История города Тамбова. Легенды старого Тамбова в сказках и пред. История города Тамбова Легенды старого Тамбова в сказках и преданиях История города Тамбова
Скачать 0.62 Mb.
|
История города Тамбова Легенды старого Тамбова в сказках и преданиях История города Тамбова 17 апреля 1636 года на берегу реки Цны, в месте слияния с рекой Студенец было начато строительство города-крепости по указу царя Михаила Федоровича для защиты южных рубежей страны. Руководил стройкой воевода Роман Боборыкин. Сначала название города писалось как «Тонбов», потому что крепость собирались строить на реке Липовица, напротив деревни Тонбов. Слово это по некоторым данным мокшанского происхождения, тонбо – омут. В конце XVII века Тамбов утратил своё военное значение и стал просто уездным городом в Азовской провинции. В городе развивается торговля с Москвой и другими городами Поволжья. Тамбов становится административным центром Тамбовской провинции, и это образование входит в состав Азовской провинции в1719 году, в 1732 году переименовано в Воронежскую губернию. В 1779 году было образовано Тамбовское наместничество, где наместником стал генерал-губернатор граф Р.И. Воронцов. Герб городу Тамбову присвоен в 1781, это улей и пчелы на лазоревом фоне, символы трудолюбия и бортничества, чем славился этот край. Наместником в г.Тамбове побывали поэт Державин, и оказал весьма заметное влияние на обустройство города, и развитие культурной жизни. В 1796 году наместничество стало Тамбовской губернией, в состав которой вошло 13 городов. Построили плотину, замостили улицы, застройка города велась по архитектурному плану. Появились театр, училище и типография. Печатались книги, начала выходить газета «Тамбовские известия», первая в Росси провинциальная газета. Пять лет губернией управлял родной брат генерала Корнилова с февраля 1838 года по апрель 1843 года. При этом губернаторе то же велось заметное строительство, стала издаваться вторая газета «Тамбовские губернские новости». Открылся институт для бедных дворянских девиц в 1843 году, в 1841 году из Воронежа перевели Реконструкция Тамбовской крепости училище для канцеляристов. Построена земская больница, начато строительство библиотеки. Строительство зданий из камня начато было в середине XIX века. Выстроили гостиный двор, присутственный места, мужскую гимназию, и Александровский институт, Нарышкинская читальня, Дворянское собрание, и государственную думу. К концу XIX века формирование архитектурного облика центра города было закончено. Промышленность в городе Тамбове развивалась слабо. Район в основном сельскохозяйственный. Процветала торговля зерном и другой сельскохозяйственной продукцией. В 1913 году вся промышленность Тамбова давала 2% от продукции Европейской части России. Были железнодорожные мастерские и свечной завод, и около 30 разнообразных кустарных производств. После революции в Тамбове много строили типовых советских зданий, и жилья, это не прибавило городу красоты, но отчасти решило жилищную проблему. В XX веке события развивались не так бурно как во всей стране. События Февральской и октябрьской революций почти не затронули город. А вот в 1919 году город был захвачен. В 1920 году и по 1921 год было восстание против советской власти пол предводительством А.С. Антонова. Далее Тамбовский регион претерпел несколько административных переформирований и переподчинений, несколько раз менялись границы. Только к 1939 году границы области приобрели современный вид, и остаются таковыми и по сей день. В Великую Отечественную войну тысячи жителей г.Тамбова сражались на фронтах, и многие погибли. В самом городе были развернуты госпиталя и другие тыловые службы. Все население трудилось для победы над врагом. Легенды старого Тамбова в сказках и преданиях Прошлое тамбовского края до самого XVII столетия остаётся скрытым в тумане веков. Только в народно-поэтических памятниках нашло оно своё отражение: в легендах, сказаниях, песнях, былинах. Предлагаем совершить экскурс в увлекательный сказочный мир тамбовских легенд и преданий, которые наполнены завораживающей душу поэзией, высокой лирикой, подлинным патриотизмом. Достоверное и чудесное здесь рядом, но события происходят в определённом историческом времени и месте, действуют реальные исторические лица. Начнём мы нашу экскурсию на холме над рекой Цной. На старых планах Тамбовской крепости XVII века имеется обозначение: «Ясперовы ворота». Такое же название носила и башня, в которой эти ворота находились. Долгое время потом, даже в XIX веке, весь холм, до спуска к реке назывался Ясперовым холмом. История города не сохранила указания, откуда пошло это название, а «Легенда о Яспере и змее» связывает это имя с именем волшебника – мордовского жреца: «Лет триста с лишним тому назад на этих холмах, где теперь раскинулся наш город, стоял глухой дремучий лес. Тысячи лет шумел он здесь, никем никогда не рубленный, давал приют зверям да птицам. И жил здесь всего-навсего один человек. Это был древний-древний старик-мордвин по имени Яспер. Был он великий колдун и знал много волшебных и страшных тайн. И вместе с ним жила большая старая змея – тоже тысячелетняя волшебница. Жили они на холме над Цной, где среди тысячелетних дубов и вязов вырыта была глубокая пещера. А рядом, на соседнем холме, где теперь стоит Казанский монастырь, было мордовское святилище – Пичава. Тут стоял древний идол, а жрецом при этом мордовском боге был Яспер. Когда он приходил на моленье, змея висела у него на шее. Людям казалось, что змея знает и видит всё: их мысли и дела. Приходили к старому жрецу люди по разным нуждам: кто лечиться, кто в беде искал помощи и совета – и все от него уходили утешенными и умиротворёнными. Так проходили годы. Но вот наступил день, когда на соседнем холме, носившем название Урлапова раздались громкие голоса и зазвучала чужая речь, послышались глухие удары топора и стоны падавших срубленных деревьев. В страхе бежали оттуда звери, улетали птицы. Пошёл Яспер вместе со змеёй посмотреть, что там происходит. Вышел он из-за кустов и направился к чужеземцам, чтобы узнать, что это за люди и зачем они так безжалостно убивают зверей и птиц там, где хотят жить сами. Эти люди рассказали старику, что они слуги великого московского царя, который сидит в каменном городе Москве, он-то и послал их сюда строить город. Понял Яспер, что приходит конец его власти, что отныне хозяином этих мест и живущих здесь людей будет тот могучий московский царь. Удручённый тяжёлыми мыслями и предчувствием бед и горя для родного народа, ушёл Яспер к себе. Наступила полночь. Вдруг открылась дверь пещеры и яркий свет блеснул оттуда. И свершилось чудо: старик превратился в молодого, красивого, стройного воина, а змея – в красавицу-девушку в белой длинной одежде. Юноша и девушка взялись за руки, и вышли из пещеры. Медленно ступая, поднялись они туда, где между деревьями стоял деревянный идол. Подойдя к идолу, они стали делать вокруг него руками какие-то знаки, что-то говорить и петь. И вдруг деревянный идол ожил и превратился в молодого красавца-бога. В руках у него – большой, красивый цветок. Яспер и его подруга опустились на колени и стали о чём-то ему рассказывать. Когда они закончили, молодой бог махнул своим цветком, и все они скрылись в густом облаке, и оно двинулось через лес, за реку, на восток. Ушло и скрылось облако. А когда занялась заря, то на холме не было идола, не было и пещеры. А когда была построена на том Ясперовом холме сторожевая башня Тамбовской крепости, то часовые, стоявшие на башне, не раз видели по ночам, как к холму подходил то старик в длинной белой одежде со змеёй на шее, то молодой воин с мечом и копьём и с ним девушка с золотым обручем на голове; доходили до определённого места и пропадали, словно проваливались сквозь землю». Наш город Тамбов был образован при слиянии двух рек: Цны и Студенца. Название Цна имеет мордовское происхождение и в переводе означает «чистая вода», а название «Студенец» - славянское, означает «холодная, студёная вода» - «Сказ о Цне и Студенце»: «У одного мордовского князя была дочь по имени Цна. Все в поселении любили её за доброту и красоту. Полюбил её и юноша из соседнего славянского племени по имени Студенец. Был он ловким охотником, храбрым воином. Не осталась равнодушной красавица и ответила любовью на любовь. О свадьбе договорились, но случилась в ту пору беда и свадьба не состоялась. Враги злые напали на нашу землю. Стал собираться на войну Студенец, а Цна обещала ждать и подарила ему застёжку-оберег заветный с изображением лебедя. Месяц, другой проходит, вот и война окончилась, а Студенца нет и нет. Ждёт-печалится девица. Пошла она к ведунье, что жила на Красном озере. Залюбовалась Цна озером и не заметила, как подошла к ней ведунья со словами: «Знаю-ведаю, зачем ты пришла ко мне, что знать хочешь. Дай мне бусы коралловые, что Студенец тебе подарил». Сняла с шеи бусы Цна и подала их ведунье, а та, пошептав что-то, бросила их в озеро. Зашипела вода, забурлила, поднялся густой туман, а когда рассеялся, то поверхность озера стала походить на зеркало. Увидела Цна в этом зеркале поле боя. Воины убитые и раненые лежат. Среди воинов тех лежит Студенец, кровь запеклась на устах его. Вскрикнула Цна и пропало видение. Лютая тоска охватила девушку, шла домой она и горько плакала. От горя и от слёз превратилась Цна в красивую речку. Может быть, на этом всё и закончилось, если бы нежданно-негаданно не вернулся домой Студенец. Был он тяжело ранен, но не насмерть. Стрела калёная попала в грудь его, скользнув по застёжке-оберегу, миновала сердце. Спасла Студенца любовь Цны и её подарок. Люди добрые вынесли его с поля боя, долго лечили травами. Стал искать Студенец невесту, спрашивать у всех про неё. Но никто ничего не знал, только показали реку, появившуюся после её исчезновения. Пошёл Студенец к реке, сел на высокий берег и загляделся в воду. Уж очень цвет воды напоминал цвет глаз его невесты, камыш на берегу – как ресницы её чёрные, ивушки – как косы её длинные. Прислушался он к плеску волн и услышал шёпот: «Студенец, я ждала тебя, я люблю тебя, иди к ведунье на Красное озеро…» Удивился Студенец, но решил пойти. Рассказала ему всѐ ведунья, опечалился он и решил, что нет ему жизни без милой Цны. И тогда произнесла ведунья такие слова: «Нет ничего сильнее в мире, чем любовь! Видимо, суждено тебе стать тоже рекой. Только так вы сможете быть вместе». Взмахнула она голубым платком и превратила Студенца в быструю реку. Понёс свои воды Студенец к Цне и соединились они навсегда!» Но эта не единственная легенда о Цне. Существует еще одна, объясняющая возникновение посёлка Сампор. «Легенда о Цне»: «В том месте, где теперь стоит Тамбов, жил мордвин по имени Урлап, и была у него дочь - красавица Цна. Урлап был охотником и пчеловодом, а жена его, помимо хозяйства занималась ведовством. Но своим колдовством она людям зла не делала, а, наоборот, от разных болезней лечила. Перед смертью мать научила Цну ведовству, передала тайные знания и просила употреблять их только для добра. После смерти родителей Цна стала жить одна. Хорошая слава пошла о ней среди местных жителей: и людей лечила от разных болезней, и градовые тучи отводила, и рыбу и дичь приваживала охотникам. Хорошо жилось девушке, только порой одиноко было без близкого человека. И судьба словно услышала её печаль и послала ей то, о чём грустило её сердце. Недалеко от Урлапова городища жил молодой охотник Сампор. Красивый и отважный, он прославился как победитель многих медведей. Однажды Сампор вступил в бой с медведем, но не смог на этот раз одолеть лесного царя. Товарищи нашли израненного охотника и привезли лечить к молодой волшебнице Цне. В сердцах молодых людей загорелась любовь. Когда Сампор поправился, Цна стала его женой и переселилась в его жилище. Однажды Сампор вернулся с охоты в дальних лесах и рассказал жене, что видел огромное войско татар, которые сулили огромное богатство тому, кто проведёт их через лес, а мордвы они обещают не грабить и не убивать. И Сампор решил указать им дорогу. Долго уговаривала Цна мужа не делать этого, но он не послушался жены и пошёл к татарам. Долго раздумывала Цна: что делать? Пошла она на могилу матери за советом. Мать посоветовала Цне навести слепоту на Сампора. Но любящая женщина не могла погубить мужа, и, в то же время, она не хотела, чтобы на родную землю пришла беда. Горе Цны было безутешно. Она долго плакала, так долго, что растаяла в слезах и превратилась в светлый источник, из которого побежал тихий ручеёк, ручеёк превратился в реку, которая и потекла могучим потоком. Но веяло грустью и печалью от той реки, и не весел был шум её волн. А Сампор провёл татар через лес и получил за это богатые подарки. Вернувшись домой, он не нашел там жены, а невдалеке от дома увидел реку, которой раньше не было. В говоре речных волн Сампор узнал голос жены: Цна говорила ему ласковые слова и, вместе с тем, упрекала за то, что богатство он поставил выше любви к ней и к родине. Молодой охотник с отчаяния бросился в воды Цны, стремясь хоть после смерти быть вместе с любимой. С той поры место, где жил Сампор, прозвали люди его именем: так стал называться посёлок Сампур. В народе говорят, что Цна не вернула тело утопленника: лежит оно много веков на дне, и волны целуют его мёртвые уста и шепчут слова любви и упрека.» В мордовском фольклоре существовала несколько другая, поэтичная легенда о храбром юноше-богатыре Сампоре и верной девушке Цне. Когда Сампор задержался в походе, Цна взмолилась: «Пусть вернётся мой любимый, я омою его раны слезами». Не суждено было им встретиться. Сампор пал в бою, а из слёз девушки образовалась прозрачная река, которая течёт у подножия возвышенности, на которой раскинулся посёлок Сампур. Герб Тамбова относится к числу старых Российских гербов. Он был составлен и утверждён Военной коллегией в мае 1729 года. Для города Тамбова была использована эмблема из европейского справочника «Символы и эмблемата», изданной в 1705 году в Амстердаме. Улей с пчёлами, как символ крепости, имел девиз «Ото всех затворено есть». Позже герб Тамбова стали толковать как полугласный, говоря о развитии в крае пчеловодства – «Cказ о гербе Тамбовском»: «В старину большинство поселений нашего края имели смешанный мордово-русский состав. Два народа-брата рука об руку вели совместное хозяйство, плечо в плечо отбивались от врагов своих степняков-кочевников. Вместе пахали землю, охотились, ловили рыбу. Занимались бортничеством - сбором мёда диких пчел. Занятие это было прибыльным и необходимым, потому что платили оброк в те времена князьям и в царскую казну не только рублем, но и пушниной, воском, мёдом. Бортные места назывались Ухожья и разбросаны они были по всему краю, иногда за сотню километров от жилья. Сельчане с риском для жизни выезжали в эти места, да не по одному, а группами. Брали с собой оружие, останавливались в укреплённых станах. Но не всегда спасали эти станы от набегов степняков, которые рыскали по нашему краю, как хищные волки: нападали внезапно, старались живыми взять в плен, чтобы продать в рабство на заморских рынках за золото и серебро. Собрались однажды мужики из поселения "Тон-бов" навестить Ухожье в устье рек Цны и Студенца. Славились эти места разнотравьем, поэтому мёд здесь был терпким, ароматным. Взяли они с собой мальчонку-сироту по имени Ванятка, чтобы отвлекся он от горя своего. Убили в неравном бою отца его ногайцы, а мать и сестру увели в неволю. Остался он один-одинёшенек. Приехали бортники на становище и пошли борти проверять. Отстал от взрослых Ванятка... Идёт по лесу и любуется на деревья, цветы и травы. Вышел он на холмистый берег реки Цны. Плавно несёт река свои воды, и отражаются в них облака белые. Вдруг они грозно потемнели, раскатисто прогремел гром. Началась гроза, и молния ударила в дерево, стоящее на краю леса. С треском рухнуло и загорелось оно. Заметались над ним дикие пчёлы: жужжат жалобно, как бы просят Ванятку спасти их матку, оставшуюся в дупле. Скинул он кафтан свой и стал сбивать огонь, а тут и дождь проливной помог ему затушить пожар и спасти пчелиное семейство. Думалось Ванятке, как похожи пчёлы на людей: трудятся с утра до вечера, строят соты, наполняют их мёдом, следят за порядком и чистотой в дупле, почитают свою матку, как царицу, помогают друг другу в беде. Размышления его прервал нежданно-негаданно появившийся старец. Положил он руки на голову Ванятке и почувствовал тот такое доверие, любовь и теплоту, какое шло только от отца и матери. Заплакал Ванятка, вспомнив о них. Успокоил его старец и сказал: «На том месте, где находимся, поставлена будет крепость, которая оборонит, защитит землю нашу. Перестанут злые враги совершать свои набеги, уводить в плен людей, разорять землю, сеять смерть и горе. Назовут крепость ту Тамбовом. Превратится крепость та вскоре в город многоликий». Увидел Ванятка эти лики на небе лазоревом, грозою омытом - расчищенном. Первый лик - Воин-Богатырь. Второй лик его - Монах-Старец-Мудрец. Третий лик его - Пахарь-Труженик. Четвертый - Купец богатый. А пятый лик его - женский лик - красоты неописуемой. И сказал старец: «Покажу тебе, Ванятка, где хранится Тайна Земли нашей». Явился вдруг золотой улей, и вылетели из улья три пчелы серебряные. Одна села на ладонь правой руки, другая - на ладонь левой руки, а третья - на лоб чудесного старца. «Когда соединятся прошлое, настоящее и будущее в едином круге - преобразится земля Тамбовская». Вылетели из улья еще три пчелы золотые и таким же образом расселись. «Та, что на правой руке, - указал старец, - будет собирать знания, добытые в опыте и трудах праведных. Та, что на левой руке, будет собирать и сохранять красоту неописуемую, а та, что на лбу - будет поддерживать и укреплять веру глубокую. И когда соединятся они в круге вечности, засияет Земля Тамбовская и откроется тайна тайн, сокрытая до времени». Так же внезапно, как появился, исчез старец с ульем и пчёлами, только чудесным образом наполнились коробы Ванятки медовыми сотами. А тут и односельчане подошли, подивились рассказу его. Но поверили только тогда, когда пришлось столкнуться с крымцами. И не сдобровать бы им, если бы не налетели неожиданно пчёлы дикие, да как стали они жужжать, да кусать их. Пока те отбивались и приговаривали: «Ох и злые пчёлы!», Ванятка с односельчанами далеко уже были. После того случая люди примечать стали, что открылся у Ванятки дар необыкновенный - лики писать на досках. Поговаривали, что сам воевода - Роман Федорович Бобарыкин пригласил его украсить иконами Преображенскую церковь. С нее начиналось строительство крепости по царскому указу в 1636 году 17 апреля, в день святого Зосимы Пчельника, когда люди добрые ульи расставляют, а завершилось 27-28 сентября - когда их убирают. Совпали ли сроки строительства крепости с «рабочим» лётным сезоном пчёл или нет, был ли встреченный Ваняткой старец самим Зосимой Пчельником, никто не знает и тайна эта сокрыта до времени. Только вот крепость действительно превратилась в город и на гербе его изображены улей и пчёлы». «Русалочья роща»: «Легендами овеяна бывшая усадьба Ахлябининых, находившаяся на берегу обширного озера, в котором жили русалки – крепостные девушки, утопившиеся от нестерпимых мучений со стороны их жестоких господ. Русалка заманила в озеро влюблённого юношу, сына хозяев имения. Заворожённый любовными чарами юноша не видел ничего, кроме своей любимой и, отвечая лаской на ласку, вошёл с ней в воду… Дальше и дальше манит его своими поцелуями русалка, зовёт к себе речами, полными обещаний счастья там, в волшебном царстве подводного мира… Ещё минута – и вот юноша скрылся вместе с ней в озере. В лунном свете мелькнул хоровод водяных красавиц и, окутавшись облаком тумана, скрылся в нём. Во мраке и одиночестве сидел в своей комнате старый Ахлябинин, хозяин имения. Тяжёлые думы угнетали ум, тяжёлые чувства давили сердце: вся жизнь его, полная зла и чудовищных жестокостей, проходила перед ним. А когда увидел своего сына в объятиях русалки, хотел закричать, но не смог: ужас сковал его уста, звук замер в горле. Сознание покинуло Ахлябинина, покинула и жизнь, и мёртвый грянулся он об пол. Так отомстили русалки своим обидчикам-господам. Усадьба запустела: никто не хотел жить в ней из-за страха перед русалками и тенями погибших людей, бродящих в ночном сумраке под сводами зелёной рощи. Развалились мало помалу постройки, высохло озеро, остался от него лишь один ручеёк…» |