Главная страница
Навигация по странице:

  • Список литературы

  • соц педагогика. История развития социальной педагогики в России по учебной дисциплине Социальная педагогика


    Скачать 214.54 Kb.
    НазваниеИстория развития социальной педагогики в России по учебной дисциплине Социальная педагогика
    Дата13.04.2021
    Размер214.54 Kb.
    Формат файлаrtf
    Имя файласоц педагогика.rtf
    ТипКонтрольная работа
    #194338
    страница4 из 4
    1   2   3   4


    2.2 Разработка и решение практических социально-педагогических проблем



    Необходимость теоретической разработки и практического решения социально-педагогических проблем подчеркивалась во второй половине Х1Х - начале XX в.Л.Н. Толстым. Он обращал внимание на существование "бессознательного воздействия" (влияния) и "сознательного воздействия" (влияния), определяющих развитие человека, а также его саморазвитие. В работе "О задачах педагогии" он отмечал: "Человек развивается сам под бессознательным влиянием людей и всего существующего, и человек развивается под сознательным влиянием других людей" [15, с.37]. Более развернуто Л.Н. Толстой изложил эту проблему в работе "О свободной школе".

    Предметом историко-педагогического исследования Л.Н. Толстой выделял "бессознательную педагогию", т.е. культуру общества, определяющую как развитие людей, так и развитие воспитательно-образовательных средств. Л.Н. Толстой выделил исходные положения, определившие разработку социальной педагогики. "Всякая среда законна" [там же, с.39], - подчеркивал он.

    Следствием этого явилаcь постановка проблемы педагогики среды. Наряду с этим Л.Н. Толстой обращал внимание на исторический характер образования и воспитания. Он подчеркивал обусловленность школы законами общественного развития, характером государственного устройства и в этой связи достоинство школы определяется знанием и соответствием законам общественного развития, а также ее адекватностью государственному устройству.

    Условием возможной организации, по мнению Л.Н. Толстого, должно стать общественное мнение, разделяющее данную идею. Социально-педагогические основы организации и функции школы в сельском социуме разрабатывались во второй половине Х1Х-начале XX в. Н.Ф. Бунаковым.

    Организация школы, по мнению Н.Ф. Бунакова, должна определяться "знанием русского человека", "естественными условиями страны", "народно-общественными идеалами данного времени". "Знание и понимание не только человека вообще, но и человека именно русского с его народными особенностями, с народным складом ума, с народными идеалами, верованиями, упованиями, зависящими как от естественных условий страны, так и от своеобразного пути его постепенного исторического развития" [16, с.99].

    В системе социально-педагогического знания Н.Ф. Бунаков обращал внимание на значимости наук, "имеющих своим содержанием изучение человека", а также наук, изучающих "явления, факты, отношения человеческой жизни". В этой связи он отмечал, что "теория учебно-воспитательного дела", используя данные этих наук, должна "изложить частные правила для практической деятельности, направленной на достижение "человеческого совершенства, как оно понимается в данное время и в среде данной народности, при господствующих народно-общественных идеалах и потребностях" [там же, с.96].

    Социальный характер школы, по мнению Н.Ф. Бунакова, определяется тем, что школа готовит детей "не для одиночной жизни на необитаемом острове", а для общественной жизни. Организация школы, ее порядки представлялись Н.Ф. Бунакову условиями социального воспитания. "Школа как общество, - подчеркивал он, - научает людей одной очень важной науке - жить с людьми, подчинять свои личные интересы общим" [там же, с.299]. Социально-педагогическую функцию сельской школы Н.Ф. Бунаков видел в том, чтобы "вносить известное количество света в народную жизнь". Специфика сельского социума, по мнению Н.Ф. Бунакова, необходимо обусловливает "живое общение школы с местным населением", "доброжелательство и уважение со стороны школы к местным людям" [17, с.108-109].

    Таким образом, развитие социально-педагогической мысли России во второй половине Х1Х - начале XX в. способствовало разработке принципов социального воспитания (связь школы с жизнью; культуросообразность воспитания; практическая направленность; соответствие школы форме государственного устройства и др.). Вместе с этим определялись условия социального воспитания: воспитательные организации, естественнонаучное образование, организация предметно-пространственной среды и др. Выделялись факторы социального развития: природа, народ, общество, государство, семья, общество сверстников. В научный оборот вводятся понятия: "социальная педагогика", "воспитательная система", "воспитательный принцип", "воспитательные агенты", "среда", отразившие начало формирования понятийного аппарата отечественной социальной педагогики.

    Наряду с развитием отечественной социально-педагогической мысли второй половины Х1Х-начала XX в. значимой педагогической предпосылкой становления социальной педагогики явилось развитие общественно-педагогического движения. Центрами научно-педагогических исследований во второй половине Х1 Х-начале XX в. становятся общества, организации, кружки, создававшиеся инициативой педагогической общественности. Побудительным фактором развития общественно-педагогического движения во второй половине Х1Х в. явилась статья Н.И. Пирогова, вынесшего вопросы воспитания в сферу общественного интереса.

    В 1860 г. основывается Петербургское педагогическое общество (председатель П.Г. Редкий, секретари И.О. Паульсон, Н.Х. Вессель), задачей которого являлось изучение и исследование вопросов, связанных с воспитанием и обучением. Вместе с тем общество должно было способствовать сближению отечественных педагогов и распространению новых педагогических понятий и сведений. В рамках общественно-педагогического движения 1905-1906 гг., наиболее ярко проявившего стремление к разработке научных основ педагогики, активно создавались педагогические общественные организации на различных основах: профессиональной, политической, узкоспециальной, национальной. Так возникли Всероссийский союз учителей и деятелей по народному образованию, социал-демократический союз деятелей по школьному и внешкольному образованию, а также латышский, татарский, еврейский и другие учительские союзы.

    Наряду с центральными действовали местные общественно-педагогические организации.

    Процесс создания общественных научно-педагогических организаций, кружков, обществ способствовал теоретической разработке вопросов общественного воспитания. Так, проблема общественного дошкольного воспитания исследовалась Петербургским обществом содействия дошкольному воспитанию (создано в 1907 г., председатели Н.В. Чехов, А.М. Калмыкова). В него входили известные педагоги-дошкольники Е.И. Иорданская, Н.Н. Реформаторский, Е.И. Соловьева, Е.И. Тихеева и др. Общество выпустило два сборника "Вопросы дошкольного воспитания" (СПб 1912-1913).

    В начале XX в. совет Петербургского родительского кружка начал издание "Энциклопедии общественного воспитания", общая редакция осуществлялась В.А. Волкович, П.И. Ковалевским, З.К. Столица, В.М. Чулицким. Это издание было нацелено на освещение вопросов педагогической подготовки ребенка к "роли общественного деятеля, участника общественной жизни", а также на распространение во всех слоях общества идей общественного воспитания.

    Распространению идей общественного дошкольного воспитания способствовала деятельность таких обществ, как Общества содействия дошкольному воспитанию детей в Петрограде, Киевского общества народных детских садов, Московского общества "Труд и отдых", Родительского кружка в Петербурге и др.

    Лига образования, созданная в 1907 г. и представлявшая свободный союз просветительных обществ и учреждений, занималась теоретической разработкой вопросов общего школьного образования (все ступени) и внешкольного образования, а также их практической реализацией путем создания учреждений, соответствующих ее целям.

    Педагогическим центром объединения педагогических сил общества во Агорой половине Х1Х в. стали педагогические журналы, издание которых начинается с 60-х гг.: "Русский педагогический вестник" под ред. Н.А. Вышнеградского (1857г), "Журнал для воспитания" под ред.А. А. Чумикова (1857г.), "Учитель" под ред. И.О. Паульсена, Н.Х. Вес-селя (1858 г.), журнал Л.Н. Толстого "Ясная поляна" (1861-1862 гг.), "Педагогический сборник" под ред.А.Н. Острогорского (с 1864 г.), "Вестник воспитания" (Москва) и "Русская школа" (Петербург) (90-е гг. XIX в.). На страницах этих журналов был представлен широкий спектр педагогических вопросов, в том числе и вопросы общественного воспитания. Наиболее радикальный характер публикаций отличал журнал "Свободное воспитание" под ред.И. И. Горбунова-Посадова. Авторами публикаций этого журнала были К.Н. Вентцель, Н.К. Крупская, Л.Н. Толстой, С.Т. Шацкий.

    Распространению идеи общественного воспитания, ее теоретической разработке, а также практической реализации способствовали педагогические съезды: I Общеземский съезд по народному образованию (1911 г.), сформулировавший в своих решениях цель общественного воспитания и общественно-педагогические принципы; I Всероссийский съезд по семейному воспитанию (1912-1913 гг.), поставивший проблему "социализации семейного воспитания" и принявший решение об учреждении научных институтов для изучения детей, организации детских клубов, детских площадок, детских народных садов, а также семейно-педагогических кружков, родительских кружков и обществ, обществ дошкольного воспитания; I Всероссийский съезд по народному образованию (1913 г.), принявший резолюции об организации общественного дошкольного воспитания путем учреждения народных детских садов, детских клубов, а также о введении трудового принципа в школьную систему воспитания и обучения, призванного содействовать гармоническому развитию личности.

    Педагогической предпосылкой, обусловившей становление социальной педагогики в начале XX в., явилось развитие внешкольного образования в конце Х1Х - начале XX в. Внешкольное образование, представленное воскресными школами, народными чтениями, народными библиотеками, народными театрами, показательными учреждениями, народными домами, повторительными, дополнительными курсами, предполагало образование взрослых и отличалось просветительным характером. Комплексными учреждениями, объединявшими все формы внешкольной просветительской работы в "одном помещении и в общей организации", являлись сельские народные дома.

    Сельские народные дома представляли культурно-просветительные центры с библиотекой-читальней, аудиторией. Основными формами внешкольной просветительной работы были лекции, беседы, спектакли, музыкальные и танце-г вальные вечера. Предполагалось, что сеть сельских народных домов в уезде будет представлять систему внешкольного образования, аналогичную школьной сети.

    Развитие внешкольного образования в конце Х1Х - начале XX в. осуществлялось на демократической (устранение сословности образования, введение всеобщего обучения) и гуманистической (главное в воспитании и образовании - "личность образуемого и воспитываемого") основах. Итак, как педагогическая предпосылка становления социальной педагогики в начале XX в. развитие внешкольного образования в конце Х1Х - начале XX в. дополнило государственную систему народного образования, расширив его социальную основу и возрастную категорию, обозначив тем самым характер дополнительного образования и просвещения как составляющих образования наряду с обучением. Это, в свою очередь, свидетельствовало о становлении воспитания как социального института, а также о расширении функциональною потенциала объекта социальной педагогики - социального воспитания.

    Педагогической предпосылкой, обусловившей становление социальной педагогики в начале XX в., явилось развитие детского и юношеского движения. Организация русского скаутского движения в начале XX в. в России была связана с именами А.К. Анохина, О.И. Пантюхова, О.Д. Петрова, В.А. Попова. Целями скаутского движения были "подготовка будущих граждан России", "заботливого и благожелательного отношения ко всем людям" (18, с.5). Ценностными основаниями определись любовь (к матери, Родине, природе, народу, ближним) и добро (ко всем людям). Первые отряды юных разведчиков были организованы в Р910 г. в Петрограде (О.И. Пантюхов) и в Москве (ГА. Зарченко). В последующем наблюдается процесс учреждения Обществ содействия организации юных разведчиков (1914 г. - Петроград, Москва), возникновение местных отрядов при учебных заведениях (Саратов, Астрахань, Батум, Пермь, Ставрополь, Одесса, Киев), возникновение отрядов юных разведчиц (герл-скаутов - Киев, Петроград).

    Таким образом, общественно-педагогическое движение второй половины Х1X - начала XX в. как педагогическая предпосылка становления социальной педагогики способствовало созданию исследовательских структур (научно-педагогических, просветительных обществ, кружков, организаций), занимавшихся разработкой теории социального воспитания; формированию общественного педагогического мнения по вопросам социального воспитания путем организации и проведения педагогических съездов; развитию общественного педагогического сознания посредством информационных носителей (педагогической литературы, педагогических журналов, печатной продукции педагогических обществ и кружков, сборники, энциклопедии, указатели, справочники).


    Заключение



    Таким образом, в развитии социальной педагогики в России можно выделить несколько предпосылок. Исторической предпосылкой являлось социально-экономическое развитие России к началу XX в. Основными тенденциями экономического развития общества в начале XX в. являлись: развитие промышленного и земледельческого производства; совершенствование машинной и земледельческой техники; развитие рыночной денежной системы; системы средств сообщения; расширение территории.

    В системе социальных отношений в начале XX в. была ослаблена сословность. Социально-экономическое развитие общества в начале XX в. обусловило необходимость организации общественных и государственных учреждений для детей рабочих, крестьян.

    Политическое развитие российского общества в начале XX в. характеризовалось активным процессом создания политических партий и союзов. Педагогическая составляющая как необходимый компонент политических программ, выдвигаемых различными политическими партиями и союзами в начале XX в., определяла в идеологическом плюрализме возможность выбора "социального заказа", а следовательно и разработки социальной педагогики как условия реализации "социального заказа".

    В 60-е гг. ХIХ в. в российском обществе возросло осознание необходимости широкого участия в деле попечения организованных общественных сил. В общественном сознании оформляется идея организованного общественного попечения на местах, ориентированного на потребности нуждающихся.

    Основными принципами организации системы социальной помощи и социальной защиты в России в начале XX в. являлись: децентрализация управления; индивидуализация социальной защиты и социальной помощи, предполагавшая преобладание открытых форм помощи и профилактические характера социальной работы; привлечение общественности к управлению и работе в социальных учреждениях; государственно-общественное стимулирование социальной помощи.

    Показателем развития основ гражданского общества в России в начале XX в. являлось становление национального самосознания, осуществлявшееся в рамках идейных течений ХIХ в. славянофильства, западничества, народничества, русской религиозной литературы, общественно-философской мысли.


    Список литературы



    1. Беляков В.В. Сиротские детские учреждения России. М., 1993.

    2. Бердяев Н.А. Русская идея. Харьков - М., 1999.

    . Василькова Ю.В. Социальная педагогика. М., 1999.

    . Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. М., 1999.

    . Веселовский Б. История земства за сорок лет. В 4 т. СПб., 1911, т.4.

    . Вульфсон Б.Л. Проблемы европейского воспитания // Педагогика. - 2000. - №2. - С.71-81.

    . Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. М., 1993.

    . Джуринский А.Н. Реформы зарубежной школы. Надежды и действительность.М., 1989.

    . Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика. М., 1991.

    . Димова И. Русские благотворительницы // Учительская газета. 1992. № 9.

    . Достоевский Ф.М. Дневник писателя // Русская идея: историческое прошлое и проблема возрождения. Сборник статей. М., 1995.

    . Иловайский Д.И. Очерки отечественной истории. М., 1995.

    . Ильин И. А О России. М., 1996.

    . Институты самоуправления: историко-правовое исследование. М., 1995.

    . Каптерев П.Ф. История русской педагогики, гл. ХХYIII // Педагогика, 1997, № 5.

    . Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. В 3 кн. М.,-1993, кн.1.

    . Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997.

    . Мудрик А. Социальная педагогика. М., 2000.

    . Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания. М., 1984.

    . Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., 1999.

    . Подласый И.М. Педагогика. М., 1996.

    . Поташник М.А., Вульфов Б.З. Педагогические ситуации. М., 1983.

    . Ржаницына Л.С. Социально-защитная функция государства и ее реализация // Семья в России, 1998. № 1. С.82-99.

    . Рубинштейнам Общественное или семейное воспитание // Вестник воспитания, 1915, № 4.

    . Рыбинский Е.М. Феномен детства в современной России. // Педагогика, 1996. - № 6. - С.14-18.

    . Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. М., 1995.

    . Цит. по: Итенберг Б.С. Российская интеллигенция и запад: Век Х1Х. Очерки. М., 1999.

    . Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие. - М. 2002

    . Шевандрин Н.И., Социальная психология в образовании. - Москва, 1995.

    . Энциклопедия социальной работы / Под ред. Л.Э. Кунельского и М.С. Мацковского. М., 1994
    1   2   3   4


    написать администратору сайта