План работы театрального кружка «Улыбка». Сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу
Скачать 101 Kb.
|
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29 г. Азова План работы театрального кружка «Улыбка» Музыкальный руководитель: Кравцова Анна Викторовна Время проведения: среда - 15.30-16.00 2016-2017 г. Пояснительная записка В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки – чуда, ощущения беззаботного детства. В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. А переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. С.Я.Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам». Такая речь включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства. Для развития выразительной стороны речи, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные игры. Они всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью. Театрализованная деятельность позволяет ребенку: формировать опыт социальных навыков поведения, так как каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Сказанное выше и определило подход к составлению программы театрализованного кружка «Улыбка». Актуальность программы. Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. Ребёнок, оказавшийся в позиции актёра-исполнителя, может пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира, а это значит – задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни. Новизна программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения. Особое внимание уделено взаимодействию ДОУ с семьёй. Поэтому задачи социально-личностного и художественно-эстетического развития детей в театрализованной деятельности представлены по двум направлениям: для педагога и родителей. Для педагога. Цель программы: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. Задачи: - создать условия для развития творческой активности детей, обучающихся в театральном кружке, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества; - обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов; - совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения; - ознакомить детей с различными видами театров: широко использовать в театральной деятельности детей разные виды театра; - приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт. - нацеливать детей на создание необходимых атрибутов и декорации к будущему спектаклю; - проявлять инициативу в распределении между собой обязанностей, роли; - развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа, отчетливость произношения; - учить использовать средства художественной выразительности (интонационно окрашенную речь, выразительные движения, музыкальное сопровождение, соответствующее образному строю спектакля, освещение, декорации, костюмы); - воспитывать любовь к театру; - воспитывать гармонически развитую личность в процессе сотворчества и сотрудничества. Для родителей. Цель: создание условий для поддержания интереса ребёнка к театрализованной деятельности. Задачи: - обсуждать с ребёнком перед спектаклем особенности той роли, которую ему предстоит играть, а после спектакля – полученный результат. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования. - предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр. - постепенно вырабатывать у ребёнка понимание театрального искусства, специфическое «театральное восприятие», основанное на общении «живого артиста» и «живого зрителя». - по мере возможности организовывать посещение театров или просмотр видеозаписей театральных постановок, стараться присутствовать на детских спектаклях. - рассказывать ребёнку о собственных впечатлениях, полученных в результате просмотра спектаклей, кинофильмов и т.п. - рассказывать знакомым в присутствии ребёнка о его достижениях. На практике эти задачи реализуются через занятия театрализованного кружка «Улыбка». Цель: Формировать в детях эмоциональность, артистичность и целенаправленность, приобщать к театру и искусству, содействовать общению детей, возникновению и укреплению дружбы и формированию коллектива. Задачи: -развивать у детей положительные качества человека: доброта, отзывчивость, смелость, трудолюбие, скромность и т.д. -развивать творческое воображение, фантазию, мышление, сообразительность. -приобщать к сценическому искусству, литературе, театру. -совершенствовать пластику движения, мимику, танцевальные и игровые импровизации, выразительность и эмоциональность речи. Предполагаемый результат: Сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Стремиться к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни. Содержательный раздел Перспективное планирование программного содержания на учебный год.
Организация занятий Основными формами организации работы с детьми в рамках данной программы являются подгрупповые занятия. Возраст детей – с 4 до 7 лет. Количество лет обучения – 1 год. Количество занятий в неделю – 1 раз по 30 минут. Работа проводится фронтально с использованием игровых технологий. Количество занятий по одной теме может варьироваться в зависимости от степени усвоения материала. Структура занятия: Программа состоит из 3 разделов, работа над которыми ведётся параллельно. 1 раздел«Музыкально- театральныеигры» — игры, направленные на развитие эмоциональной сферы ребёнка, умение перевоплощаться, передавать характер и настроение персонажа. 2 раздел«Творчество» — включает упражнения на развитие песенного, танцевального, игрового творчества, помогает раскрыть творческие способности детей в инсценировках песен, стихов, небольших сценок. 3 раздел«Работанадспектаклем» — объединяет все этапы подготовки спектакля: знакомство с пьесой, обсуждение, распределение ролей, работа над музыкальными номерами. Карта диагностики уровня развития ребенка в театрализованной деятельности Цель диагностики: выявление уровня музыкального, психомоторного развития ребенка (начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия), уровня эмоциональности и выразительности. Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий, наблюдение в ходе инсценировок и драматизаций.
Музыкальность – способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений музыке (в процессе самостоятельного исполнения – без показа педагога). Для каждого возраста педагог определяет разные критерии в соответствии со средними возрастными показателями развития ребенка, ориентируясь на объем умений, раскрытый в задачах. Оценка ставится по 5-ти бальной системе. Для оценки детей 4-го года жизни: 5 баллов – умение передавать характер мелодии, самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, менять движения на каждую часть музыки, 4 – 2 балла – в движениях выражается общий характер музыки, темп, начало и конец музыкального произведения совпадают не всегда, 0 – 1 балл – движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом, а также с началом и концом произведения. Для оценки детей 7-го года жизни: 5 баллов – движения выражают музыкальный образ и совпадают с тонкой нюансировкой, фразами, 4 – 2 балла – передают только общий характер, темп и метроритм, 0 – 1 балл – движения не совпадают с темпом, метроритмом музыки, ориентированы только на начало и конец звучания, а также на счет и показ взрослого Игры-превращения Игры-превращения помогают детям владеть мышцами своего тела, произвольно напрягать и расслаблять их. То же относится и к отдельным частям корпуса, ногам, рукам, в том числе и кистям рук. Музыкальное сопровождение подбирается соответственно содержанию игр. «Деревянные и тряпичные куклы.» При изображении действий и жестов деревянных кукол напрягаются мышцы ног, корпуса, рук. Движения резкие, при поворотах вправо и влево сохраняются неподвижными шея, руки, плечи. «Кукла» двигает ногами, не сгибая коленей. (Музыка энергичная, с четким ритмом, стаккато.) Подражая тряпичным куклам, необходимо снять излишнее напряжение в плечах и корпусе, руки «свисают» пассивно. Тело поворачивается то вправо, то влево, руки при этом обвиваются вокруг корпуса, голова поворачивается, хотя ступни и остаются на месте. (Музыка спокойная, легато.) «Кошка выпускает когти.» (постепенное выпрямление и сгибание пальцев рук) Руки согнуты в локтях, кисти сжаты в кулаки и приподняты вверх. Постепенно, с усилием выпрямляются все пальцы и разводятся до предела в стороны («кошка выпускает когти»). Затем без остановки пальцы сжимаются в кулак («кошка спрятала когти»). Движение повторяется несколько раз безостановочно и плавно, с большой амплитудой. Позднее в упражнение следует включить движение всей руки: то сгибая ее в локте, то выпрямляя. «Воробьи и журавушки.» Под быструю музыку дети весело прыгают, словно воробьи. При замедлении темпа переходят на мягкий шаг, а затем по сигналу взрослого поджимают ножку, придерживая ее руками сзади и замирают, как «журавушки», стоят в той же позе – кто дольше? «Мельница.» (круговые движения рук) Дети описывают руками большие круги. Движения выполняются непрерывно, несколько раз подряд, в довольно быстром темпе (руки летают, как не свои). Необходимо следить, чтобы в плечах не возникло зажимов, при которых нарушается правильное круговое движение и появляется угловатость. «Паровозики.» (круговое движение плечами) Руки согнуты в локтях, пальцы собраны в кулак. Непрерывное неторопливое круговое движение плечами вверх – назад – вниз – вперед. Локти от корпуса не отводятся. Амплитуда движения во всех направлениях должна быть максимальной, при движении плеч назад напряжение усиливается, локти сближаются, голова отклоняется назад. Упражнение выполняется несколько раз подряд без остановки. «Лесник.» (развитие воображения) Стихи С.В.Михалкова, которые читает педагог, становится основой танцевальной игры-превращения. П.: Зимой и летом круглый год Журчит в лесу родник. В лесной сторожке здесь живет Иван Кузьмич – лесник. Стоит сосновый новый дом, Крыльцо, балкон, чердак. Как будто мы в лесу живем, Мы поиграем так. Пастух в лесу трубит в рожок, Пугается русак, Сейчас он сделает прыжок… Дети: Мы тоже можем так! (Танцевальная комбинация, в основе которой движения, имитирующие пляску испуганного зайчика.) П.: Чтоб стать похожим на орла И напугать собак, Петух расправил два крыла… Дети: Мы тоже можем так! (Танцевальный этюд «Петушок».) П.: Сначала шагом, а потом, Сменяя бег на шаг, Конь по мосту идет шажком… Дети: Мы тоже можем так! (Танцевальный этюд «Лошадка».) П.: Идет медведь, шумит в кустах, Спускается в овраг, На двух ногах, на двух руках… Дети: Мы тоже можем так! (Танцевальный этюд «Медведь».) П.: На лужайке у реки Пляшут лапки, рожки, Попляши, малыш, и ты На лесной дорожке. (Общая пляска.) Литература и технологии: 1.Сорокина Н. Ф. , Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество- дети»: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов.-4-е издание, исправлено и дополнено- М.: АРКТИ, 2004.208с.: (Развитие и воспитание дошкольников) 2.Сорокина Н. Ф. Сценарии театральных кукольных занятий. Календарное планирование: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов.-2 издание исправленное и дополненное- М.: АРКТИ, 2007.288с.: (Развитие и воспитание дошкольника). 3.Русские народные детские песни и сказки с напевами/ Запись, составление и нотация Г. М. Науменко.- М.: ЗАО Издательство Центр полиграф, 2001 – 414 с.: ноты. 4. Караманенко Т. Н., Караманенко Ю. Кукольный театр – дошкольникам: Театр картинок. Театр игрушек. Театр петрушек. Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов.-3-е издание, переработано- М.: Просвещение, 1982.-191 с. 5. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. 6. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010. 7. Программа «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой, 2011 г. 8. «Кукляндия» А.И. Буренина 2004. Издательство ЛОИРО Санкт-Петербург. 9. «Ожидание чуда» Л. Гераскина 2007 Издательский дом «воспитание дошкольника» 10. «Чудеса для малышей» Е.Г. Ледяйкина 2007 Ярославль Академия развития. 11. «Развитие ребенка в музыкальной деятельности» Обзор программ дошкольного образования ТЦ «Сфера» 2010 , М.Б. Зацепина. |