Исследование структуры повести Куприна Олеся Развивающие развивать навык анализа прозаического текста, формировать умения
Скачать 111 Kb.
|
Урок по повести Куприна «Олеся» Цели урока: Образовательные: исследование структуры повести Куприна «Олеся»; Развивающие: развивать навык анализа прозаического текста, формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать полученные знания. Воспитательные: способствовать ориентации в мире знаний о нравственности, осмыслению места человека в системе моральных ценностей эпохи. Вид урока: урок решения «ключевых» задач. Тип урока: урок комплексного применения знаний. Оборудование к уроку: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация. Ход урока: 1. Орг. момент 2. Слово учителя о творческой истории повести: Учитель, не повторяя материал, услышанного доклада, дополняет рассказ о повести «Олеся». Уже в конце жизни Куприн признавался, что у него есть два любимых своих произведения: «Река жизни» и «Олеся». «В этих двух рассказах больше, чем в других моих рассказах, моей души». Но современники неоднозначно отнеслись к повести. Так, А. П.Чехов видел в повести приемы «бульварного романа», из-за чего Куприн не включил повесть в сборник 1903 года. Горький же ценил «Олесю» за то, что она «проникнута настроением молодости». Впервые повесть была опубликована в осенних номерах газеты «Киевлянин» (1903). Другие издания отказывались публиковать ее либо из-за «бульварности», либо из-за большого объема. В основу рассказа легла история, рассказанная Куприну юристом Тулубом о том, как жители одной губернии убили знахарку, обвинив ее в ниспослании града. Кроме того, в 1897 году Куприн путешествовал по украинскому Полесью, где руководил небольшим имением, занимался местными промыслами – охотой и рыбной ловлей. Итогом все этих впечатлений стали несколько рассказов и повесть «Олеся». 3. Аналитическая работа с текстом (по группам) Группа 1. Полесье. Нравы крестьян. 1.С какой целью молодой «паныч» Иван Тимофеевич приезжает в глухую деревушку Волынской губернии? (Хотел получить свежие впечатления, найти сюжеты для новых рассказов). Крестьяне, их нравы (глава 1). Что доказывает, что Иван Тимофеевич - человек мира цивилизации? (Он образован, пытается лечить и учить людей, тоскует по светским дамам). Группа 2. Мануйлиха. «Избушка на курьих ножках». Что нарушает привычную деревенскую скуку «паныча»? (гл.2) Избушка Мануйлихи. Какие сказочные элементы используются в описании Мануйлихи? (гл.3) Для справки: Имя главного героя (Иван) выбрано не случайно. Как в волшебной сказке, герой отправляется в лес и почти сразу чувствует, что «время медленно и бесшумно проходит мимо». Заблудившийся герой словно выпадает из своего реального мира, попадая в чужой, отрезанный от людей («из вашего болота во веки веков не выберешься»), но совершенно не опасный, в отличие от настоящей сказки, мир. Сама героиня представляется Ивану Тимофеевичу Аленой. Невольно вспоминаются сказочные персонажи – сестрица Аленушка и братец Иванушка. В этой паре, кстати, девушка мудрее и смелее младшего брата. В волшебных сказках на границе между «своим» и «чужим» мирами героя обычно встречает баба Яга. У Мануйлихи «все черты бабы Яги, как ее изображает народный эпос, были налицо». Главный герой описывает ее «худые щеки, втянутые внутрь, …острый, длинный, дряблый подбородок, …провалившийся беззубый рот, … выцветшие голубые глаза». Все вещи в доме «колдуньи» также имеют сходство с атрибутами бабы Яги: есть «огромная облупившаяся печка», по стенам висят «пучки засушенных трав, связки сморщенных корешков». Подобно сказочной старухе, Мануйлиха обладает некой сверхъестественной силой: умеет гадать и предсказывать судьбу. Кстати, «образов в переднем углу не было», что также говорит о ее связи с темными силами. Наконец, живет Мануйлиха со своей внучкой в «сказочной избушке на курьих ножках». В волшебных сказках, попадая в «чужой» мир, главный герой, как правило, преодолевал нелегкие испытания. Лесной мир ничем не угрожает Ивану Тимофеевичу, ему все же придется выдержать испытание любовью, которая придет к герою вместе с наступившей весной, превратившись «в какую-то волшебную, чарующую сказку». Если сказочному герою плохо в «чужом» мире, а в «своем» уютно и спокойно, то Ивану Тимофеевичу, напротив, хуже в привычном пространстве. Его тянет в лес, к Олесе, где герой наслаждается «светом, теплом, радостью жизни и спокойной, здоровой, чувственной любви». Мир Олеси - лес, свободное и родное пространство. Город, где все «толкаются, шумят, бранятся», для нее чужой. В нём «воздуху не хватает», а люди «внизу живут, под самой землей, в сырости и холоде» и «солнца у себя в комнате круглый год не видят». Это напоминает описание «чужого» мира волшебной сказки. Если в сказке мотив бесовства связывают с миром леса, то в повести Куприна жесток и страшен мир людей: «кипящий вихрь человеческих физиономий», «озверевшая толпа беснующихся баб», а «площадь кишмя» кишит «пьяным, галдящим народом». Любовь лесной красавицы останется для Ивана Тимофеевича лишь чудесной сказкой («Почти целый месяц продолжалась наивная, очаровательная сказка нашей любви»): он не выдержит испытания. Группа 3. Олеся. Что сначала привлекает Ивана Тимофеевича в Олесе и Мануйлихе? (Таинственность, сказочность. Ученики зачитывают портреты Олеси и Мануйлихи, описание их хаты). Что доказывает, что они представители духовного мира? (Они близки природе, посвящены в ее секреты, действуют интуитивно). Почему Олеся и Мануйлиха бегут от людей? (Они боятся злобы, грубости, корысти). Философ Николай Бердяев писал, что человек, пожив духовно, творчески, хочет после пожить цивилизованно, комфортно, но, ударившись с головой в цивилизацию, он превращается в машину. Каков же тогда выход? Неужели мы все должны уходить в леса, становиться отшельниками? (Нет, нужно совмещать духовные ценности с благами цивилизации). Чем привлекает портрет Олеси (гл.3,4). Гадание Олеси. (гл.3). Олеся об Иване Тимофеевиче, о судьбе (гл.4). Чары Олеси («фокусы») – (гл.5). Олеся о церкви (гл.6). Группа 4. О любви. Зарождение любви (гл.6). Как зарождается любовь: с первого взгляда или в процессе общения? Что очаровывает Ивана Тимофеевича в Олесе? (гл.6) Самые счастливые минуты жизни героев (гл.10). Кто первым признаётся в любви? (гл.10) Целый месяц длится «наивная, очаровательная сказка любви» (гл.11). Иван Тимофеевич о женитьбе (гл.11). Группа 5. Отношение сельчан к Олесе и Мануйлихе. Избиение Олеси. Какое несчастье грозит Олесе и её бабушке? (гл.8) Чем жертвует Иван Тимофеевич, чтобы им помочь? (гл.9) На какой поступок решилась Олеся, чтобы доказать свою любовь Ивану Тимофеевичу и – главное – самой себе? Что говорит Олеся о церкви? (гл.11) Избиение Олеси. Проклятье (гл.12). Иван Тимофеевич и Олеся в хате (гл.13). Гроза, град (гл.14). Нитка коралловых бус – память об Олесе. 4. Беседа: - Почему закончилось «наивная, очаровательная сказка любви»? - Ваше отношение к главным героям повести - Какая, на ваш взгляд, основная идея повести Куприна «Олеся»? Стремление человека быть ближе к природе, её живительным сокам и невозможность в условиях жёстко регламентирующей его цивилизации осуществить эту идиллию. Человек может быть прекрасным, если будет развивать, а не губить данные природой способности. Социальная среда губит лучшие свойства человеческой души, если человек отдаляется от естественного, заложенного в него природой. 5. Литературная викторина (за каждый правильный ответ – «+») Цели викторины: проверка внимательности чтения произведения, расширение кругозора учащихся, умение быстро ориентироваться при ответе на вопрос, возможность проявить себя.
6. Тест 1. Как звали рассказчика в повести «Олеся»? а) Иван Тимофеевич; б) Иван Петрович; в) Иван Иванович. 2. Что оставила Олеся в память о себе? а) бусы; б) письмо; в) крест. 3. О ком идёт речь: «...считается самым бедным и самым ленивым мужиком во всем Переброде; жалованье и свой крестьянский заработок он пропивает; таких плохих волов, как у него, нет нигде в окрестности»? а) урядник; б) слуга рассказчика; в) помещик Абросимов. 4. Чей интерьер описан: «Большую часть избы занимала огромная облупившаяся печка. Образов в переднем углу не было. По стенам, вместо обычных охотников с зелеными усами и фиолетовыми собаками и портретов никому не ведомых генералов, висели пучки засушенных трав, связки сморщенных корешков и кухонная посуда. Ни совы, ни черного кота я не заметил, но зато с печки два рябых солидных скворца глядели на меня с удивленным и недоверчивым видом»? а) хата Олеси; б) изба рассказчика; в) дом слуги. 5. Что хотели сделать с Олесей женщины? а) вымазать дёгтем; б) забросать камнями; в) сдать уряднику. Ключи к тесту
7. Выводы по повести на материалах презентации 8. Подведение итогов, рефлексия: - Что показалось вам наиболее интересным на уроке? Что было трудным? |