Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.3. Правовая защита авторского права и смежных прав

  • Глава 3. Смежные права в современном российском законодательстве и их взаимосвязь с авторским правом

  • Авторские и смежные права. КУрсовая. Авторские и смежные права (курсовая для Военн. института, Сиб. История развития законодательства об авторском праве и смежных правах


    Скачать 218 Kb.
    НазваниеИстория развития законодательства об авторском праве и смежных правах
    АнкорАвторские и смежные права. КУрсовая
    Дата22.04.2023
    Размер218 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаАвторские и смежные права (курсовая для Военн. института, Сиб.АГ.doc
    ТипЗакон
    #1080831
    страница2 из 4
    1   2   3   4

    2.2. Объекты и субъекты смежных прав
    Объектами смежных прав являются фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного и кабельного вещания. Фонограмма - это любая, но исключительно звуковая запись исполнении или иных звуков: песен, музыки, голосов людей, птиц или животных, природных шорохов, шумов и скрипов: деревьев, трав, ветра или морского прибоя.

    Несколько сложнее определение понятия исполнения, под которым понимается представление произведений, фонограмм, а также других исполнений посредством игры, декламации, пения, танца в контакте с аудиторией (так сказать, "в живом виде", "живьем") или с помощью технических средств (теле- и радиовещания, кабельного телевидения и т.п.). Кроме того, исполнением признается показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности (с сопровождением или без сопровождения звуком).

    Иными словами, чтобы исполнить, к примеру, театральную пьесу, актерам надо сыграть (изобразить, представить и т.п.) роли ее героев. При этом если по ходу спектакля героями пьесы окажутся играющие актеры, т.е. театральные исполнители, исполнители пьесы одновременно должны в своем исполнении изобразить и их игру.

    Постановкой признается одна из форм исполнения. Поэтому понятием исполнения охватывается также и постановка определенных произведений. При этом важно подчеркнуть, что смежные права исполнителей начинают действовать, только если "живое" исполнение записывается либо передается по каналам эфирного или кабельного вещания.

    Передачи организаций эфирного и кабельного вещания - это набор звуковых и изобразительных сигналов, посылаемых в эфир непосредственно или через спутник Земли либо иным образом, в том числе при кабельном вещании - посредством кабеля, провода, оптического волокна и т.п. Под передачей организации эфирного или кабельного вещания как объектом смежных прав понимается передача, созданная самой организацией или по ее заказу за счет ее средств другой организацией.

    В отличие от игры артистов-исполнителей звукозаписи и передачи организаций эфирного и кабельного вещания, будучи плодом не только и не столько умственного, сколько физического труда, не отражают особой творческой оригинальности их создателей. Тем не менее мировая практика показала, что дополнительное поощрение и создателей фонограмм и вещательных организаций вполне оправданно. Оно способствует повышению качества данных продуктов человеческого труда1.

    Использование фонограмм и ретрансляция программ вещательных организаций расширяют аудиторию, воспринимающую исполнителей. Одновременно усиливается эффект воздействия на аудиторию: мастерски сделанные фонограммы, позволяют, к примеру, певцам вести себя на сцене более раскованно, танцевать, изящно передвигаться по зрительному залу, вовлекая в "соисполнение" слушателей, создавая у них праздничное настроение и превращая заурядный концерт в подлинный спектакль ("шоу").

    Субъектами смежных прав являются исполнители, производители фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания. В качестве исполнителей прежде всего выступают артисты: актеры, певцы, музыканты, танцоры и другие лица, исполняющие произведения литературы или искусства, в том числе эстрадные, цирковые или кукольные номера. В число исполнителей входят также режиссеры-постановщики спектаклей и дирижеры.

    Производителями фонограмм называются лица, осуществляющие звуковую запись исполнения или иных звуков на любом материальном носителе. В свою очередь, под записью понимается фиксация звуков с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, например в форме кассеты или компакт-диска, позволяющих осуществлять неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение данных звуков.

    Производителем фонограммы может быть как юридическое, так и физическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую звуковую запись исполнения или иных звуков. При отсутствии доказательств иного производителем фонограммы признается лицо, имя или наименование которого обозначено на фонограмме и (или) содержащем ее футляре обычным способом.

    Под организациями эфирного и кабельного вещания понимаются радиостанции, телевизионные компании (ОРТ, НТВ и т.п.), различные государственные и частные компании, ведущие передачи по каналам кабельного телевидения, как правило, за дополнительную абонентную плату.
    2.3. Правовая защита авторского права и смежных прав
    Установленные законом авторские и смежные права иногда нарушаются и нуждаются в защите. Обычно нарушители, в качестве которых выступают как физические, так и юридические лица, незаконно изготавливают и распространяют экземпляры, т.е. копии произведений и фонограмм на различных материальных носителях. Указанные копии именуются контрафактными экземплярами. К их числу относятся не только копии, сделанные в Российской Федерации, но и экземпляры охраняемых в Российской Федерации произведений и фонограмм, незаконно, т.е. без согласия правообладателей, импортируемые в Россию из страны, в которой они либо никогда не охранялись, либо уже перестали охраняться.

    За нарушение авторских и смежных прав установлена гражданская, уголовная и административная ответственность. Учитывая рост числа нарушений авторских и смежных прав, закон устанавливает широкий круг как способов защиты, так и органов, уполномоченных осуществлять защиту данных прав.

    В зависимости от характера нарушения обладатели авторских и смежных прав могут требовать от нарушителей признания своих прав, восстановления положения, существовавшего до нарушения, прекращения действий, нарушающих права или создающих угрозу их нарушения. Например, право на защиту возникает не только после выпуска на рынок контрафактных фонограмм, но и в случае приобретения и настройки потенциальным нарушителем оборудования, необходимого для их копирования в коммерческих целях.

    Поскольку гражданская ответственность имеет компенсационный (восстановительный) характер, нарушители обязаны возместить убытки правообладателя. Учитывая объективные трудности подсчета этих убытков, закон предоставляет правообладателю по своему выбору альтернативно требовать либо возмещения убытков, включая упущенную выгоду, либо взыскания дохода, полученного нарушителем, либо выплаты компенсации в сумме от 10 до 50 000 минимальных размеров оплаты труда, установленной по усмотрению суда. Помимо возмещения убытков, взыскания дохода или выплаты компенсации в твердой сумме суд может взыскать с нарушителя штраф в размере 10% от суммы, присужденной в пользу истца, с направлением его в доход соответствующего бюджета.

    Во избежание незаконного использования контрафактных экземпляров произведений или фонограмм они подлежат обязательной конфискации по решению суда или судьи единолично, а также арбитражного суда. Конфискованные экземпляры уничтожаются, кроме случаев их передачи обладателю авторских или смежных прав по его просьбе. Кроме того, может быть вынесено решение о конфискации материалов и оборудования, используемых для изготовления и воспроизведения контрафактных экземпляров.

    Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно присвоение авторства, если эти деяния причинили крупный ущерб либо совершены неоднократно либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, влекут наказание в соответствии со ст. 146 УК РФ.

    Ряд нарушений авторских и смежных прав влечет административную ответственность. В соответствии со ст. 150-4 ранее действовавшего Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (КоАП) ответственность наступает в случае продажи, сдачи в прокат или иного использования в коммерческих целях экземпляров произведений или фонограмм при наличии любого из следующих трех условий:

    1) экземпляры являются контрафактными;

    2) на экземплярах указана ложная информация об их изготовителях и о местах их производства, а также иная информация, которая может ввести в заблуждение потребителей;

    3) на экземплярах произведений или фонограмм уничтожен либо изменен знак охраны авторского права или смежных прав, проставленный правообладетелем.

    С 1 июля 2002 г. вступил в силу новый Кодекс РФ об административных правонарушениях1 (далее - КоАП), в котором тематика охраны объектов интеллектуальной собственности несколько расширена. Прежде всего следует назвать ст.7.12 КоАП ("Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав"). В соответствии с этой нормой административное взыскание налагается в случаях ввоза, продажи, сдачи в прокат или иного незаконного использования экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными в соответствии с законодательством России об авторском праве и смежных правах либо на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторских и смежных прав, а равно если имеет место иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода.

    Анализ статьи показывает, что административная ответственность наступает не только в случаях, когда речь идет о распространении и изготовлении контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, но и при введении потребителей в заблуждение. Ложная информация о происхождении материальных носителей произведений или фонограмм, а также ложные сведения о правообладателе в значительной степени затрудняют борьбу с интеллектуальным пиратством. Следует учитывать, что даже если на материальном носителе находится неохраняемое авторским правом произведение, но на буклете указаны ложные сведения об изготовителе или месте производства, то действия по распространению такой продукции являются административным правонарушением. Указанная статья защищает как обладателей авторских и смежных прав, так и потребителей. Штраф, предусмотренный за подобные действия, для граждан составляет от 15 до 20 минимальных размеров оплаты труда (далее - МРОТ), для должностных лиц - от 30 до 40 МРОТ, а для юридических лиц - от 300 до 400 МРОТ с конфискацией контрафактных произведений и фонограмм, материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения.

    Нарушение авторских и смежных прав (ст.17.2 КоАП) сопровождается обычно рядом сопутствующих правонарушений. Без особых сложностей может применяться на практике ст.14.5 КоАП. Она предусматривает ответственность за продажу интеллектуального продукта без документов, содержащих сведения об изготовителе или о продавце. На реализацию контрафактной продукции не могут быть законно выданы документы. Следовательно, при наличии накладных в пункте продажи на подобные изделия необходимо учитывать, что документы выданы ошибочно, либо получены обманным путем, либо являются поддельными.

    Состав ст.14.4 КоАП предусматривает наступление ответственности в случае, если производится продажа товаров ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил. Следует обратить внимание на то, что продукция в большинстве своем имеет низкое качество и не соответствует требованиям стандартов, техническим условиям и образцам (эталонам) по качеству, комплектности и упаковке.

    При осуществлении охраны объектов интеллектуальной собственности может быть применена и ст.14.7 КоАП ("Обман потребителей"). Ответственность наступает при введении в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара или иной обман потребителей. Например, продавец реализует контрафактные магнитные носители с программным обеспечением, записанные в домашних условиях, выдавая их за легальные, записанные на специальной аппаратуре и в специальном помещении. При этом незаконно используется информация с легального буклета, что вводит потребителя в заблуждение.

    Нарушение авторских и смежных прав тесно связано с незаконным использованием чужого товарного знака (ст.14.10 КоАП). Собственно контрафактные изделия и их упаковка в большинстве случаев полностью копируют лицензионные экземпляры произведений, в том числе на них незаконно переносятся товарные знаки правообладателя. Присутствие таких знаков на контрафактной продукции причиняет материальный и моральный ущерб правообладателю, а также вводит в заблуждение потребителя1.

    При перемещении контрафактной продукции через таможенную границу помимо таможенного контроля, либо с сокрытием от него путем использования тайников, иных способов или путем придания одним товарам вида других, либо с представлением поддельных документов и т.п. может применяться ст.16.1 КоАП.

    Иногда лица, производящие контрафактную продукцию, сотрудничают с типографиями, которые в свою очередь нарушают ст.13.22 КоАП, печатая буклеты для нелегальных компакт-дисков, аудио- и видеокассет без выходных данных.

    Кроме КоАП административная ответственность предусматривается и в других нормативно-правовых актах. Так, Законом РФ от 22 марта 1991 г. "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" предусмотрена ответственность за недобросовестную конкуренцию, связанную с нарушением исключительных прав авторов и иных правообладателей. Представляется, что под недобросовестным коммерческим поведением в сфере интеллектуальной собственности следует понимать предпринимательскую деятельность, связанную с незаконным использованием чужих творческих результатов с целью добиться успеха в конкурентной борьбе.

    Неисполнение в подобных случаях соответствующего предписания антимонопольного органа, т.е. уклонение от исполнения, частичное исполнение или несвоевременное исполнение в соответствии со ст.ст.23 и 24 Закона от 22 марта 1991 г. влекут за собой ответственность в виде штрафа в размере до 100 МРОТ за каждый день просрочки, но не более 25 000 МРОТ. При этом должностные лица организаций могут быть подвергнуты персональной административной ответственности за невыполнение предписания антимонопольного органа в установленный срок в виде штрафа в размере от 40 до 50 МРОТ (ч.2 ст.19.5 КоАП).

    Важной новеллой в сфере авторских и смежных прав является предоставление суду, в необходимых случаях судье единолично, а также арбитражному суду возможности вынесения определения о запрещении ответчику либо предполагаемому нарушителю авторских или смежных прав совершать определенные действия. В частности, нарушителю, в том числе предполагаемому, может быть запрещено изготавливать, продавать, сдавать в прокат, импортировать, хранить или владеть с целью выпуска в гражданский оборот экземпляры произведений и фонограмм, в отношении которых лишь предполагается, что они являются контрафактными. Те же судебные органы могут вынести определение об аресте и изъятии всех экземпляров произведений и фонограмм, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также материалов и оборудования, предназначаемых для их изготовления и воспроизведения.

    Новейшее законодательство ужесточает превентивные меры воздействия на всех правонарушителей в области авторских и смежных прав, включая сокрытие контрафактных экземпляров и орудий их производства. При наличии достаточных данных о нарушении прав орган дознания, следователь, суд или судья единолично не только вправе, но и обязан принять меры для розыска и наложения ареста на предположительно контрафактные экземпляры, а также на материалы и оборудование для их изготовления. При необходимости все эти предметы изымаются и передаются на ответственное хранение.

    Глава 3. Смежные права в современном российском законодательстве и их взаимосвязь с авторским правом
    Действующее российское законодательство выделяет следующие категории объектов смежных прав: а) исполнения и постановки; б) фонограммы; в) передачи организаций эфирного вещания; г) передачи организаций кабельного вещания (ст.37, 38, 40, 41 ЗоАП). Как видим, отечественный законодатель включил в число объектов смежных прав передачи кабельного вещания, но исключил из данного перечня видеозаписи.

    В отличие от первоначальных авторских прав, субъектом которых может стать любое физическое лицо, способное создавать произведения, первоначальные смежные права возникают у ограниченного круга лиц - исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного и кабельного вещания. Все иные обладатели смежных прав получают их только в порядке правопреемства. Причем в отношении исполнения и постановки первоначальные смежные права имеют только исполнители, в отношении фонограммы - только ее производители, в отношении передачи эфирного вещания - только организация эфирного вещания, в отношении передачи кабельного вещания - только организация кабельного вещания.

    Данное обстоятельство необходимо иметь в виду при анализе содержащегося в абз.10 ст.4 ЗоАП определения исполнения, согласно которому исполнением является представление произведений, фонограмм, исполнений, постановок посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении или с помощью технических средств (телерадиовещания, кабельного телевидения и иных технических средств); показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности (с сопровождением или без сопровождения звуков).

    Как следует из данного определения, исполнение может осуществляться не только гражданами-исполнителями, но и иными лицами, в том числе организациями эфирного и кабельного вещания. Однако объектом смежных прав является не любое исполнение, а лишь осуществленное физическим лицом-исполнителем. Что касается организаций эфирного и кабельного вещания, то результат их деятельности может стать объектом их первоначальных смежных прав только в том случае, если данный результат является передачей организации эфирного или кабельного вещания, т.е. передачей, созданной самой организацией эфирного или кабельного вещания, а также по ее заказу за счет ее средств другой организацией (абз.15 ст.4 ЗоАП).

    Рассматривая взаимосвязь авторских и смежных прав, С.А. Чернышева отмечает, что им свойственна пограничность, проявляющаяся в том, что авторские и смежные права вытекают из результатов творческой деятельности; авторские права связаны с созданием произведений науки, литературы, искусства; смежные - с их использованием путем исполнения, постановки, создания фонограммы, передачи в эфир или по кабельному вещанию1.

    А.П. Сергеев указывает на то, что "существенной особенностью большинства смежных прав является их производность и зависимость от прав создателей творческих произведений. Лишь в тех случаях, когда исполняется, записывается на фонограмму или передается в эфир или по кабелю не охраняемое законом произведение либо объект, вообще не являющийся результатом творческой деятельности, смежные права носят самостоятельный характер..."2. Следует уточнить, что в том случае, когда исполняется объект, не являющийся результатом творческой деятельности и в силу этого не признающийся произведением, у исполнителя не возникает смежных прав, поскольку обязательным признаком исполнения как объекта смежных прав является то, что его предметом всегда является произведение литературы или искусства (абз.11 ст.4 ЗоАП).

    В статье 9 Римской конвенции 1961 г., к которой Россия до настоящего времени не присоединилась, договаривающимся государствам предоставляется возможность путем принятия внутреннего законодательства и подзаконных актов распространить охрану смежных прав в том числе на артистов, не исполняющих литературные и художественные произведения. М.М. Вальтер полагает, что данное положение Римской конвенции позволяет защитить смежные права артистов эстрады и цирка, а также спортсменов3. ЗоАП распространил охрану на лиц, демонстрирующих эстрадные, цирковые и кукольные номера, указав в абз.11 ст.4, что подобные выступления являются исполнением произведений искусства.

    В отношении смежных прав ЗоАП вводит пределы их осуществления, которые в определенной степени схожи с пределами осуществления прав авторов производных произведений. Так, согласно абз.2 п.1 ст.12 ЗоАП, переводчик (или автор другого производного произведения) пользуется авторским правом на созданное им произведение при условии соблюдения им прав автора произведения, подвергшегося переводу, переделке, аранжировке или другой переработке. Аналогичная норма сформулирована в п.3 ст.36 ЗоАП в отношении исполнителя: он осуществляет свои смежные права при условии соблюдения прав автора исполняемого произведения. Это означает, что автор производного произведения и исполнитель не вправе осуществлять или разрешать осуществлять использование результатов своей творческой деятельности, если при этом нарушаются права автора произведения, подвергшегося переработке, или автора исполняемого произведения.

    Что касается производителя фонограммы и организации эфирного или кабельного вещания, то, согласно абз.1 п.2 ст.36 ЗоАП, они вправе осуществлять свои смежные права только в пределах прав, полученных по договору с исполнителем и автором записанного на фонограмме или передаваемого в эфир или по кабелю произведения.

    Необходимо отметить, что если при создании объектов смежных прав в большинстве случаев используются произведения, то при создании отдельных видов произведений (в частности, аудиовизуальных), могут использоваться объекты смежных прав. Однако в настоящее время в ЗоАП отсутствует статья, обусловливающая осуществление авторских прав соблюдением смежных прав.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта