творческий проект по искусству. к элизе Лукашова. История одного шедевра кому же на самом деле посвящена пьеса Бетховена к элизе
Скачать 39.14 Kb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Тополевская средняя общеобразовательная школа Творческий проект по искусству: «История одного шедевра: кому же на самом деле посвящена пьеса Бетховена - «К Элизе» Проект выполнила учащаяся 8 класса МБОУ Тополевской СОШ Лукашова Ульяна Руководитель проекта: Ефименко Ж.В. п.Тополевый 2022 г. Содержание Введение стр.3 1. История создания «К Элизе» стр.4 2. Кому же на самом деле посвящена самая трогательная пьеса Бетховена - «К Элизе» ? стр.5 2.1. Версия 1 Терезе Малфатти фон Роренбах цу Децца стр.5 2.2. Версия 2 Элизабет Рёкель стр.6 2.3.Версия 3 Элизе Баренсфельд (ученица Антонио Сальери) стр.7 2.4 Версия 4 Супруге российского императора Александра I Елизавете Алексеевне. стр.10 стр.11 Список литературы и интернет-ресурсов стр. Введение Порой, мы даже не задумываемся о том, что широко известные и горячо любимые нами музыкальные произведения имеют подчас непростую историю и их появление окутывает множество тайн и загадок. Это может быть связано с историей написания, с внезапной находкой давно утерянной рукописи, а иногда и с названием. Одно из таких произведений знакомо буквально каждому из вас – это фортепианная пьеса Людвига ван Бетховена «К Элизе». Пожалуй, не найдется никого, кто бы хоть раз в жизни не слышал спокойную и убаюкивающую фортепианную пьесу «К Элизе». Это произведение великого композитора на протяжении многих лет является одним из самых известных шедевров мировой музыки, а также входит в обязательную программу произведений в музыкальных школах всего мира. Написана пьеса в тональности ля минор. Оригинальная партитура этой мелодии не сохранилась, поэтому уже много лет музыковеды и биографы композитора не могут прийти к единому мнению, кому же на самом деле была посвящена «К Элизе». История создания « К Элизе» Примечательно, что фортепианную миниатюру «К Элизе» можно по праву назвать самым известным произведением Бетховена. Первоначально композитор озаглавил ее как Багатель № 25 ля минор, само название "Für Elise" было лишь подзаголовком. Чем же обусловлена такая популярность? Прежде всего это связано с широким использованием пьесы при обучении игре на фортепиано. Она входит в обязательную программу в музыкальных школах. Кроме того, красивое, звучное и в то же время не сложное произведение не могло остаться незамеченным и сразу же полюбилось публикой. Опубликована пьеса была в 1867 году, только спустя 40 лет после смерти самого Бетховена исследователем его творчества. Принято считать, что создано произведение было в 1810 году. Именно в этот период времени был создан другой его шедевр – Увертюра «Эгмонт», наброски которой и были написаны на этом же листе бумаги, что и багатель. Но вернемся к самой главной загадке произведения «К Элизе». Известно, что его обнаружил музыковед Людвиг Ноль, который занимался изучением биографии маэстро. На листочке виднелась загадочная надпись - посвящение некой Элизе от Л.В. Бетховена. Оригинальная партитура этой мелодии не сохранилась, поэтому уже много лет музыковеды и биографы композитора не могут прийти к единому мнению, кому же на самом деле была посвящена «К Элизе». Кому же на самом деле посвящена самая трогательная пьеса Бетховена - «К Элизе» ? Кто эта таинственная незнакомка и какую роль она играла в жизни гения? Может быть это та самая далекая возлюбленная или очередная новая пассия влюбчивого великого симфониста? 2.1 Версия 1 Терезе Малфатти фон Роренбах цу Децца В 1865 году биограф композитора, музыкант Людвиг Ноль обнаружил рукопись «К Элизе» у Бабетты Бредль в Мюнхене. Рукопись состояла из альбомного листа с посвящением и нотами. На альбомном листе рукой Бетховена было написано: «Элизе на долгую память от Л. в. Бетховена, 27 апреля». Год указан не был, однако на нотах, прилагавшихся к посвящению, имелись также наброски к появившемуся в 1810 году «Эгмонту» (опус 84), что позволяло датировать рукопись 1810 годом. Пьеса изначально имела название «Багатель № 25 ля минор» (от фр. bagatelle – «безделушка»). В 1867 году Людвиг Ноль впервые опубликовал имевшиеся у него материалы в том виде, в котором мы знаем эту фортепьянную пьесу теперь, но сама рукопись вскоре бесследно исчезла. В 1923 году исследователь творчества Бетховена Макс Унгер предположил, что Ноль неправильно интерпретировал неразборчивый почерк композитора, и «К Элизе» на самом деле было посвящено пианистке и ученице Бетховена Терезе Малфатти фон Роренбах цу Децца, виртуозно исполнявшей его произведения. Это предположение было основано на том, что Бетховен ухаживал за ней и даже собирался жениться, но получил отказ. Кроме этого, рукопись долгое время хранилась именно у нее. К Бабетте Бредль, владевшей и другими документами из архива Бетховена, она могла попасть через композитора Рудольфа Шахнера, друга семьи Малфатти, унаследовавшего все музыкальные архивы Терезы. В октябре 2009 года исследователь творчества Бетховена, испанский пианист Лука Кьянторе в своем докладе в Барселонском университете заявил, что имеет основания предполагать: Бетховен мог не быть автором «К Элизе» в форме версии, опубликованной Людвигом Нолем. Согласно проведенным им восьмилетним исследованиям, тема произведения и практически весь материал, содержащийся в пьесе, несомненно, принадлежат Бетховену, что доказано тщательной проверкой черновиков рукописи BH 116, хранящейся в доме-музее Бетховена в Бонне, но самой рукописи с автографом, давшим имя произведению, никогда не существовало. Версия 2 Элизабет Рёкель В том же 2009 году британский музыковед Мартин Копитц не предложил еще одну «кандидатку». Согласно его теории «К Элизе» (нем. «Für Elisе») была посвящена певице Элизабет Рёкель, младшей сестре друга композитора тенора Йозефа Рёкеля. Бетховен познакомился с Элизабет, величавшей себя только Элизой, в 1806 году, когда ей было 13 лет, а ему – 36 лет. Это знакомство вылилось в долгую дружбу и в трогательные ухаживания со стороны композитора. Позже сама певица вспоминала об одном из музыкальных вечеров, на которых присутствовал Бетховен, так: «С фривольностью, свойственной его рейнской натуре, он (Бетховен) весь вечер не переставал надо мной подшучивать и подтрунивать. В конце концов, я не знала, как от него спастись, так как он, из чистого ко мне расположения, все время щипал меня за руки». Также известно, что незадолго до кончины в 1827 году Людвиг ван Бетховен подарил Элизабет Рекель прядь своих волос и перо, которым он записывал свои партитуры. Единственное, что в этой версии остается неясным, это то, каким образом пьеса попала к Терезе Малфатти еще при жизни Элизабет Рёкель? Таким образом, несмотря на популярность пьесы и в наши дни, история ее создания, тем не менее, все еще остается настоящей загадкой. . 2.3 Версия 3 Элизе Баренсфельд (ученица Антонио Сальери) Ну что? Еще не запутались в многочисленных Элизабет? Все эти версии опровергла канадская исследовательница Рита Стеблин. Рита Стеблин проработала все высказанные до нее версии и на основании документов, имеющихся в австрийских архивах, пришла к выводу, что все они несостоятельны, а речь может идти скорее всего об Элизе Баренсфельд, родившейся в 1796 году в Регенсбурге. Эта девочка обладала удивительным голосом и рано начала концертировать. Не позднее 1809 года Элиза Баренсфельд вместе с другом Бетховена, конструктором музыкальных инструментов Иоганном Непомуком Мельцелем приехала в Вену, где брала уроки музыки, в том числе и у композитора, дирижера и педагога Антонио Сальери. Дом, где жили Иоганн Мельцель и Элиза Баренсфельд в Вене, находился как раз рядом с домом Терезе Мальфатти. Скорее всего, предполагает Рита Стеблин, Терезе Мальфатти была не только соседкой, но и одной из учительниц Элизы Баренсфельд. Таким образом, Элиза Баренсфельд вошла в круг близких друзей Людвига ван Бетховена, бывала у него дома, возможно, исполняла для него арии. "Чтобы угодить горячо любимой Терезе, композитор посвятил ей легкое рондо", - утверждает Рита Стеблин. Как всякий серьезный исследователь, Рита Стеблин хочет найти дополнительные доказательства верности своей версии. Что бы это могло быть? Возможно, письма самой Элизы Баренсфельд? Но следы талантливой девочки, которая еще в ноябре 1812 года выступала в Вене на концерте, посвященном основанию Венского общества друзей музыки, теряются после 1820 года. Кто из многочисленных исследователей жизни и творчества Бетховена прав на 100 процентов пока никто однозначно сказать не может, на данное время все музыковеды склоняются к версии Риты Стеблин. Если это действительно так, то все многочисленные ученики всех детских музыкальных школ, в обязательные программы которых входит «К Элизе» получили еще один стимул к изучению этого произведения, ведь пьеса была написана и посвящена их сверстнице. Скорее всего последнее слово в истории разгадки адресата бетховенского посвящения останется за канадской исследовательницей. И если так, то ученики и ученицы музыкальных школ получили дополнительный стимул, ведь рондо композитора было посвящено их сверстнице! 2.4 Версия 4 Супруге российского императора Александра I Елизавете Алексеевне. Это версия имеет русские корни. По этой версии считается, что пьеса посвящена жене российского императора Александра I Елизавете Алексеевна. В девичестве немецкая принцесса - Луиза Мария Августа. В то время ей поклонялась и рукоплескала вся Европа после победы над Францией, над императором Наполеоном.Среди музыкантов, с которым общалась в России Елизавета Алексеевна, были выдающиеся мастера (И.В.Гесслер, А.Ф.Тиц), но отнюдь не гении. С гением она встретилась лишь в 1814-15 годах на Венском конгрессе, и это был Людвиг ван Бетховен.Как известно, Бетховен был в хороших отношениях с русским послом в Вене, графом (после 1815 года князем) Андреем Кирилловичем Разумовским, который во время правления Павла I был отозван из Австрии и отправлен в ссылку в своё украинское имение, а после воцарения Александра I возвращён на прежний пост. Возможно, именно Разумовский подал Бетховену идею посвятить три сонаты для скрипки и фортепиано (опус 30, по общей нумерации - №№ 6,7 и 8) молодому императору, который в ранние годы увлекался игрой на скрипке и был способен оценить подношение. С русской императорской четой Бетховен лично познакомился во время Венского конгресса. Императрица Елизавета прибыла в Вену 15 сентября 1814 года и тотчас была вовлечена в вереницу празднеств, балов и прочих увлекательных мероприятий, сопровождавших политические переговоры. Одним из центров общения монархов и внязей стал роскошный дворец Разумовского на берегу Дунайского канала. Видимо, там Разумовский и представил своего давнего протеже, Бетховена. русскому императору и его супруге. Через некоторое время Елизавета встретилась с Бетховеном у другого его мецената - эрцгерцога Рудольфа. Заключение Невзирая на то, что Бетховен постоянно жил в состоянии влюбленности, к сожалению, он с тем же постоянством выбирал не тех женщин. Это были то знатная аристократка, жениться на которой Бетховену не позволял статус, то замужняя женщина, а то привередливая самолюбивая певица. Но чаще всего Бетховен влюблялся в своих юных учениц, которые мимолетом увлекались маэстро и упорхали от него как бабочки к другим. Говорят, что чувство истинного вдохновения ведомо лишь тем, кто постиг цену истинному страданию. А страданий в жизни Людвига ван Бетховена было предостаточно. Не оттого ли его музыка так божественна и пронизана таким испепеляющим накалом страсти и мощью, что, слушая ее, внутри происходит, что-то невероятное. Увы, композитору за всю его жизнь не удалось испытать взаимную настоящую любовь, но живя надеждой и мечтами о таковой, он создавал потрясающие произведения, буквально пронизанные глубоким чувством одинокого сердца. И одно из таких трогательных произведений конечно же «К Элизе». Список литературы и интернет-ресурсов Источник: https://kulturologia.ru/blogs/200118/37515/ Источник: https://kulturologia.ru/blogs/200118/37515/
0 |