История названий Береговского сельского поселения. ИСТОРИЯ НАЗВАНИЙ БЕРЕГОВСКОГО СЕЛ ПОСЕЛЕНИЯ. История названий береговского сельского поселения
Скачать 27.19 Kb.
|
ИСТОРИЯ НАЗВАНИЙ БЕРЕГОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ Мой доклад об истории названий сел и деревень Береговского сельского поселения. Много там сел и деревень, еще больше было в прошлом. Но с каждым годом все меньше становится жителей в них. Молодежь разъезжается по городам, а старики умирают. Когда – то население наших мест превышало 5 тысяч человек, а теперь едва достигает 650… Поэтому для нас очень важно изучить историю этих мест, пока окончательно не заросли березняком и соснами когда-то населенные места. Центром поселения является село Береговое. Существует оно с 18 века. Но не всегда оно так называлось. Современное название оно носит лишь с 1966г., а до этого очень долгое время в советское время именовалось Самодуровка. Народная легенда гласит, что в старину здесь жил барин самодур, и поэтому село назвали Самодуровкой. И связывают его с помещиком Чулковым, который и в самом деле владел местными крестьянами в середине 19 века. Вряд ли эта версия правильная, потому что ко времени его жизни деревня уже имела это название. Но мы выяснили, что Береговое на протяжении своей истории имело одновременно несколько названий, могло в одно и тоже время называться по разному. Наряду с основным было и несколько других. Причем в одних документах писалось одно название, в других - другое. Так в Плане Генерального Межевания Сапожковского уезда 1780-1790гг. деревня именовалась Поляна. Но приводились еще два употреблявшихся названия – Островая и Чудилище. Мы еще можем понять почему назвали Поляна (возделанная земля среди леса). Как то можем догадаться о причине появления названия Островая. С востока,в самом деле, село находится как бы на острове среди подступающей болотистой местности. Но почему назвали Чудилище – никаких догадок нет! К середине 19 века название Поляна, как основное, уходит в прошлое (хотя еще находится в употреблении). На самой подробной и достоверной карте Российской империи 1850г. картографа Менде уже зафиксировано появившееся откуда то наименование Самодуровка как основное. Но Островая, Поляна и Чудилище еще в ходу! В то же время Список населенных мест Рязанской губернии 1859г. указывает, что главное наименование села – Островое,а Поляны, Чудилище и Самодуровка только второстепенные. Лишь с начала 20 века Самодуровка становится единственным названием до 1966г., когда село по причине неблагозвучия переименовали в Береговое, каковым оно и остается по сей день. Соседнее село Летники никогда не меняло своего названия. Впервые оно упоминается в конце 16 века как принадлежавшее боярам Годуновым село. И во всех документах всех веков именовалось только так. Есть несколько версий происхождения этого названия. Народная легенда говорит, что когда Иван Грозный шел походом, то разбил в этом месте лагерь для войска – летник. И на месте лагеря поселились люди и тоже так назвали свое село. Исследователь Смолицкий опровергает эту версию. Он считает , что в этих местах был в средние века около какого-то озера летний выпас скота – летник. По этому выпасу озеро назвали Летник, а по озеру и поселение, появившееся рядом. Между Береговым и Летниками неспешно течет река Пара. Как выяснилось это название не русское, не славянское. В древности здесь жили мордовские племена, от них и перешли к нам названия многих мест Рязанского края. Насчет объяснения названия Пара есть две версии, которую представили рязанские исследователи Бабурин и Никольский. Одна гласит, что оно назначает «добрый» на мордовском диалекте эрзя. Согласно другой, оно произошло от «пора, помра» (роща, бор, урочище) и название Пара следует переводить как «река с заросшими берегами». В нескольких километрах от Летников находится старинное село Черная Слобода. Совсем немного жителей осталось в этом красивом селе со старинной Спасской церковью Нерукотворенного Образа. Упоминается село еще в конце 16 века как владение бояр Годуновых. Черными Слободами в те времена называли части города или пригороды, населенные ремесленниками. Жители черных слобод, в отличии от белых, платили налог не местным феодалам, а государству. И встает вопрос:как наша Черная Слобода могла стать пригородом и какого города? Как ни странно, город находился совсем рядом и существует и сейчас (правда в качестве села). Это – Песочня! В 1603г. она упоминается как город Песошня, но за участие в восстании Болотникова она переведена опять в ранг села, каковым и являлась еще в 1597г. как владение всё тех же Годуновых. Была ли Песочня городом до Годуновых – неизвестно! Источники впервые упоминают её в 1597г. как село, через несколько лет она уже город, потом опять село. Но Черная Слобода упоминается всегда как крестьянское поселение. Может быть там и планировалось селить ремесленников, даже название появилось. Интересно, что в начале 20 века село еще имело название Михайловка. На противоположном берегу Пары привольно раскинулось село Отрада. Впервые оно отмечается в конце 18 века на плане генерального межевания Сапожковского уезда и носило название Сергиевские выселки. Откуда были выселки, почему так назвали? Неизвестно! Мы только рискнем предположить, что так как деревня была приходом Спасской церкви Черной Слободы, то и выселки были оттуда. И названы были по имени одного из поселенцев. Но это всего лишь версия, совершенно не доказанная. В середине 19 века она уже носит название Отрада. В деревне 60 дворов, находится на речке Черной и озере Кнаксур (мордовское название). Как считают исследователи такие поэтичные названия давали помещики своим загородным лесным деревням – Утешение, Забава и тому подобное. Принадлежала тогда Отрада песоченскому помещику Кошелеву, известному на всю Россию. И он вполне мог сменить прозаичные Сергиевские Выселки на поэтичную Отраду. Славится село своими голосами. Постоянно на Троицу в селе проводится фольклорный фестиваль. Вдоль дороги Шилово – Ряжск вытянулось на несколько километров село Поляки. Когда то его население было около тысячи человек, сейчас же не доходит и до ста… Село является родиной Героя Великой Отечественной войны Александра Яковлевича Фирсова, прославившегося во время войны с Японией. Известно, что появилось село в конце 18 века, и создано переселенцами из восточной Белоруссии, Витебской губернии, только что вошедшей в состав Российской империи. До этого она принадлежала Польше и переселенцев из неё называли поляками. Причина переселения не совсем ясна. Также есть версия, что после изгнания польско-литовских интервентов из Русского государства много пленных поселили в Рязанском крае. И какая-то группа их была поселена и в этих местах. Но в документах 17 века, изученных нами, совершенно не упоминается никакого поселения в этих местах. И только на карте конца 18 века отмечена небольшая деревушка. Поляки было не основным названием. По всем картам, спискам населенных мест она значится как деревня Амушева, по речке Амушевке, протекавшей рядом. Только в начале 20 века название Поляки становится основным, хотя Амушево по прежнему было в ходу. Но сейчас это название уже совсем забыто. Соседнее Никитино появляется только в первой половине 19 века и называлось оно Лашмановка. Почему, никаких версий нет. Хотя в ней было в середине 19 века 40 дворов, эта была совсем глухая деревня. Почтовый тракт из Спасска-Рязанского в Сапожок проходил намного ближе к Летникам, огибая Лашмановку в нескольких километрах… Много есть еще деревень в нашей округе. Но большая часть из них заброшенная или люди там появляются только в дачный сезон. Опустели Поликаново, Волово… Совсем исчезли Пашкино, Костыли, Шефский … Но будем надеяться, что жизнь снова вернется в эти благодатные места! |