Главная страница
Навигация по странице:

  • Исследовательская работа «Святой источник на святом месте в селе Терновое» Выполнила

  • Оглавление

  • Проблема

  • Природа происхождения святого источника, и что называют святым местом.

  • Социологический опрос учащихся МКОУ Петропавловская СОШ и жителей села Петропавловка.

  • История появления святого места со святым источников в селе Терновое.

  • (Приложение 4)

  • Удивительные истории, рассказанные моими родственниками и односельчанами.

  • (Приложение 3) Почитание святых источников.

  • Правила посещения святых источников.

  • Как часто ходить к источнику

  • Что вы можете почувствовать

  • Список источников.

  • Приложение Приложение 1 Р езультаты опроса школьников и жителей с. Петропавловк а

  • П риложение 3

  • Исследовательская работа Святой источник на святом месте в селе. Исследовательская работа Святой источник на святом месте в селе Терновое


    Скачать 0.87 Mb.
    НазваниеИсследовательская работа Святой источник на святом месте в селе Терновое
    Дата12.03.2022
    Размер0.87 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИсследовательская работа Святой источник на святом месте в селе .docx
    ТипИсследовательская работа
    #393732

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

    Петропавловская средняя общеобразовательная школа
    Конкурс исследовательских работ в рамках программы духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи «Родной земли святыни», реализуемой на территории Острогожского благочиния.


    Исследовательская работа
    «Святой источник на святом месте в селе Терновое»
    Выполнила: Иванова Лилия Алексеевна,

    ученица 8 класса МКОУ Петропавловская СОШ

    тел.8

    Руководитель: Подставкина Елена Владимировна,

    учитель истории МКОУ Петропавловская СОШ

    тел.(847375)6-26-83

    с. Петропавловка.2015 г.

    Оглавление


    Введение.
    Каждый человек гордиться своей Малой родиной, её памятными местами, интересными объектами. В качестве объекта исследования я выбрала святой источник на могиле старца Спиридона, расположенный в селе Терновое Острогожского района Воронежской области.

    Святые места - Божий дар, это прекрасные уголки на земле, куда приезжают душой отдохнуть, соприкоснувшись с чудом. У каждого места есть своя история, которую хотелось бы знать. Моя «малая» Родина очень богата такими местами.

    Актуальность темы данной работы заключается в том, что мы, юное поколение, должны каждодневно знать, помнить, ценить, любить, хранить, преумножать красоту и богатство нашей Родины. Фёдор Михайлович Достоевский говорил, что человек несёт ответственность за всё зло мира и несовершенство жизни. Он также отвечает за всё, что создано Богом и за то, что сделал своими руками.

    Цель данной работы - изучение истории возникновения Святого места, событий, связанных с его чудодейственной силой.

    Проблема: малая изученность святых мест родного края.

    Объект исследования – святой источник на могиле старца Спиридона в селе Терновое Острогожского района.

    Предмет исследования - история возникновения и настоящего существования могилы старца Спиридона и источника на ней.

    Объект был выбран мною не случайно. Во-первых, это место находится недалеко от моего села. Во-вторых, его посещают мои родственники и многие жители Петропавловки. В-третьих, я хотела узнать, действительно ли вода из колодца у Спиридоновой могилы имеет чудодейственную силу.

    Приступая к работе над исследованием, поставила перед собой следующие задачи:


    • провести исследовательскую работу через изучения научной, научно - популярной, художественной литературы, периодической печати и сайтов Интернета по теме исследования;

    • собрать полный и достоверный материал по теме, сравнить и проанализировать результаты поиска информации;

    • определить отношение односельчан к святым местам, провести соцопрос по истории возникновения Святого места в Терновом;

    • сделать выводы по результатам проведенных исследований.

    Для решения поставленных задач использовала следующие методы исследования: сбор информации по теме, её анализ, обобщение собранного материала, полученного в ходе бесед с местными жителями и членами моей семьи.

    Я узнала, что воду из Спиридонова колодца верующие считают святой, исцеляющей, придающей силы. С водной стихией связана жизнь каждого человека. Это его рождение и крещение. Маленький человечек становится взрослым, а ручеек полноводной рекой. Русский народ испокон веков - православный народ, который знает и помнит, что к святым местам не зарастает тропа.

    Природа происхождения святого источника, и что называют святым местом.
    Перед началом выполнения работы я обратилась к энциклопедическим понятиям и выяснила, что определение святого источника предельно просто: вода его считается святой в том случае, если известно, что родник открылся в этом месте молитвами определенного святого, либо в случае явления на нем, чудотворной или местночтимой иконы. Около таких источников принято было строить часовни или церкви, создавать монастыри. В наше время, для того чтобы люди могли совершить омовение, святые источники оборудуются специальными купелями. Люди верят, что Господь являет свою милость людям через воду источника. Однако есть одно очень важное условие — вера человека в возможность исцеления. Часто вода из святых источников содержит в своем составе множество полезных для организма человека элементов. Священники говорят о том, что если определять природу святого источника, то его вода это идеальная вода, такая, какой она должна быть на самом деле, не зараженная грехом.

    Заглянув в православные справочники, я обнаружила, что святым местом называется то место, где были явно показаны благодеяния Божии роду человеческому. Сюда можно отнести монастыри, храмы, святые родники, святые колодцы, места захоронений подвижников благочестия. И не столь важно, сохранились ли монастыри, храмы, колодцы или могилы. Как известно, что при освещении престола нового храма от Бога дается не только благодать, но и Ангел – бестелесное духовное существо, которое навеки пребывает в этом месте.

    Социологический опрос учащихся МКОУ Петропавловская СОШ и жителей села Петропавловка.
    Для того, чтобы убедиться в правильности выбранной мною темы, решила опросить школьников и односельчан. Я задавала им следующие вопросы: «Знаете ли Вы святые места или святые источники? Посещаете ли вы святые места или святые источники?»

    Проведенный мною социологический опрос (было опрошено 60 человек трех возрастных групп) показал, что 58,9% опрошенных, 41% среди них – учащиеся школы, не знают о существовании данного святого места, не смотря на его историко-церковную ценность. Результаты опроса подтвердили проблему исследования: малую изученность святых мест и источников родного края и доказали значимость работы для сохранения истории и духовно-нравственных традиций моей Родины. (Приложение 1)


    История появления святого места со святым источников в селе Терновое.

    Место, о котором я рассказываю в работе связано с именем старца Спиридона. (Приложение 2)

    Родился Спиридон Григорьевич Сухинин 150 лет назад в 1865 году в селе Терновое и был первенцем в многодетной крестьянской семье. Еще в раннем детстве родители заметили в нем особую богобоязненность и благочестие. В 10 лет он потерял мать и часто был вынужден батрачить, чтобы помочь пропитать семью.

    В 1885 году Спиридон был призван на службу в армию, где выучился грамоте. Вернувшись в родное село, будущий старец стал много времени проводить за чтением духовной литературы. Спиридон не имел никакого духовного звания, а всю жизнь крестьянствовал на земле. Бесконечно почитал он своего небесного покровителя Спиридона Тримифунтского, который еще при жизни прославился кротостью, добротой и трудолюбием. На Руси святитель Спиридон почитался наравне со святителем Николаем.

    Юноша постоянно читал молитвы, соблюдал посты и так постепенно достигал Спиридон духовного совершенства. С каждым днем вера его становилась все крепче и сильнее. Однажды, находясь в ночном поле со своими товарищами, Спиридон был застигнут бурей. Лил проливной дождь, дул сильный ветер, сверкание молний слепило глаза, а раскаты грома оглушали. Все разбежались и спрятались, где кто мог, только Спиридон остался стоять посреди луга под проливным дождем с посохом в руках. Его звали в укрытие, но он не успел. И вдруг: молния ударила в Спиридона, но он стоял в том же месте, как бы объятый пламенем. Все уже подумали, что он погиб, но когда дым и пламя рассеялись, то Спиридон стоял на том же месте и держал в руках горящий посох, воткнутый в землю. Эту историю рассказывали его товарищи. С этого момента люди стали замечать в нем особый дар прозорливости и врачевания.

    Они стали видеть в нем своего заступника и утешителя и часто шли за советом: когда лучше сеять, убирать урожай, просили совета при вступлении в брак, помощи в разрешении споров между близкими. Старец духовными очами прозревал душу каждого приходившего к нему человека, поэтому принимал не всех. Верных принимал с любовью, нечестивых укорял и молился о спасении их душ. Но для тех и для других всегда находилось у него слово назидания, наставления и утешения.

    Случилось это в 1904 году. Спиридону было в то время 25 лет. Привели к нему девочку по имени Евдокия, которая с раннего детства страдала немотой. Случилась эта болезнь от испуга. Родители просили Спиридона помо­литься об ее исцелении и сказать, что с ней де­лать. Старец приложил к голове скуфию св. Митрофана и дал выпить немного святой воды. Родителям же велел отслужить молебен Спаси­телю, Божией Матери и святому великомучени­ку и целителю Пантелеймону, приобщиться са­мим и приобщить девочку Святых Христовых Тайн. Они с усердием все исполняли. После того, как девочку приложили к иконе св. Пантелеймона, девочка заговорила к великой радос­ти своих родителей.

    1900 год. Житель г. Острогожска кресть­янин Иван в возрасте 20 лет был одержим ду­хом нечистым. Был он разъярен, ругал людей, рвал на себе одежду и волосы. Не мог он смотреть на свою молодую жену. Родители его обратились за по­мощью к Спиридону. Он посоветовал им отслу­жить молебен Пресвятой Богородицы "Всех скорбящих Радостей", три раза поднести боль­ного под перенос Св. Даров и приобщить Св. Христовых Тайн. Несмотря на великие трудности, т.к. одержимый упирался и не мог даже войти в храм, родителям все же удалось испол­нить все, о чем говорил Спиридон. И Господь, по молитвам Своего верного раба, да­ровал страждущему исцеление.

    Крестьянка села Прилепы Колбинской области по имени Дарья в 1912 году потеряла из-за болезни зрение. Врачи ей не могли помочь. В надежде на исцеление решила она пойти к старцу Спиридону. Только вошла она в село, как повстречала Спиридона, который нес для себя воду из колодца. Дарья стала просить его помо­литься о ее здоровье. Смиренный раб Божий дал ей немного воды из своего ведра для того, что­бы она могла умыться,
    и велел отслужить моле­бен Казанской Божией Матери. При этом он сказал ей: "Дарья, чаще ходи в храм Божий, ред­ко ты там бываешь". С усердием исполнила она все и получила исцеление.

    Часто старец бывал в домах людей, и везде были ему рады. Но были и такие дома, в которые нога старца не ступала. Он говорил: «Иду я по улице и вижу, в которых домах горит свет небесный, а в которых полыхает пламень огненный». Светом своей великой веры старец Спиридон озарял людей, окружающих его.

    По воспоминаниям современников Спиридона, в одной из хозяйственных построек на территории дома старца бил родник, и круглый год зеленели на лужайке две вишни, и даже цвели. Старец не допускал людей туда, так что этот чудный садик видели не многие. Одна женщина, желая увидеть это чудо, решила тайно подойти к окошку и посмотреть, но, как только она приблизилась к стеклу, то сразу же ослепла. Встретив ее, старец сказал: «Пострадала ты за свое любопытство». Она стала каяться в своем грехе и просить у старца прощения и милости. По его молитвам она снова прозрела. После смерти старца ни родника, ни деревьев в его доме не нашли.

    Старец Спиридон застал время гонения на Церковь и верующих. В селе сохранились рассказы о том, как несколько раз пытались арестовать праведника. Однажды солдаты посадили его на телегу и в пургу повезли в районный центр, но проехав несколько часов, обнаружили себя все там же – у окраины села, испугались и отпустили арестованного. В другом случае, придя арестовывать, комсомольцы застали старца сидящим на завалинке и ожидающим их с вещами и книгами. Тот, кто руководил ими, поднял было руку к фуражке, да так и не смог ее отпустить, пораженные этим комсомольцы тут же ушли. И даже когда старца удалось привезти в уездный центр Коротояк, сам следователь не долго держал его, а скоро отпустил. Старец на допросе стал говорить, чтобы следователь поспешил домой, так как там случился пожар.

    В трудах и подвигах, посте и молитве прошла жизнь Спиридона Сухинина. Перед своей кончиной говорил старец окружающим его людям: «То место, где будут лежать мои кости, будет ограждаемо Господом от всех бед и ненастий. Со временем село наше уподобится славному Киеву, сюда будут идти и ехать люди из разных мест». Сокрушаясь о том, что от них уходит их духовный наставник и заступник, люди говорили: «Дядюшка, ты умрешь, кто же будет лечить нас?" А старец отвечал: " Да я и буду..." Умирая, старец говорил своим односельчанам, чтобы к нему, как живому, шли они на могилку и проси­ли о телесных и духовных нуждах.

    Он еще при жизни знал день и час своей кончины. Старец говорил: "Приходите все ко мне, когда зацветут вишни". Люди, приходив­шие к старцу из дальних мест, спрашивали его: "Дядюшка мы живем далеко. Как же узнать, когда приходить к тебе?" "Во всех церквах ок­рестных трижды сами ударят колокола, вот тог­да и приходите", - отвечал старец. Старец Спи­ридон скончался 19 мая 1929 года. Предсказа­ние его сбылось: рано утром в этот день на колокольнях близлежащих приходских храмов трижды ударили сами собою колокола. Люди ждали этого звона. В это время они находились в поле. Услышав звон, все бросили работу и пришли в село. Великое горе постигло их: умер их Любимый наставник, их заступник и врач… ­Белым цветом бушевали цвету­щие вишни. Прейдя в дом старца, люди увиде­ли, что в его убогом жилище почти ничего не было, только самое необходимое, сундучок с книгами и несколько икон. Старец лежал на хо­лодной печи в своей обычной ветхой одежде. Лежал он на голых кирпичах, даже ничем не прикрытый. Кончина его была тихой и спокой­ной.

    Незадолго до смерти старец говорил: «Надо уходить с этого света, а то наступят такие вре­мена, что лучше и не жить. Зло и нечестие в мире умножится, люди забудут Бога. Лучше умереть, чем видеть все это, Вам же, живущим предсто­ит все это увидеть и претерпеть. Подкрепи Вас Господь в этих испытаниях». Спрашивали его: «Дядюшка, где тебя похоронить? Мы думаем похоронить тебя в саду за церковной оградой у алтаря». На это старец сказал: «Что Вы! Не хо­роните меня здесь. Придет время, что этих мо­гил не будет. Здесь будет дорога, будут ходить люди и ездить машины». И это предсказание сбылось. Сейчас на месте старой церкви и клад­бища проходит дорога. «А где же похоронить тебя?» - спрашивали люди. «Похороните меня на краю кладбища сре­ди зарослей и кустарника. Там мне место», - отвечал старец.

    В 1929 году старец Спиридон умер. Родственников у него почти не осталось. Хоронили его духовные дети. На похороны было приглашено несколько священ­ников из окрестных деревень (но только те, которых при жизни назвал старец). Гроб с телом старца стоял в церкви два дня. На отпевании были люди из всех окрестных городов, сел и деревень. Плач и рыдания слышались повсюду, люди прощались со своим любимым учителем и наставником, который делил с ними все их радости и скорби. Храм не вмещал всех. Близ­лежащие улицы и вся церковная площадь были заполнены народом. От великой тесноты люди падали в обморок.

    Отпевание закончилось. Гроб вынесли на руках ближайшие к старцу люди. На паперти церкви си­дело двое нездоровых мужчин. Один страдал слепотой, у другого же болели ноги, и он ходил на косты­лях всю жизнь. Когда гроб с телом старца вы­несли на паперть, то эти люди, желая исцеле­ния, прошли под ним, и свершилось чудо. Хро­мой бросил здесь же костыли и пошел домой на своих ногах. Костыли потом как знак чудес­ного события находились в церкви и сгорели в 1944 году вместе с нею. Слепой же не получил исцеления. Каждому Господь дает по вере его.

    По пути на кладбище свершилось еще одно чудо. По слову старца гроб с его телом несли с западной стороны. Путь к кладбищу пролегал через огороды, на которых только что взошла картошка. Когда огромная масса людей прошла по молодым всходам, то от всходов не осталось и следа, все было утоптано. Хозяева, видя это, решили заново засажи­вать огороды. Но проснувшись утром, они увидели, что картошка их не только поднялась, но еще и под­росла.

    Многое из того, о чем говорил перед своей кончиной старец Спиридон, сбылось впослед­ствии. Старец говорил, что придет большая беда, но вы не бойтесь и не покидайте своих домов. Господь сохранит Вас.

    В 1942 году в село пришли фашисты, но ни один человек не покинул родных мест. Про­изошло обратное: люди из окрестных городов и сел шли в Терновое под покров старца Спи­ридона, хотя знали, что оно занято немцами. Полтора года находились здесь фашисты, но не один человек не был убит, не один дом не был разрушен. Молитвами стар­ца Спиридона народ был храним от бед. (Приложение 3)

    Много исцелений связано с водой. Тот колодец, который теперь почитается как колодец старца Спиридона, называемый в народе просто «копанка» или «криничка», был выкопан по благословлению старца. (Приложение 4) Вода в колодце ценится, как исцеляющая духовные и телесные болезни. Обычно люди поступают так: набирают в «криничке» воды, идут с ней на могилку к старцу Спиридону, ставят её на гробницу и читают акафисты и потом уж несут воду домой. На целительные свойства воды люди смотрят как на благосло­вение Божие по молитвам старца Спиридона.

    Удивительные истории, рассказанные моими родственниками и односельчанами.
    Было много случаев исцеления святой водой из колодца. Моей бабушке Дешиной Татьяне Александровне стало нездоровиться. Врачи не смогли ей помочь. Тогда она приехала на могилу старца Спиридона, попросила Бога о помощи и исцелилась.

    Другой случай произошёл с моей односельчанкой Печневой Натальей Павловной. Однажды у нее сильно заболели ноги. Она пошла к колодцу, набрала воды, умыла ноги, руки, лицо, помолилась. На следующий день уже чувствовала себя здоровой.

    А моя родственница Елизарова Ольга Васильевна рассказывает: «На Крещение мы с семьей всегда ездим к источнику в село Терновое, набираем там бутылку воды. Я ставлю её в сервант и использую как лекарство скорой помощи. У меня в сердце искусственный клапан, без таблеток не обойтись. Но перед тем, как их принять, обязательно пью крещенскую воду. А еще я принимаю ее как успокоительное. Крещенская вода помогает справиться со стрессами и волнениями, придает силы, возвращает уверенность в себе».

    Это место является, безусловно, является ценностью и гордостью нашего района. Его посещают жители соседних районов, города Острогожска и других городов. Большинство при посещении этого Святого места набирают воду из колодца, здесь же пьют ее, умываются ею. Некоторые умывают лицо, грудь, окатывают голову. Желающих обливаться достаточно много, в основном это женщины. По сообщению одной из верующих, «обливаться водой нужно три раза - ковшиком или ведром. Со словами «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». Она также отметила, что раньше традиции обливаться не было - только «сбрызгивали голову и ноги». Но, конечно, основное назначение воды из родника связано с ее возможностью исцелять различные болезни. Пожилая женщина отметила: «Люди-то старые верили в целебные свойства родниковой воды и по сей день верят, потому что болеет народ-то, и все приходят сюда. Люди верят, что польза есть, можно излечить болезни».

    Ежегодно в день памяти старца Спиридона, 19 мая, собираются верующие со всех концов страны, чтобы почтить память старца: помолиться за Божественной литургией, принять участие в крестном ходе на могилку, набрать воды из его колодца, попросить помощи и вразумления. (Приложение 3)


    Почитание святых источников.
    Традиции почитания воды имеют тысячелетнюю историю.

    Издревле в народном сознании родники были символом нравственной чистоты, животворящей силы, добра и красоты. Недаром некоторые из них становились объектом паломничества. В народе верили, что родниковая вода излечивает от недугов, помогает в горе. Вода здесь настолько прозрачна, словно смотришь через увеличительное стекло. Люди сюда приходили с незапамятных времен, пили святую воду и, говорят, избавлялись от разных болезней.

    Издревле многие народы воду, также как и землю, величали матерью, упоминали ее имя при заклятиях. Реки в народных легендах олицетворялись в виде девушек. В воду нельзя было плевать (не плюй в колодец, случится напиться; в воду грех плевать; плевать в воду — все равно, что матери в глаза).

    Вообще, раньше взрослые люди пили воду с непокрытой головой и перед питием крестились. Воду родника считали святой, Богом данной.

    Родители нас учат уважать традиции, соблюдать правила поведения не только у родника, но и во всех святых местах: нельзя оставлять мусор, нельзя говорить громко, употреблять бранные слова, нельзя шуметь.

    Таким святым местам нужно относиться бережно. Мы должны заботиться о них и обустраивать зелёными насаждениями, соблюдать обычаи своего народа, передавать их следующему поколению. Поэтому учащиеся нашей школы принимают активное участие в экологической операции «Живи, родник».
    Правила посещения святых источников.


    • Перед окунанием в святой источник нужно обязательно надеть нательный крест, а украшения снять.

    • Женщинам следует смыть макияж.

    • На территории святого источника следует держать себя благочестиво: нельзя курить, распивать алкогольные напитки, есть, мусорить, вести себя шумно и развязно, сквернословить.

    • Перед купанием нужно перекреститься с молитвой «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь» и трижды окунуться с головой в источник.

    • Паломницы по традиции окунаются в источник в рубашках.

    • Окунание в источник — не купание и не мытьё. Не благословляется пользоваться мылом, шампунями, стирать, мыть посуду.


    Порядок окунания


    • Окунаться в воду следует с молитвой, обращенной к Богу или тому святому, именем которого назван источник.

    • Полное омовение - погружение с головой три раза. Принято считать, что именно на макушке сидят бесы.

    • Однако вы должны быть полностью уверены в силе своей молитвы и хорошем состоянии своего здоровья.

    • В противном случае можно окунуться без погружения с головой в купель или окатить себя водой из купели.

    • Первый раз крестимся во имя Отца,окунаемся; второй раз крестимся во имя Сына, окунаемся; третий раз крестимся во имя Святого Духа и снова окунаемся. Аминь!

    • Выходя из купели, поблагодарите святого и Господа Бога.



    Как часто ходить к источнику


    • Окунаться в святой источник можно хоть каждый день - ограничений здесь нет.

    • При тяжелых недугах в старину советовали омыться в «семи водах»: найти и совершить омовение в семи различных святых источниках.

    • Заметное улучшение наступает уже после четвертого омовения.

    • Шестое и седьмое закрепляют результат.

    • Если вы заметили, что ваш организм «просит» повторить купание в одном из святых источников, - прислушайтесь к этому и повторите омовение.


    Что вы можете почувствовать


    • Сразу после омовения вы ощутите, как кожа всей поверхности тела начинает гореть.

    • Этот эффект может продолжаться от нескольких до десятков минут. Кожа как будто очищается от какого-то «налета».

    • Возможно, вы ощутите, как тело приобрело легкость. Кто-то чувствует, что голова стала легче и исчезло напряжение в шее, у кого-то становятся легче руки, проходит тяжесть в ногах.

    • Возможно, через некоторое время вам покажется, что и в мыслях наступает порядок, словно их кто-то «пригладил».

    • Если душа ваша подготовлена, то, возможно, вы ощутите состояние, которое можно описать словом «благодать».

    • А кто-то через омовение сможет получить простые ответы на важные вопросы.


    Заключение
    Вода на Руси издавна считалась даром Божьим, источником благодати духовной, здоровья телесного. В былые времена на нашей земле было известно множество месторождений подземных вод. Жители знали эти места, ухаживали за ними, благоустраивали по возможности, передавали потомкам историю, давали наказы. Но время делает свои повороты не только в судьбах людей, но и в судьбах источников, родников. Из ныне существующих родников полностью или частично используется чуть более половины, остальные забыты, заброшены, утеряны.

    Мы должны сохранить те природные источники, которыми люди пользуются многие годы, очистить эти ключики, продлить им жизнь. Испокон веков люди относились к родникам с любовью и уважением. Давайте чтить эту святую традицию. Родниковая вода - живая вода. Выходя из недр земли, где она набирается её силы и чистоты, вода дарит людям здоровье, бодрость.

    Но без внимания со стороны человека родники могут погибнуть. Как важно не дать иссякнуть родникам, находящимся рядом, продлить их жизнь для того, чтобы своей целебной силой они поддержали в нас желание сохранить свои истоки.

    Будет помнить об этом. Будем искать, находить, хранить и предавать новые факты, легенды, были, рассказы старожил. И очень хочется верить, что святые источники не будут забыты, не затеряются в зарослях тонкого камыша, ольхи, плюща и в памяти человеческой!

    Список источников.
    Литература:


    • Старец Спиридон. Повесть.Воронеж: ГУП ВО «Воронежская областная типография - издательство им. Е.А. Болховитинова».-2009

    • Полный Церковно-славянский словарь / Сост. священникъ магистръ Григорій Дьяченко. — С. 584.

    • Ключевые понятия Библии в тексте Нового Завета. Словарь-справочник / Геллей Г.. — СПб.: Герменевт, 1996.



    Интернет-ресурсы:


    • ist-konkurs.ru

    • ternovoe.cerkov.ru

    • фото с yandex.ru


    Приложение

    Приложение 1

    Результаты опроса школьников и жителей с. Петропавловка
    Приложение 2

    П риложение 3







    Приложение 4










    написать администратору сайта