соц педагогика. История развития социальной педагогики в России по учебной дисциплине Социальная педагогика
Скачать 214.54 Kb.
|
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА на тему: История развития социальной педагогики в России по учебной дисциплине: Социальная педагогика Введение В настоящее время для социальной педагогики в России характерен активный поиск определения своего предмета исследования. Вместе с тем этот поиск ученых - исследователей не всегда ведется с учетом исторической специфики отечественной социальной педагогики, которая помогает раскрыть ее своеобразие, дает понимание специфики современного этапа ее развития и перспектив. Уже в начале XX в. известный русский педагог П.Ф. Каптерев подчеркивал объективный характер влияния "суммы условий", "уклониться от которых невозможно". На современном этапе ученый - исследователь отечественной социальной педагогики А.В. Мудри к определяет объективные условия как "основные источники влияния макрофакторов на социализацию", подчеркивая их "рамочный характер": отсутствие самостоятельной роли, действие как компонентов совокупности, определяющей специфические особенности социализации [1, с.36]. Социальная педагогика понимается им как знание о социальном воспитании в контексте социализации. При этом под социализацией понимается, как правило, усвоение человеком ценностей культуры и социальных норм. Одной из исторических предпосылок, обусловивших специфику страны как фактора социализации, являлся ее ландшафт (внешний облик территории). Специфика ландшафта русской равнины, не имевшего "внутренних естественных преград", выступала, по мнению русских историков Д.И. Иловайского и В.О. Ключевского, естественной предпосылкой "народного единства" и "содействовала государственному объединению страны". Не приходится спорить о том, что жизнь людей в стране изменилась коренным образом, при этом имеющиеся в обществе ее оценки до сих пор весьма противоречивы, вплоть до противоположных. Изменения коснулись практически всех устоев нашей жизни, преобразив их кардинальным образом на разных уровнях: от индивидуальных условий жизнедеятельности конкретного человека до социальных основ общества и наоборот. Именно такие изменения вызвали к жизни новую отрасль науки и сферу практической деятельности - социальную педагогику. Естественно, что основой для такого ее зарождения стали, как и должно, лучшие образцы новых видов деятельности, новый опыт социальной и педагогической работы. Если раньше часть функций, связанных с организацией жизнедеятельности человека в социуме, выполняли представители разных профессий, то в новых условиях социально-педагогическая деятельность сосредоточилась в рамках профессионального влияния социального работника, специалиста по социальной работе, социального педагога, реализуясь в самых разнообразных вариантах и секторах социальной сферы. Появились новые профессии, началась подготовка кадров новых специализаций, развернулись новые направления научных исследований. Цель работы: изучить историю развития социальной педагогики в России. Задачи работы: . Изучить предпосылки зарождения социальной педагогики в России; 2. Проанализировать, как происходило развитие социальной педагогики в XX веке. Глава 1. Предпосылки развития социальной педагогики в России1.1 Зарождение социальной педагогики в России"Восточная половина Европы, - отмечал Д.И. Иловайский, - имеет вид сплошной однообразной равнины, пределы которой ограничиваются четырьмя морями (Белое, Балтийское, Черное, Каспийское) и тремя горными хребтами (Урал, Кавказ, Карпаты). Такая форма поверхности, не представляющая внутренних естественных преград, немало способствовала образованию на ней одного обширного государства" [2, с.110]. Сложность водной сети с разносторонними направлениями рек и взаимной близостью речных бассейнов, по мнению В.О. Ключевского, оказала сильное влияние на разделение общественного труда по местным естественным условиям. Обусловленность "особенностей народного хозяйства", "местных экономических типов" двумя основными почвенными областями и двумя ботаническими поясами он раскрыл в своих исторических работах. Вместе с этим В.О. Ключевский обосновал зависимость расположения "центра" Российского государства от ботанических и гидрографических особенностей русской равнины ("общий или основной ботанический и гидрографический узел на центральном алаунско-московском пространстве"). "Не случайно, - отмечал он, - именно верховья рек определили центр государственной территории, а ее окружность - их устья. Наша история пошла в достаточном согласии с естественными условиями: реки во многом начертали ее программу" [3, с.49]. Как историческая предпосылка ландшафт оказал влияние на специфику этноса как фактора социализации (формирование этнического стереотипа поведения). Этот аспект подробно разработан автором пассионарной теории этногенеза, историком Л.Н. Гумилевым, предложившим системную, а не функциональную связь человека и природы. "Ландшафт, - отмечает Л.Н. Гумилев, - действует на этнос принудительно. Каждый этнос представляет собой оригинальную форму адаптации человека в биоценозе ландшафта" [4, с.167-168]. По мнению Л.Н. Гумилева, этнос является природным явлением, выступающим на поверхности в социальной форме. Историческую специфику отношения русских к своей стране (территориальный аспект) раскрывает, по мнению культуролога И.В. Кондакова, самоназвание этноса - "русские". "Русские" в отличие от представителей других народов, национальностей, называющих себя именами существительными (немец, француз и т.д.), именуют себя именем прилагательным. В этом воплощается принадлежность высшему, сущему, самоценному - Русской-земле. "Люди, ее защищающие, обрабатывающие, любящие, пользующиеся ее милостями и покровительством, ее дети - русские, т.е. принадлежащие Руси, относящиеся к ней, составляющие в совокупности это целое (будучи ее составными частями, элементами). Русь (территория) первична; люди, включая их племенную, национальную, этническую принадлежность - вторичны, производим от Руси." [5, с.47-48]. Итак, как историческая предпосылка ландшафт первоначально обусловил историческое развитие страны как фактора социализации (единое государство, разделение труда) и специфику этноса как фактора социализации (этнический стереотип поведения) (способы адаптации), как одного из сущностных аспектов социализации. Важной исторической предпосылкой социализации являлись также природно-климатические условия России, определившие специфику общества как фактора социализации (тип технологии - экстенсивно-интенсивный), формы социальной организации (община, артель), специфику государственности (примат общего над частным), специфику этноса как фактора социализации (ментальность, формы жизнедеятельности (коллектив). Влияние природно-климатических условий на формирование "типа общества", "специфику государственности" убедительно показал историк Л.В. Милов. В частности, он раскрыл обусловленность коллективных форм хозяйственной деятельности (общины) экстенсивным способом земледелия, предполагавшим ежегодную смену участков обрабатываемой земли и связанную с этим "затрату громадных усилий целого коллектива" на обработку почвы. Система трехполья сохранила применение подсеки и перелога (коллективная расчистка леса, подъем целины). Низкая урожайность, являвшаяся следствием малоплодородия почв в сочетании с ограниченностью крестьянской запашки, слабой базой скотоводства на основной исторической территории России, обусловливали низкий объем совокупного прибавочного продукта. Изъятие определенной доли этого продукта для обеспечения потребностей государства сопровождалось использованием властными структурами особо жестких рычагов государственного механизма. Община, по мнению Л.В. Милова, являлась важным элементом быта, земледельческого производства крестьян. Влияние природно-климатических условий на этнические особенности психики русских и их жизнедеятельность раскрывается в философских работах Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, П.Я. Чаадаева, работах этнографа Ю.В. Бромлея, в трудах историков Г.В. Вернадского, В.О. Ключевского, Л.В. Милова, А.Ф. Петрушевского, А.П. Щапова, культурологов Д.С. Лихачева, И.В. Кондакова. "Растворимость" русского характера в природной среде, а отсюда необходимо обусловленную зависимость характера от природы выделял И.А. Ильин. "Россия поставила нас лицом с природой, - писал он. Она погрузила нас в эти колебания, растворила с ними, заставила нас жить их властью и глубиной." [6, с.10]. А.П. Щапов отмечал такие особенности мировосприятия русского народа, как натурально-реалистическое умонастроение, преобладание внешних и чувственных познавательных способностей, преобладание зрительной, слуховой и осязательной памяти, способность к сенсуальной восприимчивости, к легкому и быстрому схватыванию и усвоению наглядных образцов. Н.А. Бердяев обращал внимание на "соответствие между географией физической и географией душевной", "между необъятностью, безграничностью, бесконечностью русской земли и русской души". "В душе русского народа, - отмечал он, - есть такая же необъятность, безгранность, устремленность в бесконечность, как и в русской равнине" [7, с.8]. Еще одной исторической предпосылкой, обусловившей специфику страны как фактора социализации, являлось геополитическое положение России. Пограничное положение России между Востоком и Западом отражалось на проникновении, столкновении и освоении новых идей западной и восточной цивилизации. Н.А. Бердяев называл Россию "огромным Востоко-Западом". Специфику геополитического положения России выделял и историк В.О. Ключевский: "Россия переходная страна, посредник между двумя мирами. Культура неразрывно связала ее с Европой. Но природа положила на нее особенности и влияния, которые всегда влекли ее к Азии или в нее влекли Азию" [3, с.35]. Итак, как историческая предпосылка геополитическое положение России определило специфику страны как фактора социализации (открытость, амбивалентность, диалогичность и динамический компонент ценностей) и специфику этноса как фактора социализации (биологическая и культурная составляющая психики и поведения русского этноса). |