инквизиция доклад. Инквизиция. История инквизиции ее появление
Скачать 0.78 Mb.
|
Инквизиция: история возникновения, м , жертвы инквизиции. Салемские ведьмы. История инквизиции: ее появлениеИ тут настал черед развеять первый стереотип: многие думают, что инквизиция это чисто средневековое проявление, на самом деле нет. Преследование инакомыслящих «еретиков» началось задолго до «официального» наступления средневековья и продолжалось вплоть до середины XIX века. Само слово «инквизиция» возникло еще в I веке нашей эры, и первоначально не имело к религии никакого отношения, латинский термин «inquisition» переводится как «розыски, поиски, расследование». То есть, следуя дохристианской, а именно светской, римской терминологии, инквизитор – это просто следователь, дознаватель. Но тут в дело вмешалась религия… Если верить историкам, то первой жертвой именно религиозной инквизиции можно считать испанского теолога Присциллиана, сожженного на костре по обвинению в ереси еще в 380 году. А через два года, в 382 году на территории Римской империи была введена смертная казнь для последователей манихейства – синкретического религиозного учения, бывшего главным «конкурентом» христианской религии в то время (в частности манихейскими идеями активно увлекался в юности сам святой Августин, прежде чем окончательно принять христианство). МАНИХЕЙСТВО – религиозно-философское учение, пытавшееся объединить элементы восточных религиозных учений и христианство; все мировые процессы по этому учению трактуются как борьба добра со злом. Как не странно, христиане, которые еще недавно были жертвами религиозных гонений в древнем Риме, как только пришли к власти при императоре Константине Великом, сами стали активно преследовать язычников, а также «неправильных христиан», имеющих несколько другие взгляды в теологических вопросах, или попросту говоря еретиков. А так как ереси в то время расцветали, словно грибы после дождя, то в 385 году последовали религиозные гонения на сторонников разных около христианских еретических сект: адамитов, пелагианцев, сиверистов и других. В 438 году при римском императоре Феодосии публикуется так называемый кодекс «Новых законов», известный также как «кодекс Феодосия», принятый на всей территории Римской империи. В этом кодексе помимо разных других законов закрепляется институт борьбы с ересью, а также провозглашается смертная казнь для всех еретиков и вероотступников. По сути «кодекс Феодосия» стал началом официального законодательного закрепления инквизиции как религиозного органа по борьбе с еретиками. Средневековая инквизицияС падением Римской империи, нашествием гуннов, великим переселением народов, многим стало не до теологических вопросов, и об активности инквизиции в переходной период от античности к средневековью известно мало. Но уже с наступлением средних веков деятельность инквизиции возродилась с новой силой. Как мы знаем церковь в средневековье обладала огромным влиянием, и была, в какой-то степени параллельным государством. Власть папы римского, главы католической церкви часто была сильнее власти светских королей, и когда возникали конфликты, между папой и королем (а они возникали), то папа мог попросту «отлучить» строптивого короля от церкви, что было чревато для последнего весьма неприятными последствиями. Обладая большой политической силой и будучи фактически параллельным государством, в котором не имели власти светские правители, церковь, как всякое государство, нуждалась в своей спецслужбе, такой спецслужбой и стала «святая инквизиция». В 1184 году папа Луций III наделяет монахов нищенствующих орденов, прежде всего доминиканцев и францисканцев, особыми полномочиями – разыскивать и разоблачать еретиков, и предавать их светскому суду. Таким образом, доминиканцы и францисканцы стали главным оплотом средневековой инквизиции. Особенно доминиканцы, которых еще называли «ищейками Божьими», или «псами Господними», так как у них на эмблеме была изображена сидящая на раскрытой книге собака с факелом в зубах. Эмблема доминиканцев. Но первое время власть и сила монахов-инквизиторов была не такой и большой, так как уличенного в ереси человека они обязаны были передать светскому суду, а обычные судьи довольно равнодушно относились к своим новым и не приносящим прибыль обязанностям. Но все изменилось при правлении следующего папы Иннокентия III (1198 год), при котором инквизиция значительно увеличила свою власть и стала сама вершить суд, а также применять пытки при своих дознаниях. Тут следует заметить, что пытки как метод дознания были весьма распространены в средние века и применялись не только инквизиторами, но и светской властью в сугубо светских вопросах. Во время правления папы Иннокентия III на юге Франции активно расцвела так званая «катарская ересь». Катары и альбигойцы, представители еретических христианских сект, призывали откинуть власть папы и вернуться к благочестию ранних христиан. Их деятельность повлекла за собой альбигойский крестовый поход и активное преследование инквизиции, которая с этого времени начала активно применять жестокую практику «аутодафе» – сжигание «неверных еретиков» на костре. Наряду с живыми людьми инквизиторами активно сжигались и книги, которые, по их мнению, содержали «еретические учения». Следующий за Иннокентием III папа Григорий IX, бывший большим ревнителем чистоты веры, в 1231 году учредил официальную папскую инквизицию, которая стала одним из официальных органов католической церкви. Это интересно: а знаете ли вы, что инквизиция официально существует и по настоящее время, сейчас она носит название «Священная конгрегация доктрины веры». Как и в средневековье, главным ее заданием является борьба за чистоту веры, но уже отнюдь не средневековыми методами. Папа Григорий IX. Именно при нем инквизиция стала неотъемлемой составной частью официальной католической церкви, ее особенной спецслужбой, борющейся с подрывающими авторитет церкви, еретиками. Жертвы инквизицииВ XIII веке деятельность инквизиции достигает своего апогея. Жестоко преследуются все, кто хоть в чем-то не согласен с официальным учением церкви. В 1245 году Ватиканом издается папская булла, наделяющая инквизицию правом «на взаимное прощение прегрешений». Иными словами, все, что делается инквизиторами, включая пытки и убийства, считается «безгрешным». В 1252 году папа Иннокентий IV дает официальное право инквизиторам применять пытки. Впрочем, пытки активно применялись и до этого, да и не только инквизиторами (времена были так себе, средние). В 1302 году инквизицией преследуется Данте Алигерье, за осуждение жесткости церковных трибуналов и критику папской политике. Спасаясь от инквизиторов, Данте был вынужден покинуть родные месте и жить в изгнании, был заочно приговорен в сожжении на костре. В 1415 году на костре по объявлению в ереси сожжен выдающийся чешский проповедник Ян Гус. Ян Гус критиковал современную ему католическую церковь, папскую власть и особенно практику торговли индульгенциями. Его сожжение вызвало гуситское восстание в Чехии, и последовавшие за этим гуситские войны. В 1435 году на костре была сожжена национальная героиня Франции, «Орлеанская дева», Жанна Д’арк, по обвинению в колдовстве, как ведьма. В 1600 году в Риме по обвинению в ереси был сожжен ученый и мыслитель Джордано Бруно, чьи научные взгляды на природу мироздания никак не вписывались в средневековые догмы. Это лишь малая часть выдающихся людей, которые подвергались преследованиям инквизиции на протяжении ее многовековой истории. Суд инквизиции. Испанская инквизицияОтдельного упоминания заслуживает испанская инквизиция, которая считается самой жестокой и одновременно самой длительной. Последний казненный еретик в Испании был некто учитель-вольнодумец из Валенсии Каэтано Антонио Риполь. Его казнь состоялось 26 июля 1826 года (!). То есть это уже просвещенный XIX век, когда в других европейских странах (Англии, Франции) во всю шел научно-технический прогресс, развивалось книгопечатание, строились заводы и фабрики, делались научные открытия и важные изобретения, в Испании еще царило вполне себе мрачное средневековье, с инквизиторами и пытками. (Есть отличный художественный фильм об этом последнем периоде испанской инквизиции – «Призраки Гойи») Апогей деятельности испанской инквизиции приходится на XV век, период реконкисты. Как мы знаем, территория Испании долгое время была занята маврами-мусульманами, и вместе с ними там, на протяжении веков процветала еврейская община. Лишь в XV веке христиане смогли окончательно вытеснить мавров с испанской земли. Во время правления католической королевской семьи короля Фердинанда II Арагонского и королевы Изабеллы I Кастильской (1451-1516) начинается активное преследование испанских мусульман и евреев. Помогает им в этом деле испанская инквизиция, особенно в лице легендарного и фанатичного инквизитора Томазо де Торквемадо, бывшего личным духовником испанской королевы. Томазо де Торквемадо – злой гений испанской инквизиции. Главными жертвами Торквемадо стают испанские мусульмане и евреи, к которым тот пылал лютой ненавистью (по уровню антисемитизма с Торквемадо может сравниться разве что Адольф Гитлер). Всем мусульманам и евреям было приписано либо навсегда покинуть Испанию, либо же принять христианство. Нашлось немало тех, кто номинально принял христианство, но продолжил в тайне исповедовать прежнюю веру – мусульманство или иудаизм. За поиск таких скрытых иноверцев: маранов и морисков, как их называли, особенно взялась испанская инквизиция. Костры крещеных евреев и арабов запылали по всей Испании. По подсчетам историков, жертвами Торквемадо стали около 8800 человек (в основном арабов и евреев). Что же касается королевской четы, правившей в то время Испанией, то они во всем содействовали своему инквизитору, так как их казна изрядно пополнялась имуществом сожженных евреев, среди которых было много богатых купцов. Порой под жернова испанской инквизиции могли попасть даже испанские дворяне, чем-то неугодные королевскому двору. По сути Торквемадо превратил инквизицию в изощренную машину террора, служащую для укрепления политической власти. Жесткость Торквемадо и испанской инквизиции поразила даже самого папу римского, который отправил в Испанию своего легата, с целью немножко угомонить не в меру ретивого инквизитора. Но Торквемадо оказался не только жестоким фанатиком, но, к сожалению и неплохим политиком и дипломатом. Папскому легату ничего не удалось добиться, а испанская инквизиция стала фактически независимым органом даже от папской власти. Молот ведьмЖертвами инквизиции в средневековье были не только еретики с отличными теологическими взглядами, но и так званые «ведьмы», по сути, обычные женщины, по причине злой судьбы, обвиненные в «колдовстве». Хотя часто «ведьмы» становились не столько жертвами инквизиции, сколько просто обычного человеческого невежества и тотальной безграмотности жителей средневековья. Когда случалась какая-то беда, к примеру, падеж скота, неурожай, засуха, или эпидемия чумы, средневековому обывателю необходимо было найти некого «козла отпущения», того кто несет ответственность за свалившиеся несчастья. Часто такими «козлами отпущениями» делали «ведьм», обычно умных женщин, сведущих в действии трав, снадобий и т. д., или просто странных женщин, чем-то не вписывавшихся в средневековое общество. В 1437 году немецкими инквизиторами-доминиканцами Генрихом Крамером и Якобом Шпренгером был написан трактат по демонологии «Молот ведьм», в котором давались рекомендации и руководства по выявлению потенциальных ведьм и доказательств их виновности в колдовстве. Обложка лионского издания «Молота ведьм». Так получилось что «Молот ведьм» стал «настольной книгой» инквизиторов, занимающихся «ведовскими процессами». Но даже среди церковных иерархов этот труд вызвал немало споров, и даже были те, кто открыто осудил «Молота ведьм» и его авторов. Чаще всего «ведьмы» ставали жертвами не инквизиторов, (чьи заботы были все-таки больше в поиске еретиков, представляющих реальную угрозу для церкви, чем какими-то деревенскими ведьмами-колдуньями), а просто невежественных односельчан, стремившихся в происках ведьмы найти объяснение своих несчастий. Бытует глупый стереотип, будто в Западной Европе инквизиция сжигала всех красивых женщин по обвинению в том, что они ведьмы. На самом деле этот стереотип не имеет ничего общего с исторической реальностью. Инквизиторы не занимались массовым преследованием ведьм (в отличие от еретиков), были лишь единичные случаи, когда женщина сжигалась как ведьма именно «святой инквизицией». Самый знаменитый такой случай – это сожжение Жанны Д’арк, но то был больше политический процесс, расправа англичан при помощи инквизиции над героической француженкой, которая смогла их победить, а обвинение Жанны в ведовстве был не более чем повод к расправе (а позже французы и вовсе признали ее святой). Более того, член инквизиции некий Алонсо Фриас де Салазар в 1611 году заявил, что ведьм и колдунов не существует, а все кто утверждает обратное суть еретики. Обычно «ведьм» сжигали или топили или просто убивали либо собственные односельчане, либо же светский суд, не имеющий никакого отношения к инквизиции, а самый громкий процесс над ведьмами, известный как «Салемская охота», и вовсе произошел в протестантской Америке в 1692-1693 году. Окончание инквизицииС приходом реформации и просвещения влияние инквизиции постепенно стало уменьшаться. Дольше всего, как мы уже знаем, просуществовала инквизиция в Испании. Лишь в 1834 году испанская королева Мария-Кристина Бурбонская подписала указ об окончательном упразднении инквизиционного трибунала. Как часть католической церкви инквизиция существует и сейчас под названием «Священная конгрегация доктрины веры». В 2005 году папа римский Иоанн Павел II принес покаяние от лица католической церкви за все грехи религиозной нетерпимости совершенные инквизицией за время ее существования. Салемские ведьмы 8 февраля 1692 года доктор, осмотревший двух девочек, заболевших странной болезнью в американском городе Салем, объявил, что они одержимы дьяволом. С этого момента начинается история процесса над салемскими ведьмами — на современный взгляд дикая и несуразная смесь человеческой глупости, подлости и жестокости. Девятнадцать человек были повешены и один старик раздавлен камнями, потому что в те времена и в том месте жили добропорядочные и чистые духовно (по их мнению) люди. Чтобы лучше понять, что происходило в головах людей в те трагические времена, немного расскажем о самом месте действия. В 1626 году рыбаки-колонисты основали на территории нынешнего штата Массачусетс городок Салем. Уже по названию можно понять, какие надежды были возложены на этот город, ведь так он был назван в честь Иерусалима, священного города для христиан. Населяли его радикальные протестанты-пуритане, которым в старой Англии жить было не слишком комфортно из-за гонений, и которые прибыли в новые земли с мечтой наконец-то основать место, чистое от пороков. Так как жившие в этих местах индейцы были язычниками, пуритане считали эти территории землей дьявола, в которой они наконец смогли зажечь свет истинной веры. Пуритане отличались религиозным фанатизмом, храбростью, упорством, уверенностью в своей исключительности и «избранности», аскетизмом и расчетливостью в экономических вопросах. «Тот, кто страдает, побеждает» — был их девиз. Ко времени описываемых событий они успели проявить еще и склочность, постоянно враждуя между собой, а также жадность, так как управлял их общиной избираемый пастор, которому горожане совместно платили зарплату. А горожане Салема проявляли особенную прижимистость, да такую, что два пастора ушли с должности, проработав всего по два года — настолько плохо им платили. В семье же третьего, Самуэля Пэрриса и произошло то, с чего началась салемская охота на ведьм. Заболевшие девочки и пирог на основе мочи — тучи сгустились над Салемом Дом, в котором все началось. В конце января 1692 года, в семье Самуэля Пэрриса произолшо несчастье — его девятилетняя дочь Элизабет и одиннадцатилетняя племянница Эбигейл Уильямс заболели. Причем болезнь начала проявлять себя странным образом: девочки катались по полу, их тела принимали странные позы, а когда пастор начинал читать над ними молитвы — убегали или затыкали уши. Доктор Уильям Григгс, основываясь на работах знаменитого бостонского богослова Коттона Мэзера, решил, что происходящее с девочками — это происки дьявола. Их соседка, Мэри Сибли решила помочь — она приказала рабу пастора изготовить колдовской пирог — смешать муку и мочу больных девочек, а потом скормить его собаке — считалось что от этого наводившей порчу ведьме станет плохо. Пастор, узнав об этом, был в шоке и отчитал Мери, сказав что использование таких средств — это борьба с дьяволом с помощью дьявола. Болезнь не прекращалась, тем более чуть позже заболели еще несколько девочек, а сами Элизабет и Эбигейл стали утверждать, что их кто-то колол иглой. Подозрение тут же пало на Титубу — еще одну рабыню пастора, которая была привезена с острова Барбадос, сама же была или индианкой или африканкой. К тому же, девочки утверждали, что она рассказывала им истории о колдовстве и учила гадать на будущего мужа. Титубу и еще двух женщин — по странному стечению обстоятельств оказавшихся нищенкой и женщиной, ведущей тяжбу с пастором — арестовали. Под давлением Титуба начала рассказывать, что обучала девушек гаданиям, которым ее научила ее госпожа с Барбадоса, а затем начала указывать на других своих сообщников — скорее всего, чтобы избежать наказания. Кстати, ей это частично удалось — после окончания всех процессов ее выкупил из тюрьмы неизвестный. И тут началось самое страшное — люди как будто взбесились. Те, на кого указывали девочки, попадали в тюрьму и под пытками и давлением оговаривали себя и других людей. Четырехлетняя девочка, дочь арестованной нищенки, оговорила себя, чтобы попасть к матери в тюрьму, и вышла оттуда уже инвалидом. Женщина, которая прилюдно усомнилась в правдивости доказательств на основе утверждений подростков, также была заподозрена в колдовстве и брошена за решетку. А доказательства были самые неопровержимые — девочки утверждали, что к ним во сне приходят призраки людей и мучают их — и указывали на этих людей. При этом в общине разгорелся религиозный спор: мог ли дьявол использовать образы этих людей без их ведома, или нет? Большинство решили, что не мог, и значит те, в чьем облике он приходил к девочкам, виновны. В качестве доказательств вины использовали такую проверку: подозреваемую с завязанными глазами подводили к девочкам, когда у них начинались припадки, и если от прикосновения женщины, они успокаивались — значит она ведьма. А самое интересное, что когда мать одной из девочек спросила ее, зачем та врет про соседей, та ей напрямую ответила, что для развлечения, но позже, испугавшись, снова начала рассказывать про колдовство. Звучит безумно, но главой ковена ведьм объявили местного священника, пастора Джорджа Берроуза. И хотя он уже на виселице смог пройти проверку — прочитать по памяти молитву без запинки (считалось что одержимый дьяволом обязательно запнется) — палачи не дали ему шансов, сказав что это сам дьявол в виде черного человека стоял у него за спиной и помогал читать молитву. Но самый дикий момент всей истории — случай с восьмидесятилетним Жилем Кори. Этот старик сам по себе не был символом добродетели — он был женат трижды, и уже был под следствием за то, что до смерти забил палкой своего слугу, когда тот украл у него яблоко. Да и когда посчитали ведьмой его третью жену, он не особо возражал. Но внезапно судьба обернулась к нему темной стороной — его самого обвинили в колдовстве. Жиль Кори. И тут старик показал, что характер у него конечно отвратный, но он отказался оговаривать себя или родственников, так как тогда считалось, что у умершего без доказательств вины нельзя отобрать собственность. И тогда специально для него использовали пытку камнями. Его положили на пол, и навалили на грудь огромные камни, ожидая что он от боли начнет признаваться. Но старик только кричал: «Больше камней!», видимо так стараясь приблизить свою смерть. Через два дня он умер и последними его словами по разным версиям было либо «Больше камней!», либо «Будьте вы прокляты. Проклинаю тебя и Салем!». После смерти старика его тело было похоронено в безымянной могиле, а по легендам, его призрак появляется в городе перед большими несчастьями, как например, перед ужасным пожаром в 1914 году. А должность шерифа, все по тем же легендам, с той поры стала проклятой. Охота на ведьм выплеснулась и за пределы Салема, девочки даже ездили в другие города, чтобы там находить одержимых дьяволом. Но все резко закончилось, когда они указали на жену губернатора — тот сразу приказал прекратить преследования и отменил суды. А чуть позже жертвы были реабилитированы. Всего за время процессов были повешены 14 женщин и 5 мужчин, один старик был задавлен камнями, 5 человек умерли в тюрьме и от 175 до 200 были посажены за решетку. Сами же девочки никак не пострадали из-за своих действий. Лишь одна из них, Анна Путнам, через 14 лет написала покаянное письмо, утверждая что была одержима дьяволом и оговорила людей. Но и тут ей ничего не было. В чем же причина всех этих событий? Ученые сейчас выдвигают множество версий: и хлеб, зараженный спорыньей, и особый вид энцефалита, при котором возможны галлюцинации, точного ответа нет. Хотя до конца непонятно, что послужило спусковым крючком. Но вот то, что потом эстафету приняла человеческая жадность, глупость и необразованность — можно утверждать смело. |