Исследовательская работа по литературе Цветовая палитра в поэзии С. А. Есенина
Скачать 461 Kb.
|
Научно – исследовательская работа по литературе Цветовая палитра в поэзии С. А. Есенина ГАРАЕВ ИЛЬФАТ МБОУ «Гимназия №26», 7 «А» класс Научный руководитель: Кривилева С. Н. Набережные Челны 2015 Содержание Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1. Особенности поэтического мировосприятия С. А. Есенина..…………………………………………………………………….4 Глава 2. Цветовая палитра в поэзии С. А. Есенина:……………………………7 2.1. синее и голубое – цвет земной атмосферы; 2.2. алый и малиновый – красочность лета; 2.3. золотисто-желтый цвет – цвет «золотой осени»; 2.4. контраст белого и черного - щемящее ощущение смерти; 2.5. радуга цвета в поэзии С. А. Есенина; Глава 3. Процентное соотношение цветов в лирике С. А. Есенина……….....12 Заключение……………………………………………………………………….13 Список использованной литературы…………………………………………...14 Приложения……………………………………………………………………...15 Введение В каждую эпоху рождаются люди, которые меняют эту эпоху и оставляют свой след в истории. Таким человеком являлся и Сергей Есенин. Есенин был и остается одним из самых известных русских поэтов и самых таинственных. Вокруг его имени всегда возникали легенды, а его смерть остается загадкой и по сей день. Казалось бы, биография Есенина изучена вдоль и поперек, но все равно то и дело всплывают новые факты, до этого неизвестные. Лично мне каждый человек, будь то писатель, художник, ученый или поэт прежде всего интересен именно как «человек», поэтому и Есенина я буду рассматривать не только как поэта. И это, на мой взгляд, будет очень кстати, потому что многим из нас писатели представляются людьми, строгими и правильными, не имеющими ничего общего с «простыми смертными». Сергей Александрович Есенин - яркий и талантливый поэт. В своем творчестве он разрабатывает поэтическую концепцию человека в этом огромном и пестром мире. Поэзия Есенина многоцветна, но не просто наделена красками, а органически слита музыкальностью и цветом с внутренним миром поэта и тем окружающим пространством, в котором он живет и творит. Сергей Есенин, поэтическое сердце России, прожил яркую, короткую, как мгновение жизнь. Всего 30 лет. Своим читателям он ставил богатое поэтическое наследство. Есенинские строки обладают поистине колдовской силой, берут за душу, голос добирается до самых глубин человеческого сердца. И костёр зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная ширь, и голубая гладь озёр - вся красота родного края с годами отлились в стихи, полные горячей любви к русской земле. Первых своих читателей Есенин пленил тем, что повёл по забытой ими прекрасной земле, заставляя сберегать в глазах её краски, вслушиваться в её звоны, в её тишину, всем существом впитывать её запахи… Большой художник Есенин привлёк своих первых читателей свежестью восприятия и неподдельной, наивной ярко цветностью. Как справедливо заметил И. Сельвинский, “ такого глаза наша “ поэтическая живопись ” ещё не знала ”. Многоцветны и многокрасочны есенинские пейзажи. Природа играет и переливается всеми цветами, образы живописны, словно акварелью нарисованные. Как национальный народный поэт Сергей Есенин впитал в свою поэтическую систему излюбленную исстари красочную гамму. Цветовые впечатления, разлитые в его звучных стихах, во многом перекликаются и повторяют те цвета, что мы встречаем в народных вышивках, фресковой живописи, устной народной поэзии, в “Слове о полку Игореве”. (Красочная гамма поэзии Есенина и её соотнесённость с древнерусской живописью убедительно раскрыты в статье К.А. Кедрова “Образы древнерусского искусства в поэзии Сергея Есенина”). Синева, разлитая в поэзии Сергея Есенина, действительно напоминает древнерусскую фресковую живопись. Эта синяя дымка полюбилась Есенину, стала его ведущей красочной тональностью. Больше всего из распространённых красочно-цветовых эпитетов, выраженных прилагательным, самым распространённым эпитетом оказался “синий”. Есенин залил голубизной свои рязанские пейзажи, словно бы сознательно стремясь к тому, чтобы по этой светящейся, то истиной, перламутровой, то глубокой, до черноты сини, издали, даже не всмотревшись в детали, в особенности рисунка, узнавали его руку. Задача данной работы - компенсировать «однобокость» и бессистемность изучения цветообозначений и, рассмотрев имеющиеся в филологических работах подходы к изучению цвета, представить возможный план анализа цветообозначений в художественном тексте: в данном случае в поэзии Сергея Есенина. Материалами данного анализа послужили поэтические произведения С.А. Есенина, которые были избраны по признаку наличия в них цветообозначения. Цели работы: 1. Изучить поэзию С. Есенина, образность поэзии, а также проследить за цветом в его поэтическом мире. 2. Классифицировать полученные знания. 3. Сформировать свое мнение и закрепить знания для дальнейшего применения. 1. Особенности поэтического мировосприятия С. А. Есенина Сергей Александрович Есенин – это самый читаемый в России поэт. Современники отмечали необычайно стремительное вхождение его в литературу, всеобщее признание. Максим Горький писал: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного – заслужено человеком». Родился он в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константинове. С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери. Стихи начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество относится к 16-17 годам. Есенин – единственный среди русских великих лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел. Все написанное им проникнуто «чувством родины». Как писал сам поэт: «Чувство родины – основное в моем творчестве». Есенин народный, национальный поэт не только потому, что он родился в самой что ни на есть российской деревне, что писал о родной природе, что язык его стихотворений прост и понятен, но и потому, что каждый человек в России хоть однажды переживал те же чувства, что и Есенин, что Есенин выразил национальный характер, национальные настроения, мечты, сомнения, надежды. В самом звучании его фамилии есть что-то природное, лесное, весеннее – и никаких псевдонимов, столь популярных в его время, не понадобилось. Мировосприятие Есенина складывалось под влиянием русской природы. Природа и родина для поэта не просто однокоренные слова, это неразрывные понятия. Литератор К.Л.Зелинский писал: «Скромная пленительная природа средней полосы России воспета Есениным с глубокой и трепетной любовью, словно живое существо. Недаром она показана не созерцательно, а в действии». Исследователь А.А.Козловский замечает: «Ранние стихи Есенина полны звуков, запахов, красок… Звенит девичий смех, раздается «белый перезвон» берез, вызванивают ивы, звенят удила, «со звонами» плачут глухари, заливаются бубенцы, слышится «дремная песня» рыбаков, шумят тростники, играет то тальянка, то ливенка. Спас пахнет яблоками и медом, ели льют запах ладана. Кругом – мягкая зелень полей, алый свет зари, голубеет небесный песок, кадит черемуховый дым» Творчество Сергея Александровича Есенина было своеобразным порывом духовной природы его мировосприятия. Русская стихийность, бушевавшая в нем, объясняется, с одной стороны, свободой натуры, проявляющейся в бунте, разгуле, хулиганстве, с другой — воспринятой с детства народной религиозностью, сказавшейся в использовании религиозной тематики и символики, которые преломляются у поэта через фольклорные формы. Религиозное мироощущение раскрывается у Есенина в устойчивом чувстве покаяния, в мыслях о смерти и погибшей в грехе жизни. Так по-своему Есенин интерпретирует религиозно-философские искания начала века, во многом определившие специфику и содержание литературы 1910-х годов. 2. Цветовая палитра в поэзии С. А. Есенина Сергей Александрович Есенин — яркий и талантливый поэт. В своем творчестве он разрабатывает поэтическую концепцию человека в этом огромном и пестром мире. Поэзия Есенина многоцветна, но не просто наделена красками, а органически слита музыкальностью и цветом с внутренним миром поэта и тем окружающим пространством, в котором он живет и творит. Природа у Есенина многоцветна, многокрасочна. Уже ранние стихи Есенина отличались самобытностью и свежестью образов, были наполнены шорохом листьев и шумом дождей, многоцветьем красок, пьянящим ароматом. Ведь поэт с ранних лет тесно общался с природой. И особенность его поэтичного мышления заключалась в том, что через образы родного края он постигал сложность бытия, человеческих судеб, жизнь собственной души. Я не скоро, не скоро вернусь! Долго петь и звенеть пурге, Стережет голубую Русь Старый клен на одной ноге. Поэт тонко чувствует цвета, он использует разнообразные оттенки. Так, например, желтый цвет может быть ржаным и овсяным, золотистым и соломенным, песочным и солнечным. Красный может быть у поэта багряным, алым, розовым, рдяным… Какое разнообразие оттенков! Я думаю, Есенин занимает, бесспорно, первое место по использованию цветов. Если обратить внимание на пейзажи, то они тоже очень красочны выразительны и, что особо важно, наполнены голубизной: «В прозрачном холоде заголубели долы…», «Летний вечер голубой…», «Синяя вьюга…». Голубизна в стихотворениях – то нежная, перламутровая, то глубокая до синевы. А если обратим внимание на стихотворение «О, Русь –малиновое поле», то уже сочетание синего и малинного цветов придает пейзажу особую выразительность: О, Русь – малиновое поле И синь, упавшая в реку, - Люблю до радости и боли Твою озерную тоску. Поэзия Есенина словно озарена высоким и чистым светом любви к своей родине. Родина, Русь, родная земля – вот тот источник, из которого поэт черпает и силы, и вдохновения, что несет в себе и радость, и печаль. Стихотворения Есенина отличаются обилием разнообразной краски. 2.1. Синее и голубое – цвет земной атмосферы Цветовая палитра сложна, многокрасочна и выразительна. Любимые цвета поэта — синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности просторов России: «только синь сосет глаза…», «солнца струганные дранки загораживают синь…», «…вечером синим, вечером лунным…», «предрассветное, синее, раннее», «синий май, заревая теплынь», «синь, упавшая в реку». Этим выражается чувство любви и нежности. Есенин видел Русь в радости, в весеннем убранстве, с пахучими летними цветами и травами, с бездонной синевой небес, с прихотливо извилистыми реками, веселыми рощами. И поэт не жалел красок, чтобы ярче передать богатство и красоту русской природы. В голубые и радостные тона окутана Россия в стихах Есенина. «Опять ты вновь заголубела, моя родимая земля», - пишет он. «Заголубели долы», «…вокруг синяя ширь», «заметался пожар голубой…», «голубая кофта, синие глаза…», «парень синеглазый…», «разве ты не хочешь, персиянка, увидать далекий синий край?», «от воды синь во взорах…» Синее и голубое – это цвет земной атмосферы и воды, он преобладает в природе независимо от времени года, в нем меняются только оттенки. И поэт не ограничивается простым воспроизведением красок природы, он не копирует их, а как я заметил, каждая краска имеет свой смысл и содержание. Синий – цвет покоя и тишины. А голубой очень близок по своему значению синему, но в нем есть радостное ощущение простора. Сочетание же голубого и синего цвета дают романтическое настроение: «Май мой синий! Июнь голубой!» - восклицает поэт, и я чувствую, что здесь не просто названы месяцы весны и лета, здесь думы о юности и молодости. 2.2. Алый и малиновый – красочность лета В осенние дни, когда так прозрачно холодное небо, когда шелестит опавшая листва под ногами, почти каждый способен увидеть в «стране березового ситца» осыпанную красной ягодой рябину сквозь призму неназойливого есенинского оксюморона. И поэту наиболее заметно удалось передать это настроение. В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть… Есенин ярко показывает красочность лета: «в кустах багряных», « с алым соком ягоды», «алый свет зари», «полей малиновая ширь…», «…зарево красных зарниц». Красный он и алый, и розовый, и малиновый, и рдяной. А одно слово «розовый» создает незабываемую картину: Я теперь скупее стал в желаниях, Жизнь моя, иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне. Розовый конь? Это кажется нелепым, неестественным.. Но когда начинаешь размышлять, то понимаешь, что ведь это была рань, и конь, вероятно, был белый, но в лучах восходящего солнца стал розовый! И все вокруг было розоватое, в дымке. 2.3. Золотисто-желтый цвет – цвет «золотой осени» Природа многокрасочна и многоцветна. Цветовая гамма способствует и передаче тончайших состояний человеческой души: Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым. «Золото увяданья…». Этот образ, проходящий через всю лирику Есенина и значивший для него много, говорит о том, в какие тона окрашены были есенинские мысли «о старости и тлене». Цвета «золотой осени» - желтизна, багрянец, медленный листопад – это символ убывающих жизненных сил и ясная «осенняя» мысль о прожитом, об утраченном, о неповторимом и острая, повышенная чувствительность к прелести мира. 2.4. Контраст белого и черного - щемящее ощущение смерти Поэзия Есенина пронизана щемящим ощущением постоянно витающей вокруг смерти. В ней есть огромная жалость об увядании и краткости жизненных сроков, страх перед вечной немотой и беспамятством. Лирика Есенина отнюдь не светлая. Она говорит и о роковом, о смерти, о несчастиях, о слабости и тлене, об отвергнутой любви и изменившей дружбе, о загубленной жизни. Об этом думает, об этом говорит Есенин. И эти слова являются последними в его творческой деятельности. Все чаще начинают преобладать оттенки темного, черного, серого: «приоткинув черную чадру», «серая гладь», «в эту серую морозь и слизь», «черный Человек», «в белом плачут по лесам», «забивают крышу белыми гвоздями», «черная гибель»… Использование контраста белого и черного было очень характерно для древнерусской литературы, где белый использовался для обозначения всевозможных дел и побуждений и чёрный - для показа злых сил. Такая символизация цветом была обычной в Древней Руси. Эту традицию впитал в свою поэзию Есенин. Наиболее ярко это демонстрируется в поэме “Чёрный человек”, где всё страшное, беспощадное, злое отношение к душевному миру человека, его переживаниям олицетворяется в чёрном, дьявольском подобии человека. Белым цветом поэт раскрашивал месяц над крышей, гладь реки, и лунный луч у Есенина - как «белоснежное перо». Белый и черный цвета символизировали для поэта зрелость, которую он сравнивал с осенью года. Это красивая и яркая пора, но она грустна, так как за ней идет зима-старость с контрастными белым и черными тонами. Есенин редко пишет белым, но всегда по белому. Поэт любит следить за тем, как цвет меняется, течёт, струится, движется, в зависимости от характера освещения. Гладью воды пользуется как палитрой, где совместив отраженья можно получить необходимый цвет. 2.5. Радуга цвета в поэзии С. А. Есенина В своем творчестве Сергей Есенин демонстрирует иное, новое отношение к цвету и даже иной способ “крашения”. В некоторых его стихотворениях нет ни одного чёткого контура. Очертания стогов так не ясны, что их можно принять за силуэты церквушек. Размывая линию, Есенин цветом выделяет нужные ему детали: смутная желтизна ила жёлтые поводья месяца Есенин нередко использовал и такой прием: он, как художник, размывал на холсте цвета, убирал четкие линии и позволял цветам переходить друг в друга. К примеру, в стихотворении «Дымом половодье» общим фоном является желтый («Жёлтые поводья/ Месяц уронил»), который затем переходит в рыжий («Церквами у прясел/ Рыжие стога»), а заканчивается стихотворение в черных и темно-синих тонах: «Чёрная глухарка/ К всенощной зовет/ Роща синим мраком/ Кроет голытьбу». Также Есенин может создавать один цвет из множества оттенков: Желтый: рыжие щенята Ржаной закут Золотящиеся рогожи Золотые глаза, Красный: “ багряные кусты ” “розовый закат” “алый как ягода” Словом, дело было не только в яркоцветности как таковой. Большой художник, Есенин оказался гораздо сложнее. Его открытие состояло в том, что цветовой образ, так же как и фигуральный, может вбирать в себя сложное определение мысли. С помощью слов, соответствующим краскам, он сумел передать тончайшие эмоциональные оттенки, изобразить самые интимные движения души. Его цветовая гамма способствовала передаче различных настроений, романтической одухотворённости, придала свежесть образам. Там, где, казалось, пейзаж обычен, где свет и тени не захватывают внезапно воображение, где на первый взгляд, в природе нет броских, запоминающихся картин и многое уже примелькалось, поэт вдруг неожиданно и смело открывает новые краски. Синее, голубое, алое, зелёное, рыжее и золотое брызжет и переливается в есенинских стихах. Любовь к чистым и ярким краскам - свойство наивного, неиспорченного цивилизацией сознания. Обладая таким свойством, поэт Сергей Есенин углубил цветовосприятие тончайшими впечатлениями от реального мира. Природа у Есенина — не застывший пейзажный фон: она живет, действует, горячо реагирует на судьбы людей, события истории. Она — любимый герой поэта, она неотделима от человека, от его настроения, от его мыслей и чувств. Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком. Стою один среди равнины голой, А журавлей относит ветер в даль, Я полон дум о юности веселой, Но ничего в прошедшем мне не жаль. Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть. Не обгорят рябиновые кисти, От желтизны не пропадет трава. Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова. И если время, ветром разметая, Сгребет их все в один ненужный ком... Скажите так... что роща золотая Отговорила милым языком. (1924) 3. Процентное соотношение цветов в лирике С. А. Есенина Единство самых разнообразных впечатлений, органический сплав цветовых образов находим в стихотворениях поэта. Анализируя стихотворения С.А.Есенина, я выяснил, что его цвета можно «разложить по полочкам». У каждого своя особенность, своя история. Весь его жизненный и творческий путь можно уподобить природному циклу, смене времен года. Я выделил следующие периоды его творчества: весенний период – голубой (1912 – 1914 годы) летний период – розовый (1917 – 1921 годы) осенний период – желтый (1919 – 1925 годы) зимний период – черно-белый (вся вторая половина 1925 года) Такое деление многое поясняет и взаимосвязывает. Открывается удивительное разнообразие изобразительно-выразительных средств. Эпитеты, сравнения, метафоры в лирике Есенина существуют не сами по себе, ради красоты формы, а для того, чтобы полнее и глубже выразить отношение к миру. «Искусство для меня, — отмечал Есенин в 1924 году, — не затейливость узоров, а самое необходимое слово того языка, которым я хочу себя выразить» Все у поэта: краски, звуки, запахи, ощущения – слито воедино, воссоздает красоту, внутренний мир. Прочитав множество стихотворений Есенина, где упоминаются цвета, я вычислил их количество в процентном соотношении. И вот что получилось: большее преобладание синего (голубого) цвета. Это около 43 %. И это обосновано тем, что Есенин верил в светлое, голубое будущее. Его творческая деятельность началась с «голубой мечты». Он расцвел с ней. «Небесные пейзажи» Есенина не кажутся однообразными, хотя повторяются многократно, скажем, небо до 90 раз. На втором месте - желтый цвет. Он же и золотой, рыжий. Он составил 20% . Цвета периода летнего «розового и красного» - 17%. А вот зимний период «черно-белый, серый» - 13%, 4% - серебряный и 4% - зеленый. Цвета переливаются, играют, выступают в сложных комбинациях с другими элементами естественного или предметного мира: « У плетня заросшая крапива обрядилась ярким перламутром». Есенин был полон светлой поэтической силы. Стихи, полные обжигающей чистотой чувств, сердечной правдой, болью больших страстей, ударили по сердцам. Они прозрачны и чисты. В них и восторг, и любовь ко всему живому, и печаль большого сердца. Соотнеся красочную гамму его любимых цветов (голубой, синий, малиновый, золотой – краски неба, колосящегося поля…) с палитрой древнерусской живописи: синева и золото в поэзии, С.Есенин напоминает древнюю фресковую живопись. Пейзаж Есенина, как правило, не внешний, с точно схваченными деталями, а внутренний – пейзаж души лирического героя. Заключение Есенин — русская художественная идея. Он — единственный среди великих русских лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине, о России в особый раздел, потому что все, написанное им, продиктовано, пронизано «чувством родины». Это именно «чувство родины». В определенном смысле Есенин — художественная идея России. Есенин глубоко знал жизнь крестьянской России, был кровно связан с жизнью русского крестьянства — все это способствовало тому, что он смог стать истинно народным, национальным поэтом и в ярких произведениях сказать свое правдивое поэтическое слово о главных событиях своей эпохи. Уйдя из жизни в 30 лет, С. А. Есенин оставил нам чудесное и богатое поэтическое наследие. И пока живёт земля, Есенину-поэту суждено жить с нами и «воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким «Русь». Список литературы Зорин А. «Несказанное, синее, нежное...»//Литература.-1998 Кременцов Л. П. Русская литература XX века. - Москва: Академия, 2002 А. Марченко “ Поэтический мир Есенина ” Москва 1989 г. Бельская Л. Л. Песенное слово: поэтическое мастерство С. Есенина. – М.: Просвещение, 1990 Зелинский К.Л. Поэзия Сергея Есенина // Сергей Есенин. Собрание сочинений — М., 1956 Приложения. |