Главная страница
Навигация по странице:

  • Проект по литературе "Цвет в стихах русских поэтов"

  • Актуальность

  • Предметом

  • Жёлтый

  • Зелёный

  • Оранжевый

  • Цветообозначения

  • Исследовательская работа

  • Желтый

  • Белый 46 Серый 3 Черный 10

  • исследовательская работа. Цвет в стихах русских поэтов. Исследовательская работа по литературе "Цвет в стихах русских поэтов" посвящена изучению особенностей применения цветообозначений в стихах русских поэтов, анализу представленных единиц и их классификации по сходству значений,


    Скачать 47.94 Kb.
    НазваниеИсследовательская работа по литературе "Цвет в стихах русских поэтов" посвящена изучению особенностей применения цветообозначений в стихах русских поэтов, анализу представленных единиц и их классификации по сходству значений,
    Анкорисследовательская работа
    Дата22.10.2022
    Размер47.94 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЦвет в стихах русских поэтов.docx
    ТипИсследовательская работа
    #748108
    страница1 из 3
      1   2   3

    Тематика:  Литература

    Автор работы:  Брысова Кристина

    Руководитель проекта:  Ващилова М. В.

    Учреждение:  МОУ СОШ № 36

    Класс:  4

    Данная исследовательская работа по литературе "Цвет в стихах русских поэтов" посвящена изучению особенностей применения цветообозначений в стихах русских поэтов, анализу представленных единиц и их классификации по сходству значений, по структуре и частеречной принадлежности.

    Автор проектной работы по литературе "Цвет в стихах русских поэтов" использовал в качестве материала исследования поэзию таких знаменитых русских авторов, как Александр Сергеевич Пушкин, Михаил Юрьевич Лермонтов, Александр Блок, Сергей Есенин, Иван Бунин и другие.


    Проект по литературе "Цвет в стихах русских поэтов" содержит исследования средств выразительности в поэзии, систему образования слов, обозначающих цвет, классифицирует состав цветообозначений в стихах русских поэтов по тематическим группам и особенностям их применения.

    Содержание

    Введение
    I. Понятие лексического поля «цвет»
    1.1. Средства выразительности в поэзии
    1.2. Лексическое поле «цвет»
    1.3. Система базовых цветов
    1.4. Образование слов, обозначающих цвет
    II. Состав, структура, частеречная принадлежность и использование цветообозначений в стихах русских поэтов
    2.1. Состав цветообозначений в стихах русских поэтов
    2.2. Образование слов-цветообозначений
    2.3. Частеречная принадлежность цветообозначений
    2.4. Классификация цветообозначений по тематическим группам и особенности их применения
    Заключение
    Список использованной литературы
    Приложение

    Введение


    Прекрасный дар природы – способность человека видеть мир, расцвеченный всеми цветами радуги. Люди так привыкли к этому чуду, что не удивляются ему. Более того, склонны считать цвет объективным свойством самих предметов.

    Слова со значением цвета в русском языке входят в группу лексического поля «цвет». Слова цветообозначений претерпевают постоянное развитие и изменение в языке.

    Данная группа слов может быть изучена с разных сторон: образование, структура и использование слов, обозначающих цвет, в языке.

    Результатом развития «цветовых» слов явилось сосуществование в языке их прямых и переносных значений, которые активно используют авторы в различных видах художественного творчества.

    Цвет часто используется во всех жанрах литературы как яркое изобразительное средство. В данной работе мы рассмотрим цвет в стихах русских поэтов: Александра Сергеевича Пушкина, Михаила Юрьевича Лермонтова, Александра Блока, Сергея Есенина, Ивана Бунина и других. Полный список произведений и авторов представлен в Приложении.

    Актуальность исследования состоит в возможности определения цветовой картины мира в стихах русских поэтов.

    Объектом исследования стали стихи русских поэтов о природе.

    Предметом исследования являются цветообозначения в данных стихах.

    Мы выдвинули гипотезу:

    Если мы рассмотрим цветовую гамму, представленную русскими поэтами, то сможем увидеть мир, расцвеченный всеми цветами радуги.

    Целью нашего исследования явилось желание выявить состав и структуру поля «цвет» в стихах русских поэтов, а также установить область применения цветообозначений в стихотворениях.

    В соответствии с целью определили следующие задачи:

    • изучить материал о том, что такое «цвет», какие бывают цвета, и как они образовываются;

    • определить состав и структуру лексического поля «цвет» в стихах русских поэтов;

    • установить особенности применения цветообозначений в стихах русских поэтов о природе.

    Для выявления единиц цветообозначений мы воспользовались методом сплошной выборки.

    При анализе данных единиц использовали метод классификации по сходству значений, по структуре и частеречной принадлежности.

    При распределении цветообозначений в группы, использовали лексическое значение слов, которое уточнялось с помощью словарей.

    Для определения особенностей применения цветообозначений в стихах русских поэтов был проведен анализ выделенных единиц и классификация их по тематическим группам.

    Данная работа состоит из введения, двух частей, заключения, списка литературы и приложения.

    В первой части рассмотрен теоретический материал по данной теме, во второй части проведена работа по классификации выбранных единиц и анализ их использования в стихах.

    1.1. Средства выразительности в поэзии

    Читая стихи русских поэтов, мы замечаем, как часто художники слова описывают природу. В пейзажной лирике – изображают картины природы и местности, которые часто служат дополнительным средством для более выразительного изображения душевного состояния литературных героев, способствует раскрытию замысла автора.


    При анализе стихотворений мы обращаем внимание на такие выразительные средства как метафора, эпитет, сравнение. Мы можем по стихотворению нарисовать словесную картину. И, конечно же, обращаем внимание на цвет.

    Мы обращаем внимание не только на цвет каждого элемента картины, но и на общий колорит, передающий эстетическое переживание поэта, эмоциональный строй произведения. Цвет часто является важным средством выразительности, он дает возможность более подробно представить картину, созданную поэтом в стихотворении.

    Александр Блок писал, что «…искусство красок и линий позволяет всегда помнить о близости к реальной природе…». Поэт так же писал, что словесные впечатления более чужды детям, чем зрительные.

    Детям приятно нарисовать все, что можно. Читая стихотворение, каждый ребенок может изобразить на рисунке то, что изображает автор. Чем больше красок он использует, тем ярче будет восприятие ребенка.

    Художник, рисуя картину, использует всевозможные краски. Мы знаем, что «живопись учит смотреть и видеть (это вещи разные и редко совпадающие). Благодаря этому живопись сохраняет живым и нетронутым то чувство, которым отличаются дети.

    Ласковая и яркая краска сохраняет художнику детскую восприимчивость; а взрослые писатели "жадно берегут в душе остаток чувства". Пожелав сберечь свое драгоценное время, они заменили медленный рисунок быстрым словом; но - ослепли, отупели к зрительным восприятиям.

    Говорят, слов больше, чем красок, но, может быть, достаточно для изящного писателя, для поэта - только таких слов, которые соответствуют краскам. Ведь это - словарь удивительно пестрый, выразительный и гармонический.

    Все можно нарисовать - воздух, озеро, камыш и небо. Все понятия конкретны, и их достаточно для выражения идеи. А для развития идей в будущем могут явиться способы «более тонкие, чем готовые слова».

    Писатель или поэт тоже может быть художником. Перед ним так же возникают разнообразные картины, и начинается трудная работа в «лаборатории слов». Перед их взором предстает «цветовая радуга».

    Здесь важно «для писателя - понимание зрительных впечатлений, уменье смотреть? Действие света и цвета свободно. Оно улегчает душу, рождает прекрасную мысль».

    1.2. Лексическое поле «цвет»

    В последнее время все больший интерес вызывает изучение цветовых обозначений. Уделяется внимание возникновению цветообозначений, особенностям их употребления в текстах различных жанров, разных авторов.


    Что же такое цвет? Над разгадкой физической природы цвета и биологической способностью человека распознавать цветовые оттенки ученые думали в течение многих столетий.

    Последние исследования в этой области доказали, что за такую способность отвечает у человека целый десяток так называемых «пигментных» генов, составляющих определённый набор, индивидуальный для каждого, - поэтому два человека, глядя на один и тот же предмет, могут воспринимать цвет по-разному.

    В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой записано, что цвет - это один из видов красочного радужного свечения — от красного до фиолетового, а также их сочетаний или оттенков.

    Все цвета традиционно делятся на хроматические и ахроматические. В основе этого деления лежат такие признаки, как цветовой тон, насыщенность и светлота. Для хроматических цветов обязательным качеством является цветовой тон (красный, желтый, синий, зеленый, голубой, и т.д.) Ряд ахроматических цветов составляет переход от белого через серый к черному.

    Так или иначе, цвет воспринимается обычно как цвет предметов. К так называемым теплым цветам относятся красный, золотистый и оранжевый, в то время как синий, фиолетовый и цвет морской волны считают холодными цветами.

    В своем жизненном опыте мы практически никогда не имеем дело с чистым цветом. Мы видим оранжевый апельсин, зеленую траву, карие глаза, красные звезды, а не просто отдельные цвета.

    Нам практически невозможно отделить информацию цветовую от той, которая ее сопровождает, от контраста, в котором мы воспринимаем цвет. Человеку чаще всего цвет рассказывает о предметах и явлениях. Он позволяет судить о том, созрела ли ягода, или она еще зеленая, здоров ли ребенок или у него красное горло.

    Понятно, что чем разнообразнее информация, тем она достовернее. То, что мы видим, слышим, осязаем, помним, обоняем, чувствуем, - все это помогает представить единую и неразрывную картину мира.

    Довольно просто заменить различную цветовую гамму (остроту зрения) в разное время суток.

    При дневном освещении самым светлым человеку кажется желтый цвет. При переходе от дневного зрения к ночному чувствительность сдвигается к синему цвету. При сумеречном освещении лучше всего глаз человека различает зеленые оттенки.

    Видимый спектр для среднего человека начинается с красного и заканчивается фиолетовым. Правда, человек в состоянии видеть и различать гораздо большее количество цветов.

    Цветовые восприятия являются важными для человека впечатлениями внешнего мира и проблема воздействия цвета на человека далеко еще не решена.

    1.3. Система базовых цветов

    Для выявления психологически значимых цветов учеными проводились различные эксперименты и предпринимались попытки создать систему основных (базовых) цветов.


    Самой известной считается система И. В. Гёте, в которой он подразделяет весь цветовой спектр на три группы:

    1. Основные цвета – желтый, синий, красный, из которых теоретически могут быть составлены все остальные цвета;

    2. Составные цвета первой степени – зелёный, оранжевый, фиолетовый, полученные в результате смешения двух основных цветов;

    3. Составные цвета второй степени – цвета, которые получаются в результате смешения составных цветов первой степени (Гёте).

    «Антропологи Брент Берлин и Пол Кей ещё в шестидесятые годы прошлого века обосновали теорию о том, что основных названий цвета в любом развитом языке всего одиннадцать. По их мнению, существует семь стадий развития цветовой терминологии, отражающих последовательность появления каждого слова».

    Так, на первой стадии появляются только два базовых обозначения: белый и черный. На второй стадии к ним присоединяется обозначение красного цвета.

    На третьей – пятой стадиях добавляется по одному слову из трех: синий, зелёный и жёлтый (для разных языков последовательность развития этих трех цветообозначений может быть различной). На шестой стадии всегда возникает обозначение коричневого.

    А высшая, седьмая стадия, всегда ознаменована появлением сразу четырех номинаций – розовый, оранжевый, фиолетовый и серый. В русском же языке, по мнению многих исследователей наименований цвета, к гамме основных следует причислить ещё и голубой цвет.

    Рассмотрим, как эти слова описываются в словаре С.И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой.

    Белый – цвета снега или мела.

    Чёрный – цвета сажи, угля.

    Жёлтый – цвета яичного желтка.

    Красный – цвета крови, спелых ягод земляники, яркого цветка мака.

    Синий – имеющий окраску одного из основных цветов спектра — среднего между фиолетовым и зелёным.

    Зелёный - Цвета травы, листвы.

    Коричневый – буро-жёлтый.

    Розовый – цвета недозрелой мякоти арбуза, цветков яблони, белый с красноватым оттенком.

    Оранжевый – густо-жёлтый с красноватым оттенком, цвета апельсина.

    Фиолетовый – цвета фиалки или тёмных соцветий сирени.

    Серый – цвета пепла, дыма.

    Голубой – светло-синий, цвета незабудки.

    С развитием языка происходит и развитие системы цветообозначений.

    1.4. Образование слов обозначающих цвет цвета

    В последнее время большой интерес вызывает изучение цветовых единиц. Уделяется внимание возникновению цветообозначений, особенностям их употребления в текстах разных жанров, разных авторов.


    Цветообозначения - это чаще имена прилагательные, называющие основные и промежуточные цвета о которых мы говорили выше.

    Но встречаются также цветообозначения, которые образуются от существительных, они выделяются как качественно-относительные прилагательные.

    Они могут быть образованы от слов самых разных тематических групп, например, почва: землистый, песочный; металлы: золотой, серебристый; драгоценные камни: бирюзовый, изумрудный; цветы, плоды: лимонный, фиалковый; продукты питания: молочный, чайный; предметы быта: кирпичный, бутылочный; человек: кровавый, телесный.

    Поскольку число оттенков цвета, различаемых человеком, имеет порядок десятков или даже сотен тысяч, а число «имён цвета», зарегистрированных в словарях, не превышает 150, ясно, что одно «имя цвета» должно охватывать очень много различных оттенков цвета, различаемых человеком [Фрумкина].

    Для определения более тонких оттенков цвета, конкретизацией при описании цвета является ссылка на цвет какого-либо предмета, достаточно распространенного и доступного человеку, например вишневый, янтарный.

    С развитием связи с другими странами идет обогащение словаря за счёт иноязычных слов.

    В заключении первой части отметим, что в пейзажной лирике поэты часто используют такое важное выразительное средство как цвет. Изучение физической природы цвета занимало разных ученых. Больше всего применяют для рассмотрения теорию о цвете И.В. Гёте и систему цветов Б. Берлина и П. Кея. На учения этих исследователей мы будем опираться в своей работе.

    Считается, что слова, называющие цвет, чаще всего – имена прилагательные. Среди них есть группы слов, образованных от существительных (качественно-относительные прилагательные).

    Развитие жизни общества влечет за собой изменение и единиц речи – слов. Во второй части работы подробнее рассмотрены способы образования и тематическое распределение слов-цветообозначений по разным группам, наблюдения за которыми помогли определить общую картину мира в стихах русских поэтов.

    Исследовательская работа: 

     Проект "Цвет в стихах русских поэтов"

    2.1. Состав цветообозначений в стихах русских поэтов

    В данной части нашей работы мы рассмотрели, как русские поэты используют слова, обозначающие цвет, в своих стихах.


    Методом сплошной выборки нами было выделено 52 цвета, представленных 358 единицами. После этого мы разделили их на группы: ахроматические и хроматические. Для правильного определения цвета мы выявляли точное его значение по Толковому словарю.

    Сначала распределили цвета ахроматические: от белого до черного.

    К группе белого цвета также отнесли молочный, снежный, седой, цвет жемчуга, олова, серебра. К серому относятся дымный, свинцовый. Черный представлен одним вариантом.

    Потом распределили хроматические цвета.

    Желтый цвет представлен еще золотым, лимонным, янтарным. Голубой цвет имеет один вариант, а для описания синего используют лазурный. Для описания зеленого используют бирюзовый, изумрудный.

    Красный же цвет описывают такими словами, как алый, багряный, румяный, пурпурный, рдяный, рыжий, розовый, малиновый, цвет крови, меди, ржавчины. К оранжевому относятся огненный или цвет пламени. Фиолетовый представлен еще лиловым, а коричневый - бурым.

    Рассмотрим частоту использования выбранных нами цветообозначений. По Таблице 1 хорошо видно, что поэты в своих произведениях больше всего используют хроматические цвета. (ахроматических - 101 единица, а хроматических – 241). Это позволяет сделать вывод о том, что цвет имеет для поэтов важное значение.

    Таблица 1

    Ахроматические цвета

    Белый

    Серый

    Черный

    Белый 46

    Серый 3

    Черный 10

    Серебро 26

    Дымный 2




    Седой 8

    Свинцовый 1




    Снежный 2







    Олово 1







    Жемчуг 1







    Молочный 1







    85

    6

    10

    Итого: 101
      1   2   3


    написать администратору сайта