Главная страница

Мифы, семейные предания. МИФЫ, СЕМЕЙНЫЕ ПРЕДАНИЯ. Исследовательская работа по теме Мифы, семейные предания, байки, сказки, легенды края


Скачать 0.61 Mb.
НазваниеИсследовательская работа по теме Мифы, семейные предания, байки, сказки, легенды края
АнкорМифы, семейные предания
Дата05.04.2022
Размер0.61 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаМИФЫ, СЕМЕЙНЫЕ ПРЕДАНИЯ.docx
ТипИсследовательская работа
#445367



Исследовательская работа по теме

«Мифы, семейные предания, байки,

сказки, легенды края»


Содержание

I.Введение …………………………………………………………. …….. 3-4
II. Экспериментальное исследование ……. ............................................. 5


  1. Теоретическая основа вопроса.

Предания, легенды и действительность........................................... 5-9


  1. Классификация легенд. Легенды нашего края………….. ……… 10-15




  1. Контрольный этап исследования. ………………. ……………… 16

III. Заключение…………………………………………………… …….. 17

IV. Список использованной литературы………………………………… 18
Приложения…………………………………………………………... 19-

Приложение 1 . Анкетирование………………………………………… 19

Приложение 2. Разработка «Мир, овеянный тайной»………………….. 20 –

Приложение 3. Фотообзор ……………………………………………….

Введение

На протяжении веков многие поколения людей пытались понять и дать объяснение тому, как устроен мир. Как и откуда появились люди? Есть ли жизнь после смерти? Почему вода родниковая одних лечит, другим помогает, а на третьих никак не действует. Вопросы, на которые человек не мог дать ответа, обрастали тайной, загадкой, люди фантазировали, так появились легенды: легенды о жизни и смерти, легенды о чудодейственных деревьях, реках, о людях, творящих чудеса. Они передавались из поколения в поколение и дошли до наших дней, обрастая всё новыми подробностями.

В рамках краеведческой работы в библиотеке я взялась за изучение предложенной на конкурс темы исследовательской работы «Мифы, семейные предания, байки, сказки, легенды края». Начиная исследование, я была уверена, что изучение легенд края будет способствовать более глубокому познанию исторического и культурного наследия Макарьевского района. Тема, выбранная для исследования, конечно же, интересна, но при выполнении работы возникли некоторые трудности из-за неоднозначности, а иногда и прямо противоположной в научной литературе трактовки необходимых мне для исследования темы терминов. Также некоторые респонденты неохотно отзывались на мою просьбу рассказать о существующих легенда, так как до сих пор верят в колдовскую силу. Но цель, которую я поставила – найти ответы на вопросы: как возникают легенды, почему люди верят в них долгие годы, знают ли об истории топографически названий нашей местности юные жители наших деревень - заставила меня справиться с трудностями.

Для этого мне предстояло решить следующие задачи:

1.изучить литературные источники, интернет-ресурсы о преданиях и легендах русского народа;

2. обозначить список очевидцев: найти людей, которые помнят легенды края;

3. систематизировать материал, определить общее и особенное;

4.собрать материал по теме для проведения общего мероприятия по краеведению для детей и юношества.

Предмет исследования: односельчане, помнящие о легендах нашей местности.

Объект исследования: легенды, предания.

Гипотеза: легенды и предания тесно связаны между собой, тогда как действие преданий происходит только в историческом времени, не вторгаясь ни во время мифическое, ни в настоящее, а действие легенд характеризует эпоху; в предании сохраняется относительная достоверность фактов, в легенде преобладает вымысел.

Методы исследования:

- телефонный разговор,

- сравнительный анализ и синтез,

- работа с литературными источниками,

- беседы,

- блиц-опросы,

- анкетирование.

Экспериментальная часть моего исследования проводилась в деревне Юркино Макарьевского муниципального района Костромской области. Эксперимент предполагает проведение трех основных этапов по двум разным направлениям:

I этап - констатирующий, целью которого является проверка гипотезы: действие преданий происходит только в историческом времени, не вторгаясь ни во время мифическое, ни в настоящее, тогда как действие легенд характеризует эпоху - через получение информации об истории и культурном наследии преданий русского народа разными способами;

II этап – формирующий: работа над проектом «Легенды, предания моего края», вовлечение в работу юношества;

III этап – контрольный: исследование по выявлению знаний учащихся легенд нашего края, оценка полученных результатов, формулирование выводов, подтверждение гипотезы.

II. Экспериментальное исследование .

На первом этапе эксперимента был проведён анализ воспоминаний односельчан, посвященных изучению истории и культурного наследия нашего края. Сравнив несколько воспоминаний, я заметила существенную разницу в восприятии материала и пришла к выводу, что не только необходимо продолжать работать по теме исследования, но и следует заинтересовать работой читателей юношеского возраста.

Второй этап – формирующий. Основная задача этого этапа: изучив теоретические основы материала по теме «Легенды, предания» собрать «несказочную прозу», бытующую на территории нашего края, классифицировать легенды, постараться определить, что из услышанного можно отнести к легендам, а что к преданиям, провести мероприятие для детей в рамках краеведческой направленности в работе библиотеки.

Третий этап – контрольный, исследование по выявлению знаний учащихся преданий, легенд нашей местности, оценка полученных результатов, формулирование выводов, подтверждение гипотезы.

  1. Теоретическая основа вопроса. Легенды, предания и действительность.

Легенды и предания, рождённые в недрах русской народной жизни, давно уже считаются отдельным литературным жанром. В связи с этим чаще всего называют известных этнографов и фольклористов: А.Н. Афанасьева (1826-1871) и В.И. Даля (1801 – 1872). Пионером же собирательства старинных изустных рассказов о тайнах и чудесах и тому подобном можно считать М.Н. Макарова (1789-1847).1

С.А. Штырков в своей диссертации «Предания об иноземных нашествиях » отмечает, что до 30-х годов XIX века предания любого рода привлекали внимание только историков, активно обсуждавших проблему достоверности легендарной традиции. Также автор отмечает, что начиная с XVIII века устные предания 3фиксировались путешественниками, причём как учёными, так и чиновниками[5].

1. Н.В.Кузнецов. Предания русского народа. – М.: Вече., 2008 , - 85 с., стр. 3-5

А.Н. Афанасьев отмечает, что наряду с эпическими сказаниями, живущими в устах народа, существует целый отдел небольших повестей, получивших название легенды[1].

Сам термин "легенда" пришел из средневековой письменности и в переводе с латинского языка означает "то, что должно быть прочитано" (legenda). Изучая терминологию по теме, следует выделить следующие определения понятия «легенда»:

ЛЕГЕ́НДА - поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии.2

ЛЕГЕНДА - священное преданье, поверье о событии, относящемся до церкви, веры; четия, четья; вообще, преданье о чудесном событии.3

ЛЕГЕ́НДА - всякий фантастический рассказ, предание о каком-нибудь событии.4

ЛЕГЕНДА (иноск.) — выдумка5

В своей работе я решила опираться на определение, данное в словаре Д. С. Ушакова, так как оно показалось более точным в контексте собранного мною материала.

Значение слова ПРЕДАНИЕ практически совпадает в различных энциклопедических изданиях.

ПРЕДАНИЕ – переходящий из уст в уста, от поколения к поколению рассказ о былом.6,7

2 В.И. Даль Толковый словарь живого великорусского языка в 4 т. – СПб., 1863-1866, с. 238

3. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. — М.: Эксмо, 2008. — 944 с.

4. Толковый словарь русского языка, под ред. Д. Н. Ушакова, т. 1—4, М.,1935—40; т.3, стр 147

5. Русская мысль и речь. В двух томах. Том 1 — Русские словари, 1994, стр 643

6. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка – М.: АСТ, 2010 – 699 с. – С. 586

7. Ожегов С.И. Словарь русского языка – М.: 1990 – 922 с. – С. 599

Как возникает легенда? В ответе на этот вопрос ученые не сходятся в едином мнении. Некоторые утверждают, что «легенды возникают из мифов … одни мифы постепенно эволюционируют, главные персонажи в них очеловечиваются, а поступки их записываются в виде человеческих деяний – так создается легенда»8.

Другие поясняют: «Сначала какая – то правда, которая после многочисленных и многолетних пересказов из уст в уста с добавлениями и украшениями становится стройной и красивой сказкой».

Так как большинство легенд начали формироваться ещё тогда, когда письменности не было, а потому передавались из уст в уста, то каждым из рассказчиков добавлялись какие-то новые элементы, новые красочные детали, и легенда постепенно трансформировалась. Легенды никогда не бывают готовыми, они «бродят» по земле, изменяясь и перерабатываясь. Только потом в последней стадии, мы получаем устойчивый вариант.

Путь жизни легенд очень сложен и во многом интернационален. А так как события положенные в основу легенды, нередко преувеличиваются, добавляется много вымысла, то учёные не считают их полностью достоверными историческими свидетельствами, не отрицая, впрочем, что в большинстве своём легенды основаны на какой – либо реалии.

По своим жанровым особенностям легенда близка к таким жанрам устного народного творчества, как миф, сказка, предания.

Легенда - это разновидность мифа, но от мифа её отличает прежде всего то, что:

  1. Легенда действительно базируется как правило на реальных событиях. Другое дело, что эти события обычно очень искажены.

  2. В легенде обычно есть морализаторский подтекст.

  3. Легенда - практически всегда в прозе.


8 Русская мысль. В двух томах. Том 1. – Русские словари, 1994 г. –С.643
Близка легенда и к преданию. Но если предание - рассказы исторического содержания, народная и историческая проза, то легендой может быть рассказ, возникший и в современной действительности. Предание - то, что дошло до наших дней непосредственно из глубины веков и поэтому сохранило дух того времени.

Славист – литературовед Н.И. Кравцов отмечает, что предание – это устный пересказ давней реальной истории или нравоучительной притчи, легенда – художественный вымысел на основе событий, происходивших в далёком прошлом. Предание может быть тесно связано с историей рода или семьи. В легенде описываются события из жизни необычного, вымышленного героя [4].

Примером такого предания может служить история о святом месте, которое находится в деревне Юркино (до 1985 года эта часть деревни носила название Григорьевское).

С XVIII века до сегодняшних дней сохранилось предание о Григорьевской часовенке.

« Однажды шли парни с гулянки домой, смеялись, да и остановились у часовенки. Вдруг из-под моста (ночью- то) выбежала свинья. Мало того, что ребята удивились, увидев в столь поздний час животное, их ещё поразил вид этой свиньи: уши, как у человека, не то пятак - не то не пятак …Испугались парнишки, убежали.

Пошли разные слухи по деревне. Любопытно стало жителям, решили понаблюдать. И действительно, не один человек видел это животное на том же самом месте.

Как-то раз подрались два мальчика. Вроде бы обычное дело: ребята всегда что-нибудь не поделят. Но вот только после этой драки та свинья стала кусать одного из тех парнишек. Ему надоело это, и он стал её пинать. Свинья от паренька отстала. А поутру- обида то прошла между мальчишками- забежал тот паренёк, которого свинья кусала, к своему другу и глазам своим не поверил: мама того мальчика лежала на топчане … со следами побоев в тех местах, куда пинал парнишка свинью.

Вот и поползли по деревне слухи, будто бы женщина эта в свинью по ночам превращается и отпугивает молодёжь от часовни, чтобы та не хулиганила у святого места. А святым это место считается потому, что здесь когда-то останавливался со своей свитой молодой царь Михаил Романов. И в честь этого события поставили люди часовенку, которую в советские годы разрушили, а недавно вновь восстановили на том же месте».

(из беседы с жительницей деревни Максимовой В.В., 80 лет)

Из приведённого примера мы видим, что здесь тесно переплетены предание с легендой. Что в Григорьевском действительно была часовенка и здесь когда-то проезжала свита с будущим царём Михаилом Романовым – это доказано.

А вот превращение женщина в свинью – это, конечно же, вымысел на основе событий, происходящих в далёком прошлом.

Бывает, что легенды перекликаются со сказками. Отличие их в том, что сказки рассказываются для веселья, для забавы. А легенды, несмотря на сходство сюжетов, воспринимаются совершенно серьезно, как действительный случай, из которого следует сделать выводы, извлечь мораль.

Для чего же человек создавал легенды? Только ли художественное восприятие человеком мира их породило? Нет ли тут конкретных практических причин?

Рождается ребенок, и старшие по возрасту оберегают сознание растущего существа от реальной жизни, рассказывая ему различные легенды, по-своему объясняя мир и тем самым подготавливая его к будущим трудностям.

  1. Классификация легенд. Легенды и предания нашего края.

В ходе работы над темой мы встретили несколько классификаций легенд. Так литературоведческий словарь предлагает разделить все легенды на светские (социальные) - короткие и, на первый взгляд, правдоподобные (хотя обычно не соответствующие действительности) истории, опирающиеся на современную техническую и общественную реальность, обычно затрагивающие глубинные проблемы и страхи современного общества, и религиозные. К религиозным легендам относится большое ко­личество произведений, разнообразных по содержанию и фор­ме. Это рассказы о Боге-отце, о Христе, об ангелах и святых; сюжетные толкования церковного календаря, имен святых; рас­сказы о старцах и сектах.

В основе другой классификации все легенды делятся на космогонические, этиологические и топонимические.

Основу космогонических легенд составляют сюжеты о небесных светилах. Они сохранили черты очень древних мифологических представлений об их связи с животными и людьми земного происхождения.

Этиологические легенды - легенды о происхождении растений, животных и птиц, разных объектов природы.

Таких легенд во время исследования мне не встретилось.

Значительное место в народной «несказочной прозе» нашего края занимают топонимические легенды – легенды, рассказывающие о названиях городов, сел, улиц...

Очень красивая местность вокруг наших деревень. Почти каждое место издавна имело своё название. За рекой Унжей, что протекает в нашей деревне, было много покосов: Запесок, Духовая, Наволок, Афросиха.

По результатам блиц-опроса односельчан я вывела следующую закономерность: все названия связаны с каким-то схожим явлением: Запесок – значит покос находился сразу же за песчаным берегом; Духовая- когда-то там собирались ведьмы, колдуны (об этой легенде будет рассказано попозже); Афросиха – большую территории этого покоса имела жительница Афросинья и её семья.

Есть ещё одно интересное название в нашей местности – Волчьи ямы.

Это тёмное место в лесу за деревней, где, по воспоминаниям старожилов, собирались волчьи стаи. А ямы – потому что там жители закапывали на хранение картофель.

Вновь можно провести параллель между легендой и преданием: в названия Афросихи, Запеска, Волчьих ям можно поверить практически сразу, а название покоса Духовая граничит между легендой и преданием.

(из телефонного разговора с руководителем краеведческого музея Усть-Нейской средней школы Гурлёвой Г.Г.)

Уникальна наша местность ещё и тем, что в деревне встречаются две реки – Нея и Унжа. Примечательна топонимика названия реки Нея. Это название дано не кем-нибудь, а татарами, и происходит оно от личного местоимения Я с отрицательной частицей НЕ: не-я.

Собирая дань с «завоёванных» русских земель, отряды татар заблудились в дремучих, девственных лесах и попали в верховья реки Неи. На своём языке, непонятном русским удельным князьям, жившим на берегах реки, захватчики требовали дань. А князья отказывались её платить, доказывали татарам, что они по ошибке с них требуют, так как знать их, татар, не знают, извините, мол, и требуйте дань с тех, чьи земли вы завоевали, наши же земли вы пока не завоевали и платить мы вам не будем.

Татары очень плохо знали русский язык, не понимали сердитого, решительного слова, которые выкрикивали русские князья: «Не я должен платить!», и показывали рукой татарам в сторону Галича, мол, идите туда. Измученные и уставшие татары долго блуждали по лесам и болотам. Они снова и снова попадали на берег реки, которую между собой и окрестили сердитым русским словом НЕ-Я.

(из журнала «Губернский дом», статья В.И. Смирнова)

Эту историю можно уверенно отнести к преданию. Но существует ещё одна версия происхождения названия реки Нея…

По правдоподобности, достоверности все легенды можно разделить на реальные, легендарные, полулегендарные.

Реальными можно назвать те легенды, в основу которых положены реальные события, но с течением времени факты были искажены либо художественно домыслены. Таковой и следует признать второе объяснение происхождения реки НЕЯ….

Связь между этими историями несомненна, и это ещё раз доказывает объективность выдвинутой мною гипотезы.

Легендарными называют «несказочную прозу», в основе которой лежит явный вымысел. Примером такой легенды может стать следующая.

«Возле речки Глубоковка, что протекает за деревней Ивакино, похоронене была одна цыганка. Однажды парень ехал в том месте на велосипеде. И вдруг там, где захоронена цыганка, цепь у велосипеда слетела. Пришлось ему пешком идти. А чуть повперёд шла молодая пара. Вдруг перед парнем появилось белое полотно и устремилось вслед за ним. Ему бы (парню) бежать, но ноги не идут, кричать – язык будто онемел. А полотно так и витает возле него в воздухе. Вспомнил, что это место непростое, перекрестился, и видение исчезло. Домой не пришёл – «прилетел»; сам, как простыня, белый. Испугался здорово. Хорошо ещё, что рассудка не лишился, а то немало было случаев, когда молодые мужики слегка дурнели после встречи с этим белым видением. Оно, поговаривают, некоторых уводило на реку, там люди и тонули».

(из воспоминаний Крепышевой Н.Я., 76 лет)

Интересной для восприятия считается легенда о том, как на озере Духовое (так назывался и покос), раз в год, когда рожь колосится, собирались колдуны не только из нашей деревни, но и из других городов и деревень. Если на следующий день прийти на это место, то можно увидеть, что вся рожь перепутана.

Долго живут колдуны, умирают в муках, если свою силу не передадут кому-нибудь.

(из беседы с Медяшовой З.Н., 83 года)

Полулегендарными называются легенды, рассказывающие о событиях которые могли быть, в которых действуют реальные исторические лица, но факт этих событий не доказан. Здесь можно вспомнить легенду о посещении Екатериной II наших мест. Что императрица посещала Макарьев -неоспоримый факт. Это событие освещается в книге краеведа Беляева В. «История города Макарьева на Унже»9 Но существует легенда, что дорога-каменка, что проходит вдоль нашей деревни, тесно связана с именем Екатерины II. Якобы эту дорогу вымостили мужики в её честь.

(из интервью с Сабуровой Л.А., 81 год)

Но после бесед с односельчанами, я выяснила, что дорога вымощена камнями в 20 веке. Откуда взялась легенда о Екатерине II, сейчас уже узнать не представляется возможным. Этот факт доказывает мысль Н.И.Кравцова о том, что «событиям приписывается достоверность, однако происходящее и действия персонажей явно вымышлены, так как немало случается фантастического» [2].

И вновь данная история подтверждает мою гипотезу, так как С. А. Штырков, кандидат исторических наук, основываясь на трудах советского фольклориста и литературоведа Г.А. Левинтона, в своей диссертации отмечает: «Предания представляют собой фольклорные тексты с установкой на достоверность и с факультативным (в отличие от легенды) присутствием элемента чудесного, тексты несакрального и несказочного характера [5].

Особый интерес вызывают легенды о людях нашего края Герои легенды «Хочешь – верь, хочешь - нет…» - жители деревни Григорьевское - восхищают силой своих чувств. …

«До сих пор помнят старожилы о старухе-колдунье М., дом которой стоял в начале деревни Григорьевское. Сейчас его уже нет – на дрова разобран в 1996 году. А вот история с этим домом, произошедшая лет 40 назад, до сих пор остаётся для нас загадкой.

В 1972 году случился в деревне пожар из-за сильной в этот год засухи: сгорело сразу 5 домов, не смогли их отстоять хозяева. Но что удивительно: дома, крепкие, новые, горят, а рядом небольшой домишка стоял нетронутый, лишь верхушки берёз обгорели (они росли возле этого дома). Вот и гадают до сих пор: деревья ли спасли дом или то, что в этом домике жила старуха-колдунья?».

(из беседы с Сучковой А.В., 82 года)

С именем этой женщины-колдуньи связана ещё одна легенда.

«Издавна идёт разговор, что наводят порчу на людей и животных колдуны. Боялись их люди, мало кто с ними вели дружбу.

не появлялась у них. Надоело это сыну хозяйки, научили его люди: приколи над дверью 3 иголки ушками вверх и в угол у порога веник поставь вверх основанием, колдунья к вам больше не придёт.

Так он и сделал, когда опять пришла к ним старуха. Час проходит, другой, уж и разговаривать- то больше не о чем, а бабка всё не уходит. Подойдёт к порогу и обратно возвращается под окошко. Мучилась она так, мучилась, да и говорит: «Милые, поставьте веник-то наоборот да уберите иголки, выйти дайте мне…»

(из беседы со Шмелёвым А.И., 45 лет)

Интересна вот такая история, перешедшая вскоре в легенду.

«Долго ждала одна женщина из д. Малое Ивакинов 40-е годы ХХ века своего мужа с фронта домой. Ей уж и похоронка приходила, что погиб, мол, твой муж на войне. Но не хотела она верить, ждала много лет.

И вот однажды дождалась: пришёл он к ней тёмной ночью, постучался в дверь. Ох, как она обрадовалась! Но не пришлось ей поделиться своим счастьем с односельчанами: строго-настрого велел ей муж никому не говорить о его возвращении – скрывался он от людей. А свидания назначал жене за деревней в поле. Дом-то её как раз на окраине деревни стоял.

Заподозрили люди: зачем это баба почти каждую ночь в поле бегает?

Ничего не утаишь от людского глаза. Стали приставать к ней с расспросами.

Не выдержала, рассказала обо всём.

Поняли люди, что не муж её в поле зовёт, а оборотень в образе мужа, подсказали женщине: чтобы избавиться от видения (ведь изведёт её до полусмерти), надо ей отвару попить из чудодейственной травы.

-Где же взять-то ту траву, не знаю я, - запричитала женщина.

-А ты спроси своего «мужа», он тебе покажет, где она растёт.

Так и сделала. Попросила его найти траву, якобы заболела она, вылечиться надо. Рассмеялся ей в ответ оборотень и нагло так спросил:

-Что, догадалась, кто я?

Опять захохотал и…исчез. Больше она его не видела.

Всё бы ничего, но вот что интересно: не только женщина к нему в поле ходила, но и он приходил к ней в образе лисы.

Будучи ещё молодой, дружила я с дочерью этой женщины и погибшего мужчины, частенько засиживалась допоздна.

И вот в один из вечеров попросили они меня на чердак слазать, достать чего-то(сейчас не помню). Ну я и полезла. Поднялась, а там…лиса лежит, клубочком свернулась. Я от неожиданности и удивления дар речи потеряла, пока в себя приходила, исчезла она…»

(из воспоминаний Серовой А.А., 79 лет)

Произведения «несказочной прозы» нашей местности представляют интерес как в познавательном, так и в эстетическом отношении. Их связь с действительностью проявляется в историзме и мировоззренческой направленности.


На контрольном , III этапе исследования, основная цель которого – это подведение итогов работы, я предложила ученикам 5-11 классов принять участие в анкетировании (в опросе участвовало 40 респондентов) по следующим вопросам:

1. Знаете ли вы легенды, предания нашего края?

  1. Какие легенды привлекли ваше внимание больше всего?

3.Должны ли мы знать легенды, предания нашего края?

  1. В каких произведениях костромских писателей вы встречались с легендами, преданиями?

5. Как вы думаете, сегодня складываются легенды?

6. Интересно ли Вам изучать родной край, его историю и культуру?

Ответы на эти вопросы представлены в диаграммах (Приложение 1).

По итогам анкетирования я поставила перед собой задачу провести мероприятие «Мир, овеянный тайной», так как респонденты практически ничего не знают, но тема их заинтересовала (Приложение 2).

Заключение

Исследовательская работа, целью которой было познакомиться с видами местного фольклора – легендами, преданиями, изучить их, классифицировать и систематизировать материалы, завершилась, но требует дальнейшего продолжения. Результаты работы обобщены и позволяют сделать вы­воды:

- гипотезу, которую я выдвинула в начале исследования, я подтвердила конкретными примерами: действительно, легенды и предания тесно связаны между собой, тогда как действие преданий происходит только в историческом времени, не вторгаясь ни во время мифическое, ни в настоящее, а действие легенд характеризует эпоху; в предании сохраняется относительная достоверность фактов, в легенде преобладает вымысел;

- в отличие от широкого «приурочения» легенд, действие преданий происходит только в историческом времени, не вторгаясь ни во время мифическое, ни в настоящее. Легенды , события которых близки по времени к жизни их носителей - если такие тексты не исчезнут «за давностью» - со временем превратятся в предания, чем обогатят устное народное творчество;

- большинство учащихся заинтересовались изучением особенностей родного края через изучение преданий, легенд;

- люди верят легендам, и легенды заставляют людей делать невероятные вещи, но рассказывать о них не спешат, так как всё-таки в них верят;

- легенды и предания оказали воздействие на развитие художественной литературы. Примером тому служат творчество С.В. Максимова, Е. Честнякова (эти имена были названы респондентами во время анкетирования).

Список использованной литературы

  1. А.Н. Афанасьев «Народные русские легенды» - М.: «Современные проблемы», 1914 – 316 с.

  2. Н.И. Кравцов «Русское устное народное творчество» - М.: «Высшая школа», 1983

  3. И.Н. Кузнецова «Предания русского народа» - М.: Вече, 2008 – 80 с. – С.3-5

  4. Г,А. Левинтон «Предания и мифы»// «Мифы народов мира: энциклопедия в двух томах. Т.2» - М.: «Советская энциклопедия», 1982 г.

  5. С.А. Штырков «Предания об иноземных нашествиях» - М., 2002 г.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

АНКЕТИРОВАНИЕ

Анкетирование проводилось на базе Усть-Нейской средней школы.



ПРИЛОЖЕНИЕ 2

12+

Разработка мероприятия

Вечерние посиделки

«Мир, овеянный тайной»

Чтец. (в русском костюме) читает стихотворение С.А. Есенина «Край любимый».

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных
По меже, на переметке,

Резеда и риза кашки.

И вызванивают в чётки

Ивы – кроткие монашки.
Курит облаком болото,

Гарь в небесном коромысле.

С тихой тайной для кого-то

Затаил я в сердце мысли.
Всё встречаю, всё приемлю,

Рад и счастлив душу вынуть.

Я пришёл на эту землю,

Чтоб скорей её покинуть.
Ведущий 1 У каждого из нас есть на Земле такой уголок, ради которого мы отложили бы все дела и вновь повстречались с щемящими сердце переулками, садами, улочками…

Почти для всех нас, жителей деревень Григорьевское, Юркино, Ивакино, эти места по-своему дороги: кто-то здесь провёл своё детство, а потом уехал в город, кто-то встретил свою судьбу, а кто-то не уезжал отсюда и вовсе. «Где родился, там и пригодился», - гласит пословица. Но для каждого дорога история деревень, отдельных строений, маленьких речушек, покосов, имеющих каждый своё название: Старухи, Духовое, Запесок, Афросиха…
(звучит аудиозапись песни «Купавы» в исп. Н. Кадышевой)

Но сегодня, в канун Иванова дня, мы с вами попадём в иной мир наших деревень, мир, овеянный мистикой, страхом, верой во что-то непонятное.
Ведущий 2. Не случайно мы собрались сегодня. Иван Купала, Иван Цветной принадлежит к числу почитаемых разгульных праздников, в нём принимало участие почти всё население, причём традиция требовала активного включения каждого во все обряды, действа, обязательного выполнения и соблюдения ряда правил, обычаев.
Ведущий 1. На Иванов день жито выколоситься должно, а не заколоситься,

так как это плохая примета; на Иван-день колосок, так на Ильин день колобок в хороший денёк.

Иванов день заполнен обрядами, связанными с водой. Купаются в воде и в росе. Главная особенность купальской ночи – очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачней и выше, тот будет счастливее.

По поверьям крестьян, в купальскую, самую короткую ночь, нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть: ведьмы, оборотни, русалки, змеи.
(звучит видеозапись песни В.Казаченко «На летящем коне»)
Ведущий 2. Главным героем растительного мира становился в Иванов день папоротник, раскрывающийся всего на несколько мгновений в полночь на Иванов день. Во время его цветения слышны будто бы голос и щебетание нечистой силы, не желающей допустить человека до чудодейственного редкого цветка, имеющего драгоценные свойства. Кто отыщет расцветший папоротник и сумеет овладеть им, тот приобретает власть повелевать над всеми.

Итак, деревня Григорьевское.
(выходят девочки и бабушка)

Катя. Бабушка, ты долго живёшь на свете, знаешь, наверное, итории про всяких колдунов и ведьм.
Аня. Да, бабуль, мы тут с Катей поспорили, будто бы когда-то в нашей деревне свинья жила одна странная… Она мне всё говорит, что я всё выдумываю, а я твержу, что жила и вправду в Григорьевском женщина, превращающаяся в свинью.
Бабушка. Давно это было, не помню точно уж когда именно.

В давние времена по нашим деревням проходил царь Михаил Романов со своей свитой, и там, где он останавливался на отдых, местные жители ставили небольшие часовенки. Такая часовенка была и в Григорьевском. Возле неё молодёжь всё собиралась, пела песни, баловала.

(видеозаставка тех мест, о которых идёт речь)

Однажды шли парни с гулянки домой, смеялись, да и остановились у часовенки. Вдруг из-под моста (ночью- то) выбежала свинья. Мало того, что ребята удивились, увидев в столь поздний час животное, их ещё поразил вид этой свиньи: уши, как у человека, не то пятак - не то не пятак …Испугались парнишки, убежали.

Пошли разные слухи по деревне. Любопытно стало жителям, решили понаблюдать. И действительно, не один человек видел это животное на том же самом месте.

Как-то раз подрались два мальчика. Вроде бы обычное дело: ребята всегда что-нибудь не поделят. Но вот только после этой драки та свинья стала кусать одного из тех парнишек. Ему надоело это, и он стал её пинать. Свинья от паренька отстала. А поутру- обида то прошла между мальчишками- забежал тот паренёк, которого свинья кусала, к своему другу и глазам своим не поверил: мама того мальчика лежала на топчане … со следами побоев в тех местах, куда пинал парнишка свинью.

Вот и поползли по деревне слухи, будто бы женщина эта в свинью по ночам превращается и отпугивает молодёжь от часовни, чтобы та не хулиганила у святого места. А святым это место считается потому, что здесь когда-то останавливался со своей свитой молодой царь Михаил Романов. И в честь этого события поставили люди часовенку, которую в советские годы разрушили, а недавно вновь восстановили на том же месте.

Ведущий 1. Да, давно эта история передаётся из уст в уста. Со временем что-то стало забываться. Но до сих пор помнят старожилы о старухе – колдунье, дом которой стоял в начале деревни. Сейчас его уже нет – на дрова разобран в 1996 году, - а вот история, связанная с этим домом, до сих пор осталась для жителей загадкой.
Бабушка. В 1972 году случился в деревне пожар из-за сильной в этот год засухи: сгорело сразу 5 домов, не смогли их отстоять хозяева. Но что удивительно: дома, крепкие, новые, горят, а рядом небольшой домишка стоял нетронутый, лишь верхушки берёз обгорели (они росли возле этого дома). Вот и гадают до сих пор: деревья ли спасли дом или то, что в этом домике жила старуха-колдунья?

Аня. А про эту бабку я тоже слышала что-то, только не припомню точно: вроде бы какие-то предметы куда-то прикалывали, чтобы колдунья эта свои чары на людей не направила.

Бабушка. Да, было такое. Поняла я, о чём ты говоришь.

Издавна идёт разговор, что наводят порчу на людей и животных колдуны. Боялись их люди, мало кто с ними вели дружбу.

не появлялась у них. Надоело это сыну хозяйки, научили его люди: приколи над дверью 3 иголки ушками вверх и в угол у порога веник поставь вверх основанием, колдунья к вам больше не придёт.

Так он и сделал, когда опять пришла к ним старуха. Час проходит, другой, уж и разговаривать- то больше не о чем, а бабка всё не уходит. Подойдёт к порогу и обратно возвращается под окошко. Мучилась она так, мучилась, да и говорит: «Милые, поставьте веник-то наоборот да уберите иголки, выйти дайте мне… Так-то вот.
Ведущий 2. А теперь давайте послушаем о случаях, происходивших в деревне Ивакино.
Катя. Ага, в нашей деревне до сих пор чудеса творятся. Хочется мне всё проверить, правду ли люди говорят, да что-то боязно.
Бабушка. Далеко ходить не надо, я сама видела, когда была помоложе, ту лису на чердаке дома.
Аня. Какую лису?
Бабушка. А вот послушайте.

Долго ждала одна женщина из д. Малое Ивакинов 40-е годы ХХ века своего мужа с фронта домой. Ей уж и похоронка приходила, что погиб, мол, твой муж на войне. Но не хотела она верить, ждала много лет.

И вот однажды дождалась: пришёл он к ней тёмной ночью, постучался в дверь. Ох, как она обрадовалась! Но не пришлось ей поделиться своим счастьем с односельчанами: строго-настрого велел ей муж никому не говорить о его возвращении – скрывался он от людей. А свидания назначал жене за деревней в поле. Дом-то её как раз на окраине деревни стоял.

Заподозрили люди: зачем это баба почти каждую ночь в поле бегает?

Ничего не утаишь от людского глаза. Стали приставать к ней с расспросами.

Не выдержала, рассказала обо всём.

Поняли люди, что не муж её в поле зовёт, а оборотень в образе мужа, подсказали женщине: чтобы избавиться от видения (ведь изведёт её до полусмерти), надо ей отвару попить из чудодейственной травы.

-Где же взять-то ту траву, не знаю я, - запричитала женщина.

-А ты спроси своего «мужа», он тебе покажет, где она растёт.

Так и сделала. Попросила его найти траву, якобы заболела она, вылечиться надо. Рассмеялся ей в ответ оборотень и нагло так спросил:

-Что, догадалась, кто я?

Опять захохотал и…исчез. Больше она его не видела.
Катя. А причём здесь лиса?
Бабушка. А притом, не только женщина к нему в поле ходила, но и он приходил к ней… в образе лисы.

Будучи ещё молодой, дружила я с дочерью этой женщины и погибшего мужчины, частенько засиживалась допоздна.

И вот в один из вечеров попросили они меня на чердак слазать, достать чего-то(сейчас не помню). Ну я и полезла. Поднялась, а там…лиса лежит, клубочком свернулась. Я от неожиданности и удивления дар речи потеряла, пока в себя приходила, исчезла она.
Аня. Ничего себе! И это правда?
Катя. А ещё люди о какой-то цыганке всё рассказывают, около речки Глубоковка которая похоронена…
Аня. Вот я и хочу проверить всё, правда ли она до сих пор появляется там, да что-то побаиваюсь.

В прошлом году мой знакомый ехал в том месте на велосипеде. И вдруг там, где захоронена цыганка, цепь у велосипеда слетела. Пришлось ему пешком идти. А чуть повперёд шла молодая пара. Вдруг перед парнем появилось белое полотно и устремилось вслед за ним. Ему бы (парню) бежать, но ноги не идут, кричать – язык будто онемел. А полотно так и витает возле него в воздухе. Вспомнил, что это место непростое, перекрестился, и видение исчезло. Домой не пришёл – «прилетел»; сам, как простыня, белый. Испугался здорово.
Бабушка. Хорошо ещё, что рассудка не лишился, а то немало было случаев, когда молодые мужики слегка дурнели после встречи с этим белым видением. Оно, поговаривают, некоторых уводило на реку, там люди и тонули.
Ведущий 1. Хотите – верьте, хотите – нет, но услышанные вами истории стали преданиями, легендами нашего края. До сих пор у нас в деревне есть колдуны, и все мы знаем их: кто-то их побаивается, кто-то дружит, а кто-то старается обходить стороной.

Что примечательно в нашей местности, так это то, что именно у нас на озере Духовое (так назывался и покос), раз в год, когда рожь колосится, собирались колдуны не только из нашей деревни, но и из других городов и деревень. Если на следующий день прийти на это место, то можно увидеть, что вся рожь перепутана.

Д олго живут колдуны, умирают в муках, если свою силу не передадут кому-нибудь. Может, поэтому до сих пор и сохранились колдуны?


ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

ФОТООБЗОР.


написать администратору сайта