Главная страница
Навигация по странице:

  • Сара Кэмерон Мэрилендский университет Аннотация

  • Ключевые слова

  • мақала. МАКАЛА. Казахский голод 193033 гг. современные исследования и новые направления Сара Кэмерон


    Скачать 93.99 Kb.
    НазваниеКазахский голод 193033 гг. современные исследования и новые направления Сара Кэмерон
    Анкормақала
    Дата04.12.2022
    Размер93.99 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаМАКАЛА.docx
    ТипСтатья
    #827163

    В
    Казахский голод 1930-33 гг.: современные исследования и новые направления
    Сара Кэмерон

    Мэрилендский университет
    Аннотация: Хотя казахский голод 1930-33 гг. привел к гибели 1,5 млн. человек, четверти населения Советского Казахстана, кризис мало известен на Западе. Однако в последние годы ряд ученых в Европе и Соединенных Штатах начали исследовать этот вопрос. Эта статья предлагает обзор их исследований, выделяя точки соприкосновения и дебатов. Но, несмотря на эту новую волну научного интереса, некоторые аспекты казахской катастрофы все еще остаются плохо изученными. Это эссе завершается предложением областей для будущих научных исследований и исследований.

    Ключевые слова: голод, Казахстан, советский, геноцид, кочевник

    F
    .rom 1930 Кому 1933, a опустошительный голод разоренный тем Новые функции Советский республика из Казахстан. Больше чем 1.5 миллион народ приблизительно a четверть из тем республики население у тем Время Погибли в тем кризис. Тем катастрофа который был Вызвала около Иосиф Сталинский Политики из радикальный государство преобразование Спровоцировали глубокий общественный демографический и экологический Изменения в Советский Казахстан a территория приблизительно тем размер из континентальный Европа. Свой Эффекты продолжать Кому быть войлок в независимый Казахстан Сегодня. Хотя тем Казахский голод из 1930-33 Имеет важный Последствия для Советский история как колодец как тем изучать из масса насилие и сравнительный Голод тем кризис есть маленький известный в тем Запад. Наибольший майор Обзоры из тем Советский период отсылать Кому тем Казахский бедствие только в прохождение и тем Казахский голод есть редко упомянутый в синтетический Счета из

    массовое насилие двадцатого века.

    Это эссе начинается с краткого обзора основных особенностей казахского голода в том виде, в каком они в настоящее время понимаются историками. В ней обсуждаются некоторые объяснения казахского голода в то время и последующие поколения советских ученых. Затем ярассматриваю несколько недавних исследований казахского голода западными учеными. В совокупности эта новая наука подчеркивает насильственный характер нападения советского режима на казахское общество. Он также начал повышать осведомленность о проблеме казахского голода 1930-33 годов среди историков, пишущих на Западе. Но, несмотря на эту новую волну научного интереса, некоторые аспекты этой катастрофы все еще остаются.


    плохо понимается. Это эссе завершается предложением ряда областей для будущих научных исследований и исследований.
    THE BASIC FEATURES OF THE KAZAKH FAMINE
    Казахский голод был частью коллективизационного голода, который поразил Советский Союз в 1930-33 годах, особенно на Украине, а также в Поволжской, Донской и Кубанской областях Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (СФСР). Каждый фаминe был вызван одной и той же основной причиной. В 1929 году под руководством Сталина большевистская партия приступила к осуществлению первого пятилетнего плана, программы преобразования общества, промышленности и сельского хозяйства в новом советском государстве. Активисты работали над коллективизацией сельской местности, выкорчевывая крестьян с их земель и направляя их сельскохозяйственную продукцию, такую как мясо и зерно, государству. Это нападение было особенно жестоким, и те регионы, которые традиционно поставляли продовольствие, вскоре начали страдать.

    Накануне голода новая советская республика Казахстан представляла собой многонациональное общество, состоящее из группы мусульманских, тюркоязычных кочевников, известных как «казахи», основной этнической группы республики (57,1 процента населения). и значительных русских и украинских меньшинств — 19,6 и 13,2 процента соответственно (Всесоюзная переписʹ 82; Как кочевники, казахи осуществляли сезонные миграции по заранее определенным маршрутам со своими стадами животных, таких как верблюды, овцы и лошади. Они мигрировали в кочевые лагеря, известные как auls, причем каждый аул состоял из где-то от двух до восьмиhous ehold. Такой образ жизни был приспособлением к особенностям казахской степной среды, в том числе к нехватке хороших пастбищ и вод.

    Место, известное как «Казахстан», было продуктом советской власти: в 1924 году Москва начала реорганизовывать бордысоветской Центральной Азии на основе принципа национальности. Он объединил территории с различными культурными, историческими и экологическими особенностями, создав то, что стало известно как Казахстан или Казахская Автономная Советская Социалистическая Республика (АССР). 1 Казахстан отличался как своими размерами — это была вторая по величине республика Советского Союза, уступавшая по размерам только российской.



    1 Сразу после национального разграничения в 1924 году или реорганизации политических границ Советской ЦентральнойАзии на основе принципа национальности эта территория была известна как Киргизская АССР. В 1925 году она была переименована в Казахскую АССР. В 1936 году Казахстан стал ССР с полным союзным статусом республики .
    СФСР — и по количеству ее скотоводческих кочевников самая крупная из всех республик Советского Союза.

    Славянское крестьянское население Казахстана былов значительной степени сосредоточено в плодородных северных и юго-восточных районах республики. Большинство из них были относительно недавними прибывшими, заселив казахскую степь под российским имперским правлением в течение интенсивного периода крестьянской колонизации в конце девятнадцатого и вдвадцатом веках. По мере того, как они приносили большие участки степи под возделывание, эти поселенцы преобразовывали степь и ее экономическую практику, и эти изменения, которые варьировались от сдвигов в торговых моделях до изменений в миграционных путях казахских кочевников, позже послужили усилению последствий Жестокая политика советского режима. К началу советского периода Северный Казахстан стал одним из самых важных зернопроизводящих регионов Советского Союза.

    В 1929 и 1930 годах Москва начала первую кампанию коллективизации. В отдельных казахских районах республики активисты начали программу «полной коллективизации на основе оседлости», схему расселения и коллективизации кочевников одновременно. Голод начался зимой 1930 года, на год раньше, чем в других частях Советского Союза. Хотя голод поразил русские и украинские общины на севере и юго-востоке республики, он с особой интенсивностью ударил по кочевым казахам. Кочевники начали забивать свои стада скота для еды и бежать из республики. В 1931-33 годах — разгар казахского голода — более

    Республику покинули 1,1 миллиона человек, подавляющее большинство из которых казахи. 2 Они бежали в соседние советские республики, а также за границу, в китайскую провинцию Синьцзян, которая граничила с Советским Казахстаном на востоке. Многие из этих беженцев хотели бывернуться в Казахстан, поселившись в Китае или в соседних советских республиках на постоянной основе. В Казахстане массовые восстания, насчитывавшие несколько тысяч участников, вспыхнули осенью 1929 года и на протяжении 1930-33 годов. Войска Красной Армии жестоко подавили эти восстания.

    Сталин и Филипп Голощекин, лидер Казахстана и партийный секретарь в течение большей части голода, регулярно переписывались во время этих кризисов, и Сталин знал о масштабах страданий казахов. 17 сентября932 года, после того, как республика пережила почти три года агонии, Центральный Комитет партии санкционировал ограниченные уступки, включая частную собственность на животных кочевников и поставки продовольственной помощи. В начале 1933 года Москва уволила Голощекина с занимаемой должности, обвинила его в совершении


    2 АПРК, ф. 141, op. 1, д. 6545, л. 169, переиздано в Дегитаеве 292.
    « Ошибки» в его руководстве республикой , и заменил его армянин Левон Мирзоян. Сам голод, однако, продолжался до 1934 года, когда республика, наконец, начала медленный и болезненный процесс восстановления.

    Хотя казахский голод 1930-33 годов напоминает другие советские коллективизационные голоды в своих общих чертах, он имеет несколько отличительных особенностей: в Казахстане основными жертвами голода были скотоводческие кочевники, а не крестьяне. Таким образом, динамика голода в Казахстане отличалась от динамики на западе Советского Союза — бегство голодающих беженцев, например, было намного больше во время казахского голода, поскольку кочевники использовали свои знания о сезонных миграционных маршрутах, чтобы избежать репрессий. Социальные последствия голода были, возможно, еще более катастрофическими. Во время голода погибло около девяноста процентов стад скота в республике, нанеся сокрушительный удар по скотоводческому кочевому обществу. 3 Без своих стад казахи не могли бы кочевничать. У них не было средств к существованию или средств к приобретению пищи. До голода казахство тесно переплеталось с кочевником. Но со смертью своих стад животных большинство казахов были вынуждены оседло оседлости или заняться оседлой жизнью — драматическая переориентация идентичности.

    В конечном счете, самым жестоким путем, казахский голод создал Советский Казахстан, стабильную территорию с четко очерченными границами, которая была неотъемлемой частью советской экономической системы. Но характер этой государственной трансформации был неравномерным: ни Казахстан, ни сами казахи не интегрировались в советскую систему именно так, как первоначально надеялась Москва. Издержки этого государственного образования были ужасающими, как для режима, который видел массовое падение сельскохозяйственной производительности в регионе в послеголодные годы, так и особенно для самого казахского общества, которое несло непропорциональное бремя гибели людей в результате стихийного бедствия. Из 1,5 миллиона жертв примерно 1,3 миллиона были казахами. Более трети всех казахов погибло в голодоморе, а после катастрофы казахи стали меньшинством в собственной республике. В условиях кризиса Москва стремилась искоренить ранее существовавшие элементы казахской идентичности, такие как родственные связи, преданность наследственной элите и казахский скотоводческий кочевой образ жизни, наложив на них категорию национальности «казах». место. Но


    3 Отчет тайной полиции в октябре 1932 года подсчитал, что численность животных в республике сократилась на 90,8 процента по сравнению с 1929 годом. В некоторых районах потери животных оценивались в 99,5 процента. РГАСПИ ф. 108, соч. 1, д. 11, л. 3-4, цитируется в Данилове, Мэннинге и Альте 2:22.
    Несмотря на усилия режима, многие из этих ранее существовавших черт казахской идентичности, такие как кланы или даже само кочевничество (которое режим возродил на ограниченных территориях республики в послеголодные годы для создания животноводческих запасов республики), продолжали играть в игру. важная роль в казахской жизни после окончания голода.
    ТХЕ КАЗАХСКИЙ ГОЛОД И WESTERN SCHOLARSHIP
    В течение десятилетий после катастрофы казахский голод мало обсуждался в работах, опубликованных в Советском Союзе. Последующие поколения советских историков, рекламируя «победы» колхозного строительства в Казахстане, признавали «ошибки» и «эксцессы» в кочевых регионах в течение 1930-33 годов, в значительной степени обвиняя в этом ошибочное руководство Голощекина, объяснение, данное в то время. (Турсунбаев 1957; Турсунбаев, Казахский аул 1967; Дахшлейгер и Нурпеисов). Только в конце 1980-х и начале 1990-х годов, когда сам Советский Союз началрушиться, обсуждение казахского голода вырвалось в поле зрения общественности. В 1992 году правительственная комиссия под эгидой президента Казахстана Нурсултана Назарбаева постановила, что казахский голод следует считать геноцидом, и на протяжении 1 990-х годов доминировала тема казахского голода. популярные и научные русскоязычные и казахскоязычные СМИ в Казахстане. 4 Как ни странно, некоторые из этих исследований просто повторяли советское объяснение голода, называя его «геноцидом Голощекина» (Абдайраеймов; Абылхожин, Козыбаев, Татимов и др.). Другие казахстанские ученые, публикуясь на русском и казахском языках, предложили богатые исследования, уходящие корнями в архивы причин и последствий голода (Абылхожин; Омарбеков 1994, 1997, 2003).

    Однако к концу 1990-х годов было мало научных или общественных исследований катастрофы, и общественное внимание в Казахстане начало отходить от темы голода. Причины этого сдвига нуждаются в дальнейшем изучении, но они могут включать официальные опасения, что дальнейшее расследование голода испортит тесные отношения Казахстана с Россией. В мае 2012 года , выступая на открытии мемориала жертвам голода в Астане, столице Казахстана, Назарбаев дал понять, что общественное обсуждение голода может возобновиться, но в более ограниченной форме: Он призвал казахов помнить о голоде, но предостерег от опасностей



    4 О выводах этой президентской комиссии см. Козыбаева , 15.
    о «политизации» катастрофы, ссылка, которая вызывает попытки добиться репараций за украинский голод от России. 5 См.

    Историки на Западе, изучающие Советский Союз, не спешат догонять усилия своих казахстанских коллег. Самые ранние исследования казахского голода западными учеными давали полезные обзоры ключевых событий катастрофы, но им мешала недоступность советских архивов. В статье 1981 года о коллективизации в Казахстане американский ученый Марта Брилл Олкотт охарактеризовала казахский голод в значительной степени как просчет со стороны Сталина и других, которые, по ее мнению, плохо понимали специфику скотоводческого кочевого хозяйства казахов (Олькотт 122-42). В своей основополагающей работе 1986 года об украинском фамине «Жатва скорби» историк Роберт Конквест включил главу о казахском голоде, которая опиралась на материалы Олькотта и пришла к аналогичным выводам (Conquest 189-98).

    На Западе изучение казахского голода тогда бездействовало в течение почти двух десятилетий, пока международная группа ученых не начала возрождать его. Среди них французский ученый Изабель Охайон, итальянский ученый Никколо Пианчиола, американский ученый Мэтью Пейн, немецкий ученый Роберт Киндлер и я, американский ученый из Университета Мэриленд-Колледж Парк (Ohayon; Пьянчиола 2009; Пейн 2011; Киндлер; Кэмерон; Метка; и Верт). 6 Эти ученые выиграли ототкрытия советских государственных и партийных архивов после распада Советского Союза в 1991 году. Совсем недавно Архив Президента Республики Казахстан, в котором хранятся документы, относящиеся к деятельности Коммунистической партии Советского Казахстана, опубликовал записи важных партийных контрольных комиссий и инспекций. комиссии, действовавшие во время голода. 7 В рамках программы Президента Назарбаева по ограниченному общественному обсуждению голодомора Министерство культуры Казахстана начало работу над полезным многотомным сборником документов , посвященным голоду в Казахстане, первый том которого выпущен, в котором собраны архивные документы государства, партии, и региональные архивы (Зулкашева).



    5 Назарбаев отметил: «Но мы должны быть мудрыми в интерпретации истории и не допускать политизации этой темы» («Выступление» 9).

    6 Pianciola 2004 включает в себя многие из его выводов на английском языке.

    7 В Президентских архивах это Наркомат рабоче-крестьянской инспекции (собрание 719) и Уполномоченный комитет партийного контроля (собрание 725), а также «секретные» опи (подразделение) областного партийного комитета (сборник 141, опис 17). ).
    Далеко не все архивные записи, касающиеся голода, стали доступными. Например, архивы тайной полиции Казахстана и личные дела некоторых ключевых лиц, таких как Голощекин, остаются закрытыми как для иностранных исследователей, так и дляместных исследователей. 8 Но эта новая волна иностранных ученых использовала богатые записи, которые доступны, чтобы сделать ряд ключевых вмешательств в научную литературу. Их объединенные исследования иллюстрируют насильственный характер нападения режима на казахстанское общество. Вместо того, чтобы представлять Сталина как не знающего о катастрофе, их исследования показали, что Сталин знал о страданиях казахов в несколько ключевых моментов голода, но не предлагал никаких уступок.

    Эти результаты разрушают давнее заблуждение о том, что казахский голод был в первую очередь «естественным» процессом, который отличался от более жестокого пути, по которому коллективизация пошла в других странах Советского Союза. В научной литературе до сих пор нет этого: казахская катастрофа часто отвергается как «ошибка» или «просчет» Москвы, изображения, которые, казалось бы, преуменьшают насильственный характер катастрофы. 9 Отчасти такие изображения вызывают идеи эволюционных теоретиков, которые утверждают, что исчезновение мобильных народов и их превращение в оседлые общества являются неизбежным результатом современности. Ряд ученых, работающих вне области советской истории, успешно оспорили выводы эволюционной теории, но это затуманило интерпретации казахского голода. 10 Можно утверждать, что смысл или намек на то, что казахский голод на самом деле вовсе не был актом террора, может быть одной из причин того, что эта тема так долго игнорировалась учеными в Запад. Если понимать это как историческую проблему, возникшую в значительной степени из естественных причин, то понятно, что историки должны сначала обратить свои внимание к раскопкам тех советских преступлений, которые проистекали из человеческих причин.

    Стоит отметить различия в интерпретации и акцентах внутри этой группы из пяти иностранных ученых. Одна из областей разногласий заключается в том, когда начинается и заканчивается история казахского голода. Для Пианчулы (2009, 33-87) история голода начинается в 1890-х годах, когда крестьянское поселение


    8 Историк Талас Омарбеков использовал файлы из архивов тайной полиции Казахстана. См. Омарбеков 2003.

    9 Конквест, например, утверждает, что казахское бедствие было вызвано экономическим и политическим просчетом, но было еще более глубоким «непониманием культур в самом широком смысле этого термина» (194).

    10 И Касаба, и Скотт недавно разработали эволюционные подходы к пониманию отношений между аграрными и неаграрийными народами.
    Казахская степь ускорилась. Киндлер, напротив, уделяет меньше внимания наследию российского имперского правления и начинает свою книгу в 1921 году, вскоре после окончания гражданской войны. 11 Пианчола в значительной степени заканчивает свое повествование в 1934 году, когда сам голод подошел к концу, в то время как Киндлер и Охайон расширяют свои повествования до 1945 года. Они показывают, например, что в ограниченных районах республики Москва возродила скотоводческое кочевничество, тусамую жизнь, которую режим когда-то стремился искоренить, в попытке восстановить поголовье скота в республике до уровня до голода (Kindler 312-38; Охайон 327- 55).

    Эти различия в хронологии указывают на более серьезные проблемы. Насколько важным было наследие российского имперского правления для природы казахской катастрофы? Произошел бы подобный голод в 1930-х годах без крестьянских поселений казахской степи в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков? В конечном счете, что голод означал для Москвы? Как неожиданные последствия катастрофы, такие как массовые потери скота, изменили подход Москвы к управлению республикой? Ответы на эти вопросы имеют решающее значение для более широкой области советской истории, поскольку они помогают нам определить преемственность и разрывы между российской имперской и советской властью и прояснить особый характер сталинской трансформации советского общества.

    Эти историки используют различные линзы и интерпретационные рамки для анализа кризиса. Охайон использует инструменты социальной истории, чтобы исследовать историю голода, сосредотачиваясь на политике оседлости как программы социальных преобразований, а не на центральном принятии решений. Пианчола опирается на методы экономической истории, чтобы выявить сложные экономические взаимосвязи, которые связывали кочевников и крестьян-поселенцев. Для Киндлера история голода в значительной степени связана с насилием, и он уделяет значительное внимание моделям насилия на центральном и местном уровнях. В своей будущей книге я использую экологическую историю, среди других подходов, чтобы изучить, как изменение понимания связей между окружающей средой и человеческой деятельностью повлияло на подход Москвы к развитию региона. Как показывают эти расходящиеся взгляды, голод — это сложный человеческий кризис, изучение которого требует целого ряда методологий, включая социальную, политическую, экономическую и экологическую историю, чтобы раскрыть его полные измерения.

    Эти ученые также обсуждали ключевые вопросы, связанные с намерениями советского режима в Казахстане, а также с самим голодом.


    11 Kindler включает одиннадцатистраничный (31-42) обзор «Кочевников и российской колониальной власти», но его повествование начинается с 1921 года.
    Хотя существует общее мнение о том, что первый пятилетний план Сталина был искрой для казахского кризиса, эти ученые расходятся во мнениях о том, как различные элементы плана вызвали голод. В Казахстане усилия по коллективизации кочевников сопровождались усилиями по их постоянному оседлому образу жизни и извлечению зерновых и мясных заготовок, которые будут направляться государству. Пейн подчеркивает разрушительный характер принудительного оседлости, в то время как Пианчиола подчеркивает роль хлебозаготовок в разжигании голода. Все эти ученые сходятся во мнении, что Москва стремилась использовать голод как средство приведения казахов под советскую власть. Пианчиола называет этот процесс «этатизацией», в то время как Киндлер называет его «советизацией через голод». Но они расходятся во мнениях относительно того, в какой степени Москва предвидела все масштабы кризиса (Pianciola 2004, 191; Киндлер 12). Из этих пяти ученых только Пейн (в «Советской степи») утверждал, что казахский голод следует считать геноцидом, в то время как другие утверждали, используя резкие определения и обоснования, что казахский голод не следует считать геноцидом. 12 См.
    FUTURE DIRECTIONS FOR RESEARCH
    Хотя эта новая волна иностранных исследований о голоде в Казахстане многое сделала для выяснения природы казахского кризиса, есть несколько областей бедствия, которые остаются недостаточно изученными. 13 Во-первых, у нас еще нет четкого понимания казахского голода в его более широком, пансоветском контексте. Эссе в этом журнале являются ценным шагом в размышлении о советском голоде в сравнении, но будущие исследователи должны также тщательно изучить связи, которые эти бедствия, возможно, имели друг с другом. Какое отношение, если таковой имелся, казахский голод, начавшийся осенью 1930 года, имел к коллективизационному голоду, в том числе украинскому голоду и голоду в Поволжской, Донской и Кубанской областях России, которые последовали за ним? Повлияла ли реакция Москвы на казахстанский кризис на ее ответные меры


    12 Аргументы о том, что казахский голод не следует считать геноцидом, см. в Kindler 27 и Ohayon 360. Пианчола (2004, 190) не затрагивает вопрос геноцида напрямую, но утверждает, что Москва не планировала резню казахов. Я утверждал, что голод в Казахстане не соответствует юридическому определению геноцида, принятому Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций, но он может соответствовать более широким определениям геноцида (Cameron 21).

    13 Приведенный ниже список ни в коем случае не является окончательным. Как упоминалось ранее в эссе, особый способ, которым казахский голод был помечен и увековечен в Казахстане, является еще одной недостаточно изученной областью повторного поиска.
    последующие продовольственные кризисы? Ободрил ли казахский кризис Сталина, как предполагают некоторые ученые , предоставив «полезную модель» для его нападения на Украину? 14 См.

    На сегодняшний день большая часть исследований о голоде советской коллективизации следовала национальным линиям, причем исследования украинского голода и казахского голода полностью отличались друг от друга. 15 Тем не менее, это пренебрегает более широким пансоветским контекстом, частью которого были оба кризиса: Москва стремилась построить общесоюзную продовольственную систему, а дефицит в одном регионе Советского Союза имел последствия для других. Предварительные исследования показывают, что жестокая тактика, такая как закрытие границ, чтобы голодающие не могли бежать, возможно, была разработана в ответ на один голод, а затем развернута в другом (Cameron 18). Рассмотрение казахского голода в его пансоветском контексте может также помочь ученым понять, почему некоторые регионы Советского Союза не пострадали от сильного голода во время коллективизации. Мы знаем, например, что чиновники в советском Кыргызстане, который к 1932 году был завален голодающими беженцами Каза х, приводили в пример казахский голод в попытках убедить Москву снизить хлебозаготовки, взимаемые с Кыргызстана (Лоринг 350). Необходимы дальнейшие исследования, чтобы выяснить, как казахский кризис повлиял на развитиеМосквой Центральной Азии.

    Еще одной недостаточно изученной областью исследований является число погибших во время голода в Казахстане. Как и другие советские коллективизационные голодоморы, цифры смертности для Казахстана оспариваются: большинство западных ученых считают, что казахский голод унес жизни примерно 1,5 миллиона человек, подавляющее большинство из которых были этническими казахами. 16 Некоторые казахстанские ученые


    14 Конквест отмечает: «Тем не менее, было высказано предположение, что эффективность незапланированного казахского голода в уничтожении местного сопротивления была полезной моделью для Сталина, когда дело дошло до Украины» (196). Анализируя намерения Сталина непосредственно перед украинским голодомором, историк Тимоти Снайдер пишет: «К лету 1932 года, как знал Сталин, в Советском Казахстане уже умерло от голода более миллиона человек. Сталин обвинил местного лидера партии [Филиппа] Голощекина, но он, должно быть, разобрался в некоторых структурных вопросах» (35).

    15 Есть , конечно, исключения, но большинство из них предшествуют этой новой волне исследований казахского голода. В своей книге Дэвис и Уиткрофт занимаются статьями Пианчиолы; другие исследования о казахском голоде еще не были опубликованы в то время, когда они писали свою книгу.

    16 Максудов (770) утверждает, что погибли 1,45 миллиона этнических казахов и 10000 человек других национальностей. По оценкам Дэвиса и Уиткрофта (412), в Казахстане умерло от 1,3 до 1,5 миллиона человек. Олькотт предполагает, что погибло 1,5 миллиона этнических казахов.
    предлагают более высокие цифры, такие как 2,5 миллиона смертей этнических казахов (Татимов и Алиев 216). В целом показатели смертности в Казахстане были подвергнуты менее тщательному изучению, чем для Украины или России в Поволжской, Донской и Кубанской областях. В 2013 году историк экономики Стивен Уиткрофт, работавший тогда в Назарбаев Университете в Астане, начал многообещающий проект, который предлагал собирать данные о различных показателях голода (таких как рождаемость, смертность, миграция и уровни закупок) из в значительной степени неиспользуемых. источники, в том числе республиканские и региональные статистические архивы. Используя эти данные и методы, такие как историко-географическая информатика и системы (ГИС) или электронное картографирование, Уиткрофт и его команда планировали рассчитать смертность от голода в Казахстане с гораздо большей степенью точности, чем предыдущие исследования. Такое исследование также поможет ученым выявить и проанализировать региональные различия в показателях смертности, что имеет особое значение, учитывая огромные размеры Казахстана. К сожалению, Уиткрофт сейчас покинул Назарбаев Университет, и статус проекта остается неопределенным. 17 См.

    Существуют особые проблемы для дальнейшего изучения показателей смертности от голода в Казахстане. Бегство голодающих беженцев, например, было гораздо более интенсивным, чем во время других советских коллективизационных голодоморов. Во время подготовки к переписи 1937 года некоторые чиновники в Казахстане даже использовали это бегство беженцев как способ скрыть существование голода. Стремительное сокращение населения республики, рассуждали они, можно объяснить тем, что так много казахов эмигрировало на работу в другие республики в период первой сталинской пятилетки (Хирш 282). Понятно, что это объяснение не выдерживает критики. По любым принятым научным меркам, число погибших во время казахского голода было ужасающим. Точная оценка зависит от детальной работы с данными о населении в других советских республиках, а также в Синьцзяне. Эта работа будет включать в себя учет голодающих беженцев, которые бежали и поселились в других местах навсегда, и тех, кто погиб по пути, или мест, куда они бежали.

    Дальнейшая работа с этими статистическими данными также может помочь ответить на связанный с этим вопрос: был ли голод или болезнь основной причиной смерти во время казахского голода? 18 В«современном голоде», таком как блокада Ленинграда, болезнь не играет главной роли — большинство жертв умирают от фактического голода.


    17 Несколько ученых , работавших над казахским голодом, в том числе Киндлер, Пианчиола и я, были консультантами проекта Уиткрофта.

    18 Я благодарю Кормака О Граду за то, что он привлек мое внимание к этому важному моменту во время конференции по сравнительному голоду в Назарбаев Университете в октябре 2013 года.
    Болезнь, по-видимому, не была основным фактором украинского голода или голода, который поразил Поволжье, Дон или Кубань. Но в Казахстане было гораздо меньше служб общественного здравоохранения, чем на западе Советского Союза, и архивные данные свидетельствуют о том, что такие болезни, как тиф, оспа и холера,значительно увеличили число погибших. В некоторых случаях партийные бюрократы не могли даже поехать в самые голодные районы республики, потому что вспышка массовых эпидемий делала такие поездки слишком опасными (Cameron 281). Во время казахского голода, как и во времяголода, эти болезни были вызваны голодом и усугублялись другими явлениями, связанными с голодом, такими как массовое перемещение населения и антисанитарные условия. 19 Определение особой роли , которую болезнь сыграла в казахской катастрофе, может также помочь прояснить другие вопросы, например, почему Москве потребовалось так много времени — почти три года — чтобы положить конец голоду в Казахстане.

    Еще одной малоизученной областью является роль казахстанских актеров. Как они поняли это нападение на их такуюциетию? И как катастрофа изменила то, что значит быть казахом? Несмотря на усилия партии по содействию использованию казахского языка, русский язык оставался предпочтительным языком общения на республиканском, областном и районном уровнях казахстанской мулти-этнической бюрократии в течение 1920-х и 1930-х годов. Таким образом, подавляющее большинство первоисточников о казахском голоде, включая большинство партийных и государственных документов, содержащихся в архивах, находятся на русском языке. Но в самом казахском обществе число русскоязычныхоставалось довольно небольшим, и эта группа, как правило, происходила из сектора казахского общества, который получил образование в так называемых «русско-родных» школах. Казахский язык оставался основным языком общения для степных кочевников. В начале ХХ века казахские элиты создали первую стандартизированную письменную форму казахского языка, которая опиралась на модифицированную арабскую письменность. Хотя уровень грамотности в казахском обществе оставался низким до 1920-х годов, существует небольшое, но значительное количествоказахскоязычных первоисточников этого периода, таких как петиции, газеты и протоколы заседаний советов аула или местного уровня. Часто эти источники содержат перспективы и голоса, которые не могут быть найдены в русскоязычных документах. Немногие посторонние читали казахский, и это был язык, на котором многие казахи чувствовали, что они могут общаться более открыто.

    Исследователи начали добывать эти ценные источники для понимания того, как казахское общество было воссоздано во время голода, но


    19 О связи между болезнями и голодом см. Сен 50; и О Града 108-28.
    В конце 1920-х годов Москва начала кампанию по переводу родных языков, таких как казахский, с арабского на латиницу. В 1930-х годах Москва снова изменила письменность, на модифицированную кириллицу, которая все еще используется в Казахстане сегодня. Старое арабское письмо очень трудно выучить, даже для носителей казахского языка, и немногие научные исследования периода голода использовали казахские источники, написанные арабским шрифтом. 20 Чтобы прояснить наше понимание казахского общества накануне голода, будущие исследователи должны обратиться к устрашающему положениюэтих источников.

    Вопрос об источниках поднимает еще одну проблему, характерную для казахского голода (в отличие от украинского голода и голода в Поволжье, Дону и Кубани). Поскольку казахская культура была в значительной степени устной, а не литературной культурой, существует очень мало первоисточников, которые партия или государство не производили. Немногие иностранные путешественники посещали Казахстан в 1920-х и 1930-х годах, и есть только несколько дневников или воспоминаний об этом периоде. 21 В Украине валлийский журналист Гарет Джонс впервые привлек внимание Запада к ужасам украинского голода, и его наблюдения остаются важное понимание человеческой стороны истории голода (Гамаш). В Казахстане не было подобной фигуры для хроники истории. Устные исторические проекты о казахском голоде начались относительно поздно, и поскольку выжившие после голода, которые были опрошены , как правило, были довольно пожилыми и были маленькими детьми во время катастрофы, эти источники имеют ограниченную полезность для историков. 22 Чтобы уловить человеческую сторону истории, исследователи должны искать новые источники. Одним из потенциальных направлений исследования может быть казахскоязычная литература. Хотя на протяжении большей части советской эпохи не разрешалось говорить о голоде в официальных источниках, предварительные исследования в казахскоязычных литературных журналах того периода, таких как «Жŭлдыз», показывают, что казахские авторы часто вплетали историю голода в свои романы. рассказы. Эти литературные источники могут дать важное представление о таких темах , как восстановление казахского общества после катастрофы и частности. Способы, которыми казахи помнили голод в советское время .


    20 Махат является исключением.

    21 Большинство из этих мемуаров были написаны после распада Советского Союза, и, возможно, они в равной степени посвящены собственным усилиям Казахстана по государственному строительству, как и истории голода. См. Шаяхметов.

    22 См., например, усилия по сбору устных историй в 2008 году, подробно описанные в «Трагедии Казахского народа».
    Цитируемые работы
    Абдайраеймов, С. Голод в Казахской степи: Песня тревоги и боли. Алматы: Казакский университет, 1991. Печатать.

    Абылхожин, Жулдызбек Б. Традиционная структура Казахстана: социально-экономические аспекты функционирования и трансформации. Алматы: Гылым, 1991. Печатать.

    Абылхожин, Б. Жулдызбек, Манаш Козыбаев, Макаш Б. Татимов. «Казахстанская трагедия». Вопросы истории 7 (1989): 53-71. Печатать.

    Кэмерон, Сара. «Голодная степь: Советский Казахстан и казахский голод, 1921-1934 гг.», доктор философии, Йельский университет, 2010. Печатать.

    Завоевание, Роберт. Урожай скорби: советская коллективизация и голод террора. Нью-Йорк: Оксфорд Юниверсити Пресс, 1986. Печатать.

    Дахшлайгер, Г. Ф. и К. Нурпеисов. История крестьянства Советского Казахстана. Алматы: Наука, 1985. Печатать.

    Данилов, Виктор, Роберта Мэннинг, Линн Виола, изд. Трагедия Советской деревни: Коллективизация и раскулачивание: Документы и материалы. М.: РОССПЭН, 2001. Печатать.

    Дэвис, Роберт У. и Стивен Г. Уиткрофт. Годы голода: Советское сельское хозяйство, 1931-1933. Нью-Йорк: Палгрейв Макмиллан, 2004. Печатать.

    Дегитаев, Л. Д., изд. Левон Мирзоян в Казахстане: Сборник документов и материалов (1933-1938 гг.). Алматы: Казахстан, 2001. Печатать.

    Гамаш, Рэй. Гарет Джонс: Очевидец Голодомора. Кардифф: Валлийская академическая пресса, 2013. Печатать.

    Хирш, Франсин. Империя Наций: этнографические знания и становление Советского Союза. Итака: Издательство Корнелльского университета, 2005. Печатать.

    Касаба, Решат. Движимая империя: османские кочевники, мигранты и беженцы.

    Сиэтл: Университет Вашингтон Пресс, 2009. Печатать.

    Киндлер, Роберт. Сталинский кочевник: Герршафт и голод в Казахстане.

    Гамбург: Гамбургское издание, 2014. Печатать.

    Козыбаев, М. К., и др., изд. Насильдревняя коллекция и голод в Казахстане 1931-33 гг.: Сборник документов и материалов. Алматы: Фонд «XXI век», 1998. Печатать.

    Лоринг, Бенджамин. «Строительство социализма в Кыргызстане: национальное творчество, развитие сельских районов и социальные изменения, 1921-1932 гг.». к.т.н. дисс. Университет Брандейса, 2008. Печатать.

    Махат, Д. А. Баспасёз: Сталиншĭлдĭктынг Казакстанда орнигюли (1925-1956 ж.ж.). Астана: Создк-Словарь, 2007. Печатать.

    Максудов С. "Миграции в СССР в 1932-1939 годах". Cahiers du Monde russe 40.4 (1999): 763-96. Печатать.

    Марк, Рудольф А. «Умереть голодным в Казахстане: историография Aufarbeitung im Wandel». Остеропа 54.12 (2004): 112-30. Печатать.
    О Града, Кормак. Голод: краткая история. Принстон: Принстон Юниверсити Пресс, 2008. Печатать.

    Охайон, Изабель. La sédentarisation des Kazakhs dans l'URSS de Staline: Коллективизация и социальные изменения (1928-1945). Париж: Maisonneuve & Larose-Institut Français d'Études sur l'Asie Centrale, 2006. Печатать.

    Олькотт, Марта Брилл. «Кампания по коллективизации в Казахстане». Русское обозрение 40.2 (1981): 122-42. Печатать.

    Омарбеков, Талас. 20-30 жылдардаги Касакстан касыретĭ. Алматы: Санат, 1997. Печатать.

    ---. Qazaqstan tarikhïnïng XX ghasïrdaghï özektĭ mäcelelerĭ. Kömekshĭoqu qŭralï. Алматы: Энер, 2003. Печатать.

    ---. Zobalang (küshtep ŭzhumdastїrugha karsїlїq): Oqu qŭralï. Алматы: Санат, 1994. Печатать.

    Пейн, Мэтью Дж. «Видение как советское государство: поселение кочевых казахов, 1928-1934». Написание сталинской эпохи: Шейла Фицпатрик и советская историография. Эд. Гольфо Алексопулус, Джули Хесслер и Кирилл Томофф. Нью-Йорк: Палгрейв Макмиллан, 2011. 59-86. Печать.

    ---. «Советская степь: модернизация и геноцид в Казахстане, 1916–1941 гг.» Паутина. 10 июля 2015. http://history.emory.edu/home/people/faculty/payne- Матвей.html.

    Пьянчола, Никколо. «Голод в степи: коллективизация сельского хозяйства и казахские пастухи, 1928-1934». Cahiers du Monde russe 45.1-2 (2004):137-92. Печатать.

    ---. Stalinismo di frontiera: Colonizzazione agricola, sterminio dei nomadi e costruzione statale in Asia Centrale, 1905-1936. Рим: Виелла, 2009. Печатать.

    Скотт, Джеймс. Искусство неуправляемости: анархистская история высокогорной Юго-Восточной Азии. Нью-Хейвен: Yale UP, 2009. Печатать.

    Сен, Амартия. Нищета и голод: эссе о правах и лишениях.

    Оксфорд: Оксфорд UP, 1981. Печатать.

    Шаяхметов, Мухамет. Безмолвная степь: история казахского кочевника при Сталине. Ян Батлер. Лондон: Оверлук Пресс, 2006. Печатать.

    Снайдер, Тимоти. Кровавые земли: Европа между Гитлером и Сталиным. Нью-Йорк: Основные книги, 2010. Печатать.

    Татимов, Махаш и Ж. Алиев. Derbestĭmĭz-demografiiada. Алматы: Жетї жаги, 1999. Печатать.

    Трагедия Казахского народа (сборник документов и материалов голод 20-х, 30-х годов XX века в Казахстане). Алматы: Алмати облисты мгагати, 2010. Печатать.

    Турсунбаев Абде Б. Казахский аул в трех революциях. Алматы: Казахстан, 1967. Печатать.

    ---. Коллективизация сельʹского хозяйства Казахстана 1926-1941 гг. Алматы: Казахстан, 1967. Печатать.
    ---. Победа колхозного строительства в Казахстане. Алматы: Казахское государственное издательство, 1957. Печатать.

    Всеоюзная перепись населения 17 декабря 1926 г.: Краткие сводки. Народностьʹ и родной язык населения СССР. М.: Издание ЦСУ СССР, 1927. Печатать.

    "Высшее президентство Республики Казахстан Н.А. Назарбаева на открытии памятника семьям жертв года 1932-1933 годов». Сборник материалов Международной научной конференции "Голод в Казахстане: Трагедия народов и уроки истории". Эд. В. Дж. Айагана. Астана: Институт Мемлекет тарихи, 2012. Печатать.

    Верт, Николя. «Голод в Казахстане, 1931-1933: Le rapport à Staline du 9 mars 1933». Коммунизм 74-75 (2003): 9-41. Печатать.

    Зулкашева А. С. Трагедия Казахского аула, 1928-1934: Т. 1. 1928-апрель 1929. Алматы: Раритет, 2013. Печатать.


    © 2016 г. Восток/Запад: Журнал украинистики (ewjus.com) ISSN 2292-7956 Том III, Нет. 2 (2016) ДОЙ: http://dx.doi.org/10.21226/T2T59X




    написать администратору сайта