Эссе. История и мифы проблема создания у учащихся объективной картины Великой Отечественной войны
Скачать 24.07 Kb.
|
Учитель истории и обществознания ВарзаносцеваМаринаОлеговна История и мифы: проблема создания у учащихся объективной картины Великой Отечественной войныВеликая Отечественная война – это один из самых важных периодов в истории нашего государства, наполненный трагическими моментами, но в тоже время, показывающий проявления человеческого мужества и героизма. Это одно из тех событий, которое должен помнить каждый житель нашей страны. Наши предки смогли защитить страну, но заплатив при этом страшную цену. С каждым годом отдаляясь все дальше от событий Великой войны, мы видим, как наряду с уходом из жизни непосредственных участников войны, все чаще происходят случаи мифологизации и фальсификации исторических событий. Некоторые историки и политики пересматривают итоги Великой Отечественной войны, переосмысливают ранее известные факты. Проникая в учебную литературу и средства массовой информации, фальсификация истории войны наносит огромный вред подрастающей молодежи. Очень часто, в литературе приводятся обобщенные данные о массовом героизме, искаженно преподносится материал об источниках победы, итогах и уроках войны. Чтобы не допускать таких искажений, необходимо помнить исторические факты, на которые опирается наука. Поэтому в работе учителя важно знать, что, рассказывая учащимся о войне, необходимо напоминать им о смысле этой войны, о ее цене и результатах. Такая работа должна строиться на достоверной информации, но что сейчас, в наше время можно отнести к таковой? Бесспорно, главным источником знаний для учащихся, является учебник, но его содержание может быть дополнено разнообразной информацией, представленной в различных формах и материалах. Кроме того, нельзя забывать, что каждая эпоха отражается через предметы, дающие нам представление о том или ином времени, культуре, занятии, быте народа. Именно предметы, окружающие человека, говорят о его ежедневном протекании жизни, даже если это время не совсем мирное. Безусловно, в рамках истории такими предметами являются исторические источники — данные, которые дают нам понятия и представления о прошлом. Кроме того, необходимо помнить, что если раньше основным источником знаний о войне были воспоминания ее участников, то для современных детей и людей в целом, война существует на страницах исторических книг и в произведениях искусства. При этом исторические работы читают далеко не все, а художественные произведения, являющиеся частью искусства и культуры помогают более ярко увидеть, воспринять, прочувствовать события Великой Отечественной войны. Через эмоциональные переживания, вызванные изучением, анализом произведений искусства и культуры, мы можем сравнить себя с их героями и глубже задуматься не только о войне, но и о себе, например, какие мы сейчас, какими мы должны стать, кто сражался с фашизмом, кто борется против фашизма и войны в настоящее время. Культура и искусство дают много возможностей для того, чтобы дополнить исторические события, факты яркими примерами и образами, которые позволяют запомнить и зафиксировать в своей памяти необходимую нам информацию. Например, фотографии военного времени «Комбат» и «Политрук продолжает бой». Первое фото было сделано 12 июля 1942 года фотографом М. Альпертом. В момент создания снимка осколок снаряда попал в камеру и в то же время командир, изображенный в кадре, был убит. На фото И. Шагина («Политрук продолжает бой») изображена типичная ситуация на войне: кругом – дым разрывов, пулеметные очереди, а человек с забинтованной головой продолжает уверенно отдавать необходимые приказания. При анализе и обсуждении данных фотографий обращаем внимание на то, что они были сделаны непосредственно на поле боя, поэтому деятельность журналистов можно рассматривать, как призыв к победе, на что было нацелено искусство и культура времен Великой Отечественной войны. Например, при изучении картины А. Дейнеки «Оборона Севастополя», мы можем увидеть, как матросы прижаты к кромке воды и ведут свой последний бой. Художник, написавший картину зимой 1942 года, был уверен, что бой закончится победой, поэтому на картине свою уверенность он передает через гигантскую фигуру моряка в мощном наступательном движении. Он и другие советские войны изображены во весь рост в светлом, как символе надежды на победу. Враги показаны темными на таком же темном фоне, со спины. Несмотря на то, что оборона Севастополя еще продолжалась после написания картины (30 октября 1941 года по 4 июля 1942), ее сюжет, композиция стали предвестниками будущего, которого люди добивались в упорной борьбе. При изучении вопроса «Советский тыл в годы войны», можно обратиться к стихотворению С. Михалкова «Данила Кузьмич», строки которого очень ярко отражали происходившее тогда на предприятиях: «Я вам хочу рассказать про Смирнова, который вставал в половине шестого...». В годы войны дети взрослели быстро. Они понимали причастность своей судьбы к судьбе Отечества, сознавали себя частицей своего народа, стараясь ни в чем не уступать взрослым. Для характеристики эпохи Великой Отечественной войны, также большую роль играет музыка того времени. Например, песня «Священная война» композитора А.В. Александрова и поэта В.И. Лебедева-Кумача. Уже 24 июня 1941 года она была опубликована в «Известиях» и в «Красной звезде». «Священная война» была крайне необходима в те суровые дни. С этой песней на вокзалах Москвы родные и близкие провожали солдат на фронт. Слова, призывающие на битву, повторяли и на фронте, и в тылу. Даже сейчас, в настоящее время, «Священная война» известна всем и является символом Победы в войне. Таким образом, применение произведений искусства и культуры в качестве исторических источников по Великой Отечественной войне позволяет привлечь внимание учащихся, сделать урок более эмоциональным и живым. Также, большую роль в сохранении исторической памяти о прошлых событиях играет исследовательская и проектная деятельность, позволяющие более глубоко и подробно рассмотреть некоторые вопросы. Работа по данному направлению осуществляется мною на базе нашего школьного музейного уголка, насчитывающего порядка 2500 экспонатов. Тематика представленных предметов разнообразна. Она включает в себя источники, характеризующие основные занятия, предметы быта народов ханты и манси, русских; растительный и животный мир ХМАО-Югры; периодические издания (газета «Синий журнал» за 1916 год, газета «Красное Прикамье» за 1921 год); материалы, посвященные событиям Великой Отечественной войны (похоронки, более 50 писем, номера газеты «Правда» за 1941 и 1945 гг.); альбомы по нумизматике; нательные кресты старообрядцев и др. Все это позволяет применять, имеющиеся материалы, как в рамках урочной деятельности, так и во внеурочной работе, среди которых можно выделить несколько ключевых направлений: во-первых, расширение базовых понятий курса истории и развитие интереса к предмету; во-вторых, реализация межпредметных подходов к изучению истории; в-третьих, реализация предпрофильной подготовки, через углубленное изучение предмета; в-четвертых, организация системно-деятельностного, личностно ориентированного и комплексного подходов к получению исторических знаний. Например, в рамках урочной деятельности, применение материалов по Великой Отечественной войне, позволяет на конкретных примерах увидеть, прочувствовать события того времени, той эпохи. Обучающиеся работают в группах с представленными в школьном музее экспонатами, соотносят их с событиями войны, а также с ее участниками. В частности, по этому направлению был реализован социальный проект «Панорама Победы», в рамках которого учащиеся 5-11 классов создавали макеты по разным сражениям Великой Отечественной войны. Помимо непосредственного создания макета, классы готовили своих экскурсоводов. Таким образом, каждый макет стал звеном в цепи событий сложного периода в истории нашей страны. В результате мы смогли воспроизвести хронологию и фрагменты некоторых сражений, а также составили единую панораму событий 1941-1945-х годов. Классные коллективы, проделав огромную работу по сбору материала, по его оформлению не просто познакомились с событиями прошлого, а попробовали собственными руками воссоздать предметы такими, какими они выглядели в свое время. Традиционной формой взаимодействия со школьным музейным уголком является написание детских исследовательских работ, направленных на более детальное изучение представленных в нем экспонатов. Школьников особенно интересует процесс поиска информации, применение различных методов в исследовании. Так, например, в этом учебном году семиклассница изучала материалы фронтовых писем, что любопытно, в нашем музейном уголке хранятся письма как времен Великой Отечественной войны, так и Первой мировой войны. Данная ученица провела сравнение писем, представляющих разные эпохи, и отметила, что любая война, заставляет людей обращаться к своей семье и своим родным, поэтому именно к ним, чаще всего, были направлены письма. Кроме того, фронтовые письма раскрывают судьбу автора, отражают его личные переживания, впечатления, размышления от того, что они видят, в каких условиях находятся, так как любая война помещает человека в особый мир, где, очень часто, единственной ниточкой, связывающей солдата и его семью является письмо. Таким образом, опираясь на слова Е.Е. Вяземского необходимо отметить, что эффективность исторического образования можно обеспечить при условии формирования в школе целостной системы основного и дополнительного образования, урочной и внеурочной образовательной деятельности. Задача преподавателей истории – найти яркие, образные, выразительные средства для реализации этой миссии на основе российских культурно-образовательных традиций и международного педагогического опыта. Что, в свою очередь, может помочь в борьбе с попытками фальсификации истории и проникновения фальсифицированных версий истории в учебную литературу. Поэтому, на мой взгляд, привлечение произведений культуры и искусства к изучению Великой Отечественной войны позволяет не только вызвать эмоциональные переживания, но и дополнить исторические факты и события, сделав их запоминающимися и неповторимыми, акцентируя внимание учащихся на их историчности, достоверности и правдивости, а реализация проектных и исследовательских технологий в рамках урочной и внеурочной деятельности позволяет через активную реализацию системно- деятельностного подхода формировать у школьников разностороннее представление об исторических источниках, видеть и представлять их не только самих по себе, но как часть общеисторического процесса. Список литературыВяземский Е.Е. Проблема фальсификации истории России и общее историческое образование: теоретические и практические аспекты. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problema-falsifikatsii-istorii-rossii-i-obschee-istoricheskoe- obrazovanie-teoreticheskie-i-prakticheskie-aspekty#2 Евсина Д.О. Анализ статей о Великой Отечественной войне по материалам газеты «Местное время» за 2015 и 2020 годы. МБОУ «СШ №6». 2020. URL: https://drive.google.com/file/d/1gadph3bCbeVLLsN1TeTpT0lzyAwnOWC-/view?usp=sharing Ибрагимова Г. Ш. Проблема фальсификации событий Великой Отечественной Войны // Исторические исследования: материалы IV Междунар. науч. конф. — Казань: Бук, 2016. — С. 61-63. — URL https://moluch.ru/conf/hist/archive/169/9779/ (дата обращения: 16.07.2019). Каземиров А.В., Быстрицкий И.В. Социальный проект «Панорама Победы». МБОУ «СШ №6». 2015. URL: https://drive.google.com/file/d/1kFyMVyVMWUXL9U3jRtnfMUoo_XxId87X/view?usp=sharin g Мальшакова Т.Ю. Анализ фронтовых писем Первой мировой войны и Великой Отечественной войны, выявление черт сходства и отличия. МБОУ «СШ №6». 2020. URL: https://drive.google.com/file/d/13_U4urDYzpYvc-Uq2a0qjLKAttWJS5kh/view?usp=sharing Михалков С. Данила Кузьмич. – URL: http://www.world- art.ru/lyric/lyric.php?id=14700 |