Главная страница
Навигация по странице:

  • Руководитель: Базырева И.Д. учитель калмыцкого языка и литературы Работу выполнила: ученица 11 класса

  • Введение Целью

  • 1.Незабываемая боль сердца. 1.1.Операция «Улусы»

  • 2.Чтобы помнили. Воспоминания.

  • Хокчинова Роза Максимовна. 1926 года рождения , родилась в колхозе имени Чапаева ( село Второй Оренбург) Западного района Калмыцкой АССР.

  • Яковлева Мария Петровна родилась в станице Батлаевка Зимовниковского района Ростовской области в 1926 году

  • Доржиевой (Гецелевой) Юлии Харцхаевны , 1930 года рождения, село Зурмата Лаганского района Калмыцкой АССР.

  • Кушкин Владимир Эрдниевич, родился в 1926 году в станице Ново-Николаевская, Кутейниковского района Ростовской области.

  • Исследовательская работа «Депортация 1943-1957 гг. в исторической памяти калмыцкого народа». Исследовательская работа Депортация. Исследовательская работа Депортация 19431957 гг в исторической памяти калмыцкого народа


    Скачать 39.57 Kb.
    НазваниеИсследовательская работа Депортация 19431957 гг в исторической памяти калмыцкого народа
    АнкорИсследовательская работа «Депортация 1943-1957 гг. в исторической памяти калмыцкого народа
    Дата27.04.2023
    Размер39.57 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИсследовательская работа Депортация.docx
    ТипИсследовательская работа
    #1093449


    Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

    «Чапаевская средняя общеобразовательная школа»

    Исследовательская работа

    «Депортация 1943-1957 гг.

    в исторической памяти

    калмыцкого народа»
    Руководитель: Базырева И.Д.

    учитель калмыцкого языка

    и литературы

    Работу выполнила:

    ученица 11 класса

    Абакарова Патимат

    с. Чапаевское, 2018 год

    Содержание

    Введение………………………………………………………………………2

    1. Незабываемая боль сердца…………………………………………………..3

    1.1. Операция «Улусы»…………………………………………………………3

    1.2. Таёжная жизнь………………………………………………………………4

    2. Чтобы помнили. Воспоминания……………………………………………..5

    Выводы………………………………………………………………………..9

    Список литературы…………………………………………………………..10

    Введение

    Целью данной работы был сбор информации и материалов о депортации калмыцкого народа.

    В задачу нашего исследования входило:

    * Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся.

    * Развитие познавательных интересов и способностей с целью формирования у них навыков научно-исследовательской работы.

    * Расширение кругозора в области изучения памятных дат.

    К выполнению данной работы нас побудило желание сохранить память тех страшных лет, проведенных в ссылке, вдали от родной Калмыкии. Политические репрессии и реабилитация их жертв – очень сложная, животрепещущая проблема не только для самих репрессированных, но и для новых поколений, молодежи. Истинная причина депортации – вопрос до сих пор открытый.

    Серьезным последствием депортации народа является разрыв связи между поколениями, нарушение традиций передачи народного, этнокультурного опыта от родителей к детям. Утратили свою целостность народные обычаи, традиции и обряды.

    Сегодня несколько поколений калмыков не знают по-настоящему своего родного языка, который все более становится языком журналистики, литературы и искусства.

    В результате уходят исторические корни народа, его древняя память.

    Проблема – как сохранить память о трагедии народа и не передать угнетающий, унижающий ужас геноцида на генетическом уровне – разрешается временем и мудростью народа.

    Уходит поколение непосредственных участников трагедии. Уходит, оставляя нам память.

    1.Незабываемая боль сердца.

    1.1.Операция «Улусы»

    В жизни каждого человека есть памятные даты, которые, несмотря на забытые годы, глубоко западают в память. И время от времени всплывают, как бы напоминая о себе. И одна из таких дат – 28 декабря 1943 г. - день депортации калмыцкого народа.

    Под грифом «Совершено секретно» заранее была тщательно разработана операция «Улусы». Согласно этой операции выселение проводилось внезапно и одновременно во всех улусах Калмыкии, в Ставропольском крае, Астраханской и Ростовской областях.

    Арестовывали в собственных домах, не давая возможности собраться в путь. Многие не верили в реальность происходящего. Людей грузили в грузовики и отправляли через каждые 30 минут к железнодорожным станциям с.Дивное, Кизляра, Будённовска, городов Сальска, Ставрополя, Астрахани. Забирали с мест учёбы, службы, командировки, разлучив с семьёй, отправляли на вечное поселение в Сибирь. Везли спецпереселенцев в холодных, не приспособленных для транспортировки людей, так называемых, телячьих вагонах. Грязь, болезни, сильные морозы преследовали пассажиров в пути. Умирали от стужи, голода, болезней в первую очередь слабые – дети и старики.

    Товарные поезда мчались на восток по сибирским просторам, увозя всё дальше от родных мест степняков калмыков. Никто не видел ни восходов, ни закатов солнца на пути следования. Одежда не выдерживала сибирских морозов, каждый согревал себя, как мог, надеясь на здоровье и духовные силы. Но особенно угнетала неизвестность, куда их везут, и сколько будут длиться эти муки.

    Всех калмыков разбросали по необъятным её просторам от Уральских гор до Сахалина и побережья Северного Ледовитого океана. По официальным данным органов НКВД СССР, проводивших операцию «Улусы», всего было погружено в 46 эшелонов более 26 тысяч калмыцких семей, или свыше 93 тысяч человек.

    Начавшееся 28 декабря 1943 года выселение калмыков, продлившееся до 31 декабря, коснулось в основном калмыцкого населения, проживавшего на территории Калмыцкой АССР, и являлось первым этапом депортации калмыцкого народа.

    Вторым этапом в марте 1944 года стала операция по выселению калмыков, проживающих на территории Ростовской области.

    В июне 1944 года было осуществлено переселение в Сибирь калмыков, проживавших в Сталинградской области. Это был третий этап депортации калмыков.

    Был еще и четвертый этап гнусной акции в отношении солдат и офицеров калмыцкой национальности, находящихся на фронтах, когда распоряжением начальника VIII управления Генерального штаба Красной Армии генерала Смородинова от 8 января 1944 года всех калмыков-военнослужащих было приказано демобилизовать и направить в Астрахань, а там передавать в ведение НКВД СССР. Исходя из этого приказа, офицерский состав стали собирать в Новосибирске и Бийске, а рядовой состав фронтовиков – калмыков везли на станцию Половинка Пермской области в Широковский исправительно-трудовой лагерь на строительство новой ГЭС.

    1.2.Таежная жизнь.

    Изгнанники из родного края были тепло приняты простыми сибиряками, несмотря на то что среди них был пущен слух, что к ним едут нелюди, людоеды. Рука помощи помогла выжить, выстоять калмыцкому народу в тот трудный период. Несмотря на лишения, вызванные голодом, холодом, эпидемиями, отсутствия элементарных бытовых условий, калмыки осваивались на новых местах и включались в трудовую жизнь страны.

    Впереди, как подчеркивалось официальными органами, шли коммунисты и комсомольцы. Так, в рядах коммунистов Казахстана было в начале 1946 года 114 калмыков, в Киргизии – 192, в Омской области – 110. Сотни коммунистов-калмыков работали в партийных организациях других областей и краев.

    Калмыки - спецпоселенцы, работавшие на рыбных промыслах в Шурышкарском районе Ямало-Ненецкого округа выполняли дневные нормы на 130%.

    Самыми трудными для калмыков были первые годы после прибытия в Сибирь, особенно с жильем и питанием: ели мерзлый картофель, брюкву, турнепс, мясо павших животных, вместо чая собирали травы. Летом помогали ягоды, плоды, овощи. Постепенно научились выращивать картофель, овощи, обзаводились коровами, свиньями. И тогда уже в рационе был и хлеб, и картофель, и овощи, и мясо.

    Нельзя равнодушно читать опубликованные недавно документы тех лет, например, о вопиющих фактах жестокого обращения со спецпереселенцами, изложенных сухим языком такого казенного документа как «письмо заместителя наркома внутренних дел СССР Чернышова наркому лесной промышленной СССР о тяжелом положении спецпереселенцев-калмыков на Тимирязевском мехлесопункте треста «Томлес»:

    Новая жизнь изменила систему питания калмыков, которая не могла оставаться мясо - молочной в своей основе. Калмыки переходили на те продукты, которые были доступны в новой экологической среде – в первую очередь это был картофель. Как рассказывал в 2001 г. Н. Убушиев, «я теперь картошку по внешнему виду определю, какая она на вкус». При этом старики так и не смогли оценить вкус местной пищи – ягод, грибов. «Нам, детям, было все равно, какое мясо кушать, а старикам все казалось, что вкус мяса не такой, все им. Хотя тяготы были относительны: калмыки порой питались падалью, а американцев возмущало однообразие – консервированные сосиски на завтрак, обед и ужин. Кроме того, в отличие от калмыков – советских граждан американцев японского происхождения оскорблял сам факт «бесплатной еды», уподоблявший их нищим.

    Калмыков бесплатная еда не оскорбляла. Их нищенское положение в те годы делало невозможным отказ от любой еды: от сомнительной по качеству, от ворованной. Еда означала жизнь, кусочек хлеба – еще одни прожитые сутки.

    2.Чтобы помнили. Воспоминания.

    О судьбе переселенцев рассказывают в своих воспоминаниях наши односельчане – ветераны колхоза -пенсионеры, которые сами были жертвами этого геноцида, но к сожалению, их нет уже среди нас. А вот воспоминания сохранились.

    Хокчинова Роза Максимовна. 1926 года рождения , родилась в колхозе имени Чапаева ( село Второй Оренбург) Западного района Калмыцкой АССР.

    Отец – Хокчинов Максим Семенович работал в колхозе горючевозом, возил горючее для тракторов на лошадях.

    Мать – Хокчинова Ольга Федоровна работала в колхозе на огороде.

    В семье было 13 детей, я училась в школе, до выселения закончила 4 класса.

    28 декабря 1943 года рано утром пришли солдаты, дали немного времени на сборы, а почему, куда, зачем??? они не сказали. Отца не было, был на фронте.

    Мать не знала что брать и стала плакать, говорила все время, что нас убьют. А мы, дети, не знали, что это такое и радовались, что везут нас куда-то. Мать решила подоить корову. Когда мать доила корову, она плакала, чувствовала, что расстается с хозяйкой.

    Собрали нас в старое здание школы, и никого не выпускали. В колхозе жило 6 семей калмыков. Собрали всех. Потом погрузили в большую машину и повезли куда-то. Было холодно. Многие были без теплых вещей, без продуктов питания. Начался голод. Каждый день с вагонов выкидывали мертвых. Их не хоронили, а просто сбрасывали на землю, подходили солдаты с носилками, грузили и уносили куда-то.

    Ехали мы долго, привезли в Омск. Сразу направили в баню на прожарку, а затем поселили на квартиру к одной семье. Хозяева были хорошие. Первые месяцы нам было очень тяжело, голодно и очень холодно. Когда нечего было есть, ходили, собирали куски по людям, в поле собирали мерзлую картошку, колоски, ели дохлятину. Работы не было. Потом тетя и мы семьей поехали в Тюменскую область, Кандинский район, Ханты-Мансийский округ, село Сатыга. Все кто умел работать нашли здесь работу. Мама – рыбачкой стала, я пасла коров до осени, зимой варила рыбу для черно-бурых лис. Прожили в этом селе до 1945 года. Люди здесь были очень хорошие. Переехали в «Пятый поселок», прожили до осени, а когда тетя заболела, и мы все переехали в районный центр Нахрачи и прожили здесь до 1947года. Там похоронили тетю и отца, В Сатыге похоронили братишку. В 1947 году переехали в «Третий поселок» и до 1957 года жили и работали здесь. С 1952 года я стала работать трактористом в МТС. Здесь мы стали жить лучше, я была передовой трактористкой. Вечером 1957 году нас, калмыков, собрали в конторе и объявили, что мы свободны и можем вернуться на Родину. Радости не было конца. Сразу собрались и в 1957 году вернулись в свой колхоз. Здесь я работала свинаркой до 1968 года. С Сибири мы вернулись втроем: мама, сестренка и я. По состоянию здоровья я уехала в Элисту и недавно опять вернулась в свой родной колхоз.

    Яковлева Мария Петровна родилась в станице Батлаевка Зимовниковского района Ростовской области в 1926 году в большой семье животновода-казака. Рано лишилась отца, воспитывала пятерых детей одна мать. Мария Петровна с братьями и сестрой помогали матери по хозяйству, учились в школе. Старшие братья: Петр учился в Москве, Григорий – в Ростове. Петр после окончания института работал в Зимовниковском районе редактором районной газеты, ответственным секретарем райисполкома. Женился, было 2 детей. Григорий после окончания учебы работал в совхозе ветврачом, был женат, имел 2 детей.

    Началась война. Старшие братья, Петр и Григорий, ушли на фронт, они были офицеры, погибли. Мария Петровна училась в школе, прошла курсы тракториста, и принимала участие в уборке хлеба, на уборке заработала много зерна..

    В 1942 году была отправлена с молодежью на рытье окопов в станицу Кутейниковскую. Проработали несколько дней и начались бомбежки и наступление немцев на Ростов. Все отправились по домам. В декабре 1943 года были высланы с матерью и братом в Сибирь.

    Когда рано утром к ним пришли военные, чтобы забрать их для отправки в ссылку, то на стене они увидели портреты двух военных офицеров. Они пожалели и сказали, что повезут их далеко в холодные края, что надо взять теплую одежду и еды. Помогли зарезать двух баранов, взять некоторые вещи.

    Попали они в Красноярский край город Боготол. Вначале работала на лесоповале, а потом на пищекомбинате, где варили мыло, сушили картошку, заготавливали березовый сок, солили капусту, делали газированную воду. Часто ездила в тайгу за углем.

    В 1949 году вышла замуж за Шарманжинова Учура Цебековича.

    Вместе с мужем вырастили и воспитали 9 детей, 20 внуков, 12 правнуков.

    После возвращения из Сибири приехали в село Чапаевское и проживают здесь до сих пор. Сами из самана строили дом, помазали, сделали одну комнату и сразу же вселились, а достраивали по мере возможности.

    Мария Петровна – Ветеран труда, награждена медалью «Медаль Материнства» 1 степени, орденами «Материнская слава» 1,2,3 степени.

    Из воспоминаний Доржиевой (Гецелевой) Юлии Харцхаевны , 1930 года рождения, село Зурмата Лаганского района Калмыцкой АССР.

    Наша семья состояла из 6 человек: четверо детей, отец и мать.

    Отец работал охотником, мать была домохозяйка, доила овец, делала кумыс и брынзу. Закончила 3 класса и с 1942 года пошла работать на разные работы в хозяйстве. Летом мы выезжали в бригаду села Михайловское (ныне с/з «Джалыково» ) – сеяли хлопок и убирали, а зимой находились дома.

    28 декабря 1943 года в 6 часов утра пришли солдаты, сделали обыск в доме , поставили всех в ряд и сказали, чтобы собирались ехать. А куда ехать и что брать мы толком не знали. В чем были, в том и ушли из дома, взяли мешок сушеной рыбы и 3 шерстяных платка, из которых в Сибири связали теплые носки. Толкая в шею, привели в школу, где собирали остальных односельчан. В селе стоял крик, плач, мычание, ржание – все не передать словами.

    К вечеру повезли на крытой машине на какую-то станцию и погрузили в вагоны. Было очень тяжело в пути, везли через Среднюю Азию и привезли в Омск. Из Омска привезли в Ульяновский район совхоз «Пятилетка». Привезли ночью и сразу направили в баню, потом на другой день развели по квартирам и баракам. В одну комнату поселили три семьи. Распределили, кто, где будет работать, кормили. Сначала я работала на сортировке, весной пасла с матерью свиней, затем сажали картошку и убирали.

    В 1945 году стала работать свинаркой, работала до 1953 года. Вначале отношения с сибиряками были натянутые, а затем мы сдружились. Первое время люди умирали целыми семьями, их не успевали хоронить, а собирали в одну общую яму и зарывали. Трудно было с едой. Ели пареную кашу ячменную, а из овсяной муки варили кисель и заправляли рыбьим жиром. Год спустя стало легче.

    В 1953 году вышла замуж за Гецелева Михаила Григорьевича и родила там троих детей. Все время работала свинаркой в том же совхозе до 1957 года. Когда объявили об амнистии, мы сразу же вернулись в Калмыкию. В июне 1957 года приехали в Башанту, в августе переехали в колхоз имени Чапаева и живем сейчас здесь. У нас четверо детей, семь внуков.

    Кушкин Владимир Эрдниевич, родился в 1926 году в станице Ново-Николаевская, Кутейниковского района Ростовской области.

    Семья наша была большая, мать работала в колхозе на разных работах, отец – чабаном.

    Отец в 1937 году был арестован НКВД и 20 октября 1937 году был расстрелян без суда и следствия.

    26 декабря 1943 года к нам в станицу приехали солдаты, ходили по станице и присматривались, говорили, что приехали на отдых, меняли мыло на продукты.

    28 декабря утром, в 4 часа , зашли в дом и сделали обыск, спрашивали про оружие. Зачитали указ и предложили за 2 часа собраться в дорогу. Взяли с собой ведро, кастрюлю и кое-что из вещей. Подогнали телегу, погрузили и повезли нас в школу. Там было круговое оцепление с пулеметами. В тот день привезли на станцию Куберле. Погрузили в вагоны, вагоны до отказа были набиты людьми. На станции творилось что-то ужасное. Везли через Сталинград, где впервые дали соленую рыбу, кипяток. Привезли в город Боготол Красноярского края и поместили в школу. Сразу отправили всех в баню, остригли, одежду прожарили. Переночевали в школе и на следующее утро повезли в село Малый Косуль. Приехали к вечеру и опять отправили в баню, потом нас хорошо покормили и расселили по домам, по пустым квартирам. На другой день вышел на работу – чабановать. Весной пошел на сев, после уборки принял склад. Первое время было трудно, постепенно стали жить лучше, обзавелись хозяйством. Здесь, в Малом Косуле, 7 лет работал кладовщиком, 2 года учетчиком бригады, за хорошую работу премировали шубой, продуктами.

    В конце января 1958 года продали дом, скот и выехали в Калмыкию. Сначала устроился в Башанте, а затем переехал в колхоз имени Чапаева. Здесь и живем. У меня 7 детей, 11 внуков.

    Выводы

    Весть о восстановлении автономии Советской Калмыкии в 1957 году была воспринята ссыльными с необыкновенной радостью. Многие сразу же отправились на родину своих предков. Но не всем было суждено вернуться в родные края.

    Из всех, подвергшихся депортации калмыков, на родину вернулась лишь половина. Нации был нанесен невосполнимый ущерб, погибли люди, потеряны скот, жилища, уничтожены ценные книги, разграблены и разрушены хурулы, села, загублены человеческие судьбы.

    У прибывающих на родину, глаза светились молодостью и вновь пробудившейся удалью. Старики и старухи брали в ладони горсточку родимой землицы и плакали, как плачут дети, надолго отлученные от матери, и наконец встретившиеся с ней. Они плакали и за тех, кому не суждено было вернуться на землю предков.

    Выселение народов было актом невиданного в истории произвола со стороны тоталитарного сталинского режима. Такого неслыханного надругательства над целыми народами мир еще не знал.

    Калмыцкий народ понес колоссальные жертвы, даже по сравнению с другими народами, подвергшимися депортации. Другие народы Северного Кавказа, выселенные в восточные районы СССР, были, как правило, мусульманскими народами, и они были переселены в Среднюю Азию, в мусульманскую среду – Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия. А калмыки были депортированы в инрелигиозную среду – среди местного славянского и православного населения.

    В ходе самого переселения, только по официальным цифрам, около 2000 человек, погибло в пути. Главные потери начались в Сибири. По результатам переписи до войны, 1939 года, калмыцкое население составляло 106066 человек. Калмыки оказались едва ли не единственным из репрессированных народов, депортированных крайне рассредоточено – от Тюмени, Новосибирска до Заполярья и Сахалина.

    Давайте же всегда будем помнить о всех безвинно погибших. Вечная им память!

    Список литературы

    1. Убушаев Владимир Бадахаевич. Калмыки: выселение и возвращение. 1943- 1957 гг.
    2.Очиров, У. Б.Депортация калмыков в восточные районы СССР // У. Б. Очиров. Вклад репрессированных народов СССР в Победу в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.: моногр. Том I / ред. совет: А. Д. Горяев и др.; науч. ред. Б. Б. Боромангнаев. – Элиста: ЗАОр «НПП «Джангар», 2010. – С. 183 – 188

    3.Из воспоминаний очевидцев.

    4.Илюмжинов Н.Д. Память живая: Документальная и художественная проза. Николай Илюмжинов. / Составление и общая редакция Эльдышева Э.А. – Москва: «Художественная литература», 2009. – 796 с., ил.

    5.А. Панькин, В. Папуев. Дорога памяти.

    6. Бугай Николай Федорович, Операция «Улусы».




    написать администратору сайта