исследовательская работа. Цвет в стихах русских поэтов. Исследовательская работа по литературе "Цвет в стихах русских поэтов" посвящена изучению особенностей применения цветообозначений в стихах русских поэтов, анализу представленных единиц и их классификации по сходству значений,
Скачать 47.94 Kb.
|
При выборе слов, обозначающих цвет, нам встретились такие цветообозначения, которые следует выделить в отдельные группы. Это слова, обозначающие многоцветие, и слова, обозначающие прозрачность. В группу многоцветие мы отнесли слова – перламутр, пестрый, разноцветный, рябой, стоцветный, которые обозначают наличие в предмете не одного, а нескольких цветов сразу. В группу прозрачность мы отнесли слова – алмазный, прозрачный, хрусталь, которые передают способность предмета пропускать цвет через себя. Таблица 2
Рассмотрим состав каждой группы цвета и выясним, какие цвета чаще используются поэтами в стихах. Объединим основные названия цвета и их оттенки. Результат такого объединения представлен в таблице 3. Таблица 3
Сводная таблица показывает, что поэты чаще всего используют белый цвет (85), желтый (67) и красный (65). На втором месте по использованию синий (41), зеленый (32) и голубой (17). Меньше всего авторы стихов используют оранжевый (11), черный (10), серый (6), фиолетовый (5) и коричневый (3) цвета. Рассмотрим разнообразие слов для обозначения одного и того же цвета, используемые авторами стихов. Среди ахроматических цветов белый представлен семью вариантами слов, серый – тремя, черный – одним. Среди хроматических цветов красный цвет имеет двенадцать вариантов слов, желтый и оранжевый – по пять вариантов, зеленый и коричневый - тремя. Фиолетовый и синий представлены двумя вариантами, а голубой – одним. Исследовательская работа: Проект "Цвет в стихах русских поэтов" 2.2. Образование слов-цветообозначений В первой части нашей работы говорилось о том, что слово, называющее цвет, может быть образовано по сходству с какими-нибудь предметами. Рассмотрим, как были образованы выбранные нами единицы. Результаты представлены в Таблице 4. Таблица 4
По таблице мы видим, что авторы стихов кроме основных цветов, которые были описаны в первой части, используют слова, образованные по сходству с предметами: металлами (7), драгоценными камнями (6), продуктами питания (5), растениями (3), бытовыми предметами (3), природными явлениями (2) и человеком (3). Чаще всего авторы сравнивают предметы природы с металлами. Они используют для описания предметов природы сходный с ними цвет и блеск золота, серебра, свинца, олова, меди, а также ржавчину, способность железа ржаветь. На втором месте по использованию – драгоценные камни и продукты питания. Цвет драгоценных камней, таких как жемчуг, янтарь, изумруд, бирюза, алмаз, используется авторами в стихах и помогает передать не только цвет, блеск, но иногда указывает на прозрачность и способность искриться и переливаться (янтарь, изумруд, алмаз). Конечно, не могли поэты не обратить внимания на цвет тех предметов, которые окружают их в быту - продукты питания. Это цвет фруктов – лимонный, молока – молочный, цвет крупы – гречневый, цвет спелых ягод – розовый, малиновый, даже внутренняя переливчатая сторона раковины была использована поэтами - перламутровый. Конечно же, и на бытовые предметы поэты обращают внимание (цвет дыма, огня) или предметов изготавливаемых человеком (хрусталь). Даже сам человек может быть объектом, дающим возможность образовать цвет: цвет волос – седой, румянец на лице – румяный, цвет крови – кровавый. Наблюдая за способами образования цвета, мы увидели, что авторы стихотворений больше способов образования слов, для описания белого (5), желтого (4) и красного (3) цветов. |