Использование игровых форм обучения на уроках и во внеклассной работе по ОБЖ. ВКР на размещение. Исследование по проблеме внедрения в условиях урочной и внеурочной деятельности игровых форм обучения по курсу обж
Скачать 104.8 Kb.
|
Этапы реализации проекта Работа над проектом включает деятельность педагогов, обучающихся и родителей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта (таблица 4). Таблица 4 – Этапы реализации краткосрочного проекта
Далее отметим дополнительные рекомендации по внедрению и использованию игровых технологий на уроках. 1. Игровые формы обучения рекомендуется вводить постепенно – начиная с простых, постепенно усложняя правила игры, формы ее проведения. 2. На начальном этапе внедрения игровых технологий в учебный процесс рекомендуется использование коротких игр – на 10-15 минут. Например, для пробуждения у учащихся интереса к предмету с первых уроков, объяснение материала можно сопровождать сказками, игровыми ситуациями, из которых предложить сделать логический вывод. 3. После освоения простых правил игры можно переходить к сложным игровым формам для закрепления и обобщения материала по теме, разделу. 4. При внедрении Стандартов второго поколения учащиеся сами называют тему и цели урока. Здесь на помощь учителю снова приходит игра. Обучающиеся возраста 13-14 лет более активны в деловой игре. 5. При подборе игр необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся. 6. Игровые технологии можно использовать при изучении любого раздела ОБЖ. 7. Игровые технологии используются на уроках обобщения и систематизации знаний, уроках закрепления знаний; элементы технологии приемлемы и на уроках объяснения нового материала. 8. Данная технология удачно сочетается с технологией критического мышления, блочной методикой, технологией проблемного обучения. 2.3. Результаты контрольного этапа исследования С целью проверки гипотезы выпускной квалификационной работы - эффективность усвоения знаний в области ОБЖ в 7-х классах, повышается, если использовать разнообразные игровые формы обучения. В результате проведенных уроков и внеурочных мероприятий нами выявлено повышение интереса к предмету ОБЖ и улучшение качества знаний учащихся по предмету, что наглядно видно на диаграмме. Используемые нами в ходе педагогического эксперимента игровые формы, виды и методы проведения ОБЖ способствовали не только повышению познавательного интереса к предмету, но и активизации творческого потенциала школьников на пути реализации формирования личности безопасного типа поведения.43 Для проверки эффективности использования игр для обучения и воспитания учащихся, выявления этапов их использования были проведены исследования среди самих участников исследования. Анализ ответов дал следующие результаты: 1. Игры на уроках ОБЖ нравятся всем без исключения. 2. Большинство учащихся хотели бы играть на каждом уроке, но если только эта игра им интересна. 3. Дети больше всего любят групповую или командную форму игр. 4. Желание учеников участвовать в игре очень часто зависит от их взаимоотношений с педагогом, вследствие чего учителю необходимо продумать свои действия, прослеживать реакцию учеников на эти действия и делать выводы. 5. Большинству детей нравится в игре побеждать. Это стремление к победе обеспечивает обучение и развитие учащихся в игровой деятельности. 7. Если игра имеет четко заданные ориентиры (правила, приз в случае победы), это повышает эффективность ее применения. Положительным результатом являлся и оценочный балл по предмету, который повысился в два раза. Таблица успеваемости до и после эксперимента представлена в Приложении 3. Таким образом, как только на уроках были применены игровые формы обучения, в корне изменилось общее настроение в классе, спало некоторое напряжение, а главное, изменилось отношение к предмету, как у детей, так и у родителей. Уроки проходят легко, быстро, и что особенно важно – результативно. С повышением интереса к предмету, повысилась и успеваемость учеников. В результате уже к следующей четверти несколько учеников смогли повысить уровень своих знаний и, как следствие, их четверные оценки стали выше. В классе наметилась положительная тенденция, и к концу учебного года количество «троек» сократилось на 25 %. Проведенное нами исследование позволило сделать заключение, что формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни при обучении школьников основам безопасности жизнедеятельности должно быть направлено, прежде всего, на консолидацию усилий семьи и школы в направлении обучения школьников навыкам здорового образа жизни, приобщение их к здоровым формам поведения. Решение данной задачи возможно при выполнении следующих психолого-педагогических условий: - образовательный процесс в школе организован с учетом возрастных и психологических особенностей личности; - использования на практике различных программ, направленных на формирование здорового образа жизни подростков на уроках ОБЖ; - использования современных педагогических технологий, в том числе игровых; - наличия высокой компетентности в области здоровьесбережения всех участников образовательного процесса (учителя ОБЖ, школьники, родители).44 1 Головенков С. Г. Взаимосвязь урочной и внеклассной работы со школьниками по основам безопасности жизнедеятельности // Молодой ученый. — 2015. — №6.4. — С. 80-84. 2 Скачок В. Е., Баранов В. В., Котлярович А. А., Тупиков Д. В., Скачок М. В. Игровая форма учебного процесса как способ вовлечения учащихся // Молодой ученый. — 2019. — №39. — С. 263-265. 3 Силакова О. В., Яковлева Е. С. Использование игровых технологий в школьном курсе ОБЖ // Педагогика высшей школы. — 2015. — №3.1. — С. 125-129. 4 Асророва М. У. Современные психолого-педагогические технологии обучения [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 156-159. 5 Смирнова Е. О. Игра как деятельность и как форма обучения // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. №5. 6 Сейдаметова С. М., Романовская С. Н. Игра как активная форма обучения на уроках информатики и ИКТ // Проблемы педагогики. 2016. №2 (13). 7 Селезнева А. А. Игра как эффективное средство обучения школьников иностранному языку // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1179-1181. 8 Копылова В. Б. Место и роль игровых технологий в образовательном процессе [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 156-158. 9 Капустина Ю. Н. Использование игровых технологий как средство повышения мотивации к урокам физической культуры [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 10-11. 10 Эскендарова М. А., Атлуханова Л. Б., Эскендаров А. А. Использование игровых методов обучения // Вестник СПИ. 2011. №1 (2). 11 Бак Е. Л., Якунина Л. Д. Значимость игры в учебном процессе // Молодой ученый. — 2015. — №10.5. — С. 4-4. 12 Павлова М. И. Игровые технологии в дополнительном образовании детей // Молодой ученый. — 2014. — №5. — С. 543-546. 13 Алиева Г. М. Технология игры в процессе обучения младших школьников // МНКО. 2015. №3 (52). 14 Султанова М. С. Игра как метод активизации познавательной деятельности обучающихся // Молодой ученый. — 2017. — №49. — С. 407-409. 15 Самсонова Н. И. Игра как один их эффективных приемов обучения иностранному языку // Молодой ученый. — 2017. — №4. — С. 383-385. 16 Миниахметова Г. Д. Нетрадиционный урок как одна из форм развивающего обучения в соответствии с требованиями реализации ФГОС [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 160-165. 17 Образцов П. И., Уман А. И. Игровые методы проведения учебных занятий // Гаудеамус. 2005. №8. 18 Лосева Т. В. Использование игровых ситуаций на уроках английского языка // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 992-995. 19 Бейсембаева А. К. Игровые технологии в обучении (на примере преподавания иностранного языка) // Молодой ученый. — 2018. — №44. — С. 255-257. 20 Пугачев А. С. Игровая деятельность как средство обучения подрастающего поколения // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 474-476. 21 Полатов И. И. Особенности развития мотивации на уроках ОБЖ // Молодой ученый. — 2015. — №6.4. — С. 42-44. 22 Жукова А. В. Преподавание основ безопасности жизнедеятельности в начальной школе // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 590-592. 23 Вязьмитинов С. Н. Формы и методы формирования культуры безопасности жизнедеятельности в Оренбургском ПКУ // Молодой ученый. — 2015. — №11.1. — С. 135-137. 24 Гараева М. В. Обучение школьников основам безопасности жизнедеятельности: формирование умений оказания первой помощи пострадавшим // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 932-934. 25 Соболев А. Ю. К проблеме классификации и формирования понятий в области безопасности жизнедеятельности для школьников // Педагогика высшей школы. — 2015. — №3.1. — С. 129-132. 26 Мануйлова Г. Р., Зайнуллин О. С. Психолого-педагогические условия формирования ценности здоровья и безопасного образа жизни при обучении школьников основам безопасности жизнедеятельности // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 731-733. 27 Данченко С. П. Современные проблемы обучения основам безопасности жизнедеятельности // Педагогика высшей школы. — 2016. — №3.1. — С. 68-72. 28 Юсупов Р. Б. Использование активных методов в работе учителя ОБЖ по охране здоровья школьников // Молодой ученый. — 2015. — №6.4. — С. 123-125. 29 Вилейто Т. В., Некрасова А. В. Разработка технологической карты на уроках ОБЖ при изучении раздела "ЧС природного характера и защита от них" с использованием электронной образовательной платформы Google // Молодой ученый. — 2017. — №11.2. — С. 16-19. 30 Кауров И. Д. Использование активных методов обучения для повышения интереса к предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» // Молодой ученый. — 2016. — №6.1. — С. 59-61. 31 Кошенкова Н. В., Миналиева М. А., Рачителева Н. А. Игровые технологии на уроках русского языка в средней школе // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 881-883. 32 Игровые технологии на уроках ОБЖ [электронный ресурс], режим доступа: https://infourok.ru/igrovie-tehnologii-na-urokah-obzh-2724860.html 33 Белоусова Т. Ф., Третьяков А. А. Языковые игры на уроках английского языка // Таврический научный обозреватель. 2015. №5-2. 34 Ранько Е. А. Интерактивная игра-викторина по ОБЖ, 2 - 4 класс [электронный ресурс], режим доступа: https://www.uchportal.ru/load/47-1-0-75095 35 Гаманькова Н.С., Тимофеева А. В. Использование мультимедийных игр на уроках информатики // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2018. №4 (40). 36 Ефимова Р. Ю. Организационно-обучающие игры на уроках иностранного языка // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. №6. 37 Сергушина О. В., Евсеева Ю. А. Значение дидактических игр на уроках в начальной школе // АНИ: педагогика и психология. 2014. №4 (9). 38 Павлюченко Т. Н. Дидактические игры на уроках ОБЖ. [электронный ресурс], режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/library/2014/03/12/didakticheskie-igry-na-urokakh-obzh 39 Собянин Ф. И., Зайцева С. М. Применение подвижных игр с предметами на уроках физической культуры в 7 классах // Вестник ТГУ. 2011. №9. 40 Федорова Н. С. Квест как инновационная форма обучения английскому языку детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №47.1. — С. 156-159. 41 Кауров И. Д. Использование активных методов обучения для повышения интереса к предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» // Молодой ученый. — 2016. — №6.1. — С. 59-61 42 Андреева А. А. Анализ практики использования средств мультимедиа в образовании школьников // Молодой ученый. — 2017. — №11.2. — С. 3-6. 43 Яковлева Е. С. Особенности внеклассной работы с учащимися в школьном курсе ОБЖ // Молодой ученый. — 2016. — №6.1. — С. 99-103. 44 Мануйлова Г. Р., Зайнуллин О. С. Психолого-педагогические условия формирования ценности здоровья и безопасного образа жизни при обучении школьников основам безопасности жизнедеятельности // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 731-733. |