Главная страница

Курсовая работа по зарубежной музыке. курсовая по зарубежной музыке. История формирования жанра мюзикла Зарождение и становление жанра мюзикла Американская история Развитие и становление европейского мюзикла Выводы по 1 главе


Скачать 0.89 Mb.
НазваниеИстория формирования жанра мюзикла Зарождение и становление жанра мюзикла Американская история Развитие и становление европейского мюзикла Выводы по 1 главе
АнкорКурсовая работа по зарубежной музыке
Дата14.06.2022
Размер0.89 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлакурсовая по зарубежной музыке.pdf
ТипКурсовая
#590997
страница2 из 3
1   2   3
1.2. Развитие и становление Европейского мюзикла Вскоре американские мюзиклы начали свое триумфальное шествие по всему миру. Однако их европейские постановки были сопряжены с серьезными трудностями. Дело в том, что уникальная сценическая подготовка актера-универсала, отвечающего требованиям мюзикла, обусловлена определенной формой театральной практики, принятой на Бродвее: антрепризой, когда конкретная труппа собирается на воплощение конкретного проекта. При этом один и тот же спектакль идет каждый день, до тех пор, пока интерес к постановке не иссякнет (это может длиться и несколько лета актер на время является заложником одной роли (зачастую для других проектов элементарно не хватает времени. Для европейских же театров привычнее другая ситуация каждый театр имеет свой репертуар, несколько спектаклей, которые чередуются актеры участвуют в разных постановках, предстают в разных амплуа, что, несомненно, способствует развитию их таланта. И у руководителей театров обычно нет ни возможности, ни желания в пользу мюзикла отказываться отбыть может, не столь коммерчески успешных, но заставляющих думать, постановок. Бродвейские постановки – это жесткий, отработанный механизм, не терпящий отклонений от сценария в Европе же каждый спектакль хоть чуточку, но отличается от предыдущего – в каждый конкретный день актеры могут немного по-разному представлять своих персонажей на суд зрителей, по необходимости внося изменения в образ. К середине х гг. с восторгом был принят мюзикл К. Портера Целуй меня, Кэт», проложивший путь новому жанру в Европе. Нос постановкой других произведений данного жанра европейские театры не торопились. В течение шести лет этот мюзикл был единственным, имевшим успех. Да ив последующие пятнадцать лет с опереттой в Европе могли соперничать лишь пять-шесть мюзиклов См 6, с. 83]. В 1961 году в театрах Австрии, Швейцарии и ФРГ появилось новое название – Моя прекрасная леди Ф. Лоу и А. Дж. Лернера. Спектакль,

18 несомненно, был популярным, но первое место среди наиболее исполняемых произведений он занял только через шесть лет. Оперетта все еще была вне конкуренции. В е годы популярность мюзиклов увеличилась. Были поставлены такие спектакли, как «Хелло, Долли!», Скрипач на крыше, «Энни, бери ружье»и др. Подобная ситуация была ив социалистических странах. Например, в Венгрии в период 1967–1971 гг. было поставлено всего 4 мюзикла и 32 оперетты. И еще более двух десятилетий мюзикл проигрывал оперетте. Ив настоящее время классическая оперетта, лучшие образцы которой в музыкальном отношении удовлетворяют высокому вкусу, по- прежнему остается в репертуарах театров и пользуется популярностью См 6, с. 84]. Не ограничиваясь заокеанскими постановками, европейские авторы также начали создавать мюзиклы. Первыми задело взялись театры ГДР в
1972-76 гг. было создано 27 оригинальных мюзиклов, 8 из которых были поставлены в других театрах. Страны социалистического лагеря тоже внесли свою лепту в развитие жанра к сезону 1975-76 гг. было создано 11 новых оперетт и мюзиклов. В 1963 году журнал Театр дер Цайт» открыл широкую дискуссию, обратившись к ученым, писателям, композиторам, драматургам, постановщиками исполнителям с рядом вопросов Что вы подразумеваете под мюзиклом Какова его специфика Нужен ли нам мюзикл Способствует ли мюзикл наилучшему выражению потребностей слушателей и зрителей в области легкой музыки и др. Из этих вопросов следует, что жанр мюзикла живо интересовал общество и был достаточно популярен См 6, с. 84]. Спустя десять лет на страницах того же журнала музыкальный критик В. Ланге писал, что положение с легкой сценической музыкой на его родине вызывает серьезные опасения ряд новых мюзиклов потерпел неудачу, создано несколько весьма посредственных спектаклей, далеких от идеала как по содержанию, таки по художественным достоинствам. Где же наши

19 собственные высокохудожественные мюзиклы с актуальной современной проблематикой – задавал вопрос критик. В е годы в ГДР были поставлены мюзиклы собственного производства «Конни» (1969 г) К.-Х. Леннартца и Х. Кунце, Деньги как деньги К. Эйдама и Р. Вернона, имеющий сатирическую направленность, Кип смайлинг» Х. Беца, Ю. Дегенхардта, Д. Брандта и Х. Зандера, Повод для Клавдии Х.Г. Альберга и Ф.В. Тиллера и другие, более или менее популярные. Сюжеты разнообразны часть произведений отсылает нас к прошлому, часть касается проблем современности, а некоторые даже пытаются заглянуть в будущее (мюзикл Жена по мерке Н. Вернера и З.
Шефера, осужденный за однообразие, изобилование псевдо-современной гармонией и т.п.). Но, несмотря на все старания авторов, критика, даже если и находила отдельные положительные моменты, в целом была разочарована. Европейские производители мюзиклов рассчитывали не только на взрослую аудиторию в новом жанре были поставлены и детские произведения, например Новые портные короля Р. Линца и Х. Кауфмана по сказке Х.К. Андерсена Новое платье короля «Робби Круз» Х.Д. Шмидта и Х. Зандига, Принцесса на горошине Х.Д. Шмидта и Й.-Д. Линка и др. См
6, с. 89]. Остановимся на наиболее ярких явлениях музыкального театра второй половины ХХ века в социалистических странах. Результатом творческих поисков венгерских композиторов и либреттистов являются весьма качественные трагические мюзиклы Красный караван – мечта и жизнь цыган Г. Чемера и Б. Санчи-Лакатоша и Фиктивный репортаж с американского фестиваля поп-музыки», поставленные во многих европейских театрах. Характеры в них более разносторонние, действия персонажей глубоко мотивированы музыка имеет черты преемственности с бродвейскими мюзиклами, но при этом не лишена и самобытных мотивов в целом постановки имели острый социальный характер. Польские мюзиклы, также бывшие весьма популярными, часто

20 основывались на известных литературных произведениях Пан Заглоба» А. Блоха (по роману Г. Сенкевича Огнем и мечом, Четыре танкиста и собака Б. Коновальского (по роману Я. Пшимановского), Сон в летнюю ночь К. Панкевича и М. Алачевского и др. Ближе к концу ХХ века у польских производителей мюзиклов открылось второе дыхание в 1991 году режиссером Я. Юзефовичем и композитором Я. Стоклоса был поставлен мюзикл Метро – о молодежи и для молодежи. Успех был феноменальным острые социальные темы (деньги и предательство, отношения между поколениями, молодежь и жестокая действительность) нашли отклик в сердцах зрителей. Люди со всей Польши ездили в Варшаву, чтобы посмотреть этот спектакль. А 16 апреля 1992 года на
Бродвее в театре «Минскофф» состоялась премьера англоязычной версии Метро. Постановка имела оглушительный успех в театре, массу хвалебных отзывов в прессе, была номинирована на престижную премию «Tony», а также многочисленные награды и призы. Метро стал первой постановкой такого масштаба и качества, которая импортировалась бы на Бродвей из стран Восточной Европы. В 1999 году мюзикл поставлен в России, в московском Театре Оперетты. Постановка также имела успех, мюзикл шел несколько сезонов См 6, с. 97-101]. В целом, несмотря на отдельные удачные и даже выдающиеся произведения, европейский мюзикл пока не может серьезно конкурировать с американской продукцией. Европейским театрам пока не хватает актеров, которые виртуозно владели бы одновременно и вокальными актерским мастерством, и танцем, и даже акробатикой. В США коммерческие театры в поисках таких актеров прилагают огромные усилия. Европейские оркестровые музыканты, как правило, не владеют стилем и ритмикой джаза и новейшей танцевальной музыки. Некоторые театры приглашали американских дирижеров, но большой пользы от этого не было. И все же европейский мюзикл существует и развивается. Вероятно, они не должен полностью походить на американский. В сущности, именно самобытность американского

21 мюзикла и привлекла к нему внимание во всем мире. Богатейшие традиции европейского музыкального театра позволяют думать, что в области мюзикла Старый Свет еще не сказал своего последнего слова.

22 Выводы по 1 главе Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что мюзикл сегодня является одним из самых своеобразных жанров, который возник в результате сочетания различных стилей сценического искусства - минстрел-шоу, бурлеск, водевиль(варьете), ревю, экстраваганц, оперетта, балладная опера, джаз. Наличие родства и преемственности с вышеперечисленными жанрами особенно с опереттой) позволяют сегодня большинству исследователей рассматривать мюзикл как самостоятельный театральный жанр, хотя длительное время именно самостоятельность его не признавалась. И исторически этот высококачественный скачок, изменивший положение вещей, произошел в американском музыкальном театре. Мюзикл изначально оформился как искусство исключительно легкого жанра, предназначенное для развлечения. Это во многом объясняет, почему мюзикл, вслед за музыкальной комедией, стал ключевым жанром американского музыкального театра, в отличие, например, от такого популярного жанра как опера, которая и посей день обладает относительно ограниченной аудиторией. Мировую известность жанру, возникшему в США в конце XIX века, принесли бродвейские мюзиклы. Попав в Европу и приобретя там большую популярность, они оказали непосредственное влияние на творческие интересы европейских композиторов - таких как ГДР, Польша, Франция и т.д., начавших работать в жанре мюзикл. Эволюционное развитие жанра мюзикла в музыкальной культуре Америки и Европы продолжается и сейчас.

23 Глава Роль жанра мюзикла в Американской и Европейской музыке

2.1. Современное состояние жанра мюзикла Начиная с 1990 года, мировая популярность мюзикла как жанра падает. По статистике, менее пяти процентов зрителей посещали театр на регулярной основе, а подавляющая часть людей из этих процентов посещали театр в течение многих лет, даже не следя за афишами. Мюзикл все еще оставался привлекательным для постоянных зрителей театра, в основном состоящих из студентов и туристов.
Развивающаяся культура европейских мюзиклов оттесняет внимание на себя, делая музыкальные продукты Америки менее ценными, а значит, менее желанными. Случающиеся провалы («Footloose», 1998; «Saturday Night
Fever», 1999; «Parade», 1998), вызывающие многомиллионные финансовые потери, приводят к сокращению количества постановок и увеличению ценна оставшиеся спектакли. С другой стороны, активно развивается мультипликация. Музыкальные темы из мюзиклов зачастую звучат именно в мультипликационных мюзиклах, ориентированных, по большей части, на детскую аудиторию. Конец XX – начало XXI веков знаменуется переходом к современному мюзиклу, включающему в себя не только искусство, но и мощную индустрию с многомиллиардным оборотом. В постановку каждого мюзикла вкладываются огромные средства, которые непросто окупаются, но возвращаются тысячекратно увеличенными.К концу х годов почти каждое шоу становится корпоративным продуктом. Корпоративный мюзикл построен, выпускается и управляется многофункциональными развлекательными корпорациями, такими как Disney или Livent. Эти шоу могут начинаться как идея композитора или писателя, но большая часть развития каждого проекта спонсируется и контролируется корпорацией.
В постановках спектаклей можно выделить характерные признаки современного состояния общества, такие, например, как неспособность

24 индивида верно оценить окружающую действительность и определить свое место в стремительно меняющемся мире, чему способствуют изощренные политические игры, информационные войны и рекламные технологии, представляющие черное белыми наоборот. В современном мюзикле Странная («Wicked»,2003) характерная особенность главного героя – это отход от нормы. Элфаба, главная героиня, будучи странной от рождения обладая зеленой кожей, оказывается одаренной и чуткой личностью, добивающейся признания вопреки всем трудностям. Эстетические ожидания зрителя, который решил посетить ту или иную постановку мюзикла, включают в первую очередь соответствие стиля и определенной системы ценностей специфическому мировоззрению, соответствующему тому периоду, о котором рассказывает история, составляющая основу либретто. Социальный идеал общества в мюзиклах вариативен и изменяется время от времени в связи с трансформацией общества. Его изменения влекут за собой изменения в стиле актерской игры, сценографии, музыке и прочее. Традиционный взгляд на мюзикл как на развлекательное искусство не исключает того факта, что оно служит своеобразным зеркалом общественной жизни.
Современный мюзикл характеризуется единым музыкальным построением, которое базируется на лейтмотивах героев. Обращают на себя внимание также особенности музыкального раскрытия эмоциональности героев. При этом современный мюзикл тяготеет к симфонизму, точнее, к расширению и усложнению оркестровки при достаточно сложном музыкальном материале. От исполнителей это требует профессиональной музыкальной и вокальной подготовки, наряду с высоким уровнем владения актерским мастерством. Подобно оперетте, мюзикл также обращается к своей аудитории языком современной бытовой и эстрадной музыки, используя простые, компактные музыкальные формы. Отсутствуют развернутые многоэпизодные финалы

25 актов, доминирует песенная форма, ансамбли редки, зато часто встречаются сцены солиста или нескольких солистов с хором.
Мюзиклам свойственна насыщенность действия- все вокальные и танцевальные сцены должны непосредственно исходить из действия и развивать его. Поэтому действию подчиняется все реплики, музыкальные номера, танцевальные паи комические репризы. Мюзикл обладает двойственной природой это, с одной стороны, искусство, ас другой – мощная развлекательная индустрия. Исторически мюзикл оформился как искусство исключительно легко-жанровое, в целом ориентированное на развлекательность. Жанровая природа мюзикла во многом обусловлена практикой театрального предпринимательства. И благодаря широкой популярности мюзиклов американские и европейские театры являются прибыльными коммерческими предприятиями. Для бродвейского стиля проката характерен поточный метод, когда каждый день играется один и тот же мюзикл. Кроме того, возникла антреприза - определенная форма театральной практики, когда конкретная труппа собирается на воплощение конкретного проекта. Данная форма обуславливает необходимость в тщательном просчете коммерческого успеха и особенностях работы актеров над спектаклем - методом глубокого погружения, в том числе за счет отказа от участия в других проектах ради полной отдачи сил постановке мюзикла. Отточенность формы, в сочетании с психологической ориентацией актеров именно на антрепризную форму работы, позволяет спектаклю в течение длительного времени избегать морального износа и добиваться однотипной зрительской реакции вне зависимости от состава публики. Антрепризный спектакль просто не может допустить колебаний реакции зрителей снижение интереса к проекту равнозначно его смерти. Кроме того, сложная разработка зрелищных эффектов, ставшая одной из примет современного мюзикла, требует от актеров автоматизма в точном соблюдении всей партитуры спектакля. Тем более что для американского

26 менеджмента выпуск антрепризного спектакля – это только начало, т.к. практически каждый проект сопровождается доходом от выпуска аудио- и видеозаписей, а при большом успехе также и продажей лицензий на постановку в других театрах. Современные мюзиклы славятся своими проработанными декорациями, тщательно подобранными костюмами, использованием спецэффектов и новейших достижений техники на сцене. Важнейшим этапом является рекламная кампания, которая разворачивается задолго до постановки нового мюзикла. Привлекается множество агентов, менеджеров, маркетологов, специалистов по рекламе и связям с общественностью. Актеры подбираются по результатам просмотров (auditions), и впоследствии с каждым из них заключается долгосрочный контракт, который по окончании может быть возобновлен. Имена исполнителей главных ролей обычно являются частью рекламной кампании, особенно если они известны и популярны. Постановка нового мюзикла обычно занимает не меньше года. Но и после премьеры индустрия продолжает действовать на этой стадии популярным проект делает пресса, а потому характере чрезвычайно важен - плохие отзывы театральных критиков в газетах вполне могут погубить новорожденную постановку.
Современной мюзикл-индустрией занимается многочисленная команда людей, которая работает над созданием спектаклей продюсеры, режиссеры- постановщики, художники-оформители, художники по костюмам, артисты, люди, работающие с современными технологиями. Так как продюсирование – прибыльный бизнес, где доход напрямую зависит от количества вложенных средств, мюзиклы являются самыми дорогими постановками в театральном искусстве Америки и Европы и вместе стем самыми долгоиграющими, популярными и успешными. Практика постановок Европейских мюзиклов, растущих в геометрической прогрессии, такова спектакли, как правило, расписаны на год

27 вперед, все предстоящие премьеры держатся в глубоком секрете и тщательно охраняются.
В Европейских мюзиклах воплощается новая стилевая и художественная идея. В основе драматургии - номерная структура, но при этом композиторы используют различные приемы оперной драматургии, которые обеспечивают музыкальное единство и целостность формы произведения наличие лейтмотивов, которые на протяжении действия подвергаются трансформации, типизированных ритмо-формул в сопровождении. После успеха мюзиклов "Король-солнце" и "Клеопатра" широко известный в Европе хореограф Камель Уали решил по-новому осветить легенду о графе Дракуле. Спектакль с оригинальными песнями рассказывает историю о невозможной любви Дракулы, который в поисках идеала разрывается между страстью и рассудком. Труппа из певцов, актеров и танцоров появилась перед зрителями в фантастическом мире, где были использованы современные технологии, такие как 3D (к танцорам прикреплялись датчики, благодаря которым они были интрегрированы в визуальный ряда зрителям предлагались специальные 3D очки использование цирковых номеров Цирка дю Солей (персонажи появлялись из- под сцены, летали и делали сложнейшие трюки в воздухе на лентах, перекладинах и лонжах), в мюзикле принял участие профессиональный одноногий танцовщик. Неудивительно, что «Дракула, любовь сильнее смерти»завоевал любовь мировой публики, а в социальных сетях, таких как
«ВКонтакт», появились фан-сообщества, посвященные этому мюзиклу. [2] Успешным европейским коммерческим проектом был признан мюзикл Моцарт. Рок-опера» («Mozart. LOpera Rock», 2009), имевший мощную продюсерскую кампанию (официальный сайт, концепт-альбом, клипы, ротации песен на радиостанциях и телеканалах, организация туров и пр. Успех проекта обеспечил большой коллектив его создателей. Богатство

28 причудливой эпохи Моцарта в полной мере было отображено благодаря работе композиторов, аранжировщиков, режиссеров, декораторов, хореографов, художников по свету и костюмам, звукооператоров. Мюзикл
«Mozart. LOpera Rock» - это новый акцент, умело расставленный в музыкальной жизни. Нашумевшая коммерческая французская постановка стала интересна соединением пышности, французского шарма, мощи рока и изысканности классики.

29
1   2   3


написать администратору сайта