Главная страница
Навигация по странице:

  • Источники римского права: понятие и виды.

  • Обычное право и закон.

  • Законы XII таблиц.

  • Эдикты магистратов.

  • Деятельность юристов.

  • Сенатусконсульт.

  • Кодификация Юстиниана.

  • Кодекс Юстиниана.

  • Дигесты Юстиниана.

  • Институции и новеллы.

  • Тема 4 Источники права. Источники римского частного права


    Скачать 112.57 Kb.
    НазваниеИсточники римского частного права
    Дата06.04.2019
    Размер112.57 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаТема 4 Источники права.docx
    ТипДокументы
    #72852
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5

    Тема 2. ИСТОЧНИКИ РИМСКОГО ЧАСТНОГО ПРАВА
    План:

    1. Понятие источника права

    2. Право обычное и цивильное право

    3.Законы

    4.Деятельность римских юристов

    1.Понятие источника права


    Источники римского права: понятие и виды. В юридической и историко-правовой литературе применительно к римскому праву «источник права» употребляется в различных значениях:

    1) как источник содержания правовых норм;

    2) как способ (форма) образования норм права;

    3) как источник познания права.

    Институции Га я к источникам права относят: законы, сенатусконсульты, конституции императоров, эдикты магистратов, деятельность юристов. В этом перечне указанные источники раскрывают способ (форму) возникновения норм права. Следовательно, источник права понимался в Риме как способ (форма) образования права.

    В Институциях Юстиниана упоминается два вида источников:

    1) закон и другие нормы, исходящие от государственных органов и зафиксированные ими в письменной форме;

    2) нормы, складывающиеся в практике (имеются в виду правовые обычаи).

    По признаку письменной и устной формы источников римляне разделяли право на писаное (jus scriptum) и неписаное (jus non scriptum): «Наше право является или писаным, или неписаным…» (D. I. I. 1. 6).

    В более широком смысле к источникам права относятся многочисленные правовые и другие памятники, содержащие юридические нормы и иные данные о праве. В первую очередь к ним можно отнести кодификацию Юстиниана, произведения римских юристов, историков, философов, ораторов, поэтов и др. К источникам права в широком смысле причисляют также папирусы с текстами отдельных договоров и надписи на дереве, камне и т. д.

    Обычное право и закон. Самым древним неписаным источником права Рима было обычное право как совокупность правовых обычаев. В современной теории права под правовым обычаем понимается правило поведения, сложившееся вследствие его фактического применения в течение длительного времени и признаваемое государством и качестве общеобязательного правила.

    Отмеченные признаки характеризовали правовой обычай в Риме. Римский юрист Юлиан говорит о давности (длительности) применения обычая и молчаливом согласии общества (считаем признание его государством в качестве общеобязательного правила) на его применение.

    Нормы обычного права включали обычаи предков (mo res maiorum); обычную практику (usus); обычаи жрецов (com mentarii pontificum); обычаи, сложившиеся в практике магистратов (commentarii magistratuum). В императорский период обычное право именуется термином «consuetude».

    Обычное право в течение длительного времени играло существенную роль в регулировании разнообразных общественных отношений. Даже в эпоху принципата за правовыми обычаями признавалась такая же сила, как и за законами.

    Наряду с обычным правом уже в древний период в Риме в качестве источника права применялись законы (leges). Первыми законами в Риме были законодательные акты, принимаемые народными собраниями и утверждаемые Сенатом.

    В 451–450 гг. до н. э. была сделана запись обычаев, получившая название Законов XII таблиц (leges duodecim tabularum). В 326 г. до н. э. был принят Петелиев закон, отменивший долговое рабство и убийство должника за неуплату долга. Примерно в III в. до н. э. появился закон Аквилия (об ответственности за уничтожение и повреждение чужих вещей). Позднее был принят ряд других законов. В период принципата, когда роль народных собраний понизилась, они уже не принимали законы. Последним был аграрный закон I в. н. э.

    При одновременном сосуществовании в Риме в течение длительного времени правовых обычаев и законов возникает вопрос: как соотносились друг с другом эти источники права?

    У римлян не вызывало сомнения, что закон мог отменить правовой обычай. Римские юристы также считали, что правовой обычай может отменить закон (в этом случае говорили, что закон вышел из употребления). От классических юристов на сей счет сохранилось высказывание: «…Законы могут быть отменены не только вследствие выраженной воли законодателя, но и по молчаливому соглашению всех, путем обычая» (D. 1. 3. 32. 1). Этот вывод делался на основании того, что не существовало различия в том, как народ выразит свое согласие с той или иной нормой права: подачей голосов или своими поступками.

    Законы XII таблиц. В 451–450 гг. до н. э. была сделана запись обычаев, получившая название Законов XII таблиц.

    В значительной своей части Законы XII таблиц фиксируют письменно давно сложившуюся практику взаимоотношений различных лиц, т. е. право обычное. В этом смысле, как ни странно, их можно было бы назвать варварской правдой (как именуются первые юридические кодексы государств раннего Средневековья), если забыть о том, что само понятие «варвары» применялось в античности ко всем людям, кроме греков и римлян.

    В тексте таблиц заметно влияние греческого права, а конкретно — афинского законодательства Солона. В двух случаях на это прямо указывает античный юрист Гай. Так подтверждается сообщение источника о том, что на подготовительном этапе для работы коллегии были привлечены греческие законы. Но очевидно и то, что использовались они спорадически, и получившийся свод в основном отражал римские реалии.

    Законы XII таблиц закрепили уже сформировавшееся к этому времени право частной собственности (dominium), которое в Риме вытекало из высшего права собственности гражданской общины, т. е. государства, и потому принадлежало только гражданам. В них еще отсутствует универсальная формула, позднее выработанная римскими юристами: «Собственность на вещь есть право по своей воле ее использовать, изменять, отчуждать и передавать по наследству». Однако трактовка этого правоотношения в отдельных статьях таблиц уже приближается к классической.

    В таблицах юридически оформлено социальное неравенство между свободными и рабами, патронами и клиентами, патрициями и плебеями. Первое различие просуществует еще два тысячелетия, второе доживет до падения Римской империи, а третье исчезнет сравнительно скоро, и принад лежность к патрицианскому или плебейскому роду не будет иметь в Риме никакого значения.

    В наше время даже образованные люди — не специалисты по античности — убеждены, будто на всем протяжении римской истории, в том числе в эпоху империи, патриции составляли в Риме привилегированное сословие, угнетавшее плебеев. В действительности патриции, представлявшие собой старую знать родового общества, вели с плебеями борьбу за сохранение своих привилегий в течение первых столетий истории Римской республики и к III в. до н. э. потерпели полное поражение. Во время империи принадлежность к патрицианскому роду была не более важна для римлянина, чем для нашего современника — боярское происхождение его предков.

    Законы XII таблиц содержат множество конкретных положений, которые были развиты впоследствии в западноевропейском и позднеримском праве. Заслуга их составителей состоит в том, что они заложили основы правотворческого процесса на будущее и сформулировали нормы, позволившие молодому классовому обществу достаточно эффективно функционировать.

    Прежде всего составители таблиц установили определенный порядок судебных процедур, т. е., говоря профессиональным языком, зафиксировали нормы процессуального права.

    Законы XII таблиц охраняют устои древней патриархальной семьи.

    Законы XII стали первым древнеримским судебником: многие их положения относятся к сфере уголовного права.

    Законы ХII таблиц были начертаны на 12 деревянных досках-таблицах и были выставлены для всеобщего обозрения на главной площади Рима, отсюда и пошло их название.

    Таким образом, Законы ХII таблиц регулировали семейные, наследственные отношения, займовые операции и частично уголовные преступления. Постепенно, в связи с развитием новых экономических отношений, вызванных ростом товарного производства, товарообмена и банковских операций, Законы ХII таблиц стали корректироваться новым источником права — преторскими эдиктами.

    Эдикты магистратов. Римские судебные магистраты обладали правом издавать постановле ния для римских граждан и других жителей Римского государства.

    Термин «эдикт» происходит от dico («говорю») и в соответствии с этим первоначально обозначал устное объявление магистрата следующих видов:

    — постоянный эдикт издавался новым магистратом и объявлял о том, какие правила будут лежать в основе его деятельности, в каких случаях будут даваться иски, в каких — нет (своеобразный план работы на определенный период);

    — разовый эдикт издавался по поводу решения какого-либо конкретного дела и по другим незапланированным поводам.

    В дальнейшем эдикты стали приниматься в письменной форме. Они действовали только в период управления издавшего их магистрата, и следующий магистрат мог отменить или продлить их. В начале II в. н. э. эдикты были объявлены вечными и неизменными.

    Римский юрист Гай писал, что эдикты принимались:

    1) преторами. Преторы были как городскими, ведавшими гражданской юрисдикцией в отношениях между римскими гражданами, так и перегринскими, ведавшими гражданской юрисдикцией по спорам между перегринами, а также между римскими гражданами и перегринами;

    2) правителями провинций;

    3) курульными эдилами, ведавшими гражданской юрисдикцией по торговым делам (в провинциях — соответственно квесторами).

    Начиная с III в. до н. э. в связи с усложнением общественных отношений (развитие торговых отношений с другими странами, развитие сельского хозяйства) нормы ius civile устарели и перестали удовлетворять запросам жизни. Преторские эдикты помогали цивильному праву в удовлетворении новых потребностей общества, так как преторы выпускали постановления не в общем, а по конкретным искам. Претор руководил гражданским процессом и мог выбирать для защиты только те иски, которые не были предусмотрены цивильным правом.

    Претор не мог отменить или изменить нормы цивильного права («претор не может творить право»). Он мог проработать норму цивильного права на практике и лишить силы то или иное положение данной нормы. Например, мог защитить несобственника имущества как собственника, но не мог изменить статус несобственника и превратить его в соб ственника. Претор не мог дать право наследования. Таким образом, претор мог давать защиту только новым формам правоотношений, что еще раз подчеркивает незыблемость исконного права (ius civile).

    По словам римских юристов, преторское право постепенно развивалось и стало действовать по нескольким направлениям, откликаясь на новые запросы жизни и удовлетворяя их:

    — претор помогал применению гражданского права (iuris civilis adiuvandi gratia);

    — заполнял пробелы гражданского права с помощью своих эдиктов (iuris civilis supplendi gratia);

    — изменял и исправлял нормы гражданского права (iuris civilis corrigendi gratia). Претор не мог отменить действие цивильного права, мог только дополнить его.

    В результате правотворческой деятельности курульных эдилов, преторов и правителей провинций (которые в значительной мере заимствовали содержание преторских эдиктов) значение этой деятельности расширялось, и возникло ius honorem (от слова honores — «почетные должности») — магистратское право, или ius praetorium — преторское право, в основе которого лежал преторский эдикт. Ius honorem и гражданское право (которое нельзя было резко отменить или заменить, так как римляне относились к своим истокам с большим почтением) стали действовать параллельно, дополняя друг друга.

    Во II в. н. э. юристом Юлианом была выработана опись отдельных постановлений, содержавшихся в преторских эдиктах. Эта опись, являвшаяся по сути кодификацией преторских эдиктов, была одобрена императором Адрианом и получила статус окончательной редакции так называемого вечного эдикта (edictumperpetuum). Ее объявили неизменной, и только император мог вносить некоторые дополнения. «Вечный эдикт» Юлиана не дошел до нас, но сохранились фрагменты комментариев римских юристов. С помощью этих комментариев были сделаны попытки реконструкции эдикта.

    В процессе взаимодействия эти два вида права все теснее сближались между собой и начиная с классического периода стали сливаться в единую систему права.

    Таким образом, различие цивильного и преторского права просуществовало вплоть до Юстиниана (VI в. н. э.).

    Деятельность юристов. Большое распространение получила такая специфическая римская форма правообразования, как деятельность юристов (юриспруденция).

    Юристы действовали по следующим направлениям:

    1) составление формул различных частноправовых актов, совершаемых отдельными лицами (завещаний, актов продажи и т. п.) (cavere). Чтобы оценить значение этой функции, нужно принять во внимание строгий формализм римского права, при котором пропуск хотя бы одного слова обессиливал совершенный акт, делал его юридически ничтожным;

    2) консультации и советы относительно предъявления иска и порядка ведения возбужденного дела (agere). Римляне не допускали прямого представления в суде ввиду ритуальности суда (истец должен был вести дело самостоятельно), и поэтому помощь юристов выражалась только в подготовке дела;

    3) ответы на исходившие от частных лиц юридические вопросы (respondere). Данная форма использовалась только в случаях пробела в действующем праве, тогда юристы предлагали свои собственные решения. Хотя такие ответы юристов и оказывали влияние на практику, однако обязательной юридической силы не имели. В классический период развития римского частного права это направление набрало силу и стало чаще применяться.

    Толкование юристами действующих законов и сочинения юристов, посвященные законодательству, назывались комментариями. Юристы составляли также сборники казусов, высказывая при этом свое суждение о некоторых юридических событиях. Римские юристы составляли учебники по римскому праву и выступали в качестве преподавателей права.

    Сочинения римских юристов были связаны с практикой. Осуществляе мый ими анализ правоотношений, изложение правовых норм отличались точностью, глубиной, логической последовательностью и обоснованностью решений. Многие правовые нормы и сентенции юристов приобрели характер афоризмов: «Знать законы — не значит следовать их букве, но понимать их силу и значение» (D. 1. 3. 17); «Неправильно давать ответы, консультации или решать дело, имея в виду не весь закон, а только какую-нибудь его часть» (D. 1. 3. 24).

    Из числа выдающихся республиканских юристов можно назвать таких, как Марк Манилий, Юний Брут, Публий Сцевола (II в. до н. э.). Представителями классической римской юриспруденции являлись Лабеон и Капитон (I в. н. э.). С их именами связано образование двух школ римских юристов: прокулианской (по имени Прокула, ученика Лабеона) и сабинианской (по имени Сабина, ученика Капитона).

    В период «золотого века» юриспруденции Рима (II в. — начало III в. н. э.) замечательная плеяда римских юристов пополнилась именами Павла, Папиниана, Ульпиана, Модестина, Гая и других, каждый из которых внес огромный вклад в развитие римского права.

    С конца III в. н. э. творческая деятельность юристов ослабла. В 426 г. Валентиниан III издал закон о цитировании, согласно которому юридическая сила признавалась лишь за произведениями пяти юристов: Гая, Павла, Папиниана, Модестина и Ульпиана.

    Сенатусконсульт. Сенатоконсульты — это постановления римского сената. Первоначально самостоятельного значения они практически не имели. Законопроект выносился и обсуждался на народном собрании, которое и придавало ему силу закона. В позднюю республику народные собрания были запрещены, и решения по текущим делам стали приобретать силу закона и без одобрения народного собрания. В эпоху принципата сенатуконсульты приобретают наибольшую силу.

    С I по III в. н. э. сенатоконсульты были основной формой законодательных актов. Их практической разработкой занимались преторы, ими давались лишь общие предположения.

    У сената не было законодательной инициативы. В эпоху принцепса принципата сенатусконсультами стали обозначаться речи императора, с которыми он выступал на каком-либо торжественном заседании и посредством которых вносил свои предложения.

    Кодификация Юстиниана. Первая половина VI в. н. э. ознаменовалась стремлением императора Юстиниана восстановить и вновь объединить когда-то блестящую Римскую империю.

    Колоссальный труд составления юстиниановского Свода был выполнен в несколько приемов и в сравнительно короткий срок.

    Прежде всего внимание юстиниана обратилось на собрание императорских конституций. Необходимо было привести в порядок конституции, накопившиеся за столетний промежуток после издания «Феодосийского кодекса» («Codex Theodosianus»). Но Юстиниан возымел более широкую мысль — пересмотреть и прежние кодексы (Грегорианский, Гермогенский и Феодосийский), вычеркнуть из них все устаревшее, а все действующее объединить в одном сборнике. С этой целью Юстиниан назначил комиссию из 10 человек. Через год комиссия окончила свою работу, и указом «Summa rei publicae» был обнародован «Codex Justinianus» (Кодекс Юстиниана), отменивший собой три прежние.

    Собрав и систематизировав законы, Юстиниан решил совершить то же самое и по отношению к «давнему праву» (jus vetus). Эта задача представляла, конечно, гораздо больше трудностей, но быстрый успех с Кодексом и наличность энергичных помощников укрепили Юстиниана в его намерении.

    Свод законов императора Юстиниана включил три крупных сборника римского права: институции, Дигесты и Кодекс.

    После опубликования Свода Юстиниан подготовил собрание императорских конституций за период с 535 по 565 г., не вошедших в Свод. Это собрание получило название Новеллы.

    Все указанные части юстиниановской кодификации должны были, по мысли Юстиниана, составлять одно целое, один «Corpus» права, хотя они и не были тогда соединены под одним общим названием. Лишь в Средние века, когда возродилось изучение римского права (начиная с XII столетия), весь юстиниановский Свод стал называться общим именем «Corpus juris civilis», под таким названием он известен и теперь.

    Кодекс Юстиниана. В 529 г. появился Кодекс Юстиниана — собрание императорских конституций от Адриана (117–138 гг.) до Юстиниана. До нас дошла вторая редакция кодекса (534 г.). Кодекс посвящен вопросам граждан ского, уголовного, и государственного права. Он делится на 12 книг, книги делятся на 98 титулов, титулы — на фрагменты. Внутри титула конституции (числом 4600) расположены в хронологическом порядке. Они пронумерованы. В начале каждой конституции указано имя императора, ее издавшего, и имя лица, к которому она обращена, — инскрипция. В конце указана дата издания конституции — субскрипция.

    Дигесты Юстиниана. В 533 г. был обнародован результат работы комиссии в виде Дигест (digesta — упорядоченное) или Пандект (pandectae — все в себе вмещающее). Комиссия использовала около 2000 книг, написанных 39 юристами. Наибольшее количество отрывков заимствовано из сочинений Ульпиана — до 1 / 3 всего объема Дигест и Павла — около 1 / 6. Кроме того, сочинения Папиниана составили 1 / 18 часть, Юлиана — 1 / 20, Помпония и Сервия Сцеволы — 1 / 25, Гая — 1 / 30, Модестина — 1 / 45, Марцелла — 1 / 60 и т. д. Почти все из цитируемых юристов, кроме трех (Квинт Муций Сцевола, Алфен Вар, Элий Галл), жили в период империи и большинство — в период принципата. Дигесты состоят из 50 книг. Книги (кроме 30 и 32) делятся на титулы, числом 432. Титулы — на фрагменты, числом 9123. А фрагменты в новейших изданиях Дигест — на параграфы. Комиссии было предписано воспользоваться сочинениями только тех юристов, которые обладали ius respondendi, однако она в этом случае такой строгости не проявила. Основным содержанием Дигест являются фрагменты, относящиеся к частному праву, но многие места Дигест относятся к публичному праву, а также к тому, что мы назвали бы общей теорией права. Так, уже в первом титуле первой книги Дигест дан ряд общих определений, ставших хрестоматийными: определение правосудия, предписания права, определение науки права или юриспруденции. Здесь же говорится о разделении права на частное и публичное, цивильное и право народов. Большой интерес представляет фрагмент из Помпония о происхождении и развитии римского права. В третьем титуле речь идет о законах, сенатусконсультах и длительном обычае, а в четвертом — о конституциях принцепсов. К публичному же праву относятся книги 47, 48 и отчасти 49 (Уголовное право и процесс). Кроме того, вопросы публичного права включены в титулы 11 (о праве фиска) и 14 (о военном или лагерном пекулии), а также в книгу 49 и в книгу 50 в титул 6 (об иммунитетах). Наконец, в различных книгах Дигест встречаются положения, которые по современной юридической систематике относятся к международному праву.

    Институции и новеллы. В 533 г. профессорами-юристами Феофилом и Дорофеем под руководством Трибониана был составлен элементарный учебник гражданского права — Институции (institutiones). Институции были изданы в учебных целях для начинающих юристов, но они получили официальный характер, т. е. приобрели силу закона. В основу этого официального руководства комиссия положила институции Гая, дополнив их сочинениями некоторых других авторов и некоторыми конституциями. Материалы она расположила по той же системе, что и в институциях Гая. А именно: personae, res, actiones (лица, вещи, иски). Институции Юстиниана состояли из четырех книг: первая — лица и семейное право; вторая — вещи и права на вещи, а также завещания; третья — наследование по закону и обязательства; четвертая — обязательства по деликтам и искам.

    После смерти Юстиниана издаются так называемые Новеллы (novellae), т. е. конституции самого Юстиниана, составленные позже Кодекса и Дигест. Юстиниан намеревался собрать эти Новеллы в единый сборник. Но, очевидно, не успел этого сделать. До нас дошли только три частных сборника Новелл, по большей части на греческом языке. Самый большой из упомянутых сборников состоит из 168 новелл. Новеллы относятся главным образом к публичному и церковному праву, но есть и нормы частного права — они толкуют о браке и наследовании.

    Римский историк Тит Ливий назвал законы XII таблиц "fons omnis publici privatique juris", т.е. источником всего публичного и частного права. Слово "источник" в этой фразе употреблено в смысле корня, из которого выросло могучее дерево римского права. Термином "источник" Ливий хотел обозначить начало, от которого идет развитие римского права.

    Слово "источник" имеет много значений. В нашем случае под ним понимается способ или форма образования, т.е. возникновение норм права. Сюда относятся: обычное право; закон (в республиканский период - постановления народного собрания; в эпоху принципата - сенатусконсульты, или постановления сената, которыми вуалировалась воля принцепса; в период абсолютной монархии - императорские указы); эдикты магистратов; деятельность юристов (юриспруденция); кодификация Юстиниана. Рассмотрим каждый из видов источников римского права (см. рис. 5).

    Обычное право. В Институтах Юстиниана производится различие между правом писаным (jus scriptum) и неписаным (jus non scriptum). Писаное право - это закон и другие нормы, исходящие от органов власти и зафиксированные ими в определенной редакции. Неписаное право - это нормы, складывающиеся в самой практике. Если такие сложившиеся в практике правила поведения не получат признания и защиты от государственной власти, они остаются простыми обычаями (так называемыми бытовыми); если же обычаи признаются и защищаются государством, они становятся юридическими обычаями, составляют обычное право, а иногда даже воспринимаются государственной властью, придающей им форму закона.

    Обычное право представляет собой древнейшую форму образования римского права. Нормы обычного права обозначаются в римском праве терминами: mores majorum (обычаи предков) и usus (обычная практика).

    Итак, обычай (mores majorum, usus) - древнейший источник права - это правило поведения, которое вырабатывалось путем многократного следования. Это традиция, которая есть одновременно и норма. Обычное право - это обычаи догосударственного периода, санкционированные и поддерживаемые принудительной силой государственной власти, т.е. это юридическая норма, которая основана не на прямом велении или предписании государственной власти, а на долговременном ее применении, на частом повторении.

    По мере укрепления и расширения государства неписаное обычное право становится неудовлетворительной формой ввиду неопределенности, медлительности образования и вообще затруднительности регулировать в этой правовой форме возрастающий оборот. Обычное право уступает место закону и другим источникам права.

    Закон (lex) - это правило поведения, закрепленное на уровне государственной власти. Из 800 дошедших до нас законов наиболее известны законы XII таблиц, принятые народным собранием в V веке до н.э. (451- 450 гг. до н. э.). Законы были написаны на 12 досках и выставлены на городской площади. От всякого вступающего в ряды граждан юноши требовалось знание законов наизусть: без этого нельзя выполнять обязанности гражданина, особенно судейские. Законы XII таблиц явились основой цивильного права, источником всего римского права (частного и публичного). По словам Цицерона, одна небольшая книжица законов XII таблиц воистину превосходит все библиотеки философов.

    В республиканский период законы проходили через народное собрание и назывались leges. Развитие жизни выдвигало этот источник права на первое место. Необходимо, вместе с тем, подчеркнуть, что законов в республиканском Риме издавалось не так уж много. Гораздо большее распространение получили специфические римские источники права: эдикты судебных магистратов и деятельность юристов (юриспруденция).

    Кроме упомянутых законов XII таблиц, важное значение для гражданского права имели lex Poetelia (Петелиев закон), IV в. до н.э., отменивший продажу в рабство и убийство должника, не уплатившего долга; lex Aquilia (Аквилиев закон), примерно Ш век до н.э., об ответственности за уничтожение и повреждение чужих вещей; lex Falcidia (Фальцидиев закон), I век до н.э., об ограничении завещательных отказов и др.

    В период принципата народные собрания не соответствовали новому строю и потому должны были, естественно, утратить значение. Но так как в это время (первые три века н.э.) императорская власть еще была склонна прикрываться республиканскими формами, создавалось впечатление, что законы издавались сенатом (сенатусконсульты).

    Окончательное укрепление императорской власти привело к тому, что единоличное распоряжение императора стало признаваться законом: "Что угодно императору, то имеет силу закона", но сам император "законами не связан".

    Постановления сената (senatusconsulta). Сенат в ранней республике был государственным органом, состоящим из виднейших патрициано-плебейских магистратов, внесенных в список се-наторов. Своими решениями сенат утверждал, принятые законы или не соглашался с ними, в период республики был доминирующим органом, важнейшим фактором римского порядка.

    В период принципата решения сената стали источником права, так как они получили статус общеобязательных: "Решения сената, что бы сенат ни решил и ни постановил, имеют силу закона и не могут быть оспорены" Senatus consultum est, quod jubet atque constituit, idque legis vicem optinet, quamis de еa fuerit quesitum. - Гай 1,3..

    На заседаниях сената излагалось предложение принцепса или других магистратов. По предложению проводились диспут или голосование. Senatusconsulta становились общеобязательными для всего римского народа после провозглашения и передачи записи постановления сената в государствен-ную казну.

    С ослаблением положения сената и укреплением положения принцепса постановления сената больше не выступали как источники права, а были лишь речами, с которыми принцепс выступал перед сенатом на торжественном заседании сената и по которым не проводилось голосования: они принимались обычно без каких-либо дискуссий.

    Таким образом, не имевший законодательной власти в период республики, с I века сенат занимает главенствующее место в правотворческом процессе и становится основным источником права, поскольку теперь постановления сената чаще всего являлись правовой формой предложений принцепса, содержащихся в его речах или письменных представлениях. Принцепсы, стремительно шедшие к единоличной диктатуре, еще нуждались в республиканских “одеждах”.

    Эдикты магистратов (edicta magistratuum) - это общие распоряжения претора - уполномоченного лица по судеб-ным делам (соответствует понятию градоначальника). Функции претора: наблюдение за общим порядком, руководство юридической практикой (дела решал судья, а претор направлял дея-тельность судей). Эдикт издавался претором при вступлении в должность в качестве программы его деятельности и действовал до окончания им полномочий (один год). Формулы, которые давал претор, “уточняли, дополняли” цивильное право, т.е. законы XII таблиц, которые не успевали за жизнью. Претор восполнял пробелы, корректировал цивильное право, дополнял его. Не посягая на текст таблиц, римские юристы изобрели эффективный способ их корректировки, а затем и игнорирования. Оба претора - цивильный и перегринский - имели право издания эдиктов, в которых они сначала заявляли о своем вступлении в должность, а впоследствии стали все смелее творить новое право Рима. Эдикты преторов, все, более расходясь с нормами таблиц, упрощали товарооборот, снимали формализм старого права, разрешали то, что запрещалось или игнорировалось таблицами. Таким образом, в Риме появился новый авторитетный источник права, надежно защищаемый претором.

    Каждый новый претор, вступая в должность, согласно обычаю, подтверждал эдикт своего предшественника, прибавляя при необходимости какую-нибудь норму, которая могла защитить узаконенные или только еще возникавшие правоотношения. Так, наперекор праву XII таблиц возникает новое, так называемое преторское право.

    Налицо правотворческая роль претора. По существу, он творил новые нормы, так как он мог дать исковую защиту, а мог и не дать. Сначала эдикт существовал в устной форме, а затем - в письменной.

    До нас дошли остатки подобных эдиктов: “Я дам защиту тому, кто заключит договор без обмана, насилия и иных неправильных действий, … если капитан корабля или хозяин гостиницы, взявшие у путешественника вещи на хранение, не возвратят их, я дам против них иск”.

    Правовые нормы, содержащиеся в эдиктах римских магистратов, стали источником римского права. Оно так и называлось магистратским, так как проистекало из эдиктов римских магистратов, дополняло древнеримское право jus civile, которое уже не отвечало все увеличивающемуся стремлению права соответствовать конкретным условиям и потребностям римского государства.

    Имея в виду конкретные обстоятельства при решении каждого вопроса и, руководствуясь идеями добра и справедливости, в рабовладельческом мире, магистратское право отступает от формализма, жесткости и суровости цивильного права, которое, в сущности, было jus strictum (строгое право). Так, одни и те же отношения могли по-разному регулироваться в цивильном (строгом) или магистратском (преторском) праве, а римские граждане имели возможность выбирать, посредством, какого правового порядка регулировать свои отношения.

    Активная роль римских магистратов, прежде всего преторов, в создании новых правовых правил длилась до 130 года н.э., когда юрист Юлиан во время правления императора Адриана произвел опись правовых норм, содержащихся в эдиктах магистратов. Так был создан edictum perpetuum - вечный эдикт, который, в сущности, представлял собой кодификацию магистратского права.

    Деятельность юристов, под которой, в первую очередь, понимаются их толкования (interpretatio).

    Во II веке до н.э. начинает развиваться теоретическая юриспруденция, появляются светские юристы, к которым обращаются за консультацией не только тяжущиеся стороны, но и претор. Возникают юридические школы. Юридическая практика характеризуется тремя глаголами:

    Respondere (отвечать) - давать устные советы, консультации частным лицам и магистратам по сложным юридическим вопросам.

    B. Agere - вести дела в гражданском процессе.

    C. Cavere - руководить процессуальными действиями клиента, составлять и редактировать документы.

    Именно толкование законов юристами приобретает значение права, а разработанные юристами формулы и определения достигли уровня искусства. Четкость, лаконизм, афористичность правовых понятий поражали современников. Римские юристы относились к своей деятельности как к своего рода искусству. В отличие от ораторов, выступавших в судах за вознаграждение, юристы Рима давали консультации бесплатно, их удовлетворяли слава, популярность, влияние, которое они приобретали в результате своей деятельности.

    Римская юриспруденция включала в себя не только практическую деятельность по составлению исковых формул, обучению праву, но и толкование законов, что весьма существенно. В процессе толкования права, особенно в сфере имущественных отношений и судопроизводства, юристы дополняли, изменяли, а порой фактически отменяли устаревшие нормы, составляли новые. Творимое юристами право, по существу, было таким же источником, как и обычное право.

    К концу третьего века до нашей эры юриспруденция перестала считаться тайным искусством жрецов. Понтифики были вытеснены из сферы толкования обычаев и права. Их место заняли светские юристы.

    Одним из крупнейших правоведов периода республики был Квинт Муций Сцевола, который преподавал в юридической школе и написал 18 книг по цивильному праву. У него учился знаменитый Цицерон.

    Расцвет деятельности юристов относится к I-III вв. - эпохе начала принципата. Их авторитет и мнения по вопросам права оценивались чрезвычайно высоко. Император Октавиан Август распорядился, чтобы ответ или разъяснения по вопросам права, данные известными юристами, как бы исходили от самого принцепса. Со времен Тиберия виднейшие юристы были наделены правом ответа, их заключения по конкретным делам имели официальную силу, обязательный характер для тех судей, где рассматривалось дело, по которому дана консультация. Такого же взгляда на роль юристов придерживался император Адриан. Ответ юриста мог состоять из одного слова: да или нет.

    К знаменитым классическим юристам II века относились: Папиниан, Павел, Ульпиан, Гай, Модестин. А император Валентиниан III в 426г. издал закон о цитировании, согласно которому цитаты именно этих пяти знаменитых юристов имели для судей обязательную силу. При расхождении во мнениях по конкретно рассматриваемому вопросу предпочтение отдавалось большинству. При равенстве голосов решающим было мнение Папиниана, который за высочайшее умение решать архисложные юридические казусы имел прозвище "Блистательный".

    Римские правоведы в своих произведениях отмечали, что сила римской юриспруденции заключается в ее качестве, руководящих началах ее деятельности (теоретической и практической). Римские юристы умело индивидуализировали отношения и случаи, исходя из правила "равное оценивать равно, различное - различно". В этом и состоит смысл термина "аequitas" (справедливость). Для них главным было уяснить истинную волю законодателя при создании правовой нормы.

    Римским юристам присущи, по меньшей мере, два достоинства: они менее всего были кабинетными учеными и в их деятельности превосходно сочета-лись теория и практика, а точность терминологии и сжатая форма изложе-ния сделали сочинения римских юристов своего рода образцом, хорошей шко-лой для выработки юридического мышления многих последующих поколений правоведов.

    Императорские указы, или распоряжения, (сonstitutionеs principum). Важным источником права в ранней империи становятся императорские распоряжения. Конституции императоров не являлись законами, но имели силу таковых, более того, император (princeps) становится выше закона, “принцепс свободен от соблюдения законов”, "то, что угодно принцепсу, имеет силу закона".

    Различались следующие виды императорских распоряжений:

    A. Эдикты - распоряжения, объявляемые всенародно и обязательные для всего населения.

    B. Мандаты - инструкции чиновникам (правителям провин-ций или республиканским магистратам).

    C. Декреты - судебные решения императора, когда он выступал в ка-честве судьи по гражданским делам.

    D. Рескрипты - ответы императора на юридические вопросы магистратов или частных лиц, которые он составлял с помощью своих юридических консультантов.

    В период поздней империи распоряжения императора стали называться законами (leges). Они составлялись в императорcких канцеляриях. Каждый император издавал их великое множество. Такие источники права предшествовавших периодов, как постановления сената, эдикты магистратов и обычай, выходят из употребления. Единственным источником права являются императорские конституции, обычно обращенные к сенату.

    Помимо императорских конституций, силу закона имели и постановления префектов претория в пределах их префектуры и в случае непротиворечия их постановлений императорским конституциям.

    Таким образом, к основным источникам римского права относились: обычное право, законы, эдикты магистратов, деятельность юристов, постановления сената, императорские указы. Но уже в конце периода республики ощущалась потребность в систематизации (кодификации) права. В III-IV веках были предприняты первые попытки кодифицировать императорские указы (кодексы Грегориана, Гермогениана, Феодосия II), но ни одна из них не решила всех проблем кодификации.

    Кодификация Юстиниана (Corpus juris civilis). Кодификация (систематизация) римского частного права была осуществлена в связи с большим объемом и разнообразием нормативного материала. Первая официальная кодификация была произведена в первой половине V века при императоре Феодосии, в результате появился Феодосиев кодекс, включавший 16 книг. Были и другие кодексы. Только в VI веке, уже после падения Западной римской империи, кодифика-ция римского права получила вполне законченные формы. Византийский император Юстиниан (483-565), испытывавший затруднения из-за отсутствия единого судебного законодательства, в 528 году создал комиссию во главе с крупнейшим юристом той эпохи Трибонианом, на которую была возложена задача кодификации всего jus, начиная с законов XII таблиц до источников права в постклассическом Риме. При весьма интенсивной работе уже в 533 году был обнародован результат работы комиссии в виде Дигест (Digesta - упорядоченное, или по-гречески Pandectae - все в себя вмещающее), состоящих из 50 книг. В своей работе комиссия использовала цитаты 2000 книг 39 римских юри-стов (Ульпина, Павла, Папиниана, Юлиана, Сервия Сцеволы, Гая, Модестина, Марцелла и др.).

    Комиссия не ограничивалась лишь извлечением цитат из сочинений юристов и расположением их в известной системе, но и вторгалась в цитируемый текст, сокращая его, вычеркивая те слова, которые устарели и заменяя их новыми ввиду того, что многие положения классических юристов уже не подходили к условиям Восточной римской империи VI века (Византия) и не могли быть применены в качестве источника уже византийского права. Все подобные изменения текста называются интерполяциями.

    Как бы то ни было, благодаря компилятивной работе комиссии Трибониана до нас дошли труды классических римских юристов, пусть и не в полном виде, а в какой-то степени подправленные. В целом же Дигесты дают нам подлинный текст. Кроме того, вся кодификация целиком сохранилась и дает наиболее аутентичные и достоверные сведения об этом периоде римского права. Структурными элементами кодификации Юстиниана являются (см. рис. 6):

    1. Институции (Institutiones), изданные в учебных целях для начинающих юристов и получившие официальный характер (приобрели силу закона). В основе этого сборника лежали институции Гая, дополненные сочинениями других авторов и некоторыми конституциями. Материалы расположены по той же системе, что и в институциях Гая: personae, res, actiones (лица, вещи, иски).

    2. Дигесты (Digesta), состоящие из 50 книг, которые делились на титулы, фрагменты, параграфы и включающие в себя огромное число юридических казусов, предназначенных для обучения правоведов.

    Основным содержанием Дигест являются фрагменты, относящиеся к частному праву, но многие места Дигест относятся к публичному праву, а также к тому, что мы назвали бы общей теорией права. Так, уже в первом титуле первой книги Дигест дан ряд общих определений, ставших хрестоматийными: определение правосудия, предписания права или юриспруденции, о разделении права на частное, публичное и право народов.

    3. Кодекс (Codex) - собрание императорских конституций от Адриана (117-138 гг.) до Юстиниана. До нас дошла вторая редакция кодекса (534 год), посвященного вопросам гражданского, уголовного и государственного права.

    4. Новеллы (Novellae) - конституции самого Юстиниана, составленные после кодекса и дигест. Юстиниан намеревался собрать эти новеллы в единый сборник, но не успел этого сделать. До нас дошли только три сборника частных новелл, относящиеся главным образом к публичному и церковному праву. Следует отметить, что новеллы весьма многословны; в них имеются предписания о том, что обнаруженные в законодательстве неясности должны представляться судами императору, которому одному дано право устанавливать и толковать закон.

    Все эти части в совокупности получили в Средние века общее название - Corpus juris civiles (Свод гражданского права), в котором систематизация римского права получила вполне законченные формы. Благодаря кодификации, самого полного источника римского права, императора Юстиниана - выходца из крестьян - называют "юристом всех времен и народов".

    Значение Юстиниановой кодификации, без сомнения, велико. Это крупнейший кодификационный труд во всей античности, а может быть, и во всей истории права, если принимать во внимание его содержание и влияние, оказанное на дальнейшее развитие права Пухан И., Поленак-Акимовская М. - Указ. Соч. - С. 63..

    Значение римского права. Вопрос о значении римского права в современной романистической науке трактуется по-разному. Если одни романисты говорят о кризисе римского права, то другие склонны идеализировать его. Более взвешенной представляется позиция тех исследователей, которые хотя и высоко оценивали римское право, но все, же не высказывались в том смысле, что римское право абсолютно непогрешимо, что дальше него идти некуда. Они ссылались на изречение видного германского ученого Рудольфа Иеренга: "Через римское право, но вперед, дальше него!"

    Право Древнего Рима - составная часть античной культуры, той культуры, которая лежит в основе нашей цивилизации. Оно определило характерность всей континентальной и российской правовой системы: российское право также впитало в себя ряд черт правовой традиции, общих принципов, структуры и институтов римского права.

    Универсальное в римском праве составляет остов и в российском праве: частное и публичное, вещное и обязательственное, обязательства из деликтов и из договоров, квазиделикты и квазиконтракты - центральные атрибуты как римско-правовой, так и российской гражданско-правовой терминологии.

    Нельзя не согласиться с уже приводившимися словами Ф. Энгельса о том, что римское право является настолько классическим выражением жизненных интересов и потребностей общества, что все последующие законодательства не смогли внести в него никаких существенных изменений - они лишь приспособили его к реалиям современного рыночного оборота, учитывая как международную, так и отечественную конъюнктуру.

    Римское право посредством процесса рецепции готовит будущих сотрудников органов внутренних дел к овладению юридическим языком и современными юридическими конструкциями, знакомит с основными правовыми институтами и юридическими терминами, расширяет правовую эрудицию, развивает ораторское мастерство, и умение четко формулировать свои мысли, одним словом, приобщает к профессиональным таинствам юриспруденции. А тот, кто сумеет преодолеть трудности и прорвется к текстам римских юристов- -- создателей современной юридической науки - откроет для себя удивительный мир первичных знаний о природе человека и смысле права.
      1   2   3   4   5


    написать администратору сайта