Главная страница

история. История. История исторической мысли основные вехи (vi в до н э. Xix в.) Геродот отец истории. Жил в Античной Греции, в 6 веке до н э. Понимал под историей


Скачать 33.27 Kb.
НазваниеИстория исторической мысли основные вехи (vi в до н э. Xix в.) Геродот отец истории. Жил в Античной Греции, в 6 веке до н э. Понимал под историей
Анкористория
Дата04.12.2022
Размер33.27 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаИстория.docx
ТипЛекция
#826822

Лекция 1

История исторической мысли: основные вехи (VI в. до н. э. – XIX в.)

Геродот – отец истории.
Жил в Античной Греции, в 6 веке до н.э. Понимал под «историей» весь свод знаний о природе.

Считал историком человека, который расспрашивает путешественников, «распознает» мир.
Долгое время для греков история оставалась жанром искусства, которому покровительствовала одна из девяти муз – Клио

В 4 в. до н. э. Аристотель предпринял первую классификацию научный знаний. Он отделил историю от поэзии и театра.

Жил в Афинах, в 4 веке до нашей эры. Был учеником Платона и воспитателем Александра Македонского.
Средневековье
Теоцентризм – картина Мира, основанная на представлении о едином Боге, источнике всего сущего.
Линейное время - представление о времени, исходящем из определенной точки (рождение Иисуса), и развивающегося до другой точки (конец Света) с определенной божественной целью.

Возрождение (Ренессанс)

Антропоцентризмкартина мира, в которой человек является центром мироздания и целью развития.

Гуманизмидея человека как высшей ценности, имеющей право на свободу, личное достоинство и реализацию своих возможностей.

Новое время

Дж. Вико выделял 3 типа эпох: религиозную, героическую, гражданскую

Исторический циклизм представление о круговороте времен в котором без существенных изменений повторяется определенная закономерность смены эпох.

Эпоха Просвещения 18 век

В эту эпоху складывается понимание истории, близкое современному:

  • История как само прошлое человечества

  • История, как рассказ об этом прошлом

МОГУТ ЛИ ЭТИ ДВА ТОЛКОВАНИЯ СОВПАДАТЬ?

Эпоха романтизма

  1. Историки – романтики идеализировали Средневековье;

  2. Отрицали революционный опыт истории;

  3. Обогатили историческую науку описанием исторической конкретики.

История – учительница жизни

В 19 веке история изучает не только западную, но и другие человеческие культуры.

Социализм – это учение, призывающее к построению справедливого общества на основе равного доступа к собственности и ресурсам

Позитивизм – принцип позитивизма утверждает возможность полного познания мира в результате накопления объективных фактов и развития специальных наук. Основоположником позитивизма являлся Огюст Конт

Релятивизмпринцип релятивизма утверждает относительность всех результатов познания. Развитие науки опровергает предшествующие научные концепции, или включает их как частный случай в более сложную картину мира. ОсновоположникАльберт Эйнштейн.

Баденская школаобосновывала «идеографическую» субъективную природу гуманитарного знания как знания об уникальном и требующем сопереживания, в отличие от «номотетических» знаний точных и естественных наук, имеющих измеряемый и закономерный характер. Основоположник – Генрих Риккерт

Проблемы методологии и развитие исторической мысли в 20 веке

Методология истории

Методология истории изучает природу, принципы и методы исторического познания, выполняя функции своеобразной самокритики исторической науки.

Принципы исследования – это способы истолкования материала, принятые в науке подходы к изучению истории.

Методы исторического исследования – это специальные приемы научного исследования применяемые в истории (метод документальной критики, статистический и др.).

Категории исторического познания

  • Историческая закономерность (причинно-следственная цепь, сложившаяся объективно);

  • Историческая необходимость (ведущая тенденция развития);

  • Историческая случайность (индивидуальные, уникальные причины событий).

  • Альтернативность в истории (признание многообразия исторического процесса, в котором есть ряд возможностей развития тех или иных событий, одна из которых воплотится в действительность.)

Впервые вопросы общей теории и методологии истории были сформулированы в специальном курсе лекций Иоганна Дройзена в 1857 г.

Особое значение в создании новой исторической дисциплины имели впоследствии труды российских историков: Н.И. Кареева, В.О. Ключевского, Д.М. Петрушевского, Р.Ю. Виппера, А.Н. Савина, Е.В. Тарле, А.С. Лаппо-Данилевского. Традиция отечественной методологии истории была прервана революцией 1917 года, открывшей эпоху повсеместного насаждения марксизма.

Лишь в 1950-е гг., появляется новое поколение специалистов (М.А. Барг, А.И. Данилов, А.Я. Гуревич и другие), доказывающее, что исторический материализм не может заменить собой дисциплины, изучающей специальные методы исторической науки.

Методы исторической науки

  • Сравнительно-исторический - позволяет производить исторические сравнения, что позволяет выявлять сходства и различия в развитии различных регионов, переживающих сходные исторические процессы, или устанавливать качественные изменения различных этапов развития в одном историческом процессе. Этот метод не может применяться в отрыве от конкретно-исторического, или идеографического метода;

  • Конкретно-исторический (идеографический метод) - предполагает подробное описание каждого рассматриваемого феномена;

  • Метод логического анализа - позволяет анализировать неоднозначные, многослойные и противоречивые исторические процессы;

  • Проблемно-хронологический метод - предполагает деление исторического материала на ряд более узких проблем, изучаемых в хронологической последовательности;

  • Ретроспективный - заключается в исследовании исторического процесса от современного состояния через последовательную возвратную реконструкцию событий и явлений к прошлому;

  • Историко-генетический - предполагает анализ истоков – зарождения и развития изучаемого явления;

  • Историко-типологический метод связан с определенной классификацией изучаемых явлений для облегчения их анализа.

Развитие исторической науки в 20 веке.

Ключевую роль сыграло французское историческое движение, сложившееся вокруг журнала «Анналы социальной и экономической истории» в 1929-1960-х годах. Основоположники – Люсьен Февр, Марк Блок.

Анналисты остро критиковали традиционную позитивистскую «событийную» историографию, которая, по выражению Блока, прозябала «в эмбриональной форме повествования». Они утверждали, что история призвана не просто описывать события, а выдвигать гипотезы, ставить и решать проблемы.

Основную задачу исторической науки Блок и Февр видели в создании всеобъемлющей «тотальной» истории, охватывающей все стороны жизни человека, – «истории, которая стала бы центром, сердцем общественных наук, средоточием всех наук, изучающих общество с различных точек зрения – социальной, психологической, моральной, религиозной и эстетической, наконец, с политической, экономической и культурной».

Решение подобной задачи предполагало широкий контакт и взаимодействие истории с другими науками, прежде всего – науками о человеке.

Стремясь к созданию всеобъемлющей истории, Блок и Февр не придерживались однородных объяснений исторического процесса. На первый план в их объяснении выступали географическая среда и рост населения, развитие техники и экономики, коллективное сознание – ментальность.

Нередко именно ментальность представала как ведущее начало, поскольку все явления общественной жизни осуществляются, проходя через сознание и субъективную психологическую мотивацию человека, а история всегда понималась Февром и Блоком как «наука о человеке», «наука о людях» – «единственных подлинных объектах истории».

Среди последователей Блока и Февра выделяют уже четыре поколения «школы Анналов». Это течение исторической мысли называют еще «nouvelle histoire» – новая история.

Основные черты истории в 20 веке.

  1. Целью исторического исследования является человек, а не глобальные философские концепции;

  2. Расширяется предмет истории: историки исследуют любые фрагменты прошлого, что связано с человеком. Происходит сближение с другими науками.

  3. Завоеваны новые тематические области, такие, как история ментальности, социальная и культурная истории.

ГЛОССАРИЙ

Альтернативность в истории – существование различных, в т. ч. исключающих друг друга возможностей развития общества, каждая из которых может стать в действительностью и быть реализованной в исторической практике.

Историческая закономерность – причинно-следственная событийная цепь, сложившаяся на основе объективных предпосылок и условий.

Историческая необходимость – ведущая тенденция развития общества, коренящаяся в объективных условиях, но не являющаяся неизбежностью.

Историческая случайность – уникальные, индивидуальные причины событий, способные нарушить закономерный ход событий.

Исторический источник – предмет,  несущий в себе сведения о прошлом. Источники могут быть письменными, археологическими, этнографическими, лингвистическими и др.

Лингвистический поворот – явление в философии XX в., связанное с переосмыслением понятия и роли языка. В исторической науке лингвистический поворот привел к переосмыслению значения фактов, т.е. к осознанию того, что все исторические факты, прежде всего, представлены в языке, который является производителем истины не в меньшей степени, чем сама историческая реальность. Это потребовало формирования новых подходов в исторических исследованиях.

Методология истории – специальная историческая дисциплина, которая изучает природу, принципы и методы исторического познания.

Методы исторического исследования – специальные приемы научного исследования, применяемые в истории.

Позитивизм – философское учение и направление в методологии науки, возникшее в XIX в., определявшее объектом науки только общее в изучаемых явлениях, а целью науки – установление фактов (в их прямом восприятии) и разработку законов, путем обобщения фактов посредством индукции. В истории с точки зрения позитивизма факты присутствуют в готовом виде в источниках, и каждый из них может быть установлен и исследован без связи с другими. Задача историка в том, чтобы обнаружить факты, а затем выстроить прочное здание исторической концепции, причем все субъективные моменты, связанные с точкой зрения исследователя и оценкой факта, должны быть исключены.

Принципы исторического исследования – исходные способы истолкования исторического материала, принятые в науке подходы к изучению истории. Фундаментальный принцип – принцип историзма – понимание любого явления в его историческом развитии.

Лекция 2

Исторические источники

Исторический источниклюбое свидетельство, которое представляет интерес для исследователя, поскольку может служить основой для определенного умозаключения о прошлом.

«Введение в историческое исследование» Ш.-В. Ланглуа и Ш. Сеньобоса определяло три основные этапа, которые должен выполнить историк, если он хочет написать настоящую «позитивную» историю.

Сначала необходимо собрать предварительные сведения, для чего нужно владеть основами вспомогательных наук, таких как эпиграфика, палеография, дипломатика, филология, археология. Эти знания замещают изучение литературных и философских моделей, которые ранее определяли характер использования конкретно-исторических материалов.

Затем историк должен последовательно осуществить перечень «аналитических операций» по отношению к собранной документальной базе. Это процедура «внешней критики»

Далее осуществляется переход к «внутренней критике» текстаили герменевтике.

Далее историк переходит к анализу обстоятельств, в которых документ был составлен, и «негативной» верификации тех же самых деклараций автора. Установив свойства документов, исследователь сравнивает их один с другими, что позволяет установить «индивидуальные факты», из которых и состоит база исторического предприятия (на этом этапе исследования необходимо учитывать как общие культурно-исторические условия, так и конкретные «ситуационные» обстоятельства создания источника). 

Третья часть учебника описывала «операции синтеза», которые ведут от критики документа к работе над текстом исследования. Индивидуальные факты, изолированные во время анализа, должны быть сгруппированы. Принципы такой типологии облекают факты рамками шести основных категорий.

Три этапа критики источника:

  • Внешняя критика - восстановить (по возможности) аутентичный текст; произвести критику происхождения, т.е. определить где, когда, кем и в каких условиях он был составлен; затем поместить его в систему других документов, необходимых в данном исследовании;

  • Внутренняя критика - исследователь производит экзамен содержания и «позитивную» интерпретацию того, что хотел сказать автор;

  • Операция «синтеза» - работа над текстом исследования. Основные категории данной типологии:

  • Материальные условия;

  • Интеллектуальные традиции;

  • Материальные привычки;

  • Экономические обычаи;

  • Социальные институты;

  • Общественные организации.

Базовым назначением истории является изучение изменений, ее центральным вопросом – существовал ли в действительности определенный факт, и какую эволюцию он пережил. Историк должен воссоединять фрагменты исторической действительности, используя иногда «конструктивное доказательство», чтобы связать их, восполняя недостающие звенья. Более того, хотя связать все известные факты невозможно, иногда следует разрабатывать «общие формулы», чтобы осмыслить повторяемые явления.

Однако в ХХ веке изучение фольклора у народов, не имевших письменности, принесло доказательство того, что устная история также обладает высокой степенью устойчивости и своими строгими правилами воспроизведения.

В настоящее время для историка источником является любой фрагмент прошлого, несущего информацию о нем. Однако способы его использования в историческом исследовании всецело зависят от тех вопросов, которые формирует каждый исследователь, создавая собственную интерпретацию прошлого.

Типологии исторических источников

По типу фиксации информации:

По типу создания:

  • Письменные;

  • Вещественные;

  • Этнографические;

  • Устные;

  • Лингвистические;

  • Кино-фотодокументы;

  • Фонодокументы;

  • Изобразительные;

  • Цифровые.

  • Законодательные акты;

  • Материалы дело-производства;

  • Сочинения и проекты;

  • Публицистика и периодика;

  • Источники личного происхождения;

  • Статистические материалы;

  • Научные труды;

  • Справочные издания.

Исторические источники:

  1. Намеренные – созданные специально для «увековечивания» определенных событий в памяти потомков (хроники, мемуары, исторические записки);

  2. Ненамеренные (деловые бумаги, повседневная переписка) – созданные без всякого прицела на отдаленное будущее.

Между историком и историческим свидетельством всегда лежит толща человеческого опыта, чужих ожиданий и интерпретаций, что не позволяет ему воспроизвести прошлое таким, «каким оно было на самом деле».

Современное состояние исторической науки

Современное состояние исторической науки – кризис?

Исторические исследования заполнили все мыслимые «тематические» ниши человеческого опыта: последовательно оказались выполненными задачи политической, экономической, социальной, культурной, и, наконец, социокультурной истории.

История = Литература?

История – это текст, она не обладает «серьезными» научными методами и не может претендовать на статус науки, а значит, все ее выводы, претендующие на достоверность и доказательство, не более убедительны, чем фабула любого романа.

Чем история отличается от любого другого рассказа?

Историки заняты на рубеже тысячелетий самой серьезной рефлексией о своих истоках и профессиональных нормах.

Социо-культурная историязанимается культурными практиками, взятыми во всей сложности их цикла реализации, от создания произведения через его усвоение в различных социальных средах до предпочтений публики

История объединяет опыт науки и человеческой жизни, пространство науки и человеческой памяти, заставляя балансировать в вечном поиске равновесия и заново определять главенствующие смыслы в каждом поколении.

История и общество

Научно-познавательная функция истории определяет ее положение среди других наук, способствуя приращению знаний об окружающем мире.

Прогнозирующая функция истории – скорее, побуждать к дискуссии об актуальных проблемах современности, чем предлагать готовые рецепты их предотвращения.

Сумма исторического опыта, хранящегося в памяти народа, выражается понятием «историческое сознание» и вбирает в себя всю совокупность представлений общества в целом, отдельных социальных групп и индивидов о своем прошлом и истории человечества.

Функция социальной памяти обязывает историю воссоздать исторический опыт, собирать память о прошлом, которая во многом формирует духовную среду общества, помогает определить современникам органичное место в смене времен и поколений.


написать администратору сайта