Главная страница

соц педагогика. История развития социальной педагогики в России по учебной дисциплине Социальная педагогика


Скачать 214.54 Kb.
НазваниеИстория развития социальной педагогики в России по учебной дисциплине Социальная педагогика
Дата13.04.2021
Размер214.54 Kb.
Формат файлаrtf
Имя файласоц педагогика.rtf
ТипКонтрольная работа
#194338
страница2 из 4
1   2   3   4


1.2 Предпосылки зарождения социальной педагогики в России



Исторической предпосылкой специфики общества как фактора социализации являлось и социально-экономическое развитие России к началу XX в., обусловившее общественную потребность подготовки нового "экономического" и "социального" человека и взаимосвязанное с этим выделение социального воспитания как условия этой подготовки; усложнение социальной дифференциации общества и актуализированную этим потребность социальной адаптации.

Основными тенденциями экономического развития общества в начале XX в. являлись: развитие промышленного и земледельческого производства; совершенствование машинной и земледельческой техники; развитие рыночной денежной системы; системы средств сообщения; расширение территории.

В системе социальных отношений в начале XX в. была ослаблена сословность. Процесс социальной дифференциации общества обусловил усложнение его социальной структуры - оформление новых социальных слоев, профессиональных групп.

Неизбежным следствием развития рынка, фабрично-заводского производства становилась большая занятость "фабричных родителей", а также рабочих-поденщиков, мелких торговцев, вынужденных надолго оставлять свое жилье.

Социально-экономическое развитие общества в начале XX в. обусловило необходимость организации общественных и государственных учреждений для детей рабочих, крестьян. В этой связи ученый - педагог П.Ф. Каптерев писал: "Очевидно, для рабочего класса решительно необходимы такие учреждения, в которые можно было бы отдавать детей, отправляясь на работу, и грудных, и малолеток вообще. В деревнях и селах подобные учреждения особенно необходимы в летнюю рабочую пору, когда почти все взрослое население на работе в поле. Беспомощное и безнадзорное положение крестьянских детей в летнее время и происходящие отсюда разнообразные беды и несчастья хорошо известны всем" [8, с.76].

В контексте специфических особенностей социально-экономического развития общества в начале XX в. педагог М.М. Рубинштейн рассматривал проблему теоретической разработки и практической организации общественного воспитания. "Жизнь настолько усложнилась и расширилась, - писал он, - что родительское чувство и семья как воспитательный фактор нуждается в обществе и знании, как в необходимых помощниках. Нужно требовать всеобщего дошкольного воспитания, воспитательного воздействия школы и целого ряда воспитательных послешкольных учреждений. Общественное воспитание дополнит то, что не в силах дать семья при современных условиях" [9, с.69-70].

Итак, как историческая предпосылка социально-экономическое развитие общества к началу XX в. актуализировало общественную потребность подготовки нового "экономического" и "социального" человека; значимость воспитания как социального института, в котором общественное воспитание рассматривалось дополняющим семейное в различных типах государственных, общественных и частных учреждений; значимость общественного воспитания и социально-педагогической теории как необходимых условий подготовки нового "экономического" и "социального" человека".

Исторической предпосылкой, обусловившей специфику российского государства как фактора социализации, являлось также политическое развитие общества к началу XX в.

Политическое развитие российского общества в начале XX в. характеризовалось активным процессом создания политических партий и союзов, представлявших интересы различных социальных слоев и групп населения, а также политической деятельностью земств.

Педагогическая составляющая как необходимый компонент политических программ, выдвигаемых различными политическими партиями и союзами в начале XX в., определяла в идеологическом плюрализме возможность выбора "социального заказа" (направленности общественного воспитания), а следовательно и разработки социальной педагогики как условия реализации "социального заказа".

Ведущей идеей, определявшей направленность политического развития общества в начале XX в., являлась идея парламентаризма, необходимо предполагавшая самоуправление народа посредством его представителей. Основой установления правового демократического строя рассматривалось земское управление. "Главный залог правильного развития земских учреждений и общества, - отмечалось в редакционной статье газеты "Земство", - мы видим в безусловном господстве для всех равного, для всех одинаково обязательного закона. Свобода личности в деле веры, мысли и слова, ее неприкосновенность (при ответственности перед судом, законом и общественным мнением) - вот главное основание, на котором должно покоиться правильное общественное устройство" [10, с.245].

"Московские ведомости" характеризовали земские учреждения как "пропедевтические курсы парламентаризма", призванные осуществить подготовку и воспитание "значительных кругов Общества к общественной деятельности".

Итак, как историческая предпосылка политическое развитие общества в начале XX в., определявшееся идеей парламентаризма, обусловило общественную потребность разработки социально-педагогической теории как условия подготовки нового человека, а также актуализировало общественную потребность деятельности учреждений самоуправления, общественных и политических организаций, союзов и в этой связи целенаправленную подготовку к такого рода деятельности.

Исторической предпосылкой, обусловившей специфику российского общества как фактора социализации, являлось развитие основ гражданского общества в России в начале XX в. Показателем развития основ гражданского общества в начале XX в. становится институт самоуправления.

Современные исследования характеризуют самоуправление как "один из эффективных способов удержания демократического элемента в бытии государства, сохранения известного пространства для гражданской активности и инициативы индивидов, групп." [11 с.3].

Значимым аспектом современных исследований является понимание самоуправления как явления общественной среды, которое по своим сущностным признакам (генетическим, субстациональным, динамическим) качественно отлично от государства. Вместе с тем, сложные зависимости государства и самоуправления позволяют рассматривать их как единый интегрированный институционально-нормативный комплекс публичной власти.

Становление института самоуправления в России связано с расширением функций земских учреждений в системе государственно-общественного управления. Исторические корни самоуправления уходят к традициям вечевого правления в городах, сельским общинным традициям, отечественной практике "земского строения" ("народосоветия и народоправления"). Качественно новым этапом развития самоуправления в России явилось соединение в XVIII в. Екатериной II "естественно-жизненного принципа земского строения" и западноевропейской идеи представительства. Исторической особенностью самоуправления в России был его "делегированный характер" (передача части государственных функций). Основными принципами самоуправления, отстаивавшимися обществом на протяжении всей истории и в начале XX в., были демократизм, выборность, общественный контроль.

В Х1Х в. термин "самоуправление" вводится в научный оборот. При этом самоуправление понимается как "особая форма участия народа в делах местной администрации. Самоуправление - есть передача некоторых государственных функций местным союзам, но с присоединением некоторых собственных, местных задач. Смысл организованного местного самоуправления тот, что это - учреждения народные, а не сословные и правительственные" [10, с.35-36].

Отдавая в начале XX в. в России предпочтение термину "общественное управление", тем самым подчеркивали "выполнение обществом перепорученных ему государством задач" [11, с.230].

Активная деятельность земских учреждений способствовала развитию гражданского сознания общества, его объединению и консолидации в различные союзы, организации, что обусловило усиление их гражданской активности и возросшие в этой связи возможности в решении жизненно необходимых вопросов.

Наряду с институтом самоуправления показателем развития основ гражданского общества в России являлась оформившаяся к концу Х1Х в. система социальной помощи и социальной защиты. Общий подъем экономики, характерный для пореформенного периода, обусловил дальнейшее развитие существовавшей системы призрения, появление новых форм и методов социальной помощи и защиты.

В 60-е гг. ХIХ в. в российском обществе возросло осознание необходимости широкого участия в деле попечения организованных общественных сил, т.е. лиц, проникнутых любовью к ближнему, добровольно идущих на помощь, знающих местные условия и способы, которыми можно помочь, отстаивающих эти средства и способы на местах. В общественном сознании оформляется идея организованного общественного попечения на местах, ориентированного на потребности нуждающихся.

Новый этап развития системы общественного призрения был связан с деятельностью земств. С 80-х гг. ХIХ в. существующие формы оказания социальной помощи сочетаются с поддержкой более широких слоев нуждающихся детей, что находило отражение в специализации благотворительных обществ, разнообразных типах и формах устройства детей (детские учреждения, крестьянские семьи, частные лица, земские приюты, выдача платы за кормление и воспитание, передача обязанностей благотворительным обществам при определении субсидий и т.д.). Появляется новая категория детей, нуждавшихся в общественной помощи - дети ссыльнокаторжных. Для них учреждаются учебно-воспитательные приюты на Карийских промыслах Нерчинского округа в Забайкалье и на острове Сахалин.

С конца Х1Х в. появляются сельскохозяйственные сиротские приюты, сельские колонии. Большую роль в их организации сыграло Общество попечения о бедных и больных детях. Возрастает внимание общества к проблемам детской преступности. В 1883 г. создается Общество исправительно-воспитательных приютов. Со второй половины ХIХ в. в России развиваются приюты трудолюбия. В 1895 г. учреждается Попечительство о трудовой помощи. В системе общественного попечения детей на рубеже ХIХ-ХХ вв. центральными вопросами, требовавшими теоретического и практического решения, были вопросы профессиональной подготовки, непрерывности призрения детей до их самостоятельного заработка, поиск эффективных форм перевоспитания малолетних преступников.

Основными принципами организации системы социальной помощи и социальной защиты в России в начале XX в. являлись: децентрализация управления; индивидуализация социальной защиты и социальной помощи, предполагавшая преобладание открытых форм помощи и профилактические характера социальной работы; привлечение общественности к управлению и работе в социальных учреждениях; государственно-общественное стимулирование социальной помощи.

Показателем развития основ гражданского общества в России в начале XX в. являлось становление национального самосознания, осуществлявшееся в рамках идейных течений ХIХ в. славянофильства, западничества, народничества, русской религиозной литературы, общественно-философской мысли.

По мнению славянофилов А.С. Аксакова, И.С. Аксакова, Н.Я. Данилевского, И.В. Киреевского, Ю.Ф. Самарина, А.С. Хомякова, особенностью русского народа являлась его внутренне присущая духовность, представлявшая самоценность общественного сознания. Путь общественного развития мыслился славянофилами через соборное осмысление и усвоение национальной религиозной истины (духовности) как мировоззренческого и нравственного регулятива, определяющего поведение и отношение людей.

социальная педагогика россия

Субъектом общественного воспитания в концепции славянофилов должна была выступить интеллигенция. Необходимым условием при этом являлась ее духовная интеграция с народом. По мнению историка А. Дж. Тойнби, славянофильство представляло собой культурный феномен "иродианского толка", предполагающий такое отношение к другой культуре, при котором многие ее черты принимаются, но традиционные основы сохраняются незыблемыми.

Западники, к числу которых принадлежали известные публицисты, представители общественной философской мысли России В.Г. Белинский, А.И. Герцен, историк Т.Н. Грановский, выступали за "приобщение" России к западной цивилизации. Главную роль они отводили "образованному меньшинству" (интеллигенции), полагая, что российский народ не способен сознательно участвовать в освободительном движении.

Современный исследователь Б.С. Итенберг отмечает следующие основные особенности западников. Они считали, что Россия давно включилась в контекст мировой и, прежде всего, европейской истории, что приоритетная ценность определяла личность, ее свободу, самоценность, самодеятельность. Западники поставили проблему правового обеспечения жизнедеятельности личности, необходимости законодательства, закрепляющего права человека как гражданина. Б.С. Итенберг выделяет новое мышление западников, определяющее основой познания мира систему причинно-следственных связей.

Идейным продолжением славянофильства и западничества в Х1Х в. явилось народничество. Как писал в 1881 г. историк К.Д. Кавелин: "На развалинах славянофильства и западничества возникло новое направление так называемых народников. От славянофилов оно наследовало горячую веру в творческие силы русского народа, не зараженного европейскими влияниями, от западников - идеалы передовых европейских мыслителей, сосредоточивающиеся в наше время преимущественно в сфере социальной и экономической" [12, с.44].

Идеал христианского социализма обосновывался русскими писателями Н.В. Гоголем, Ф.М. Достоевским, Л.Н. Толстым, идеал народнического социализма - публицистами, философами А.И. Герценом, Н.Г. Чернышевским, идеал индивидуалистического социализма - представителями общественно-философской мысли России второй половины ХIХ в.П.Л. Лавровым, Н.К. Михайловским.

Обоснование социального идеала, поиск путей его достижения способствовали содержательному накоплению "русской идеи", отразившей национальное самосознание общества, с которым оно вышло к началу XX в. Содержательными компонентами "русской идеи" являлись: идея всеобщего спасения (мессионизм), искание Царства Божьего (Града Грядущего, Нового Иерусалима), общинность, соборность, русская правда, человечность, братство, справедливость.

Народные представления смысла жизни, иерархии ценностей, совершенных способов решения жизненных проблем отразились в русской литературе Х1Х в. "Все, что в ней (литературе) истинно прекрасного, то все взято у народа, - писал Ф.М. Достоевский. - За литературой нашей именно та заслуга, что она почти целиком, в лучших своих представителях и прежде всего нашей интеллигенции заметила себе это, преклонилась пред правдой народной, признала идеалы народные за действительно прекрасные" [13, с.143-144].

Русская литература второй половины ХIХ в., по мнению культуролога И.В. Кондакова, по существу стала гражданской трибуной, осуществлявшей универсальную функцию посредством интеграции различных отраслей русской культуры в одно целое.

Национальное самосознание российского общества в начале XX в. отражала система морально-правовых ценностей как общественных регулятивов поведения и отношения людей.

Как историческая предпосылка развитие основ гражданского общества в России в начале XX в. (институт самоуправления, система социальной помощи и социальной защиты, национальное самосознание) обусловило его субъектность как фактора социализации и актуализировало общественную потребность подготовки к деятельности в учреждениях самоуправления, общественных, профессиональных и политических союзах, благотворительных организациях.

Вместе с этим развитие основ гражданского общества в начале XX в. в России обусловило выделение духовности как регулятора поведения и отношений людей, адекватных общественному идеалу.

Таким образом, определение совокупности исторических предпосылок, сложившихся в России к началу XX в. и обусловивших становление социальной педагогики, позволяет выделить историческую специфику отечественного социально-педагогического знания, которую необходимо учитывать в теоретико-методологическом поиске современного этапа развития.
1   2   3   4


написать администратору сайта