реферат по физре. Задание 1 физра Волкова. Истоки становления физической культуры, ее общекультурные и родовые ценности
Скачать 43.39 Kb.
|
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 1 по дисциплине «Теория и методика физической культуры и спорта» Тема реферата: «Истоки становления физической культуры, ее общекультурные и родовые ценности»
Москва 2021 Оглавление1. ВВЕДЕНИЕ 3 2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 4 2.1 Физическая культура в системе общекультурных ценностей 4 2.1.1 Материальные ценности ФК 4 2.1.2 Духовные ценности ФК 4 2.1.3 Ценности объективных форм физической культуры 5 2.1.4 Ценности субъективных форм физической культуры 5 2.1.5 Ценности объективных форм физической культуры 5 2.1.6 Ценности субъективных форм физической культуры 6 2.1.7 Общественные ценности 6 2.1.8 Личностные ценности 7 2.2 Истоки становления физической культуры 8 2.2.1 ФК в различные эпохи развития человечества 8 3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12 4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 12 1. ВВЕДЕНИЕФизическая культура предполагает собою общественное проявление, непосредственно взаимосвязанное с экономикой, цивилизацией, социально-общественнополитическим порядком, состоянием здравоохранения, обучением людей. Физическая культура и спорт получили в наши дни этакую общественную мощь да важность, аналога каким в истории мира они не имели, вероятно, ниразу. Физическая культура и спорт считаются не только результативным средством физиологического формирования человека, поддержания и защиты его здоровья, однако также безусловно оказывают большое влияние в прочие стороны человеческого бытия: престиж и статус в мире, трудовую деятельность, на структуру нравственно-интеллектуальных данных, художественных эталонов также ценностных ориентаций. Причём это относится не только лишь самих спортсменов, но также тренеров, арбитров, зрителей. Физическая культура и спорт дают любому члену сообщества преширокие возможности с целью формирования, принятия также выражения своего «я», с целью сопереживания также сопричастия спортивному воздействию равно как процессу творчества, вынуждают наслаждаться победе, расстраиваться проигрышем,отражая целую палитру людских чувств, также активизируют ощущение гордыни изза безграничность возможных способностей человека. В нашей стране физическая культура и спорт смотрятся равно как один из главнейших средств обучения человека, гармонично сочетающего в себе внутреннее благополучие, нравственную невинность и физическое достоинство. 2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ2.1 Физическая культура в системе общекультурных ценностейНа данный момент, физическая культура проявляет лидирующее влияние на становление личности, благодаря общечеловеческим ценностям, которые впечатаны в ней с античности. Ценности физической культуры, в структуре общечеловеческих парадигм, можно поделить на материальные и духовные. 2.1.1 Материальные ценности ФК- нужный объем двигательных навыков и умений - соответственный показатель функционирования базовых физических и особых свойств - структурных способностей всевозможных органов и схем организма. Они составляют материальную структуру житейских сил каждого индивидуума, основу его трудовой мощи и дебютируют в качестве неотъемлемого средства установления любого облика человеческой жизнедеятельности. 2.1.2 Духовные ценности ФК- взаимосвязь особых познаний в отрасли разностороннего физического совершенствования - эталоны физического мастерства (спортивного умения), к которым стремивается каждый определённый индивидуум. Кроме того, к духовным ценностям физической культуры отнедятся - наработанные методикой и наукой особые физкультурные познания, отраженные в надлежащих концепциях физической культуры и спорта, и фигурирующие в разнообразных научно-методических пособиях, конспектах, публикациях, путеводителях, правилах соревнований. При этом значимости физической культуры необходимо разглядывать как тождество объективныхи субъективных парадигм. Наиболее значимыми в формировании ценностных отношений личности к физической культуре являются: 2.1.3 Ценности объективных форм физической культуры- материальные ценности (спортивные сооружения, инвентарь для физкультурно-спортивной деятельности, предметы искусства); - исторические ценности (истории великих спортивных побед, становление видов спорта, деятельность выдающихся людей в области физической культуры); - ценности как общественные отношения (к спорту, к здоровью, к персоналиям-носителям физической культуры); - информационные ценности (публикации, трансляции в СМИ). 2.1.4 Ценности субъективных форм физической культуры- физические ценности (физическое развитие, состояние организма в процессе физкультурно-спортивной деятельности), - духовно-нравственные ценности (наличие высокого духовного идеала; жизненная установка на служение благородным целям: Отечеству, ближним; эстетическое отношение к миру; стремление к саморазвитию; принятие объективных ценностей физической культуры), - психические ценности (знания о двигательной активности, функционировании организма человека, способах сберечь здоровье; межличностное общение; личное самоутверждение). При этом ценности физической культуры необходимо рассматривать как единство объективных и субъективных ценностей. Наиболее значимыми в формировании ценностных отношений личности к физической культуре являются: 2.1.5 Ценности объективных форм физической культуры- материальные ценности (спортивные сооружения, инвентарь для физкультурно-спортивной деятельности, предметы искусства); - исторические ценности (истории великих спортивных побед, становление видов спорта, деятельность выдающихся людей в области физической культуры); - ценности как общественные отношения (к спорту, к здоровью, к персоналиям-носителям физической культуры); - информационные ценности (публикации, трансляции в СМИ). 2.1.6 Ценности субъективных форм физической культуры- физические ценности (физическое развитие, состояние организма в процессе физкультурно-спортивной деятельности), - духовно-нравственные ценности (наличие высокого духовного идеала; жизненная установка на служение благородным целям: Отечеству, ближним; эстетическое отношение к миру; стремление к саморазвитию; принятие объективных ценностей физической культуры), - психические ценности (знания о двигательной активности, функционировании организма человека, способах сберечь здоровье; межличностное общение; личное самоутверждение). Говоря о ценностном потенциале физической культуры современного социума, необходимо иметь в виду два уровня ценностей: общественный и личностный. 2.1.7 Общественные ценности- интеллектуальные (знания о методах и средствах развития физического потенциала человека как основы организации его физической активности, спортивной подготовки, закаливания, основах здорового образа жизни); - двигательные (лучшие образцы моторной деятельности, достигаемые в процессе физического воспитания и спортивной подготовки, личные достижения физической подготовки человека, его реальный потенциал); - технологические (комплексы методических руководств, практических рекомендаций, методики оздоровительной и спортивной тренировки, формы организации физической активности, ее ресурсного обеспечения); - интенционные (сформированность общественного мнения, престижность физической культуры в обществе, их популярность у различных категорий населения, а также готовность и желание человека к постоянному физическому развитию и совершенствованию); - мобилизационные (способность к рациональной организации бюджета времени, внутренняя дисциплина, собранность, быстрота оценки ситуации и принятия решения, настойчивость в достижении цели, умение пережить поражение). 2.1.8 Личностные ценностиопределяется теми же факторами, что и общественные: - Знанием в сфере физической культуры и спорта; - Основными двигательными умениями и навыками, т.е. техникой физических упражнений; - Уровнем физической подготовленности, т.е. развитием основных качеств и способностей; - Способностью к самоорганизации здорового образа жизни - Социально-психологическими установками на укрепление здоровья средствами физической культуры; - Ориентация на занятия физически-оздоровительной направленности; Другой комплекс ценностей физической культуры личности формируется совокупностью его личных физических достижений. Он определяется развитием уровня его физических качеств и координационных способностей. Внешне это проявляется в физической работоспособности, умении управлять своими движениями, грамотно и рационально решать привычные и новые двигательные задачи, и двигательные действия. В структуре физкультурно-спортивной деятельности ценностные ориентации тесно связаны с эмоциональными, познавательными и волевыми ее сторонами, образующими содержательную направленность личности. Особое значение для личности имеет освоение мобилизационных ценностей физической культуры. Именно они помогают человеку выжить в экстремальных ситуациях, которые не редки в жизни современного 2.2 Истоки становления физической культурыНе одно столетие создавался фундамент истории русского спорта и физической культуры. Если рассматривать истоки его традиций, то, пожалуй, трудно найти точку отсчета: эти истоки - в основе нации, в основе характера нашего народа. Н. Пономарев в своей монографии "Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания" пришел к выводу о том, что человек стал человеком не только в ходе развития орудий труда, но и в ходе постоянного совершенствования самого человеческого тела, организма человека как главной производительной силы. В этом развитии ключевую роль играла охота как форма работы. Использование средств труда для целей охоты требовало качественно новых навыков движений, прежде всего увеличения воздействия силы, навыков быстроты, выносливости и активности в работе. 2.2.1 ФК в различные эпохи развития человечества1. В древние времена для человека главным источником существования была охота на крупных животных. Он создал метательное орудие с костяным наконечником. Удачную охоту на животных можно было обеспечить только с помощью заранее изготовленных и опробованных средств, организованных совместных действий всех членов клана. В процессе этого древний человек научился наиболее рационально использовать в качестве метательного оружия разнообразные предметы. Он открыл для себя способ метания, значительно увеличивающий дальность полета. В процессе применения метательного оружия он, владея своими мышцами, мог рассчитывать затрачиваемую энергию в зависимости от отдаленности цели, координировать собственные движения. Овладение жизненно необходимыми навыками движения происходило путем наблюдения, копирования. Древний человек все чаще наблюдал и применял те закономерности в движениях, с помощью которых можно было преодолеть водные препятствия, рыхлый снег, топкие, болотистые места. Применявшийся при охоте или при спасении бегством от противника бег и прыжки через препятствия начали самостоятельное развитие в магических действиях. Появились синтезированные формы бега на расстояние, прыжков, танцевальных и метательных движений. 2. В эпоху мезолита и неолита, главными источниками существования человека стали земледелие и животноводство. В физической культуре народов, занимавшихся пастушеством, потеряли свою жизненную важность бег, прыжки, метание и преследование дичи. На передний план выдвинулась верховая езда. Появился интерес к поднятию тяжестей, танцам, медитациям типа йоги, основывавшимся на верованиях, связанных с плодородием. Обострилась борьба за лучшие земли и территории. Это вызвало необходимость усложнения процесса подготовки юношества к самостоятельной жизни. Стали проводить схватки поединков для "пробы сил". Важное значение стала иметь военная подготовка. Возникли постоянные ритуальные центра проведения состязаний: Карнак, Марас, Пампас, Олимпия, Куфферн. 3. В эпоху перехода от первобытнообщинного строя к классовому обществу возник эстетический идеал наделенного сверхъестественными телесными и духовными способностями легендарного героя, который осмеливался вступать в борьбу с потусторонними силами. Гильгамес у вавилонян, Озирис у египтян, Геракл, Прометей и Ахиллес у греков - все они были непобедимыми мастерами борьбы. Нет охотников более ловких, лучших, чем они, бегунов, метателей диска, камни или копья. Человечество, у которого проснулось самосознание, возвеличивая себя до героев своей фантазии, начало бросать вызов силам природы. Появился будущий идеал физической культуры нарождавшейся рабовладельческой эпохи - которого еще не сломила социальная несправедливость - сильный, гордый и победоносный титан. Процесс разложения физической культуры первобытнообщинного строя, происходивший с 7 тысячелетия до нашей эры и до эпохи расцвета Римской империи, охватывал сравнительно небольшую часть заселенной территории Земли. Ее остатки сохранились вплоть до распространения современной цивилизации на Севере, в тропической и субтропической Африке. По словам норвежского путешественника К. Лумхольца, тарахумары способны проводить состязания по бегу на дистанции длиной в несколько сот километров. Эти способности связаны с преследованием дичи и суровыми природными условиями. Восточноафриканские вахумы способны, отталкиваясь босыми ногами от низкой термитной кучи, прыгнуть вверх на высоту свыше двух метров. Условия жизни вынуждают их в первую очередь развивать прыгучесть, что является главным критерием в обряде посвящения в мужчины. Тот, кто во время испытаний не способен прыгнуть выше своего роста, не может попасть в число полноправных мужчин своего племени. Из приведенных выше сведений видно, что первобытная физическая культура сочетала в себе личную физическую подготовку каждого члена племени и воспитание у соплеменников чувства общности. В развитии физической культуры первобытнообщинного строя дважды происходил качественный скачок. В ходе первого - охота на крупных животных вызвала к жизни систему движений, и ее перенос на другие области жизни. В рамках возникшей новой сферы деятельности (физическое воспитание) началась дифференциация полезных телесных упражнений, танцевальных движений и игровых элементов. В ходе второго скачка - в эпоху разложения первобытнообщинного строя - возникли нормы подготовки и отбора, которые стали средствами общественного подчинения. От основных элементов форм движений, сложившихся в первобытное время, через противоречивые условия классовых обществ человечество пришло к высокой степени систем движения физической культуры наших дней. В древних летописях не раз встречается упоминание, что люди еще в былые времена были выносливые, сильные. А если есть сила - как не похвастаться ею? И, как утверждают историки, редкий праздник обходился без игрищ. Самые ловкие фехтовали на пиках, ходили по натянутым канатам, дюжие силачи поднимали лошадей, валили наземь быка, впрягались в груженые возы, гнули подковы. Бывало, боролись с медведем, состязались в умении бросать тяжелые валуны… Возникновение физических упражнений у восточных славян было обусловлено теми же причинами, что и во всем мире в целом. Олицетворением гармонично развитой личности в древности является образ былинного богатыря. Основной формой физической подготовки были игрища. Целью физического воспитания вплоть до 18 в. была военно-физическая подготовка, что объясняется тем, что Русь вынуждена была вести много войн. При практически отсутствующих государственных формах физического воспитания в феодальной России решающую роль в физической подготовке населения играли народные формы. Среди них можно выделить национальные виды борьбы, кулачные бои, военно-физическую подготовку российского казачества, национальные игры и развлечения (забавы), связанные с двигательной деятельностью. 3. ЗАКЛЮЧЕНИЕВоспитание физических качеств основывается на постоянном стремлении сделать сверх возможное для себя, удивить окружающих своими возможностями. Но для этого со времени рождения нужно постоянно и регулярно заниматься физкультурой. 4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫГзовский Б.М. Организация физического воспитания студентов., М: Высшая школа, 1978,96 с. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: Учеб. пособие для студентов / Б.Р. Голощапов. М.: Издательский центр "Академия", 2002. Ильинич В.И. Физическая культура студентов. Учебник. – М:Гардарики, 2005.-366 с. Царик А.В. О культуре физической и духовной. Гигиена физкультуры / А.В. Царик. М.: Знание, 1999. Физическая культура: учебное пособие для студентов сред. проф. учеб. заведений/ Н.В.Решетников, Ю.Л.Кислицин, Р.Л.Палтиевич, М: издательский центр «Академия», 2008, 176 с Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2004. |