Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос № 3 Задание-1 Задание-3 Практика № 2Вопрос № 1

  • Практика по истории БГТУ (1-й курс). История Практика 1 Вопрос 1


    Скачать 74.39 Kb.
    НазваниеИстория Практика 1 Вопрос 1
    АнкорПрактика по истории БГТУ (1-й курс
    Дата22.04.2021
    Размер74.39 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаIstoria_Praktika.docx
    ТипЗакон
    #197719
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    История

    Практика № 1

    Вопрос № 1

    История – гуманитарная наука, изучающая прошлое человеческого общества, события, явления, процессы, основные закономерности и этапы его развития в пространственно-временном измерении. Предметом изучения истории являются закономерности политического и социально-экономического развития государства и общества. История исследует формы проявления исторических закономерностей, выражающихся в исторических событиях и факторах. Можно сказать, что предметом изучения истории является процесс формирования предпосылок, зарождения и социально-политического развития общества и государства как часть мирового процесса истории человечества Задачи исторической науки: 1) Изучение закономерностей смены и утверждения исторических концепций и их анализ. Под исторической концепцией понимается система взглядов одного историк или группы учёных, как на весь ход исторического развития в целом, так на его различные проблемы и стороны. Истография изучает, как создавалась и развивалась концепция, какую роль она сыграла в развитии науки и т.д. 2) Анализ теоретико-методологических принципов различных направлений в исторической науке выяснение закономерностей их смены и борьбы. При этом недопустима подмена исследования философских основ того или иного научного течения изучением общественно-политических взглядов его отдельных представителей. 3) Исследование процесса накопления фактических знаний о человеческом обществе, введение в научный оборот ранее неизвестных источников расширения круга исторических памятников, доступных исследователям. Однако в задачи не входит поиск и публикация новых источников. 4) Изучение процесса изменения и совершенствования методов и приёмов историковедческого анализа. 5) Анализ закономерностей изменения проблематики исторических исследований выяснение факторов и направлений этого процесса. 6) Изучение развития и особенностей функционирования исторических научных учреждений, а также системы подготовки кадров для исторической науки всей системы исторического образования в стране. 7) Анализ процесса эволюции средств научной деятельности, органов научной и научно-популярной периодической печати. 8) Исследование международных связей отечественной исторической науки, воздействия зарубежной философской и научной мысли на российских учёных. 9) Изучения объективных условий развития исторической науки и особенно правительственной политики в области исторической науки и образования, ибо от неё во многом зависят, например, условия использования историками архивных материалов, возможности публикации результатов исследований.

    Вопрос № 2

    Существующие исторические концепции могут быть классифицированы по различным критериям. Но чаще всего встречаются классификации по направленности исторического процесса. В этом случае выделяют циклические и линейные исторические концепции. 

    1) Христианская концепция истории

    Предпосылки научного понимания истории складывались в русле религиозных представлений о мире, составивших онтологическую основу мировоззрения европейской цивилизации с IV--V вв. до середины XVIII в. включительно.

    Христианская историософия оставила в наследство исторической науке идею всемирной истории, совершающейся под действием универсальных закономерностей, общих для всех народов, включающихся в историческую жизнь. Тот факт, что различные народы живут в разном историческом времени, объяснялся различием сроков принятия христианства, в связи с чем была выделена магистральная линия истории, на которой находятся христианские народы, и тупиковые ее линии, пролегающие по языческой периферии христианского мира.

    2) Рационалистические концепции истории

    С началом Нового времени христианская историософия была подвергнута критическому переосмысливанию. Характерное для XVII в. пантеистическое отождествление Бога и природы обернулось мировоззренческим шоком новоевропейского человека, ощутившего себя песчинкой в бесконечной Вселенной, подчинением живой человеческой личности с ее потребностями и целями безличному, объективному Разуму. Долгое время рационализм отрицал возможность научного познания истории, рассматривая последнюю как царство случайности и произвола, насилия и заблуждений, отчуждения и несвободы человека. Отрицание истории в культуре Просвещения (Франция XVIII в.) способствовало появлению идеи революции как прыжка из “истории” в “природу”, из царства принуждения и неразумия в царство разума и свободы. Только резкий контраст практических результатов Великой французской революции с утопическими проектами будущего позволил реабилитировать “историю”, сделать ее предметом научного и философского анализа.

    Отправной точкой создания рационалистической (всемирно-исторической) концепции истории является романтический культ великой личности” (Шиллер, Фихте, Ф. Шлегель, В. Скотт), нашедший позднее философско- теоретическое обоснование и систематическую форму выражения в философии истории Гегеля и историческом материализме Маркса.

    Взаимосвязь духовного и естественного в историческом процессе составляет основную проблему рационалистической концепции истории, предлагая два крайних решения, какими были философия истории Гегеля и исторический материализм Маркса. Но и в том, и в другом случае основные положения этой концепции сохраняют свою силу, а различия, несмотря на их глубину, имеют все же частный характер. И Гегель, и Маркс стоят на точке зрения, что история универсальна, в ней действуют общие и объективные по характеру закономерности. История проходит три ступени. У Гегеля это -- восточный (азиатский), грекоримский (античный) и германский (европейский) мир. У Маркса в Предисловии к “Критике политической экономии” -- азиатская, античная, феодальная и капиталистическая формации, а в подготовительных рукописях к “Капиталу” -- докапиталистическое, капиталистическое и посткапиталистическое общества. Для обоих мыслителей характерен тезис о том, что важнейшим общественным институтом является государство: как наличное бытие нравственной идеи (Гегель) или как политико-юридическая надстройка над экономическим базисом (Маркс). Их объединяет также и интерпретация исторического познания -- в состав его они включают как раздел, связанный с изучением фактической стороны истории, так и теоретико-методологический раздел: философия (Гегель) или социология (Маркс).

    3) Культурно-исторические (циклические)

    В основу культурно-исторического подхода легла идея локальных цивилизаций. Ее суть заключается в том, что история человечества рассматривается как пространство, заполненное самобытными регионально-культурными организмами или локальными цивилизациями. Каждая из них в своем существовании и развитии подчиняется органическому принципу, проходя, стадии рождения, становления, расцвета, упадка и гибели. В этом смысле рационалистическая концепция истории оказывалась описанием не всемирной истории, а только одной из локальных цивилизаций -- европейской. И даже положение о конце истории, выдвинутое Гегелем и молчаливо признававшееся марксизмом, видевшим в революции скачок в царство свободы, решительный разрыв с прошлым (гибель капитализма -- только иное выражение шпенглеровского “заката Европы”), отвечало духу теории локальных цивилизации. Она несет на себе ощутимую печать органицизма, в данном случае -- влияния со стороны дарвиновской теории эволюции видов с ее движущим фактором .борьбы за существование и запретом на межвидовое “скрещивание”. Локальные цивилизации стремятся к обособленности, контакты между ними рождают конфликты и могут только ускорить гибель одной из них.

    Вопрос № 3

    Задание-1

    Задание-3

    Практика № 2

    Вопрос № 1

    К древневосточным цивилизациям относят шумерскую, египетскую, индийскую, китайскую.

    В Передней Азии, в долине рек Тигр и Евфрат появилась шумерская цивилизация, которая является одной из древнейших цивилизаций в мире. Также эту территорию называют Месопотамией или Междуречьем. В VII – VI тысячелетиях до н. э. появляются поселения культуры Джармо на окраинах Месопотамии. В этот период активно развивается земледелие, происходит приручение коз и свиней, оседлый образ жизни, появляются разнообразные орудия труда и глиняная посуда, происходит развитие культуры и религии. В VI тысячелетии до н. э. возникает хассунская культура. Хассунцы возделывали пшеницу и ячмень, а также лен, разводили скот (крупный и мелкий). Зарождаются формы искусственного орошения и металлургия. В IV тысячелетии до н. э. на территории Южной Месопотамии образуется убейдская культура. Происходит развитие ремесла: металлургического, ткачества, керамического, строительное дело. В этот период появляются племена шумеров. Возникновение классового и общественного строя происходит в урукскую культуру. Происходит отделение ремесла от земледелия, выделение гончарного и ювелирного производства. Возникает пиктографическая протошумерская письменность. Начинает закладываться товарное обращение. Происходит имущественное расслоение и социальная дифференциация общества. В Шумере формируется государство и классовое общество. Шумеры научились получать чистую медь. Они открыли способ литья расплавленной меди, серебра и золота в специальные формы, также они научились делать бронзу. В строительстве применяли обожженный кирпич.

    История Междуречья рассказывает о том, что за регионы с благоприятными условиями для проживания шла непрерывная борьба. Основатель Аккадского царства Саргон подчинил себе шумерскую цивилизацию. Но такие города как Ур, Умма, Легаш долго противостояли завоевателям, и только после 34 битв они сдались. Саргон объединил всю Месопотамию и создал крупнейшую Месопотамскую державу с центром в городе Аккад. В период аккадской цивилизации происходит строительство крупной ирригационной системы, возведение дорог и гаваней, вводится общегосударственная система мер и весов, в результате чего образуются товарно – денежные отношения. Получила свое развитие сухопутная, речная и морская торговли. Характерной особенностью этого государства является монархическая форма правления во главе с царем – деспотом. Происходит формирование опоры царской власти, туда входят служилая знать, чиновничество и частично жречество. Можно выделить такую особенность Аккадской цивилизации, здесь впервые предприняли попытки систематизации получаемых знаний. Тут активно развивались математические знания. В данный период начала существовать система измерения времени: в часе было выделено 60 минут, в минуте было выделено 60 секунд, введена семидневная неделя.

    После того как были разрушены многие шумеро – аккадские города скотоводами – амореями, происходит упадок централизованного государства. Происходят междоусобные войны, в результате которых возвышается Вавилон. Его расцвет связан с правлением царя Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н. э.). Возникает вавилонская цивилизация. Здесь была создана законодательная система. Был написан Кодекс Хаммурапи, который содержал 282 закона. Он являлся важнейшим источником по многим сферам жизни вавилонян. В VIII в. до н. э. происходит усиление Ассирии при царе Тиглатпаласаре III. Он подчиняет себе Вавилон и образуется Ассирийско – Вавилонская цивилизация. При этом царе была создана регулярная армия, первая в мире библиотека. Создаются Висячие сады и Вавилонская башня. В долине реки Нил в Северо – Восточной Африке зародилась Древнеегипетская цивилизация. В период Древнего царства развиваются торговые связи Египта с финикийским побережьем. Основой экономики по-прежнему оставалось поливное земледелие и различные ремесла. Преобладают оросительные каналы. Стада скота становятся главным видом богатства, из-за нехватки орошаемых земель. В Древнем Египте большое значение имеет камень, его добыча и обработка. Развивается монументальная архитектура, большой успех в строительном деле. Постройки Египта дошли и до наших дней. Большое значение имеет обработка меди, ее ковка и литье. Развивается кораблестроение. Также развивается внутренняя торговля и товарообмен. В Древнем царстве правителем является фараон-деспот. Появляются центральные ведомства, такие как верховные судебные палаты, государственное хозяйственное управление и сокровищница. Фараон объявлялся живым богом на земле. Жрецы внушали народу, что только царь обеспечивает порядок и процветание на его землях. Во времена Среднего царства восстанавливаются оросительные системы, что позволяет увеличить общую территорию орошаемых земель. Это приводит к развитию земледельческого хозяйства. Также особое значение имеет и скотоводство, в частности овцеводство. Совершенствуется обработка камня, ткацкого дела, металлургии, деревообделочное ремесло. Высокого расцвета достигает в этот период ювелирное дело. Образуется новый вид ремесла – стеклоделие. Торговля проникала в страны Передней Азии. Суэцкий перешеек и северные территории Синайского полуострова были основным путем в Сирию и Палестину. Более четко оформились основные классы древнеегипетского общества: господствующий класс рабовладельцев, класс мелких свободных производителей и класс подневольных работников – древнеегипетских рабов.[54] В эпоху Нового царства распространение получил сплав бронзы, из которого получали оружие, орудия труда, предметы быта и т.д. Происходит освоение высоких полей за счет специального приспособления – шадуф.[55] Возникает садоводство, совершенствуется сельское хозяйство, большого развития достигает ремесло, изготавливаются колесницы. Появляются специальные мастерские для производства изделий из пастового стекла. Большого прогресса египтяне достигли в области естествознания. Они научились вычислять площадь трапеции, треугольника, круга. Возникла десятичная система счисления. Был составлен календарь, по которому год делился на 12 месяцев и на 365 дней. Он был составлен на основе наблюдения за небесными телами. Большой интерес также представляет индийская цивилизация. Очень сложно судить об этой цивилизации, т. к. единственными источниками о Древней Индии являются археологические находки, и незначительная часть литературных памятников. Индийская цивилизация располагалась в долине рек Инд и Ганг. Большое распространение земледелия в районе реки Ганг напрямую связано с освоением железа. Пахотным орудием труда был плуг. Использовалось искусственное орошение, было известно водочерпательное колесо. Выращивали ячмень, пшеницу, хлопок, сахарный тростник. Важное значение также имело разведение крупного рогатого скота. Разводили лошадей в основном на северо-западе Индии. Их использовали в военном деле. Упоминаются такие профессии как гончары, ювелиры, колесники, кузнецы, тележники. Также присутствуют сведения о торговцах и ростовщичестве. В начале V в. до н. э. появляются монеты. Они представляли из себя небольшие брусочки серебра с клеймом. Социальный строй делится на «лучших» и «скверных» людей. «Лучшие» - богатые, пользующиеся почетом, а «скверные» - люди, занимавшие низкое общественное положение. Государства складывались на племенной основе. Так как династии правителей были неустойчивы, шла борьба за трон. Жертвоприношение богам было под открытым небом на специальных алтарях, т. к. до конца I тысячелетия до н. э храмов в Индии не было. Жертва приносилась для того, чтобы боги выполнили просьбу приносящего. Все население Индии делилось на четыре варны(касты). Высшую варну составляли жрецы – брахманы. Затем шли воины – кшатрии. Третья варна состояла из вайшьи (крестьяне-общинники, торговцы и ремесленники). Низшую варну составляли слуги, рабы, люди, занимавшиеся работой по найму или грязной работой – шудра.

    Южная Индия отставала в развитии от Северной. Но положение изменилось, стали распространяться железные орудия. Это разрешило трудности с освоением новых земель, с добычей полезных ископаемых. Устанавливаются морские связи с другими странами, и развивается промысел. Возникают крупные и прочные государства. Во второй половине I тысячелетия до н. э. на территории Северной Индии развивается частная собственность на землю. Распоряжался землей глава семьи и мог передавать ее по наследству. Развитие торговли с такими странами как Аравия, Цейлон, Иран привели к расширению денежного обращения. Был распространен наемный труд и другие формы эксплуатации.

    Древнекитайская цивилизация возникла на основе неолитических культур, сложившихся в V – III тысячелетиях до н. э. в среднем течении реки Хуанхэ. Бассейн Хуанхэ был основной территорией формирования этнической общности древних китайцев, одним из центров ранних мировых цивилизаций, в течение длительного времени развивавшимся в условиях относительной изоляции.[56] В древнекитайской цивилизации одна династия сменяет другую. Так, например, династия Ся была сменена династией Шан. Эпохе Шан-Инь приписывают такие достижения как появление письменности, использование бронзы, появление городов. Земледелие почти не было затронуто. Бронзу в основном использовали для литья оружия и изготовления сосудов для ритуалов, а не при изготовлении орудий труда. От земледелия отделяется ремесло. В этот период присутствует социальное расслоение общества. Иньцы приносили в качестве жертвоприношений пленных. В династии Инь устанавливается единоличная власть правителя – вана. Династия Инь была покорена племенем чжоу. Чжоусцы усвоили все достижения, которые были при династии Шан – Инь. Они научились строить колесницы, заимствовали их письменность и принцип социального расслоения. Все население делилось на 5 групп. Первая группа – это правитель. Вторая группа – чжухоу, представители высшей аристократии. Третья группа состояла из дафу, главы родоплеменных групп (цзу), которые составляли население владения чжухоу. Четвертая группа – это ши, глава больших семей, которые входили в состав цзу. Пятая группа – шужэнь, простолюдины. В Древнем Китае все земли считались собственностью вана. Начинают создаваться специальные управления для руководства вооруженными силами, общественными работами, хозяйством царей, создается ведомство судебное и культа царских предков. В результате этого возникает централизованное государство. После того как распадается династия Чжоу, после периода «Борющихся царств» расцветает династия Цинь. Империя Цинь является первым централизованным государством. Создается чиновничий аппарат, территория страны делится на 36 крупных административных единиц, распространяется металлическая монета, формируется общелитературный китайский язык, упрощается иероглифическое письмо, вводится единая система мер и весов, расширяются ирригационные системы, начинается строительство дорог, строительство Великой китайской стены для защиты от набегов кочевников.
      1   2   3   4


    написать администратору сайта