Главная страница

соц педагогика. История развития социальной педагогики в России по учебной дисциплине Социальная педагогика


Скачать 214.54 Kb.
НазваниеИстория развития социальной педагогики в России по учебной дисциплине Социальная педагогика
Дата13.04.2021
Размер214.54 Kb.
Формат файлаrtf
Имя файласоц педагогика.rtf
ТипКонтрольная работа
#194338
страница3 из 4
1   2   3   4


Глава 2. Развитие социальной педагогики в XX веке




2.1 Педагогическая предпосылка становления отечественной социальной педагогики



Педагогической предпосылкой становления отечественной социальной педагогики в начале XX в. явилось развитие отечественной социально-педагогической мысли во второй половине XIX - начале XX в.

В рамках нового философского направления (материализма) разрабатывал социально-педагогические идеи популярный публицист 60-х гг. Х1Х в.Д.И. Писарев. Цель воспитания он видел в том, чтобы сделать человека человеком, возвысить, облагородить, развить все его способности, вселить в него стремление ("лучшему, дать средства к совершенствованию. В воспитательном процессе он выделял прямое влияние (советы, наставления, приказания) и косвенное влияние (влияние личности на окружающих ее людей).

Д.И. Писарев подчеркивал обусловленность эффективности воспитания организацией предметно-пространственной среды. "Нужно, чтобы вся обстановка воспитания, - отмечал он, - была заранее обдумана; в ней не должно быть случайностей, не должно быть таких предметов или происшествий, которые, оказывая на ребенка косвенное влияние, могли бы разрушить дело воспитателя и возбудить в ребенке мысли и чувства, вредящие гармоническому развитию его характера" [1, с.91].

Основополагающим принципом воспитания Д.И. Писарев считал самодеятельность. Он полагал, что успех работы с детьми будет определяться развитием их самодеятельности. Значимую роль в выработке "разумного миросозерцания" Д.И. Писарев отводил журналистике, литературе, которые должны были, по его мнению, "гуманизировать среднее сословие".

Проблема философского понимания и осмысления русской жизни была поставлена в 60-е гг. Х1Х в.Н.И. Пироговым. Общечеловеческий идеал, сформулированный Н.И. Пироговым, был идеалом человека-гражданина, связанного с интересами своей страны, признающего себя человеком общественным. Для осуществления этой цели, по мнению Н.И. Пирогова, необходима связь школы с жизнью ("примирение с жизнью"). Задачу школы он видел в создании условий для бесконечного и всестороннего развития. Н.И. Пирогов подчеркивал значимость развития нравственных убеждений ("внутреннего человека"). Принцип уважения личности, знание законов развития детей в процессе воспитания представлялись ему непреложными [2].

Н.И. Пирогов раскрыл содержательную сущность социально-педагогического процесса: "приспособление" и "своя самостоятельность". Выделяя аспект "приспособления", он отмечал бессознательное, а также руководимое "собственным благом" стремление человека приспособиться к "данному обществом направлению". В то же время он подчеркивал необходимость сохранения своей "внутренней самостоятельности" [3, с.30-31]. К факторам воспитания Н.И. Пирогов относил природу, жизнь, науку, "школьные товарищества", развивающие, по его мнению, "корпоративный дух".

Н.И. Пирогов подчеркивал историческую необходимость и значимость социально-педагогической функции университетов, заключающуюся в просвещении края и общества. В этой связи он сформулировал принципы университетской деятельности: автономность и общественность. Конкретные задачи просветительской деятельности университетов Н.И. Пирогов видел в "развитии общественного мнения", "разъяснении интересующих общество вопросов", "распространении более здравых понятий" [4, с.471].

Общественный характер педагогики во 2-й половине Х1Х века был разработан К.Д. Ушинским. Проблемы, поставленные Н.И. Пироговым, получили развитие в педагогических работах К.Д. Ушинского. К.Д. Ушинский выделил общественный аспект воспитания как имманентный компонент жизни народа. "Воспитание существует в русском народе столько же веков, - писал он, - сколько существует сам народ, с ним родилось, с ним выросло, отразило в себе всю его историю, все его лучшие и худшие качества. Это почва, из которой вырастали новые поколения России, сменяя одно другим" [5, с.482].

К.Д. Ушинский выделил объективно-закономерный, исторический характер общественного воспитания. Общественное воспитание, по его мнению, не решало само вопросов жизни, не вело за собой историю, но следовало за ней. Сам народ и его великие люди, подчеркивал К.Д. Ушинский, прокладывают дорогу в будущее: воспитание только идет по этой дороге и, действуя заодно с другими общественными силами, помогает идти по ней отдельным личностям и новым поколениям.

В целостном социально-педагогическом процессе К.Д. Ушинский выделил "непреднамеренных воспитателей", "преднамеренную воспитательную деятельность" и "саморазвитие человека". Он раскрыл сущностное содержание социально-педагогического процесса:". Мы ясно сознаем, что воспитание, в тесном смысле этого слова, как преднамеренная воспитательная деятельность - школа, воспитатель и наставники. вовсе не единственные воспитатели человека и что столь же сильными, а может быть и гораздо сильнейшими воспитателями его являются воспитатели не:

преднамеренные: природа, семья, общество, народ, его религия и его язык, словом, природа и история в обширнейшем смысле этих обширных понятий. Однако же и в самых этих влияниях. многое изменяется самим же человеком в его последовательном развитии и эти изменения выходят из предварительных изменений в его собственной душе." [6, с.167]. Система общественного воспитания, по мнению К.Д. Ушинского, обусловлена характером и историей народа. Основой общественного воспитания он считал принцип народности. "Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным" [7, с.160], - подчеркивал он. В ряду факторов общественного воспитания К.Д. Ушинский называет общественную среду. "Люди родятся, растут. воспитываются в той жизненной среде, где они живут и из которой льются в душу их разнообразнейшие влияния" [5, с.432]. В контексте этого он подчеркивал необходимость изучения окружающих человека условий: семьи, общества, народа, человечества, класса.

К.Д. Ушинский обращал внимание на природный и духовный компоненты характера человека. По его мнению, природный компонент "коренился в телесном организме человека", духовный - вырабатывался "влиянием воспитания и "обстоятельств". "Оба эти элемента, - подчеркивал К.Д. Ушинский, - не остаются между собой изолированными, но взаимно действуют друг на друга и из этого взаимного воз-; действия прирожденных наклонностей и приобретаемых в жизни убеждений и привычек возникает характер" [8, с.122]. Значимым средством общественного воспитания он определял общественное мнение, являвшееся "прочной основой всяких улучшений в деле воспитания".

По требованию этой социальной педагогики не только дети, но и сами отцы и матери современные поколений уже не должны ограничиваться одним школьным образованием и пассивным восприятием готовых идей, а должны сами постоянно работать мозгом, постоянно умственно воспитываться, развиваться, вырабатывать лучшие или высшие идеи, убеждения и чувства." [9, с.419].

А.П. Щапов отмечал "косвенные воздействия и последствия" государственных, политических, юридических, общественно-бытовых учреждений на "умственное развитие и направление" русского народа, указывал на значимость жизненного опыта в процессе социального развития; выделял роль рабочих ассоциаций и артелей, представлявших формы "воспитательно-образовательной культуры" и "гуманизации", способствующих развитию "высших понятий и чувств кооперативной взаимности и солидарности" [10, с.637].

А.П. Щапов обращал внимание на необходимость естественнонаучного образования, которое рассматривалось им как компонент воспитательно-образовательной культуры и, в этой связи, как необходимое условие развития русского народа. В контексте этого он подчеркивал важность социально-экономического образования. Задачу образования "экономических деятелей-борцов" он возлагал на реальные, политехнические школы. Убеждение в необходимости такого образования, по его мнению, должно было дать воспитание.

В начале XX в. практическую направленность образования и необходимость естественнонаучного знания выделял Д.И. Менделеев. "Русское образование - подчеркивал он, - должно быть жизненным и реальным" [11, с.67]. Необходимость практической направленности образования и воспитания он объяснял государственной и общественной потребностью, определяемой временем, всем ходом мирового развития. В контексте этого он подчеркивал приоритет общественных целей образования. "Учить надо не для личных, а для общественных целей" [там же, с.63].

Д.И. Менделеев акцентировал внимание на значимой роли государственных школ в процессе социального воспитания: "Государственные школы всех порядков должны научать и воспитывать в общественности" (там же). Общественность в понимании Д.И. Менделеева - это согласованность с окружающим [там же, с.72].

Подчеркивая значимую роль школы, Д.И. Менделеев писал, что "школа составляет громадную силу, определяющую быт и судьбу народов и государств, смотря по основным предметам и принципам, вложенным в систему школьного образования. Если же чего-либо не развили при посредстве школ, расцвета того не ищите в массе даже просвещеннейших." [там же, с.56,59]. Вместе с тем Д.И. Менделеев полагал, что завершение образованию дает только сама жизнь и сознательная самодеятельность каждого.

Развитие социально-педагогической мысли России второй половины Х1Х в. было связано и с именем педагога В.Я. Стоюнина. Базисным принципом образования, определяющим развитие "человеческих и гражданских интересов" в учебном заведении, по мнению В.Я. Стоюнина, должен быть принцип гуманитаризации образования, предполагающий приоритет "словесных и исторических наук", призванных развивать "сочувствие к интересам человеческим и гражданским" и в этой связи обусловливать умственное, нравственное, эстетическое развитие. Основанием изучения отечественной истории, литературы В.Я. Стоюнин считает народность, назначение которой он видит в сближении с интересами и идеалами народной жизни.

Ярким представителем социально-педагогической мысли России второй половины XIX в. являлся Н.В. Щелгунов, обращавший внимание на значимую роль общественных условий в процессе воспитания: "Воспитывает общий тон, царящий в жизни и зависящий от тех общественных условий, которые создают в каждой стране известные типы и группы людей, обнаруживающие свое воздействие на все подрастающее и растущее" [13, с.52]. Н.В. Щелгунов отмечал значимость государственного устройства в процессе воспитания, являвшегося, по его мнению, "высшим руководителем", влияющим на специфику семейного и школьного воспитания. Особо выделялась Н.В. Щелгуновым социализирующая функция семьи, которая, являясь "микрокосмом общества", должна, по его мнению, воспитывать для общества. Н.В. Щелгунов подчеркивал значимую роль семьи в эмоциональном развитии ("воспитании чувств"), в формировании ценностных ориентации. Вместе с тем он обращал влияние на специфику стиля социализации, обусловленную социально-профессиональным статусом слоев.

Н.В. Щелгунов обращал внимание на роль книг, чтения в процессе общественного воспитания. Он полагал, что книги открывают душу ребенка в сторону общечеловеческих ценностей. Журналистику, газетную печать Н.В. Щелгунов считал воспитательным средством, формирующим общественное мнение, он выделял проблему развития детской журналистики. "Главными воспитательными агентами" Н.В. Щелгунов считал школу и семью. В этой связи он подчеркивал необходимость их взаимодействия. Общественное воспитание он рассматривал условием социального творчества и готовности ребенка к предстоящей общественной жизни.

Таким образом, общественный характер педагогики во 2-й половине Х1Х века был разработан К.Д. Ушинским. Проблемы, поставленные Н.И. Пироговым, получили развитие в педагогических работах К.Д. Ушинского. К.Д. Ушинский выделил общественный аспект воспитания как имманентный компонент жизни народа.
1   2   3   4


написать администратору сайта