое является основным и, как правило, заключительным этапом; при нем осуществляется нанесение золотого покрытия на поверхность картины;
    в ряде случаев используется следующий этап – серебрение, при котором поверх золотого покрытия наносится серебряное;а также синение.
    синение — синий цвет получается на тщательно отполированных стальных поверхностей при помещении деталей в расплав азотнокислой соли при температуре 280 — 300 градусов Цельсия. Синение стали основано на свойстве окрашиваться при нагреве.

    История и развитие

    В 1815 году по Указу государя Императора в Златоусте открылась оружейная фабрика, c целью выпуска холодного оружия для русской армии и флота. На фабрику из далеких немецких Золингена и Клигенталя приглашены мастера-оружейники, а в их числе известный мастер по украшению клинков – Вильгельм Шаф. Самым известным мастером-уральцем стал ученик Шафа Иван Бушуев, превзошедший своего учителя.

    Мастер создал образ крылатого коня, который ныне украшает герб Златоуста, а самому художнику народ дал имя — Иванко-Крылатко. Отличительные черты Златоустовской гравюры — гравировка, «рисовка» (нанесение рисунка резервирующим составом с последующим вытравливанием узора), насечка золотом и серебром, золочение и серебрение с воронением.

    В XIX веке сабельные клинки украшались лишь античными аллегорическими мотивами, сценами охоты, орнаментом в духе рококо, но постепенно мастера вводят в рисунок местные мотивы: полевые колокольчики и ромашки, колосья, зубчатые листья…

    Украшения по цвету и тону становятся богаче. Со 2-й половины XIX в златоустовская гравюра уже используется при изготовлении бытовых вещей (кубков, портсигаров, письменных приборов и т. д.).

    Златоустовские изделия хранятся в государственном Эрмитаже, Оружейной палате, Государственном историческом музее, военно-историческом музее артилерии Санкт-Петербурга, Музее оружия Золингена в Германии, Имперском военном музее в Лондоне и т.д.


    Златоустовская гравюра на стали



    Составитель: Долгушина Марина,

    Копейск, 2018


    Искусство златоустовской гравюры зародилось в начале XIX века, прежде всего как искусство украшения холодного оружия в виде сюжетных миниатюр, размещённых на плоскости стального клинка. Появление этого искусства было связано с созданием в Златоусте в 1815 году Оружейной фабрики, которая по замыслу создателей, должна была стать основным производителем холодного оружия для российской армии и флота.
    В орнаментальное украшение клинков художники, наряду с традиционным декором, вводят реалистические изображения отечественных цветов, плодов и трав. Становятся разнообразнее приемы создания изображений на клинках, украшения по цвету и тону становятся богаче. Помимо орнамента, художники - граверы вновь обращаются к сюжетным композициям. В основном, это реалистические миниатюры, изображающие сцены охоты, озера с домиками рыбаков и другое. Такими изображениями украшались охотничьи ножи и кинжалы. В конце XIX века к сюжетным миниатюрам прибавляется изображение пейзажа Урала.


    «На лесной поляне»

    Копирование сюжетов известных картин, а, в последствие, и выработка своего неповторимого стиля, сделали Златоустовских мастеров известными во всём мире.
    «Лесные дали»

    Основой для панно служит лист стали, на который наносится объемный узор. Затем с помощью нагрева ему придают оттенки синего, коричневого или черного цвета. Готовое изделие покрывают специальным водостойким лаком. Отсутствие красителей на гравюре, гарантирует ей едва ли не вечный срок службы.
    « Встреча»

    У златоустовских мастеров возникла мысль обратиться к уральским художникам с просьбой помочь им - предложить лучшие свои работы для перенесения их на металл. Далее говорилось о том, что картины русских художников с удовольствием приобретаются населением.


    200-летний опыт лучших уральских мастеров бережно хранят и приумножают современные производства в Златоусте, создавая изделия высокой художественной ценности. Они украшают гравюрой не только наградное и подарочное холодное оружие, но и самые разные бытовые предметы: шкатулки, столовые приборы, наборы посуды, подсвечники, панно, сувенирные и пасхальные яйца.
    С егодня Златоустовская гравюра, как самобытное явление, вновь привлекает к себе внимание искусствоведов и историков. Художественный промысел Златоустовской гравюры на стали переживает своё второе рождение. Работы златоустовских мастеров представлены сегодня во многих каталогах и по достоинству оценены многими ценителями искусства. Художественный промысел возвращает свою былую славу. Златоустовская гравюра на стали была и остается одним из достойнейших брендов не только Златоуста, но и России в целом.(с)


    написать администратору сайта