Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ КАК ОСОБАЯ ФОРМА ПАМЯТИ 1.1. Общая характеристика автобиографической памяти

  • 1.2. Функции автобиографической памяти

  • 1.3. Типология автобиографической памяти

  • ИССЛЕДОВАНИЕ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ Направления исследования автобиографической памяти

  • 2.3. Применение результатов исследований автобиографической памяти

  • Список литературы

  • Исследования автобиографической памяти


    Скачать 136.92 Kb.
    НазваниеИсследования автобиографической памяти
    Дата18.07.2019
    Размер136.92 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаkursovaya__2.docx
    ТипКурсовая
    #84243
    страница2 из 2
    1   2

    СОДЕРЖАНИЕ




    ВВЕДЕНИЕ 3

    1. АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ КАК ОСОБАЯ ФОРМА ПАМЯТИ

      1. Общая характеристика автобиографической памяти 5

      2. Функции автобиографической памяти 9

      3. Типология автобиографической памяти 10




    1. ИССЛЕДОВАНИЕ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ

      1. Направления исследования автобиографической памяти 12

      2. Применение результатов исследований автобиографической памяти 19


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22

    Введение

    Автобиографическая память (АП), как особый вид памяти, вызывает интерес у исследователей. Автобиографическая память - это субъективное отражение пройденного человеком отрезка жизненного пути, состоящее в фиксации, сохранении, интерпретации и актуализации автобиографически значимых событий и состояний, которым определяется самоидентичность личности.

    В настоящее время определено место автобиографической памяти, как одной из подсистем долговременной декларативной памяти (наряду с эпизодической и семантической памятью), определены функции, структура и основные закономерности ее функционирования. Однако несмотря на значительную активизацию исследований автобиографической памяти, эта область исследований вызывает множество дискуссий и является точкой роста современного психологического знания.

    В отечественной психологии для определения автобиографической памяти использовался термин «субъективная картина жизненного пути» (впервые предложен Ананьевым Б.Г.), биография анализировалась с точки зрения исследовательского метода. Нуркова В.В. разрабатывает концепцию автобиографической памяти как высшей психической функции.

    Анализ дифференциально-психологических различий автобиографической памяти в зарубежных исследованиях реализуется преимущественно в форме монопараметрических исследований: изучается влияние пола, возраста, личностных и социокультурных характеристик.

    В теоретическом плане изучение автобиографической памяти является одной из важнейших задач современной психологии. Результаты исследований автобиографической памяти позволяют выявить структурные и функциональные закономерности, не свойственные другим видам памяти, и тем самым дает возможность получить новые для психологической науки фундаментальные знания, относящиеся как непосредственно к работе автобиографической памяти.

    Объект исследования: автобиографической памяти.

    Предмет исследования: исследования автобиографической памяти.

    Цель исследования: изучить особенности исследования автобиографической памяти.

    Задачи исследования:

    1. Раскрыть существующие представления об автобиографической памяти и ее функции;

    2. Проанализировать типологию автобиографической памяти;

    3. Рассмотреть основные направления исследования автобиографической памяти;

    4. Рассмотреть основные направления практической применения результатов исследований автобиографической памяти.

    В работе использовался следующие методы: теоретического анализа литературных источников; обобщения и классификации; анализа и синтеза информации.

    Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

    1. АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ КАК ОСОБАЯ ФОРМА ПАМЯТИ

    1.1. Общая характеристика автобиографической памяти

    Трудно представить человеческое существование без такого психического процесса, как память, с помощью которого осуществляется накапливание, сбережение и отображения информации. Память это основа личности. Этот психический процесс позволяет человеку вспоминать переживания и события прошлого времени, осмысливать свои чувства и эмоции, расширять свои познавательные способности. Благодаря памяти каждое поколение имеет возможность передавать свои знания и опыт следующему. Память, занимающая особую роль в психологической жизни человека, всегда волновала умы психологов.

    В настоящее время в структуре памяти принято выделять 3 уровня: непосредственная или сенсорная память, кратковременная память и долговременная память. В свою очередь долговременная память делится на процедурную и декларативную, последняя из которых состоит из двух подсистем: семантическая и эпизодическая (по классической классификации Э. Тульвинга).

    Автобиографическая память занимает особое место в структуре памяти. Ее принято определять, как специфическую разновидность декларативной памяти, так как она обладает свойствами обеих подсистем этой памяти: содержит знания человека о самом себе, воспоминания о событиях, которые происходили с этим человеком.

    Об автобиографической памяти мы говорим, когда «наплывают» яркие воспоминания о детстве, когда вспоминаем, как выглядели в разные периоды жизни, рассказываем факты своей биографии.

    Сам термин «автобиографическая память» впервые ввел в 1976 году Дж. Робинсон для различения памяти о себе и памяти о мире. По его мнению «автобиографическая память - это память на биографическую информацию и жизненные переживания (life-experiences)».

    Несмотря на то, что само понятие «автобиографическая память» вошло в психология относительно недавно, к исследованию этой проблематики и ранее прикасались многие авторы.

    В конце XIX века Анри Бергсон, используя свидетельства об уникальных содержаниях сознания людей в критические моменты на грани гибели (феномен «вся жизнь промелькнула перед глазами»), выделил как принципиально разные виды памяти - память «повторяющуюся» и память «ретроспективную», на основании которой субъект строит себя. В 1890 году американский философ и психолог Уильям Джеймс одним из первых определил личность как взаимодействие памяти с собственным прошлым: нет личности без возможности вернуться в прошлое. В 1911 году Е. Клапаред воспользовался следующей метафорой, говоря о роли этой особой части содержаний памяти: «Память подобна двусторонней улице: теория памяти должна обязательно зависеть от интерпретации идеи «Я», а способ, по которому мы создаем «Я», зависеть от конфигурации памяти» [9]. Огромный вклад в исследование памяти внес Г. Эббингауз, который в своей работе «О памяти» описывает эмпирические исследования процессов запоминания, узнавания, воспроизведения. Г. Эббингауз выделяет, что «настоящим носителем и ядром душевной жизни» будет то, что является для человека особенно важным. Такими важными событиями могут быть представления определенного жизненного этапа, какие-либо отношения с другими людьми [11]. Рассел (1921 год) говорил об «истинной памяти», Айер (1956 год) – о «событийной памяти», Лок (1971) – о «личной памяти». К феномену автобиографической памяти можно отнести описание Э. Тульвингом особого состояния автоноэтического сознания, характеризующегося переживаниями несомненной достоверности актуализируемого опыта и субъективного «путешествия во времени». Согласно определению Б. Росс, автобиографическая память «заключается в способности субъекта фиксировать события такого рода, которые осознаются как часть его личной истории. Автобиографическое воспоминание представляет собой процесс, порождаемый потребностью субъекта в вере в стабильность Я и необходимостью в достаточных для поддержания подобной веры фактах».

    В отечественной психологической науке в рамках культурно-исторического подхода Л. С. Выготского, «организация автобиографической памяти как макросистемы, фиксирующей историю жизни личности, представляет собой новую форму интеграцию высших психических мнемических функций, опосредованных понятием «судьба»». На автобиографическую память накладывают отпечаток два процесса: социализация и индивидуализация, которые на протяжении всей жизни человека влияют на индивидуальную концепцию «судьбы». Немаловажный вклад в исследование памяти внес С. Л. Рубинштейн, уделявший внимание понятию «жизненный путь», представляя его как некую целостность, но, в тоже время, состоящую из этапов, каждый из которых может стать поворотным в жизни личности. Современные отечественные исследователи (К. А. Абульханова-Славская, А. А. Кроник, Р. А. Ахмеров, Н. А. Логинова, И. С. Кон и др.) также уделяют свое внимание термину «жизненный путь личности». На сегодняшний день в России активно занимается изучением вопросов автобиографической памяти В.В. Нуркова. По ее мнению, автобиографическая память представляет собой вид памяти, который обеспечивает субъективное отражение пройденного человеком отрезка своего жизненного пути. В. В. Нуркова подчеркивает, что в автобиографическую память включены автобиографически значимые события и состояния человека [11].

    В своих исследованиях В.В. Нуркова отмечает три важных момента: прошлое всегда неоднозначное; то, что человек помнит о себе, не является равносильно тому, что с ним происходило в реальности; память о прошлом всегда конструируется, но это конструирование может быть защитным, неосознанным и деконструктивного, а также личностно прогрессивным [9].

    Содержание автобиографической памяти могут составлять автобиографические значимые события, состояния и представления о себе в различные периоды жизни, которыми определяется уникальность и самоидентичности личности.

    Одна из моделей автобиографической памяти, которую принято считать наиболее полной является модель предложенная М. Конвеем и К. Плейдел-Пирсом. В этой модели выделяются три уровня (в зависимости от уровня специфичности воспоминаний по отношению к конкретному моменту): периоды жизни – общие знания о значимых для человека окружающих людях, привычных местах, действиях, занятиях, планах и целях, характеризующих определенный период его жизни; общие события – охватывают повторяющиеся эпизоды жизни и единичные моменты, воспоминания, относящиеся к общим событиям, связаны со знаниями о достижении различных жизненных целей; знания, присущие определенному моменту – воспоминания о конкретных событиях, как правило, недолго хранящиеся в памяти.

    В.В. Нурковой предложена модель автобиографической памяти, в которой выделяются микроуровень и макроуровень. На микроуровне единицами выступают дискретные автобиографические воспоминания, на макроуровне – жизненные этапы и личная история жизни.

    Таким образом, автобиографическую память можно определить, как особый тип памяти, занимающий промежуточное положение между семантической и эпизодической памятью, обеспечивающий субъективное отражение пройденного человеком отрезка жизненного пути. Содержание автобиографической памяти составляют личностно значимые события, состояния и представления о себе в различные периоды жизни, которые определяют самоидентичность личности.

    1.2. Функции автобиографической памяти

    У автобиографической памяти в зависимости от круга проблем, которые привлекают внимание автора, выделяют различные функциями.

    Так, Дэвид Пиллемер [Pillemer, 1992] разделил функции автобиографической памяти на:

    - функции социальной коммуникации: разделение воспоминания с другими людьми является способом формирования социальный отношений;

    - психодинамические функции: автобиографические воспоминания регулируют эмоциональные процессы и психологическое состояние;

    - директивные функции: воспоминания осуществляют управление будущего поведения [9].

    В работах современных психологов представлено деление функций автобиографической памяти на три основные группы:

    1. Интерсубъективные – связанные с жизнью человека в обществе (как члена социума). В эту группу можно отнести такие функции, как передача личного опыта, формирование межличностных отношений, эмпания, достижение социальной солидарности или отторжения, предсказание поведения других людей по аналогии с событиями своей жизни.

    2. Интрасубъективные – связанные с личной саморегуляцией. К этой группе, в частности, принадлежат такие функции, как саморегуляция (управление настроением), формирование Я-концепции, построение и выбор целей и тактик поведения на основе анализа своих поступков в прошлом.

    3. Экзистенциальные – связанные с переживанием и пониманием своей уникальности. Эти функции в большей степени затрагивают ядро личности, в их числе можно выделить: формирование идентичности, периодизация жизненного пути, самопознание, самоопределение, культурная самоотнесенность, осознание собственной уникальности, определение смысла жизни, финальная интеграция личности. Последняя из названных функций в этой группе представляет наибольший интерес и является самой загадочной функцией: в критической ситуации, представляющей угрозу жизни, согласно самоотчетам, возникает иллюзия мгновенного перепроживания всего прошлого человека (феномен «жизненного обзора»). Механизмы этого феномена пока малоизучены.

    1.3. Типология автобиографической памяти

    Согласно результатам комплексного исследования автобиографической памяти, проведенного группой отечественных ученых (Василевской К.Н., Кабардовым М.К., Нурковой В.В.), были выделены четыре типа автобиографической памяти и в качестве системообразующего признака определена ведущая функция в отношении данной мнемической системы в жизнедеятельности личности. Кроме того, для каждого такого типа памяти приведена характеристика его носителя.

    Так, «прагматический тип» автобиографической памяти характеризуется явным преобладанием позитивных воспоминаний и выраженной тенденцией включать автобиографический факт «мое рождение» в список значимых событий прошлого. Воспоминания используются чаще всего для извлечения жизненных уроков и планирования будущих действий. Носители данного типа автобиографической памяти характеризуются высоким социальным интеллектом, проявляют свойство силы нервной системы.

    «Саморегуляционный тип» автобиографической памяти обращен в прошлое преимущественно с целью регуляции своими психическими состояниями (управление настроением, мотивацией, и т.п.). Характеризуется умеренным количеством позитивных воспоминаний, относящихся к ограниченному количеству жизненных тем. У носителей данного типа автобиографической памяти чаще проявляют такие черты как мечтательность и импульсивность, обладают слабой и активированной нервной системой. Автобиографическая память становится для них средством, с помощью которого субъект компенсирует природные ограничения произвольной саморегуляции.

    «Коммуникативный тип» автобиографической памяти использует личные воспоминания в процессе социального взаимодействия, как предмет коммуникации для установления новых и поддержания старых социальных контактов. Носители данного типа автобиографической памяти демонстрируют сензитивность и чаще проявляют свойство инактивированной нервной системы.

    «Экзистенциальный тип» автобиографической памяти характеризуется высоким уровнем развития всех функций автобиографической памяти. В нем представлено максимальное количество воспоминаний, которые относятся к широкому спектру жизненных тем. Жизнь такого субъекта отличается высокой событийной насыщенностью. Для носители данного типа характерны такие черты, как самодостаточность и организованность [2].



    1. ИССЛЕДОВАНИЕ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ

      1. Направления исследования автобиографической памяти

    Феномены автобиографической памяти крайне многообразны. Значимость исследований автобиографической памяти диктуется в первую очередь насущными запросами практики. Например, работа с автобиографическими воспоминаниями оказалась крайне перспективной в сфере психотерапии и в целом в области здравоохранения: было показано, что автобиографические воспоминания улучшают состояние депрессивных больных и больных, страдающих неизлечимыми заболеваниями.

    Начиная с 80-х годов прошлого века в мировой психологической науке автобиографическая память выделяется в качестве самостоятельного объекта изучения, отмечается активное развертывание специальных эмпирических исследований автобиографической памяти. Выходит в свет ряд монографий, посвященных исследованиям в этой сфере.

    Авторы, признающие необходимость выделения автобиографической памяти в качестве специфической самостоятельной сферы исследования, пытаются найти особые черты отличия автобиографической памяти от других видов памяти.

    Исследования автобиографической памяти начались с описания феномена фотографических воспоминаний («яркие вспышки»). «Это детальные воспоминания обстоятельств, в которых человек впервые узнал о крайне эмоционально волнующем событии. Качество таких воспоминаний практически совпадает с воспринятыми образами. Они, подобно фотографическим снимкам, сохраняют все подробности пережитой сцены» (Браун и Кулик, 1977). Однако последующие многочисленные исследования ставят под сомнение безупречность воспоминаний такого типа – даже самые яркие воспоминания не являются «слепками» реальности.

    Ряд исследований автобиографической памяти посвящены изучению проблемы спонтанных и намеренных трансформаций воспоминаний. Так, результаты одних исследований автобиографической памяти (Э. Лофтус, 1995; К. Уэйда, М. Гарри, Дж. Рида и Д. Линдсея, 2003) показали, что автобиографические воспоминания достаточно легко поддаются искажениям.

    В цикле исследований, посвященных трансформациям автобиографических воспоминаний, отдельно рассматривается проблема ошибок датировки. В ряде работ описаны эффекты, которые способны оказать влияние на временные аспекты воспроизведения автобиографического материала. В первую очередь упоминается циклический календарный эффект, который заключается в том, что культурно и естественно детерминированная метрика времени (недели, месяцы, годы) заставляет субъекта впадать в регулярную ошибку относительно точной даты события (помнить день недели – не помнить месяц, помнить время года – не помнить год и т.д.). Телескопический эффект удаляет или приближает события на субъективной оси времени в зависимости от их личностной значимости. Человеку кажется, что важные для него события произошли недавно, а не слишком важные – давно. Описан также эффект пика воспоминаний, который заключается в том, что взрослые люди вспоминают непропорционально большое количество событий, относящихся к возрасту юности. Эффект пика воспоминаний, т.е. своеобразного «сгущения» воспоминаний о периоде между 15 и 30 годами на фоне относительно низкого количества событий, относящихся к другим возрастам, был проверен в ряде лабораторий на испытуемых различных возрастных групп и оказался очень устойчивым.

    В отечественной науке исследования автобиографической памяти придерживается развития культурно-исторических концепций Выготского, Леонтьева, Бахтина, в рамках которых феномен автобиографической памяти рассматривается в качестве нового предмета исследования и возникает необходимость определения отличительных свойств этой психологической реальности, механизмов ее функционирования, единиц организации и уникальных функций.

    В России исследования автобиографической памяти было проведено В.В. Нуриковой, О.В. Митиной и Е.В. Янченко. Цель их исследования была проверка гипотезы о том, что эффект «пика воспоминаний» представляет собой реализацию механизма структурирования поступающей автобиографической информации в соответствии с универсальными правилами организации жизненного сценария. При этом они разделили культурные сценарии типичной жизни и культурные сценарии идеальной жизни.

    В настоящее время существует огромное количество исследований, затрагивающих качества автобиографической памяти. Первоначальные работы были направлены на нахождение прямой зависимости характеристик автобиографической памяти и каких-либо других переменных. Данный подход называется «монопараметрическим». Исследования в русле данного подхода условно делятся на три группы:

    1) изучающие влияние индивидных свойств (пол, возраст) на особенности проявления автобиографической памяти;

    2) изучающие влияние личностных свойств на особенности проявления автобиографической памяти;

    3) изучающие социокультурное влияние на особенности проявления автобиографической памяти [6].

    Проблематика гендерных различий в автобиографической памяти выступает в современных исследованиях достаточно широко, но вместе с тем, результаты этих работ часто противоречат друг другу. Результаты одних показывают, автобиографические воспоминания женщин сильнее эмоционально окрашены, носят более конкретный, «эпизодичный» характер, ориентированы на конкретную жизненную задачу (прагматичны), женщины актуализуют больше воспоминаний, относящихся к детству. У мужчин – выявлена тенденция к большей конструктивности воспоминаний, то есть к последующей переработке, подчеркивающей оригинальность воспоминаний. Примечательно, что наблюдается согласованность в оценке качеств воспоминаний, продуцируемых представителями разных полов: и мужчины, и женщины уверены, что именно женщины лучше запоминают личностно отнесенные события. Объяснение этого факта предложено в работе Робин Файвиш: показано, что автобиографическая память формируется в процессе детско-родительского речевого общения. Обращаясь к воспоминаниям ребенка, родители по-разному формулируют свои вопросы, акцентируя практические цели с мальчиками, и коммуникативные цели – с девочками [6].

    Результаты ряда других исследований свидетельствует об отсутствии устойчивых гендерных различий в функционировании автобиографической памяти.

    Во многих работах зарубежных и отечественных психологов можно ознакомиться с фактами относительно влияния возраста на автобиографическую память. Исследования влияния возрастных особенностей респондентов также не обнаружили однозначной связи с параметрами автобиографической памяти. При этом рядом автором отмечено обеднение феноменологических характеристик автобиографических воспоминаний у пожилых людей, показано, что суть событий прошлого испытуемые передают одинаково хорошо независимо от возраста. Наши исследования показали, что с возрастом усиливается динамика автобиографической памяти[5].

    Автобиографическая память появляется позже других видов памяти у ребенка, и раньше всего подвергается разрушительному влиянию возраста (что соответствует закону формирования и разрушения высших психических функций, по Л.С. Выготскому). Всегда, в первую очередь страдает память на общественные события, поскольку для личности они зачастую не носят ценный характер. Влиянию времени менее всего подвержена семантическая память. Уточняющее исследование автобиографической памяти показало, что «страдают» только детали и конкретные факты, но суть события испытуемые в любом возрасте отражают и выражают относительно хорошо.

    Воздействие личностных качеств на конкретные черты автобиографической памяти изучалось не только в отношении ложных воспоминаний. Существует связь самооценки и регуляционной функции автобиографической памяти. Группе исследуемых навязывали плохое настроение, и затем просили вспомнить событие их жизни. Обнаружилось, что при свободном воспроизведении любого события, испытуемых с высокой самооценкой актуализировали более позитивные воспоминания, что приводило к улучшению настроения. В то же время, когда инструкция была более директивной и призывала вспомнить какое-то конкретное событие, то различий между группами с разной самооценкой не обнаружилось. Таким образом, можно говорить о том, что автобиографическая память может выполнять саморегуляционную функцию, на которую оказывает влияние самооценка личности испытуемого. В отечественной психологии есть опыт проведения исследования, нацеленного на выявление роли самооценки в функционировании автобиографической памяти. Данное исследование было проведено Г.Ю. Масоловой, В.В. Нурковой. Испытуемые заполняли анкету, в которой указывали, частоту воспоминаний детских событий, их степень влияния на жизнь, количество повествования другим людям об этих событиях и т.д. Было обнаружено, что испытуемые, часто обращающиеся к событиям собственного детства, характеризуются низким уровнем самопринятия и саморуководства[9].

    Исследования проблемы личностных особенностей автобиографической памяти также показали: у депрессивных испытуемых – склонность к псевдовоспоминаниям и специфический «стиль обобщенных воспоминаний» (затруднения в доступе к конкретным, богатым перцептивными деталями эпизодам прошлого). Аналогичные нарушения памяти были найдены и у пациентов с расстройством пищевого поведения. На клиническом материале было показано, что специфика автобиографической памяти соответствует специфике психиатрической симптоматики[6].

    Сильнейшее влияние на многие аспекты нашей жизни и психики оказывает культурная среда. Исследования показывают, что и автобиографическая память несет на себе «отпечаток культуры». В процессе проведения сравнительного исследования мысленных воспроизведений взрослых американцев европейского и китайского происхождения обнаруживаются существенные содержательные различия. Американцы показали больше воспоминаний об уникальном опыте и событиях, заостряя внимание на своих переживаниях, и выделяя свою роль в событии, тем самым насыщая свой рассказ подробностями. Американские дети в своих автобиографических характеристиках предлагают вниманию наиболее подробное описание, используя временные маркеры, описания (прилагательное, наречия), а также «внутреннюю речь» (слова, указывающие на внутренние когнитивные и эмоциональные процессы). Китайцы более склонны к сжатым воспоминаниям о рутинных, повторяющихся событиях, в своих рассказах большое внимание уделяют социальным взаимодействиям и «значимым другим». Также они чаще американцев обращались к событиям прошлого, чтобы выразить этические смыслы, акцентировать моральные аспекты. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что люди разных культур неодинаково строят свои повествования при воспоминаниях. Авторы полагают, что найденные различия связаны со шкалой социальной вовлеченности: независимость-взаимозависимость. Они связывают культурное влияние с самоопределяющей и директивной функциями автобиографической памяти.

    Социальная среда также оказывает влияние на функционирование автобиографической памяти. Так, например, дети и подростки с проблемами социальной адаптации («трудные дети») вспоминают больше событий своего прошлого, по сравнению с обычными детьми. Как фактор специфического влияния может быть рассмотрен опыт усыновления. Автобиографическая память взрослых людей, которые были усыновлены в детском возрасте, содержательно отличается от автобиографической памяти тех, кто вырос с родными папой и мамой. Качественные отличия можно обнаружить и в памяти женщин, свидетельствовавших о перенесенном в детстве сексуальном насилии. Оказалось, что эти женщины были значимо менее способны припомнить факты своей личной истории (например, важные адреса и имена значимых людей), но при этом воспоминания автобиографических событий не отличались от воспоминаний обычных женщин.

    Было проведено множество исследований, нацеленных на выявление индивидуальных особенностей автобиографической памяти. Несомненно, что начинающее свое самостоятельное развитие дифференциальная психология автобиографической памяти, заслуживает отдельного изучения. Не можем не отметить, что личностные черты могут не напрямую оказывать влияние на некоторые проявления автобиографической памяти, но - через функциональную составляющую. Любая личностная черта обычно отражает некоторый специфический способ взаимодействия с окружающей действительностью; одним из проявлений этого способа, является преимущественное использование ресурсов автобиографической памяти в определенном ключе, т.е. направленное на решение специфических целей[6].

    Таким образом, можно утверждать, что к настоящему времени объем эмпирических данных в области исследования автобиографической памяти достиг той критической границы, за которой начинает осознаваться потребность в выработке целостной научной теории, способной не только согласовать уже полученные данные, но и увидеть качественно новые проблемы, разработать на едином методологическом основании многоаспектную программу исследований, открыть новые закономерности, не усматриваемые на этапе хаотического «коллекционирования» и описания разноплановых феноменов. В выступлении директора первого Международного центра исследований автобиографической памяти (CON AMORE) Д. Бернтсен (2010), отмечено: «Наступает время перехода от накопления эмпирических обобщений, уже доказавших свою значимость в глазах мирового научного сообщества, к теоретическим обобщениям, к поиску теории автобиографической памяти» [8].
    2.3. Применение результатов исследований автобиографической памяти

    В своей работе, посвященной исследованию автобиографической памяти, В.В. Нуркова отмечает следующие области, где знания об автобиографической памяти играют решающую прикладную роль: психотерапия, медицина, криминалистика и образование [10].

    Результаты изучения автобиографической памяти уже сейчас применяются для построения новых подходов к психотерапевтической и психокоррекционной работе, в педагогической практике, в криминалистике при анализе истинности свидетельских показаний и разработке методик для повышения их надежности, в медицине для оценки сведений, получаемых врачом от больного и улучшения выполнения рекомендаций по лечению.

    Так, практически любое психотерапевтическое вмешательство, неизбежно затрагивает сферу автобиографической памяти. Все психотерапевтические практики, обращающиеся к внутреннему миру клиента, его личному опыту.

    Роль автобиографической памяти в эффективности медицинских воздействий признается в США уже на государственном уровне. В последние годы большинство работ, посвященных исследованиям автобиографической памяти пациентов клиник различного профиля финансируется из Национального научного фонда и Национального комитета по статистике.

    Оптимизация воспоминаний пациентов о истории своей болезни в целостном контексте жизни и о конкретных событиях лечения помогает более позитивно переживать болезнь и эффективнее следовать назначениям врача. История здоровья (или болезни) - важная часть личной истории человека.

    Закономерности функционирования автобиографической памяти решающим образом определяют содержания показаний участников истории преступлений, представляемой суду обвинений и защитой. Основным предметом интереса психолога в ходе судебного процесса являются проблема истинности воспоминания, его динамики и искажающих факторов, а также проблема «возвращения» памяти свидетелю.

    Образование не исчерпывается предметными знаниями и инструментальными навыками. Образование как необходимая стадия человеческого бытия в цивиллизованном обществе имеет и иное значение. Образование становится автобиографическим фактом, частью личной истории. Становление процессуального и результативного аспектов истории индивидуального образования может происходить стихийно или организованно. Придание опыту образования статуса автобиографического факта является самостоятельной задачей образовательного процесса. Для реализации этой задачи субъекту образования следует быть вовлеченным в переживание нескольких групп идентификаций: идентификации с местом, идентификации с традицией и идентификации с наставником.

    Заключение

    В данной курсовой работе освещены направления и результаты исследования автобиографической памяти, определены функции и типология автобиографической памяти.

    Автобиографической памятью принято считать специфическую разновидность декларативной памяти, осуществляющей фиксацию, хранение, интерпретацию и актуализацию автобиографической информации.

    Это достаточно новый и малоизученный феномен, который требует отдельного внимания, являясь основой личности.

    Существующие результаты исследований позволяют признать автобиографическую память самостоятельным предметом исследования, поскольку она имеет специфические, свойственные только этому виду памяти функции и закономерности.

    Однако, следует признать, что современная психологическая наука еще не располагает достаточно корректной терминологией и специальной концепцией, системно описывающей строение, механизмы формирования и функционирования высшей, только человеку присущей формы памяти - автобиографической. Даже в настоящее время ряд ученых утверждает, что автобиографическую память трудно подвергнуть экспериментальному анализу и сделать предметом объективной науки (58, 59, 60). И все же, интерес с изучению АП со стороны психологов заметно растет.

    Список литературы

    1. Артемова К.Н. Особенности автобиографической памяти в "невозможной ситуации": тезисы докладов участников конференции «Ломоносов-2001»// Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова// URL: http://www.psy.msu.ru/science/conference/lomonosov/2001/index.html;

    2. Василевская К.Н. Индивидуально-типологические особенности автобиографической памяти : автореф. дис. ... канд. психол. наук / К.Н. Василевская. – М., 2008. – 26с.

    3. Василевская К.Н. Функции автобиографической памяти личности / К.Н. Василевская // ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ, 2016. № 3. – С. 24-29.

    4. Василевская К.Н., Кабардов М.К., Нуркова В.В. Индивидуально-типологические особенности автобиографической памяти // URL: http://psystudy.ru/num/2011n2-16/462-vasilevskaya-kabardov-nurkova16.

    5. Никишов С.Н. Особенности автобиографической памяти людей зрелого возраста / С.Н. Никишов // Сборники конференций НИЦ Социосфера, 2013. № 53. – С.58-61.

    6. Никишов С.Н. Современные исследования проблемы автобиографической памяти в контексте «монопараметрического» подхода / С.Н. Никишов, И.С. Осипова, Е.Г. Пронькина // Международный научный журнал «инновационная наука», 2016. №7-8. – С.197-200.

    7. Нуркова В.В. Общая психология в семи томах. Том 3. Память. — Москва, Россия: Издательский центр «Академия», 2006. — С. 213—240. — 320 с.

    8. Нуркова В.В. Автобиографическая память в оптике культурно-исторической и деятельностной методологии / В.В. Нуркова // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2010. Т. 7, № 2. – С. 64–82.

    9. Нуркова В.В. Культурно-исторический подход к автобиографической памяти: автореф. дис. ... докт. психол. наук / В.В. Нуркова. – М., 2009. – 50с.

    10. Нуркова В.В. Автобиографическая память [Электронный ресурс]: Структура, функции, механизмы : Дис. канд. психол. наук : 19.00.01 .-М.: РГБ, 2003 (Из фондов Российской Государственной библиотеки)

    11. Портная С.А. Автобиографическая память как предмет анализа в философско-психологических концепциях / С.А. Портная // Психологические науки: теория и практика: материалы II Междунар. науч. конф. – М.: Буки-Веди, 2014. – С. 12-16.
    1   2


    написать администратору сайта