Молот ведьм и преследование колдовства в Европе. Доклад Молот ведьм. Трактат молот ведьм ипреследование колдовства в средневековой европе
Скачать 61.5 Kb.
|
ТРАКТАТ «МОЛОТ ВЕДЬМ» И ПРЕСЛЕДОВАНИЕ КОЛДОВСТВА В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕ Якубовский В.Д. (г.Гомель, ГИИ МЧС Республики Беларусь) Ворожеи не оставляй в живых Исход: глава 22, стих 18 Наказание за использование вредоносной магии издавна использовалось человечеством. Примером тому может быть свод законов вавилонского царя Хаммурапи, где за колдовство полагалась смерть. Наиболее известными и упоминаемыми событиями подобного рода стала «охота на ведьм» в cредневековой Европе, жертвами чего стали десятки тысяч человек. Судебные процессы против ведьм распространялись волнами, тесно связанными с кризисными явлениями, — неурожаями, войнами, эпидемиями чумы и сифилиса, которые порождали отчаяние и панику и усиливали склонность людей искать тайную причину несчастий. По мнению историков, в конце XVI века число процессов резко выросло из-за демографического и экономического кризисов. Увеличение численности населения и долговременное ухудшение климата в течение этого столетия наряду с притоком серебра из американских колоний привели к революции цен, голоду и росту социальной напряженности [1]. «Настольной книгой» католических инквизиторов и протестантских блюстителей веры в течение долгого времени был трактат «Молот ведьм» (нем. Hexenhammer), написанный в 1486 году Генрихом Крамером (латинизированный вариант имени — Генрикус Инститор) в соавторстве с Якобом Шпренгером. В этом труде были подробным образом рассмотрены способы ворожбы, тёмные ритуалы, методы расследования магических преступлений и юридический аспект преследования [1]. Полное латинское название переводится как «Молот Ведьм, уничтожающий Ведьм, и их ереси, подобно сильнейшему мечу». Слово «малефика», переведённое здесь как «ведьма», — широко распространённый средневековый термин, обозначающий именно зловредную колдунью (вредящую людям по наущению Сатаны). Родственный термин «малефиций» (maleficium) означает преступление, злодеяние, в особенности, связанное с колдовством. Заглавие подчёркивает женскую сущность чародейства, так как слово «малефик» приводится именно в женском роде.[3] Особое место «Молота» среди подобных книг было обусловлено несколькими причинами: схоластическим авторитетом авторов, в особенности, Шпренгера; детальной проработкой процедуры судопроизводства над обвинёнными в колдовстве, снабдившей «как духовных, так и гражданских судей готовыми приёмами пыток, ведения суда и вынесения приговора»; папской буллой Summis desiderantes affectibus Иннокентия VIII, дававшей полное одобрение действиям инквизиции по искоренению колдовства, а также Шпренгеру и Крамеру лично. Эта булла была включена в «Молот Ведьм» в качестве предисловия.[3] В первой части трактата обсуждается необходимость глубокого осознания должностными лицами гнусности колдовства, подразумевающего отречение от католической веры, преданность и поклонение дьяволу, жертвоприношение ему некрещеных детей и плотские сношения с инкубом (распутным демоном, ищущим сексуальных связей с женщинами) или суккубом (демонесса, вызывающая сладострастие у мужчин). Во второй части устанавливаются типы злодейств, совершаемых ведьмами и колдунами, и противодействие каждому из них. Третья часть содержала формальные правила для возбуждения судебного иска против ведьмы, обеспечения её осуждения и вынесения приговора.[3] В средневековой схоластике женщина рассматривается как существо, находящееся на ступень ниже мужчины в духовном плане. Авторы «Hexenhammer» неоднократно на это указывают. «Это [слабость в вере] явствует и из этимологии слова «Femina» (женщина), происходящего от «Fe» (вера) и «minus» (менее). Таким образом слов «Femina» значит имеющая меньше веры. У неё всегда меньше веры «… из-за скверны колдовства, распространяющейся в последнее время более среди женщин, нежели среди мужчин, … женщины имеют недостатки как в душе, так и в теле, и что нет ничего удивительного в том, что они совершают больше позорных деяний; они рассуждают и иначе понимают духовное, чем мужчины» [4]. «…Женщина более алчет плотских наслаждений, чем мужчина, что видно из всей той плотской скверны, которой женщины предаются. Уже при сотворении первой женщины эти ее недостатки были указаны тем, что она была взята из кривого ребра, а именно – из грудного ребра, которое как бы отклоняется от мужчины».[4] Одно из центральных мест изучаемого труда занимает явление сексуальности в различных его проявлениях. Создается впечатление, что сексуальность лежит в основе колдовства. Ведьм обвиняют в совокуплениях с демонами, в снижении полового желания между супругами, в возбуждении греховной страсти, в магическом препятствовании соитию, в «воровстве» половых органов у мужчин, в бесплодии. Стыдливое отношение церкви к сексу, соединённое с религиозностью и суеверностью вылилось в подобного «козла отпущения»: «для распространения своей ереси ведьмы предпринимают многое; они оскорбительно отрицают католическую веру, продают самих себя с телом и душой, передают дьяволу еще некрещеных детей и имеют плотские сношения с инкубами и суккубами» [4]. В этой связи избавление от сексуальных желаний в результате вмешательства божественных сил рассматривается авторами «Молота ведьм» в положительном ключе. Повествуется про одного монаха, руководившего женским монастырём. Когда искушение стало невыносимо, он убежал на несколько дней в пустыню, где ему явились три ангела. С его согласия Божьи посланцы оскопили его, после чего монах почувствовал облегчение. В течение ещё сорока лет он руководил монастырём, не испытывая никакой похоти [4]. Если еретики имели возможность раскаяться в своих заблуждениях и отречься от ложных учений, сохранив при этом жизнь, то колдунов и ведьм в любом случае ожидала казнь: «…они не простые еретики, а отступницы, которые не только отрекаются от веры, но отдаются и телом, и душою демонам, а также присягают ему на верность. Поэтому, если даже они раскаются и обратятся к вере, они не заточаются в пожизненную тюрьму, а предаются смерти». Вместе с тем, здесь авторы книги несколько противоречат себе, т. к. в третьей части книги сказано, что казнь может быть в некоторых случаях заменена пожизненным заключением [4]. В пренебрежении обязательными церковными обрядами инквизиторы видели серьёзную угрозу. Один из признаков, по которому можно определить женщину, продавшуюся «Князю Тьмы» – нарочито неправильное выполнение католических ритуалов (ложь на исповеди; плевки, сквернословие и закрытие глаз на богослужениях). Именно с этого, как правило, начинали соблазнение порядочных христианок ведьмы. Описываются истории, в которых женщины, которые обращались к ведьмам за помощью, получали её лишь в обмен на обещание слушаться указаний некоего духа. На вопрос, что именно надо делать, был ответ: «…немного, нужно только слушаться указаний того духа в отношении некоторых обрядов во время богослужения в церкви или во время исповеди перед священником кое-что замалчивать». [4] Проявление неизвестного средневековым врачам заболевания могло быть сочтено достаточным основанием для поиска подозреваемых. Отделить естественную болезнь от порчи несложно: «Если не старый, здоровый человек сразу будет охвачен болезненным недугом, и врачи не найдут причины заболевания ни в крови, ни в желудке, ни в заразе, ни в отравлении ядовитыми веществами, то после достаточного осмотра они сочтут болезнь порчей, наведенной ведьмой» [4]. В трактате сказано, что чары ведьм бессильны перед судьями. «Они не могут вредить инквизиторам и другим должностным лицам потому, что последние отправляют обязанности по общественному правосудию». Также «взятые под стражу представителями государственного правосудия, теряют искусство своего колдовства» [4]. Почему ведьмы, в большинстве своём, небогаты, если имеют в своих руках великую силу? «Ведьмы не богатеют, во-первых, потому, что они, по воле демона, готовы за самую незначительную мзду осрамить и опозорить Творца, а во-вторых, чтобы своим богатством не обращать на себя внимания» [4]. Одной из главных целей написания «Молота ведьм» является наставление простых священников и инквизиторов в выявлении ведьм по признакам колдовства и организации суда над ними. Судебное дело начиналось в трёх случаях: 1) Если кто-то через суд обвинял другого человека в чернокнижии. В этом случае обвинитель был обязан предъявить доказательства, иначе он наказывался. 2) В случае доноса. Доносчик не был обязан предоставлять доказательства. 3) Если до инквизиторов доходила молва о колдовстве. Это – обвинение путем инквизиции. В этом случае инквизитор начинает действовать не по указанию какого-либо обвинителя, а по своему собственному почину [4]. Следует заметить, что авторы «Молота ведьм» считают, что двух свидетелей для начала дела недостаточно, даже при дурной молве об обвиняемом. Однако «отлученные, а также участники колдовских преступлений, лишенные прав, преступники и крепостные против своих владетелей могут допускаться к свидетельству во всех религиозных процессах. Еретики могут свидетельствовать против еретиков, а ведьмы против ведьм. Допустимы к свидетельству также; супруга, сыновья, домочадцы». Даже клятвопреступники могли давать показания [4]. Перед началом пытки обвиняемый раздевается. Если это женщина, то она раздевается надежными почтенными женщинами. Это делается для того, чтобы исследовать, не вшито ли в ее одеяние какого-либо орудия ведьм, как это ими часто совершается по наущению беса, когда они пользуются членами тела некрещеного мальчика. До тех пор пока, орудия пытки готовятся к действию, судья от своего имени и от имени других уважаемых мужей и ревнителей веры снова предлагает обвиняемой добровольно признаться. Если она упорствует, то она передается палачам, которые и начинают пытку. По просьбе кого-либо из присутствующих пытка на время прекращается, и обвиняемый снова увещевается сказать правду. При этом ему обещают, что он не будет предан смерти, если сознается. Допрос во время пыток записывается нотариусом. Судье следует также позаботиться о том, чтобы заключенный все время между пытками был под наблюдением стражи, дабы подсудимый не наложил на себя руки, повинуясь бесам. Долгое сопротивление пыткам могло быть рассмотрено как дьявольская помощь [4]. После всех мероприятий, как было сказано выше, обвиняемая (обвиняемый), как правило, предавался смерти. Было ли что-либо подобное в русском православии? Американская исследовательница Валери Кивельсон полагает, что истерия в отношении ведьм не коснулась России во многом из-за особого отношения к человеческому телу в восточном христианстве в отличие от католичества и тем более протестантизма. В России не было теологической теории колдовства, и оно не было окрашено в сексуальные тона. В ходе русских колдовских процессов о дьяволе речь заходила очень редко. Хотя православие унаследовало иудео-христианское представление о женщине как сосуде греха, оно не приняло идеи падения Адама и первородного греха как основы христианского учения. Последствия были огромны: если для католицизма грехи плоти — основной порок и причина падения мужчины, а протестантизм относится к плоти как к косному «носителю» души, то в православии плоть воспринимается не как неизбежное зло, а скорее как благо, освященное воплощением Спасителя. Православные теологи были меньше поглощены идеей греховности плоти, чем их западные коллеги, и, соответственно, женщина как телесное существо беспокоила и пугала православных христиан меньше [1]. Важно и то, что в России уголовное законодательство в отношении колдовства в допетровскую эпоху не было развито, а Петр I своим указом 1715 года против кликуш, обвинителей колдунов, раз и навсегда перекрыл канал доносов. Православные священники были осторожны в своих проповедях на тему колдовства и порчи, в которые, безусловно, верили русские крестьяне и горожане, и стремились препятствовать народным самосудам над колдунами. К тому же православие не испытало того глубокого кризиса, который вылился на Западе в Реформацию и привел к затяжной эпохе религиозных войн [1]. Тем не менее, не стоит забывать, что во все времена человечество было увлечено мифами, будь-то религиозными, политическими или какими-то ещё. Вследствие этого люди пытаются зорко высматривать в своих рядах врагов и предателей. В XX веке выражение «охота на ведьм» получает иной смысл, не связанный с породившим его историческим периодом. Оно стало использоваться как образное обобщенное название кампаний по дискредитации каких-либо социальных групп по политическим или иным мотивам (например, евреев, коммунистов или вообще любой оппозиции к власти) без должных на то доказательств и оснований. Обычно такие кампании выступают средством для решения определенных политических задач и заключаются в манипулировании общественным сознанием посредством СМИ [2]. Следует обратить внимание на тот факт, что под явлениями колдовства могли скрываться феномены, которые в XX веке принято называть экстрасенсорными. Явления такого рода, как магия, телекинез, пирокинез, ясновидение, левитация и т.д., известны большому количеству людей. Кто-то приписывает подобные явления Богу, кто-то чёрту, а кто-то особым возможностям человека. По всей видимости, не существует колдовства, как проявления мистики, а существуют явления, которые недостаточно изучены. Мы живем в эпоху, которую принято называть веком науки. В настоящее время активно проводятся исследования способностей человека, которые не вкладываются в рамки «классических» представлений. Поэтому сложно ответить, с какими явлениями сталкивались средневековые инквизиторы. Было ли это проявлением сверхъестественных сил, либо - лишь иллюзиями, порождёнными воображением «охотников»? Вопрос останется открытым до настоящего времени. Список литературы Молот ведьм. Рубрика «Загадки истории». Журнал «Вокруг света» [Электронный ресурс]. – 2004.- Режим доступа: http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/415/. – Дата доступа: 20.11. 2013. Охота на ведьм. Свободная энциклопедия «Википедия» [Электронный ресурс]. – 2012.- Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Охота_на_ведьм. – Дата доступа: 21.11. 2013. Молот ведьм. Свободная энциклопедия «Википедия» [Электронный ресурс]. – 2013.- Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Охота_на_ведьм. – Дата доступа: 21.11. 2013. Молот ведьм. Большая онлайн библиотека «E-reading» [Электронный ресурс]. – 2013.- Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Охота_на_ведьм. – Дата доступа: 24.11. 2013. Демоны Жанны Д’Арк. Рубрика «История». Журнал «Вокруг света» [Электронный ресурс]. – 2012.- Режим доступа: http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/7961/. – Дата доступа: 20.11. 2013. |