Главная страница
Навигация по странице:

  • Приложение 1 Итоговый тест по изобразительному искусству 2 класс 1.Назови цвета радуги.

  • 2.Какая группа цветов основная

  • 5. Рисунки, созданные карандашом, тушью, углём называются: а) живописьб) графикав) скульптура6. Что такое цветовой круг.

  • 7. Как называется картина, на которой изображается природа ___________________________8.Какой жанр переводится как «мёртвая натура»

  • 9.Изображение лица человека это

  • 11. Подчеркните музеи изобразительного искусства :Эрмитаж, Цирк, Третьяковская галерея, Кинотеатр, Русский музейПриложение 2Урок-игра по теме «Теплые цвета»

  • Деятельность учителя Деятельность обучающихся УУД

  • «Семь цветов радуги» Задачи

  • Оборудование

  • Организационный момент Учитель. Добрый день ребята! -Ребята меня все хорошо слышат-У всех работают аппаратыУчитель.

  • ТАБЛИЧКА на доске. -Поменяйте буквы местами , чтобы получить правильный ответ.У ГА РАД Учитель.

  • Речевой материал для детей

  • Учитель.

  • азан ! К аждый

  • К аждый О хотник Ж елает З нать

  • Дидактические игры на уроках ИЗО. Исследование по выявлению эффективности использования дидактических игр и игровых упражнений на уроках живописи в начальной школе 8 Заключение 14


    Скачать 169.08 Kb.
    НазваниеИсследование по выявлению эффективности использования дидактических игр и игровых упражнений на уроках живописи в начальной школе 8 Заключение 14
    Дата04.12.2022
    Размер169.08 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДидактические игры на уроках ИЗО.docx
    ТипИсследование
    #827979

    Содержание



    Глава 2. Методические подходы в преподавании основ живописи на уроках изобразительного искусства в начальной школе с применением дидактических игр и игровых упражнений 2

    2.1. Методические подходы в преподавании младшим школьникам основ живописи с применением игровых упражнений 2

    2.2. Опытно-практическое исследование по выявлению эффективности использования дидактических игр и игровых упражнений на уроках живописи в начальной школе 8

    Заключение 14

    Список литературы 15


    Глава 2. Методические подходы в преподавании основ живописи на уроках изобразительного искусства в начальной школе с применением дидактических игр и игровых упражнений

    2.1. Методические подходы в преподавании младшим школьникам основ живописи с применением игровых упражнений



    Один из методов создания увлеченности на уроке изобразительного искусства - использование дидактических игр. Игра может продолжаться 1-2 урока, а может и целую четверть или весь учебный год.

    Дидактическая игра - это активная учебная деятельность, которая вплетается в игровую и приобретает черты совместной игровой учебной деятельности.

    Дидактическая игра это средство познания мира: через игру ребенок изучает цвет, форму, свойства материалов, изучает растения, животных. Игру, организованную в целях обучения, можно назвать учебной игрой.

    Алгоритм игры состоит из четырех компонентов1:

    1). Создание у участников игрового состояния.

    Любая игра начинается с мысленного преобразования реальной ситуации в воображаемую. Учитель для этой цели использует разные атрибуты, отличительные знаки участников, эмблемы, бумажные шапочки; изменяет интерьер, организует неожиданный приход «почтальона» с «секретным» пакетом и др.

    В такой момент у участников игры возникает специфическое эмоциональное отношение ко всему происходящему, к окружающим людям и к самим себе, появляется романтическое настроение, предчувствие чего-то загадочного и интересного.

    2). Организация игрового общения.

    Игровое общение по своей природе - процесс двуединый: оно предполагает как реальное общение конкретных участников игры, так и воображаемое общение игровых персонажей, принятых ролей. Поэтому при организации игровых групп, при распределении ролей важно учитывать реальные отношения воспитанников: их возраст, опыт, интересы, симпатии. Не менее важно обеспечить участникам игры и воображаемое общение: поддерживать их ролевые действия и переживания, эмоциональную идентификацию с персонажем и соучастие в ролевом взаимодействии («художник» - «зритель», «экскурсовод» - «слушатель»).

    Эта технологическая задача решается с помощью ряда педагогических операций:

    - установления личного контакта участников игры;

    - добровольного принятия детьми игровой роли;

    - установления игровых правил, обязательных для всех участников;

    - обеспечение авторитетного судейства, контроля за выполнением правил игры;

    - организация общения «от ребенка» (ведущий игры должен эмоционально идентифицировать себя с играющими детьми)2.

    Очень важно включение самого учителя в игровое общение детей, принятие им игровой позиции.

    3. Организация игрового действия.

    Игровое действие всегда связано с психической и физической активностью учащихся и проявляется в выполнении ими определенных движений, трудовых операций, поведенческих действий. Игровое действие направляется правилами игры или ее сюжетом. Настоящая игра всегда произвольна: ребенка нельзя заставить играть, он может только сам захотеть участвовать в игре и испытывать от этого удовольствие, удовлетворение. Поэтому педагогическая организация игры и должна искать «скрытые» способы.

    4. Подведение итогов игры.

    Дидактическая игра должна иметь результативное завершение. Необходимо отметить всех ее участников, как победителей, так и побежденных. Для первых можно приобрести призы или же присвоить «знания» и «титулы». Для проигравших учеников - выделить номинации и вручить грамоты: за выручку и помощь, за веру в победу и др.

    Чем увлекательнее игра, тем обучение, которое в ней реализуется, эффективнее.

    Рассмотрим примеры использования дидактических игр на уроках изобразительного искусства3.

    «Художник и зритель». Эта игра начинается с первого класса и проводится в течение всего обучения в начальной школе. Дети постоянно меняются ролями, становясь то художниками, то зрителями по отношению к работам мастеров или к своим собственным. На уроке постоянно происходит перемена этих ролей. Можно проводить экскурсии по выставке детских работ, когда сами авторы становятся экскурсоводами.

    Желательно на такие уроки-игры приглашать родителей, учителей, соседние классы.

    «Два флота». Рассмотрим вариант проведения названной игры:

    1) Создание у участников игрового состояния. Вдоль стены класса развернуто полотнище синей бумаги или обоев. На нем приколоты вырезанные из бумаги кораблики, под ними паруса и флаги. Бумажные заготовки одинаковые. Оба флота белые, ничем не отличимые. Но, оказывается, один из них - флот царя Салтана, едущего на праздник, радостную встречу к царевичу Гвидону, а другой - флот пиратов, выскочивший ему наперерез. «Добрый» и «злой» флот. А заготовки одинаковые! Как же быть? Разве могут быть у пиратов такие же паруса, так же раскрашены корабли? Это злой волшебник стер все краски. И наша задача - сделать эти флоты разными, сразу узнаваемыми, чтобы уже никто их не перепутал.

    2) Организация игрового действия. Паруса, кораблики, флажки откалываются и раздаются детям. Одни дети украшают флот Салтана, а другие - флот пиратов. Кто лучше сделает украшения, способные отличить намерения этих флотов?

    3) Подведение итогов игры. В конце урока все корабли возвращаются на места. Один флот солнечный, радостный, яркий, весь сверкающий звонкими красками, с изображением солнца, ласточек, цветов на парусах и кораблях.

    А вот флот пиратов мрачный. И краски все глухие, темные, резкие - черные, фиолетовые, синие, коричневые. И украшают корабли и паруса злобные птицы, драконы, змеи.

    Следующая игра носит название «Искусство на улицах твоего города». Результатом проведения названной игры (и уроков) становится коллективное панно «На улицах твоего города», собранное из небольших индивидуальных работ.

    Посмотрим же на этапы:

    1) Создание у участников игрового состояния. После уроков организуется серия прогулок по городу. Дети должны побродить по улицам, и увидеть то, что и на домах, и на витринах, и на решетках домов, и на уличных светильниках - везде видна рука художника.

    2) Организация игрового действия. В классе на стене развернут лист картона - будущее панно. На этом картоне постепенно должен «вырасти» город - во всей красе детского воображения. Кое-что можно изобразить прямо на панно, кое-что смоделировать отдельно и наклеить.

    3) Подведение итогов игры. К концу четверти можно оформить не только класс, но и коридоры школы.

    Чувство необходимости своих работ не только для отметки, а для жизни может неимоверно поднять авторитет любого дела. Попытки вторгаться в окружающую жизнь, и анализируя ее, и пытаясь искать пути ее улучшения, могут очень много дать не только в области умений, но и в формировании ответственности за нее - в формировании гражданского (через художественный) интереса к реальному своему окружению - к родному селу, городу, району4.

    Обучение на уроках ИЗО строится в рамках нескольких направлений, одним из которых является свободное владение цветом. Задача нелегкая, но ее выполнению могут помочь игровые упражнения. Рассмотрим некоторые из них5.

    «Три феечки». Для начала учитель знакомит детей с героинями, крепит их фигуры вместе с леечками на доску: красная фея с красной лейкой, синяя – с синей, желтая, соответственно, с желтой.

    Таким образом, закрепляется цветовой опорный сигнал для запоминания основных цветов: красного, желтого, синего.

    После того, как прошло знакомство, ребятам предлагается немножко «пошалить»: смешать краски и посмотреть, что получится. При выполнении задания можно использовать разные варианты: смешивать не все цвета, а по два. Смешав и получив составной цвет, предложить вспомнить предметы этого цвета и раскрасить его на заранее приготовленных заготовках.

    Изучение особенностей холодной и теплой цветовой гаммы, а также контрастные цвета – один из важных разделов цветоведения. Для изучения этого материала и его закрепления можно также использовать игры. Приведем их примеры.

    «У кого какой характер?». Учитель предлагает детям две заготовки с не раскрашенными силуэтами сказочных героев. На столе в это время стоят баночки с красками. Преподаватель задает вопрос: «Какие бы вы выбрали цвета, если бы нужно было раскрасить веселого, доброго и общительного человека?», «А какие краски вы бы взяли для того, чтобы раскрасить замкнутого необщительного человека?»

    Далее дети работают над поставленной задачей – изображают общительного и замкнутого людей при помощи теплой и холодной цветовой гаммы. Названная дидактическая игра помогает в решении и воспитательных моментов.

    Следующая игра может быть использована педагогом, как в индивидуальной, так и в коллективной форме тоже для закрепления материала. На доске книжка-раскладушка, состоящая из трех страниц. На каждой изображены берлоги, раскрашенные в различные цвета теплой, холодной гаммы. В руках у учителя или ученика фигурки медвежат, в тех же цветовых гаммах, что и берлоги. Учитель прежде, чем приступить к самой игре, вместе вспоминают цвета теплые, холодные и контрастные. Затем предлагается задание - положить медвежат, раскрашенных в одной гамме, в такие же берлоги. Затем, усложняя задание, предлагает разложить по контрастным цветам.

    На изучение холодных и теплых оттенков направлена и такая игра, в которой учащиеся делятся на две группы. Одной группе нужно выбрать цвета для оформления царства Снежной королевы, а второй - для оперения Жар-птицы. Названное упражнение направлено на определение цвета и его выразительного аспекта.

    Почти всегда в классе найдутся дети, у которых на уроке отсутствует творческая устремленность. Они не собранны, излишне болтливы, начинают мешать другим. У учителя обязательно для такой ситуации должны быть припасены несколько игр, способных «расшевелить» ученика.

    Например: "Цветовушка". На бумагу наносятся несколько цветовых пятен, и лист складывается пополам. Затем разворачивается в исходное положение. Ученик должен внимательно рассмотреть полученный отпечаток и постараться увидеть какой-то образ. Следующий этап - обвести контуры увиденного образа.

    Не стоит забывать и о соревновательном моменте, который так важен в игре. Учащиеся получают два одинаковых изображения. Варианты задания: дополнить изображения самому или поменяться с соседом по парте одним экземпляром изображения и дополнить его. Упражнение помогает развитию творческого воображения.

    Назовем еще несколько дидактических игр, которые могут быть использованы на уроках изобразительного искусства.

    Игра «Репортеры газетной рубрики «Шедевры искусства». Заранее сообщается тема урока. Ученики самостоятельно ведут подбор материалов к нему в виде репродукций, фотографий, стихов, сами пишут заметки (мини-сочинение). Всё это прикрепляется к стенду. Такая игра носит продуктивный характер, воспитывает потребность самостоятельно искать материалы, читать литературу по искусству, развивает навыки поисковой деятельности.

    Еще одна игра «Следствие ведут знатоки». По описанию примет «пропавшей из музея картины» знатоки искусства ищут среди репродукций на доске нужную картину. Описание делает «хранитель музея». Дополнительные сведения могут сообщать «свидетели» - ученики класса.

    Игра «Лучший экскурсовод». Выбранные на соискание почетного звания ученики рассказывают о сюжете, мотиве произведения, композиции и ее элементах, средствах выразительности.

    2.2. Опытно-практическое исследование по выявлению эффективности использования дидактических игр и игровых упражнений на уроках живописи в начальной школе



    Исследование проводилось на базе малокомплектной Новомихайловской школы Венгеровского района Новосибирской области во 2 классе.

    Классный руководитель – Голотвина Валентина Петровна.

    Данный класс обучается по программе «Школа России».

    Краткая характеристика класса: в классе 10 человек, из них 6 мальчиков и 4 девочки. В целом класс активный. Все ребята между собой дружные, стараются помогать друг другу на уроках. Активно принимают участие в различных общешкольных мероприятиях.

    Успеваемость класса средняя: 2 учащихся занимаются на «отлично», два учащихся на «хорошо» и «отлично», четверо учащихся имеют по одной - две «тройки», двое обучающихся имеют удовлетворительные результаты.

    На уроках большинство ребят работают активно с интересом. Основная масса учащихся данного класса к учебе относится ответственно и добросовестно. Но все же возникают некоторые проблемы: сложные теоретические темы не всегда интересны ученикам, рисуют они с удовольствием, а вот изучают термины и понятия с неохотой.

    Поэтому можно говорить о проблеме повышения интереса на уроках и их эффективности.

    Исследование состояло из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.

    На констатирующем этапе было проведено тестирование, представленное в Приложении 1, на знание темы «Живопись» учениками 2 класса. Состояло оно из 11 вопросов.

    Результаты тестирования таковы: справились с работой на «отлично» и не допустили ошибок 3 человека (30 %), получили оценку «хорошо» 3 человека (30 %), справились с предложенным заданием удовлетворительно 3 ученика (30 %), один ученик с тестированием не справился (10 %).

    Полученные данные представлены на рисунке 1.



    Рис. 1. Уровень выполнения тестирования

    Кроме этого на констатирующем этапе детям было предложено анкетирование – выбрать утверждения, имеющие отношения к урокам изобразительного искусства.

    Предлагались следующие утверждения:

    1. Хожу на урок с удовольствием

    2. Этот предмет расширяет кругозор

    3. Интересно, так как по этому предмету легко получить оценку

    4. Интересно, так как учитель преподает необычно и этим привлекает учеников

    5. Интересно, так как этот предмет дается мне легко

    6. Трудно запоминать термины и понятия

    7. Больше люблю рисовать, чем изучать теоретический материал

    Проанализируем полученные результаты анкетирования.

    Утверждения 2, 3, 4 ,5 получили всего по три выбора. Так считают только 30 % детей. 60 % детей отметили утверждения 6 и 7. Хотя 70 % класса ходят на урок с удовольствием (отметили 1 утверждение).

    Представим эти данные наглядно на рисунке 2.



    Рис. 2. Результаты анкетирования обучающихся

    Следующим этапом нашего исследования был формирующий. Конспекты проведенных уроков с использованием дидактических игр даны в Приложении 2.

    Третий этап – контрольный. На нем повторно было проведено тестирование и анкетирование.

    Результаты тестирования, проведенного во второй раз, таковы: справились с работой на «отлично» и не допустили ошибок 5 человек (50 %), получили оценку «хорошо» 4 человека (40 %), справился с предложенным заданием удовлетворительно 1 ученик (10 %), не справившихся нет.

    Полученные данные представлены на рисунке 3.


    Рис. 3. Уровень выполнения тестирования на контрольном этапе

    Повторно проведенное анкетирование также дало другие, улучшенные результаты.

    Проанализируем полученные результаты анкетирования, проведенного на контрольном этапе эксперимента.

    Утверждения 2, 3, 4 ,5 получили теперь по 6 выборов. Так считают уже 60 % детей. Утверждения 6 и 7 отметили только 2 обучающихся (20 %). И теперь уже 90 % класса ходят на урок с удовольствием (отметили 1 утверждение).

    Представим эти данные наглядно на рисунке 4.


    Рис. 4. Результаты анкетирования обучающихся на контрольном этап

    Таким образом, наблюдая за классом можно отметить, что больший интерес к уроку учащиеся проявляют тогда, когда используются дидактические игры, учащиеся с удовольствием включаются в игру, причем не только те ребята, которые обычно работают на уроке, но и те, которые обычно мало активны.

    Заключение



    В заключение отметим, что в основе игр и упражнений лежит принцип познания ребенком учебного материала от ощущения через эмоцию, от ассоциации к анализу, а затем к творчеству.

    Имея в методической копилке большое количество разнообразных игр и игровых ситуаций, учитель может быть уверен в эффективности и результативности обучения. Ведь материал усваивается учащимися непринужденно, и имеет сильную степень запоминания, позволяя на каждом уроке изобразительного искусства фантазировать, изобретать, творить. Кроме этого интерес к предмету возрастает, а страх предстоящей работы уходит.

    Чтобы научить детей умению вести игру по запланированной форме, педагог может по отдельным темам игр предложить свой сюжет, который затем в процессе игры будет дополняться учащимися. Планируя применение творческих игр, учителю необходимо предусматривать обогащение содержания игры, расширение игрового опыта детей.


    Список литературы





    1. Абрамова, М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству 1 – 4 классы / М. А. Абрамова. – М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2004. – 122 с.

    2. Неменский, Б.М. Педагогика искусства / Б. М. Неменский. – М.: Просвещение, 2007. – 255 с.

    3. Савельева, О.П. Игровые методы и приемы в художественном образовании детей / О. П. Савельева. – Магнитогорск, 2001. – 214 с.


    Приложение 1

    Итоговый тест по изобразительному искусству

    2 класс

    1.Назови цвета радуги.

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________

    2.Какая группа цветов основная:

    а) синий, оранжевый, бежевый

    б) синий, красный, жёлтый

    в) оранжевый, фиолетовый, голубой

    3. Запиши, какой цвет получится при смешивании красок.

    Красный + синий =____________

    Синий + жёлтый =_______________

    Красный + жёлтый =_____________

    1. Перечисли:

    тёплые цвета____________________________________________________

    холодные цвета_________________________________________________

    5. Рисунки, созданные карандашом, тушью, углём называются:

    а) живопись

    б) графика

    в) скульптура

    6. Что такое цветовой круг.

    а) расположение цветов по порядку

    б) размещение кисточек.

    в) смешение красок

    7. Как называется картина, на которой изображается природа?

    ___________________________

    8.Какой жанр переводится как «мёртвая натура»?

    ___________________________

    9.Изображение лица человека это – _____________________

    10.Найди соответствие. Соедини:

    1. Изображение человека                                 1. Архитектура

    2. Изображение природы                                  2. Натюрморт

    3. Проекты зданий                                             3. Портрет

    4. Изображение «неживой природы»             4.  Пейзаж

    5. Украшение предметов                             5. Скульптура

    6. Лепка человека и животных                       6. Дизайн (декор)

    11. Подчеркните музеи изобразительного искусства:

    Эрмитаж, Цирк, Третьяковская галерея, Кинотеатр, Русский музей

    Приложение 2

    Урок-игра по теме «Теплые цвета»

    Обучающая функция игры: развитие памяти, внимания, творческой фантазии, умения определять «тёплые» цвета.

    Время проведения: в процессе изучения нового материала.

    Тип игры: игра – путешествие.

    Дидактическая задача: формировать у обучающихся понятие «тёплые цвета».

    Игровая задача: помочь падчерице выполнить задание мачехи.

    Предварительная подготовка: на предыдущих уроках обучающиеся познакомились с основными цветами.

    Оборудование: музыкальное сопровождение: П. Чайковский сочинения из цикла «Времена года», бумага формат А4, гуашь, акварель, кисти, баночки для воды.




    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся


    УУД

    1.Мобилизующий этап.

    2.Актуализация.

    3.Познавательный этап.

    4.Практическая работа.

    5.Подведение итога.


    1.Вводное слово учителя.

    — Ребята, поднимите руки те, кто из вас любит сказки. Сейчас мы отправимся в сказочное путешествие. Все готовы? Итак, в путь!

    — В одной маленькой деревне жила злая и жадная женщина с дочкой и падчерицей. Дочку свою она любила, а падчерица ничем ей не могла угодить. Что ни сделает падчерица, — всё не так. Дочка целыми днями бездельничала, а падчерица с утра до ночи работала, не покладая рук. Знала она и зимний холод, и летний зной, и весенний ветер, и осенний дождь. Стояло прохладное лето.  Солнце редко выглядывало из-за облаков. И как бы ветерок ни старался разогнать облака, ему это не удавалось. Цветы на полянке не радовали глаз своим цветением. Казалось, что их закрывшиеся бутончики давно спят.           Однажды в такую-то пору, мачеха, поглядев в окно, сказала падчерице: «Сходила бы ты в лес да набрала там листьев. Да не простых! Чтобы веяло от тех листьев теплом солнечным!»

    2. Объяснение игровой задачи.

    — Непростое задание дала мачеха падчерице. Ребята, она не справится без нашей помощи! Давайте поможем девочке.

    Положите перед собой лист бумаги вертикально. Нарисуйте линию горизонта. Акварелью напишите небо и землю.

    3. Объяснение правил игры.

    — Какие цвета будете использовать? Какие из них являются основными? А какие ещё основные цвета вы знаете?

    — Посмотрела на мачеху девочка: шутит она или правду говорит? Делать нечего. Собралась падчерица и пошла. Долго ли, коротко ли шла девочка, видит: стоит перед ней избушка на курьих ножках. Зашла она в избушку и видит: Баба-Яга сидит на печи. Говорит она девочке: «Знаю, зачем ты пожаловала. Мне мои лесные пташки да букашки всё про тебя поведали. Рассказали, как несладко тебе живётся с мачехой, и какое задание она тебе выдумала. Не печалься, подскажу я тебе, девонька, что делать. Ступай-ка ты к Солнцу. Оно тебе и поможет».

    — Отправилась падчерица дальше. Идёт лесом, идёт полем. День уже к вечеру клонится. Солнце за высокую гору садится. Поднялась она на гору и просит: «Солнышко, солнышко, золотое донышко! Ты своим светом землю освещаешь, теплом всех согреваешь. Отправила меня злая мачеха за листочками. Да велела набрать таких, чтоб теплом от них веяло». Солнце отвечает: «Есть у меня такие красочки: жёлтые, оранжевые и красные».

    — Ребята, как вы думаете, как называются эти цвета?

    — Красные, оранжевые, жёлтые, и все другие, в которых есть хотя бы частичка этих цветов — это тёплые цвета. Они напоминают цвет солнца, огня, которые в природе действительно дают тепло.

    — Выслушало Солнце девочку и отвечает: «Я бы радо тебе помочь, красавица. Да не могу я отодвинуть облака, из-за них выглянуть. Поспеши к Ветру-батюшке, попроси его помочь: облака разогнать». Отправилась девочка дальше. Прошла она много ли, мало ли. Вышла в чисто поле, где гуляет Ветер на просторе. Говорит она Ветру: «Ветер, ветер-батюшка! Ты везде летаешь, волны морские разгоняешь, камни на пути сметаешь. Помоги разогнать облака на небе, чтобы Солнце выглянуло». Ветер отвечает: «Помогу я тебе, девочка. Вижу я, как ты с утра до ночи трудишься, угождая мачехе». Подул Ветер, что было мочи, разогнал тучи-облака на небе. Выглянуло Солнышко, дотронулось своими лучами до листочков и раскрасило их красным, жёлтым, оранжевым цветами. Дунул лёгкий Ветерок, и полетели листочки прямо в корзинку девочке. Поблагодарила она Солнце и Ветер за помощь и отправилась домой.

    — Ребята, вы не забыли, какое задание дала падчерице мачеха? Поможем девочке? Как это сделать?

    4. Игровые действия.

    — Начинаем работу. Будьте внимательны. Листья пишем гуашью в тёплых тонах.

    5. Подведение итога.

    — Молодцы, ребята, справились с заданием. Ну, а падчерица, вернувшись домой, рассказала всё, как было. Выслушала её мачеха и не поверила. Трудно поверить, что добром и трудом можно любую трудность одолеть.

    — Ребята, какие чувства вы испытывали, когда писали работу? Понравилось ли вам наше путешествие? А задания, которые вы выполняли? Какими цветами вы писали листья?

    — Оцените свою работу.

    — Молодцы, у вас получились замечательные работы. Мне было приятно с вами работать. Спасибо.






    Обучающиеся слушают вступительную речь учителя, отвечают на вопросы:

    — Да, готовы.

    Обучающиеся слушают речь учителя, активизируют воображение, оживляя в памяти образы из сказок: злую мачеху, ленивую дочку мачехи, добрую и трудолюбивую падчерицу.

    Дети вертикально располагают перед собой лист бумаги, рисуют линию горизонта. Затем акварелью обучающиеся пишут небо и землю.

    — Мы будем использовать синий, жёлтый, коричневый, зелёный цвета.

    -Из использованных нами цветов синий и жёлтый – основные.

    — Красный цвет также относится к основным.

    Обучающиеся слушают речь учителя, активизируют воображение, оживляя в памяти сказочный образ Бабы-яги.

    — Эти цвета называются тёплые.

    Обучающиеся знакомятся с понятием «тёплые цвета».

    Обучающиеся слушают речь учителя, представляя образы Солнца и Ветра.

    — Мачеха велела падчерице набрать таких листьев, чтоб теплом от них веяло.

    — Да, поможем.

    — Нужно написать листья в тёплых тонах.

    Обучающиеся гуашью пишут листья в тёплых тонах.

    — Мы испытывали чувство радости (т.к. помогли падчерице), ответственности (не подвели падчерицу), чувство удовлетворения (от выполняемой работы).

    — Я считаю, что мы успешно справились с работой: написали листья в тёплых тонах. Тем самым мы помогли падчерице выполнить задание мачехи.

    Коммуникативные.

    Формирование потребности в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.

    Познавательные.

    Формирование умения ориентироваться в своей  системе знаний.

    Познавательные.

    Формирование умения добывать новые знания: находить ответ на вопрос, используя информацию, полученную на уроке и свой жизненный опыт.

    Познавательные.

    Формирование умения перерабатывать полученную информацию: делать  вывод в результате совместной работы всего класса.

    Регулятивные.

    Формирование умения давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке совместно с учителем и другими учениками.


     

     

    Урок - игра по теме «Семь цветов радуги»

    Задачи:

    • Формировать умения различать цвета радуги;

    • Развивать зрительную память на материале занятия;

    • Развивать внимание и наблюдательность;

    • Развивать наблюдательность детей;

    Коррекционные задачи:

    • Развивать слуховое восприятие;

    • Обогащать и уточнять словарный запас;

    • Следить за произношением и корректировать его;

    Оборудование: иллюстрация с изображением радуги, цветная бумага, цветные полоски, таблички с речевым материалом, игрушка пирамидка.

    Этапы занятия

    Учитель._Добрый_день_ребята!_-Ребята_меня_все_хорошо_слышат-У_всех_работают_аппаратыУчитель.'>Организационный момент

    Учитель. Добрый день ребята!

    -Ребята меня все хорошо слышат?

    -У всех работают аппараты?

    Учитель. Сегодня мы с вами будем играть. Отгадайте загадку.

    1. Отгадывание загадки.

    На доске дети читают текст загадки

    Дождь прошел.

    Трава блестит.

    В небе…… стоит.



    -Ребята почему вы считаете, что это радуга?

    ТАБЛИЧКА на доске.

    -Поменяйте буквы местами , чтобы получить правильный ответ.

    У ГА РАД

    Учитель. Радуга - одно из самых красивых явлений природы! Когда проходит дождь, то в воздухе обычно остаётся много маленьких капелек воды. Солнечные лучи, попадая в небе на капельки дождя, распадаются на разноцветные лучики. Так образуется радуга.

    На доске картинки с изображением радуги.

    Речевой материал для детей

    • Я прочитал(а) загадку.

    • Я хочу отгадать загадку.

    • Я знаю отгадку.

    • Я думаю, что это --------------

    • Мне кажется, что это-------------, потому что летом после дождя бывает-------

    • Я подумал(а) и теперь хочу ответить.

    • Можно мне сказать.

    Учитель. У меня на столе лежит коробка с красками. Краски эти волшебные. Пока Вы отгадывали загадку, краски нарисовали…

    Ответ детей. РАДУГУ

    Краски сегодня ужасно устали

    Радугу в небе они рисовали.

    Долго трудились над радугой краски,

    Радуга вышла красивой, как в сказке.

    Вся разноцветная - вот красота!

    Ты полюбуйся, какие цвета:

    Учитель.

    -Назовите цвета радуги.

    -На столе у вас лежат цветные полоски.

    -Сложите радугу из цветных полосок бумаги.

    • Ученики поочередно называют цвет, подбирают полоски нужного цвета и складывают радугу.

    Учитель. Запомнить цвета радуги совсем не сложно.

    Давайте прочитаем считалочку: Каждый  Охотник Желает Знать Где  Сидит  Фазан !

    Каждый— Красный 

    Охотник — Оранжевый 

    Желает — Жёлтый 

    Знать — Зелёный 

    Где — Голубой 

    Сидит — Синий 

    Фазан — Фиолетовый

    В этой считалочке, начальная буква каждого слова соответствует начальной букве названия определённого цвета.

    Учитель. На столе у каждого стоит пирамидка.

    - Играть будем парами.

    Сначала разбираем пирамидку, а потом собираем, чтобы получились цвета радуги. Произносим считалочку. Запоминаем.

    Каждый  Охотник  Желает  Знать  Где  Сидит  Фазан !

    Учитель. А сейчас проверим, как вы запомнили цвета радуги.

    Мастер изображения принес на занятие волшебные мешочки. В мешочке лепестки цветика - семицветика. Самостоятельно составьте цветок в соответствии с цветами радуги. Можно работать в парах и помогать друг другу.



    Самостоятельная работа.

    Итог занятия.

    Учитель. Что мы делали на занятии?

    -Мы составляли-------------

    -Мы собирали пирамидку из разноцветных колец.

    -Мы выучили считалочку, чтобы запомнить цвета радуги.

    -Мы отгадывали загадку.

    На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению после занятия.

    Рефлексия. Завершение занятия.



    «Покажи своё лицо»

    - Как много улыбок засветилось. Спасибо ребята!

    Урок по теме: СКАЗОЧНЫЙ МУЖСКОЙ ОБРАЗ. ВЫРАЖЕНИЕ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА В ИЗОБРАЖЕНИИ («ВЕСЕЛЫЙ И ГРУСТНЫЙ КЛОУНЫ»)

    Вид занятий: рисование по представлению сказочных героев (мужчин), контрастных по характеру.

    Цели и задачи: отражение контрастных по характеру образов сказочных персонажей: добрый и злой, коварный и благородный, сильный и слабый и т. п.; знакомство с пропорциями лица и мими­кой, с разновидностями портрета.

    Оборудование урока: гуашь, ограниченная палитра, обои, оберточная бумага (грубая), альбом, кисти.

    Зрительный ряд: репродукции: В. Васнецов «Иван-царевич на Сером волке», «Ковер-самолет», «Богатыри», «Царь Иван Васильевич Грозный», «Витязь на распутье», М. Врубель «Пан», «Демон сидящий», «Микула Селянинович», «Демон повер­женный», «Летящий Демон», Леонардо да Винчи «Автопортрет», Рембрандт «Портрет старика», И. Билибин, Е. Рачев, Л. Бакст, Вл. Конашевич и другие; иллюстрации к сказкам из детских книг; детские работы; фотографии лица крупным планом; методические пособия «Пропорции лица», «Положение головы (прямо, 3/4, про­филь)», «Мимика».

    Литературный ряд: загадки, стихотворения, отрывки из былин, А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане», «Руслан и Людмила», «Сказка о попе и работнике его Балде» и др.

    Музыкальный ряд: музыка Н. Римского-Корсакова к опе­ре «Сказка о царе Салтане».

    Ход урока

    I. Организация класса.

    Проверка отсутствующих, готовности к уроку.

    II. Беседа по теме урока.

    Мастер Изображения (один из трех братьев, помогающих в учебе) помогает детям понять, что, изображая человека, художник всегда выражает свое отношение к нему, свое понимание этого человека.

    Дети на уроке изображают контрастные по характеру образы сказочных персонажей (можно по желанию, а можно попарно - по вариантам, чтобы потом соединить работы и смотреть их вместе).

    Загадки и стихотворения:

    Лечит маленьких детей,

    Лечит птичек и зверей,

    Сквозь очки свои глядит Добрый доктор... (Айболит).

    Толстяк живёт на крыше,

    Летает он всех выше. (Карлсон.)

    Вместе с Карлсоном

    Прыгал с крыш

    Шалунишка наш... (Малыш).

    Наряд мой пёстрый,

    Колпак мой острый,

    Мои шутки и смех

    Веселят всех! (Петрушка.)

    У лукоморья дуб зелёный;

    Златая цепь на дубе том:

    И днем и ночью кот учёный

    Все ходит по цепи кругом;

    Идет направо - песнь заводит,

    Налево - сказку говорит.

    Там чудеса: там леший бродит,

    Русалка на ветвях сидит;

    Там на неведомых дорожках

    Следы невиданных зверей;

    Избушка там на курьих ножках

    Стоит без окон, без дверей;

    Там лес и дол видений полны;

    Там о заре прихлынут волны

    На брег песчаный и пустой,

    И тридцать витязей прекрасных

    Чредой из вод выходят ясных,

    И с ними дядька их морской;

    Там королевич мимоходом

    Пленяет грозного царя;

    Там в облаках перед народом

    Через леса, через моря

    Колдун несёт богатыря;

    В темнице там царевна тужит,

    А бурый волк ей верно служит;

    Там ступа с Бабою-Ягой

    Идет, бредёт сама собой;

    Там царь Кащей над златом чахнет; .

    Там русский дух...

    Там Русью пахнет!

    Из поэмы «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина

    В свете есть иное диво:

    Море вздуется бурливо,

    Закипит, подымет вой,

    Хлынет на берег пустой,

    Разольётся в шумном беге,

    И очутятся на бреге,

    В чешуе, как жар горя,

    Тридцать три богатыря,

    Все красавцы удалые,

    Великаны молодые,

    Все равны, как на подбор,

    С ними дядька Черномор.

    Из «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина

    За горами, за лесами,

    За широкими морями,

    Против неба - на земле

    Жил старик в одном селе.

    У старинушки три сына:

    Старший умный был детина,

    Средний сын и так и сяк,

    Младший вовсе был дурак.

    Из поэмы «Конек-Горбунок» П. П. Ершова

    Рассказ учителя.

    О жанре портрета, его разновидностях, пропорциях, мимике лица.

    Одним из жанров живописи, скульптуры и графики, посвященных изображению конкретного лица, является портрет. Основное качество портрета - сходство с оригиналом. Но внешнего сходства мало. Наблюдательный глаз художника-портретиста видит проявление тех или иных черт характера, привычек, переживаний, настроений и чувств, т. е. внутреннего состояния человека в мимике лица, в выражении глаз, в жестах и позе, в манере ходить, сидеть, одеваться, в окружающей, привычной человеку обстановке.

    Разновидность портрета: интимный, парадный, социальный (Н. Ярошенко «Кочегар»), психологический (В. Перов «Портрет Ф. И. Достоевского»), мемориальный (уже умершего человека, по фотодокументам, описаниям), парный и одиночный, групповой, подгрудный, поясной, поколенный, автопортрет.

    Слово «портрет» обозначает в переводе с французского языка «воспроизводить черта в черту» изображаемого человека. В стари­ну знатные люди заказывали портреты всех членов семьи, состав­ляли семейные портретные галереи и передавали их из поколения в поколение. Через портрет можно было познакомиться со своим прапрадедушкой или же с мамой прапрабабушки.

    Если видим на картине

    Чей-то профиль иль анфас,

    Или, может быть, задорный

    И весёлый чей-то глаз,

    Может, грустный или смелый,

    Может, добрый или злой,

    В нарисованной картине

    Это главное лицо.

    Может, папа или мама,

    Может, дедушка и я

    Нарисована в картине,

    Может, вся моя семья.

    Догадаться тут несложно,

    Неуверенности нет,

    Что красивая картина

    Называется портрет!

    С изобретением фотоаппарата художники не перестали рисовать портреты, а люди заказывать их. Ведь фотографию делает механизм, а над картиной работает автор, а он по-разному может по­казать одного и того же человека, он может заметить в человеке то, что не заметит объектив.

    Как известно, у человека бывает разное настроение.

    - Какие вы знаете?

    Разное выражение лица человека называется мимикой.

    Рассмотрим методические таблицы «Пропорции лица», «Положение головы (прямо, 3/4, профиль)», «Мимика».

    III. Работа над заданием.

    Самостоятельная работа учащихся.

    Задание: изобразить доброго и злого воина (например, богатыря или царя Салтана, его врага, похожего на Кощея, Змея Горыныча или подлого Боярина). При наличии дополнительного урока можно расширить образные ассоциации каждого ребенка. Тем, кто в прошлый раз рисовал положительного героя, дать задание на изображение отрицательного и наоборот. Это снимает опасность выработки стереотипного изображения, самокопирования.

    Можно воспользоваться другим сюжетом «Веселый и грустный клоуны (Арлекин и Пьеро) в цирке».

    Этапы выполнения задания:

    1. Сначала ведется работа вместе: учитель - на доске, дети - на бумаге. Начинающим художникам можно воспользоваться любой фотографией лица крупного размера или же иметь перед собой (или на доске) зеркало (особенно если дома рисуем).

    1) Отступаем сверху 2-3 см, делим оставшееся расстояние на две части. В верхней части будет располагаться лицо.

    2) Рисуем голову - овальную форму, вверху более расширенную, внизу более суженную (похожую на яйцо). Она симметрична. Для облегчения работы нарисуйте вертикально ось симметрии тонкой линией.

    3) Лицо (овал) делится на три части горизонтальными линиями (лоб и брови, глаза и нос, в нижней части - рот и подбородок).

    4) Изображаем части лица. Брови, глаза образуются дугообразными линиями. Глаза по силуэту похожи на листик дерева. В сере­дине глаза рисуется радужка и зрачок (объяснить, что это). Радужка больше зрачка, прикрыта верхним и нижним веками и не видна полностью, как круг. А зрачок виден.

    5) Намечаем местоположение носа вертикальной линией посередине, сверху-вниз. Начало носа - переносица идет от бровей; се­редина носа уже крыльев носа. Нос намечаем в виде трапеции. Форма носа у всех людей разная, но строение и общее соотношение близки. Макушка носа закругляется.

    6) Рисуем рот - ниже носа. Ниже второй линии (деления) намечаем горизонтальную линию, сверху и снизу от нее рисуем две дуги, затем на верхней делаем маленькую выемку посередине.

    7) По сторонам головы на уровне носа расположены уши.

    8) Прорисовка деталей. Волосы бывают разные по цвету (русые, рыжие, каштановые, черные), прямые и кудрявые, разные по длине. Люди по-разному укладывают волосы. Глаза у людей тоже по цвету и форме отличаются (сравните глаза японца и европейца).

    2. Затем работа индивидуальная - каждый должен дофантазировать на этой основе лица (портреты) героев мужских образов, контрастных по характеру.

    3. Смонтировать героев, попарно склеить.

    IV. Итоги работы. Экспресс-выставка. Уборка рабочих мест.

    Домашнее задание: учиться рисовать портреты, используя фотографии или смотрясь в зеркало, можно попросить родных и друзей попозировать; нарисовать портрет куклы; хорошо изучить строение головы и частей лица (по натуре и по работам художников); посмотреть в детских книжках, как художники изображают злых и добрых мужских и женских сказочных персонажей.



    1 Абрамова, М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству 1 – 4 классы / М. А. Абрамова. – М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2004. – С. 23

    2 Абрамова, М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству 1 – 4 классы / М. А. Абрамова. – М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2004. – С. 25.

    3 Неменский, Б.М. Педагогика искусства / Б. М. Неменский. – М.: Просвещение, 2007. – С. 55.

    4 Неменский, Б.М. Педагогика искусства / Б. М. Неменский. – М.: Просвещение, 2007. – С. 57.

    5 Савельева, О.П. Игровые методы и приемы в художественном образовании детей / О. П. Савельева. – Магнитогорск, 2001. – С. 112.



    написать администратору сайта