Использование игровых форм обучения на уроках и во внеклассной работе по ОБЖ. ВКР на размещение. Исследование по проблеме внедрения в условиях урочной и внеурочной деятельности игровых форм обучения по курсу обж
Скачать 104.8 Kb.
|
ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Факт жизнедеятельности человека к началу 21 века породил ряд проблем, в первую очередь связанных с активным ростом технических инноваций. Здесь же как «побочный эффект эволюции» выступает несовершенство социального устройства современного социума. Элементарное неумение обеспечить собственную безопасность стало угрозой дальнейшему существованию человечества. Вследствие чего возникла необходимость в обучении подрастающего поколения безопасному поведению в опасных и чрезвычайных ситуациях природного техногенного и бытового характера. Основанием для реализации этой потребности послужило в то время Постановление Совета Министров РСФСР от 14 мая 1991 г. №253 был введен курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). Школьный курс основ безопасности жизнедеятельности в современных условиях, характеризуется новым пониманием целей и ценностей курса, новыми концептуальными подходами, использованием инновационных технологий, которые характеризуются как эффективные формы освоения курса безопасности жизнедеятельности. 1Здесь «путеводителем» требований по реализации курса выступает Федеральный государственный стандарт по основам безопасности жизнедеятельности, пропагандирующий не только знание правил и владение навыками поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера, но и аспекты патриотического направления, который в интеграции с первым позволяют воспитать настоящего гражданина своей страны. При организации процесса обучения педагог должен стремиться выбирать такие формы и методы обучения, которые оказывают влияние на развитие интереса к учебе, как к процессу получения новых знаний, который может и должен продолжаться всю жизнь. В рамках нашего исследования выделим активные методы, такие как игровые формы, которые по мнению ряда педагогов являются необходимым условием того самого результата образования.2 На сегодняшний день существует множество подходов к определению самой игры и игровых форм. Вместе с тем, при всём многообразие подходов, проблема использования игровых технологий в школьном курсе ОБЖ, и, в частности, во внеклассной деятельности, изучена и представлена в психолого-педагогической литературе недостаточно полно3. В связи с вышеизложенным, актуальность исследования игровых форм обучения в курсе ОБЖ обусловлена противоречием между важностью и значимостью реализации данного вида форм обучения для эффективного освоения материала курса в условиях урочной и неурочной деятельности, с одной стороны, и слабой ее теоретической и практической разработанностью, с другой стороны. Вышеизложенные противоречия определили выбор темы нашего исследования: «Использование игровых форм обучения на уроках и во внеклассной работе по ОБЖ». Объект исследования – игровые формы обучения в курсе преподавания ОБЖ. Предмет исследования –педагогические условия реализации игровых форм обучения в условиях урочной и неурочной деятельности курса ОБЖ 7 класса. Цель исследования– разработка рекомендаций по организации внедрения игровых форм обучения в курс ОБЖ. Задачи: - рассмотреть феномен игровой формы как способ вовлечения обучающихся; - систематизировать методы и формы применения игровых форм обучения на уроках ОБЖ и в условиях внеурочной деятельности; - описать организацию эмпирического исследования и осуществить выборку методик для диагностики знаний по курсу ОБЖ в условиях 7 класса общеобразовательной школы; - проанализировать результаты констатирующего эксперимента; - разработать рекомендации по усовершенствованию процесса освоения программы курса ОБЖ средствами игровых форм обучения; - отследить средствами методов контрольного эксперимента динамику освоения курса ОБЖ после проведенных формирующих мероприятий. Гипотеза исследования. Эффективность профессиональной деятельности педагога по основам безопасности жизнедеятельности общеобразовательной школы в аспекте формирования заинтересованности учащихся в освоении программного обеспечения курса ОБЖ, будет эффективной в случае реализации следующих условий: - создана на теоретическом уровне программа игровых форм обучения в рамках курса ОБЖ; - разработана методика по внедрению игровых форм обучения в условия урочной и неурочной деятельности курса ОБЖ; - спланирована система педагогического просвещения родителей , как актуализация проблемы в среде взрослых и детей; - будут созданы условия для самореализации обучающихся в условиях школы и дома. Методологической основой исследования являютсяпсихолого-педагогические исследования таких ученых, как, И.Я. Лернер, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, .Ф. Ефремова, М.В. Кларина, Г.И. Щукиной, Г.К. Селевко и др.); психологические и методические основы обучения (А.Н. Лук, Т. Крайг , С.А. Шмаков, А.Н. Леонтьев, Л.Ф. Тихомирова); психологическая концепция деятельности школьников (.Г. Селевко, Д.,Б. Эльконин, Н.М. Яковлев и др.) Методы и методики исследования: 1. Теоретические методы: сравнение, обобщение, классификация, систематизация. 2. Эмпирические методы: эксперимент (констатирующий и формирующий), тестирование по методикам. База исследования: Новизна исследования. − разработана система применения игровых форм обучения в курсе ОБЖ для учащихся 7 классов основной школы; − разработана методика и алгоритм применения игровых форм обучения в условиях урочной и неурочной деятельности в рамках курса ОБЖ, направленные на повышение познавательного интереса у обучающихся к изучению предмета; − определены и теоретически обоснованы условия, способствующие успешной реализации разработанной системы применения игровых форм обучения в курсе ОБЖ. Практическая значимость. Материалы представленной работы могут быть использованы в реализации основной образовательной программы, на родительских собраниях и педагогических советах. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, ___ таблиц, заключения, списка использованных источников и приложений. Глава 1. Теоретические аспекты применения игровых форм обучения на уроках и внеклассной деятельности по ОБЖ 1.1. Игровая форма как способ вовлечения обучающихся При установлении основных понятий проблемы исследования наиболее удобно исходить из понятия «игра», «игровые формы», «игровые технологии» и их оставляющие. Существуют десятки определений, отражающих сложность однозначного объяснения понятия «игра»: 1. Игра является видом человеческой деятельности, способной воссоздать другие виды человеческой деятельности. 2. Игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. 3. Игра — это самостоятельная социальная структура, подразумевающая состязание между двумя или более противоборствующими сторонами, а также ограниченная процедурами и правилами с целью достижения победы одной из сторон. 4. Игра, как таковая, — это не игровое оборудование, а формально организованная система соперничества ее участников. 5. С образовательной точки зрения — это способ группового диалогичного исследования возможной действительности в контексте личностных интересов. 6. Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.4 7. Игра — это свободная активность, лишенная принуждения и контроля со стороны взрослых. В отличие от этого использование игровых приёмов обучения предполагает не только инициативу взрослого, но и его прямое руководство.5 8. Игра является простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, она дополняет традиционные формы обучения и способствует активности процесса обучения.6 Цель игры — это то, для чего игра создана, на что она направлена.7 Функция игры — её разнообразная полезность. У каждого вида игры своя полезность. Выделим наиболее важные функции игры: 1) Социокультурное назначение игры (процесс целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и спонтанные процессы, влияющие на формирование человека). 2) Функция межнациональной коммуникации (дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в воспитании всего существующего в жизни). 3) Функция самореализации человека в игре. Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а не её результат, конкурентность или достижение какой-либо цели. 4) Коммуникативная игра. Игра- деятельность коммуникативная, хотя по игровым правилам и конкретная. 5) Диагностическая функция игры. Диагностика-способность распознавать процесс постановки диагноза. 6) Игротерапевтическая функция игры. Эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, в которые ролевая игра ставит ребёнка как со взрослыми, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества взамен отношений принуждения и агрессии, приводит в конце концов к терапевтическому эффекту. 7) Функция коррекции в игре. Психологическая коррекция в игре происходит естественно, если все дети усвоили правила и сюжет игры, если каждый участник игры хорошо знает не только свою роль, но и роль своих партнёров, если процесс и цель игры их объединяют. 8) Развлекательная функция игры. Развлекательная функция связана с созданием определённого комфорта благоприятной атмосферы.8 Можно выделить 6-ть известных организационных форм игровой деятельности: - индивидуальная форма игры (игра одного человека с самим собой во сне и наяву, а также с различными предметами и знаками); - одиночная форма игры (деятельность одного игрока в системе имитационных моделей с прямой и обратной связью от результатов достижения поставленной ими искомой целью); - парная форма игры (игра одного человека с другим человеком, как правило в обстановке соревнования и соперничества); - групповая форма игры (игра трех или более соперников, преследующих в обстановке соревнования одну и туже цель); - коллективная форма игры (игра, в которой соревнование между отдельными игроками заменяют команды соперников); - массовые форма игры (тиражированная одиночная игра с прямой и обратной связью от общей цели, которую одновременно преследуют миллионы людей). Игра — один из древнейших, и, тем не менее, актуальных методов обучения. Она является важнейшим способом передачи накопленного опыта от старшего поколения к младшему. С её помощью можно моделировать жизненные и учебные проблемные ситуации и сосредоточивать игровые действия вокруг реальных проблем и отношений. Включение игры в учебный процесс заметно повышает интерес к учебному предмету, создаёт ситуации, наполненные эмоциональными переживаниями, стимулирует деятельность учащихся.9 В настоящее время игры приобретают все большее значение, они рассматриваются как вид деятельности, как форма организации самостоятельной работы и метод обучения, а в итоге - один из существенных резервов повышения качества учебного процесса.10 Игровое обучение – это форма учебного процесса в условиях, ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности. Игровое обучение имеет глубокие исторические корни. Еще в древних Афинах (VI - IV веках до н.э.) пафос практики организованного воспитания и обучения пронизывал принцип соревнования (агонистики).11 В отечественной педагогике и психологии теорию игры разрабатывали Е. А. Аркин, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, К. Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин; проблему обучения детей с помощью игры исследовали Д. Н. Кавтарадзе, Л. Н. Матросова, П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров и др.12 К. Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд детей для того, чтобы процесс познания был более продуктивным. Запорожец А. В. первым обратил внимание на то, что характер движений, выполняемых ребенком в условиях игры и в условиях прямого задания разнообразен. Он же установил, что в ходе развития меняется структура и организация движений. Манулейко З. В. раскрывает вопрос о психолого-педагогическом механизме игры. Опираясь на ее работы, можно сказать, что большое значение в психолого-педагогическом механизме игры отводится мотивации деятельности. Опираясь на работу Пидкасистого П. И., можно утверждать, что все игры делятся: на естественные и искусственные. Естественная игра есть спонтанная ориентировочная деятельность, которой, благодаря естественным процессам само научения, человек самостоятельно осваивает новые формы и способы действия в привычной и непривычной обстановке. В исследовании В. А. Трайнева отмечается, что игры оказывают влияние на формирование интереса к знаниям, улучшение их усвоения, активизацию влечения к самообразованию, саморазвитию и самоконтролю. А. П. Панфилова в своей работе рассматривает историю возникновения и современное многообразие технологий игрового моделирования, их специфику, функции, принципы и условия применения в учебном процессе и предлагает конкретные практические и методические советы по организации, применению и анализу этих технологий. Н. Винокурова делит все игры на естественные и искусственные. Естественная игра есть спонтанная ориентировочная деятельность, которой, благодаря естественным процессам само научения, человек самостоятельно осваивает новые формы и способы действия в привычной и непривычной обстановке. Главное отличие искусственной игры от естественной заключается в том, что человек знает, что он играет, и на основе этого очевидного знания широко использует игру в своих целях. 13 Играм, по С. А. Шмакову, присущи четыре главные черты: свободная развивающая деятельность; творческий характер; эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество; наличие прямых или косвенных правил, которые отражают логическую и временную последовательность ее развития.14 Кульневич С. В. и Лакоценина Т. П. классифицируют уроки на основании не совсем обычных и совсем необычных методов и форм их проведения: уроки с игровой состязательной основой: урок-игра: «Придумай проект», урок-«домино», проверочный кроссворд, урок в форме игры «Лото», урок типа «Следствие ведут знатоки», урок-деловая игра, игра-обобщение, урок типа КВН, урок «Что? Где? Когда?», урок-эстафета, конкурс, игра, дуэль, соревнование; И. П. Подласый в учебном пособии «Педагогика» выделяет около сорока типов нетрадиционных уроков (уроки-деловые игры, уроки- ролевые игры, уроки-игры «Поле-чудес» и т. д.), но все эти уроки можно отнести к урокам-играм, которые известны давно и используются учителями, да и «нетрадиционными» их назвать очень сложно. При помощи игры, считает Алексеева А. А., можно выполнить многие задачи — закрепить только что пройденный материал, подстегнуть учеников, заставить их активно работать, повторить пройденное и т. д.15 Н. В. Короткова предлагает классификацию форм нетрадиционных учебных занятий для уроков истории, в основе которой — различные виды учебной деятельности: На основе игровой деятельности: - игры-реконструкции (наличие воображаемой ситуации, которая происходила в прошлом или настоящем, распределение ролей); -игры-обсуждения (наличие ситуации, которая моделирует различные формы обсуждения, создание конфликта мнений, анализ прошлого с точки зрения современности); - игры соревнования (наличие фиксированных правил, отсутствие сюжета и ролей, первый план субъектно-объектных отношений).16 Игры, применяемые в педагогической практике школ, относятся к активным методам обучения. Это объясняется тем, что в них, как правило, преобладает продуктивно-преобразовательная деятельность обучающихся. Для учебных игр характерны: -многовариантность и многоальтернативность решений, из которых требуется произвести выбор наиболее рационального; -необходимость принимать решения в условиях неопределенности и в обстановке условной практики. В процессе реализации таких активных форм на уроках как игра, ставятся следующие задачи: - повышение интереса ученика к уроку; - взаимодействие учителя и ученика; -создание учителем наилучших условий для развития мотивации творческой, эмоциональной, экспериментальной деятельности обучаемых. В ходе игры у обучающихся вырабатываются следующие умения и навыки: - сбора и анализа информации, необходимой для принятия решений; -принятия решений в условиях неполной или недостаточно информации, оценки эффективности принимаемых решений; - анализа определенного типа задач; - установления связей между различными сферами будущей профессиональной деятельности; - работы в коллективе, выработки коллегиальных решений с использованием приемов группового мышления; - абстрактного и образного мышления как основы эффективного творческого использования системного подхода к исследованию процессов и явлений. При оценке игр как метода обучения следует иметь в виду ряд обстоятельств: 1. Игры по сравнению с другими методами обучения обладают неоспоримым преимуществом: свойством интегрировать полученные знания применительно к избранной профессии. 2. Игра может использоваться в течение многих лет как эффективный инструмент обучения нескольких поколений студентов. Конечно, содержание игры должно обновляться в соответствии с изменением содержания самой науки. 3. Игровые методы обучения - мощное средство пробуждения интереса к содержанию учебной деятельности. В условиях увеличения доли самостоятельной работы обучающихся игры представляют собой эффективную форму ее реализации. 4. Обучение в игре может предотвратить реальные ошибки, которые возникают у обучающихся при переходе к практической деятельности деятельности. 5. В игре процесс обучения можно успешно сочетать с задачами исследования, таким образом наглядно демонстрируя обучающимся исследовательский метод в действии. 6. Приобретение опыта комплексной постановки проблемы, согласования индивидуальных приоритетов при групповом выборе решения и его реализации. 7. Игра способствует развитию группового мышления, умению действовать в составе коллектива, добиваясь выработки обоснованного общего решения. 8. Игры позволяют опробовать новые формы и правила, структуры управления, методики, проверяя их, как на испытательном стенде, в качестве которого выступает сама игра.17 Реализация игровых приемов и ситуаций в условиях урочной и внеурочной деятельности происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую.18 В современной школе игра (игровые технологии применяются): ‒ как самостоятельная технология в овладении материалом, информацией; ‒ как компонент другой педагогической технологии (например, проектной); ‒ как форма урока или его часть; ‒ как технология внеаудиторной работы. По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр: ‒ обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; ‒ познавательные, воспитательные, развивающие; ‒ репродуктивные, продуктивные, творческие; ‒коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др. Типология педагогических игр по характеру игровой методики достаточно обширна. Отметим лишь наиболее часто встречающиеся в педагогической практике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. Исходя из предметной области, выделяются игры по всем учебным дисциплинам.19 Таким образом, технологией игровых форм обучения можно назвать конкретный способ реализации педагогической истины в каждом конкретном учебном материале, на конкретном уроке или учебном занятие. 20 В настоящее время возрастает необходимость формирования мотивации к обучению основам безопасности жизнедеятельности у учащихся, поиска эффективных форм и методов, повышающих интерес к получению знаний по этому предмету. Положительная мотивация школьников к восприятию знаний по ОБЖ способствует повышению эффективности учебно-воспитательного процесса по предмету. 21 Предположительно, что применение игры в учебном процессе повысить динамику интереса к предмету у обучающихся. 1.2. Методы и формы применения игровых форм обучения на уроках ОБЖ и условиях внеурочной деятельности Ученые с древних времен изучают безопасность человека в различных условиях жизни и деятельности. Аристотель (384–322 до н. э.,) и Гиппократ (460–377 до н. э.) в своих трактатах рассматривали условия труда. Парацельс (1493–1541) изучал опасности, связанные с горным делом. Ему принадлежит изречение: «Все есть яд, и все есть лекарство. Только одна доза делает вещество ядом или лекарством». Агрикола (1494–1555) заложил основы профессиональной гигиены, написал книгу «О болезнях ремесленников». М. В. Ломоносов (1711–1765) написал основополагающие работы по безопасности труда в горном деле. Значительный вклад внесли в развитие теории безопасности русские ученые: В. Л. Кирпичев (1845–1913), А. А. Пресс (1857–1930), Д. П. Никольский (1855–1918), В. А. Левицкий (1867–1936), А. А. Скочинский (1874–1960), С. И. Каплун (1897–1943) и др.22 В настоящее время концепция формирования культуры безопасности жизнедеятельности отражена в научных исследованиях Ю.Л. Воробьева, Л.Н. Гориной, Р. А. Дурнева, А.Л. Михайлова, В.Н. Мошкина, Л.Н. Макаровой, И.Н. Немковой, Н.И. Николаевой, О.Н. Русак и др. На претворение в жизнь механизмов безопасного существования в окружающей среде и более глубокого внедрения культуры безопасности жизнедеятельности направлены инновационные педагогические технологии (Л.Н. Горина, В.Н. Мошкин, И.Н. Немкова и др.).23 Методические идеи по внедрению игр с целью формирования их практических умений реализуются и в содержании профессиональной подготовки педагогических кадров в области безопасности жизнедеятельности, что нашло отражение в работах В. Ю. Абрамовой, Г. А. Костецкой, Р. И. Поповой и др.24 Стремление общества, на протяжении всего периода своего существования, обеспечить безопасность своей жизнедеятельности, является его неотъемлемой потребностью. Именно это побудило ученых разных направлений, естественных и гуманитарных наук, объединить свои усилия в области изучения, таких понятий как «безопасность», «опасность», и разработки соответствующего понятийного аппарата дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».25 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования направлен на обеспечение условий для развития самореализации обучающихся, для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся. Ключевое место в организации здоровьесохранного образовательного пространства занимает предмет основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), призванный стимулировать знания процессов развития личности, формирования и укрепления здоровья, привитие потребности в безопасном образе жизни.26 Курс ОБЖ по своей сущности представляет изучение жизненных ситуаций с точки зрения безопасности. Поэтому он формирует навыки и умения практических действий в опасных, чрезвычайных жизненных, а не в каких-либо гипотетических ситуациях.27 Эффективность таких занятий непосредственно связана с правильным выбором форм и методов обучения. Целесообразно чаще применять активные и игровые методы.28 Применение на уроках ОБЖ игровых форм обучения позволяет по-новому организовать образовательный процесс на базе средств игры, реализовывать интерактивное взаимодействие между учеником, учителем и системой, использовать в учебном процессе тестирующие и диагностирующие системы, которые содержат задания и упражнения по разделам и темам учебника, а также отслеживать динамику развития интереса к предмету ОБЖ у обучающихся. Содержание урока и материал во многом определяются индивидуальностью преподавателя. Здесь должны учитываться и современные инновационные технологии, индивидуальные возрастные характеристики обучающихся, и непосредственно потребности самих учеников на основании непринужденной беседы или официального анкетирования на бланке школы.29 При изучении предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» задача педагога состоит не только в том, чтобы сообщить учащимся определенную сумму знаний и сформировать необходимые умения. Основной целью в современных условиях образования становиться пробуждение у учеников мотивации, интереса к предмету, осознанию важности на протяжении всей жизни соблюдения основных правил обеспечения как собственной безопасности, так и безопасности окружающих.30 Также использование игровых технологий на уроках ОБЖ помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к учебному предмету. Немаловажно также и то, что игра на уроках способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор.31 Игровая деятельность на уроках ОБЖ используется в следующих случаях: 1) В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета. Например, для закрепления, систематизации и обобщения полученных знаний по различным разделам курса ОБЖ: урок-игра «Дорожные знаки»; интеллектуальные игры типа «Счастливый случай», «Брейн-ринг», «Звездный час» и др. 2) Как элементы более обширной технологии. При проведении проблемного урока ОБЖ можно использовать ролевые игры, где учащиеся получают роли «Эксперта», «Хранителя времени», «Почемучки» и др. 3) В качестве технологии урока или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля). 4)Как технология внеклассной работы. В качестве примера может служить проведение различных сетевых игр по ОБЖ, проведение военно-спортивной игры «Зарница», и др.32 Далее выделим сущностную характеристику основных применяемых чаще игровых форм на уроке ОБЖ. 1. Языковые игры на уроках ОБЖ. С помощью языковых игр создаются условия для развития фонетических, лексических, грамматических и орфографических навыков, а значит, их можно разделить на фонетические, лексические, грамматические и орфографические, каждые из которых преследуют свои цели. Рассмотрим некоторые из них. Здесь непосредственно мы овладеваем навыком интеграции с предметом русского языка, что существенно сказывается на речевом развитии обучающихся. а) Фонетические игры. Цели: - обучать громкому и отчетливому чтению правил безопасности жизнидеятельности; б) Грамматические игры. Целями грамматических игр могут быть: - создавать естественные ситуации для употребления речевых образцов; - развивать речевую активность и самостоятельность учащихся. в) Лексические игры: Целями лексических игр могут быть: - научить учащихся употреблять лексику в тревожных ситуациях; - актуализировать речемыслительные способности обучающихся. г) Орфографические игры. Цели: - тренировать правильное написание соответствующей предмету ОБЖ терминологии. Как пример можно выделить кроссворд или «Different crosswords». Игра заключается в том, что ученикам предлагается уже заполненный кроссворд по терминологии ОБЖ. Но слова вписаны неправильно — последовательность букв в слове неверна. Участники должны переставить буквы местами так, чтобы правильно. Или: Класс делится на две команды. Педагог мелом делит доску на две части. На каждой из частей пишет по одному слову из изученного словарного запаса. Задача учеников — по очереди выйти и записать на доске слово, которое начинается с той же самой буквы, на которую закончилось предыдущее слово, но только в границах курса ОБЖ или ближайшей терминологии. Побеждает та команда, которая записала большее количество слов из пройденного материала. В заключение мы хотели бы подчеркнуть, что языковые игры на уроках ОБЖ дают возможность не только отрабатывать изученный материал, но также игра дает возможность включиться в нее всем ученикам — даже самым пассивным и не имеющим достаточного уровня знаний. У школьников проявляется интерес к действию, они переступают через психологические преграды (неуверенность в себе, боязнь ошибиться) и неосознанно овладевают знаниями в процессе игры. Учитель же, выступая в роли инициатора и координатора процесса, имеет возможность контролировать весь класс и осуществлять свою учительскою деятельность по принципу индивидуального подхода к ученику.33 2. Интерактивные игры. Чаще всего носят характер игры - викторины по ОБЖ. Окажет помощь педагогу в воспитании у учащихся чувства ответственности за свою безопасность. Примеры: «Дорожное движение», «Бытовые приборы», «Пожарная безопасность», «Природные явления». 34 3. Мультимедийная игра. Создание мультимедийных игр учащимися, вместо традиционного реферата или доклада и их использование на уроке ОБЖ представляет информационную среду. Возможность поработать с интересной информацией расширяет кругозор учащихся. Планирование подобного рода урока ставит перед учителем задачи: - Повышать уровень вариативности знаний учащихся по предмету ОБЖ. - Направлять школьников на самостоятельное изучение нового материала. - Усилить практическую направленность изучения ОБЖ у школьников в развитии творческих способностей и активному участию коммуникативных действий.35 4. Урок-игра. Тема как пример: «Человек в экстремальных ситуациях». Цель урока: в занимательной игровой форме провести контроль знаний учащихся по курсу ОБЖ. Полное содержание урока представлено в Приложении 1. 5. Организационно -обучающие игры. Организационные обучающие игры обладают следующими аспектами: 1. Отсутствие влияния возрастных рамок; 2. При планировании игры можно ориентироваться на любое количество участников; 3. Гибкость и многовариантность ситуаций.36 6. Дидактические игры. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.37 Условно дидактические(познавательные) игры можно подразделить на три вида: Прямого дидактического воздействия, когда учитель организует свою деятельность совместно с обучаемыми в роли одной из играющих сторон; Опосредованного дидактического воздействия, когда учитель находится в роли наблюдателя, судьи или болельщика; Смешанного дидактического воздействия, когда учитель принимает участие в игре в роли ведущего, судьи, эксперта, консультанта. Дидактические игры проводятся по специально созданным для обучения и воспитания учащихся правилам. Обычно они включают в себя педагогические и игровые задачи, правила, действия и результат. Дидактические задачи в них реализуются не открыто, а косвенным образом через игровые задания, правила и собственно действия.38 7. Подвижная игра. Подвижная игра — относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Подвижная игра: Верховой и низовой пожары. Правила: один ученик пожарный (в каске), один огонек (кепка с табличкой пламя), еще 5-горючие предметы мебели (в руках таблички с изображением). 1.Горит один предмет: огонек «салит» предметы, те поднимают таблички вверх-«горят», пожарный «салит» горящие деревья они опускают таблички, тухнут. Горит больше 2-х предметов и пламя передается от них на другие предметы.39 8. Квест. Квест на уроках ОБЖ объединен единой темой, в рамках которой решаются сразу несколько задач: развитие познавательных способностей детей, развитие интереса детей к изучению предмета, закрепление пройденного материала, развитие творческих способностей детей, внимания, памяти, логического мышления, мелкой моторики, умение ориентироваться по карте или схеме, умение решать поставленные задачи в команде, развитие сплоченности коллектива и многие другие.40 Примеры игр на уроке ОБЖ приведены в Приложении 2. Здесь же хотелось бы отметить, как немаловажный факт разработки урока с применением игровых технологий. При разработке содержания урока ОБЖ с игровой деятельностью преподавателю следует определить: средства и методы решения каждой педагогической задачи; учебно-материальное обеспечение урока; методы организации работы учащихся при решении каждой задачи; критерии оценки работы учащихся. Управление деятельностью учащихся включает в себя: организационные мероприятия на уроке (сообщение учащимся задач урока, организация дисциплины, рациональное распределение учебного времени, подведение итогов урока и сообщение домашнего задания; непосредственное педагогическое воздействие (объяснение учебного материала, демонстрация наглядных пособий, учебных видеофильмов, формирование практических умений и навыков и др.); текущий контроль на уроке (анализ по ходу урока познавательной и учебно-практической деятельности учащихся, оценка ее эффективности, внесение соответствующих корректив и т.п.). Анализируя внеурочную деятельность, то здесь следует отметить ряд следующих особенностей: Итак, в заключении следует еще раз отметить, что для повышения интереса к изучению предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» необходимо подбирать формы и методы, приемы организации и проведения занятий исходя из личностных и возрастных особенностей учащихся. Ученики будут активны и самостоятельны, только в случае если будут считать уроки полезными и интересными. В свою очередь это будет способствовать умению обеспечивать собственную безопасность в повседневной жизни, а в случае необходимости правильно вести себя в экстремальной ситуации.41 Игровые методы являются одними из самых эффективных методов обучения, так как их психолого-педагогической основой является игровая деятельность, которая вносит большой вклад в психическое развитие личности. Использование игровых технологий на уроках ОБЖ соответствует познавательным потребностям учащихся разных возрастных групп. В игре активизируются мыслительные процессы, и возрастает мотивация школьников к изучению предмета ОБЖ. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. Она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Исследование возрастных и психических особенностей детей подросткового возраста показало, что применение игр в учебном процессе соответствует психологии восприятия. Игра — это один из видов деятельности школьника. Педагогической аксиомой является положение, согласно которому к развитию интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности и инициативности, деловитости и ответственности школьников может привести только представление им подлинной свободы действий в общении. Игра дает такую возможность. Для того, чтобы проанализировать динамику развития познавательного интереса к содержанию программы по курсу ОБЖ, мы провели опытно – экспериментальную работу, которая предположительно значительно повысит заинтересованность обучающихся к уроку ОБЖ. Глава 2. Эмпирическое исследование по проблеме внедрения в условиях урочной и внеурочной деятельности игровых форм обучения по курсу ОБЖ 2.1. Организация исследования и результаты констатирующего этапа Приступая к эмпирическому исследованию влиянию игровых форм обучения на мотивацию и познавательную активность на уроках ОБЖ в 7 классе общеобразовательной школы, мы обратились к выявлению целей данного вида педагогических средств обучения. Для этого было создана экспериментальная выборка, включающая педагогов, родителей, и обучающихся 7 класса в количестве 10 человек. Экспериментальная база исследования _____________________. Исследование является эмпирическим, поскольку реализуется опытным путём при помощи методов, при которых регистрируются и обобщаются факты, выявляются эмпирические закономерности. В работе были использованы методы: - теоретические, позволяющие уточнить, расширить и систематизировать научные факты, объяснить, предсказать явления (сравнение, предполагающее сопоставление изучаемых групп по различным признакам, анализ литературы по отцовско-дочерним отношениям, синтез, при котором происходит соединение различных элементов в единое целое, в систему (выделение механизмов влияния игры на формирование интереса к школьному предмету); - эмпирические методы (тест для исследования, анкетрование); - методы обработки результатов (количественный и качественный анализ; сравнительный анализ, графические методы представления полученных данных). Для достижения цели практического исследования необходимо было решать ряд задач: 1.отобрать необходимый методический материал для проведения эксперимента; 2.провести эксперимент, составить цель эксперимента и его результата; 3.сделать вывод, подтверждающий или опровергающий выдвинутое нами предположение. - констатирующий – выявление проблематики внедрения игровых форм обучения в курс ОБЖ 7 класс; - формирующий - разработка программы рекомендаций по развитию мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста. - контрольный – анализ динамики повышения учебных результатов по курсу ОБЖ. Для всех участников опроса нами были разработаны диагностические материалы по выявлению уровня отношения к игровым формам обучения на уроках ОБЖ и непосредственно заинтересованность обучающихся самим содержанием урока. Анкетирование всех участников осуществлялось анонимно. Все обучающиеся, участвующие в исследование, регулярно посещали уроки по «Основам безопасности жизнедеятельности». Доля учащихся, успевающих по данному предмету за первую четверть на «хорошо и отлично» составила 4 человека 40 %, на «отлично» — 2 человека - 20 %, на «хорошо и удовлетворительно» — 4 % - 40% обучающихся. Графически это можно рассмотреть на рисунке 1. Рисунок 1 – Первичные сведения об успеваемости обучающихся 7 класса по курсу ОБЖ Также в рамках исследования для испытуемых была разработана анкета, с целью выяснения отношения к предмету и к собственным результатам на уроках. Полное ее содержание представлено в Приложении 3. Итак, анализ анкет показал следующую результативность: своей учебной деятельностью на уроках ОБЖ удовлетворены 30 % школьников, 10 % — затруднились дать адекватную оценку своей деятельности и 60 % — не удовлетворены своей работой на уроке. При изучении предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» обучающиеся, прежде всего, не удовлетворяют их собственные способности (30 %), успехи (20 %), неумение организовывать свой учебный труд (10 %) и лишь некоторые ссылаются на плохое качество преподавания (10 %), скуку на уроках (20 %), плохие взаимоотношения друг c другом (10 %). Также было спланировано и проведено было проведено тестирование на выявление уровня знаний по безопасности жизнедеятельности. Вопросы теста соответствовали программе курса ОБЖ соответствующей ступени обучения. Каждый тест включал 15 вопросов закрытого типа с одним или несколькими вариантами ответов. Нами выбраны следующие критерии оценки: 14-15 баллов - оценка «отлично», высокий уровень знаний; 11-13 баллов - оценка «хорошо», уровень выше среднего; 8-10 баллов - оценка «удовлетворительно», средний уровень; 0-7 баллов - оценка «неудовлетворительно», низкий уровень. По результатам исследования нами выявлено следующее распределение школьников по уровню знаний правил безопасного поведения, представленное на рисунке 2. Рисунок 2 – Результаты среза знаний по ОБЖ у обучающихся 7 класса У испытуемых знания о правилах безопасного поведения находятся на среднем и низком уровнях. Это можно объяснить критическим подростковым периодом развития, когда меняются жизненные ориентиры, и учеба смещается на последнее место. С другой стороны, подростки уже в меньшей степени контролируются родителями и чаще самостоятельно принимают важные решения, от которых зависит их собственная безопасность. Таким образом, особое внимание вопросам формирования личности безопасного типа поведения желательно уделять именно педагогу основ безопасности жизнедеятельности. Далее нами было проведено анкетирование педагогического состава с целью выяснить уровень применения игровых форм обучения на их предметных курсах и с целью анализа мнений по вопросу применения методов на уроке ОБЖ. В анкетировании приняло участие 16 педагогов старших классов. Так, абсолютное большинство (15 человек опрошенных из 16) – 93,7% при ответе на вопрос об использовании игровых форм обучения в педагогическом процессе выбрали ответ «да». Не использует на своем уроке на своих уроках учитель физики, географии и биологии (средний стаж педагогической деятельности 25 лет), мотивируя тем, что даже на учебный материал нет времени. При ответе на вопрос «Как часто вы применяете игровые формы обучения» вариант – «часто» (б) выбрали 30% респондентов; вариант – «постоянно» (а) предпочли выбрать 10%, «редко» (в) применяют игровые формы обучения на своих уроках 60%42. На основании достаточно негативной статистики, учителям было поручено написать эссе по поводу собственных причин отказа от игровых форм обучения, для более углубленного изучения проблемы. Таким образом, проанализировав проблему успеваемости по курсу ОБЖ в седьмом классе и результаты анкетирования, мы пришли к неутешительным выводам, которые нацелили нас на разработку формирующих мероприятий, направленных на развитие мотивации и интереса у обучающихся к предмету ОБЖ. 2.2. Рекомендации по усовершенствованию процесса освоения программы курса ОБЖ средствами игровых форм обучения В аспекте нашего исследования рекомендации целесообразно представить в виде долгосрочного проекта, реализуемого в рамках урочной и внеурочной деятельности. Полная структура проекта представлена в Приложении 4. Паспорт проекта представлен в таблице 3. Таблица 3 – Паспорт проекта по внедрению игровых форм обучения в условия ОБЖ
|