История психология, задание для СРС (1). История психология (2 семестр) практическое задание 1 Определите авторство и объясните смысл высказывания Быть, значит быть в восприятии
Скачать 30.32 Kb.
|
История психология (2 семестр) ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 1 1. Определите авторство и объясните смысл высказывания: «Быть, значит быть в восприятии». 2. Определите ложность-достоверность тезисов: Концепцию Дэвида Юма можно характеризовать как пример вульгарного материализма. Рене Декарт ввел в науку понятие о простых и сложных идеях. Джон Локк выделял единственный механизм образования сложных идей из простых – ассоциацию. Дэвид Гартли выделял 5 механизмов всей психической деятельности: ассоциация, соединение, сопоставление, обобщение, абстрагирование. Джордж Беркли утверждал, что объекты не существуют в реальности, а являются лишь комплексом субъективных ощущений. Готфрид Лейбниц решал психофизиологическую проблему в духе психофизического монизма. Рене Декарт решал психофизиологическую проблему в духе психофизического взаимодействия. Фрэнсис Бэкон объяснял возникновение идей вибрациями внешнего эфира, которые передаются в ГМ через НС . Давид Гартли считал орудием познания эксперимент и индуктивную логику. Бенедикт Спиноза решал психофизиологическую проблему в духе психофизического параллелизма. Бенедикт Спиноза является автором учения об идолах. Джон Толанд и Джозеф Пристли в своем научном творчестве развивали идеи Г.Лейбница. Джеймс Милль утверждал, что весь мир состоит из бесчисленного множества монад – замкнутых в себе духовных субстанций, обладающих психической активностью. Джон Стюарт Милль рассматривал сознание как пассивную машинообразную структуру, которая механически переставляет элементарные ощущения по закону ассоциаций. Томас Гоббс утверждал, что сознание активно порождает сложные идеи из простых в результате творческого синтеза. Дэвид Юм представлял человеческое тело как машинообразный механизм, состоящий из пружины-сердца, нитей-нервов и колес-суставов. Александр Бэн является автором концепции «ментальная механика». Джон Сюарт Милль является автором концепции «ментальная химия. Дэвид Юм утверждал, что ни Бог, ни материя, ни органы чувств не могут порождать ощущения – сознание само их порождает и воспринимает. Герберт Спенсер утверждал в основе адаптации – формирование ассоциаций между внешними условиями и целесообразными способами реагирования. Александр Бэн утверждал, что мышление и поведение организуются путем проб и ошибок в процессе отбора наиболее удовлетворяющей в данных условиях реакции. Джозеф Пристли ввел в психологию понятие о творческих ассоциациях, а также об ассоциациях, возникающих на основе различения организмом полезного-бесполезного. Александр Бэн является автором эволюционной психологии и рассматривает психику как механизм адаптации к биологической и социальной среде. Герберт Спенсер считал, что в основе психического развития – ассоциации, возникающие в результате повторения связей между внешними условиями и способами реагирования, которые закрепляются в индивидуальном и наследственном опыте. 3. Определите авторов нижеприведенных фрагментов и обоснуйте свои ответы: «Некоторые считают…, будто в разуме есть некие врожденные принципы, некие первичные понятия…, которые душа получает при самом начале своего бытия и приносит с собою в мир… Стало быть у детей и идиотов есть разум, есть душа с отпечатками на ней… Но ребенок не знает, что три и четыре – семь, пока не научится считать до семи… Истина выявилась для него, как только в его душе закрепились ясные и определенные идеи… на том же основании и тем же способом, каким он узнал раньше, что розга и вишня не одно и то же». «Поскольку <…> ощущения передаются духу благодаря эффективности материальных причин мозгового вещества, как признано всеми физиологами и врачами, то мне представляется, что способности к порождению идей и возбуждению их при помощи ассоциации также должны возникать из материальных причин <…> А так как вибрационное движение более подходит к природе ощущений, чем любой другой вид движения, то оно представляется также более подходящим к способностям порождения идей и возбуждения их при помощи ассоциации. Однако эти способности проявляются самостоятельно, как уже отмечено, так что учение об ассоциации идей может стать фундаментом и руководством для наших будущих исследований, что бы ни случилось с учением о вибрациях». «Когда я говорю, что стол, на котором я пишу, существует, то это значит, что я вижу и ощущаю его; и если б я вышел из своей комнаты, то сказал бы, что стол существует, понимая под этим, что, если бы я был в своей комнате, то я мог бы воспринимать его, или же что какой-либо другой дух действительно воспринимает его. Здесь был запах - это значит, что я его обонял; был звук - значит, что его слышали; были цвет или форма - значит, они были восприняты зрением или осязанием. Это все, что я могу разуметь под такими или подобными выражениями. Ибо то, что говорится о безусловном существовании немыслящих вещей без какого-либо отношения к их воспринимаемости, для меня совершенно непонятно. Их esse есть percipi, и невозможно, чтобы они имели какое-либо существование вне духов или воспринимающих их мыслящих вещей. Странным образом среди людей преобладает мнение, что дома, горы, реки, одним словом, чувственные вещи имеют существование, природное или реальное, отличное от того, что их воспринимает разум. Но с какой бы уверенностью и общим согласием ни утверждался этот принцип, всякий, имеющий смелость подвергнуть его исследованию, найдет, если я не ошибаюсь, что данный принцип заключает в себе явное противоречие. Ибо, что же такое эти вышеупомянутые объекты, как не вещи, которые мы воспринимаем посредством чувств? А что же мы воспринимаем, как не свои собственные идеи или ощущения (ideas or sensations)? И разве же это прямотаки не нелепо, что какие-либо идеи или ощущения, или комбинации их могут существовать, не будучи воспринимаемы?» «Давайте предположим, что душа представляет собой, так сказать, белый лист, без единой буквы, без всяких идей. Каким образом появится на ней что-нибудь? Откуда происходит это разностороннее содержимое, которое с почти бесконечной изобретательностью начертала трудолюбивая и неограниченная фантазия человека? Откуда добывается весь материал разума и познания? Отвечу одним словом: из ОПЫТА. Именно на нем основано все наше познание и из него же оно берет начало» КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Охарактеризуйте учение Дж.Локка и значение его идей для развития психологической научной мысли. 2. Какое направление можно считать ассоцианистским? Является ли ассоцианистским учение Дж.Локка? 3. В каких направлениях развивалась ассоциативная психология с XVIII до начала ХХ веков? 4. Охарактеризуйте основные идеи и теории ассоциативной психологии идеалистической ориентации (Д.Беркли, Д.Юм). 5. Как материалистическое понимание психической деятельности реализуется в ассоциативном учении Д.Гартли? 6. Проведите сравнительный анализ ассоциативных концепций «ментальная механика» и «ментальная химия». 7. Раскройте сущность и основные идеи физиологического подхода в ассоциативной теории А. Бэна. 8. Раскройте сущность и основные идеи эволюционного подхода в ассоциативной теории Г.Спенсера. 9. Обобщая изученный материал, назовите основные этапы эволюции ассоциативной психологии и ее место в современной психологии. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная 1.Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней: Учебник для вузов.— 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический Проект, 2007.— 576с. 2.Лучинин А.С. История психологии: учебное пособие– М.: Изд.»Экзамен», 2006. – 286 С. 3.Марцинковская Т.Д. История психологии: Учебник для студ. Высших учеб.заведений – 5-е изд., стер. / Т.Д.Марцинковская – М.: Изд.центр «Академия», 2006. – 544 С. 4.Саугстад Пер. История психологии. От истоков до наших дней. Перевод с норвежского Э.Панкратовой – Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2008. –544 С. 5.Смит Р. История психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений - М.: Академия, 2008. - 416 с. 6.Шабельников В.К. История психологии. Психология души: Учебник для вузов– М.: Академический проект; Мир, 2011. – 391 с. 7.Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX в. – Издательство: Директмедиа Паблишинг, 2008 г.- 772 С. Дополнительная 1. Английские материалисты XVIII в. – М., 1967. – Т.1,2. 2. Антология фрагментов классических текстов западноевропейской философии [Электронный ресурс: http://www.auditorium.ru/books /1378/ Berkeley/Ber.html] / Авт. колл.: Ф.Н. Блюхер, С.Л. Гурко, А.М. Руткевич и др. - Электр. дан. - М., 2002. Беркли Д. Опыт новой теории зрения // Дж. Беркли. Соч. М., 1978. 3. Блонский П.П. Учение Беркли о реальности. М., 1925. 4. Быховский Б.Э. Джордж Беркли. М., 1970. 5. Бэн А. Психология. – СПб., 1887. 6. Гартли Д. Избранные сочинения. – М., 1934. 7. Гартли Д. Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях // Английские материалисты XVIII века / Собр. произв.: В 2 т. Т. 2. М., 1967. 8. Гоббс Т. Левиафан. М., 1936. 9. Гоббс Т. Сочинения: В 2 т. – М., 1964. – Т 1,2. 10. Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западно-европейская философия, XVIII в. М., 1986. 11. Кузьмин Е.С., Якунин В.А. Развитие психологии в XVIII-XIX веках. Л.: ЛГУ, 1982. 12. Локк Д. Избранные философские произведения: В 2 т. – М., 1957. 13. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении // Соч.: В 3 т. Т.1. М., 1985. 14. Нарский И.Д. Давид Юм. М., 1973. 15. Нарский И.С. Западно-европейская философия 18 в. М., 1973. 16. Спенсер Г. Соч.: В 7 т. Т 3. СПб. , 1898. 17. Юм Д. Трактат о человеческой природе, или попытка применит основанный на опыте метод рассуждения к моральным предметам // Д. Юм. Трактат о человеческой природе. Соч.: В 2 т. М., 1995. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 2. 1.Определите авторство и проблемное поле высказывания: «Господин Гельвеций, ответьте на маленький вопрос. Вот пятьсот только что родившихся детей, их готовы отдать вам на воспитание по вашей системе; скажите мне, сколько из них вы сделаете гениальными людьми? Почему не все пятьсот? …Гении падают с неба. И на один раз, когда он встречает ворота дворца, приходится сто тысяч случаев, когда он падает мимо» 2.Составьте схему эволюции психологических идей эпохи Просвещения, приняв за исходную точку основные концепции Нового времени (дизайн схемы на усмотрение студента). 3.Определите достоверность следующих тезисов: Ж.Ламетри развивал представление Дж. Локка о внутреннем опыте. Автором работы «Человек-машина» является Р. Декарт. Ж.Ламетри считал, что внешние воздействия механически вызывают активность психики. Ж.Ламетри, вслед за Декартом рассматривал психическое и телесное как две независимые друг от друга субстанции. Этьен Кондильяк утверждает крайний сенсуализм. В своем «Трактате об ощущениях» Э. Кондильяк сравнивает человека с гигантским механизмом. Клод Гельвеций утверждал, что с рождения у всех людей абсолютно равные предпосылки для развития ума, независимо от телесной организации. Дени Дидро является автором концепции случая. «Неравенство умов происходит не столько от неравномерного распределения даров случая, сколько от безразличия с которым их принимают» считал Ж.Ж. Руссо. Кант разделил психологию на эмпирическую и рациональную. Эмпирическая психология Вульфа базировалась на материальных представлениях о психике. Кант настаивал на необходимости экспериментов над человеком. Гербарт считал, что математические методы невозможно использовать в психологии из-за того, что психические явления существуют только во времени и не имеют пространственных характеристик. Кант, подобно Локку, утверждал, что категории мышления формируются исключительно в опыте. По Гербарту, преодолеть порог сознания представлениям позволяет их сила и апперцептирующая масса. М.В. Ломоносов считал, что психику нужно исследовать через тело. В объяснении детерминации человеческой психики М.В. Ломоносов близок к воззрениям Д. Дидро и Ж. Руссо. В объяснении психики М.В. Ломоносов близок к Ж. Ламетри. А.И.Радищев отрицал идеи эволюции и объяснял происхождение человека с идеалистических позиций. Аргумент происхождение человека из животного мира по А.И.Радищеву – это вегетативные функции как у растений и органы как у животных. 4. Определите, о каком ученом идет речь в следующем фрагменте: «Наиболее полно система психологических взглядов представлена в его главном философско-психологическом труде "О человеке, о его смертности и бессмертии". <…> … в соответствии с развитием природы определенные ступени эволюции проходит и психика, представляющая собой "материю одушевленную". Уже у растений возникает "раздраженность"; следующая ступень развития живого - "чувственность", присущая как животным, так и человеку. Являясь венцом творения, человек в то же время - "единоутробный сродственник, брат всему на земле живущему", ибо его развитие осуществляется на основе общих законов природы... И его не должно унижать то, что и звери имеют способность размышлять: "Нет в человеке, может быть, ни единыя склонности, ни единыя добродетели, коих бы сходственности в животных не находилося". 5. Определите и аргументируйте авторство текста: «Истинные философы согласятся со мной, что переход от животных к человеку не очень редок. Чем, в самом деле, был человек до изобретения слов и знания языков? Животным особого вида, у которого были меньше природного инстинкта, чем у других животных, царём которых он себя тогда не считал; он сличался от обезьяны и других животных тем, чем обезьяна отличается и в настоящее время, то есть физиономией, свидетельствующей о большей понятливости. Ограничиваясь […] интуитивным знанием, он замечал только формы и цвета, не умея проводить между ними никаких различий; во всех возрастах сохраняя черты ребёнка, он выражал свои ощущении и потребности так, как это делает проголодавшаяся или соскучившаяся от покоя собака, которая просит есть или гулять. Слова, языки, законы, науки и искусства появились только постепенно; только с их помощью отшлифовался не обделанный алмаз нашего ума... Но кто заговорил впервые? Кто был первым наставником рода человеческого? Кто изобрёл способ использовать понятливость нашего организма? Я не знаю этого: имена этих первых счастливых гениев скрыты в глубине времён». 6. Составьте матрицу психологических идей Просвещения идей по форме:
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Назовите основные идейные источники, из которых сложился французский материализм в ХVIII в. 2. Охарактеризуйте основные идеи Ж. Ламетри и соотнесите их с принципами деятельностного подхода и эволюционной теории Ч. Дарвина. 3. Чем крайний сенсуализм Э. Кондильяка отличается от сенсуализма Дж.Локка? Раскройте суть метафоры человека – «мраморной статуи». 4. Какие факторы и механизмы их влияния на психическое развитие человека утверждает К. Гельвеций? 5. Охарактеризуйте позицию Д.Дидро в вопросе детерминации психического развития ее отличия от воззрений К. Гельвеция и Ж.Ж. Руссо по этому же вопросу. 6. Соотнесите основные подходы к объяснению детерминации психики человека во французской психологии ХVIII в. с аналогичными позициями в теориях и направлениях психологии ХХ в. 7. Охарактеризуйте специфику, задачи и направления развития немецкой психологии ХVIII в. 8. В чем заключается исторический смысл психологический идей Х.Вольфа? 9. Почему И. Кант считал, что психология не может быть наукой? 10. Как решает проблему метода в психологии И. Гербарт? 11. Охарактеризуйте основные идеи в системе психологических взглядов И. Гербарта. 12. Охарактеризуйте направления развития и идеи российской психологии и философии ХVIII века (М.В. Ломоносов, А.Н.Радищев). РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная 1.Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней: Учебник для вузов.— 5-е изд., перераб. и доп.— М.: Академический Проект, 2007.— 576с. 2.Лучинин А.С. История психологии: учебное пособие – М.: Изд. «Экзамен», 2006. – 286 С. 3.Марцинковская Т.Д. История психологии: Учебник для студ. Высших учеб.заведений – 5-е изд., стер.– М.: Изд.центр «Академия», 2006. 4.Саугстад Пер. История психологии. От истоков до наших дней. Перевод с норвежского Э.Панкратовой– Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2008. – 544 С. 5.Смит Р. История психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р. Смит. - М.: Академия, 2008. - 416 с. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 3 Тема: 1. Назовите авторов и раскройте содержание следующих открытий в области естествознания XIX века: принцип рефлекторной дуги, время реакции нервный круг, порог чувствительности, специфическая энергия органа, френология, полная функциональная однородность мозговой массы, теория бессознательных умозаключений, сенсорная функция, круг ощущения, личное уравнение, биологический детерминизм. 2. Заполните таблицу «Естественнонаучные предпосылки становления психологии»:
3. Определите достоверность тезисов: Чарльз Белл является автором доктрины специфической энергии органа. Закон Белла-Мажанди отражает активность замкнутого в себе и не зависимого от органов чувств сознания. И. Мюллер связывал характер ощущения с типом нервной ткани воспринимающего рецептора. Пьер Флуранц экспериментально подтвердил френологию Франца Галя. И. Мюллер определял зависимость ощущений от внутренней деятельности сознания. Г. Гельмгольц экспериментально доказал зависимость ощущений от материального источника. Э. Пфлюгер экспериментально доказал, зависимость поведенческих реакций от деятельности сознания. Э. Вебер экспериментально исследовал соотношение раздражителей и ощущений. Согласно закону Вебера-Фехнера, интенсивность ощущений пропорциональна логарифму интенсивности представлений. Основателем психофизики является И. Мюллер. В психометрии экспериментально изучалась скорость протекания физиологических реакций. Эволюционный подход в биологии способствовал становлению механистического варианта принципа детерминизма в психологии. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1.Назовите направления естествознания XIX века и их вклад в развитие психологического познания. 2.Охарактеризуйте основные достижения физиологии и анатомии первой половины XIX в., повлиявшие на развитие психологии. 3.Выделите направления в исследовании локализации психических функций в XIX веке и соотнесите эти позиции с современными взглядами. 4.В чем состоит значение идей И. Мюллера для психологии? 5.Какие идеи и экспериментальные исследования Г. Гельмгольца оказали влияние на развитие психофизиологии и психологии? 6.Каким образом Э. Пфлюгер подтверждает выводы Гельмгольца? 7.Как Э. Пфлюгер приходит к выводу о не сводимости психики к физиологии и философии? 8.В чем заключается значимость открытий Э. Вебера и Г. Фехнера для становления психологии самостоятельной наукой? 9.Какой вклад внесли астрономы в развитие психологии? 10. Чем предмет измерения временных параметров Францем Дондерсом отличается от предмета изучения Г. Гельмгольца? 11. В каком направлении З. Экснер продолжил экспериментальные исследования Ф. Дондерса? 12. Охарактеризуйте вклад эволюционных идей в развитие психологического познания. 13. Какова роль психиатрии в развитии психологии? 14. В чем заключается значение учения Дарвина для развития психологии? 15. Какова роль психиатрии в становлении предмета и методов объективной психологии? РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная 1.Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней: Учебник для вузов.— 5-е изд., перераб. и доп.— М.: Академический Проект, 2007.— 576с. 2.Лучинин А.С. История психологии: учебное пособие – М.: Изд. «Экзамен», 2006. – 286 С. 3.Марцинковская Т.Д. История психологии: Учебник для студ. Высших учеб.заведений – 5-е изд., стер. – М.: Изд.центр «Академия», 2006. – 544 С. 4.Шабельников В.К. История психологии. Психология души: Учебник для вузов – М.: Академический проект; Мир, 2011. – 391 с. 5.Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX в.–Издательство: Директмедиа Паблишинг, 2008 г.- 772 С. Дополнительная 1. Ананьев Б.Г. Очерки истории русской психологии XVIII и XIX веков. М., 1947. 2. Антология фрагментов классических текстов западноевропейской философии [Электронный ресурс: http://www.auditorium.ru/books/1378/Berkeley/Ber.html] / Авт. колл.: Ф.Н. Блюхер, С.Л. Гурко, А.М. Руткевич и др. - Электр. дан. - М., 2002. 3. Дарвин Ч. Воспоминания о развитии моего ума и характера (Автобиография). Соч. Т.9. М., 1959. 4. Дарвин Ч. О выражении душевных движений у животных и человека. М.,1896. 5. Кузьмин Е.С., Якунин В.А. Развитие психологии в XVIII-XIX веках. Л.: ЛГУ, 1982. 6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996. – Т.1,2. 7. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. СПб,. 1998. 8. Якунин В.А. История психологии. СПб., 1998. Раздел IV. Гл 7,8. С. 258- 320. |