курсовая. КУРСОВАЯЯЯ 222. Содержание Введение Глава Возникновение и развитие идеи правового государство
Скачать 40.41 Kb.
|
Содержание Введение……………………………………………………………….…..............................3 Глава 1.Возникновение и развитие идеи правового государство……….6 Глава 2. Понятие и признаки правового государства……………………..……8 2.1 Понятие правового государства.……………………………………………………....7 2.2. Признаки правового государства………………………………………...…………11 2.3. Принципы правового государства....………………………………………………16 2.4. Права и свободы человека в правовом государстве…..…………………19 Заключение……………………………………………………………………………………..………22 Библиографический список литературы ………………………………..…….………25 Введение Актуальность темы исследования: политико – правовые исследования правового государства имеют давние и богатые традиции. Они восходят к истокам философии и юриспруденции, сопровождают всю историю их развития – вплоть до современности. Проблематика развития правового государства чрезвычайно актуальна и в настоящее время. Интерес к данной тематике, в том числе и в России, связан с осуществлением демократических преобразований, с провозглашением прав и свобод человека и гражданина, как высших ценностей современного общества. Сущность идеи правового государства заключается в его последовательной демократизации, утверждении суверенитета народа как источника власти, подчинении государства обществу. Правовое государство признает в качестве своих неотъемлемых обязанностей разделение властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав и свобод органами государственной власти и возмещение ущерба, нанесенного им публичным учреждением. Основная причина такого внимания к правовому государству заключается не только в гуманизме самой идеи его возникновения, но и в поисках путей ее наиболее адекватного оформления и эффективного осуществления. Рост производительных сил, изменение социальных и политических отношений в обществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму порождают новые подходы к государству и пониманию его роли в организации общественных дел. Центральное место в них занимают проблемы правовой организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права. Цель курсовой работы – системный, комплексный сравнительный анализ и обобщение идей становления и развития правового государства на разных этапах своего развития. В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи: – определение понятия, признаков правового государства; – определение путей формирования правового государства; – рассмотрение вопросов взаимодействия гражданского общества и правового государства в контексте выявления проблематики, ее разрешения и перспектив развития в будущем; – формирование правового государства в современном российском обществе. Объект исследования – правовое государство. Предмет исследования – формирование идей о правовом государстве, его понятие и признаки; проблемы формирования правового государства в Российской Федерации. Методологической основой исследования являются: диалектический, логический, системный, формально – юридический, исторический и другие методы научного познания. Глава I. Возникновение и развитие идеи правового государство Проблема построения правового государства всегда волновала мыслителей древности, средневековья, современности и находились в поле зрения философов, юристов, историков, независимо от их взглядов и суждений, а также от того, как называлось это государство. Смысл идеи правового государства у мыслителей, политических и общественных деятелей отличался. Однако независимо от взглядов и суждений о правовом государстве, существование последнего неизменно ассоциировалось с торжеством гуманизма, закона, законности, и справедливости. Зачатки теории правового государства в виде идей гуманизма, установления и сохранения свободы, господства права и закона прослеживаются в рассуждениях мыслителей, философов, историков, юристов Древней Греции, Рима, Индии и других стран. Древнегреческий философ Платон утверждал о том, что там, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью, неизбежна близкая гибель государства, а там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идёт не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях. Аналогичные идеи, заложившие основу теории правового государства, развивались в исследованиях мыслителя древности, Аристотеля. Именно ему, стоявшему на позициях защитника прав человека, частной собственности и развивавшего взгляд на государство как на продукт естественного развития, как на высшую форму человеческого общения, принадлежит крылатая фраза о том, что «Платон мне друг, но больший друг — истина». Выражая своё отношение к государственной власти, праву и закону, Аристотель постоянно проводил мысль, что властвование должно осуществляться только по закону и без всякого насильственного подчинения, которое противоречит идее права. Там, где отсутствует «власть закона», делал вывод Аристотель, там нет места и какой-либо форме государственного строя. Закон должен быть превыше всего. С идеями мыслителей Древней Греции о праве, свободе, человеческом достоинстве и гуманизме тесно пересекаются гуманистические воззрения и взгляды древнеримских политических и общественных мыслителей и философов. Особенно отчётливо это прослеживается в работах знаменитого римского оратора, государственного деятеля Цицерона. Будучи глубоко убеждённым и последовательным сторонником естественного права, Цицерон1 исходил из того, что права и свободы человека не даруются и не устанавливаются по чьему-либо желанию или велению, а принадлежат ему по самой природе. Под «истинным законом» Цицерон понимал разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, которое служит идеям добра и справедливости, одновременно запрещая всяческие противодействия и преступления против этого закона. Основой теории правового государства, явился сформулированный Цицероном правовой принцип, согласно которому под действие закона должны попадать все, а не только определённая категория граждан. Существенным оказалось выработанное им положение, согласно которому любому закону должно быть свойственно не только принуждать силой и угрозами, но и необходимость убеждать. Выдвигавшиеся им призывы к человеколюбию, к борьбе за свободу и справедливость, за гуманное и справедливое отношение государственных органов к свободным гражданам послужили первыми идеями построения правового государства. Гуманистические мотивы, идеи духовной свободы всех людей изложены в трактатах А.Сенеки, — одного из древнеримских философов. Все люди согласно учению Сенеки, равны между собой. Подобные человеколюбивые, гуманистические мотивы, превращавшиеся постепенно в соответствующие государственно - правовые взгляды и доктрины, в соответствии с которыми в государстве и обществе должны торжествовать не зло, насилие и произвол, а право и закон, развивались не только в Древней Греции и Риме, но и в Древнем Китае и Индии. В Китае ещё в глубокой древности философами и юристами проводилась мысль о том, что в государстве должен царить порядок, основанный на законе. Правитель должен быть справедливым и добиваться порядка в стране не силой, а спокойным и грамотным руководством. Все эти учения о государстве и праве, исследователей стали основой всего последующего процесса развития гуманистических взглядов и идей, составивших впоследствии фундамент теории правового государства. Несмотря на то, что проблема построения правового государства рассматривались ещё древними мыслителями, философами, юристами и историками, этот вопрос остаётся актуальным и в настоящее время. Основная причина такого внимания к правовому государству заключается не только в том, что эта идея полна гуманизма и справедливости, но и в постоянном поиске путей наиболее эффективного и быстрого претворения этой идеи в жизнь. Таким образом, ряд идей правовой государственности появился уже в античном мире, а теоретически развитые концепции и доктрины правового государства были сформулированы уже в условиях перехода от феодализма к капитализму и возникновения нового социально-политического строя. Глава II. Понятие и Признаки правого государства 2.1 Понятие правового государства. Идея правового государства в последнее время становится вновь самой актуальной идеей в юридическом мышлении, так как она относится к категории общечеловеческих ценностей. В общественном сознании правовое государство означает такой тип государства, власть которого основана на праве, им ограничивается и через него реализуется. Но такое представление, хотя и верное по сути, разумеется, недостаточно для адекватного понимания феномена правового государства, представляющего собой сложную, многофакторную систему. Собственно, в правовые государства можно выделить два главных элемента: 1) свободу человека, наиболее полное обеспечение его прав 2) ограничение правом государственной власти. В общефилософском смысле свобода может быть определена как способность человека действовать в соответствии со своими интересами, опираясь на познание объективной необходимости. В правовом государстве в отношении человека надо сознавать условия для его юридической свободы, своеобразный механизм правового стимулирования, в основе которого «дозволено все, что не запрещено законом». Человек, как автономный субъект, свободен распоряжаться своими силами, способностями, имуществом, совестью. Право же, являясь формой и мерой свободы, должно максимально раздвинуть границы ограничений личности прежде всего в экономике, сфере внедрения научно – технического прогресса в производство и т.п. Думается, не случайно в современный период в Российской Федерации приняли пакет приоритетных экономических законов, посвященных собственности, земле, налоговой системе, приватизации государственных предприятий и т.д., которые фиксируют многообразие форм собственности, открывают для инициативы людей, дают возможность почувствовать себя хозяевами. В современный период проблемы прав человека выходят на международный, межгосударственный уровень, что подтверждает правомерность их приоритета над проблемами государства, свидетельствуют об их общенациональном характере. Они всё прочнее становятся точкой отсчёта в национальных правовых системах, правовом регулировании. Права человека и правовое государство, несомненно, характеризуются общими закономерностями возникновения и функционирования, ибо существовать и действовать подобные могут только в одной «связке». Оба феномена, (как отражено в названия) имеют в своей основе право, хотя роль последнего для них практически прямо противоположна, но одновременно и внутренне едина. Это свидетельствует о том, что соединяющим звеном между человеком и государством должно выступать именно право, а отношения между ними должны быть истинно правовыми. Именно в связывании, ограничении правом государства и заключается сущность правового государства. Право здесь выступает как антипод произвола и как барьер на его пути. Ведь поскольку политическая власть (особенно и главным образом власть исполнительная) имеет склонность вырождения в различные злоупотребления для неё необходимы надёжные правовые рамки, ограничивающие и сдерживающие подобные склонности, возводящие заслон её необоснованному, и незаконному превышению, попранию прав человека. Правовые ограничений необходимы для того, чтобы недостатки властно личности не превратились в пороки государственной власти. Вот почему можно сказать, что правом ограничиваются не собственно управляющие воздействия со стороны государственных структур на личность, а лишь необоснованные и противоправные ущемления интересов граждан. Поэтому в условиях демократии право, как бы «меняется местами» с государством: утверждается верховенство первого, и оно возвышается над вторым. Итак, правовое государство — это такая организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а наиболее последовательного связывания с помощью права государственной внести в недопущения злоупотреблений. Концепция современные понятия правового государства сводятся к тому что: Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого - обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится на эквивалентности обмениваемых благ, на фактическом соотношении общественного спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который гарантирует человеку свободу и безопасность, ибо духовным фундаментом его является признание прав человека. Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. Современное правовое государство - это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политическое культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т.п. 2.2. Признаки правового государства Характеризуя правовое государство, следует иметь в виду, что, несмотря на специфические особенности данного института, оно остается государством, что означает следующее. Правовое государство не отождествляется с обществом, не растворяется в нем или в системе других политических институтов. Этот тип государства обладает всеми признаками и чертами государства вообще. Основополагающими признаками государства, в том числе и правового, являются: • обладание публичной властью; • наличие специального аппарата управления и принуждения; • наличие разветвленной системы юридических средств: издание нормативных правовых актов, обеспечение их реализации путем воспитания, поощрения, убеждения и принуждения; • обладание суверенитетом, т. е. верховенством государственной власти по отношению ко всем гражданам и их организациям. Наряду с общими признаками, правовому государству присущи и специфические признаки. Одним из основополагающих признаков правового государства является верховенство права и закона. Верховенство закона присуще всем государствам, что проявляется в наделении их высшей юридической силой. Верховенство права – специфический признак именно правового государства. Сочетание этих двух признаков позволяет соединить формальные начала (закон) и идеи справедливости (право). В соответствии с принципом верховенства закона ни один орган государства, должностное лицо или коллектив не освобождаются от обязанности подчиняться закону. В данном контексте закон понимается не в расширительном смысле, а в прямом – как акт представительной власти. Внешним выражением реализации данного принципа является такой баланс в системе нормативных правовых актов государства, при котором приоритетное место занимают акты законодательных органов. Специфическим признаком именно правового государства является верховенство права , что означает соединение общечеловеческих нравственно - правовых ценностей (разумность, справедливость) с формально - регулятивными ценностями права (нормативность, равенство всех перед законом и др.) и с легитимностью (законностью) публичной власти. Государство является не единственным источником формирования права. Во многих случаях оно лишь оформляет в правовую форму либо естественно - правовые требования, либо волеизъявление всего народа, выраженное через референдумы, либо положения, сформулированные в ходе общественной практики. Верховенство права означает, что оно возникло раньше государства. Многие формы права (например, правовые обычаи) возникают и функционируют без связи с государством. Важным признаком правового государства является разделение властей. Эта конструкция возникла как способ ограничения самовластия монарха или другого правителя. Сосредоточение полновластия в одних руках создает основания для произвола и тирании. Выделение законодательной, исполнительной и судебной властей в самостоятельные ветви может создать основу для справедливой устойчивой государственности. Принцип разделения властей сформулирован еще в работах Ш.Л. Монтескье, Дж. Локка и других. В Российской Федерации принцип разделения властей закреплен в ст. 10 Конституции РФ2. Согласно Конституции РФ на общефедеральном уровне законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание, исполнительную – Правительство Российской Федерации, а судебную – федеральные суды. Президент Российской Федерации обеспечивает функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ). Чтобы обеспечить верховенство закона, в правовом государстве устанавливается судебный контроль, который реализуется в рамках конституционной юстиции. Конституционные суды независимы и организационно обособлены от законодательной и исполнительной властей. Им подведомственны споры, связанные с нарушением конституции. Так, Конституционный Суд Российской Федерации осуществляет традиционную компетенцию – контроль за соответствием законов, международных соглашений и договоров Конституции РФ. Кроме того, он рассматривает споры о компетенции и толкует Конституцию РФ. Задачей любого судьи является восстановление нарушенного права, что обязательно связано с возмещением ущерба, причиненного пострадавшей стороне. Поэтому судебные решения имеют для общества двоякую ценность: и как способ установления истины и справедливости, и как средство защиты населения. Между судебной практикой и законом существует тесная взаимосвязь. Суды являются правоприменительной инстанцией, а следовательно, закон получает движение благодаря усилиям судебной власти. Однако судебная власть не подменяет законодательную власть, хотя и служит для нее одной из наиболее важных стабилизирующих опор. Основополагающим признаком правового государства является нерушимость прав и свобод человека и гражданина. В правовом государстве провозглашается неотчуждаемый характер прав человека. Человек объявляется высшей ценностью. Таким образом, в существенных признаках правового государства концентрируются общечеловеческие ценности, сформированные в процессе длительного развития государственно - организованного общества. 2.4.Принципы правового государства Принципы правового государства представляют собой основополагающие начала, требования, императивы, составляющие смысл и содержание концепции правового государства,отступление от которых не допускается. В современной юридической науке выделяют следующие основные принципы правового государства. Приоритет прав и свобод человека и гражданина – важнейшее требование правового государства,предполагающее признание человека,его прав и свобод высшей ценностью, а их защиту – важнейшей обязанностью государства. Данный принцип означает, что государственные органы и должностные лица в своей деятельности исходят из главенствующей роли прав личности перед интересами общества или государства, руководствуются требованиями высшей ценности человеческой жизни и основных неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина, обязаны скорректировать каждое свое действие и решение в случае возможного нарушения прав и свобод человека и гражданина. Верховенство правового закона означает, что деятельность органов государственной власти основывается на правовых нормах, ограничивается Конституцией РФ и действующим законодательством (ст.4, 15 Конституции РФ). Вместе с тем и сами законы должны отвечать высоким морально-нравственным требованиям справедливости и гуманизма, носить естественно - правовой характер, иначе они теряют свой регулятивный потенциал и перестают претворять в жизнь идеал правового государства. Разделение государственной власти предусматривает,что государственная власть осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых выполняет строго определенные действующим законодательством функции посредством создания и функционирования компетентных государственных органов. При этом эффективная система разделения ветвей власти невозможна без взаимного контроля, основанного на системе сдержек и противовесов, предполагающей возможность влияния правовыми средствами каждой из ветвей власти на другие,благодаря которой достигаются баланс и невозможность для одной из них захватить всю полноту власти в государстве. Взаимная ответственность государства и личности предполагает, что в правовом государстве личность и государство выступают в качестве партнеров, субъектов взаимной ответственности и сотрудничества, несут ответственность в рамках действующего законодательства. В правовом государстве наряду с традиционными видами уголовной и административной ответственности для граждан применяются и другие виды ответственности. Легитимность государственной власти предполагает признание государственных институтов со стороны населения, согласие большинства граждан с общеобязательными нормами, принимаемыми государством, соответствие государственно – властных решений как действующему законодательству, так и естественно – правовым, морально – нравственным императивам, вечным ценностям, выработанным исторической практикой, представлениям общества о добре, зле, справедливости. Обеспечение легитимности государственной власти напрямую связано с совершенствованием демократических механизмов формирования государственных институтов и реализацией права каждого на участие в делах государства. Политический и идеологический плюрализм заключается в наличии в обществе многообразия различных политических концепций, идей, взглядов, теорий, в отсутствии единой обязательной официальной идеологии, а также в возможности беспрепятственного создания и деятельности политических партий и других общественных объединений, борющихся за власть и свободно распространяющих политические идеи, отражающих интересы и ценности различных социальных групп. Данный принцип правового государства закреплен в ст. 13 Конституции РФ. Гласность и открытость в деятельности государства означает построение системы государственных органов в правовом государстве на основе принципов подотчетности, прозрачности, доступа широкого круга граждан, общественности, представителей СМИ3 к результатам деятельности государственных органов, обеспечение возможности свободного поиска и обмена информацией. Данное тредование закреплено в ст. 29 Конституции РФ. 2.5 Права и свободы человека в правовом государстве Верховенство закона подразумевает не только приоритет закона как разновидности нормативно - правового акта в отношении подзаконных актов, сколько широкий аспект прав и свобод, закрепленных за членами общества действующим законодательством. В правовом государстве любое ущемление прав человека недопустимо. Более того, оно обязано последовательно и неукоснительно обеспечить реализацию этих прав и защищать их. В этой связи принципиальное значение приобретает проблема правового равенства в различных сферах жизни общества и государства. Ее решение предполагает создание государством надежных гарантий, обеспечивающих такое равенство. Перечень прав и свобод человека и гражданина, свойственный правовому государству, содержится в международных актах. Это - прежде всего "Всеобщая декларация прав человека"4, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., "Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах", "Международный пакт о гражданских и политических правах", принятых на ХХI сессии Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966 г. Перечень прав и свобод, провозглашенных в указанных актах закреплен и гарантирован в конституциях правовых государств. "Всеобщая декларация прав и свобод человека", принятая ООН в 1948 году, состоит из 30 статей. В ней провозглашается, что "все люди рождаются свободными и равными по своему достоинству и правам. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства". Далее в ней указывается на недопустимость жестокие, унижающие человеческое достоинство, обращение и наказания. В статье 6 Декларации признается право каждого человека на признание его правосубъектности, т.е. предоставления человеку возможности приобретать права и осуществлять обязанности, предусмотренные законодательством. Декларация также провозглашает, что никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию, что каждый человек имеет право на равную защиту закона, на гласный, справедливый и беспристрастный суд. В Декларации также указывается на недопустимость произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь граждан, посягательства на неприкосновенность их жилища, тайну корреспонденции и т.п. Она закрепляет и другие права, и свободы человека, которые должны быть признаны и уважаться всеми государствами (свобода мысли, совести и религии, свобода передвижения в пределах каждого государства, право убежища в других странах, право на труд, на равную оплату, право на свободный выбор профессии, право на защиту от безработицы, право на создание профсоюзов и т.д.). Политический и идеологический плюрализм - отличительный признак правового государства. Без такого плюрализма оно просто немыслимо. Функционируя в условиях такого плюрализма, различные социальные силы в лице своих политических организаций ведут борьбу за власть в государстве цивилизованными методами, в честном политическом противоборстве со своими противниками. Идеологический плюрализм обеспечивает им возможность свободно излагать свои программные установки, беспрепятственно проводить пропаганду и агитацию в пользу своих идеологических концепций. Все права и свободы, перечисленные в Декларации, должны быть реально обеспечены в государстве. Это достигается, прежде всего принятием и проведением в жизнь разнообразных законодательных актов, закрепляющих их в соответствующей сфере общественных отношений. В числе международных документов о правах человека также следует указать "Международный пакт о гражданских и политических правах", "Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах"5, "Конвенцию о правах ребенка". В закреплении основ правового положения человека и гражданина большое значение имеет "Декларация прав и свобод человека и гражданина", принятая Верховным советом РСФСР 22 ноября 1991 г. Декларация закрепляет новое важное положение: общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущества перед законами Российской Федерации и непосредственно порождают права и обязанности граждан Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина также закреплены в Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993г. (ст. ст. 2, 6-8, 13-14, а также полностью глава 2 - права и свободы человека и гражданина ст. ст. 17-64). Часть 3 ст. 55 гласит: "Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства." , а статья 56 Конституции Российской Федерации не допускает возможности ограничения ряда важнейших прав человека и гражданина даже в условиях чрезвычайного положения (право на жизнь, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свободу совести, право на жилище, право на возмещение государством вреда, причиненного государственными органами или их должностными лицами). Необходимо отметить, что права человека - это ценностный ориентир, позволяющий использовать «человеческое измерение» к государству, праву, этике, морали. Права и свободы человека являются определенными нормативным измерением его социально культурной деятельности. Более того, они выступают как одна из величайших культурных ценностей. В настоящее время в России идет активный процесс становления как гражданского общества, так и правового государства. Мы видим, что права человека в их системной связи с государством - это важнейшие составляющие такого процесса. Заключение Разные подходы к праву, разные взгляды на сущность и функции государства обусловлены многообразием взглядов на исторические судьбы права и государства. Общее мнение одно – право и государство развиваются. Обобщая, можно сказать, что в основе организации и деятельности правового государства лежит принцип разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной. Каждая власть осуществляет свои строго очерченные функции. И вместе они сдерживают и уравновешивают друг друга, обеспечивая тем самым гарантию против нарушения демократических норм и злоупотребления властью. А кроме того, сами граждане через всеобщую избирательную систему имеют возможность контролировать власти и в случае необходимости корректировать их действия. Государственная власть в правовом государстве подзаконна. Ее под законность дополняется признанием за отдельной личностью неотъемлемых и неприкосновенных прав, предшествующих самому государству. Неприкосновенность личности обеспечивается законом. Правовое государство имеет ряд общих и объединяющих всех членов гражданского общества правовых основ, которые по своей сути носят надклассовый и общечеловеческий характер. Итак, правовое государство обеспечивает: 1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. 2. Реальность прав личности, создание условий для ее свободного развития. 3. Взаимную ответственность государства и личности 4. Прочный режим законности и стабильности правового порядка. Надо воспитать глубокое уважение к «Конституции» и закону, формировать высокую правовую культуру и правосознание. Без этого невозможно создать цивилизованное общество, построить правовое государство. В заключении хочется отметить, что в понятии правового государства концентрируются общечеловеческие ценности, сформированные в процессе длительного развития государственно - организованного общества. Для России, принявшей общечеловеческие ценности, нет иного пути, кроме построения и развития правового государства. Естественный же прогресс человеческой жизни вносит и будет вносить новые элементы в теорию и практику строительства правового государства. Библиографический список литературы "Всеобщая декларация прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948). "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) Постановление ВС РСФСР от 22.11.1991 N 1920-1 "О Декларации прав и свобод человека и гражданина" Бошно С. В. Теория государства и права. Учебник. М: Юстиция. 2018. 406 с. Саутбаева, С. Б. Этапы становления и развития идей правового государства / С. Б. Саутбаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 4 (84). — С. 478-481. — URL: https://moluch.ru/archive/84/15146/ (дата обращения: 16.11.2022). Теория государства и права : учебник / Российский университет дружбы народов, Юридический институт; под ред. д.ю.н., проф. А.А. Клишаса. – М.: Статут, 2019. – 512 с. Венгеров, А. Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. — М.: Юрайт, 2018. -367 с. Нерсесянц, В. С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов / В.С. Нерсесянц. — М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2020. — 560 с. Матузов, Н. И. Теория государства и права : учебник / Н. И. Матузов, А. В. Малько. - 5-е изд. - Москва : Дело, 2020. - 528 с. Власенко, Н.А. Теория государства и права: учебное пособие для бакалавриата / Н. А. Власенко. - Москва : Норма, Инфра-М, 2018. - 478 1 Римский государственный и политический деятель республиканского периода, оратор, философ, учёный. 2 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) 3 Средства массовой информации 4 Рекомендованный для всех стран-членов ООН документ, принятый на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А от 10 декабря 1948 года. 5 Пакт, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года и вступивший в силу 3 января 1976 года. |