Главная страница
Навигация по странице:

  • МИФ О НАЗВАНИИ ГОСУДАРСТВА

  • МИФ О ГОРОДАХ

  • МОНГОЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА

  • «МОНГОЛЫ» И «ТАТАРЫ»

  • СРС№1 Жакупов Азамат. Исследование по монографии В. Л. Егорова, и на основе его работы я попытаюсь опровергнуть ряд заблуждений или утвердившихся стереотипов, связанных с Золотой Ордой


    Скачать 34.63 Kb.
    НазваниеИсследование по монографии В. Л. Егорова, и на основе его работы я попытаюсь опровергнуть ряд заблуждений или утвердившихся стереотипов, связанных с Золотой Ордой
    Дата24.04.2022
    Размер34.63 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСРС№1 Жакупов Азамат .docx
    ТипИсследование
    #494190

    Некоммерческое акционерное общество

    «Алматинский университет энергетики и

    связи имени Гумарбека Даукеева»

    Кафедра «Автоматизации и управления»

    Семестровых заданий по «Культурологии» (СЗ) №1
    По дисциплине: МСПЗ(Культурология )

    Образовательная программа 6В07108-«Автоматизация и управление»

    Выполнил Жакупов Азамат

    Группа АУ-20-10

    Вариант 31

    Принял(а) Абрахматова Г.

    Алматы 2022 г.


    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
    ТЕРРИТОРИЯ И ГРАНИЦА ГОСУДАРСТВА ЗОЛОТОЙ ОРДЫ…………..4
    МИФ О НАЗВАНИИ ГОСУДАРСТВА………………………………………..7
    МИФ О ГОРОДАХ………………………………………………………………9

    МОНГОЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА…………………………………………………11
    «МОНГОЛЫ» И «ТАТАРЫ»…………………………………………………...13

    ВЫВОД…………………………………………………………………………..15

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………16

    ВВЕДЕНИЕ

    Золотая Орда была одним из крупнейших государств средневековья, владения которого находились в Европе и Азии. Ее военная мощь постоянно держала в напряжении всех соседей и очень долгое время никем не оспаривалась. Правдивые и вымышленные рассказы об огромном государстве кочевников продолжали свое существование и после его исчезновения. И сегодня интерес к нему не ослабел, и его история уже давно изучается во многих странах. Но до сих пор в оценке многих политических и бытовых сторон жизни и истории Золотой Орды встречаются самые противоположные мнения. В русской истории господствовало суждение о ней как о государстве-угнетателе, не заслуживающем внимания советских историков. Но несмотря ни на что, золотоордынская тематика была и осталась одной из традиционных в российской науке. Проведя исследование по монографии В.Л.Егорова, и на основе его работы я попытаюсь опровергнуть ряд заблуждений или утвердившихся стереотипов, связанных с Золотой Ордой:

    1. ее территорией и границами государства

    2. название государства

    3. наличию городов

    4. развитости культуры

    5. соотношению понятий «монголы» и «татары»

    Именно эти 5 мифов я попытаюсь опровергнуть в своей работе и доказать, что большая часть встречающейся информации в истории об этом государстве ошибочна и является лишь сложившимися штампами истории.

    Первое заблуждение которое наблюдается в русской истории это отношение к территории Золотой орды. Традиционно земли Золотой Орды ассоциируют со степными просторами, сплошь населенными кочевниками, а где-то посреди бесконечных степей находится столица государства - город Сарай. Такое представление действительно уместно, но для определённого этапа развития данного государства. Если оценивать общую площадь, то Золотая Орда, несомненно, была крупнейшим государством средневековья. У арабских и персидских историков XIV—XV вв. было 3 версии (опять же заблуждения), по продолжительности границ Золотой орды:

    1. длина государства простирается на 8, а ширина на 6 месяцев пути

    2. до 6 месяцев пути в длину и 4 - в ширину

    3. опирается на конкретные географические ориентиры - эта страна простирается «от моря Константинопольского до реки Иртыш, в длину на 800 фарсахов, а в ширину от Бабелебваба (Дербента) до города Болгара, то есть приблизительно на 600 фарсахов».

    Цифры эти хотя и впечатляют, но дают лишь самое общее представление, охватывая как раз пояс европейско-азиатских степей и подтверждая сложившийся стереотип.

    Для выяснения точной границы Золотой Орды существует не достаточно материалов. Но как подмечает автор существуют два основных момента:

    1. территория государства не оставалась стабильной, изменяясь на протяжении всего периода его существования; она то сокращалась, то вновь увеличивалась

    2. специфика золотоордынских границ состояла в том, что все окружающие народы старались как можно дальше селиться от районов обитания монголов из-за вполне попятной заботы о собственной безопасности.

    Общая территория государства в XIII в. обрисовывается следующими пограничными линиями. Восточные пределы Золотой Орды включали области Сибирь и Ибирь с пограничными реками Иртыш и Чулыман, отделявшими владения Джучидов от метрополии. Окраинными районами здесь являлись Барабинские и Кулундинские степи. Северная граница на просторах Сибири находилась в среднем течении реки Оби. Южная граница государства начиналась в предгорьях Алтая и проходила севернее озера Балхаш, затем тянулась к западу через среднее течение Сырдарьи, южнее Аральского моря, к улусу Хорезм. Этот район древнего земледелия составлял южный улус Золотой Орды с центром в городе Ургенче. Находившаяся несколько южнее Ургенча Хива уже не относилась к владениям Золотой Орды. Примыкавшие к Хорезму с северо-запада плато Устюрт и полуостров Мангышлак были также зоной кочевий Золотой Орды. На западном берегу Каспийского моря пограничным городом, принадлежавшим Джучидам, был Дербент, который восточные летописи называли Железные Ворота. Отсюда граница тянулась вдоль северных предгорий - Кавказского хребта к Таманскому полуострову, полностью входившему в состав Золотой Орды.

    Таврический полуостров (Крым) также составлял часть Золотой Орды с начала ее существования. Однако сами монголы занимали в XIII—XIV вв. лишь северную, степную, часть полуострова.

    К западу от Черного моря граница государства тянулась вдоль Дуная, не переходя через него, до венгерской крепости Турну-Северин, закрывавшей выход из Нижнедунайской низменности.

    Северные пределы государства в этом районе ограничивались отрогами Карпат и включали степные пространства Пруто-Днестровского междуречья. Именно здесь начиналась граница Золотой Орды с русскими княжествами. Она проходила примерно, по рубежу степи и лесостепи. Между Днестром и Днепром граница тянулась в районе современных Винницкой и Черкасской областей. В бассейне Днепра владения русских князей кончались где-то между Киевом и Каневом. Отсюда пограничная линия шла к району современного Харькова, Курска и далее выходила к рязанским пределам вдоль левого берега Дона. Восточнее Рязанского княжества от реки Мокши до Волги тянулся лесной массив, заселенный мордовскими племенами. Монголов мало интересовали территории, покрытые густыми лесами, но, несмотря на это, все мордовское население полностью находилось под контролем Золотой Орды и составляло один из ее северных улусов. Об этом со всей конкретностью свидетельствуют источники XIV в.

    В бассейне Волги на протяжении XIII в. граница проходила севернее реки Суры, а в следующем столетии она постепенно смещалась к устью Суры и даже южнее его. Обширный район современной Чувашии в XIII в. полностью находился под властью монголов. На левом берегу Волги золотоордынское пограничье тянулось севернее Камы. Здесь располагались бывшие владения Волжской Болгарии, превратившейся в составную часть Золотой Орды без каких-либо намеков на автономию. Проживавшие на среднем и южном Урале башкиры также составляли часть государства монголов. Им принадлежали в этом районе все земли к югу от реки Белой. Таким образом, миф о том, что Золотая Орда это только степное государство развеян, так как она занимала обширные территории, включающие не только равнинные местности.

    МИФ О НАЗВАНИИ ГОСУДАРСТВА

    Второй немало важный момент, который возникает при изучении Золотой Орды – это выяснение более точного названия государства.

    Как правильно подмечает автор, ни в одной современной Золотой Орде летописи не встречается такого ее названия. Можно выделить три стороны проблемы: как называли свое государство сами монголы, как его именовали соседи, и какое название утвердилось за ним уже после распада.

    Во всех монгольских государствах, возникших в XIII в., утвердились правящие династии, ведущие свой род от Чингисхана. Глава каждой из них рассматривал выделенную ему или завоеванную территорию не как государство, а как родовое владение. Кипчакские степи получил старший сын Чингисхана Джучи, который и стал основателем правившего здесь многочисленного семейства Джучидов. В полном соответствии с этим каждый из вступавших на сарайский престол ханов называл свое государство просто «улус», т. е. народ, данный в удел, владение.

    Если рассматривать как называли это государство окружающие его соседи, то здесь царил полный разнобой.

    В арабских летописях оно чаще всего называлось именем правившего в определенный момент хана, с соответствующим этническим уточнением: «Берке, великий царь татарский», «Узбек, владетель северных стран», «царь Токта, владелец Сарая и земель кипчакских», «царь Дешт-и-Кыпчака Токта». Иногда арабские и персидские летописцы называли Золотую Орду улусом Джучи, улусом Бату, улусом Берке, улусом Узбека.

    Проехавшие всю Золотую Орду европейские путешественники П. Карпини и Г. Рубрук используют для ее обозначения старые термины «страна Команов» (т. е. половцев), «Комания» или дают слишком обобщенное наименование - «держава татар».

    В письме папы римского Бенедикта XII государство Джучидов названо Северной Татарией.

    В русских летописях нового южного соседа сначала обозначали с помощью этнического термина. Князья ездят в «татары к Батыеви» и возвращаются «ис татар». И только в последнее десятилетие XIII в. появляется и прочно утверждается новое и единственное название «Орда», которое просуществовало до полного распада государства Джучидов.

    Что же касается привычного теперь названия «Золотая Орда», то оно стало употребляться в то время, когда от основанного ханом Бату государства не осталось и следа. Впервые это словосочетание появилось в «Казанском летописце», написанном во второй половине XVI в., в форме «Златая Орда» и «Великая Орда Златая». Происхождение его связано с ханской ставкой, а точнее, с богато украшенной золотом и дорогими материями парадной юртой хана.

    Можно не сомневаться, что термин «Золотая Орда» бытовал на Руси в разговорной речи уже в XIV в., но в летописях того периода он ни разу не фигурирует. Русские летописцы исходили из эмоциональной нагрузки слова «золотой», употреблявшегося в то время в качестве синонима всего хорошего, светлого и радостного, чего никак нельзя было сказать о государстве-угнетателе, да еще населенном «погаными». Именно поэтому название «Золотая Орда» появляется только после того, когда все ужасы монгольского владычества стерло время.

    Таким образом, название государства эта второй сложившийся стереотип, который сложился не только в Русской истории, но и в истории других стран. Поэтому название Золотая Орда является штампом, который поставила русская история на это государство.

    МИФ О ГОРОДАХ

    Одно из традиционных представлений о Золотой Орде состоит в том, что это государство без особых раздумий относят к чисто кочевническим. В работах по истории Золотой Орды приводились названия 15-20 городов, а сейчас их насчитывается уже 110, причём число это продолжает увеличиваться.

    В первую очередь нужно обратить внимание на тот факт, что до начала завоеваний и образования огромной империи Чингисхана городов у монголов не было вообще, и они действительно были кочевниками, но так было не всегда. Есть мнение, что появление городов у монголов связано с влиянием соседей, но подтверждений нет. Монгольские города появились в центре степей далеко от границ с соседями, следовательно, причины появления городов кроются в недрах самого общества кочевников, в измененных политических и экономических структур их жизни.

    Одной из важнейших причин появления городов у монголов являлась острая необходимость административной организации, создание стационарных центров, где бы сосредотачивался чиновничий аппарат, связанный со сбором налогов и дани, приемом многочисленных послов, ведением дипломатической переписки и т.п. В результате у монгол появляется специфическая чиновничья прослойка, которая оседает на постоянное жительство вокруг его стационарной зимней ставки. Так создается ядро оседлого населенного пункта, формирующегося вокруг дворца верховного правителя. Именно о такой схеме зарождения столицы Золотой Орды города Сарай свидетельствует и его название, которое переводится словом «дворец».

    Концентрация богатого чиновничества и аристократии притягивало купечество, формируя постоянные базары и ярмарки, что увеличивало население нового города. Росту городов способствовало принятие новой религии – мусульманства (1312 год хан Узбек), так как началось возведение культовых сооружений и духовных школ.

    Следовательно, можно сделать вывод, что появление городов у монгол явилось следствием образования государства и формирование его внутренней политической. А значит, Золотая Орда развивалась не под действием соседей, а вследствие внутреннего развития культуры и государственности.

    Все города Золотой Орды, как указывает автор, делят на две группы:

    1. существовавшие до прихода монголов, а затем восстановленные ими после разгрома. К ним относят населенные пункты Черноморского побережья и Крым, Северный Кавказ, Хорезм, Волжская Болгария.

    2. основанные самими монголами в XIII-XIV вв. К этой группе относят обе столицы Золотой Орды – Сарай и Сарай ал-Джадид, так же Сарайчик на Яике, Маджар на Северном Кавказе, Крым на Таврическом полуострове, Тюмень и другие.

    Таким образом, мифы о том, что все города в Золотой Орде были уже созданы до их завоеваний, а так же появление городов под влиянием соседей, опровергнуты.

    МОНГОЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА

    Довольно широко распространенно мнение, что быт населения Золотой Орды был непритязательным и примитивным, поскольку отражал простейшие функции кочевой жизни. Что касается культуры государства, то здесь многие считали что уровень её низок и не отличающийся самобытностью. Обычно считают что культура у монголов синкретическая, то есть смешанная из многочисленных разнородных частей, привнесенных разными народами, составившими население государства.

    Для исследования культуры нужно рассмотреть 3 основных вопроса:

    1. степень участия в создании культуры государства самих монголов;

    2. вклад в культуру Золотой Орды порабощенных монголами народов;

    3. возможность эволюционного развития культуры Золотой Орды и появление новых, собственно золотоордынских черт.

    В культурной жизни Золотой Орды существовало 2 части – кочевая и оседлая. Но одна не мешала другой, взаимопроникновение двух этих частей происходило на основе духовной культуры (язык, письменность, фольклор, религия).

    В кочевом быту особое значение имело животноводство, снабжавшее кочевников одеждой и пищей. Основой питания монголов было молоко, кумыс и мясо(запасали его впрок, завяливая тонкими полосами на ветру). Степные аристократы получали зерно, просо и муку из собственных поместий, располагавшихся в южных частях страны. Еда для монгол представляла собой не просто удовлетворение естественной потребности, это было особо расписанный ритуал.

    Кочевое хозяйство накладывало отпечаток и на одежду населения Золотой Орды. Одежда мужчин и женщин практически не отличались. Зимой обычно носили по две шубы – одна мехом наружу, другая внутрь. Летом все население носило халаты, застегивающиеся на правом боку. На протяжении всей истории Золотой Орды культура её не находилась в состоянии застоя, она пополнялась не только готовыми формы, созданные другими народами. В XIV веке культурная жизнь обогащается новыми элементами на основе сплава различных достижений многих народов. Наблюдается синтез культур. Развивается целый ряд оригинальных предметов ремесла, новый стиль архитектуры свойственный именно золотоордынскому государству, происходят сдвиги в духовных и религиозных представлениях (захоронения в мечетях, что для чистого ислама является большим оскорблением). Так культура Золотой Орды представляла собой синтез разнообразных культур, в основе которых лежали кочевые традиции. Культура развивалась и обладала особенностями, которые были не свойственны другим культурам и религиям. Поэтому убеждение о слабой развитости и простоте культуры Золотой Орды неверно.

    «МОНГОЛЫ» И «ТАТАРЫ»

    И, наконец, особо нужно рассмотреть вопрос о соотношении названий «монголы» и «татары», а также о правильности широко употребляемого сейчас наименования населения Золотой Орды «монголо-татарами». Для того что бы понять проблему нужно знать кто же были такие монголы, а кто татары.

    Этноним «монголы» было широко известен в древней Центрально Азии. Он применялся как самоназвание нескольких племен, объединенных Чингисханом в единое государство. Отсюда Чингисхана и его наследников называли татарами. Это связано исключительно с китайской летописной традицией, с XII века упорно именовавшей всех монголов , включая самого Чингисхана черными татарами. Однако они не имели к татарам никакого отношении, и называли себя исключительно монголами, а своё государство монгольским.Татары в XII- начале XIII века обитали вдоль северной границы Китая, охраняя подходы к Великой Китайской стене от набегов кочевников, в том числе и монголов. Китайские императоры платили им за службу установленное содержание серебром и различными товарами. Название «татары» в средневековой китайской историографии соответствовало европейскому понятию «варвары». Однако выделялись белые и черные. Белые – более культурные, причастные к достижениям китайской цивилизации. Чёрные – жившие в степях, лесах и горах монголы.

    Татары никогда не были союзниками монголов и никогда не участвовали в их завоевательных походах, а наоборот, постоянно враждовали с ними.Русские и западноевропейские летописи по отношению к населению Золотой Орды обычно употребляли этноним «татары». В 1823 году учитель географии Первой Санкт-Петербургской гимназии П.Наумов впервые ввел в употребление словосочетание «монголо-татары». В результате исторически ошибочного и ничем не подтвержденного объяснения возник термин «монголо-татары». Подводя итог, можно сказать, что сложившийся и используемый термин «монголо-татары», является исторической ошибкой, которая прочно врезалась в русскую историю и продолжает существовать и посей день.

    ВЫВОД

    В результате проведенной работы с монографией В.Л.Егорова мне удалось опровергнуть 5 ,сложившихся и вписавших в историю разных стран, мифов о монгольском государстве Золотая Орда, предоставив к каждому опровержению по реальному и проверенному доказательству. Так же доказав при этом, что это государство обладала исключительной самобытность, интереснейшей историей и необычными культурными особенностями, которые не характерны больше ни для какого-либо другого государства.

    ЛИТЕРАТУРЫ

    1. В.Л.Егоров Золотая Орда: мифы и реальность. – М.: Знание, 1990.- 64 с. – (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «История»; №9).


    написать администратору сайта