Исследовательская работа на тему История одной вещи. Патефон
Скачать 0.81 Mb.
|
1 Муниципальное Казенное Общеобразовательное Учреждение «Корниловская СОШ» Школьная конференция исследовательских проектов для учащихся 1- 11 классов «Шаг в будущее» Номинация - история Исследовательская работа на тему История одной вещи. Патефон. Выполнила: Суханова Екатерина ученица 5 класса МКОУ «Корниловская СОШ» Руководитель: Репкина Марина Борисовна учитель истории МКОУ «Корниловская СОШ» с. Корнилово 2017 г. 2 Содержание Введение………………………………………………………….. 3-4 стр. Основная часть…………………………………………………… 5-13 стр. 1. История звуковоспроизводящих устройств……………… 5-8 стр. 1.1 Результаты опроса одноклассников……………………… 9 стр. 2. История патефона…………………………………………. 10-12 стр. 3. Школьный патефон……………………………………….. 13 стр. Заключение………………………………………………………. 14 стр. Используемая литература и источники………………………… 15 стр. Приложения……………………………………………………… 16-34 стр. 3 ВВЕДЕНИЕ Однажды на уроке ИЗО нас повели в школьный музей. Меня очень заинтересовал необычный ящик, с боку которого торчала ручка. Я спросила у учителя: «Что это такое?» И мне ответили, что это патефон – механическое устройство для проигрывания пластинок, «прадедушка» современного музыкального центра. Сейчас музыка может сопровождать нас всюду — в дороге, в машине, на пикнике, даже во время пешеходной прогулки. А ведь это стало возможным сравнительно недавно, а до этого в течение многих веков для того, чтобы послушать музыку, надо было приглашать музыкантов — когда одного, а когда и целый оркестр: а иначе что за праздник? Но пригласить оркестр могли только богатые люди, остальным же не хватало для этого и денег, и места в доме. А музыку хотелось слушать всем… Конечно, люди мечтали о компактном и недорогом механическом «оркестре», и как всегда, изобретатели пришли им на помощь. Какими же были звуковоспроизводящие устройства, когда люди получили возможность слушать музыку и устраивать танцевальные вечеринки у себя дома — обо всём этом мне захотелось узнать подробнее. А также узнать историю появления патефона. Цель проекта. Узнать историю появления патефона и его устройство, представить её одноклассникам. Задачи проекта. 1. Узнать историю звуковоспроизводящих устройств. 2. Научиться выполнять поиск и сбор информации, её анализ и систематизацию. 3. Полученную информацию оформить в виде мультимедийной презентации. Методы исследования. изучение различных источников информации; анализ и обобщение информации. 4 опрос одноклассников Значимость. Результаты, полученные в ходе исследования можно использовать на уроках истории, музыки, на классных часах. Характеристика источников информации. На этапе планирования мы определились с источниками информации. Нам понадобится справочная энциклопедическая литература. Необходимо воспользоваться толковым словарём, так как возникла потребность в толковании специальных терминов, а также воспользуемся возможностями интернета. 5 Основная часть 1. История звуковоспроизводящих устройств. Люди веками пытались изобретать различные звуковоспроизводящие устройства (звуковоспроизводящий - осуществляющий звуковоспроизведение). Вспоминаются шарманки, музыкальные шкатулки, и табакерки. А сколько создано удивительных часов с музыкальным механизмом! Человек всегда мечтал сохранить и воспроизвести звук. У барона Мюнхаузена звук на сильном морозе «замерзал» в рожке почтальона, а потом на постоялом дворе в тепле «оттаивал» и «выходил» из рожка. Изобретатели и ученые начали с создания «говорящих» машин. Епископ Альберт Великий (1200-1280) сконструировал говорящую куклу, что вызвало страшный гнев его ученика Фомы Аквинского – он разбил ее вдребезги. В 1779 г. член Петербургской Академии наук Х.Кратценштейн по принципу органов речи человека создал резонатор, а через 20 лет австриец Кемпелен представил машину, издающую не только звуки, но и отдельные слова. Английскому ученому Т. Юнгу впервые удалось зафиксировать звук в 1807 г. Он записал звуковые колебания камертона на закопченной бумаге, расположенной на барабане, – это было первое в истории устройство записи звука. [4]. Часовщик Фабер в 1841 г. создал говорящую куклу с каучуковыми губами, языком и механической гортанью, куда нагнетался воздух. Аппарат управлялся клавишами подобно органу или пианино. В 1870-е годы французский физик, химик и поэт Ш.Кро предложил идею звукозаписывающего аппарата на поверхности прозрачного диска острием. Затем нужно было, по его мысли, фотографически перенести запись в форме канавки или гребешка на прочную поверхность, и звук воспроизводился бы иглой, прикрепленной к мембране, с той же частотой вращения, что и при записи [1]. 6 Именно XIX век с его бурным развитием науки, подстегиваемым победой капитализма, обеспечил скачок в организации досуга буржуа, а затем и рядового обывателя. 24 декабря 1887 г. Т. Эдисон заявил патент на первый практически изготовленный фонограф. (см. приложение № 1). Так началась эра механической звукозаписи, причем изобретатель использовал тот же принцип движения иглы, прикрепленной к мембране. При участии других изобретателей фонограф был усовершенствован, а энергия Эдисона и хорошо организованная им реклама способствовали широкому распространению аппарата, несмотря на низкое качество записи и слабый звук. В Россию фонограф пришел почти сразу после изобретения его Эдисоном. С помощью фонографа стали обучать иностранным языкам, лечить заикание, создавались записи сигналов военной и пожарной тревоги. Записывались голоса знаменитых певцов, артистов, писателей, популярные песенки. Он охотно использовался еще долгие годы, вплоть до конца 1910-х годов. Однако фонограф имел недостаток. его записи существовали только в одном экземпляре. Именно благодаря фонографу мы можем сегодня услышать голоса Л.Н. Толстого и А.П. Чехова, знаменитых актеров и политиков начала прошлого века. 26 сентября 1887 г. Эмиль Берлинер запатентовал граммофон – в отличие от фонографа, в нем для записи и воспроизведения вместо цилиндров использовались диски. (см. приложение № 3). Грампластинки первоначально изготовлялись из эбонита, затем из шеллака – смолы, вырабатываемой насекомыми. Первая в мире грампластинка была цинковой. Поперечная запись, в отличие от фонографа, обеспечила снижение искажений в десятки раз, а также более громкий звук (уже в первых моделях — в 16 раз). Записи легко тиражировались, и это сделало граммофон популярным и доступным. Изобретение Берлинера породило настоящий граммофонный "бум". В Россию грамзапись пришла из-за границы, и до 1917 года граммофонное 7 производство находилось в руках иностранцев.[5] В Риге в 1901 году появилась первая в России граммофонная фабрика. А в 1902-м "Общество Граммофон», при участии петербургского инженера Василия Ивановича Ребикова, основало первую в Петербурге фабрику граммофонов и грампластинок. Граммофон прошел путь эволюции, в 1907 году служащий французской фирмы "Патэ" Гильон Кеммлер (Kemmler) решил размещать громоздкий рупор внутри граммофона. Новые аппараты стали называться "патефонами" («Патэ» от названия известной французской фирмы по производству патефонов и слова «фон», в переводе на русский означает «звук»), что заметно облегчало его переноску. [3], (см. приложение № 4). Звучание у патефонов было хриплое, с искажениями, не все слова можно было разобрать. Качество зависело от затупленности иглы. В патефонах использовалась многоразовая сапфировая игла. Этот прибор первоначально предназначался для применения в полевых условиях для вооруженных сил Англии. В СССР патефоны выпускались многими заводами. Среди них - ордена Ленина завод «Молот» в Вятских Полянах, Коломенский патефонный завод, Ленинградский завод «Грампласттреста», завод «Северный пресс». В 30-50 годы в городах СССР были популярны танцы под патефон, который выставлялся на окне, и собравшиеся во дворе танцевали. На смену патефону пришел электрофон. Электрофон (сокращение от устаревшего термина "электропатефон") — устройство для воспроизведения звука с граммофонной пластинки. В просторечии - более известный как проигрыватель. (см. приложение № 5) 1961-1963 - создаётся магнитофон. Первые магнитофоны были катушечными. (см. приложение № 6) 8 Потом появились кассетные магнитофоны. Бобинные магнитофоны стали использоваться с 1930-х годов прошлого века. Первый "кассетник" был создан голландской фирмой Philips в 1961 году. (см. приложение № 7) Пиком развития магнитофонов стоит считать появление плееров Sony марки "Walkman" в 1979 году. Эти маленькие устройства произвели фурор, теперь любимую музыку можно было слушать на ходу, занимаясь спортом и т.п. Кроме того, человек с плеером не мешал окружающим, слушая аудиозаписи в наушниках. (см. приложение № 9) Стремительное развитие в конце 70-х годов ХХ века компьютерных технологий привело к появлению музыкальных центров, СД – плееров. (см. приложение № 8). 9 1.1 Результаты опроса одноклассников Прежде чем приступить к практической работе, мы провели опрос одноклассников и выяснили следующее: 1. Мои одноклассники знают только современные воспроизводящие устройства. 2. Не все мои одноклассники знают, что такое патефон. 3. Многие ребята вообще никогда не видели патефон. 4.Большинство ребят никогда не слушали патефон. 5. В ходе опроса я выяснила, что практически все ребята хотят увидеть и послушать патефон. Эти результаты убедили меня в том, чтобы подготовить презентацию «История патефона» об истории патефона и его устройстве. (см. приложение № 2) 10 2. История патефона Патефон – (от названия фр. граммофонной фирмы Пате и греч. phone – звук). Вид граммофона в форме ящика или шкафика, со скрытым рупором. Портативный небольшой граммофон. (Первоначально граммофон с постоянной, несменяющейся иглой из сапфира, выпускавшийся фирмой Пате.) [2] Слово патефон образовалось из двух составляющих: Пате - известная французская фирма по производству патефонов. Фон в переводе на русский язык - звук. Патефоны той поры были механическими и приводились в действие посредством пружины. Одного завода хватало на прослушивание одной стороны пластинки. Этот аппарат не требовал подключения к электросети. Под него танцевали на площадках в парках. Звук был достаточно громким. Уровень громкости не регулировался. Выпускалось несколько разновидностей патефонов. Все устройство помещалось в относительно легкий, компактный чемоданчик. Его можно было брать с собой и даже держать на руках, в отличии от граммофона, который был стационарный. (см. приложение № 11). Звук с пластинки снимался посредством иглы. Иглу приходилось часто менять, да и пластинки изнашивались, бились. В чемоданчике предусмотрен выдвижной отсек для хранения игл. Иглы можно было покупать на вес и были дешевыми. [6] Патефон - это не переносная версия граммофона. Граммофон - предтеча патефона, но с внешней трубой - так же существует мнение, что граммофонные пластинки имели более крупную нарезку бороздок ввиду более тяжёлого звукоснимателя. Разница никак не в величине и размещении рупора и не в корпусе (чемодане). Патефон - неправильное название портативного граммофона, которое прижилось только в СССР неизвестно по 11 каким причинам. На самом деле, даже "Граммофон" - это тоже запатентованное название звуковоспроизводящих аппаратов, выпускаемых определенными фирмами. При проигрывании патефонных пластинок применялась сапфировая игла, рассчитанная на многократное использование, в отличие от граммофонной стальной иглы (смена после 3-4 минут, т.е. проигрывание 1-й стороны грампластинки). И еще один момент - патефонные пластинки играют от центра к краю, а граммофонные - от края к центру. На настоящем патефоне НЕВОЗМОЖНО прослушать граммофонную пластинку (и наоборот). Первые пластинки назывались рекордами (от английского слова "record" - "запись"). Они были толстые, с шероховатым краем и весили почти полкилограмма! В центре делались два отверстия. Запись занимала только одну сторону (двусторонние "рекорды" появились лишь в 1903 году), на другой стороне печатали название пластинки вместе с либретто или нотным примером.[6] Самая первая грамзапись на русском языке была сделана в 1897 г. в Ганновере. А из чего только не делали первые пластинки! Из воска, целлулоида, каучука, металла и даже... шоколада. Да, да, самого настоящего шоколада! Все эти материалы в общем-то не годились для пластинок. Дело вот в чем. Длина звуковой бороздки только одной песни составляла около километра. Пока игла пробегала этот путь, она давила на дно канавки с невероятной силой - около тонны на квадратный сантиметр! Это примерно то же самое, что поставить слона на одной ноге на спичечный коробок. Какой же материал выдержит такое давление? Наверное, сталь? Нет, пластинки из самой лучшей стали изнашиваются в 20 раз быстрее, чем из шеллака. В Индии водится крохотный жучок - лаковый червец. Он выделяет смолу, из которой делает себе скорлупу (скорлупа по-английски "shell", отсюда и шеллак). Оказалось, что эту смолу можно плавить, смешивать с другими 12 веществами, подвергать давлению - она все равно останется эластичной и в то же время твердой. Единственный ее недостаток - дороговизна. Ведь для изготовления только одной пластинки требовалась скорлупа 4 тысяч жучков. Эту смолу отрывали от коры дерева, обливали горячей водой, промывали, процеживали, чтобы удалить кусочки коры.[4] Понятно, что таким способом много пластинок не сделаешь. Поэтому уже с 1908 года фирмы-изготовители стали скупать старые, негодные, разбитые пластинки. Печатались объявления такого рода: "За три старые пластинки выдается одна новая того же размера при условии покупки еще одной новой". Нужно было чем-то заменить смолу. На помощь пришла пластмасса. Плотная поверхность пластмассы позволила сблизить и сузить звуковые бороздки - появилась долгоиграющая пластинка. 13 3. Школьный патефон. В наши дни музыку мы воспринимаем, как что-то обычное и повседневное и не задумываемся, что ещё 100 лет назад патефоны были желанным предметом тысяч семей. На корпусе мы обнаружили выдвижной ящик, где хранятся иголки. (см. приложение №15). Почти все иглы уже использованы, но нам удалось найти нужную и послушать звучание патефона. Внутри на корпусе патефона есть настройки. Одна из них - регулятор скорости проигрывания пластинок. (см. приложение № 16). Есть настройка тормоза, включающая функцию автоматического стопа. (см. приложение № 17). Для прослушивания использовались пластинки Апрельского завода. Несколько штук сохранилось до сегодняшнего дня. (см. приложение №18). Сбоку на корпусе нашего патефона есть замочек, который закрывает корпус и позволяет переносить патефон, как обычный чемоданчик. (см. приложение № 19). Наш патефон сохранился до наших дней в рабочем состоянии. На нём можно слушать пластинки, которые слушали наши прабабушки и прадедушки. 14 Заключение Проведя исследование мне удалось многое узнать о звуковоспроизводящих устройствах, выяснить их историю. Особое место в моей работе отводится истории патефона. Мне удалось рассмотреть появление патефона, найти его отличие от граммофона и, конечно, не только рассмотреть внимательно патефон в школьном музее, и послушать звучание этого устройства. К сожалению, в современном мире прошлое вытесняется повседневной обыденностью, человек растворяется в пространстве информационных технологий, теряет накопленный многими поколениями опыт, а, значит, забывает о прошлом своей семьи, своей малой Родины, своей страны. Память и знание прошлого делают наш мир более интересным и значительным. Вот почему так важно хранить память культурную, память народную, память семейную. Чтобы не быть беспамятными, неблагодарными, неспособными на добрые поступки. Работая над проектом, я достигла той цели, которую ставила в начале своего исследования, создала презентацию и представила её одноклассникам. 15 Литература и источники 1 . Большая энциклопедия эрудита. 2. Толковый словарь русского языка под редакцией Б. М. Волина и проф. Д. Н. Ушакова том 3 Министерство иностранных и национальных словарей 1939 г. 3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Патефон 4. http://pptcloud.ru/music/istoriya-patefona 5. http://www.liveinternet.ru история патефона 6. https://dedpodaril.com старый патефон 7. Фонды школьного музея 16 Приложение № 1 Фонограф Эдисона 17 Приложение № 2 Результаты опроса одноклассников В опросе принимали участие 16 человек № Вопрос Ответы 1 Какие звуковоспроизводящие устройства вы знаете? Радио, телефон, компьютер, магнитофон, колонки, патефон, телефон, музыкальные инструменты да нет 2 Знаете ли вы, что такое патефон? 9 (56 %) 7 (44 %) 3 Приходилось ли вам его видеть и где? 4 (25 %) 12 (75%) 4 Слушали ли вы патефон? 4 (25 %) 12 (75%) 5 А хотите увидеть и послушать патефон? 14 (87%) 2 (3%) 18 Приложение № 3 19 Приложение № 4 20 Приложение № 5 21 Приложение № 6 22 Приложение № 7 23 Приложение № 8 24 Приложение № 9 25 Приложение № 10 26 Приложение № 11 27 Приложение № 12 28 Приложение № 13 29 Приложение № 14 30 Приложение № 15 31 Приложение № 16 32 Приложение № 17 33 Приложение № 18 34 Приложение № 19 |