Источниковедение
Скачать 52.67 Kb.
|
Источниковедение Анализ источников Имя неканоническое являлось вторым для человека и не являлось обязательным. В древней Руси оно выполняло функцию основного имени. Первоначально это имя было языческим (Ярослав, Святослав, Ратибор). Позднее как второе имя стали употребляться имена христианские в народной разговорной форме (Микола, Микита). В источниках употребляются уменьшительные формы имени что затрудняет их восстановление в полной форме. В некоторых случаях оно может соответствовать нескольким именам (Елька – Елисей, Егор, Ель; Зинька – Зиновий; Алешка - Алексей, Александр; Митька – Дмитрий, Димитрий, Никита; Сенька – Арсений, Семен). Прозвища, в отличие от имен, отражают качества, характер, происхождение, место проживания его носителя. Прозвища порой бывает сложно отделить от древнерусских имен, которые нередко были образованы от названий животных, разных предметов, а также «защитные имена». Если речь шла о прозвище, часто добавлялось выражение «по реклу» - по прозвищу. Прозвища также имели семинаристы. Частью полного имени являлось отчество, которое указывало не только на отца, но и на происхождение человека. Окончание «-вич» являлось принадлежностью высшего сословия. С конца XVI века они давались как особая награда от государя. С конца XVIII века полное отчество имели право носить с I по V чин табели о рангах. В средние века имя нередко зашифровывали в виде криптограммы. Позднее стали появляться псевдонимы. Все известные псевдонимы были собраны в «Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и ответственных деятелей». Если автор не указан в источнике, его можно попытаться установить:
В то же время можно ошибочно идентифицировать то или иное лицо, опираясь только на схожесть имен. Внутренняя критика источников Она дает сведения о фактической ценности источника и позволяет установить, насколько полно и достоверно отражены в нем исторические факты. Внутренняя критика представляет собой решение ряда вопросов:
Сегодня источниковедческий анализ документа представляет собой следующую схему: дается и обосновывается тема исследования, методы, историография, формулируются задачи. Первая глава - характеристика источников (изучение вопросов происхождения, авторства источников, в ней могут даваться описания исторических условий создания источника, история текстов, история публикаций, интерпретация источников). Вторая глава – анализ источника основное внимание уделяется полноте и достоверности сведений источника. В заключении дается обобщенная оценка значения источника и рекомендации по его использованию. 07.10.2011 Подделки источников Козлов В. П. «Тайны фальсификаций. Анализ подделок исторических источников XVIII-XIX веков» Козлов В. П. «Обманутое но торжествующее… Подлоги письменных источников по российской истории в XX веке» «Что думают ученые о Велесовой книге» Фальсификация источника – создание никогда не существовавших документов либо поправки в подлинных документах. В обоих случаях присутствует сознательный умысел, рассчитанный на общественное внимание, желание с помощью выдуманных фактов или реально происходивших, но искаженных событий исправить историю. Можно выделить полностью фальсифицированные источники, в которых ни материал, ни содержание не соответствует тому, за что их пытаются выдать, а также частично фальсифицированные источники:
Как правило изготовление подделок основывалось на фактах знаний подлинных документов. Подделки документов допетровской эпохи имели все атрибуты древних источников. Каждая значимая подделка имела легенду о своем открытии. Подделка является важным историческим источником, но относящимся не ко времени, о котором она повествует, а ко времени составления. Выяснение мотивов автора подделки позволяет выяснить круг проблем, волновавших его современников. Подделки имели идеологические, политические и меркантильные цели. Подделки XVIII века В начале XVIII века по распоряжению Петра I в ряды раскольников нижегородского края был направлен архимандрит Питирим. Он вел открытые диспуты, во время которых предоставил рукописную копию постановления Церковного Собора 1157 года. В нем осуждался еретик Мартин Арминий, проповедовавший отмененные Никоном церковные обряды. Петр I повелел опубликовать найденную рукопись, старообрядцы получили право изучить оригинал источника. Работа с этим источником привела к созданию фактически первого в России источниковедческого палеографического лингвистического труда. Разоблачение фальшивки получило название «Поморских ответов», авторами которых стали братья Денисовы. Они установили ,что ни один источник не упоминает о соборе 1157 года, кроме того, даты в источнике были даны от Рождества Христова, а в переплете использовался картон. Эта подделка была заказана Петром I и изготавливалась в Западной Белоруссии. Историки и духовенство признали рукопись как подделку уже в XIX веке. Целая группа подделок связана с завещанием Петра I.
Подделки XIX века Библиотека Ивана Грозного. Речь идет о рукописи профессора Дабелова. Она содержит краткую опись книг на греческом и латинском языках, которые якобы находились в библиотеке Ивана Грозного и увиденных неизвестным дерптским пастором во время пребывания в России. Якобы Иван Грозный пригласил пастора для перевода книг. В списке были указаны наименования более 800 книг. Как выяснилось, Дебелов подделал эту записку для получения денежных средств. Антон Иванович Бардин (????-1841). Это был знаток русских рукописей, старинных вещей, который многие годы занимался их перепродажей. Зная о гибели в пожаре 1812 года «Слова о полку Игореве», Бардин решает изготовить два пергаментных списка. Первый вариант он предложил начальнику московского архива Малиновскому. Также Бардину принадлежат 5 списков «Русской правды», «Устава князя Ярослава о мостовых», «Поучения» Владимира Мономаха, а также различных летописей, сказаний и так далее. Как правило, Бардин делал копии рукописей, которые представляли собой большую ценность для науки. Он использовал старые стили письма, умел писать вязью и рисовать миниатюры. В то же время он снабжал свои изделия различными послесловиями, указывая имена писцов и время переписывания рукописей. Только в XX веке были расшифрованы его тайнописные послания. Он стал одним из копиистов, которые легально изготавливали документы, сделанные «под древность». Александр Иванович Сулакадзев. Наиболее известный русский фальсификатор. Еще от отца он получил в наследство библиотеку рукописей и печатных книг. Имея огромный интерес к различным областям науки, он жил всем необычным и загадочным. Он был страстным коллекционером. Он собрал коллекцию рукописей числом около 5 тысяч экземпляров, из которых около 2 000 было на пергаментах. Одной из первых его подделок стала «Байянова песнь» (Гимн Баяна), опубликованная Державиным в 1807 году. «Молитвенник князя Владимира Святого». В дальнейшем Сулакадзев стал заниматься историческими исследованиями, используя для исследования созданные им самим источники («Хождения и путешествия россиян в разные страны света»). Он решает создать коллекцию подделок и создает «Книгорек» - в нем упоминаются как реальные произведения, известные лишь в списках, так и книги, никогда не существовавшие. После этого он стал создавать источники, указанные в «Книгореке». Но в отличие от Бардина он не владел древним стилем письма так же хорошо, как Бардин и создает «Буквозор», имевший палеографическую таблицу разных веков. Им же была написана книга «О летании в России с 906 лета по Рождеству Христову», где доказывается, что первым в воздух поднялся русский человек Крякутной. Н. Д. Головин. Коллекционер. Он собрал коллекцию грамот XIII-XVIII веков. После его смерти его коллекцию приобрела археографическая коллекция, обнаружившая множество дублей документов, после чего выяснилось, что в архиве оказались подделки. Подделки XX века Самой известной подделкой стала «Велесова книга». Впервые была опубликованная в Америке в 50-х годах в журнале «Жар-Птица». Опубликовал ее эмигрант Миролюбов. По мнению Миролюбова, он познакомился с коллекцией деревянных дощечек, на которых была священная книга новгородских волхвов бога Велеса у Федора Изымбекова. Она была создана в VIII-IX веках и описывала события жизни славян с VII века до н. э. до конца IX века н. э. Анализ советских ученых показал, что данный источник по всем признакам является подделкой. Выяснилось, что книга составлена из славянских алфавитов древности и средних веков без соблюдения системы языка. 28.10.2011 Законодательные источники Памятники законодательства и методы их изучения. Одной из функций государства является формирование определенных норм жизни общества, в первую очередь через издание законов. Выделяют три основных вида законов: светское право, каноническое право и право традиционное. Сегодня главное внимание историков уделяется государственному законодательству, в то время как право традиционное и церковное дает важные материалы для изучения менталитета русского общества. При изучении законодательных источников необходимо помнить, что законы формулируют лишь желательные нормы поведения. Но в то же время необходимо помнить, что до середины XVII века в России почти ни один закон полностью не исполнялся. Одной из причин этого было отсутствие контроля со стороны государства за реализацией законов. Для выяснения того, как реально действовали законы, необходимо их сравнить с делопроизводственной документацией, актовыми документами (договорами) и повествовательными источниками. Понятие канона и церковного права www.sedmitza.ru Канон – опорная палка. Каноном принято называть правила веры и церковной жизни. В их основе лежат тексты, восходящие к раннехристианской традиции. Это так называемые «правила апостолов», постановления вселенских и поместных соборов, а также «деяния святых отцов». Под церковным правом понимается совокупность церковно-правовых норм, обязательных для представителей данной конфессии. Наука, изучающая церковное право – Каноника. Развитие русского церковного права происходило на основе двух главных источников:: на основе византийских законов и русских традиционных правовых норм. Краеугольным камнем русского церковного права стало византийское произведение «Номоканон». «Номоканон» - от Номос – светский закон и Канон – церковное право. Древнейший «Номоканон» был составлен константинопольским Патриархом Иоанном в VI веке. С XI века «Номоканон» стал основным памятником византийского права на Руси. В его состав входили:
Во 2 половине XI века «Номоканон» был переведен для болгарской церкви, после чего появился на Руси. В конце XIII века но был положен в основу русской «Кормчей книги» - основного источника церковного права в средневековой Руси. Это был сборник, который использовал церковные и светские законы и применялся для управления церковью и в церковном суде. При этом «Номоканон» был переработан и дополнен русскими источниками, в частности «Русской Правдой», «Уставами» князей Владимира и Ярослава, а также правилами Поместных Соборов Киевской митрополии. «Церковные уставы» русских князей. «Номоканон»» не всегда сходился с русскими реалиями. Некоторые правила были чужды русским правовым традициям. Поэтому развивалось русское церковное право, используя в частности княжеские «Уставы» XI-XIII веков. «Устав» князя Владимира I «О десятинах, судах и людях церковных» начала XI века. Как полагают историки, он был составлен уже после смерти князя из различных его распоряжений. В частности, этот устав впервые говорит о создании церковных судов, разграничении их полномочий с княжеским судом, устав определял уплату десятины со всех княжеских доходов в пользу церкви. Устав содержал в себе перечень дел, по которым все граждане подлежали духовному суду, перечень лиц и учреждений, подсудных церкви по всем делам. Это были семейно-брачные отношения – измена, развод, дела о преступлениях против веры и церкви. Из учреждений и людей, подлежавших церковному суду по любым делам было духовенство, лекари, прощеники, задушные люди, странники, вдовы, люди увечные, люди, находившиеся под епитимьей, монахи-расстриги, монастыри, больницы и странноприимные дома. «Устав о церковных судах» князя Ярослава середины XI века. Если устав князя Владимира описывает лишь дела, подсудные церкви, то в уставе Ярослава Мудрого описываются меры наказания. Как и в предыдущем уставе, главное внимание уделяется семейным отношениям. Штраф, который накладывался за указанные наказания зависел от социального положения. Также были штрафы за несвоевременную выдачу дочери замуж. Также устав защищал от насилия в семье. «Уставы» русских князей сильно отличались от византийского права в сфере наказания. Если в Византии следовали наказания телесные или церковные, то в русском праве преобладали штрафы, которые взимались не только в пользу потерпевших, но и церковных властей. Как говорят источники, новые церковные нормы очень трудно входили в жизнь. Например, в конце XI века венчались в основном только князья и бояре. Маловероятно, что все случаи нарушения семейных норм, особенно среди народа, влекли за собой наказание. Скорее всего, закон применялся, когда конфликт выходил за пределы семьи и ее члены сами обращались к суду епископа. «Стоглав» 1551 года. «Стоглав» - сборник решений состоявшегося в 1551 году церковно-земского собора. Условия создания «Стоглава»:
Анализ содержания «Стоглава» По форме он продолжал древнерусскую традицию вопрошаний, когда какое-либо лицо задает вопросы, а церковный иерарх на них отвечает. По мнению историков, автором вопросов к Собору стал протопоп Сильвестр. Возможно, что в создании «Стоглава» также принимали участие митрополит Макарий, Максим Грек и старец Артемий. Решения Собора были направлен на строгую регламентацию церковной жизни, укрепление церковного благочестия. Кроме того, было принято решение о создании училищ в Москве и других городах для обучения духовенства. Были введены строгие наказания за преступления против нравственности. «Стоглав» подтверждал незыблемость церковного землевладения. Актовые документы X-XVII веков Каштанов С. М. «Очерки русской дипломатики» М. 1970. Каштанов С. М. «Русская дипломатика» Каштанов С. М. «Из истории русского средневекового источника: акты X-XVI веков» М. 1996. Актовый материал как источник и методы его изучения Actum ect – нечто совершенное В узком смысле под актами понимаются документы, в которых зафиксированы экономические или политические сделки и договоры. Участник сделки называется контрагентом, им может выступать верховная власть, церковь, сообщество, частные лица. Акты, как правило, предоставляют какие-либо права или служат доказательством наличия таких прав. Следует отличать акты от законов. В отличие от законов, которые устанавливают, формулируют правовые нормы, акты лишь используют их. Все акты имеют общие признаки: их происхождение – результат сделки контрагента, содержание ката – определение взаимных условий, форма акта – комбинация устойчивых формул и выражений. Всесторонним изучением актов занимается дипломатика. Древнерусские акты являются довольно обширным источником. От XII века дошло 8 актов, от XIII – 15, от XIV – 153 акта, от XV века – 2048 актов. Это крайне мало по сравнению с Европой Методика анализа актов Главная работа по изучению акта начинается с исследования внутренней формы, структуры и стилистики текста. Структуру текста акта принято называть формуляром. Он состоит из типичных оборотов, расставленных в определенном порядке. Под условным формуляром понимается наиболее общая схема построения документа в целом. Абстрактный формуляр – общая схема построения документа определенного вида. Схема построения одного текста – индивидуальный формуляр. В формуляре выделяется следующий компонент:
Данные части формуляра встречаются не в каждом документе и не всегда в указанном порядке. Изучение формуляра может помочь датировать документ, поскольку до начала XVI века акты как правило не имели указания на время их создания. Для комплексного анализа также используются другие методы:
Виды актов:
Удостоверение актов властью. Первоначально сделки между частными лицами не фиксировались в органах власти. Вместе с формированием централизованного государства складывается система центрального и местного управления, на которое было возложено письменное оформление сделок. Тексты договоров часто писали «площадные дьяки», работавшие в разных городах. После указа 1586 года началось оформление «служилых кабал» в Приказе холопьего суда в Москве, а за пределами столицы – губными старостами. Помимо условий кабалы, имени и возраста человека, указывались его приметы, а также биография. Большую роль в оформлении актов, начиная с XVII века, играл Печатный приказ. Он удостоверял законность актов через приложение печати. Делопроизводственные документы XV-XVII веков Делопроизводство – деятельность по созданию документов, связанных с принятием решений по разным вопросам и их исполнение. Субъектами, принимавшими решение, выступали: государство в лице правителя и органов управления, отдельные сословия и сословные корпорации, частные лица. Было две системы делопроизводства – государственная и частная, представленная поместно-вотчинной и торгово-предпринимательской. Государственные учреждения и делопроизводство Одним из главных условий возникновения и формирования делопроизводства является становление системы центральных и местных органов власти в XV веке, что было связано с процессом централизации страны. В частности, при Иване III возникает система Приказов. Документы этой системы имели четко определенную структуру, что обеспечивало экономию времени при ознакомлении с текстом. Развитию и закреплению документальных норм служили специальные пособия – «формулярники». Формы делопроизводства: Документы могли оформляться в виде грамот, которые писались на одной стороне пергамена, бересты или бумаги В виде свитков или столбцов, которые стали использоваться еще в XIV веке. В столбце мог быть как один документ, так и несколько подклеенных документов. Они делались из разрезанных пополам листов бумаги. Один полулист назывался «сстав». По мере надобности сстав наращивался. Самым длинным свитком является Соборное Уложение 1649 года, которое насчитывало 959 сставов. Текст на сставах писался, как правило, только на одной стороне. Тетради. Тетрадь составлялась из нескольких согнутых пополам листов. Использование тетрадей со временем привело к появлению книг. Так оформлялись писцовые, сыскные, переписные, строельные и иные документы. В Приказах складывается особый порядок составления исходящих документов. В их подготовке принимали участие дьяки и подьячие. Виды общей делопроизводственной документации От имени Великого Князя или царя исходили грамоты. Боярская Дума свои рещения оформляла в виде приговоров Земские Соборы вели протоколы созывов, где указывались обсуждаемые вопросы и принимаемые по ним решения. Приказы имели как входящую, так и исходящую документацию. Рассмотрение любого дела начиналось после подачи челобитной – прошения. В частности, в челобитной могли быть прошения о жаловании, земельных спорах, позволении основать монастырь, жалобы на местные власти. Также в челобитных часто описывали разыскиваемых разбойников и беглых крепостных, причем всегда давалось описание беглого. «Крестьянские челобитные XVII века» М 1994. Также к входяшим документам относились отписки. Это были отчеты о выполнении поручения от какого-либо официального лица. Памяти – присылались из одного учреждения в другое, и содержала в себе запрос или информацию о чем-либо. Основным исходящим документом являлись указы (грамоты), которые составлялись Приказами от имени государя. В документе описывались суть дела и принятое царем решение. Также в Приказах подготавливались наказы или инструкции для должностных лиц на местах. Делопроизвдство местных органов управления мало чем отличалось от центральных органов власти. 11.11.2011 Произведения древнерусской литературы как источник «Поучения» и «послания» «Слово о законе и благодати». Древнейшее произведение древнерусской литературы. Оно появилось в XI веке и сохранилось в списках XII-XIII веков. Впервые это произведение было опубликовано в 1844 году церковным историком Александром Горским. Оно было написано в период 1037-1050 годов. Это было установлено по тексту, где говорится о церкви Благовещения (1037) и смерти княжны Ирины (1050). Автором стал митрополит Илларион. Именно Илларион основал Киево-Печерский монастырь. Он являлся священником церкви Святых Апостолов в селе Берестово под Киевом в резиденции Великого Князя. Также об Илларионе говорится в «Уставе» князя Ярослава по церковным судам, в создании которого Илларион принимал участие. Илларион стал первым митрополитом, избранным в 1051 году из числа русских. Произведение состоит из двух частей – догматической и полемической. В первой части идет сравнение Ветхого и Нового Завета. Закон для Иллариона – Ветхий Завет, а благодать вошла в жизнь людей через благую весть Нового Завета. Илларион говорит о равноправии всех народов в противовес идеям богоизбранничества одного народа. Он указывает, что в Евангелие бог спасает все народы, в том числе и народ русский. По мнению ученых первая часть – полемическая. Она должна была утвердить равноправие Руси с другими народами, поскольку Иисус проповедовал для всех. Илларион написал свое «Слово…» незадолго до своего поставления в митрополиты. Причем он был утвержден впоследствии на соборе русских епископов, а не в Византии, как было заведено. По другому мнению, автор пытался доказать превосходство христианства над иудаизмом. По третьему варианту Илларион излагает учение о Спасителе. Именно споры по этому вопросу породили различные ереси. Илларион доказывает, что Иисус был в полной мере и богом и человеком. Также Илларион проповедует жизнь по благодати, а не формальному исполнению законов. Вторая часть – историческая. В ней Илларион развивает идею спасения Благодатью уже в приложении к Руси. В частности, он сравнивает Русь языческую с Русью православной. Часть третья – панегирическая, адресованная князю Владимиру. В этой части Илларион восхваляет князя Владимира, рисуя образ идеального христианина. После Владимира Илларион переходит к восхвалению князя Ярослава. «Слово…» позволяет Иллариону показать место и роль Руси в истории, показать величие своей родины. В этом произведении ярко проявляется восторженное отношение к Руси начиная с момента ее крещения «Моление Даниила Заточника» «Моление…» или «Слово Даниила Заточника» - памятник древнерусской литературы XII-XIII веков. Он был открыт и впервые опубликован Карамзиным. Све списки моления делятся на две редакции. Первый вариант: «Слово Даниила Заточника еже написал своему князю Ярославу Владимировичу» середины XII века. Второй вариант – «Моление Даниила Заточника к своему князю Ярославу Всеволодовичу» начала XIII века. По мнению историков, автор имел невысокое зависимое социальное положение. Скорее всего, это был княжеский милостник. Есть также версия, что автор – вымышленный человек. Автор был человеком образованным, книжным. В то же время он был довольно беден. Даниил просит князя облегчить его горькую участь и взять к себе на службу в качестве советника. При этом он показывает князю свой ум и настойчивость. Даниил использует многие изречения и афоризмы, которые берет из библиейских книг, из «Повести об Акире Премудром», сборника поучений «Пчела», «Стословца», «Разных слов о злых женах», русских летописей. Автор смотрит на князя через призму богатства и щедрости. Князь может вызволить зависимого человека из нищеты, поднять его по социальной лестнице, защитить от произвола богатых. В то же время Даниил негативно описывает бояр, от которых испытал немало зла. В этом произведении впервые в древнерусской литературе сатирически обличаются почти все социальные группы – бояре, монахи, скупой князь, злые жены. Автор оьличает боярскую спесь, лицемерие, корыстолюбие, распущенность монахов, иронизирует над властьимущими. В этом произведении впервые описывается жизнь скоморохов, которые жили при дворе князя. Говорится о конных поединках, звериных боях и прочих представлениях. Даниил также отказывается от идеи жениться на богатой невесте. Он даже не допускает мысли, что жена может оказаться хорошей. Также в этом произведении описываются разные стороны русского быта. В частности упоминаются приемы военной практики, сообщаются данные об обработке железа, олова, меди, описываются различные орудия труда, предметы быта. По форме это импровизация, в которой часто используются афоризмы, наставления, пословицы, поговорки, притчи. Также автор говорит загадками. Часто используется Библия, которой автор пытается придать иронический оттенок, тем самым снижая ее значение., применяя свою возвышенную духовную тему к своему положению просителя. «Моление…» впервые показывает ироническое отношение к Библии, что не встречается вплоть до XVII века. В целом автор необычен для своей эпохи. Писание считалось делом сакральным, почти святым. Говорить на пергамене о суетном, повседневном было не принято. Лишь высокие идеи или церковные тексты помещались на пергамен. Автор же говорит о своих личных интересах. «Домострой» «Домострой» - памятник русской литературы XVI века, который является сборником правил, советов, наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и духовные вопросы. Слово «домострой» восходит к греческому слову «экономика». Наиболее известный исследователь «Домостроя» - Найденова Л. П. «Мир русского человека XVI-XVII веков (По «Домострою» и памятникам права» М 2003 Источники «Домостроя» Его текст формировался постепенно. ВВ частности он основывается на известных духовных сборниках, таких как «Златоуст», «Златая цепь», «Пчела», «Измарагд». Также используются обиходники, епитимийники, западноевропейский «Домострой», различные поучения. Редакции «Домостроя» Этот памятник известен в трех основных редакциях, впервые он был издан Дмитрием Голохвастовым в 1849 году. Первая редакция «Домостроя» появилась в Великом Новгороде в конце XV-начале XVI века. Вторая, наиболее известная, редакция сложилась при Иване IV Грозном в середине XVI века. Возможным автором этого произведения считается Сильвестр, духовник Ивана Грозного. В частности Сильвестр известен как автор жития святой княгини … и поучениям. Третья редакция «Домостроя» составлена иеромонахом московского Чудова монастыря Карионом Истоминым в XVII веке. Структура «Домостроя» Первая часть – «О духовном строении». «Како веровати и како царя чтити». Вторая часть – «О мирском строении» «Како жити с женами, с детьми и с домочадцами (слугами)» Часть третья – «О домовном строении» - о ведении хозяйства. Также к основному тексту во второй редакции добавлено послание Сильвестра к сыну А…(?). «Домострой» имеет традиционную для средневековья трехчастную структуру, которая воспроизводит построение человека (дух, душа и тело). Также в этом произведении можно увидеть и иную трехчастную композицию – небо, государство и дом (Бог, царь, глава семьи) Вера и духовная жизнь человека. Вера по «Домострою» должна пронизывать всю жизнь человека. Каждое дело должно начинаться и заканчиваться молитвой. Большое значение придавалось службе, постам, духовному наставнику. Человек должен служить богу не только постом и молитвой, но и любым своим делом. Отношение к царю. Устройство божественное проецируется на государство и семью. Поэтому царя, как и бога, необходимо почитать, служить ему верой и правдой, повиноваться ему и молиться о его здоровье. «Домострой» был адресован самым широким слоям населения, тем, кто имел свой дом и хозяйство. В XVII веке он имел основное хождение в среде служилого дворянства, духовенства и городских слоев, в первую очередь купечества. Хозяин имеет в своем распоряжении штат слуг. Хозяин должен быть милостив к слугам, обучать их всякому рукоделию, в то ж время слуги должны быть довольны тем, что им дается. Семейные отношения в «Домострое». «Домострой» требовал от женщины чистоты, послушания, умения угодить мужу, хорошо устроить дом, вести домашнее хозяйство, следить за слугами, знать всякое рукоделие. Также она играла роль заступницы за детей и слуг перед хозяином и отвечала за благотворительность. В то же время «домострой» предостерегает против опасных сношений с внешним миром, а также говорит об умеренности и осторожности во всем. Воспитание детей. Сильвестр, обращаясь к родителям, ставил на первое место нравственное воспитание детей. На второе место он выносил задачу обучения детей ведению домашнего хозяйства. На третьем месте стояло обучение детей грамоте и книжному уму. Воспитание было основано на строгом отношении к детям и на телесных наказаниях. «Домострой» определяет основные положения трудовой этики. Труд является деятельностью во славу божию и путем к спасению души. При этом процесс труда является не самоцелью, а средством спасения, через содержание родни, слуг, помощь другим людям. «Домострой» предлагал правила торговой этики. В «домострое» разделялся мужской и женский труд. Женщине принадлежало внутреннее пространство – дом. Мужчине принадлежало внешнее пространство – поле, военное служение, торговля и так далее. Женщина должна была знать все виды домашней работы. «Домострой» учил бережливости. Кроме того, «Домострой» был дополнен памятниками народной культуры. В частности это «чин свадебный», «надзиратель» - справочник по сельскому хозяйству, лечебнк и травник. «Домострой» являлся энциклопедией семейной жизни, домашних обычаев, традиций хозяйствования. Его традиции дожили до XIX века. В частности, они сохранялись в среде духовенства, купечества, среди старообрядцев, а также среди богатых крестьян. В настоящее время «домострой» является ценным источником, дающим информацию о менталитете, укладе жизни в XVI-XVII веках. «Хожения» «Хожениями» в древнерусской литературе назывались произведения, в которых описывались путешествия богомольцев в Палестину, Византию, страны Востока с целью поклонения святыням, паломничества. Паломников также называли «калики перехожие». Нередко подобные путешествия также содержали в себе торговые и дипломатические цели. Известно более 70 произведений написанных в этом жанре. Среди них, в частности, известны так называемые «Путники». «Путники» описывали маршрут, указывая пункты на пути и расстояния между ними. Самым известным и ранним «Хождением» является «Хождение игумена Даниила», появившееся в XII веке и описывающее путешествие в Святую Землю. Это произведение было написано для православных читателей. Оно было призвано иметь не только формально-описательное значение, но и воспитательное значение. Свое путешествие Даниил совершил по Палестине в 1106-08 годах. Именно в этот период в Палестине шел Первый Крестовый поход. Даниила принимает король Болдуин I и помогает ему совершить путешествие по Палестине. В глазах короля Даниил не был простым паломником, а являлся официальным представителем Руси, в поддержке которой он, видимо, был заинтересован. Даниил был допущен в закрытые для других места. Он осматривал Иерусалим, описал его святыни. «Хождение…» должно было стать путеводителем для других паломников. Даниил также описывает природу Палестины, развитие земледелия, садоводства и промыслов. Также Даниил описал Мертвое Море. Большое место в произведении занимают легенды и апокрифы. Даниил описывает камень, находящийся рядом с местом распятия. Данное «хождение» сегодня привлекает историков своей достоверностью, обстоятельностью. «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина В 1468 году русские купцы во главе с Афанасием Никитиным решили направиться в Индию с целью торговли. Когда они прибыли в Индию ,они потеряли основную массу товаров Больше всего он говорит об индийских обычаях, хозяйстве, местных народах. Прежде всего, Никитин был удивлен внешним видом индийцев. Его удивляет их питание, обычай есть руками. Торговля была весьма неудачной, поэтому практически не описывается. Особая тема «Хождения…» - тоска по родине. Никитина особенно угнетала невозможность соблюдать обычаи своей страны в Индии, а также попытки его обратить в мусульманство. Он был вынужден соблюдать мусульманский пост, праздновать местные праздники, в молитве заменять бога-отца на аллаха. Никитин был очень образованным человеком. За границей он изучил тюркский, персидский и арабский языки, причем часть своих записок он писал на этих языках. Рассказы о жизни в Индии сближают «Хождениеююю» с автобиографией. Он описывает не только события, но и свои переживания. Никитин попытался вернуться в Россию в 1474 году, однако вновь был ограблен, заболел и умер уже в России, не добравшись до Твери. Анализ данного текста с позиций семиотики был дан Борисом Успенским в его произведении «Дуалистический характер русской средневековой культуры на материале «Хождения за три моря» Афанасия Никитина» (Успенский Избранные труды Т.1). «Сказания иностранцев о России» Особенности анализ «Сказаний…». «Сказаниями иностранцев о России» называются записки, дневники, донесения, воспоминания иностранцев, составленные на основании собственных наблюдений или по рассказам других лиц, побывавших в России. Чаще всего они создавались в XVI-XVII веках. Среди тех, кто писал о России были англичане, австрийцы, итальянцы, немцы, шведы, датчане, поляки, голландцы, французы, греки и персы. Это были дипломаты ,купцы, инженеры, военные, врачи, ученые, художники, различные специалисты, а также разведчики и авантюристы. В их записках отразилась политика и культура, экономика и быт, религия и нравы России. Эти описания породили даже особый жанр – Россика. Иностранцы, приезжая в страну, легко схватывали чуждые для них особенности. Кроме того, иностранцы нередко были образованнее местного населения и им лече было понять общие причины событий. Также они имели материал для сравнений, и они могли безбоязненно передавать любые, в том числе негативные оценки. При всех достоинствах, эти сказания имеют немало ошибок и преувеличений. Иностранцы в России находились под жестким контролем. Мало кто из приезжих знал русский язык, общение в основном шло через переводчика. Русские с большим подозрением относились к иностранцам и порой считали своим долгом давать им неверные сведенья. Также европейцы были иного вероисповедания, что создавало превратное представление о церковных обрядах и обычаях России. Кроме того, ошибки могли происходить от частных обстоятельств и личных особенностей писателя. Сказания иностранцев дают историку богатый материал, который требует особого анализа. Необходимо установить цель и повод создания произведения, определить, что принадлежит личным наблюдениям автора, а что взято им от других. Необходимо изучить его взгляды, суждения в связи с состоянием государства и его сословной среды. По возможности все его сведенья необходимо проверить по другим источникам. Впервые комплексный анализ таких источников провел Ключевский (Сказания иностранцев о Московском государстве). Его сочинение привлекло внимание к новой теме, дало метод исследования данного вида источников. Эти сказания показали историю быта, повседневности, своеобразие национального характера и культурных связей России и запада. |