Текст. ТЕКСТ. Истоки зарождения российскокитайских культурных связей
Скачать 49.4 Kb.
|
1 2 Истоки зарождения российско-китайских культурных связей. До сих пор точно неизвестно, когда и как первая информация о Китае попала на Русь. Возможно, что её появлению способствовала торговля с государствами Востока, а информация о Китае могла проникнуть на Русь через соседние с ней земли. Таким же образом сведения о русских, возможно, попадали в Китай. Завоевание монголами Китая и русских княжеств происходило практически в одно и то же время. В 1235 г. монголы развернули наступательные действия против южнокитайской империи Сун. В 1237 г. войско Батыя подошло к Рязани, начав разорение русских земель. В итоге Русь и Китай практически одновременно вошли в состав Монгольской державы. Насильственное включение в состав этой державы самых различных народов объективно привело к активизации контактов между ними. Именно к этому периоду относится первое документированное упоминание о русских в Китае. Освобождение Китая и России от монгольского ига также происходило практически в одно и то же время. Народное движение против монголов, известное в истории Китая как восстание «красных войск», привело к власти китайскую династию Мин (1368–1644). В 1380 г. произошла Куликовская битва, положившая начало освобождению Руси от ордынского ига. Однако ликвидация монгольской державы и появление новых территориально-государственных образований вновь отдалили Китай и Россию друг от друга и отодвинули начало прямого диалога. В нашей стране стремление к установлению контактов с Китаем появилось лишь при царе Василии Шуйском. В 1608 г. была предпринята попытка отправить послов в Монголию и «Китайское царство», которое завершилось неудачей. В 1618 г. в Тобольске началось формирование нового посольства в Китай, во главе которого был назначен томский казак И. Петлин. Русское посольство в Пекине пребывало всего четыре дня. К императорскому двору И. Петлин не был допущен. Китайские чиновники объяснили ему, что у русских не было достойных подарков для поднесения императору, а без них являться к нему не положено. Посольство И. Петлина имело важное значение для становления отношений между Россией и Китаем. Во-первых, это был первый осознанный контакт представителя Русского государства с китайскими официальными лицами. Во-вторых, И. Петлин открыл сухопутный маршрут из Европы в Китай через Сибирь и Монголию. В-третьих, китайские чиновники вручили русскому послу грамоту от имени императора, в которой содержалось предложение установить торговые отношения и направлять в Китай посольства. К сожалению, в то время в нашей стране не нашлось человека, который был бы способен перевести иероглифический текст, и общий смысл этого документа был понят лишь в конце XVII в. В-четвертых, И. Петлин составил подробный отчет о своем путешествии («Роспись»), в котором были изложены уникальные сведения о Китае и соседних странах, а также привез «чертеж Китайского государства». Значение тех данных, которые содержались в «Росписи» И. Петлина, для накопления знаний о Китае было настолько велико, что ее текст был переведен на все основные европейские языки. Миссия Ивана Петлина не привела к установлению отношений с Китаем на постоянной основе, однако она стала первым и очень важным звеном в развитии прямых контактов между представителями двух государств и способствовала началу распространения знаний о странах Центральной и Восточной Азии в России. К середине XVII в. в России и Китае сложилось прямо противоположное отношение к тому, как должны строиться двусторонние контакты. Русский царь Алексей Михайлович и его двор рассчитывали установить равноправные межгосударственные отношения, развивать торговые связи и урегулировать проблемы, связанные с территориальным размежеванием в приграничных районах. Цинская администрация, в свою очередь, исходя из традиционных внешнеполитических установок, стремилась навязать русским статус «вассала» и отодвинуть границы Русского государства как можно дальше от Китая и собственно маньчжурских земель. В 1654 г. в Пекин к маньжурскому двору было направлено первое официальное посольство во главе с Ф.И. Байковым, которое также закончилось неудачно. Формальным отказом к переговорам послужил отказ Ф.И. Байкова выполнять придворный этикет. Неудача миссии Ф. Байкова свидетельствовала о невозможности установления на этом этапе нормальных дипломатических связей между Россией и Китаем в силу того, что обе стороны по-разному воспринимали их форму и содержание. В то же время поездка в Пекин Ф. Байкова, как и последующие российские посольства, способствовала расширению знаний о Китае. Ф. Байков составил достаточно точное по тем временам описание северных районов Цинской империи и попытался дать характеристику современного положения и перспектив торговых связей. Следующей попыткой наладить нормальные дипломатические и торговые отношения стала отправка нового посольства, в составе которого был переводчик Посольского приказа Н.Г. Спафарий. Отсутствие заинтересованности в установлении дипломатических отношений с Русским государством и в большей степени сложная внутриполитическая обстановка в стране, послужило очередной неудачей. Сведения, собранные посольством Н.Г. Спафария, расширили представления о Восточной Азии и обогатили знания о Китае в России. А состояние русско-китайских дипломатических и торговых отношений дало стимул организовать изучение в Русском государстве маньчжурского и китайского языков. После вступления на престол в Пекине императора Канси (1662–1722) маньчжурская политика по отношению к русским ужесточилась. В начале 80-х годов XVII в. император Канси принял решение развернуть массированное наступление на русские поселения в Приамурье. В июне 1685 г. маньчжурские войска осадили Албазин. В августе 1689 г. в Нерчинске состоялись переговоры между дипломатическими представителями Русского государства и империи Цин. Главой цинской делегации на переговорах был назначен князь Сонготу. Русскую делегацию возглавлял брянский наместник Федор Алексеевич Головин. Переговоры завершились подписанием первого в истории русско-китайского договора. Подводя итог, можно сделать вывод о том, что сложившиеся в XVII в. отношения между Россией и Китаем носили характер диалога двух различных культур, приобретавшего весьма своеобразные формы в силу принципиально разного подхода к оценкам содержания данных отношений. Специфическое восприятие взаимоотношений с другими странами и народами накладывало отпечаток на все виды контактов между двумя странами. Вместе с тем в России шел процесс накопления знаний о Китае и наметился достаточно прагматичный подход к взаимоотношениям с дальневосточным соседом. История развития культурного обмена между Россией и Китаем. Основными причинами налаживания российско-китайских отношений стали: 1) острая необходимость нормальных торговых отношений с Китаем; 2) общая протяженность границы; 3) увеличение территории Российского государства за счет освоения новых земель на Востоке. Торгово-экономические и политические факторы неизбежно привели к развитию российско-китайского взаимодействия и в области культуры. Таким образом, уже к середине XVII в. можно говорить об устойчивых культурных контактах народов проживающих на территории Российского и Китайского государств. Дальнейшее развитие культурных связей подтолкнуло создание Российской Духовной миссии и ее отправка в Пекин. Так начинается качественно новый этап российско-китайских отношений. Пекинская Духовная миссия стала проводником русской культуры в Китае, познакомив китайцев с православием и русским языком. Члены Духовной миссии, несмотря на официальную цель поездки, распространение православия среди жителей Китая, занималась изучением китайского языка и китайской культуры, введя в научный оборот колоссальное количество нового фактологического материала по истории, культуре, медицине, географии Китая и т.д. В деятельности Русской православной миссии в Китае можно выделить три главных периода: I период (1713 – 1808 гг.) – время формирования штата миссии, когда было достигнуто соглашение о регулярной посылке в Пекин миссионеров (Кяхтинский трактат, 1727 г.), определены ее политико-дипломатические и научные функции. Пользуясь знанием китайского и маньчжурского языков, миссионеры начинают научное изучение Китая. Прекращение в 1745 г. допуска в Пекин российских торговых караванов активизировало получение от миссионеров оперативных материалов о внутриполитическом состоянии Цинской империи. Во II период (1808 – 1864 гг.) полностью определились ключевые функции деятельности миссии: работа в православной общине; подготовка квалифицированных кадров переводчиков; постоянное дипломатическое представительство при Цинском дворе. В первой половине XIX в. востоковедные кадры, воспитанные и сформированные миссией, заложили прочную базу русского китаеведения. III период (1864 – 1917 гг.) характеризуется тем, что с 1858 г. Была разрешена православная миссионерская деятельность на территории всего Китая, а с 1864 г. с миссии были сняты дипломатические обязанности, и она перешла под начало Синода. По-прежнему важной работой миссии оставалась подготовка правительственных кадров – переводчиков, экспертов, дипломатических работников. Продолжалось научное изучение страны. Следующим рубежом развития и становления российско-китайских отношений в области культуры и образования стала Октябрьская революция 1917 г. На политическом фоне культурные и образовательные связи развивались стабильно и эффективно, начали работать «Всесоюзное общество культурной связи с заграницей», «Общество культурной связи Китая и СССР», в рамках которых были созданы клубы по изучению русского языка. Наладился и научно- образовательный обмен между вузами СССР и Китая. После 1917 г. советское правительство многое сделало для развития дружеских отношений в области культуры и образования. Под влиянием революционных событий в России закономерно повысился интерес китайцев к русской художественной литературе. В 1920-х гг. в Пекинском университете работали советские преподаватели, которые читали лекции по русскому языку, международному праву и другим дисциплинам. Широко применялась практика передачи учебников, оборудования, начала набирать обороты практика посылки квалифицированных кадров преподавателей и учителей в северо-западные районы Китая. Специальным решением советского правительства «Об обучении синьцзянской молодежи в СССР», принятым в 1934 г., было положено начало широкой программе подготовки в учебных заведениях Советского Союза специалистов для различных отраслей народного хозяйства Синьцзяна из числа местных жителей. К 1941 г. было подготовлено более 30 тыс. специалистов различных профессий. Это серьезно повысило уровень культуры в Синьцзяне. В этот период китайцы стали изучать русский язык, пытаясь ближе познакомиться с русской культурой. В апреле 1937 г. в Нанкине был создан клуб по изучению русского языка. Языковые кружки открыло «Общество культурной связи Китая и СССР», созданное в 1935 г. Деятельность общества заключалась в издании журнала «Культура Китая и СССР», организации лекций, выставок художников и фотографов, показа советских кинофильмов. Заметный вклад в развитие советско-китайских культурных связей в 1920 – 1940 гг. внесло Всесоюзное общество культурной связи с заграницей (ВОКС). Большими тиражами в 1930-х гг. выходила в Советском Союзе китайская литература, прежде всего произведения Лу Синя. Он сам переводил произведения советских авторов, издал сборник очерков о советской жизни и литературе. Благодаря его работе в Китае стали появляться работы советских художников. 1 октября 1949 г. было провозглашено создание Китайской Народной Республики. Становление и активное межгосударственное сотрудничество СССР и КНР, начиная с 1949 г., открыло широкие горизонты культурным и образовательным связям, а также обеспечило выработку их нормативно- правовой базы. Правовая основа механизма сотрудничества существовала в форме договоров, соглашений, заключенных на государственном, правительственном и академическом уровнях. Значительную роль в активизации и корректировке культурного взаимодействия двух стран сыграло Посольство СССР в КНР. За полтора века российско-китайских отношений государства подписали 3 союзных договора – Договор о взаимопомощи и совместной обороне (т.н. «Китайско- Российский секретный договор») от 3 июня 1896 г., Китайско-советский договор о дружбе и союзе от 14 августа 1945 г. и Китайско-советский договор о дружбе, союзе и взаимной помощи от 14 февраля 1950 г. В 1949 г. китайский народ, приступив к решению грандиозных задач социалистического строительства, столкнулся с тяжелым наследием прошлого. Империализм и внутренняя реакция нанесли Китаю огромный урон: в стране царила хозяйственная разруха, культура деградировала, неграмотность была почти поголовной. Ликвидировать столь тяжелое наследие в кратчайшие сроки и приступить к строительству нового государства можно было при помощи более развитой в экономическом и культурном отношении страны. Советский Союз как раз располагал реальными возможностями для всесторонней помощи КНР. Помощь Советского Союза осуществлялась на основе взаимной договоренности между правительствами обеих стран. Она давала КНР возможность использовать богатый опыт культурной революции в СССР, его успехи в развитии культуры, в подготовке национальных кадров, необходимых для быстрого развития. 5 октября 1949 г. в Китае было создано Общество китайско-советской дружбы (ОКСД), которое в первые годы своей работы сделало очень много в области развития дружественных отношений между СССР и Китаем. В свою очередь, в Москве 29 октября 1957 г. было проведено учредительное собрание по созданию Общества советско-китайской дружбы (ОСКД). Данные общественные организации были основными посредниками советско-китайского сотрудничества в сфере культуры. В развитии советско-китайских культурных отношений можно выделить два периода: 1949 — 1956 гг. и 1956 — 1964 гг. Хронологические рамки первого периода соответствуют максимальной активности сотрудничества в области культуры. Второй период совпадает с возникновением разногласий, вплоть до полного их прекращения в 1965 г., в том числе в сфере культуры и образования. Значимым событием стал XX съезд КПСС, обозначивший политико-идеологическое противостояние между руководством СССР и КНР, которое повлияло на состоянии советско-китайских связей в области культуры. Первый период отличался благоприятным развитием двухсторонних отношений между СССР и КНР, которое во многом обусловило расцвет партнерства по государственной и общественной линиям в гуманитарной сфере. Главными факторами развития культурных отношений стали исторические предпосылки в предшествующий период, а также поддержка и признание Советским Союзом нового государства — КНР. То, что именно СССР первым признал КНР, во многом способствовал быстрому развитию двусторонних отношений во всех областях: политической, экономической, культурной. Причинами интереса КНР к активизации культурных отношений с СССР являлись — схожесть политического устройства; стремление Китая к повышению уровня развития страны до уровня европейских стран; потребность Китая в обеспечении научными кадрами и квалифицированными специалистами. Начало реального сотрудничества между Россией и Китаем было положено обращением правительства КНР с просьбой оказать помощь в организации научной деятельности в стране после победы революции в Китае. Было заключено межправительственное соглашение о культурном сотрудничестве и, позднее, соглашение о научном сотрудничестве между Академиями наук КНР и Академиями наук СССР. Контакты в области театрального искусства, кинематографии, литературные связи стали одним из основных направлений советско-китайского культурного сотрудничества. Взаимодействие между странами в области культуры осуществлялось в рамках проведения совместных международных выставок, организации коллективных и частных поездок деятелей культуры СССР и Китая, издании совместных публикаций, что давало представление об основных направлениях в развитии изобразительного искусства, тенденциях в кинематографе и театре. Китайская и советская периодическая печать освещали все мероприятия в области культуры. Эпоха расцвета советско-китайских культурных связей в начале 1950-х гг. уже к началу 1960-х гг. приходит к упадку. Новый период характеризуется сокращением по всем направлениям двустороннего культурного сотрудничества и переменами во внутренней и внешней политике Советского Союза и стремлением СССР к доминирующей роли лидера. Дружба КНР и СССР оказалась под угрозой прекращения именно из-за политических разногласий. Культурные связи остались лишь в форме личной переписки, отдельных встреч, поездок за границу; научные исследования по многим направлениям были закрыты, специалисты отозваны. Говоря о деятельности государственных и общественных организаций в сфере культуры в 1949 — 1964 гг., необходимо признать, что СССР оказал всестороннюю культурную и научно-техническая поддержку, несмотря на ряд проблем, с которыми он столкнулся на пути развития советско-китайских культурных связей. С начала 1960-х гг. националистические элементы в руководстве Компартии Китая стали все более активно проводить линию на постепенный отрыв КНР от Советского Союза. Связи КНР с Советским Союзом в области культуры перестали служить укреплению дружбы между обоими народами. Китайские организации сознательно подрывали культурные связи с Советским Союзом. Они нарушали Соглашение о культурном сотрудничестве между двумя странами от 5 июля 1956 г., стремились использовать культурные связи в своих «особых» политических целях и, наконец, разорвали их в 1966 г. Однако наша страна по-прежнему рассматривала развитие культурных связей с КНР как важную форму духовного общения, углубления взаимопонимания и укрепления дружбы между советским и китайским народами. В Советском Союзе продолжало активно работать Общество советско- китайской дружбы (ОСКД), которое регулярно проводило вечера, посвященные памятным датам в истории Китая и советско-китайских отношений. В целях ознакомления общественности, ученых китаеведов с китайским киноискусством ОСКД устраивало просмотры китайских художественных и документальных фильмов. В СССР значительными тиражами выпускалась китайская литература на русском и других языках народов СССР. Китайское руководство же для разжигания антисоветских настроений среди населения активно использовало периодическую печать. В 1978 г. только в «Жэньминь жибао» было опубликовано 2350 антисоветских материалов. 3 апреля 1979 г. правительство КНР объявило, что не намерено продлевать Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи между Советским Союзом и Китайской Народной Республикой, заключенный в 1950 г. сроком на 30 лет. Политическая и экономическая напряженность между двумя государствами сыграла отрицательную роль в расширении взаимодействия в области культуры СССР и КНР. Период 1960-1970-х гг. характеризуется значительным уменьшением российско (советско) – китайским взаимодействием во всех сферах, в том числе в культурной и образовательной. Политические события в Китае оставили свой отпечаток в умах и сердцах простых людей на долгие годы и сильно повлияли на отношение к русской культуре и к русскому народу. И лишь в конце 1980-х гг. началось медленное налаживание российско(советско) – китайских отношений в гуманитарной сфере, а также перехода на новый этап взаимодействия. Этому также способствовали политические и социально-экономические факторы, но более всего создание прочной договорно-правовой базы для дальнейшего сотрудничества. В ходе консультаций на уровне заместителей министров иностранных дел, начавшихся в октябре 1982 г., была проделана большая и полезная работа в целях смягчения напряженности между двумя государствами, углубления взаимопонимания, восстановления и развития экономических и культурных связей. 25 декабря 1991 г. СССР распался. На этом закончилась эпоха советско- китайских отношений, на смену которым пришли российско-китайские. Новые лидеры России заявили о своем намерении продолжить строить отношения с Китаем на основе принципов, изложенных в коммюнике 1989 – 1991 гг., а также углублять взаимовыгодные контакты по всем направлениям. В 90-е годы ХХ века сотрудничество в гуманитарной сфере развивалось в рамках подписанного 18 декабря 1992 г. Соглашения о культурном сотрудничестве, создавшего договорно правовую базу для развития связей в этой сфере. В 90-е годы реорганизовывались старые советские и создавались новые организации, занимающиеся развитием двусторонних отношений, в том числе и в сфере культуры. В 1992г. было трансформировано Общество советско-китайской дружбы (ОСКД), вместо которого было создано Общество российско-китайской дружбы (ОРКД), ставшее продолжателем его дел. В 1993 году для организации был написан новый Устав. В 1994 году в Пекине было открыто отделение Росзарубежцентра (в тот период Российский центр международного научного и культурного сотрудничества при Правительстве Российской Федерации, ныне реорганизован в Россотрудничество), который функционировал в плотном контакте с российским посольством в КНР. В 1997 году в ходе официального визита председателя КНР Цзян Цзэминя был сформирован Российско-Китайский Комитет дружбы, мира и развития. В соответствие с Cоглашением о руководящих принципах деятельности Комитета, его главной целью является «укрепление общественной базы российско-китайских отношений, активная пропаганда мирной концепции». Первым крупным совместным проектом в области культуры стали Дни культуры Китая и России в 1997 – 1998 гг. Под руководством министерств культуры двух стран в октябре 1997 г. был организован ряд мероприятий в Москве, Санкт-Петербурге, Владимире, Суздале, Нижнем Новгороде, Новосибирске и Хабаровске, а в апреле 1998 г. – в Пекине и Шанхае. Эти мероприятия стали ярким событием в культурной жизни двух стран. В 1999 г. правительства двух стран торжественно отмечали 50-летие образования КНР и 50-летие установления дипломатических отношений. В связи с этими событиями был организован ряд праздничных мероприятий. Россия и Китай, имея за спиной богатый опыт двусторонних отношений, преодолели ошибки прошлого и продолжали сотрудничество в духе взаимного уважения и взаимовыгодного партнерства. Исторический опыт культурного взаимодействия имел большое значение для российско-китайских отношений на современном этапе. 1 2 |