Главная страница
Навигация по странице:

  • ТРИМУРТИ Особое место в индуистском пантеоне зани­мает триада

  • Вишну

  • ВАЖНЕЙШИЕ ПОНЯТИЯ: САНСАРАЦентральное место в философской концепции индуизма за­нимает доктрина о переселении душ ( сансара

  • ЛЕГЕНДА О БУДДЕ

  • ЧЕТЫРЕ БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ В следовании срединным путем – суть учения буддизма. Ядро учения – четыре благородные истины

  • БУДДИЗМ КАК МИРОВАЯ РЕЛИГИЯ

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ БУДДИЗМА: ВЕДИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В КУЛЬТУРЕ. ИНДУИЗМ. Исторические корни буддизма ведическая традиция в культуре. Индуизм


    Скачать 25.66 Kb.
    НазваниеИсторические корни буддизма ведическая традиция в культуре. Индуизм
    АнкорИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ БУДДИЗМА: ВЕДИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В КУЛЬТУРЕ. ИНДУИЗМ
    Дата31.10.2022
    Размер25.66 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1.docx
    ТипИзложение
    #764139

    ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ БУДДИЗМА: ВЕДИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В КУЛЬТУРЕ. ИНДУИЗМ



    ВЕДЫ

    Основой для большинства религиозно-философских учений (мифологических систем) Индии являются Веды (от санскритского знание) – литературные памятники Древней Индии второго тысячелетия до н. э. (священные книги брахманов), содержащие наиболее полное и систематическое изложение мифологических представлений индоариев. От Вед берет начало ведическая традиция, являющаяся исходной для брахманизма, начавшего формироваться ёще во втором тысячелетии до н. э.; индуизма, объединившего все ритуалы, мифологические представления, религиозные практики и взгляды в рамках ведической традиции, и буддизма – первой мировой монотеистической религии (VI–V вв. до н. э.) с ее многочисленными национальными модификациями.

    В Упанишадах, комментариях к Ведам, раскрываются проблемы самой сути человеческого существования, нравственного поведения, подлинных потребностей и освобождения от связанности духа миром страстей и материальных объектов. Осваивая способы такого освобождения и следуя по пути освобождения, человек становится нравственнее, а само освобождение понимается как растворение индивидуальной души (Атман) в мировой Душе (Брахман) – Абсолютном безличном начале мира или Абсолютном Ничто.
    ИНДУИЗМ

    Более чем три тысячи лет назад Индостан стал родиной причудливого переплетения уникаль­ных философских концепций, духовных практик и обычаев. Философия индуизма не базируется на одной ос­новополагающей религиозной системе, но соче­тает в себе элементы разных вероучений и тра­диций, уходящих своими корнями в глубину веков. Поэтому индуизм можно рассматривать как совокупность общественной мысли, метафизики и религии.

    В основе индийской космологии лежит идея о вечной пуль­сации Космоса, отождествляющейся с дыханием Брахмы – Бога-творца. Выдох (бытие) сменяется вдохом (небытие). Как и человек, Космос-Брахма проживает свою жизнь, которая равна 100 космическим годам, или 8 640 000 000 земных лет, после чего он умирает и в течение последующих 100 космических лет длится Вечность Небытия. Потом рождается новый Брахма, и вновь 100 космических лет длится Вечность Бытия. При этом каждый раз появляется все более совершенная человеческая раса. В своем развитии каждая человеческая раса неизбежно проходит четыре эпохи (юги), двигаясь по нисходящей от Золо­того века до Железного, теряя при этом Красоту, Истину и Добро, постепенно погружаясь во Зло, Ложь и Безобразие. Согласно этому мы живем в последнюю из четырех юг – Кали-Югу, начавшуюся в полночь с 17 на 18 февраля 3102 г. до н. э. Завершится Кали-юга, как бывало уже много-много раз, уничтожением всего живого в огне и воде. Однако отчаивать­ся не стоит: до завершения нашей Кали-юги осталось более 425 000 земных лет! Каждая новая Вселенная образует более высокую ступень совершенства и является лишь этапом в эволюционном разви­тии мироздания (ср. современные астрофизические теории происхождения Вселенной: дополняющие друг друга теории Большого Взрыва и Пульсирующей Вселенной – о рождении, расширении, сжатии, гибели и новом рождении).

    Космизм индийской онтологии (учение о бытии и небы­тии) проявляется в признании существования направленной эволюции всего и вся от природы к духу, проходящей через ряд промежуточных стадий. Этот закон космического порядка и целесообразности заставляет неживую материю стремиться к преобразованию в живую, живую – в сознающую, разумную, а разумную – к духовному, нравственному совершенству.
    ТРИМУРТИ

    Особое место в индуистском пантеоне зани­мает триада (тримурти), представленная тремя бо­гами в онтологическом и функциональном един­стве: Брахмой – творцом мира, Вишну – хранителем мира и Шивой – разрушителем. Их изображения символизируют фундаментальные процессы пере­мен, происходящих в природе (пракрита).

    Брахма выступает как первопричина мира, но в культовой практике заметной роли не играет. Брахма существенно отличается от двух других богов. Он творец. Ему присуща созидательная функция. Истоки его уходят в брах­манизм, к Брахману – Абсолюту, который создал мир, транс­формировал первоначальное Единство высшей Реальности и Вечности в многообразие всего живого и преходящего. Одна­ко в самой Индии Брахме построено не так много храмов, по­скольку его заслуги считались традиционными и не слиш­ком значительными. Он рассматривался как бог древности, функции которого уже выполнены.

    Вишну (вишнуизм) осознаётся в качестве хра­нителя мирового порядка и выполняет охра­нительную функцию. Он близок людям, прост, воспринимается эмоционально. Изображается с четырьмя руками, восседающим на плывущем по первобытным водам тысячеглавом драконе или на троне в виде белого лотоса. Вишну способен преобразо­вываться в животных, рыб, других богов, в частности в Раму, Кришну, Будду.

    Основные и наиболее почитаемые перевоплощения – Рама, герой индийского эпоса, царь, победитель демона; Кришна – Бог-защитник. Кришна трансформировался в три ипостаси воина, ребенка, пастушка. Кришнаизм выразил идеи позднего индуизма – идеи любви к богу, не нуждающейся в традиционном культе и отрицающей роль касты.

    Шива (шиваизм) постепенно стал наиболее почитаемым божеством, глав­ная функция которого – использовать накопленную подвиж­ничеством энергию на разрушение и воссоздание мира. Шива имеет множество имен модификаций, воплощений и перевоплоще­ний. Главными функциями его считаются, кроме разрушения, изменения, наказания, смерть. Между бровей у Шивы имеется третий глаз, глаз разрушите­ля. Шива – гроза демонов, покровитель аскетов, стремящихся к разрушению и слиянию с Вечностью и Абсолютом.

    С течени­ем времени Шива превратился в культ мужского животворя­щего начала. Поэтому каменные изваяния его обычно изобра­жаются с подчеркнуто выразительными половыми органами. В храм к Шиве стекаются жаждущие потомства люди, бездет­ные женщины. Среди многих жен Шивы возникла богиня Шакти. С их культом тесно связан культ камы – искусства любви. С древ­ности в Индии была развита культура половой любви. Опыт и знания ее были достоянием жрецов и специальных каст.
    ВАЖНЕЙШИЕ ПОНЯТИЯ:
    САНСАРА

    Центральное место в философской концепции индуизма за­нимает доктрина о переселении душ (сансара) в соответствии с заслугами и поступками в предшествующих рождениях (кар­ма).

    КАРМА

    Концепция кармы является одной из ключевых и в индуизме, и в джайнизме, и в буддизме, хотя ее философское осмысление в терминах послед­него существенно отличается от представлений первых двух учений. Буквально слово карма пе­реводится как действие и употребляется для обо­значения процесса воздаяния за совершенные че­ловеком деяния. Воздаяние, или последствия со­вершённого, не следует понимать только как очевидный результат практической деятельности, но, прежде всего, на нарушение (искажение) нрав­ственно-этических норм, которым подвергается Атман (душа человека) в мире сансары. Более того, индусы ве­рят, что кармические последствия меняют судьбу не только (и не столько) на протяжении одного воплощения, но проявляются в будущих жизнях.

    Конечной целью духовных практик индуизма является Мокша освобождение (от сансары – цикла рождения, смерти и нового рождения). Освобождение осуществляется в процессе самореализации и избавления от авидьи (неведе­ния), т.е. состояния, в котором пребывают те, кто не могут отличить Абсолютную Реальность от иллюзорного мира сансары. Целью индуизма является освобожде­ние от цикла перерождений. Частичная отработка кармических долгов и как результат более бла­гоприятная судьба в очередном воплощении не мо­жет считаться конечной целью, которую следует рассматривать как окончательный уход из мира сансары. Такой подход противоречит большинству западных представлений о посмертном существова­нии.

    Цепь перерождений в индуизме оценивается, как правило, негативно. Действия каждого человека определяются его наме­рениями и желаниями. Пока им владеют желания и страсти, че­ловек будет страдать и снова и снова возвращаться в этот мир – в теле человека, животного, растения, а иногда и бога. Выйти из колеса перерождений можно, только освободившись от всех желаний.
    Контрольные вопросы и задания

    1. Что означает словосочетание «ведическая традиция»?

    2. Назовите и прокомментируйте основные понятия индуизма.

    3. В чем проявляется космизм индийской онтологии?

    4. Что является конечной целью духовных практик индуизма?

    БУДДИЗМ КАК ВЕРШИНА РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ ВОСТОКА И ПЕРВАЯ МИРОВАЯ РЕЛИГИЯ


    В учении Ситхартки Гаутамы (Будды) – в буддизме – указан радикальный путь достижения Нирваны. Все предыдущие учения, при этом, объявлялись недостаточными и половинчатыми.
    ЛЕГЕНДА О БУДДЕ

    Легенда о Будде гласит, что в поисках пути избавления людей от страданий и обретения нирваны принц Гаутама тайно покинул дворец, где в роскоши и неведении прожил 29 лет. В течение семилетнего странствования он подвергал себя крайней аскезе (отказе даже от простых земных благ и элементарного комфорта) и истязаниям плоти во имя обретения истины. И только поняв, что ни роскошь, ни аскеза (и то и другое – чрезмерны) не ведут к истине, открыл и обосновал срединный путь. Достигнув нирваны (просветления, пробуждения от иллюзии земной жизни) и преодолев тем самым зависимость духа от власти тела (душа, Атман, покинув оковы плоти, устремляется к своему первоначалу, Брахману, и растворяется в нём ), Гаутама-Будда по доброй воле ещё 44 года продолжает своё земное существование и только, передав обретённый опыт ученикам, на 80-м году вновь обретает нирвану (т.е., его душа возващается в Брахман).
    ЧЕТЫРЕ БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ

    В следовании срединным путем – суть учения буддизма. Ядро учения – четыре благородные истины, в которых, в том числе, осмысливаются и потребности человека.

    1-я истина – о страдании. В простейшем изложении она сводится к тому, что вся жизнь человека сопровождается страданиями: рождение – страдание, любовь – страдание, болезнь – страдание, утрата – страдание, смерть – страдание.

    2-я истина – о причине страданий. Причина страданий – в связанности (привязанности) человека телесными оковами, жаждой обладания и власти; в нашей зависимости от страстей, т.е. духа от тела. В целом в наших желаниях – причина наших страданий.

    3-я истина – о прекращении страданий. Прекращение страданий достигается через прекращение желаний. Идущий путем освобождения должен суметь обуздать свои телесные потребности, научиться управлять ими, обходиться малым, а потом и совсем преодолеть желания, отказавшись от них.

    4-я истина – о пути пробуждения от иллюзорности земной жизни к
    истине пути, прекращения страданий и достижения нирваны. Весь буддийский путь делится на три больших этапа: мудрости, нравственности (соблюдения обетов) и сосредоточения (психопрактики), включающих восемь ступеней восхождения к нирване.

    Этап мудрости

    1. Правильное воззрение.

    2. Правильная решимость.

    Этап нравственности

    3. Правильная речь.

    4. Правильное поведение.

    5. Правильный образ жизни.

    Этап сосредоточения

    6. Правильное усердие.

    7. Правильное памятование.

    8. Правильное сосредоточение, или правильный медитативный транс.
    БУДДИЗМ КАК МИРОВАЯ РЕЛИГИЯ

    Родившись в Индии, буддизм распространился практически во всех странах юго-восточной Азии и Дальнего Востока. В самой же Индии постепенно был вытеснен традиционными для Индии учениями, наиболее полно выразившимися в индуизме.

    В Китай буддизм стал проникать на рубеже н. э. Он появился там, когда уже давно существовали даосизм и конфуцианство. Распространению буддизма в Китае способствовало восприятие его китайцами как преобразованного даосизма: по одной из легенд, буддизм – это видоизменившееся учение Лао цзы, основателя даосизма, который некогда ушел на запад, добрался до Индии и распространил там своё учение. Таким образом, буддизм в Китае не вытеснил традиционные конфуцианство и даосизм, а составил единый комплекс «трёх религий» (сань цзяо), где каждое учение как бы дополняло два других. Считается, что учение Будды выражает «внутреннюю», «сокровенную» сторону наследия древних китайских мудрецов.

    В Корею буддизм проник во второй половине IV в. Буддийская литература поступала из различных центров Китая, там же обучались корейские монахи, в результате чего развитие буддизма в Корее в значительной степени определялось влиянием китайского буддизма.

    За полуторатысячелетнюю историю Японии туда проникли и оформились многочисленные буддийские школы и течения, сконцентрированные на разных аспектах учения – одни на философии, другие – на культуре, третьи – на медитации, четвёртые – на ритуале, пятые – на чтении мантр. Некоторые школы опираются на монашество, другие же активны в социальной сфере. Разные школы популярны среди разных слоёв населения – учёных, монахов, самураев, простонародья. Хотя большинство буддийских школ Японии родились из аналогичных школ Кореи и Китая, они самостоятельно развивались, и теперь существенно отличаются от соответствующих китайских школ.
    Контрольные вопросы и задания

    1. В чём значение легенды о принце Гаутаме?

    2.  В чем смысл четырёх благородных истин Будды?

    3. Что означает восхождение по восьми ступеням к нирване.

    4. В чём специфика буддизма в Китае, Корее, Японии и других стран Юго-Восточной Азии?
    1. Контрольные вопросы и задания

    1. Что означает словосочетание «ведическая традиция»?

    2. Назовите и прокомментируйте основные понятия индуизма.

    3. В чем проявляется космизм индийской онтологии?

    4. Что является конечной целью духовных практик индуизма?


    1. Ведическая традиция берёт своё начало от Вед – священных книг брахманов – и является исходной для брахманизма, индуизма и буддизма. Она раскрывает проблемы сути человеческого существования и освобождения от связи духа с миром материальных объектов. Под таким освобождением понимается растворение индивидуальной души в мировой Душе.

    2. Основные понятия индуизма.

    А) Сансара – доктрина о переселении душ. Согласно данной доктрине переселение души происходит в соответствии с заслугами в предшествующих рождениях.

    Б) Карма- процесс воздаяния за совершенные человеком деяния.

    В) Мокша- освобождение от сансары – цикла рождения, смерти и нового рождения.


    1. В чем проявляется космизм индийской онтологии?

    Космизм индийской онтологии проявляется в том, что в основе ее лежит идея о вечной пуль­сации Космоса, отождествляющейся с дыханием Брахмы – Бога-творца. Выдох (бытие) сменяется вдохом (небытие). При каждой смене Брахмы появляется все более совершенная человеческая раса. В своем развитии каждая человеческая раса неизбежно проходит четыре эпохи (юги). Каждая новая Вселенная совершеннее предыдущей и является лишь этапом в развитии мироздания.

    4. Что является конечной целью духовных практик индуизма?

    Конечной целью духовных практик индуизма является Мокша – освобождение от сансары. Освобождение осуществляется в процессе самореализации и избавления от авидьи (неведе­ния), состояния, в котором пребывают те, кто не могут отличить Абсолютную Реальность от иллюзорного мира сансары. Выйти из колеса перерождений можно только полностью избавившись от всех желаний.

    2.Контрольные вопросы и задания

    1. В чём значение легенды о принце Гаутаме?

    2.  В чем смысл четырёх благородных истин Будды?

    3. Что означает восхождение по восьми ступеням к нирване.

    4. В чём специфика буддизма в Китае, Корее, Японии и других стран Юго-Восточной Азии?
    1. Значение легенды о принце Гаутаме в том, что он, познав себя и определив свой истинный путь, победив свои желания и преодолев зависимость духа от тела, достигнув нирваны, по доброй воле остался передавать свой опыт ученикам. После этого он смог достичь нирваны во второй раз.
    2. 1-ая истина – о страдании. Вся жизнь человека сопровождается страданиями.

    2-ая истина – о причине страданий. Причина страданий в зависимости духа от тела.

    3-я истина – о прекращении страданий. Прекратить страдания можно только полностью отказавшись от желаний.

    4-ая истина - о пути пробуждения от иллюзорности земной жизни к
    истине пути, прекращения страданий и достижения нирваны.
    3. Восхождение по восьми ступеням к нирване означает постепенный путь к достижению нирваны, который является основой для буддийского учения. Он предусматривает очищение души и тела от страданий.




    Появившись в Индии, буддизм распространился практически во всех странах юго-восточной Азии и Дальнего Востока. Был вытеснен традиционными для Индии учениями, наиболее полно выразившимися в индуизме.

    В Китай буддизм стал проникать на рубеже н. э. Он появился там, когда уже давно существовали даосизм и конфуцианство. Распространению буддизма в Китае способствовало восприятие его китайцами как преобразованного даосизма. Таким образом, буддизм в Китае не вытеснил традиционные конфуцианство и даосизм, а составил единый комплекс «трёх религий» (сань цзяо), где каждое учение как бы дополняло два других.

    В Корею буддизм проник во второй половине IV в. Буддийская литература поступала из различных центров Китая, там же обучались корейские монахи, в результате чего развитие буддизма в Корее в значительной степени определялось влиянием китайского буддизма.

    За полуторатысячелетнюю историю Японии туда проникли и оформились многочисленные буддийские школы и течения, сконцентрированные на разных аспектах учения – одни на философии, другие – на культуре, третьи – на медитации, четвёртые – на ритуале, пятые – на чтении мантр. Хотя большинство буддийских школ Японии родились из аналогичных школ Кореи и Китая, они самостоятельно развивались, и теперь существенно отличаются от соответствующих китайских школ.


    написать администратору сайта