Главная страница
Навигация по странице:

  • Восточные славяне в древности: среда обитания, характер хозяйственной жизни, духовный мир, религия.

  • Для родовых общин

  • Образование древнерусского государства и основные этапы его развития

  • Рюрика

  • 907 г.

  • Игорь

  • Феодальная раздробленность Руси: причины и последствия (

  • Для феодальной раздробленности характерно

  • Последствия раздробленности.

  • В 1237-1240

  • Формирование единого российского государства (конец

  • история ответы. История как наука. Методы и источники изучения отечественной истории. Постоянные факторы истории и их влияние на ход русского исторического процесса


    Скачать 166.4 Kb.
    НазваниеИстория как наука. Методы и источники изучения отечественной истории. Постоянные факторы истории и их влияние на ход русского исторического процесса
    Анкористория ответы.docx
    Дата29.05.2018
    Размер166.4 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаистория ответы.docx
    ТипАнализ
    #19761
    страница1 из 8
      1   2   3   4   5   6   7   8

    1. История как наука. Методы и источники изучения отечественной истории. Постоянные факторы истории и их влияние на ход русского исторического процесса.

    История (от греч. historia) означает повествование, рассказ о прошедшем, узнанном, исследованном. Интерес к истории, исстари существовавший у всех народов, объясняется потребностью человека знать прошлое своей семьи, рода, страны, человечества. Давно признано, что без знания истории невозможно понять настоящее и предвидеть будущее.

    Первоначально предметом истории являлись прославленные герои, правители государств, история царских династий и войн. По мере обогащения исторических знаний изменялись и представления о задачах и предмете науки. История, формируясь как наука, стремится всесторонне отражать прошлое. В процессе изучения прошлого для воссоздания полной его картины историки изучают не только события и факты, но и архивные документы, предметы обихода, природную среду и даже разговорную речь. История, которую мы сейчас изучаем, является историей людей и идей. Жизнь и развитие идеологии неотделимы от истории человечества.

    Анализируя исторические события, историческая наука использует следующие методы:

    1) сравнительно-исторический. Этот метод позволяет выявить общее и особенное в исторических явлениях, а также установить их закономерность, типичность, тенденцию развития;

    2) статистико-математический,который позволяет рассматривать человеческое общество как единую сложную систему взаимосвязей;

    3) структурно-системный, который позволяет устанавливать взаимосвязь социально-экономических, культурных и других явлений общественной жизни;

    4) ретроспективный. Данный метод основан на творческом поиске ученого-исследователя, который в своем поиске идет от более поздних исторических материалов к более ранним, реконструирует прошлое с помощью археологических, лингвистических и других данных.

    Изучение курса «История России» определяется важными социальными функциями истории как науки. Наиболее существенные из них: познавательная, или интеллектуально-развивающая; воспитательная; политическая, или практически-политическая; мировоззренческая.

    Познавательная функция состоит в самом изучении различных сторон, явлений, фактов и событий зарождения и функционирования Российского государства на различных этапах его истории в хронологических рамках с IX по XX в. включительно. Лишь познав историю своей страны, можно понять ее место и роль во всемирной истории.

    Воспитательная функцияизучения прошлого выражена в афоризме древних: «История — наставница жизни». На исторических примерах люди воспитываются в уважении к добру и справедливости, свободе и равенству, другим непреходящим человеческим ценностям. Знание истории Отечества формирует высокие моральные, нравственные и гражданские качества и в то же время помогает разобраться в пороках общества, их влиянии на судьбы стран и народов.

    Политическая функция истории позволяет определить тенденции развития российского общества и государства, на основе теоретического осмысления опыта предшествующих поколений помогает вырабатывать обоснованный политический курс, принимать правильные, оптимальные решения политического характера.

    Мировоззренческая функция истории определяется тем, что ее фактологическая сторона является фундаментом, на котором строится наука об обществе. Знание прошлого вооружает людей пониманием исторической перспективы, формирует подлинно научный взгляд на мир, общество, законы его развития.

    Современная историческая наука органически связана с такими специальными историческими науками, как археология, палеография, геральдика, нумизматика и т.д. Исторические разделы включают все другие науки и виды искусства. Их развитие делает совокупное историческое знание более полным и объективным.


    1. Восточные славяне в древности: среда обитания, характер хозяйственной жизни, духовный мир, религия.

    Предки славян принадлежали к древнему индоевропейскому единству. Постепенно среди индоевропейцев выделились родственные племена, близкие по языку, хозяйственной деятельности, культуре. Одним из них и стали славяне. Позднее в славянском массиве возникают западные (венеды) и восточные (анты) ветви.

    Восточные славяне – это предки русских, украинцев и белорусов, которые расселились на Восточно-европейской равнине в VI–VII вв. Становление государства(политогенез)у них значительно затянулся, что было связано главным образом с тем, что восточные славяне были значительно удалены от тогдашних центров мировой цивилизации. Таким образом, они не могли заимствовать и развить их цивилизационный опыт. Данный самостоятельный путь развития цивилизации в исторической науке принято называть бессинтезным.

    В конце 5 в. расселение славян прекратилось: восточная ветвь пришла на Днепр, постепенно расселясь до оз. Ильмень и верховьев р. Оки.

    Территориально союзы племен восточных славян расселились следующим образом:

    1) племена полян, древлян, дреговичей и северян занимали территорию среднего Приднепровья и Полесья;
    2) волыняне и бужане заселили западную оконечность Русской равнины;
    3) радимичи и вятичи проживали на востоке равнины;
    4) уличи и тиверцы поселились на юге;
    5) союз племен кривичей осваивал нечерноземную зону;
    6) ильменские славяне размещались в северо-западных регионах.

    Почти до самого конца IX столетия у восточных славян оставался в действии родоплеменной строй. Роды восточных славян объединялись в племена, а племена в более крупные образования – союзы племен. Возникновение таких более крупных групп на основе более мелких объясняют зачастую одной важной причиной – ростом населения и, таким образом, острой необходимостью осваивать все новые и новые территории.

    У восточных славян действовала примитивная форма демократии:

    1) все наиболее важные вопросы должны были решаться на родовых или племенных собраниях (вечах);
    2) большой вес имело при принятии тех или иных решений мнение пожилых сородичей – старейшин. В этот же период появляется должность военного вождя (князя), необходимыми атрибутами которого считались особое происхождение, физическая сила и военная доблесть. Князь имел свою дружину воинов, возглавлял племя во время войны. При этом вождь оставался первым среди равных. Часто форму демократии у восточных славян называют «военной демократией».

    Для родовых общин восточных славян было характерно отсутствие частной собственности, все имущество являлось коллективным.

    Хозяйство было еще слабо развито. В основе хозяйства находилось земледелие, которое отличалось примитивным характером, велось без соблюдения севооборота. Восточные славяне использовали несовершенный плуг («рало»). Вместе со скотоводством у восточных славян в VII–IX II вв. были развиты промыслы. В особенности были развиты рыболовство и бортничество (собирательство меда диких пчел). Внутренняя торговля в этот период только зарождалась, хотя уже получила развитие внешняя торговля. Так, например, восточные славяне вели активную торговлю с Византией, древними скандинавами (варягами), народами Востока. Продавали они меха, мед, воск, рабов, а покупали оружие, вина, ткани. Самыми знаменитыми были торговые пути, которые назывались «из варяг в греки» (шел из Балтийского моря в Черное по Днепру) и «из варяг в арабы» (из Балтийского море в Каспийское по Волге).


    1. Образование древнерусского государства и основные этапы его развития

    На рубеже VIII–IX вв. у восточных славян складываются предпосылки для образования государства:

    1) общественное разделение труда;
    2) переход от присваивающего к производящему хозяйству;
    3) появление профессиональных дружин, возглавляемых князьями.

    Таким образом, возникновение государства на Руси – явление исторически закономерное. Большинство историков связывают возникновение древнерусского государства с объединением политических центров в Новгороде и Киеве под единое руководство, осуществленное князем Олегом в 882 г.

    В исторической науке существуют две основные версии о происхождении древнерусского государства:

    1) норманнская теория;
    2) антинорманнская теория.

    Норманнская теория. Историки, придерживавшиеся этой версии, считали, что древнерусское государство было создано норманнами (скандинавскими викингами, которых на Руси называли варягами). Ее суть заключается в следующем: русское государство было создано выходцами из Скандинавии, варягами. В 862 г. славяне пригласили варяжского князя Рюрика с дружиной, он и стал основателем первой русской княжеской династии.

    Теория была широко распространена в XVIII–XIX вв. Авторами ее были ученые: Г. Байер, Г. Миллер и А. Шле-цер. Придерживались данной теории М.М. Щербатов и Н.М.Карамзин.

    Антинорманнская теория. Хотя сам факт пребывания варягов в IX–X вв. на территории Киевского княжества не подлежит сомнению, это не доказывает, что датой образования государства можно считать 862 г. Раннеклассовое государство рождалось всегда в кровопролитной борьбе за власть, поэтому в мировой истории нередкими были случаи «приглашения» какой-то третьей силы. Государственность не является предметом импорта или экспорта. Это закономерный процесс, результат исторического развития. Когда славяне приглашали Рюрика на княжение, они уже имели у себя данную форму власти. Этой теории придерживались и развивали ее: М.В. Ломоносов, И.Е. Забелин, Д.И. Иловайский, М.С. Грушевский, Б.А. Рыбаков.

    Несомненно, первым главой государства историки однозначно признают Рюрика (862–879 гг.). Он передал власть своему родственнику Олегу, оставив его править при своем малолетнем сыне Игоре.

    В 882 г. Олег завоевал Киев, сделав его столицей государства, объединив под своей властью Новгород и Киев. Именно с этого времени можно говорить о существовании на Руси не просто государственности, а древнерусского государства. Затем он покорил древлян, северян, радимичей. Князь установил размер дани, приказал построить оборонительные крепости в степи.

    Олег вел активную внешнюю политику. В 907 г. он подписал договор с Византией о привилегиях для русских купцов. Договор 911 г. регламентировал отношения двух стран по политическим и правовым вопросам.

    В 912 г. к власти пришел сын Рюрика, Игорь. В 945 г. Игоря убивают древляне из-за возложенной на них очень тяжелой дани. Правление Ольги (945–957) характеризуется установлением политических отношений с Византией. Ее сын Святослав (957–972) предпочитает громкую славу воина четкой политической линии правителя, он разгромил Хазарский каганат. Конфликтовал с Византией. Погиб в бою при внезапном нападении печенегов на его лагерь.


    1. Культура Киевской Руси.

    В IХ в. происходит объединение двух славянских центров (Киев и Новгород)  в единое государство –  Киевскую Русь со столицей в Киеве.

    Основными центрами экономического и культурного развития по-прежнему остаются города. С созданием единого государства, усилением внешнеэкономических связей быстрыми темпами развивается ремесленное производство. Киевская Русь славилась  своими  мастерами    в  прикладном, декоративном   искусстве, которые в  совершенстве  владели  различными  техниками: сканью,  эмальюзернью,  чернью о чем свидетельствуют ювелирные украшения.

    Одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития стало принятие христианства в православном  варианте (вторая религиозная реформа). В 988 г. Владимир крестился сам и приступил к крещению Руси, что укрепляло государственную власть и территориальное единство государства, поставило его вровень с другими христианскими странами, связи с которыми значительно расширились, сыграло большую роль в развитии русской культуры.

    Православие внесло серьезные корректировки в общественное сознание.
    Христианство  послужило  мощным  катализатором развития русской культуры, однако, она во  всем   сохраняет   свою  самобытность. Высокого уровня культура Руси достигла уже в XI веке и  до  начала татаро-монгольского   нашествия   была   не  ниже,  чем  в  других христианских западноевропейских странах.

    только в IX   в. был создан первый алфавит. Это исключительной важности событие связано с именами двух византийских миссионеров Кирилла и Мефодия,  родом из македонского города Солуни (солунские братья).  Кирилл (в миру Константин) изучал богословие,  преподавал философию (отсюда:   Константин-философ),  владел  несколькими  языками.  Он  и составил  славянскую  азбуку,  состоящую  из 38 букв (глаголица).  Часть их заимствована из греческого алфавита,  другие были специально придуманы для передачи звуков славянских диалектов. Позже на  основе   греческого   уставного   письма   возникла кириллица,  которая  отличалась  формой букв.  Именно этот алфавит отражал особенности родного языка и был хорошо понимаем всеми.

    При князе Владимире на Руси появились первые школы.

    Книжное искусство пришло на Русь вместе  с  кириллицей.  Была заимствована  система  знаков препинания,  появилось умение делать материал для письма  из  кожи  животных  –  пергамент,  составлять чернила,  краски,  украшать  рукописи  орнаментом и иллюстрациями, выполнять прочные переплеты.  Долгое  время  на  Руси  сохранялась традиция рукописной книги.

    В  начале  XII  века киевский монах Нестор закончил «Повесть  временных  лет».  В  нее  вошли  устные  предания  и  письменные  Киевские и Новгородские летописные своды, относящиеся ко времени  утверждения христианства на Руси.

    С именем Ярослава Мудрого связывают появление первого юридического документа на Руси«Русской Правды». Он написал первые 17 статей, их обычно называют «Древнейшей Правдой» или «Правдой Ярослава». В конце  XI  века «Русская правда» была дополнена  тремя  братьями Ярославичами.

    В собственно  славянских  книгах ярко прослеживаются традиции устного народного творчества.  Русская земля  всегда  была  богата сказками,  пословицами,  песнями,  в  которых сосредоточена веками накопленная мудрость и где можно найти  ответы  на  все  житейские вопросы.

    В X веке устное народное творчество продолжает развиваться  и совершенствоваться.  Появляются былины, которые по праву считаются вершиной устных поэтических произведений.  В характерах их  героев воплощались самые лучшие качества народа. С детства нам знакомые и любимые Илья Муромец,  Добрыня Никитич и Алеша Попович  героически сражались  против воинственных чужеземцев,  защищая русскую землю. Народные поэты фиксировали самые яркие  события  русской  истории.


    1. Феодальная раздробленность Руси: причины и последствия (XII-XIV)

    Причины феодальной раздробленности.Феодальная раздробленность – закономерный этап в поступательном развитии феодализма. Этот процесс внутри Киевской Руси назревал давно. Сам период феодальной раздробленности начался с 30–хгг. XIIв. и продолжался до конца XVв. Феодальная раздробленность стала в этот период новой формой феодальной государственности.

    Для феодальной раздробленности характерно:

    1) повсеместное распространение пашенного земледелия;
    2) совершенствование орудий труда;
    3) крупное боярское землевладение;
    4) рост числа городов (к середине XIII в. на Руси было до 300городов);
    5) господство натурального хозяйства (удовлетворение своих потребностей за счет внутренних ресурсов при слабости рыночных отношений);
    6) усиление политической власти местных князей и бояр

    Главной силой раздробленности Киевской Руси было боярство, поддерживающее местных князей в интересах усиления наступления на права свободных смердов и зависимого населения.

    Вместо некогда единого древнерусского государства появилось полтора десятка самостоятельных государств в границах бывших племенных союзов. Титулом великого князя стали обладать теперь все князья, а не только киевские. Дробление продолжалось делением образовавшихся новых государств на еще более мелкие уделы.

    В период феодальной раздробленности на последующую историю русских земель большое влияние оказали Владимиро–Суздальское, Галицко–Волынское княжества и Новгородская республика.

    Последствия раздробленности.Являясь закономерным явлением, раздробленность способствовала динамичному экономическому развитию русских земель: росту городов, расцвету культуры. С другой стороны, раздробленность привела к снижению оборонного потенциала, что совпало по времени с неблагоприятной внешнеполитической ситуацией.

    К началу XIII века помимо половецкой опасности (которая снижалась, так как после 1185 года половцы не предпринимали вторжений на Русь вне рамок русских междоусобиц) Русь столкнулась с агрессией с двух других направлений. Появились враги на северо-западе: католические немецкие Ордена и литовские племена, вступившие на стадию разложения родоплеменного строя, угрожали Полоцку, Пскову, Новгороду и Смоленску.

    В 1237-1240 годах произошло монголо-татарское нашествие с юго-востока, после которого русские земли попали под власть Золотой Орды.


    1. Борьба русского народа за независимость в XIII-XIV

    XIII в. стал временем тяжких испытаний для русского народа и его нарождающейся государственности. Географически расположенная на стыке Европы и Азии, Русь оказалась одновременно меж двух огней. С севера продолжались попытки захвата русских городов и земель потомками варягов - шведами. Положение еще более усугубилось с появлением на западных границах немецких рыцарей, развернувших активную военно-колонизационную деятельность в Прибалтике. А с восточных степей тем временем накатывалась новая волна кочевников - монголо-татар, врагов более страшных, сильных и жестоких, нежели их предшественники - печенеги и половцы.

    Причины агрессии.

    Русь была ослаблена монгольским нашествием и не могла оказать помощи Новгороду. Новгородские земли были весьма привлекательными для захватчиков. Они не были разорены монгольским вторжением, а сам Новгород славился богатством, поскольку через него проходил важнейший торговый путь, связывающий Северную Европу со странами Востока.

    Агрессия в Прибалтике.

    Коренное население Прибалтики составляли эсты (чудь), ливы и летто-литовские племена (предки литовцев и латышей). В XII веке у них началось разложение родовых отношений, стали выделяться вожди. У наиболее развитых племен – литовских - началось формирование государство. 

    В конце XII века на земле Прибалтики вторгаются крестоносцы. В 1201 году они основали г. Ригу. Специально для завоевания Прибалтики в 1202 году был образован Орден меченосцев. В 1237 году он объединился с Тевтонским орденом, покоривший до этого заподнолитовское племя пруссов. Так возник Ливонский орден. Захватив Ливонию крестоносцы вторглись в Южную Эстонию. Северной Эстонией овладели шведы  и датчане. Агрессивным действиям иноземных завоевателей изо всех сил сопротивлялось население Прибалтики. Русь, опасаясь за свои земли, оказывала Прибалтике помощь, но раздоры между русскими князьями снижали эффективность их действий.

    Невская битва.

    В 1240 году шведский отряд высадился в устье Невы . Новгородский князь Александр Ярославович, собрав небольшую дружину и отряд новгородцев, неожиданно напал на шведский лагерь и обратил шведов на бегство. В бою Александр потерял лишь 20 человек. Действия шведов едва ли выходили за рамки обычного грабительского набега. Его неудача предотвратила дальнейшие захватнические действия шведов. За победу в этой битве Александр получил прозвище Невский.

    «Ледовое побоище».

    Русь и немецкие рыцари. Сначала они захватили крепость Изборск, защищавшую Псков, а затем завладели и самим Псковом.


    1. Формирование единого российского государства (конец XIII-XV). Предпосылки, особенности, этапы

    Процесс объединения Северо-Восточной и Северо-Западной Руси завершился к концу XV в. Образованное централизованное государство стало называться Россией.

    Окончательное складывание единого Российского государства относят ко времени правления Ивана III (1462–1505):
    1) практически мирно прошло присоединение в 1463 г. Ярославля и в 1474 г. Ростова; 
    2) ожесточенное сопротивление оказала часть населения Новгорода в 1478 г.; 
    3) в 1485 г. после небольших боев была присоединена Тверь.

    Уже при сыне Ивана III Василии III (1505–1533) в 1510 г. в состав России вошел Псков и последней в 1521 г. – Рязань. 
      1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта