Курсовая работа по зарубежной музыке. курсовая по зарубежной музыке. История формирования жанра мюзикла Зарождение и становление жанра мюзикла Американская история Развитие и становление европейского мюзикла Выводы по 1 главе
Скачать 0.89 Mb.
|
Министерство просвещения Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко» Факультет педагогического и художественного образования Кафедра музыкального образования Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование Профиль Музыкальное образование Курсовая работа по истории зарубежной музыки РОЛЬ ЖАНРА МЮЗИКЛА В АМЕРИКАНСКОЙ И ЕВРОПЕЙСКОЙ МУЗЫКЕ Выполнила студентка 3 курса заочной формы обучения Имайкина Л.М. Руководитель доцент кафедры музыкального образования Богданова О. В. ________________________________ оценка дата, подпись руководителя Глазов 2020 2 Содержание Введение..................................................................................................................3 Глава 1. История формирования жанра мюзикла Зарождение и становление жанра мюзикла Американская история 1.2. Развитие и становление европейского мюзикла Выводы по 1 главе................................................................................................22 Глава 2. Роль жанра мюзикла в американской и европейской музыке 2.1. Современное состояние жанра мюзикла 2.2. Популярные мюзиклы Выводы по 2 главе Заключение Список литературы .............................................................................................36 3 Введение Современное музыкальное искусство наполнено разнообразием жанров и направлений. Сейчас на сцене можно встретить представителей классической школы, различных молодежных субкультур и всевозможных музыкальных направлений. Мюзикл остается на сегодня одним из самых неизученных музыкально-драматических жанров, но, несмотря на это, он играет значительную роль в культурной жизни разных стран. В последнее время мюзикл занял одну из лидирующих позиций в современной музыкальной культуре, он становится все более востребованным, что порождает к нему широкий интерес. На родине мюзикла, в Америке, количество исследований по истории становления самого популярного в стране театрального жанра огромно. Несмотря на изобилие исследований истории американского и европейского театра, количество работ, посвященных не только описанию, но и осмыслению роли и значения американской и европейской музыкальной сцены на удивление мало. Актуальность данной работы заключается в недостаточной изученности роли жанра мюзикла в американской и европейской музыке. Цель исследования состоит в теоретическом и историческом выявлении роли жанра мюзикла в американской и европейской музыке. Для достижения цели были поставлены следующие задачи 1. Проанализировать и обобщить литературу из области музыковедения и истории музыки, под углом зрения проблемы исследования. 2. Определить ключевые понятия мюзикл, минстрел-шоу, экстраваганц, бурлеск, водевиль(варьете), ревю, оперетта и джаз. 3. Изучить истоки и условия формирования жанра мюзикла 4. Проанализировать и обобщить роль жанра мюзикла в американской и европейской музыке. 4 Объектом исследования является жанр искусства – мюзикл и исторические условия его формирования. Предметом исследования является роль жанра мюзикла в американской и европейской музыке. В данной работе использовались методы исследования 1. Изучение и анализ литературы по исследуемой проблеме 2. Обобщение и систематизация литературы по исследуемой проблеме 3. Изучение и анализ музыкального материала. Методологической основой работы являются исследования в области музыковедения и истории музыки Э.Ю. Кампуса, И.И. Емельянова, Т.Н.Кудинова и др. Практическая значимость работы состоит в том, что выявленные входе исследования результатов могут быть использованы в практической деятельности педагогов музыкальных учебных заведений разного профиля. Структура работы обусловлена задачами и состоит из введения, двух глав, впервой главе два раздела, выводы по 1 главе, во второй главе два раздела, выводы по 2 главе, заключение, библиография и приложения. На защиту выносятся 1. Условия формирования жанра мюзикла. 2. Выявление роли жанра мюзикла в американской и европейской музыке. 5 Глава 1. История формирования жанра мюзикла 1.1. Зарождение и становление жанра мюзикла Американская история Мюзикл является исконно американским театральным жанром и зародился он, соответственно, в Соединенных Штатах Америки. Возникновению жанра мюзикл предшествовал целый ряд комедийных развлекательных жанров, бытовавших в американской театральной культуре на протяжении нескольких веков и соответствующих потребностям того или иного времени ее становления. В то время как европейское Просвещение XVIII века сделало искусство собственным ключевым оружием, американские просветители отводили ему очень малозначительную роль в социальной жизни. Во Франции театр делал весомый идейный вклад, в Америке же в этап освободительной войны временное революционное правительство провело закон о воспрещения театральных пьес, спектаклей, азартных игр, петушиных поединков и иных дорогих развлечений. Интерес к светской жизни у переселенцев из Великобритании в Америку вызывал предположение в безнравственности, а то ив политической ненадежности. Под колебание ставилось все, что выходило за рамки пуританского эталона "скромности, суровости и простоты. Театр был объявлен "храмом дьявола. Первыми центрами театральной и музыкально-театральной культуры стали южные рабовладельческие штаты Вирджиния и Южная Каролина (в Америке, как ив Англии, пуритане, несмотря на все усилия, не смогли искоренить театр. Сюда в большом количестве приезжали из Англии всевозможные театральные труппы. Игрались преимущественно английские "балладные оперы. Нередким было исполнение "оперы" одним единственным актером. Такое состояние обусловливалось вовсе не бедностью страны, а повсеместно укоренившейся точкой зрения, что театр не заслуживает такового почтения, интереса и внимания, как экономическая, торговая, или политическая деятельность. 6 Формирование театра всё же происходило, и ко второй половине XIX века появился жанр, неподдающийся описанию. Представления в американском театре на тот момент носили только развлекательный характер. Минстрел-шоу (от англ. Minstrelshow, также, minstrelsy — менестрельный театр, менестрели. Первоначально минстрел-шоу представляли собой короткие комические сценки в исполнении белых актеров, загримированных под негров, пародирующих их быт, музыку и танцы. Основателем ее считается актер и музыкант Иоганн Кристиан Готлиб Граупнер, эмигрант из Германии (1795), выступавший в 1799 в бостонском театре с комедийно-эксцентрической сценкой между действиями серьезного представления. По завершению Гражданской войны между Севером и Югом появились и негритянские труппы, продолжавшие традиции белых менестрелей. Погружение в негритянский фольклор, и тем более – в его музыкальную культуру, привело к зарождению в минстрел-шоу джаза (в частности, регтайма, как одной из его ранних форм. Представляется, что именно потому жанр сыграл особую роль в формировании музыкального и театрального искусства США. Пик популярности минстрел-шоу завершился км См 7]. Балладная опера(англ. ballad opera)- одна из ранних форм музыкального театра. Появилась в Англии в 18 веке как пародийная альтернатива господствующей в ту эпоху итальянской опере. Сначала носила сатирический, а позже пасторальный характер. Музыкальные номера представляли собой переработанные известные народные мелодии и песни, а также арии и фрагменты из опер с новым, специально сочиненным текстом. Для балладной оперы были свойственны разговорные сцены См 4]. Наиболее ярким произведением в этом жанре стала Опера нищего (The Beggar's Opera, 1728) Джона Кристофера Пепюша (John Christopher Pepusch) и Джона Гея (John Gay) о жизни лондонских низов 7 Для мюзикла балладная опера стала источником приемов динамизации действия, работы с музыкальным материалом и текстом в духе потребностей современности. Черты балладной оперы прослеживаются ив отечественном развлекательном шоу КВН стой лишь разницей, что есть единая для номеров тема, а не сюжет, но использование современных популярных песенок и измененного социально-злободневного, юмористического текста к ним свойственно именно для вышеназванного жанра [ См 3]. Экстраваганцы (франц. Extravagance) - театральное представление фантасмагорического характера. Произошел во Франции, в Америку он был завезен в 1857 году итало-французской труппой Ронцани, которая показала в Нью-Йорке спектакль под названием "Новость - прокладка атлантического кабеля. Название жанра крепко укоренилось в Новом Свете и стало обозначать экстравагантные, то есть необычнее, фантастические представления, полные мелодраматических событии и умопомрачающих сценических эффектов, приправленные песнями и танцами, элементами варьете и цирковыми аттракционами. Действие в экстраваганцах большей мере происходило в волшебном мире духов. В экстраваганце важную роль играет музыка, которая опирается на самые различные источники, начиная от известных классических произведений и заканчивая песенками-однодневками. Первой бродвейской экстраваганцей, сочетающей в своем сюжете мотивы «Фауста» И. Гёте и Волшебного стрелка К. Вебера, считается Злодей- мошенник. Специфической атрибутикой спектакля с этого времени становятся невиданные сценические эффекты (ураган в горах, летающие ангелы и т.д.) Позже в экстраваганцах применялись удивительные акробатические трюки и выступления дрессированных животных. Костюмный трюк во всевозможных вариациях стал визитной карточкой американского мюзикла например, балетная труппа, состоящая из ста блондинок, одетых в телесного цвета костюмы, и тому подобное. К числу известных экстраваганц 8 относят «Хампти-Дампти», «Джамбо». Кризис жанра связан с периодом экономического провала и нарастающей популярностью киноискусства. Приемы динамизации действия, формирование плеяды разносторонних актеров – все это стало бесспорным вкладом экстраваганцы в мюзикл См 6, с. Бурлеск англ. Burlesque) - жанр, представляющий собой пародию на серьезную и знакомую пьесу, был популярен в Англии в XVII-XVIII веках. В XIX веке элементы французского ревю в виде музыкальных интермедий все проникали в жанр бурлеска, так что известные песни и комические номера стали важнее, чем литературный первоисточник. В таком облике бурлеск прибыли в Америку, где он просуществовал практически без перемен до 1868 года, заимствуя отдельные элементы и у других легких жанров "театра менестрелей, варьете, экстраваганцы. Для представления были свойственны использование приема прямого обращения к усталым джентльменам, занимавшим первые ряды См 6, с. Важным шагом в развитии этого жанра явилось создание самостоятельной, написанной одним композитором музыки к конкретному представлению. К числу первых таких спектаклей относят «Эванджелину» по пьесе Г. Лонгфелло. На грани бурлеска и фарса были пьесы «Маллиган и его команда Э. Харриганаи Т. Харта, данную традицию унаследовали мюзиклы Л. Бернстайна Там, в городе и Чудесный город. Расцвет жанра относится к рубежу XIX-XX веков и связан с творческой деятельностью американских актеров-предпринимателей Дж. Уэбера и Л. Филдса. Впрочем, впервые десятилетия XX века приобретающее все большее значение кино вытесняет этот жанр. Бурлеск оставил в наследство мюзиклу остроту трактовки современных проблем – высмеивание чванства и коррупции власть предержащих, глупости самодовольства. 9 Водевиль (Варьете) - франц. Vaudeville) -жанр легкой комедийной пьесы или спектакля с занимательной интригой или анекдотическим сюжетом, сопровождающийся музыкой, куплетами, танцами. Водевиль возник и сформировался во Франции. В XVI веке водевилями назывались насмешливые уличные городские песенки-куплеты, как правило, высмеивающие феодалов, ставших в эпоху абсолютизма главными врагами монархической власти См 5]. На рубеже XIX и XX веков в Америке водевиль был одним из самых популярных видов развлечений на протяжении нескольких десятилетий. Американский и Европейский водевиль отличались друг от друга. Европейский водевиль представлял собой пьесу с музыкальными вставками танцы и песни. В Америке сначала хи дох годов водевилем называли театрально-эстрадные представления (мюзик-холльного варьете) и циркового рода. Каждый подобный спектакль был набором отдельных, несвязанных общей идеей, выступлений актёров самых разных жанров популярных и классических музыкантов, танцоров, дрессировщиков, фокусников, акробатов, жонглёров и юмористов. На уровень искусства американский водевиль поднял Т. Пастор, в 1865 году в Нью-Йорке основал свое собственное предприятие «Tony Pastor's Opera а в 1891 году Т. Пастор открыл свой театр «Tony Pastor's new 14 th Street В е годы в США насчитывалось уже около полусотни водевильных трупп в стиле Т. Пастора, гастролировавших по городам страны. Стечением времени на смену водевилю пришли новые театральные жанры. В сущности, на основе водевиля началось формирование театральной индустрии Америки, сделавшей в дальнейшем своим главным объектом мюзикл. 10 Ревю (от франц. la revue — обзор, пересмотр).Ревю и водевиль - жанры-близнецы, содержащие каскады словесных, музыкальных, танцевальных и акробатических номеров при отсутствии единого действия. Новизна состоит в тематическом единстве. Постановщики ревю, в отличие от водевиля, где сюжет не играл существенной роли, напротив, стремились найти ясную, четкую тему, связывающую отдельные, разрозненные номера. Своим выходом в свет в Америке ревю обязано Дж. В. Ледереру, поставившему так называемый «пассинг-шоу» в Казино тиэтр». Первая версия ревю, как и дальнейшие, была конгломератом пародии, сатиры, комических номеров, песен и танцев. Главным являлось не содержание, а способ монтажа отдельных элементов и собственно название. Сценарий, по которому в 1894 году в США было создано первое ревю, в последующие годы существенно не менялся. В мюзикл из ревю перешло умение объединять в едином представлении самые разнородные, несовместимые элементы. Также благодаря ревю в мюзикл пришел джаз См 6, с. Оперетта (итал. Operetta) - это музыкально-сценическое представление, в котором вокальные и хореографические номера перемежаются разговорными сценами, а основу музыкальной драматургии составляют жанры массово-бытовой и эстрадной музыки (главным образом куплетная песня и танец. В оперетте используются и специфические оперные формы — арии, ансамбли, хоры, но они обычно более просты и выдержаны в песенно-танцевальном характере См 9]. Почти до конца XIX века в США не было своей оперетты, исполнялись сочинения парижских, лондонских и венских композиторов. Французские труппы, вначале гастролировавшие только в южных штатах, где были распространены в основном французский и креольский языки, в 1870—1880- е годы стали выступать ив англоязычных северных штатах, включая Нью- Йорк. Американская публика получила возможность знакомиться с 11 опереттами Ж. Оффенбаха, Ш. Лекока и Э. Одрана вскоре после их премьеры в Париже. Но более всего в прошлом веке американцев привлекало английское опереточное творчество. Оперетта драматурга В. Гилберта и композитора А. Салливена Фрегат ее величества «Пинафор», премьера которой состоялась в 1878 году в Лондоне, а спустя некоторое время ив Бостоне, завоевала огромный успех, значительно превосходящий популярность «Эванджелины». Так под влиянием потока европейских оперетт, в особенности под воздействием успеха В. Гилберта и А. Салливена, появились первые американские оперетты – «Робин Гуд Р. Де Ковена (1890), Нильский волшебник В.Херберта (1895), Капитан Дж.Ф.Суза Расцвет американской оперетты связан также с именами композиторов Г. Керкера, Л. Ингландера, Г. Лудерса, Р. Фримла, З. Ромберга, К. Хошны. Водораздел между американской опереттой и мюзиклом начинается с музыкальной комедии В. Юманса Приземляйся, которая была обладательницей доброкачественного в литературном отношении текста и драматургически прочно выстроенной сюжетной линии. На протяжении своего почти полувекового пути американская оперетта подражала европейской - сначала английской, потом венской. Американская публика привыкла видеть в ней романтическое и экзотическое зрелище, не менее далекое от реальности, чем экстраваганца. В дальнейшем потребность в более демократическом и актуальном жанре, более тесно связанном с американской действительностью, породила мюзикл. Многие точки соприкосновения между этими жанрами дают основание судить о преемственности мюзикла по отношению к оперетте. Следующим рассматриваемым в историческом контексте жанром, оказавшим влияние на становление жанра мюзикла, является джаз. Джаз англ. jazz) - направление в музыке, которое возникло в XIX веке на основе музыки разных народов, а в XX столетии, благодаря посредничеству радио и грамзаписи, быстро распространился по всему миру. Значительную 12 роль в его формировании сыграли английские, а отчасти и французские народные песни, испанские танцы, военные марши, церковная музыка. Но настоящими творцами джаза были рабы-негры, завезенные в Америку из Африки несколько столетий тому назад. Гармония и инструменты джаза, исключая банджо, были европейскими но ритм и манера исполнения — афроамериканскими. Сущность джаза заключается в интонационных, ритмических и тембровых средствах, которые невозможно точно выразить в нотной записи. Стихия джаза — импровизация. Этот жанр музыки оказался исключительно живучими гибким не меняя своей сущности, джаз органично воспринимает различные стилевые изменения, которые в него привносит изменчивое время. В 1914 году И. Берлин впервые сочинил полную партитуру ревю в стиле регтайм. В следующее десятилетие в США вряд ли можно было найти оперетту, ревю или вообще какое-либо музыкальное шоу, в котором в той или иной мере не было бы джазовых номеров. После того как в 1917 году «Ориджинал диксиленд джазбанд» впервые исполнил в Нью-Йорке настоящий джаз, бродвейские композиторы немедленно взяли на вооружение новые средства музыкальной выразительности. В музыкальных шоу 1920- х годов все более и более использовались элементы джаза. Композиторы и исполнители стали понимать, что в джазе Америка обрела собственный музыкальный язык, который способен придать подлинную самобытность американской музыке. Дж. Гершвин, И. Берлин, К. Портер, Г. Арлен и Р. Роджерс сплавили воедино европейские музыкальные формы с пронзительными звуками негритянской музыки и ее сверхсложными ритмами, создав коммерчески притягательную ив тоже время художественно значительную музыку. Удельный вес джаза в современных мюзиклах возрос еще больше. Однако, джаз в его чистом виде удалось использовать только в ревю. Некоторыми смелыми продюсерами предпринимались попытки объединить 13 оригинальный джаз с мюзиклом, но из этой затеи ничего не получилось. Тем не менее, в оркестровках бродвейских театров, ставящих мюзиклы, уже с х годов рядом со скрипачами и виолончелистами с консерваторским образованием на духовых и ударных инструментах играли джазовые музыканты. Именно их исключительное чувство ритма, характерные приемы интонирования и фразировки придают американскому мюзиклу особую динамику и своеобразие. В европейских театрах он звучит все же несколько иначе, ибо европейские оркестры, как правило, не в силах передать эту чисто национальную специфику американской музыки. Кроме того, европейские мюзиклы выделяются среди своих бродвейских собратьев организацией и сюжетным наполнением постановок. Мюзикл м – мьюзикл, - сокращенная форма понятий Musical comedy (музыкальная комедия) и Musical play (музыкальная пьеса, музыкальное представление) См 10] сценический жанр, использующий выразительные средства музыки, драматического, хореографического и оперного искусства. Их сочетание и взаимосвязь придали мюзиклу особую динамичность характерной чертой многих мюзиклов стало решение серьезных драматургических задач несложными для восприятия художественными средствами См 8]. Жанр мюзикл заметно развился, изменился и эволюционировал в течение ХХ века. Первые произведения в данном жанре не очень похожи на спектакли последних десятилетий. До начала Первой мировой войны американский музыкально-развлекательный театр практически не предлагал публике собственного книжного шоу - шоу, имеющего серьезную литературную основу. В этот период музыкальный театр Соединенных Штатов еще всецело находился под европейским влиянием. На Бродвее господствовали композиторы, родившиеся и получившие образование в Европе. Дефицит собственного американского либретто к 1915 году был очевиден. Как разв этот момент на Бродвее появилась первая 14 экспериментальная площадка – Театр Принцесс. Серия удачных постановок на камерной сцене в период с 1915 погоды наглядно показала перспективу становления мюзикла. Процесс формирования театра мюзикла происходил одновременно с процессом рождения американской популярной песни. Этому способствовало то, что вначале века индустрия нотного издания переживала мощный расцвет. Постоянная и крепкая взаимосвязь Бродвея и нотных издательствформировала широкий круг активных участников музыкального бизнеса. Театральные сцены в е годы XX века популяризировали американский тип звучания. Постепенно регтайма вслед за ним фокстрот и иные танцевальные предвестники джаза сменили вальсовый, опереточный тип звучащей на Бродвее музыки. Официальной датой рождения нового жанра мюзикла принято считать март 1943, когда на Бродвее состоялась премьера спектакля Оклахома Р. Роджерса и О. Хаммерстайна.«Отражая один из мифов американского общества, авторы Оклахомы воссоздали идеализированный и опоэтизированный образ Америки доиндустриальной эры, нарисовали цельные и независимые характеры, воспели искренность и прямоту человеческих характеров См 1]. Но сначала авторы традиционно называли свой спектакль музыкальной комедией, публика и критики восприняли его как новацию, разрушающую сложившиеся каноны. Спектакль композиционно представлял собой единое целое в нем не было вставных дивертисментных вокальных и танцевальных номеров сюжет, музыка, характеры героев, пение – все компоненты существовало неразрывно, подчеркивая и развивая различными средствами общую линию сценического произведения. За простой и непритязательной фабулой вставали основополагающие ценности – любовь, социальная общность, патриотизм. Недаром десятью годами позднее штат Оклахома объявил песню из этого спектакля своим официальным гимном. 15 Уже после премьеры, прошедшей с необычайным триумфом, успехом, создатели предложили новый термин для обозначения жанра спектакля musical. Мюзикл Оклахома не сходил с бродвейской сцены более пяти лет объездил с гастрольным турне всю Америку. В 1944 получил Пулитцеровскую премию. Впервые была выпущена пластинка с записью не отдельных музыкальных номеров, но целиком всего спектакля. В 1955 был снят кинофильм Оклахома, получивший два Оскара – за лучшую музыку и лучшую работу со звуком. В 2002 году спектакль был вновь поставлен на Бродвее. Лига Драмы Нью-Йорка объявила Оклахому лучшим мюзиклом века. Так началась новая эпоха в истории американского театра, которую прославили такие композиторы, как Р. Роджерс, Дж. Гершвин, Дж. Герман, Э. Ллойд Уэббер и др. Драматургическими первоисточниками мюзиклов становились произведения У. Шекспира, М. Сервантеса, Ч. Диккенса, Б. Шоу, Т. С. Элиота, Д. Хейуарда и др. [ См 8]. При всей синтетичности жанра мюзикла, его видовым признаком не является обязательное наличие в спектакле разговорных сцен есть несомненные мюзиклы, написанные и поставленные как бы в оперной манере, где роли превращаются в партии «Порги и Бесс», Кошки, Иисус Христос – Суперзвезда, Эвита и др. Во избежание путаницы такие произведения зачастую называют «рок-операми». Однако на самом деле с мюзиклами их роднит общий способ актерского существования, когда любое средство актерской техники, будь то танец, вокальный или пластический номер становится для исполнителя абсолютно органичным в выражении эмоции или мысли. Этот предельно условный, яркий театральный жанр должен непостижимым образом сочетаться с естественностью перехода от одного средства выражения к другому. Кроме того, при высочайшем техническом уровне исполнения, постановка вокала или пластики должна быть принципиально иной, нежели в классических музыкальных жанрах голоса не 16 могут звучать по оперному, а танец – выглядеть балетным. Речь, мимика, пластика, танец могут быть только подчинены единой линии сценического поведения, задаче создания цельного образа. Именно такой способ существования демонстрировали актеры в лучших постановках бродвейских мюзиклов, а также в их кинематографических версиях Звуки музыки (1965), «Вестсайдская история (1961), «Хелло, Долли!» (1969), Смешная девчонка (1968), Иисус Христос – Суперзвезда (1973), Моя прекрасная леди, Скрипач на крыше (1971) и т.д. Многие из этих фильмов получили высокие кинематографические награды См 8]. 17 |