Главная страница

Исследовательская работа. Семья в народных сказках. Исследовательская работа Семья в народных сказках россии латыпова Яна, ученица 5 класса Мухаметова Ф. Р


Скачать 76.71 Kb.
НазваниеИсследовательская работа Семья в народных сказках россии латыпова Яна, ученица 5 класса Мухаметова Ф. Р
АнкорИсследовательская работа
Дата02.04.2022
Размер76.71 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСемья в народных сказках.docx
ТипИсследовательская работа
#436698

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 33»

городского округа город Стерлитамак

Республики Башкортостан

Исследовательская работа
Семья в народных сказках РОССИИ
Выполнила: Латыпова Яна,

ученица 5 класса

Руководитель: Мухаметова Ф.Р.,

учитель русского языка и литературы

Стерлитамак

2017

Содержание

Введение

3

Глава I. Семья в народных сказках

4

I. 1. Понятие «семья» в научной литературе

4

I.2. Народные сказки как источник мудрости

5

Выводы по главе I

6

Глава II. Исследование представления о семье в народных сказках

II.1. Социологический опрос

7

7

II.2. Сравнительный анализ сказок о семье разных народов России

8

II.3. Типы семей в народных сказках

9

Выводы по главе II

10

Заключение

11

Список литературы

12

Приложение

13

 

 

 

 

 
Введение

Как стать счастливым? А что такое счастье? Эти вопросы всегда волновали людей в любое время суток, года, века, столетия. Как заметил Л.Н. Толстой: «Счастье – есть удовлетворение без раскаяния». А народ считал, что семья – ключ к счастью. И не всякая семья будет счастливой, лишь та, отношения которой основаны на взаимной любви.

Проблема полноценной и счастливой семьи является сегодня очень актуальной, поскольку люди перестают воспринимать это понятие, как ценность.

Обратимся к народным сказкам, к народной мудрости. Как пишет А.Ф. Назаревич: «Сказка прошла долгий путь своего исторического развития, отразила сходные общественные отношения, была острым оружием в руках трудового народа в его борьбе с угнетателями, выражала чаяния и ожидания народа, служила его эстетическим потребностям, художественно обогащалась, совершенствовалась, сверкала самобытными национальными красками, способствовала зарождению первых ростков народной литературы».

Нам интересно, какие же семьи описывает народ в своих сказках? Какой должна быть семья по его представлению? Исходя из наших вопросов, мы обозначили цель исследования: изучить представление о семье в народных сказках России.

А для достижения нашей цели нам нужно решить следующие задачи исследования:

1) изучить теоретический материал по проблеме;

2) прочитать сказки разных народов;

3) сравнить наличие сказок о семье разных народов России;

4) выявить типы семей, представленных в народных сказках.

Объект исследования – сказки народов России

Предмет исследования – представление о семье.

Гипотеза – мы предполагаем, что, изучив представление о семье разных народов, мы найдем такой тип семьи, который позволит быть людям счастливыми в семье.

Теоретическая значимость: собранный материал можно использовать на уроках как дополнительный материал, на классных часах.

Практическая значимость:

1.использование материала исследовательской работы на уроках литературы в 5-7 классов по теме: «Народные сказки»;

2. знакомство с семейными традициями, ценностями на классных часах по теме «Моя семья».

Методы исследования:

- изучение специальной литературы;

- сравнительный анализ;

- чтение народных сказок;

- качественный и количественный анализ полученных данных.

Глава I Семья в народных сказках


  1. Понятие «семья» в научной литературе


В словаре Ожегова это слово трактуется так:  «Семья - группа живущих вместе близких родственников, объединение людей, сплоченных общими интересами».

Из философского словаря: "Семья - ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство".

Семья – предмет изучения разных социальных наук. В каждой даётся своё определение данному понятию.

С точки зрения социологии, это группа людей, связанная кровным родством и брачными узами.

Юридическая наука дополняет данное определение и говорит, что семья является объединением нескольких совместно проживающих лиц, которые связаны между собой правовыми отношениями, определённым кругом обязанностей, возникающих после заключения брака и вступления в родство.

В педагогике и в психологии делает упор на личные взаимоотношения членов семьи и разных поколений, на воспитательную и социальную роль представителей старшего поколения в развитии младших участников общественной группы.

Данное понятие многогранное. Но каждое определение подтверждает, что это малая группа, ячейка общества, в которой люди связаны между собой определёнными отношениями. [1]

I.2. Народные сказки как источник мудрости

Народные сказки — это уникальная энциклопедия истории, общественного строя, быта и мировоззрения нашего народа. За много веков наши предки придумали тысячи сказок. Словно на крыльях они перелатали из века в век и передавали мудрость одного поколения другому.

Каждая эпоха создала свои сказки. В них запечатлелось все многообразие человеческих отношений. Именно в народных сказках к нам дошли смех и слезы, радость и страдание, любовь и гнев, правда и кривда, вера и безверие, трудолюбие и лень, честность и обман.

Известные русские поэты и писатели восхищались народными сказками. А.С. Пушкин, говорил, что каждая из них является настоящей поэмой. В.Г. Белинский назвал их драгоценными историческими документами и подчеркивал их социальное значение. А.М. Горький писал о такой важной особенности русской сказки, как способность «заглядывать наперед».

Сказки сохранили всю красоту и богатство народной разговорной речи, которая своим многообразием, тонкостью смысла и обилием оттенков удивляет даже самых взыскательных ценителей народного творчества.

Характерной чертой сказок является вымысел. Но он не простой, а сознательный. В нем заложен многовековой опыт нашего народа, его мудрость и послание новому поколению.

Народные сказки бывают разными: волшебными, фантастическими, бытовыми, о животных.

В волшебных и фантастических главными героями являются Кощей Бессметрный и Баба Яга. Таки сказки не обходятся и без чудесных предметов (скатерть-самобранка, дубинка-самобойка, гусли-самоигры и другие).

В бытовых сказках речь, чаще всего, идет о жизни в России до 1917 года: о поповом работнике, о барине, о попе, о ловком солдате, о бедном мужике и других. В роли главных героев здесь выступают реальные люди. Эти сказки являются самыми молодыми, так как им всего лишь по несколько веков.[2]

Сказку всегда относили к разновозрастной аудитории, но только в ХХ веке стала в основном принадлежать детям. Само название появилось не сразу, Н.В. Новиков предполагает, что в Древней Руси разнообразные устные рассказы назывались «байками» («баять» - говорить). Скорее всего, к середине ХIХ веке байка была названа сказкой. Сказка пришла на смену мифу. Э.В. Померанцева (фольклорист ХХ в.) свидетельствует: первые упоминание относятся к Киевской Руси. История русской сказки богата событиями. В конце XVIII века сказку стали записывать, на основе народных стали создавать литературные сюжеты. [3]

Выводы по главе I
Семья – это малая группа людей (минимально двух), связанных брачными или (и) кровно-родственными узами, общим бытом, хозяйством, взаимопомощью и моральной ответственностью. 

Народная сказка – устное повествовательное художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел, рассказываемое в воспитательных или развлекательных целях.

Народные сказки — это фантастика, созданная коллективными творческими усилиями многих поколений нашего народа. В них, как в зеркале, отразился весь характер наших предков и образ их жизни. Через народную сказку мы открываем для себя и своих детей тысячелетнюю историю нашего народа.

Глава II. Исследование представления о семье в народных сказках
II.1. Социологический опрос
Мы провели опрос в параллельных 5 классах (В, Г, Е). В нем приняли участие 77 респондента.

Нужно было анонимно ответить на вопросы:

- Какие народные сказки вы знаете?

- Какие народные сказки вы любите?

На первый вопрос прозвучали следующие ответы: «Царевна-лягушка», «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Маша и медведь», «Петушок – золотой гребешок», «Коза-дереза», «Гуси-лебеди», «Три медведя», «Три богатыря», «Иван-царевич и серый волк», «Баба-яга», «Теремок», «Алп-батыр» (башкирская), «Убыр-эбей» (башкирская), «Камыр-батыр» (татарская), «Морозко», «Каша из топора», «Два лентяя» (башкирская), «Дочь-семилетка».

На второй вопрос ученики отвечали следующим образом: «Колобок», «Репка», «Снегурочка», «Морозко», «Дочь-семилетка», «По щучьему велению», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Результаты социологического опроса мы классифицировали и представили в виде диаграмм. (Приложение 1)

На диаграмме 1 представлены сказки тех народов, которые прозвучали в ответах детей на первый вопрос.

Любимых сказок у пятиклассников оказалось значительно меньше, всего семь, причем в процентном соотношении часто называемые сказки отражены на диаграмме 2.

Таким образом, ученики знают сказки только тех народов, языки которых изучаются в школе (русские, башкирские, татарские). В списках любимых сказок пятиклассников были прописаны те, которые были прочитаны или услышаны в дошкольном и младшем школьном возрасте.


II.2. Сравнительный анализ сказок о семье разных народов России

Российская Федерация - многонациональная страна. На её территории России проживает более 150 народов. Каждая, даже самая маленькая нация имеет свою самобытную историю, свои традиции, свою древнюю богатую культуру.

Одни народы могут по праву гордиться многовековой письменностью, шедеврами литературы, у других народов — на далёких окраинах Руси— не было даже своей письменностью. Но у всех был фольклор — устное национальное творчество. У всех народов России были сказки — их обожали во все времена, любят их и сегодня, причем любят одинаково и дети и взрослые. В сказках народов России отражаются индивидуальные характерные черты той или иной нации. [3]

Мы проанализировали названия сказок народов России по наличию в них каких-либо названий членов семьи: отца, матери, сына, дочери, брата и других.

Мы рассмотрели названия сказок восемнадцати народов России. (Приложение 2)

Больше всего сказок о семье мы нашли у русского народа («Иван – крестьянский сын и чудо-юдо», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Барин и жена», «Беззаботная жена», «Беспамятный зять», «Брат и сестра», «Братья-охотники», «Вдова и бес», «Генеральская жена и купеческий сын», «Две жены», «Дочь - семилетка», «Дочь и падчерица», «Дочь пастуха», «Жена - доказчица», «Жена – спорщица», «Жена слепого», «Жена Химка», «Иван – вдовий сын», «Иван – коровий сын», «Иван – мужицкий сын», «Купеческая дочь и служанка», «Муж да жена», «Отец и дочь», «Охотник и его жена», «Худая жена») – около 25, у абхазского и адыгейского народов – около 13.

Абхазские народные сказки: «Верная жена», «Жадная мачеха», «Два брата», «Брат и сестра», «Братья-охотники», «Вдова и ласточка», «Женитьба трех братьев», «Мачеха и падчерица», «Свадьба отца», «Сын богача», «Три брата и князь», «Умная невестка», «Чужая жена».

Адыгейские народные сказки: «Батыр - сын медведя», «Аслануко – сын львицы», «Богатырь-женщина», «Дочь одного старика», «Муж и жена», «О юноше, который не выполнил заветы отца», «Сказка о младшем сыне», «Сын бедной вдовы», «Сын слепого Ногая», «Три дочери старика», «Умная жена», «Ханская дочь», «Ханская дочь и охотник».

Мы заметили, что во многих сказках народов России встречаются сходные названия, например, «Три брата» (абазинский), «Женитьба трех братьев» и «Три брата и князь» (абхазский), «Пять братьев» (эскимосский народ); «Падчерица» (башкирский, татарский), «Дочь и падчерица» (русский), «Мачеха и падчерица» (абхазский); «Умная жена» (адыгейский, бурятский, якутский), «Муж и жена» (адыгейский), «Муж да жена» (русский).

Многие народы в сказках уделяют большее внимание жене, сыну, брату.
II.3. Типы семей в народных сказках
Какие же типы семей встречаются в народных сказках? Ответом на этот вопрос является следующий этап нашего исследования.

На данном этапе мы прочитали 10 сказок разных народов. При чтении мы обращали внимание на количество детей в семьях, на количество ее членов, на форму брака, на распределение семейной власти между членами семьи. Классификация типов семей представлена в приложении 3.

Абхазская сказка. «Верная жена». Семья неполная: купец рано овдовел, и была только дочь. Ее воспитатель был женатым человеком и он хотел жениться на понравившейся дочери купца, то есть у абхазского народа допускаются полигамные браки. Семья в сказке осталась крепкой благодаря верности жены.

Адыгейская сказка. «Муж и жена». В сказке семья бездетная, моногамная, матриархальная. Главные герои муж и жена стали спорить между собой, кто из них более коварный. Жена победила в споре с помощью хитрости.

Башкирская сказка. «Падчерица». В этой сказке представлена неполная семья (только мать с родной дочерью и падчерицей), матриархальная. Падчерица Гульбика уважительно относится к старой женщине, а родная дочь женщины – нет, за что каждая из них получили по заслугам.

Бурятская сказка. «Умная жена». Молодой ленивый парень женился на умной и трудолюбивой девушке, которую выгнали родители за ее непослушание. Здесь описываются однодетная семья и бездетная семья, две семьи являются патриархальными, так как в них главенствуют мужчины. Молодая семья остается прочной благодаря умной и трудолюбивой жене.

Осетинская сказка. «Неразумный сын». Семья в этой сказке неполная, однодетная, причем сын оказался неразумным и расточил все наследство, которое осталось после смерти отца.

Русская сказка. «Беззаботная жена». Бездетная, моногамная, матриархальная семья живет плохо из-за расточительной и неумной жены.

«Худая жена». Женился добрый молодец на девушке, а она оказалась худой женой. Были они моногамной, бездетной и матриархальной семьей. Не нравилось мужу, что жена всегда им командовала и посадить в яму. Когда ее через некоторое время вынул, она все равно не изменилась в поведении, и предпочел мужик жить без худой жены.

Татарская сказка. «Три сестры». В этой сказке представлена неполная, многодетная семья (мать и три дочери). Все дочери вышли замуж и стали моногамными и патриархальными семьями. Но лишь младшая дочь помогла заболевшей матери и продолжала жить счастливо, а две старшие превратились в черепаху и паука. [5]

Цыганская сказка. «Как мать своих детей прокляла». Были в сказке у цыган многодетные благополучные семьи, а в одной моногамной, малодетной, матриархальной семье матери весело жить мешали ее дети: сын и дочь. Однажды она их прокляла, но потом одумалась, да было поздно: они ушли в лес и превратились в русалку и черта, а цыганка-мать не смогла из вернуть у лесового батьки и сгинула в лесу.[4]

Эскимосская сказка. «Отец и сын». Сначала была полная, однодетная, патриархальная семья, затем отец погибает на охоте в море, остались жена и сын. Им нечего было есть, но отец даже после смерти помогает своей семье, а сын становится хорошим, как и его отец, охотником.[4]
Выводы по главе II
Многие народы России уделяют в своих сказках большое внимание семье, отношениям в ней. Самой многочисленной группой являются русские народные сказки.

Народ в сказках отводят важную роль в укреплении семьи умной жене, благодарным и хорошо воспитанным детям. К сожалению, почти во всех сказках плохо относятся к приемным детям, особенно к падчерицам. Причиной раздора в семье является праздный образ жизни отдельных членов семьи, неуважительное отношение к взрослым, лень и безделье.

В сказках представлены все типы семей. Преобладающий тип – это неполная, бездетная или малодетная, матриархальная семья. Как правило, в этих семьях и случаются различные беды. А вот в полной, многодетной, патриархальной семье царят гармония и счастье.

Заключение

В данной работе мы постарались определить представление о семье в народных сказках России.

Народные сказки занимают значительное место в устном народном творчестве. Из поколения в поколение в форме причудливых рассказов несут они культуру народа. В сказках отражаются народные идеалы, народный характер, определяется, какие ценности для человека выходят на передний план..

Самобытность сказок определяется, прежде всег, уникальностью каждого отдельно взятого народа. 

Общим в сказках оказалось отношение к духовным ценностям. Их ставят на первое место. Счастье оказывается не в богатстве и власти, а в любви, семье, взаимопонимании.

Итак, в результате изучения типов семей в народных сказках оказалось, что неполные, малодетные, матриархальные семьи больше подвержены плохому влиянию со стороны, а в следствии и к распаду.

Исследование данной темы позволило мне понять, что между народами, населяющими территорию России, на самом деле, много общего, что позволяет надеяться на взаимопонимание между народами и толерантное отношение друг к другу, а основой всего этого является благополучная и счастливая семья.

Список литературы

  1. http://gopsy.ru/semja/chto-takoe-semja-opredelenie.html

  2. http://ocka3ke.ru/

  3. http://wap.ppob.myqip.ru/?1-10-0-00000004-000-0-0-1326825550

  4. http://hobbitaniya.ru/menu/skrusnarodov.php

  5. http://www.skazk.ru/

  6. https://www.syl.ru/article/169590/new_tipyi-semey-formyi-i-tipyi-semi


Приложение 1
Диаграмма 1



Диаграмма 2



Приложение 2
Абазинские народные сказки

«Сын Дадамыжа», «Три брата».

Абхазские народные сказки

«Верная жена», «Жадная мачеха», «Два брата», «Брат и сестра», «Братья-охотники», «Вдова и ласточка», «Женитьба трех братьев», «Мачеха и падчерица», «Свадьба отца», «Сын богача», «Три брата и князь», «Умная невестка», «Чужая жена».

Адыгейские народные сказки

«Батыр - сын медведя», «Аслануко – сын львицы», «Богатырь-женщина», «Дочь одного старика», «Муж и жена», «О юноше, который не выполнил заветы отца», «Сказка о младшем сыне», «Сын бедной вдовы», «Сын слепого Ногая», «Три дочери старика», «Умная жена», «Ханская дочь», «Ханская дочь и охотник».

Башкирские народные сказки

«Падчерица», «Сонаре и шестеро его слепых братьев».

Бурятские народные сказки

«Умная невестка», «Сын бедняка и жестокий хан», «Молодец и его жена Лебедь», «Сыновья Хулмадая», «Умная жена».

Кабардинские народные сказки

«Охотник и ханская дочь».

Калмыцкие народные сказки

«Мудрая невестка», «Старик и старуха».

Карачаевские народные сказки

«Бедняк и ханская дочка», «Сыновья хана».

Корякские народные сказки

«Жена Сохолылана», «Сын медведицы».

Мордовские народные сказки

«Дочка с веретёнце».

Осетинские народные сказки

«Алдарский сын», «Бедняк и его жена», «Вдовий сын», «Неразумный сын», «Сын свинопаса», «Табунщик Кой, сын алдара».

Русские народные сказки

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Барин и жена», «Беззаботная жена», «Беспамятный зять», «Брат и сестра», «Братья-охотники», «Вдова и бес», «Генеральская жена и купеческий сын», «Две жены», «Дочь - семилетка», «Дочь и падчерица», «Дочь пастуха», «Жена - доказчица», «Жена – спорщица», «Жена слепого», «Жена Химка», «Иван – вдовий сын», «Иван – коровий сын», «Иван – мужицкий сын», «Купеческая дочь и служанка», «Муж да жена», «Отец и дочь», «Охотник и его жена», «Худая жена».

Татарские народные сказки

«Падчерица», «Три сестры», «Три совета отца», «Жена падищаха и Алтынчеч», «Одиннадцатый сын Ахмет».

Чувашские народные сказки

«Злая жена».

Цыганские народные сказки

«Как сестра братьев прокляла», «Как цыганка своих детей прокляла», «Околдованная сиротка».

Эскимосские народные сказки

«Младший сын», «Отец и сын», «Пять братьев», «Сирота и пять братьев».

Эвенские народные сказки

«Дочь старика Кагэны», «Старик и три сына», «Старуха и старик».

Якутские народные сказки

«Бабушка Чачакан-Чачакан», «Умная жена». [4,5]

Приложение 3

  1. Размер семьи. То есть, учитывается количество ее членов.

  2. Тип:

  • Нуклеарная семья, содержащая пару родителей и их детей.

  • Сложная. Проживают вместе еще и представители старшего поколения, например, бабушки, дедушки. Иногда можно встретить несколько брачных пар, проживающих вместе.

  • Неполная семья. Отсутствует кто-либо из родителей.

  • Приемная.

3. Количество детей:

  • бездетные;

  • однодетные;

  • малодетные;

  • многодетные.

4. Форма брака:

  • Моногамные семьи, состоящие из двух партнеров.

  • Полигамные имеют одного партнера, обремененного несколькими брачными обязательствами.

5. По половой принадлежности супругов.

  • Разнополая.

  • Однополая.

6. По месту положения человека.

  • Родительская семья.

  • Репродуктивная. Собственная семья, созданная человеком.

7. Место проживания.

  • Патрилокальная семья проживает с родителями мужа или жены.

  • Пеолокальная проживает отдельно от родителей.

Если захотеть, то можно еще называть типы современных семей, но это уже отклонение от правил.

Формы брака


Еще совсем недавно стать настоящей и признанной семьей можно было только после регистрации брака. В настоящее время многое изменилось в сознании людей, поэтому на сегодняшний момент браком считается не только тот, который заключен в ЗАГСе (церкви). Имеется несколько их разновидностей:

  1. Церковный. Супруги клянутся в любви и верности «перед Богом». Раньше только такой брак считался действительным, сейчас чаще всего сразу после официальной регистрации некоторые пары предпочитают повенчаться в церкви.

  2. Гражданский брак. Оформляется в ЗАГСе, основные типы семей возникают именно после его заключения.

  3. Фактический. Партнеры просто проживают вместе, не оформляя свои отношения официально. Как правило, такие браки не имеют юридической силы и во многих странах не признаются.

  4. Морганатический брак. Образование семьи людьми разного социального уровня.

  5. Временный союз. В некоторых странах он является достаточно распространенным, заключается согласно брачному договору на определенный срок.

  6. Фиктивный брак. Партнеры, как правило, не планируют создание настоящей семьи, есть только материальная или юридическая выгода.

  7. Полигиния. Когда мужчина официально имеет несколько жен. В России такие браки запрещены.

  8. Однополый брак. В некоторых странах приняты законы, разрешающие вступать в брак лицам одного пола.

Исторические типы семьи


Исторически сложилось разделять семьи в зависимости от распределения обязанностей и лидерства на следующие типы:

  1. Патриархальная семья. Считаются наиболее распространенными, главой является мужчина, его главная обязанность - содержать и обеспечивать жену и детей.

  2. Матриархальная. Всем командует женщина.

  3. Нетрадиционная. Женщина работает так же, как и мужчина, да еще и выполняет все обязанности по дому.

  4. Эгалитарный тип семьи. Все обязанности поделены между супругами поровну, права одинаковые.

  5. Детоцентрическая семья. Главным командиром является ребенок, все строится вокруг него, и его желания ставятся на первый план.

  6. Супружеская семья. Основное предназначение такого союза – это эмоциональное удовлетворение каждого супруга. Такие семья пока еще являются редкостью, но, как считают исследователи, за ними будущее.


написать администратору сайта