Контрольные вопросы История. Контрольные вопросы. История как наука
Скачать 28.09 Kb.
|
ИСТОРИЯ КАК НАУКА 1. Охарактеризуйте предмет исторической науки. Предмет истории в том виде, в каком мы изучаем его сейчас, определился не сразу. Расширялось и обогащалось содержание исторической науки, происходил процесс все возрастающего накопления знаний. В настоящее время история рассматривается как наука о развитии человеческого общества во всем его многообразии. В свою очередь, история общества представляет собой совокупность конкретных и многообразных действий и поступков отдельных людей, человеческих сообществ, находящихся в определенной взаимосвязи, составляющих все человечество. Отсюда следует, что предметом изучения истории является деятельность и действия людей, то есть вся совокупность отношений в обществе. 2. Перечислите функции исторической науки. Функции исторической науки: Научно-познавательная (когнитивная), интеллектуально развивающая, которая заключается в изучении исторического пути стран, народов и в объективно-истинном отражении всех явлений и процессов, составляющих историю человечества, так как невозможно понять настоящее во всей сложности и противоречивости составляющих его процессов без выяснения их исторических корней. Практически-политическая (практически-рекомендательная). Она позволяет определить тенденции развития общества и государства и выработать научно обоснованный политический курс на основе исторического опыта. Прогностическая функция, которая заключается в возможности предвидения будущего развития общества на основе анализа исторических событий прошлого и настоящего. Существует два способа прогнозирования будущего – это предсказание и предвидение. По своей сути предсказание нерационально, поэтому не может быть отнесено к научной деятельности. Предвидение же — это некий прогноз, сделанный на основе тщательного анализа исторических фактов. Мировоззренческая, определяющая в значительной степени формирование научного мировоззрения. Мировоззрение (взгляд на мир, общество, законы его развития) может быть научным, если опирается на объективную реальность. В общественном развитии объективная реальность – это исторические факты. Воспитательная функция истории заключается в том, что история способствует всестороннему развитию человека, формирует его гражданские качества, помогает накоплению нравственных и культурных ценностей общества. Политико-идеологическая (идейно-политическая) функция истории связана с тем, что практически всегда историческая наука испытывает на себе сильнейшее влияние идеологии и политики. Функция социальной памяти позволяет исторической науке выступать связующим звеном между прошлым и настоящим. Исторические знания составляют необходимый элемент духовной культуры, без которой невозможно поступательное развитие общества. Память о своем прошлом необходима социальной группе для того, чтобы ощущать свое единство, свое отличие от аналогичных групп, свою целостность. 3. Что такое исторический источник? Исторический источник – это памятник материальной и духовной культуры, непосредственно отражающий исторический процесс и дающий возможность изучать прошлое человечества. 4. Какие виды исторических источников вы знаете? Виды исторических источников: вещественные (предметы быта, орудия труда, оружие, архитектурные сооружения и памятники, захоронения и т. д.); письменные (уникальные – отражающие единичные события, например, Судебник 1497 г., Указ о заповедных летах 1581 г. и т. д.; и массовые – переписи населения, статистические исследования и т. д.); устные (сказания, былины, легенды, устные воспоминания и рассказы о каких-либо исторических событиях, песни, которые содержат информацию об исторических событиях); этнографические (танцы, обряды, костюмы, кулинария и все то, в чем нашли свое отражение традиции и обычаи какого-либо этноса); лингвистические (названия и имена природных, географических объектов, небесных тел, растений, животных, людей, этносов, государств и т. д.); фонические или звуковые (звукозапись выступлений по радио, различного рода интервью, воспоминаний, песен и т. д); фото- и кинодокументы (фотографии, кинохроника, документалистика и т. д.); цифровые (исторические документы и их копии на цифровых носителях, оцифрованные фото – и видеоматериалы, сайты Интернета). 5. Что понимается под словом «методология»? Методология истории – это теория научно-познавательной деятельности, направленная на разработку, анализ и критику принципов и методов исторического познания. Помимо этого, методология истории определяет объект, предмет и основные понятия исторической науки, соотношение общего и особенного в историческом процессе и в историческом познании. Она изучает соотношение истории и современности, а также социальные функции исторической науки. 6. Охарактеризуйте формационный подход к изучению истории. Основатели формационного подхода К. Маркс и Ф. Энгельс предложили материалистическое понимание истории (исторический материализм). Они утверждали, что человечество в своем развитии проходит через ряд последовательных стадий – общественно-экономических формаций. Формационный подход к изучению истории – это исторический материализм утверждающий, что человечество в своем развитии проходит через ряд последовательных стадий общество-экономических формаций. 7. Дайте характеристику цивилизационного подхода к изучению истории. Основателями цивилизационного подхода являются русские мыслители XIX в. Н. Я. Данилевский и К. Н. Леонтьев, чье наследие активно развили в XX в. западные историки О. Шпенглер, Ю. Эвола, Р. Генон, А. Тойнби, С. Хантингтон. Цивилизационный подход представлен разными направлениями, которые используют разные критерии для определения термина цивилизации. Обобщенно его можно обозначить как концепцию, интегрирующую в понятие цивилизации как единой саморазвивающейся системы все компоненты исторического процесса. 8. К какому типу цивилизаций можно отнести Россию? Одни считают, что по географическому местоположению своего исторического центра, влиянию христианства, историческим корням в греко-византийской и западноевропейской культуре Россия принадлежит к западному типу цивилизаций. Другие — что исторически на характер российского общества оказали определяющее воздействие восточные культуры (татарское завоевание, влияние восточных соседей, огромные просторы Сибири), так что Россию скорее можно отнести к восточным цивилизациям. Третьи полагают, что Россия не может быть отнесена ни к западным, ни к восточным цивилизациям, что она образует особый, евразийский тип либо «дрейфует» между Западом и Bocтoкoм. Последнюю точку зpeния четко выразила Л.И. Семенникова:«1. Россия не является самостоятельной цивилизацией и не относится ни к одному из типов цивилизаций в чистом виде.2. Россия представляет собой цивилизационно неоднородное общество. Это особый, исторически сложившийся конгломерат народов, относящийся к разным типам развития, объединенных мощным, централизованным государством с великорусским ядром.3. Россия геополитически расположена между двумя мощными центрами цивилизационного влияния — Востоком и Западом, включает в свой состав народы, развивающиеся как по западному, так и восточному варианту...4. При крутых поворотах исторические вихри "сдвигали" страну то ближе к Западу, то ближе к Востоку. Россия представляет собой как бы "дрейфующее общество" на перекрестке цивилизационных магнитных полей». Индивидуально-самобытные (как локальной цивилизации) и родовые (как цивилизации западного типа) признаки России достаточно четко определены. ДРЕВНИЙ МИР 1. На какие периоды делится первобытное общество? Первобытное общество делится на: каменный век (3 млн лет тому назад – конец III тыс. до н. э.) бронзовый век (конец III тыс. до н. э. – I тыс. до н. э.) железный век (с I тыс. до н. э.) 2. Что такое родовая община? Родовая община – коллектив родственников, проживающих на одной территории и ведущих совместное хозяйство. 3. Что такое соседская община? Несколько живущих по соседству родовых общин составляли племя. 4. Объясните понятия «матриархат» и «патриархат». До появления парного брака родство устанавливалось по материнской линии, и эту первую ступень родового строя принято называть матриархатом, так как в это время женщина играла ведущую роль в хозяйстве. Мужчина встал во главе рода и закрепил свое господствующее положение отцовским правом – патриархатом. 5. Что такое неолитическая революция? Новый каменный век – неолит (7–5 тыс. лет тому назад) – характеризуется неолитической революцией. Это переход от присваивающего хозяйства (охоты, собирательства и рыболовства) периода палеолита и мезолита к производящему – земледелию и скотоводству. 6. Охарактеризуйте государственную власть Древнего Востока. Во главе государства стоял правитель (в Египте – фараон, в Китае – император, в Вавилоне и Индии – царь), который являлся собственником всех земель, главой армии, высшим судьей и верховным жрецом. Его власть была наследственной и неограниченной. Чтобы подчеркнуть исключительное положение правителя в государстве, он объявлялся живым богом. 7. Опишите социальную структуру государств Древнего Востока. На вершине социальной лестницы стояли правитель и его окружение – знать и жрецы. Они занимали высшие государственные посты и обладали огромными землями и богатствами. Далее следовали чиновники, купцы, воины, ремесленники. Основную часть населения древневосточных государств составляли свободные крестьяне-общинники, которые платили налоги правителю – собственнику всей земли в государстве. Кроме свободных общинников были и зависимые крестьяне, которые работали на храмы, знать или царя. У них тоже был свой надел земли, но на правах аренды, и они не имели права уйти со своих участков. В самом низу социальной лестницы находились рабы. Труд рабов использовался в земледелии, ремесле, в дворцовых и храмовых хозяйствах, на рудниках и строительстве. Но труд рабов не играл определяющей роли в экономической жизни, он был дополняющим по отношению к труду свободных и зависимых крестьян и ремесленников. 8. Дайте определение понятию «полис». Основой социально-политической организации греческого общества являлось государство-полис. Полис вырос из земледельческой общины, он состоял из городского центра и прилегающих к нему территорий. 9. Охарактеризуйте социальную структуру Древней Греции. Афины – пример античной демократии. Источником силы и богатства Афин были торговля и кораблестроение. Высшим органом власти являлось народное собрание. Совет старейшин (ареопаг) создавал проекты законов, а народное собрание обсуждало и принимало решение. Каждый гражданин мог выступать и голосовать в собрании. Исполнительная власть – архонты, стратеги переизбирались ежегодно. Все граждане были равны перед законом. Впервые в истории человечества появляется институт суда присяжных. В той или иной форме народовластие утвердилось в большинстве греческих городов-государств. Другая система правления сложилась в Спарте. Спартанцы подчинили свою жизнь законам войны. Завоевания других территорий давали им рабов и богатство. Все мужчины полиса были воинами, работали только рабы и не спартанцы, живущие в округе. Во главе государства стояло два царя (один уходил на войну, другой оставался в Спарте), власть которых передавалась по наследству. Но подлинная власть находилась в руках Совета старейшин, который и решал все важные вопросы жизни полиса. Формально верховным органом власти считалось народное собрание, но оно только утверждало решения, принятые Советом. То есть по политическому устройству Спарта представляла собой олигархию. 11. Какие народы проживали на территории России в древности? Древнейшие люди. Наиболее крупной культурной общностью бронзового века была индоевропейская языковая семья, из которой в середине II тыс. до н. э. выделились праславяне. Родственные племена праславян занимали территории от Одера на западе до Карпат на востоке. Греки, готы, гунны, скифы, сарматы, тюрки. 12. Какие государства Древнего мира находились на территории России? Боспорское государство - керченский пролив, Боспорское царство включало в себя Таманский полуостров и земли на Восточном побережье Азовского моря; Скифское царство 4-1 век от Дуная до степной части Крыма; Тюрский каганат 6-7 век Монголии до Волги; Хазарский каганат и Великая Булгария, Дунай. ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 1. Охарактеризуйте политические процессы в Европе в период Средневековья. Основной политической тенденцией периода Раннего Средневековья было становление самостоятельных национальных государств. В ходе Великого переселения народов во II–VI вв. в результате завоевания провинций Римской империи образовались варварские королевства. В королевствах господствовала система военной демократии с большой ролью народного собрания и выборностью военного вождя-короля. Постепенно варварские королевства начинают эволюционировать в сторону раннефеодальной монархии, что проявилось в усилении королевской власти. Она становится наследственной и больше не ограничивается обычаем и правом. Борьба королевской власти и знати завершилась распадом средневековых государств и переходом к государству периода феодальной раздробленности в эпоху Развитого Средневековья. В период Позднего Средневековья в большинстве крупных европейских стран образуются централизованные государства в форме сословно-представительной монархии. 2. Какую роль играла церковь в средневековой Европе? Процесс феодализации, начавшийся в Западной Европе в Раннем Средневековье, захватил и церковь. Уже тогда в ее руках сосредоточилось около трети обрабатываемых земель. Церковь превращалась в крупного феодального собственника. Церковь стала не только важным элементом социально-политической системы феодализма, но и главным институтом санкционировавшим ее. Притязания церкви простирались на все сферы жизни общества – экономическую, политическую, социальную и, конечно же, духовную. 3. Назовите особенности Византийской империи. Византия была империей, в которой император обладал неограниченной властью и считался одновременно главой правительства, единственным законодателем, высшим судьей и главнокомандующим. Императорская власть в Византии имела ряд существенных особенностей: Обожествлялся лишь сан императора, а не человек, его носивший, его власть не передавалась по наследству и была ограничена законом. Сильная централизация, единодержавие помогали Византии сохранять свою целостность. Власть была в значительной степени изолирована от общества, и в результате многие социально-экономические процессы выходили из-под контроля. В Византии иерархия господствующего класса определялась не вассальными отношениями, а чинами и должностями, занимаемыми при дворе. За тысячелетнюю историю Византия эволюционировала в экономическом отношении от рабовладельческого строя к феодальному. Ремесленники объединялись в корпорации исключительно в интересах государства, с целью более удобного собирания налогов. В Византии не сложился внутренний рынок, не состоялся процесс накопления капиталов, задавленный гнетом со стороны государства. Особенностью духовной жизни Византии было то, что, несмотря на победу христианства, в империи сохранилось глубокое уважение к знаниям, в том числе к античной философии и литературе, которые преподавались в византийской школе. 4. Какая религия стала основой китайского общества? Переломным моментом в истории Китая стало появление конфуцианства, которое превратилось в государственную религию. Конфуций (551–479 гг. до н. э.) утверждал, что государство нужно рассматривать как большую семью, в которой каждый должен знать свое место и заниматься своим делом. Власть должна быть ответственна перед народом. 5. В чем основная специфика средневековой Японии? Феодализм в Японии стал развиваться по западной модели. К X в. власть на местах перешла в руки знати, которая стала создавать отряды воинов – самураев, являвшихся ее вассалами. С XII в. в японской истории появилось новое явление – сегунаты (власть военачальников над определенной территорией). В XVII в. сегун Токугава Иэясу объединил Японию в единое государство и провел ряд реформ, которые ограничили самостоятельность феодалов, прикрепили крестьян к земле и объявили страну закрытой от европейцев. Таким образом, в Японии проявились черты, присущие как Востоку, так и Западу, что позволило ей развиваться достаточно динамично в Новое время. 6. Что было цементирующей силой индийского общества? Главной силой, цементирующей индийское общество, стала не государственная власть, а сельская община. Община охватывала большую территорию и объединяла не только земледельцев, но и ремесленников, торговцев и ростовщиков. В общине выделялись полноправные общинники (землевладельцы) и неполноправные (разорившиеся землевладельцы, пришлые), которые арендовали землю или работали батраками. Руководил жизнью общины совет. Община платила налог государству – 1/6 часть урожая. В общине была строгая социальная иерархия – кастовая система. Каста представляла собой замкнутую группу, принадлежность к которой определялась только правом рождения. Межкастовые браки запрещались. Выделялось 4 касты: брахманов – жрецов, кшатриев – воинов, вайшьев – земледельцев и ремесленников, и шудр – слуг. 7. Какая религия способствовала объединению арабских племен? Объединению арабских племен, проживающих на территории Аравии, способствовала новая религия – ислам. Основатель ислама – пророк Мухаммед (570–632) – стал и первым правителем арабского государства. После его смерти во главе государства встали халифы – его «заместители». Традиционализм и коллективизм породили медленный темп развития мусульманских государств и привели к тому, что, несмотря на высокий уровень развития науки и культуры, они были колонизированы европейцами. НОВОЕ ВРЕМЯ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ 1. Какой период охватывает Новая история? 2. Дайте определение понятию «модернизация», охарактеризуйте его составляющие. 3. Какие экономические и политические процессы происходили в Европе в раннее Новое время? 4. Назовите два течения в Реформации. 5. Охарактеризуйте Европейскую цивилизацию в XVIII в. 6. Каковы две стороны и последствия промышленного переворота? 7. Назовите страны европейского центра и периферии в XIX в. 8. Дайте характеристику цивилизациям Востока в Новое время. 9. В чем сущность Вестфальской системы международных отношений? 10. На каких принципах основывалась Венская система международных отношений? 11. Охарактеризуйте международную ситуацию в Европе в конце XIX в. |